Преподавание социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете
Преподавание социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете
Преподавание социологической теории в
Санкт-Петербургском государственном университете
Н. А. Головин
1. Концепция преподавания
Исторический,
теоретический и методологический аспекты единого процесса социологического
познания общества в условиях базового образования на факультете социологии
относятся к изучению основ специальности и изучаются в отдельных дисциплинах.
Предметом социологической теории как учебной дисциплины является логика
теоретического познания общества и ее результаты. Подчеркнутое различие
истории, теории и методологии социологии с самого начала изучения этих
дисциплин отражено в разных вопросах для самоконтроля и итоговых экзаменов.
Курс «Социологическая теория» читается на 2 году обучения на факультете
социологии Санкт-Петербургского государственного университета в объеме 100
академических часов (66 из них лекции и 34 семинарские занятия), а также в
сокращенном объеме для студентов вечернего и заочного обучения. Преподавание
дисциплины направлено на овладение научным употреблением важнейших понятий
общей социологии, развитие ориентации в структуре теоретического знания и
современных тенденциях его разработки, развитие «социологического воображения»
как умения выдвигать теоретические модели общественных явлений и процессов в
учебной и научной работе студентов, в их будущей профессиональной деятельности,
способности самостоятельно пополнять и систематизировать теоретические знания по
специальности.
В
ситуации плюрализма современной теоретической мысли, отсутствия единой теории
фундаментального уровня, в преподавании уделяется большое внимание ориентации
студентов в теоретическом знании. По предметной области и степени общности оно
делится на фундаментальные (общесоциологические) теории, теории среднего уровня
(специальные социологические теории), гипотезы и обобщения результатов
эмпирических исследований. На уровне фундаментальной теории в социологии
выделяются четыре исторически сложившихся влиятельных направления: теория
социальных систем, марксистская теоретическая социология и генетически
родственная ей критическая теория общества, теория социального действия и
теоретико-поведенческая социология, которые тесно связаны с общенаучными
объяснительными принципами - детерминизмом, системностью и развитием. Их
предметом являются классические проблемы функционирования и развития общества,
сущность и механизмы социального взаимодействия людей в обществе (проблема
социального порядка, проблема общественного развития и проблема социального
взаимодействия). В социологии отсутствует общепризнанная систематизация этих
направлений, которая гармонично выполняла бы гносеологическую и дидактическую
функции с учетом ситуации в российской социологии.
Направления
фундаментального уровня различаются и систематизируются в концепции
преподавания социологической теории на основе их существенной связи с
различными решениями важнейших философских, теоретико-познавательных и
мировоззренческих проблем, сформулированных в истории европейской социальной
мысли относительно природы социальной реальности, условий ее объективного
познания, степени свободы человека в выборе своего поведения (см. таблицу).
Иными словами, теоретические направления рассматриваются как продолжение
разработки этих вопросов в социологии, что весьма существенно в преподавании,
поскольку в российской социологии идет интенсивное освоение зарубежной
общественной мысли, возрождается наследие отечественной социологии и
накапливаются разработки основ теории российского общества.
Теоретические
направления фундаментального уровня
Онтологические ориентации
|
Гносеологические ориентации
|
Предметные области
|
|
Принцип свободы от ценностных
суждений
|
Принцип партийности
|
|
Реализм
|
Теория социальных систем
|
Марксистская и критическая
теория общества
|
Функционирование и развитие
общества
|
Номинализм
|
Теория социального действия
|
Теоретико-поведенческая
социология
|
Социальное взаимодействие
|
|
Свобода воли
|
Детерминизм
|
|
|
Мировоззренческие ориентации
|
|
Настоящая
систематизация, как и всякая схема, упрощает сложность «реальных» теорий.
Например, классик теоретической социологии XX века Т. Парсонс, разрабатывая
фундаментальное решение проблемы социального порядка в современном обществе,
создал теорию общества как синтез теории социального действия и общей теории
систем, что формально позволяет отнести его творчество сразу к двум
направлениям. Поэтому содержательное изучение логики и результатов разработки
теории в социологии реализуется через инструментально-аналитические возможности
понятия научно-теоретической позиции. Будучи обобщением родственных «реальных»
теорий, научная позиция как «познавательная конструкция» позволяет изучать их с
точки зрения общности и различий в понимании предмета социологии и задач
теории, познавательных интересов и проблемных областей, критериев истинности и
научности содержательных высказываний, роли специальных логических методов
получения знания (например, индукции и дедукции), оценивать методологическое и
прикладное значение теорий и даже в значительной степени учесть сложность
современных моделей, основанных на синтезе элементов разных теоретических
позиций и направлений социологической мысли.
В
современной социологии невозможно выделить комплекс понятий, который являлся бы
основным для всех теоретических направлений. Например, понятие общества играет
ключевую роль в теории социальных систем и в марксистской традиции, а в теории
социального поведения или социального действия оно является второстепенным, не
несет большой научной нагрузки. Концепция теоретической социологии,
используемая в преподавании, позволяет систематизировать социологические
понятия по предметным областям социологии и ее теоретическим направлениям.
2. Программа учебной дисциплины «Социологическая
теория»
Изучение
материала начинается со структуры теоретической социологии (тема 1),
социологических понятий и теорий среднего уровня (темы 2-16), продолжается
через овладение уровнем фундаментальных теорий (темы 17-29). В заключительной
теме подводятся итоги изучения дисциплины, рассматриваются перспективы развития
российской теоретической социологии.
Овладение
дисциплиной основано на взаимодействии студентов и преподавателя, который в
лекционном курсе раскрывает многообразие и эффективность теоретического
арсенала социологии. На семинарских занятиях студенты анализируют тексты
классиков и видных представителей современной социологической мысли: М. Вебера,
К. Маркса, теоретиков Франкфуртской школы, Т. Парсонса, Н. Лумана, Г. Мида, А.
Шюца, представителей российской теоретической социологии. Тексты представляются
аудитории в форме небольших устных рефератов, выполняемых студентами, что
позволяет вести общую дискуссию. В библиотеку переданы сборники, содержащие
переводы известных социологических текстов, впервые выполненных студентами и
преподавателями факультета. Творческие интересы и замыслы студентов реализуются
через разработку тем для курсовых и дипломных работ. Ниже публикуется
тематический план лекционного курса по дисциплине.
Тема
1. Структура теоретической социологии. Предметные области и уровни
теоретического знания в социологии. Общесоциологические теории, теории среднего
уровня, гипотезы и обобщения эмпирических исследований и взаимосвязь между
ними. Плюрализм теоретико-методологических основ современной социологии. Дифференциация
теоретических направлений фундаментального уровня. Теория социальных систем,
марксизм и критическая теория общества, теория социального действия,
теоретико-поведенческая социология. Этапы развития теоретической социологии.
Тема
2. Важнейшие социологические понятия. Предметная область социологии.
Макросоциологический и микросоциологический подходы к познанию общества.
Социологические понятия, термины, статистические категории,
операционализированные понятия и их функции в социальном познании. Связь важнейших
социологических понятий с теоретическими направлениями фундаментального уровня.
Тема
3. Общество и общественная система. Гуманистическое, политическое и
социологическое содержание понятия «социальное». Признаки общества. Общество и
человек. Социальные отношения. Понятие общества в истории социологической
мысли. Общество и государство. Теории общественного договора. Динамический
аспект общества. Экономическая основа общественных отношений. Общество как
социокультурная система. Первичные элементы и системные свойства общества.
Подсистемы общества и функциональные условия его сохранения. Элиминация понятия
общества в «понимающей» социологии.
Тема
4. Теории и концепции общества. Фундаментальные объяснения возникновения
общества: религиозное, биологическое, социально-психологическое и
социологическое. Типология обществ. Концепции общественного устройства.
Классическая концепция капиталистического общества. Социалистическое общество.
Индустриальное общество и конвергенция общественных систем. Принципы современного
экономического, общественного и государственного устройства. Разработки основ
теории российского общества.
Тема
5. Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества.
Биологическое и социальное неравенство. Фундаментальные объяснения социального
неравенства. Социальная стратификация и социальная мобильность. Рабовладение и
рабовладельческое общество. Каста и кастовое общество. Сословие и сословное
общество. Классообразующие признаки и общественные классы. Понятие "класса
в себе" и "класса для себя" К. Маркса и Ф. Энгельса. Определение
классов В. И. Лениным. Теория классового общества.
Тема
6. Социальная стратификация современного общества. Социальные слои и
классические критерии их выделения: собственность и доход, престиж профессии, власть
и уровень образования. Одномерные и многомерные модели социальной
стратификации. Понятие социального положения и дополнительные критерии
социального неравенства. Иерархические и неиерархические модели социальной
стратификации. Социальная стратификация советского общества. Модель А.
Инкельса. Новые социальные слои в России. Теория социальной стратификации
российского общества В. И. Ильина.
Тема
7. Социальная структура. Детерминирующая роль структуры в системе. Первичные
элементы социальной структуры. Макро- и микроуровень социальной структуры.
Институциональное и субстанциональное понятие структуры в теоретической
социологии. Структурная детерминация социального поведения. Теоретические
концепции социальной структуры: нормативно-ценностная и категориальная модели.
Эмпирические концепции социальной структуры: дистрибутивные и сетевые модели.
Тема
8. Социальные функции и функциональный анализ в социологии. Функция как
объективное следствие социальных отношений. Понятийный аппарат функционального
исследования: явные и неявные функции, дисфункция, функциональные требования,
функциональные отношения. Правила Р. Мертона для функционального анализа в
социологии. Структурализм, функционализм и структурный функционализм в
социологии.
Тема
9. Социальные институты и организации. Структура социальных институтов.
Институциональные статусы, роли, нормы, материальные атрибуты института и их
взаимосвязь. Важнейшие социальные институты и их функции. Социология
институтов. Теории возникновения и изменения институтов. Роль организаций в
современном обществе. Типы организаций. Структура и процессы в формальной
организации. Управление организациями. Исследование бюрократии и менеджмент.
Тема
10. Власть, господство и насилие.. Понятие власти в социологии. Определение
власти М. Вебера. Основания власти. Властные отношения. Принуждение,
дисциплина, социальный контроль, влияние, авторитет, манипулирование.
Институционализация и легитимация власти. Традиционное, харизматическое и
легальное господство. Власть и господство в современном обществе. Бюрократия и
ее черты. Историко-теоретическая полемика о роли бюрократии в обществе и меры
против бюрократизации власти. Персонифицированное и структурное насилие.
Тема
11. Культура и социокультурные ценности. Обыденное, общенаучное и социологическое
понятие культуры. Элитарная, народная, массовая культура и суперкультура.
Состав культуры: элементы, универсалии, культурная статика и культурная
динамика. Культура традиционного типа и современная культура. Функции культуры
в обществе. Культура и образ жизни. Культура как нормативно-ценностная система
общества. Типология ценностей. Доминирующая культура, субкультура и
контркультура. Взаимосвязь ценностей культуры, ценностных ориентаций личности и
социального поведения. Типология личности в социологии. Трансформация
ценностных ориентаций в переходном обществе. Дискуссия о смене
материалистических ценностей постматериалистическими. Социокультурные
особенности российского общества. Изменение ценностей российской культуры.
Тема
12. Социальные роли и нормы. Социальная позиция, статус и социальная роль.
Ролевые требования и ролевые ожидания. Ролевой набор, и ролевые конфликты и
способы их разрешения. Возникновение и усвоение социальных ролей. Социальные
нормы и их виды. Нормативная регуляция поведения. Традиции, нравы и обычаи,
привычки. Нормативные ожидания и фактическое поведение. Отклоняющееся
поведение. Социальный контроль и санкции. Возникновение и изменение социальных
норм.
Тема
13. Социальное поведение и социальное действие. Аспекты изучения социального
поведения. Различие понятий поведения и социального действия и понятийного
аппарата их изучения в социологии. Модель социального поведения и модель
социального действия. Диспозиционная регуляция социального поведения. Модель В.
А. Ядова.
Тема
14. Социальное взаимодействие и социальные группы. Структура социального
взаимодействия. Взаимосвязь мотивов и ожиданий участников взаимодействия.
Понятие социальной группы. Формальная и неформальная структура группы. Большие
и малые социальные группы. Первичные и вторичные социальные группы. Референтные
группы. Взаимодействие в социальной группе, теоретические подходы к его
исследованию. Концепция и метод социометрии.
Тема
15. Социализация личности. Понятие социализации. Психологический,
педагогический и социологический подходы к изучению социализации. Социализация
как процесс возникновения идентичности человека и освоения социальных ролей.
Первичная и вторичная социализация, их особенности. Ресоциализация и
альтернация. Агенты, институты и механизмы социализации. Ролевая концепция
личности. Культурно-антропологическая, психоаналитическая, интеракционистская,
ролевая, бихевиористская, когнитивистская модели социализации и их значение для
социологии.
Тема
16. Социальные изменения и модернизация общества. Понятие прогресса, эволюции и
социальных изменений. Формы социального прогресса. Технологические и
идеологические факторы перехода от традиционного общества к современному.
Понятие модернизации общества. Органическая и неорганическая модернизация.
Концепции исторического времени, формационный и цивилизационный подходы в
концепциях модернизации. Модернизация российского общества.
Тема
17. Развитие системно-теоретического направления в социологии. Идейные
источники общей теории систем. Критика классического детерминизма в биологии.
Сложные технические системы и идея конструктивизма в теории систем.
Онтологические основания принципа системности. Общность проблематики системных
исследований. Междисциплинарный характер «системного движения» в XX веке. Три
парадигмы общей теории систем: «часть-целое», «система - окружающая среда»,
«самовоспроизводящаяся система» и их эвристические возможности. Взаимосвязь и
взаимное влияние общей теории систем и социологии. Понятие социальных систем.
Парадигмы общей теории систем и их синтез с теоретическими направлениями в
социологии. Этапы развития теории социальных систем.
Тема
18. Проблема социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса.
Проблема социального порядка в социологической теории фундаментального уровня.
Теория социализации личности Т. Парсонса как исходный пункт теории социальной
системы. Антропологическое обоснование системности социального мира. Тезис о
конвергенции теорий социального действия. Синтез теории систем и теории
социального действия. Функциональные подсистемы системы социального действия и
ее окружающая среда. Аналитические переменные действия и их прикладное
значение. Функциональная теория общества. Подсистемы общества. Схема AGIL.
Символические посредники коммуникации. Логика построения, нормативизм и «аналитический
реализм» системной теории. Влияние Т. Парсонса на социологическую теорию.
Критика системной теории Т. Парсонса Н. Луманом. Неофункционализм.
Тема
19. Проблема самовоспроизводства сложных социальных систем в социологической
теории Н. Лумана. Программа развития теоретической социологии. Сложность
современного общества как предмет теории социальных систем. Естественнонаучные
и мировоззренческие предпосылки теории самовоспроизводящихся социальных систем.
Понятие самовоспроизводства, аутопойэзиса и самореференции. Синтез парадигмы
самовоспроизводящихся систем и теории коммуникации. Социальные системы как
сложные системы смысловой коммуникации. Общество как дифференцированная система
самовоспроизводящихся подсистем. Развитие посредников социальной коммуникации в
ходе социальной эволюции. Влияние Н. Лумана на социологию.
Тема
20. Парадигмы теории социальных систем в российской социологии. Синтез
принципов системности и развития на основе диалектического метода.
Историко-материалистические концепции, преимущества и недостатки общественных
систем. Системная теория и культурно-философская традиция «космизма».
«Универсумная» теория социальной системы В. Г. Немировского. Циклы развития
социальных систем. Общество как система законов поведения в концепции «реального
коммунистического общества» А. А. Зиновьева. Проблема самовоспроизводства и
самоорганизации общества. Общество как динамичное развивающееся целое.
Теоретические основы социальной синергетики. Количественный анализ социальных
систем. Модульная теория социума А. А. Давыдова.
Тема
21. Основы историко-материалистической теории общественного развития. Проблема
развития общества в марксизме. Идейные источники марксизма. Категории и законы
материалистической диалектики. Диалектика как всеобщая теория развития. Метод
восхождения от абстрактного к конкретному в исследовании общества.
Антропологические основы теории общества и человека в раннем марксизме. Труд,
отчуждение труда и отчуждение человека от собственной сущности. Необходимость
снятия отчуждения. Материалистическое понимание истории и его теоретические
следствия.
Тема
22. Исторический материализм. Конкретизация законов диалектики в историческом
материализме. Категории и законы общественного развития.
Общественно-экономическая формация и ее структура. История как смена
общественно-экономических формаций. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом
капиталистического способа производства. Диалектика развития от бесклассового к
классовому обществу и к будущему коммунистическому обществу. Черты
коммунистического общества. Историческая миссия пролетариата. Теория классовой
борьбы и социалистической революции. Исторический материализм и теория научного
коммунизма в СССР. Влияние К. Маркса и марксизма на социологию и общество.
Тема
23. Анализ современных тенденций общественного развития в социологии
Франкфуртской школы. Проблема субъекта исторического развития в социологии
Франкфуртской школы. Критика философии, позитивизма и исторического
материализма. Понятие традиционной и критической теории общества.
Методологические принципы критической теории общества. Диалектика Просвещения.
Индустриализм, инструментальный разум и социализация в современном обществе.
Причины возникновения фашизма. Репрессивный характер современной цивилизации.
Концепция нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе и новые социальные движения.
Теоретическое содержание критики «индустриализма» и концепции «одномерного
человека» Г. Маркузе.
Тема
24. Проблема субъекта развития современного общества в критической теории Ю.
Хабермаса. Обоснование философско-критической позиции социальных наук.
Познавательные интересы, научно-теоретические позиции и их предметные области.
Предварительные разработки теории современного общества в книгах «Структурное
изменение общественности» и «Проблемы легитимации позднего капитализма».
Двухуровневая теория общества. Диалектика рациональности и основная проблема
современности. Социокультурный «жизненный мир» и его колонизация «системой».
Целерациональное и коммуникативное действие. Коммуникативное действие и
коммуникативная рациональность как основа воссоздания связи между «жизненным
миром» и «системой». Теория социальной эволюции. Новые социальные движения как
субъект общественного развития. Влияние критической теории на социологию и
общество.
Тема
25. Основы теории социального поведения. Адаптивный аспект поведения как
предмет социологической теории. Историко-теоретические источники
теоретико-поведенческой социологии. Философско-антропологические и
системно-теоретические основы разработки теории поведения в России в трудах И.
М. Сеченова, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Бихевиористская стратегия
исследования поведения в США. Дедуктивно-номологическая модель объяснения в
теоретико-поведенческой социологии. Общие законы и гипотезы
теоретико-поведенческой социологии. Гипотеза рациональности и теория
рационального выбора. Объяснительные возможности моделей социального научения.
Коллективное поведение.
Тема
26. Теоретико-поведенческая социология Дж. Хоманса. Задачи социологии и
обоснование дедуктивного построения социологической теории. Критика
функционалистского объяснения в социальных науках. Анализ исторического,
экономического и психологического объяснения и обоснование психологической
редукции в изучении социального поведения. Гипотезы успеха, раздражения,
ценности, потребности и пресыщения, фрустрации и агрессивности, их взаимосвязь.
Система общих гипотез теоретико-поведенческой социологии и их связь с
бихевиористской теорией научения. Объяснение Дж. Хомансом структуры социального
взаимодействия, возникновения социальных норм и социальных институтов. Критика
бихевиоризма в социологии.
Тема
27. Основы теории социального действия: символический интеракционизм.
Социальная активность субъекта как предмет теории социального действия.
Антропологические воззрения Дж. Мида. Понятие символического взаимодействия
(интеракции). Знаки, жесты и значимые символы. Роль языка в социальном
взаимодействии. Способность «усвоения роли другого» и формирование общих
перспектив социальной коммуникации людей. Возникновение идентичности и
самоконтроля в процессе социального взаимодействия. Социализация личности,
импульсивное и рефлектирующее «Я». Три допущения Г. Блумера о значении,
интеракции и интерпретации в социальной ситуации. Сущность социального
взаимодействия. Взаимосвязь социальных действий. Символический интеракционизм о
процессуальности социальной жизни и активности субъекта в определении ее
смыслового содержания. Теоретическое значение символического интеракционизма и
его влияние на социологию.
Тема
28. Основы теории социального действия: феноменологическая социология. А. Шюц о
смысловом строении социального мира. Сферы «смысловой реальности». Мир
повседневности (жизненный мир), естественная установка и прагматический мотив
поведения. Запас повседневных знаний и его трансформация в социальный опыт. Типизации
и идеализации в процессе интерпретации жизненного мира и создании смысловых
связей. Взаимность перспектив в социальном взаимодействии. Темпоральная и
смысловая структура социального действия. Проект действия и поступок, цель и
средства действия. Мотив «для того, чтобы» и мотив «потому, что» и их роль в
социальном взаимодействии. Проблема социального порядка в феноменологической
социологии. Институционализация и легитимация социальных отношений. Реальность
социального универсума и институциональные механизмы ее поддержания. Общество
как объективная и субъективная реальность. Методологические принципы
объективного познания в феноменологической социологии. Теоретическое значение
феноменологической социологии и ее влияние на прикладные исследования.
Тема
29. Этнометодология как теория и метод исследования повседневного
взаимодействия. Синтез теоретических положений символического интеракционизма,
феноменологической социологии и философии американского прагматизма в
этнометодологии. Общность языка, рациональность и взаимность перспектив как
основа повседневного взаимодействия людей. Содержание всеобщего знания.
Взаимность перспектив и конгруэнтность систем релевантности в социальном
взаимодействии. Практические теории в мире повседневности и «документальный метод
интерпретации» действительности. Функции индексных и контекстовых понятий.
Конститутивные и свободные правила социального взаимодействия. Методы
нормализации социального взаимодействия. «Кризисные эксперименты» Г. Гарфинкеля
и их методологическое значение. Влияние этнометодологии на эмпирические
исследования.
Тема
30. Ситуация в российской теоретической социологии. Процесс самоопределения
социологии после 1988 г. Критика исторического материализма в социологии.
Дискуссия о предмете социологии и ее результаты. Пути интеграции российской
социологии в мировое научное сообщество. «Социология перестройки» как этап
развития российской социологии. Опыт заимствования западных теоретических
концепций и его оценка. Возрождение дореволюционного социологического наследия.
Разработка основ теории российского общества. Положение в методологии
социологии. Перспективы развития теоретической социологии.
Список литературы
http://www.soc.pu.ru/
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта
|