|
Теоретико-методологические основы современной французской социологии
Теоретико-методологические основы современной французской социологии
Теоретико-методологические основы современной
французской социологии
Максимов А.А.
Французская
социология сегодня - весьма неоднозначное явление. На современном этапе ее
развития (с конца 1960-х годов), после отступления структурализма и
эмпирико-диалектических концепций Ж. Гурвича (1894-1965), на первый план
выходят четыре основных теоретико-методологических направления, выявленные
наиболее видным исследователем современной французской социологии П. Ансаром:
генетический структурализм (Пьер Бурдье), методологический индивидуализм
(Раймон Будон), функционально-стратегический подход (Мишель Крозье) и
динамическая социология (Ален Турен). Для всех этих направлений характерен
определенный поход к анализу общественной жизни: так, П. Бурдье в своих работах
делает акцент на классовом разделении общества, выделяя социальные классы на
основе сходства индивидуальных "габитусов". Р. Будон в центр
социологического анализа ставит индивидуальное поведение, а также проблему
возникновения общественных явлений в процессе агрегирования индивидуальных
действий. При этом особая проблематика социологии Р. Будона - возникновение
новых социальных феноменов как "эмерджентных эффектов" действия, т.е.
эффектов, к которым актеры не стремились в свих действиях. М. Крозье основное
внимание уделяет изучению стратегий социальных актеров в условиях
принудительного воздействия структур в рамках бюрократических организаций.
Наконец, А. Турен, отталкиваясь от социологии труда, разработал концепцию
коллективного исторического действия и логически связанную с ней теорию
программируемого общества. Внимание П. Бурдье и А. Турена, таким образом,
сосредоточено прежде всего на анализе макросоциологических проблем (классы,
структуры, исторические типы обществ); М. Крозье и Р. Будон, напротив, тяготеют
к исследованию общественной жизни на микроуровне (индивидуальное поведение,
стратегии, взаимодействия). Вместе с тем, если П. Бурдье и Р. Будон строят свои
концепции на логически противоположных методологических принципах холизма и
индивидуализма соответственно, то для А. Турена и М. Крозье характерно
признание двойственности общественной жизни, где структурные ограничения и
индивидуальное поведение выступают как равнозначные элементы социальной
действительности.
Таким
образом, основной эпистемологической характеристикой французской
социологической науки на современном этапе (как, впрочем, и мировой социологии
в целом) является тесное переплетение исследовательских программ и подходов к
изучению общественных явлений.
Социологическая
концепция А. Турена в этом отношении являет собой один из наиболее ярких
примеров. Весьма показателен творческий путь А. Турена: его наиболее ранние
исследования касаются трудовых процессов в промышленности, то есть имеют
предметом микросоциологическую проблематику; затем, однако, Турен обращается к
изучению социальных движений, которое приводит его в итоге к проблеме
постиндустриального общества, а вслед за этим и к глобальному вопросу об
общественно-историческом развитии в целом. В методологическом плане социология
А. Турена, равно как и концепция М. Крозье, основана на синтезе микро- и
макросоциологических подходов, а точнее на диалектике холизма и индивидуализма:
не выдвигая в качестве первоосновы общественной жизни ни структурную, ни
индивидуально-деятельностную реальность, эти авторы стремятся к их
теоретическому синтезу.
Так,
разрабатывая концепцию самопроизводства общества, согласно которой общество
производит само себя посредством социально-исторического действия, а именно
борьбы коллективных социальных актеров за контроль над историчностью (то есть
за право определять ориентации развития общественной системы), А. Турен
постулирует двойственность социального мира, где "структура" и "действие"
(взаимодействие) выступают в качестве равнозначных элементов. В концепции М.
Крозье проблема диалектики "структуры" и "действия"
переносится в плоскость бюрократической организации, составляющей основу
современного общества, и основной вывод, предложенный М. Крозье, созвучен с
туреновским: "действие" и "структура" противостоят друг
другу, а организация представляет собой результат агрегирования рационального
индивидуального поведения, масштабы которого, однако, ограничены принудительным
воздействием структур. При этом немаловажно, что подход М. Крозье связан с
тотализирующей рефлексией.
В
заключение отметим, что в последние годы в среде французских социологов все
более отчетливо проявляется тенденция на исследование повседневных проблем
общественной жизни. В частности, большой популярностью в университетской среде
пользуется интерпретативная социология, зачастую ставящая в центр анализа
проблематику "социального воображаемого".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/
|