|
Практические вопросы укрепления российской государственности
Практические вопросы укрепления российской государственности
Практические вопросы укрепления российской
государственности
Абдулатипов Р.Г.
“За
годы реформ каждый из нас, пожалуй, убедился в том, что наше благополучие
находится в наших же руках: будем хорошо работать - и жить будем хорошо. Это -
очевидная истина.
Имампаша
Черкизбиев
В
рубрике "тема дня" Дагестанской правды мне попались простые, для всех
предельно понятные и этим замечательные слова Имампаши Черкизбиева, которые
полностью выражают и мои мысли, связанные с укреплением государственности.
Зачем нам вообще укрепление государственности? Да чтобы хорошо всем жилось.
Мирно, стабильно. А без труда это невозможно. Труда во всех сферах
жизнедеятельности. В том числе в государственном строительстве, в
законодательной и любой другой работе.
Должен
сказать, что в стране за последний год приняты существенные шаги по укреплению
российской государственности. По сути, они направлены на продолжение
исторического процесса собирания народов и земель российских. Инициатором этих
шагов является, прежде всего, Президент страны, который был вынужден
преодолевать формальное и достаточно искаженное понимание сути демократии и
федерализма, утвердившийся за эти годы. Но, не отказываясь от них. То, что ряд
мер носят административный характер, дало повод некоторым политикам и
исследователям ставить под сомнение перспективы федерализма в России. Они
принесли на смену демократии и федерализма полный развал, анархию и стихию.
Звучали прямые обвинения в адрес федералистов, за состояние нашей
государственности. И большое значение имеет тот факт, что в своем ежегодном
Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации,
продемонстрировал приверженность российской власти к дальнейшему закреплению на
практике конституционно-правового потенциала федерализма, в соответствии с
действующей Конституцией Российской Федерации. От общих рассуждений о концепции
разграничения полномочий Президент призвал в Послании перейти к выработке
механизмов четкого разделения полномочий между федеральными органами власти и
органами власти субъектов Федерации. Особое место уделяется ответственности
органов власти и должностных лиц за реализацию полномочий на каждом конкретном
уровне государственной власти и управления. Президент подчеркнул, что эти меры
служат обеспечению жизнеспособности и управляемости нашего государства единого
и многонационального.
Государство,
общество нуждаются сегодня в упорядочении правоотношений по всей вертикали
государственной власти, где однозначно должны быть определены не только права и
обязанности, но и ответственность всех органов власти. Президент в своем
Послании не только продолжает давний договор об укреплении государственной
власти, но и впервые ставит задачу качественного обновления технологий власти и
управления.
Трудно
говорить о едином экономическом пространстве, если продвижению товаров и людей
на территории единой страны ставятся сотни искусственных преград. Невозможно
обеспечить единство страны путем пренебрежения к интересам регионов, народов и
местных сообществ. Именно подобные крайности приводят к пагубным процессам
дезинтеграции и развала. Учет региональной, этнической и местной самобытности и
обеспечение их общности, является составной частью принципа федерализма. В
эпоху глобализации только крупные государства и находящиеся в их составе народы
видимо будут способны в перспективе обеспечить шансы на реализацию
самобытности. В этом плане Россия призвана и способна обеспечить глобализацию
своей самобытности, через сохранение самобытности каждой составной части.
Принцип
федерализма доказал во всем мире свою жизнеспособность в учете и объединении
единичного, особенного и всеобщего, и что очень важно - в достижении баланса их
интересов. Наиболее крупные и жизнеспособные государства современного мира
являются федеративными. Следует отметить и то, что федеративная модель
государственного устройства создает возможности объединения и реализации своего
потенциала как внутри государства, так и в межгосударственных объединениях. Как
показывает мировой опыт, федерализм - это мощный рычаг приближения власти и
управления в крупных государствах к особенностям и потребностям местных
сообществ. И технологическим приемом для этого выступает разумное правовое
разграничение властных полномочий между субъектами Федерации и Центром.
Повторим еще раз и то, что принцип федерализма - это не только разграничение
полномочий, но и обозначение ответственности властей всех уровней перед
конкретным гражданином.
В
России несколько веков подряд утверждалась жесткая унитаристская система
государственного устройства и управления, хотя и в эти годы признавались особые
статусы для отдельных территорий и народов внутри российского государства.
Финляндия, Польша, Бухарское ханство, отдельные владения на Кавказе и т.д. В
отличие от иных империй в России по настоящему не сложились и традиции
имперской нации. Русский народ сам по себе не эксплуатировал другие народы. Его
положение в целом было не лучше, чем народов окраины. Эффективность
государственного управления и в современной России, некоторые неоправданно
отождествляют со способностью власти и чиновников из Москвы жестко командовать
страной из своего кабинета. Государство в России, к сожалению чаще служило
государственной бюрократии, и крайне редко вспоминало о гражданах. Поэтому
свободы в России чаще добивались не через демократизацию и совершенствование
системы власти, а революциями и бунтами. Отсюда и причины многих трагедий в
России, которые неоднократно доводили государство до развала. Исторически в
России доказано, что жестко централизованная, унитаристская модель не способна
адаптироваться к многообразию регионов, народов, местных сообществ и самое
главное к изменяющимся условиям функционирования страны. Именно с целью
сохранения своей целостности, как после развала Российской империи, так и
Советского Союза, Россия вынуждена была вернуться к федеративному типу
государственного устройства и управления. Сегодня Россия вновь проходит
тернистый путь от декоративного советского федерализма, к федерализму
демократическому. Но пока еще оставаясь, то унитаристской, то федералистской.
Новый российский федерализм при всех недостатках демократически ориентирован,
начиная с Федеративного договора, на сохранение целостности Российской
Федерации. Но не за счет подавления, а все более полного учета интересов
граждан, региональных и местных сообществ. Конституция Российской Федерации
1993 года закрепила принцип верховенства Конституции и законов страны. Никакие
записи в региональных конституциях и законах не имеют правовой силы, если они
противоречат действующей Конституции Российской Федерации.
Мы
пережили этап стихийного развития федерализма, с всплесками крайностей,
унитаризма и конфедерализма. Потенциал федерализма стали использовать в
корыстных интересах федерального и регионального начальства. Отсюда и призывы
отказаться от демократии, от федерализма. Президент России В.В.Путин однозначно
подчеркнул в своем послании, что для укрепления государственной власти и всей
ее вертикали нужно не отказываться от федерализма. Наоборот, Президент
предложил целый ряд мер по повышению эффективности реализации своих властных
полномочий на всех уровнях. Послание Президента предостерегает чиновничество от
командно-административных методов работы и попыток возродить и реализовать
унитаристское мышление и подходы, в том числе и в структурах федеральных
округов. Недопустимо превращать демократию в демократический централизм. Это
разные вещи. Административные меры будут эффективны лишь при обеспечении
реализации отработанных и четких правовых механизмов осуществления публичной
власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Конституция Российской
Федерации определила фундаментальную основу для разграничения полномочий между
уровнями властей. Органы власти призваны действовать в соответствии со
стандартами и принципами демократии и федерализма, которые должны быть
закреплены во всех сферах российского общества в Конституции Российской
Федерации. Надо думать о качестве власти, качестве управления и качестве
кадров. Думаю, что эти задачи актуальны для Дагестана. Уровень квалификации
управленческих кадров, за последние годы, стали снижаться. Если власть
недемократична, амбициозна и работает только на себя и на своих родственников,
то такая власть не будет эффективной и приемлемой для людей. Президент России
В.В.Путин ясно подчеркивает необходимость изменения лица власти. Нельзя
забывать, что власть создается не для начальства, а для защиты прав и свобод
граждан, местных сообществ. Доброе самочувствие и защищенность граждан, их прав
и свобод на всей территории Российской Федерации - это наиболее эффективный
способ укрепления целостности и единства российского государства. Каждый
гражданин должен почувствовать преимущество нахождения в едином государстве.
Я
внимательно читал Послание Государственного Совета Республики Дагестан
М.М.Магомедова Народному Собранию Республики Дагестан и меня порадовало, что в
нем, синхронно с общероссийскими задачами, ясно и четко определены приоритеты
государственной политики. В частности по совершенствованию экономического
законодательства, финансовому оздоровлению республики, новым подходам к
формированию инвестиционных программ, укреплению законности, социальных
гарантий и безопасности личности.
В
Дагестане пока, как и в целом ряде субъектов Федерации. К сожалению, не создана
еще эффективная система социальной и правовой защиты личности. Возможно и у нас
в республике, следовало бы вести в Институт "Уполномоченный по правам
человека и национальностей", который мог бы взять на себя контроль за
решением целого ряда вопросов жизни граждан и народов в республике. По моему
мнению, он сыграл бы существенную роль в укреплении авторитета и федеральной и
местной власти, которая крайне мало имеет механизмов заботы о человеке, а все
больше фискальных, селекторских, милицейский. Важно, чтобы граждане и народы
увидели в Федерации и в своей республике своего защитника. И ясно эту важную
работу надо делать с учетом российского, международного и немалого местного
опыта, всего потенциала законодательно-правового потенциала.
Исключительные
полномочия, закрепленные в ст. 71 Конституции Российской Федерации за
федеральными органами власти, предоставляют достаточные гарантии укрепления
государственной власти, обеспечения верховенства Конституции Российской
Федерации и федеральных законов на всей территории страны, защиты суверенитета
и территориальной целостности страны, прав и свобод человека и гражданина. Но
пока российская федеративная модель мало использует свои резервы саморазвития,
самоуправления в стране. Нуждается в подробнейшей правовой расшифровке ст. 72
Конституции Российской Федерации о совместных полномочиях. По опыту своей
работы по составлению Федеративного договора скажу, что тогда все полномочия,
которые трудно было согласовать на том этапе, автоматически скидывались нами в "корзину"
совместных полномочий в надежде, что за нами придет законодатель и в более
спокойной обстановке все расшифрует. Но законодатель, в эту сферу пока не
пришел. И сегодня уже поздно говорить просто о концепции разграничении
полномочий, которая и так закреплена в действующей Конституции. Необходимо
безотлагательно заняться отработкой пакета законов, способных обеспечивать
перспективное развитие федеративных отношений, федерализацию во всех сферах
власти и общества в России. Президент России в своем Послании Федеральному
Собранию ставит задачу "четкого законодательного определения полномочий
Центра и субъектов Федерации". Это долгосрочный, стратегический проект для
нашей страны. Субъекты Федерации (к примеру: Республика Дагестан и Саратовская
область) совместно с палатами Федерального Собрания, могли бы эту задачу решить
совместно. Готов представить согласованный с Саратовом и Махачкалой пакет
законопроектных предложений в Федеральное Собрание. Это было бы новой формой
совместной работы.
Законодательное
определение полномочий - это центральный вопрос федерализма. Многие муссируют
вопрос о статусе субъектов Федерации, забывая при этом, что статус субъектов
Федерации определяется не названиями и декларациями, а объемом полномочий и
эффективностью их реализации на практике. В этой же плоскости находится и
вопрос о равенстве или неравенстве субъектов Федерации. Главная линия решения
данной проблемы не в формальных признаках, на которые обращают внимание многие
политики и чиновники страны, тем самым, противопоставляя субъекты Федерации
друг другу, а в объеме их полномочий. Для России бесспорно многовариантность
развития Федерации, но при сохранении общефедеральных стандартов прав и свобод
граждан во всей Федерации. Для этого следует менять и утвердившуюся бездарную систему
безадресного распределения трансфертов. Президент справедливо обратил внимание
и на состояние межбюджетных отношений, которые превратились у нас в систему, в
которой одни будут вечными реципиентами, а количество доноров будет неуклонно
снижаться. Пока у нас работает система, при которой одним чиновникам выгодно
распределять, а другим быть иждивенцами, без реальной ответственности и тех, и
других, призванных думать о пополнении налоговой базы бюджета на своем уровне.
Необходимо отрабатывать такую модель бюджетного федерализма, которая
стимулировала бы экономическое развитие на всех уровнях. Именно об этом говорят
предприниматели и директора заводов на встрече в Дагестане и в Саратовской
области. Введение, к примеру, единого земельного налога в ряде районов
Саратовской области, на несколько раз повысила бы эффективность работы
сельхозпроизводителя. Нужно повседневно искать механизмы эффективного
производства и пополнения налоговой базы субъектов Федерации и местного
самоуправления.
Стержневая
проблема, важнейшая политическая задача укрепления нашего государства задача
единения народов и земель российских связана с укреплением экономики, с
экономическими отношениями, бюджетным федерализмом. И дело здесь не в том, идет
ли речь о централизации и децентрализации. Мы привыкли к тому, что
централизация - это есть укрепление Государства российского. Это не всегда так.
Для укрепления государства столь же важна и децентрализация.
У
нас в целом по России получается так - экономика находится в условиях
феодализма, потому что основной ее источник - это сырьевые ресурсы.
Экономические программы, которые принимает Правительство, находятся на стадии
капитализма, а бюджетные вопросы у нас пытаются решить на уровне
социалистического распределения. И здесь мы, кроме общих слов, не сумели еще
перейти к формированию новых конкретных, справедливых правовых механизмов
разграничения полномочий. Только после этого мы можем подойти к выработке
нормальной системы межбюджетных отношений.
Федеративное
государство, даже при кажущейся рыхлости властной вертикали, наиболее
жизнеспособно, ибо более успешно учитывает и управляет разнообразием, выявляя
потенциал отдельных частей и обеспечивая тем самым целостность и единство
многонационального государства. В случае необходимости за Федерацией должно
быть закреплено и право обеспечить прямое воздействие на органы власти
территорий, ибо Федерация в целом является главным гарантом защиты прав и
свобод человека и гражданина данного государственного сообщества, независимо от
их национальной принадлежности и территории проживания. Уверен, что мы давно и
успешно восстановили бы правопорядок и законность на территории Чечни, если бы
были определены механизмы такого вмешательства. И главное - если бы права и
свободы русских, чеченцев, кавказцев в республике стали бы ориентиром,
критерием нашей деятельности там. В таком случае мы автоматически были бы в
контакте с большинством населения Чечни.
Федерация
должна быть способна применять своевременные меры против действий, угрожающих
целостности государства, правам и свободам граждан, этнических и иных местных
сообществ, меньшинств. Саратовская область и Республика Дагестан могли бы
предложить разработку и принятие пакета федеральных законов по
совершенствованию федеративных отношений, предусматривающих: обеспечение
законности, правопорядка, общественной безопасности граждан и государства,
базовых принципов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными
и природными ресурсами; охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности территорий и граждан страны; установления общих принципов
налогообложения и сборов в соответствии с объемом разграничения полномочий по
вертикали власти по поддержанию единых стандартов социальных услуг; координации
вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства и детства; защиты
традиционной природной и культурно-исторической среды обитания русского и
других народов; защиты прав малочисленных народов и национальных меньшинств.
Кроме того, за субъектами федерации и местными сообществами должны быть закреплены
и четкие меры ответственности за полную реализацию на их территориях требований
по обеспечению суверенитета и целостности российского государства.
В
заключение следует еще раз подчеркнуть, что федерализм - это постоянный поиск
механизмов согласования интересов, достижения их баланса, преодоления
противоречий, а также потенциала самобытного развития и саморазвития общности
интересов граждан, всех субъектов федерации, всего общества многонационального
народа Российской Федерации.
Федеративная
модель государственного устройства России понятна и близка российским гражданам
во всех регионах страны. Она позволяет на основе действующей Конституции страны
стратегически обеспечивать прочную и фундаментальную общность интересов граждан
России, укреплять российскую государственность. На новых демократических
основах, думая о благополучии своих граждан и повышая эффективность работы
органов власти, их служения российскому народу, россиянам.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dgu.ru
|