|
Функции института образования в обществе
Функции института образования в обществе
Функции института
образования в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе
институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют
внимание на разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и
наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры,
понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области
искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки,
присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества
образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения
общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет
свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования
играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной
культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид
становится носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных
ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря
этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется
в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам
морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого
поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается
понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами
страны. Содержание осуществляемого
системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной
мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали,
религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание
являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном
обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого
находится система формального образования, поэтому религиозное образование и
воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных
негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института
формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,
что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи
возводится в ранг государственной политики в области образования, так как
бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях
требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению
учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в
соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть
молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в
средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза
одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в
аспирантуру, делают научную карьеру.
С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия
осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным
результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных
учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в
социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности;
получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной
организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной
карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий.
Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном
обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского
диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень
образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим
показателем социального статуса человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является
прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных
достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений.
Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой
существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества.
Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит
характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и
производства, результатом которой является ускорение научно-технического
прогресса. Университеты все в большей степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и
промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов
способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые
научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение
качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может
быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1)
руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта
структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину,
поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя
школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими
им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом
преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне
допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям
обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания,
посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе
образования.
Итак, высшую позицию в социальной структуре образования
занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники
департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от
сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить
внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе
образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные
решения и формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень
основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить
материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут
ответственность за формирование преподавательского корпуса, определяют
нормативные требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также -
критерии оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируют
государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные
требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с
изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим
они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют
систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные работники
нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.)
отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют
стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляют
оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и поведением
учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимае
учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся
к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки
и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать
лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой
обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения
(запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь
популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются
самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в
первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся
результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными
подростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере
связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в
том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний
учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором
учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является,
таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники,
"хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет
своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу
образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной
ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского
труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах
социологических опросов и посвященной анализу социального положения
учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в
последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля лиц,
скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии.
По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых
центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей
профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда,
настроенность на созидательный труд также значительно изменились в
отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают
время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой
повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо
кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной
армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в
экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной
программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно
высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное -
создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые
будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из
факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее -
14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет,
когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем
месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как
следствие, около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо
настроены на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе
закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном
сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе
на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж
профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его
"высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть
респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два
года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж
профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень
низким". Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении
авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии
высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% - "низким
"и "очень низким".
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре
образовательного процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ,
студенты и др.). Какие требования к его поведению предъявляет
нормативно-ценностная система образования? Они достаточно очевидны: изучать
различные предметы согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать
информацию, овладевать навыками самостоятельного изучения и использования
изученных фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать
педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие
продвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная сдача
экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует система
санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и записи в
дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система
санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить
выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, он
наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий курс. В
нормативной структуре формального образования существуют, конечно, и
определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение добросовестной
учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь
это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при
поступлении в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная
стипендии в вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру
и т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего
образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником.
Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус учителя
неизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее положение,
второй - положение подчиненного. Доминирующее положение учителя обусловлено
тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является источником
знаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая позиция учителя в
классе (или учебной группе) порождает авторитарный стиль в преподавании,
означающий безусловное подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль
предполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и наказывать
провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия господствовал
в системе формального образования вплоть до последнего времени. Содержательной
основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное
понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику.
Первый является специалистом в определенной области знаний и культуры, и его
главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику определенный объем
знаний и научить ими пользоваться. Роль ученика сводилась к пассивному усвоению
и запоминанию той информации, которую давал ему педагог. Однако в современную
эпоху традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более
неэффективным, утрачивает свою былую популярность. Объясняется это тем
фактором, что современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большой
сложности хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее
громадного воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую
природную среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель,
инженер, экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладать
большими познаниями в соответствующей области, но и быть творческой,
инициативной личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения,
учитывать множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и
технологии, с ее социальными и культурными последствиями.
Новый, демократический стиль в построении образовательного
процесса характеризуется следующими особенностями:
1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных
задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному
запоминанию, а заключается в овладении разнообразной информацией;
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а
взаимный обмен информацией, что, естественно предполагает большую
самостоятельную работу ученика;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает
учащийся;
5) характер отношении между участниками - попеременное
доминирование или равенство учителя и ученика;
6) в роли обучающего может выступать не обязательно
учитель-профессионал, а любой носитель ценной информации.
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая модель
образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения
взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих
творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены
старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения
квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их деятельности
удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управления
учебным процессом. Без демократического стиля, предполагающего уважительное
отношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать
вместе с ним, трудно пробудить у школьников интерес к учебе, привить им
необходимые моральные качества.
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и
Учителей, безусловно, в значительной мере снижают эффективность
образовательного процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям
между ними является важнейшим звеном процесса перестройки образования на
гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в
целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические
институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность
образования в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их
родители будут сознательно ориентированы на получение образования.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|