Рефераты.  Практические вопросы укрепления российской государственности
Практические вопросы укрепления российской государственности

Практические вопросы укрепления российской государственности

Практические вопросы укрепления российской государственности

Практические вопросы укрепления российской государственности

Абдулатипов Р.Г.

“За годы реформ каждый из нас, пожалуй, убедился в том, что наше благополучие находится в наших же руках: будем хорошо работать - и жить будем хорошо. Это - очевидная истина.

Имампаша Черкизбиев

В рубрике "тема дня" Дагестанской правды мне попались простые, для всех предельно понятные и этим замечательные слова Имампаши Черкизбиева, которые полностью выражают и мои мысли, связанные с укреплением государственности. Зачем нам вообще укрепление государственности? Да чтобы хорошо всем жилось. Мирно, стабильно. А без труда это невозможно. Труда во всех сферах жизнедеятельности. В том числе в государственном строительстве, в законодательной и любой другой работе.

Должен сказать, что в стране за последний год приняты существенные шаги по укреплению российской государственности. По сути, они направлены на продолжение исторического процесса собирания народов и земель российских. Инициатором этих шагов является, прежде всего, Президент страны, который был вынужден преодолевать формальное и достаточно искаженное понимание сути демократии и федерализма, утвердившийся за эти годы. Но, не отказываясь от них. То, что ряд мер носят административный характер, дало повод некоторым политикам и исследователям ставить под сомнение перспективы федерализма в России. Они принесли на смену демократии и федерализма полный развал, анархию и стихию. Звучали прямые обвинения в адрес федералистов, за состояние нашей государственности. И большое значение имеет тот факт, что в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, продемонстрировал приверженность российской власти к дальнейшему закреплению на практике конституционно-правового потенциала федерализма, в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации. От общих рассуждений о концепции разграничения полномочий Президент призвал в Послании перейти к выработке механизмов четкого разделения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Особое место уделяется ответственности органов власти и должностных лиц за реализацию полномочий на каждом конкретном уровне государственной власти и управления. Президент подчеркнул, что эти меры служат обеспечению жизнеспособности и управляемости нашего государства единого и многонационального.

Государство, общество нуждаются сегодня в упорядочении правоотношений по всей вертикали государственной власти, где однозначно должны быть определены не только права и обязанности, но и ответственность всех органов власти. Президент в своем Послании не только продолжает давний договор об укреплении государственной власти, но и впервые ставит задачу качественного обновления технологий власти и управления.

Трудно говорить о едином экономическом пространстве, если продвижению товаров и людей на территории единой страны ставятся сотни искусственных преград. Невозможно обеспечить единство страны путем пренебрежения к интересам регионов, народов и местных сообществ. Именно подобные крайности приводят к пагубным процессам дезинтеграции и развала. Учет региональной, этнической и местной самобытности и обеспечение их общности, является составной частью принципа федерализма. В эпоху глобализации только крупные государства и находящиеся в их составе народы видимо будут способны в перспективе обеспечить шансы на реализацию самобытности. В этом плане Россия призвана и способна обеспечить глобализацию своей самобытности, через сохранение самобытности каждой составной части.

Принцип федерализма доказал во всем мире свою жизнеспособность в учете и объединении единичного, особенного и всеобщего, и что очень важно - в достижении баланса их интересов. Наиболее крупные и жизнеспособные государства современного мира являются федеративными. Следует отметить и то, что федеративная модель государственного устройства создает возможности объединения и реализации своего потенциала как внутри государства, так и в межгосударственных объединениях. Как показывает мировой опыт, федерализм - это мощный рычаг приближения власти и управления в крупных государствах к особенностям и потребностям местных сообществ. И технологическим приемом для этого выступает разумное правовое разграничение властных полномочий между субъектами Федерации и Центром. Повторим еще раз и то, что принцип федерализма - это не только разграничение полномочий, но и обозначение ответственности властей всех уровней перед конкретным гражданином.

В России несколько веков подряд утверждалась жесткая унитаристская система государственного устройства и управления, хотя и в эти годы признавались особые статусы для отдельных территорий и народов внутри российского государства. Финляндия, Польша, Бухарское ханство, отдельные владения на Кавказе и т.д. В отличие от иных империй в России по настоящему не сложились и традиции имперской нации. Русский народ сам по себе не эксплуатировал другие народы. Его положение в целом было не лучше, чем народов окраины. Эффективность государственного управления и в современной России, некоторые неоправданно отождествляют со способностью власти и чиновников из Москвы жестко командовать страной из своего кабинета. Государство в России, к сожалению чаще служило государственной бюрократии, и крайне редко вспоминало о гражданах. Поэтому свободы в России чаще добивались не через демократизацию и совершенствование системы власти, а революциями и бунтами. Отсюда и причины многих трагедий в России, которые неоднократно доводили государство до развала. Исторически в России доказано, что жестко централизованная, унитаристская модель не способна адаптироваться к многообразию регионов, народов, местных сообществ и самое главное к изменяющимся условиям функционирования страны. Именно с целью сохранения своей целостности, как после развала Российской империи, так и Советского Союза, Россия вынуждена была вернуться к федеративному типу государственного устройства и управления. Сегодня Россия вновь проходит тернистый путь от декоративного советского федерализма, к федерализму демократическому. Но пока еще оставаясь, то унитаристской, то федералистской. Новый российский федерализм при всех недостатках демократически ориентирован, начиная с Федеративного договора, на сохранение целостности Российской Федерации. Но не за счет подавления, а все более полного учета интересов граждан, региональных и местных сообществ. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила принцип верховенства Конституции и законов страны. Никакие записи в региональных конституциях и законах не имеют правовой силы, если они противоречат действующей Конституции Российской Федерации.

Мы пережили этап стихийного развития федерализма, с всплесками крайностей, унитаризма и конфедерализма. Потенциал федерализма стали использовать в корыстных интересах федерального и регионального начальства. Отсюда и призывы отказаться от демократии, от федерализма. Президент России В.В.Путин однозначно подчеркнул в своем послании, что для укрепления государственной власти и всей ее вертикали нужно не отказываться от федерализма. Наоборот, Президент предложил целый ряд мер по повышению эффективности реализации своих властных полномочий на всех уровнях. Послание Президента предостерегает чиновничество от командно-административных методов работы и попыток возродить и реализовать унитаристское мышление и подходы, в том числе и в структурах федеральных округов. Недопустимо превращать демократию в демократический централизм. Это разные вещи. Административные меры будут эффективны лишь при обеспечении реализации отработанных и четких правовых механизмов осуществления публичной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Конституция Российской Федерации определила фундаментальную основу для разграничения полномочий между уровнями властей. Органы власти призваны действовать в соответствии со стандартами и принципами демократии и федерализма, которые должны быть закреплены во всех сферах российского общества в Конституции Российской Федерации. Надо думать о качестве власти, качестве управления и качестве кадров. Думаю, что эти задачи актуальны для Дагестана. Уровень квалификации управленческих кадров, за последние годы, стали снижаться. Если власть недемократична, амбициозна и работает только на себя и на своих родственников, то такая власть не будет эффективной и приемлемой для людей. Президент России В.В.Путин ясно подчеркивает необходимость изменения лица власти. Нельзя забывать, что власть создается не для начальства, а для защиты прав и свобод граждан, местных сообществ. Доброе самочувствие и защищенность граждан, их прав и свобод на всей территории Российской Федерации - это наиболее эффективный способ укрепления целостности и единства российского государства. Каждый гражданин должен почувствовать преимущество нахождения в едином государстве.

Я внимательно читал Послание Государственного Совета Республики Дагестан М.М.Магомедова Народному Собранию Республики Дагестан и меня порадовало, что в нем, синхронно с общероссийскими задачами, ясно и четко определены приоритеты государственной политики. В частности по совершенствованию экономического законодательства, финансовому оздоровлению республики, новым подходам к формированию инвестиционных программ, укреплению законности, социальных гарантий и безопасности личности.

В Дагестане пока, как и в целом ряде субъектов Федерации. К сожалению, не создана еще эффективная система социальной и правовой защиты личности. Возможно и у нас в республике, следовало бы вести в Институт "Уполномоченный по правам человека и национальностей", который мог бы взять на себя контроль за решением целого ряда вопросов жизни граждан и народов в республике. По моему мнению, он сыграл бы существенную роль в укреплении авторитета и федеральной и местной власти, которая крайне мало имеет механизмов заботы о человеке, а все больше фискальных, селекторских, милицейский. Важно, чтобы граждане и народы увидели в Федерации и в своей республике своего защитника. И ясно эту важную работу надо делать с учетом российского, международного и немалого местного опыта, всего потенциала законодательно-правового потенциала.

Исключительные полномочия, закрепленные в ст. 71 Конституции Российской Федерации за федеральными органами власти, предоставляют достаточные гарантии укрепления государственной власти, обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории страны, защиты суверенитета и территориальной целостности страны, прав и свобод человека и гражданина. Но пока российская федеративная модель мало использует свои резервы саморазвития, самоуправления в стране. Нуждается в подробнейшей правовой расшифровке ст. 72 Конституции Российской Федерации о совместных полномочиях. По опыту своей работы по составлению Федеративного договора скажу, что тогда все полномочия, которые трудно было согласовать на том этапе, автоматически скидывались нами в "корзину" совместных полномочий в надежде, что за нами придет законодатель и в более спокойной обстановке все расшифрует. Но законодатель, в эту сферу пока не пришел. И сегодня уже поздно говорить просто о концепции разграничении полномочий, которая и так закреплена в действующей Конституции. Необходимо безотлагательно заняться отработкой пакета законов, способных обеспечивать перспективное развитие федеративных отношений, федерализацию во всех сферах власти и общества в России. Президент России в своем Послании Федеральному Собранию ставит задачу "четкого законодательного определения полномочий Центра и субъектов Федерации". Это долгосрочный, стратегический проект для нашей страны. Субъекты Федерации (к примеру: Республика Дагестан и Саратовская область) совместно с палатами Федерального Собрания, могли бы эту задачу решить совместно. Готов представить согласованный с Саратовом и Махачкалой пакет законопроектных предложений в Федеральное Собрание. Это было бы новой формой совместной работы.

Законодательное определение полномочий - это центральный вопрос федерализма. Многие муссируют вопрос о статусе субъектов Федерации, забывая при этом, что статус субъектов Федерации определяется не названиями и декларациями, а объемом полномочий и эффективностью их реализации на практике. В этой же плоскости находится и вопрос о равенстве или неравенстве субъектов Федерации. Главная линия решения данной проблемы не в формальных признаках, на которые обращают внимание многие политики и чиновники страны, тем самым, противопоставляя субъекты Федерации друг другу, а в объеме их полномочий. Для России бесспорно многовариантность развития Федерации, но при сохранении общефедеральных стандартов прав и свобод граждан во всей Федерации. Для этого следует менять и утвердившуюся бездарную систему безадресного распределения трансфертов. Президент справедливо обратил внимание и на состояние межбюджетных отношений, которые превратились у нас в систему, в которой одни будут вечными реципиентами, а количество доноров будет неуклонно снижаться. Пока у нас работает система, при которой одним чиновникам выгодно распределять, а другим быть иждивенцами, без реальной ответственности и тех, и других, призванных думать о пополнении налоговой базы бюджета на своем уровне. Необходимо отрабатывать такую модель бюджетного федерализма, которая стимулировала бы экономическое развитие на всех уровнях. Именно об этом говорят предприниматели и директора заводов на встрече в Дагестане и в Саратовской области. Введение, к примеру, единого земельного налога в ряде районов Саратовской области, на несколько раз повысила бы эффективность работы сельхозпроизводителя. Нужно повседневно искать механизмы эффективного производства и пополнения налоговой базы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Стержневая проблема, важнейшая политическая задача укрепления нашего государства задача единения народов и земель российских связана с укреплением экономики, с экономическими отношениями, бюджетным федерализмом. И дело здесь не в том, идет ли речь о централизации и децентрализации. Мы привыкли к тому, что централизация - это есть укрепление Государства российского. Это не всегда так. Для укрепления государства столь же важна и децентрализация.

У нас в целом по России получается так - экономика находится в условиях феодализма, потому что основной ее источник - это сырьевые ресурсы. Экономические программы, которые принимает Правительство, находятся на стадии капитализма, а бюджетные вопросы у нас пытаются решить на уровне социалистического распределения. И здесь мы, кроме общих слов, не сумели еще перейти к формированию новых конкретных, справедливых правовых механизмов разграничения полномочий. Только после этого мы можем подойти к выработке нормальной системы межбюджетных отношений.

Федеративное государство, даже при кажущейся рыхлости властной вертикали, наиболее жизнеспособно, ибо более успешно учитывает и управляет разнообразием, выявляя потенциал отдельных частей и обеспечивая тем самым целостность и единство многонационального государства. В случае необходимости за Федерацией должно быть закреплено и право обеспечить прямое воздействие на органы власти территорий, ибо Федерация в целом является главным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина данного государственного сообщества, независимо от их национальной принадлежности и территории проживания. Уверен, что мы давно и успешно восстановили бы правопорядок и законность на территории Чечни, если бы были определены механизмы такого вмешательства. И главное - если бы права и свободы русских, чеченцев, кавказцев в республике стали бы ориентиром, критерием нашей деятельности там. В таком случае мы автоматически были бы в контакте с большинством населения Чечни.

Федерация должна быть способна применять своевременные меры против действий, угрожающих целостности государства, правам и свободам граждан, этнических и иных местных сообществ, меньшинств. Саратовская область и Республика Дагестан могли бы предложить разработку и принятие пакета федеральных законов по совершенствованию федеративных отношений, предусматривающих: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности граждан и государства, базовых принципов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности территорий и граждан страны; установления общих принципов налогообложения и сборов в соответствии с объемом разграничения полномочий по вертикали власти по поддержанию единых стандартов социальных услуг; координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства и детства; защиты традиционной природной и культурно-исторической среды обитания русского и других народов; защиты прав малочисленных народов и национальных меньшинств. Кроме того, за субъектами федерации и местными сообществами должны быть закреплены и четкие меры ответственности за полную реализацию на их территориях требований по обеспечению суверенитета и целостности российского государства.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что федерализм - это постоянный поиск механизмов согласования интересов, достижения их баланса, преодоления противоречий, а также потенциала самобытного развития и саморазвития общности интересов граждан, всех субъектов федерации, всего общества многонационального народа Российской Федерации.

Федеративная модель государственного устройства России понятна и близка российским гражданам во всех регионах страны. Она позволяет на основе действующей Конституции страны стратегически обеспечивать прочную и фундаментальную общность интересов граждан России, укреплять российскую государственность. На новых демократических основах, думая о благополучии своих граждан и повышая эффективность работы органов власти, их служения российскому народу, россиянам.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dgu.ru



Рефераты.  Практические вопросы укрепления российской государственности
Рекомендуем


Рефераты.  Практические вопросы укрепления российской государственности