|
Социология молодежи
Социология молодежи
Социология молодежи
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна
и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические
особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи
и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в
постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру
общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и
переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных
ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового
сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла
не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом
повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического
знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего
становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных
в 20-е годы.
Именно в этот период в
ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы
социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления
исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов,
ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах
жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и
работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно
складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно
основания научного знания) и его методология— инструменты сбора и анализа
фактической информации.
В 80-е годы значительно расширяются направления исследований,
в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения
сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая
молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания
вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и
унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа
жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том
числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей
различными группами молодежи.
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В
социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи
как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н.
Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С.
Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное
продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X.
Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и
др.».[1]
Попытки реализации целостной программы гуманитарной
социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая
система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы
в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных
заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских
городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается
стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной
работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям,
сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко
гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное
образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены
уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без
достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление
социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой стороны,
коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни. Нормы и
ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.
Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и
практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном
развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи,
изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных
ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной
жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации
в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение
оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности
и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и
самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической
готовности к труду и к безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии
к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на
трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к
познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом,
раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической
группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и
социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных
ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических
исследований конкретные факты в различных сферах жизни.»[2]
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни
и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого
понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая,
учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения,
социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного
видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не
просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую
группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей
психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно
деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в
социальный механизм; с другой— со своей субкультурой, внутренней
дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.
Научный, социологический подход к молодежи как специфической
группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса
обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми
социологиями: это и военная социология, социология воспитания, города,
искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций,
медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного
мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи,
труда, управления, физической культуры и спорта.
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего
общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и
дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и
свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и
с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире:
урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного
возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в
России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во
всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных
условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений.
Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее.
Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен
в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей
развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ
закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности
молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но
здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых
условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе
это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке.
Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они
не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся
самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и
способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных
противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к
сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению.
Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная
общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От
того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее
общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности,
которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А
недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.
Очень часто приходится
слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что
наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую
очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество
нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без
которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс
обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого
потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и
непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на
повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И,
наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и
дела.
Итак, жизненные
ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому
актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить, каковы же эти ценности и
под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
[1]
Цит. по: Никольский Д. Социология
молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ http://www.romic.ru/referats/0703.htm, стр.5
[2]
Там
же, стр.6
|