Рефераты.  Человек в мегаполисе
Человек в мегаполисе

Человек в мегаполисе

Человек в мегаполисе

Большие города- одна из характерных особенностей прогресса че-
ловечества:здесь значительно выше производительность труда,лучше
используются материальные и духовные ресурсы,активнее развиты
культура, наука и образование.Поэтому и растут большие города
быстрее других городских поселений ,особенно в последнем столетии.
Но давайте взглянем на другую сторону медали:как большие горо-
да влияют на природу, на организм человека- жителя таких городов
- мегаполисов.Для начала несколько цифр.
Так среди 94 крупнейших столичных городов мира Москва по рож-
даемости находится на 62 месте, по смертности жителей - на
71.Средняя продолжительность жизни - этот основной показатель,
показывающий здоровье населения ,- сегодня в столице нашего госу-
дарства на 2-3 года меньше, чем в Будапеште, Софии; на 3,5-5 лет
меньше,чем в Вене,Париже,Стокгольме.
Негативное воздействие мегаполиса на здоровье населения начи-
нается еще до рождения:исследования, проведенные как по линии
Всемирной организации здравоохранения,так и по заданию Моссове-
та,показали ,что именно в период зарождения и вынашивания плода
будущего гражданина,когда развитие клеток организма происходит
очень быстро, факторы окружающей среды в мегаполисах действуют
хотя и опосредовано,но неумолимо, создавая предпосылки будущих
болезней,уродств, неправильного формирования личностных характе-
ристик,а то и угрожая самой жизни.Дело в том, что накопление ге-
нетических изменений в наследственном аппарате под воздействием
загрязненной атмосферы может сделать процесс вырождения людей
необратимым.Ведь если в какой-либо популяции 30% ее членов приоб-
ретут генетические изменения,то популяция может выродится,исчез-
нуть.
Угарный газ и окислы азота,столь интенсивно выделяемые напер-
вый взгляд невинным голубоватым дымком из глушителя автомобиля
или заводской трубы,- вот одна из основных причин наших головных
болей,усталости немотивированного раздражения,низкой трудоспособ-
ности.Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппа-
рат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам,а все вместе
эти факторы,включая шум,безжалостно проникающий во все помещения
и мешающий нашему производительному труду и отдыху,ведут к стрес-
сам,нервным проявлениям,стремлению к уединению,безразличию даже к
самым близким людям - родителям,супругам,а то и детям.Стоит ли
после этого удивляться,что в мегаполисе Москва распадается каж-
дый второй брак,в то время как в небольших городах - только 3-4?
В больших городах также более широко распростанены заболевания
органов кровообращения и дыхания,инфаркты,гипертоническая, бо-
лезнь и новообразования.
Однако вернемся к общему состоянию экологической обстановки в
Москве,рассмотрим более подробно причины и источники загрязнения
окружающей среды.Прежде всего оно связано с промышленными пред-
приятиями.В результате хаотичной промышленной застройки,недостат-
ка экологически чистых технологий столичная агломерация стала од-
ной из самых загрязненных в Центральном экономическом районе.В
городе и пригороде размещается более 4 тысяч промышленно-произ-
водственных объектов,из которых 930 постоянно выбрасывают в ат-
мосферу более 200 вредных веществ,некоторые из них относятся к
первому классу опасности:свинец,медь,кадмий,ртуть и др.А улавли-
вается только около 70 % выбросов.Не благополучно и с организа-
цией санитарно-защитных зон:их размеры не выдерживаются у 356
предприятий.В итоге более двух миллионов москвичей вынуждены жить
в экологически неблагополучных условиях.
Далее.Ежегодно в Москве образуется около 6 миллионов отходов
производства,из которых вторично используется немногим более по-
ловины, треть вывозится на свалки и полигоны,а остальная часть
либо скапливается на каких-то территориях,либо поступает в кана-
лизационные или ливневые сети.Прогнозы показывают,что накопление
отходов может идти быстрее,чем их утилизация,и тем ухудшить си-
туацию.
Пищевые отходы и сточные воды предприятий оказывают негативное
влияние на реки Москвы.Хотя за последние 20 лет построено более
1000 очистных сооружений,но что делать с образующимися на них
осадками,не решено,и до тех пор они,необезвреженные,сбрасываются
в те же водоемы,канализацию или овраги,загрязняя тем самым поч-
вы,воду и артезианские горизонты.Могло бы помочь оборотное водос-
набжение,но оно охватывает в мегаполисе только 60 % от возможно-
го,что в 1.5 раза меньше,чем в среднем по стране.В итоге в реку
Москву сбрасываеся в сутки до полумиллиона кубометров недостаточ-
но очищенных сточных вод.
Такое огромное количество отходов объясняется уровнем техноло-
гии:столичная промышленность вывозит своей продукции (в тоннах)
втрое меньше,чем получает сырья и полуфабрикатов.Сами собой нап-
рашиваются основные решения проблемы - вывод из Москвы опасных в
экологическом отношении промышленных предприятий,по меньшей мере
их реконструкция - внедрение современных малоотходных технологий.
Второй источник загрязнения - автотранспорт,"вклад" которого в
атмосферу составляет до 90 % по окиси углерода и 70 % по окиси
азота.Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые метал-
лы и другие вредные вещества.
Еще одна группа источников ухудшения условий жизни - физичес-
кие факторы.Так каждого из нас преследует шум,неумолимо проникая
повсюду,мешая нашему сну,затрудняет отдых,снижает трудоспособ-
ность,способствуя возникновению и распространению заболеваний
нервной системы,органов слуха.В условиях акустического дискомфор-
та в настоящее время проживает каждый москвич.Источники шума -
промышленные предприятия и различные виды транспорта.
Но можно ли в большом городе снизить уровень шума? Можно.С од-
ной стороны, надо строить жилые,да и общественные здания с проти-
вошумной изоляцией стен;при планировке внутренних помещений выво-
дить комнаты для отдыха и занятий во дворы, а для тех окон, что
смотрят на магистрали,предусматривать тройное остекление,- это в
2,5 раза снижает уровень шума.С другой стороны,трассы автомо-
бильного и рельсового транспорта нужно прокладывать в тоннелях ,
озеленять примагистральные территории,а внутриквартальные проез-
ды делать тупиковыми,чтобы исключить постоянное движение тран-
спорта.
Немало вреда приносит и вибрация.Наиболее значимые ее источни-
ки в городе - линии метрополитена мелкого заложения,трамвайные и
железнодорожные пути.Максимальное влияние данных источников ре-
гистрируется преимущественно в нижних этажах и полуподвальных по-
мещениях.Вибрация оказывает неблагоприятное влияние на самочув-
ствие людей, состояние нервной системы,сердце и кровеносные сосу-
ды.
Много в Москве источников инфразвука - компрессорные стан-
ции,дизель-генераторные установки,воздухозаборные шахты мет-
ро,виброплощадки,где уровни инфразвука достигают более 100 деци-
бел,и автотранспорт.Особенность инфразвука в том,что его колеба-
ния усиливаются за счет резонанса в тоннелях и помещениях малых
объемов и неблагоприятно воздействует на человека:изменяется час-
тота сердечных сокращений,ритм дыхания,нарушается деятельность
нервной системы.
Мегаполис невозможно себе представить без развития радио и те-
левидения,радиолокации,расширения сети высоковольтных линий элек-
тропередач.Но все это привело к увеличению уровня электромагнит-
ных излучений по сравнению с природным,естественным фоном.
Свою долю вносят учреждения,работающие с радиоактивными вещес-
твами,реакторами,электрофизическими установками,создающими иони-
зирущее излучение.В городе масса рентгеновских аппаратов,три
атомных реактора,все шире применяется радиоизотопы.Общий фон в
городе пока относительно постояннен - от 6 до 25 микрорентген в
час, его уровень несколько выше у объектов атомной проышленности
и в местах существовавших до 60-х годов в черте города небольших
захоронений радиоактивных отходов.
Обобщая сказанное,нельзя не прийти к заключению,что низкий уро-
вень здоровья населения Москвы,увядание ее природных факторов
есть прямое следствие хаотичной,непродуманной застройки мегаполи-
са и недостаточного учета экологических факторов.
Противостоять этому предназначена разрабатываемая в настоящее
время программа "Экология Москвы".Она включит в себя широкомас-
штабные оздоровительные мероприятия,а также,ряд архитектурно-пла-
нировочных решений по борьбе с загрязнением,которые вкратце мож-
но свести к следующему:развитие и реконструкция улично-дорожной
сети, бестранспортные пешеходные зоны в центральной части горо-
да,организация системы скоростных дорог и магистралей непрерывно-
го движения,озеленение улиц,площадей и скверов,газификация автот-
ранспорта и поиск относительно безвредных видов топлива,дальней-
шее развитие троллейбусного парка и общественного транспорта ,
ужесточение контроля за выхлопными газами и др.
В центр внимания этой работы должен быть поставлен человек,
удовлетворение его потребностей и сохранения здоровья,как это де-
лается во многих столицах развитых стран.
Программа "Экология Москвы" должна быть вневедомственной.Имен-
но ведомственный подход и ведомственная разобщенность - причины
дефектов градостроительства и экологической напряженности.Ве-
домства,ведущии строительство и реконструкцию на территории горо-
да, имеют мощные строительные базы, но не заботятся в должной ме-
ре об оздоровлении окружающей среды.Городские же строители не в
состоянии обеспечить выполнение природоохранных мероприя-
тий.
Настало время создать временный или постоянно действующий кол-
лектив для определения эколого-гигиенических приоритетов, для вы-
работки научных основ ликвидации неблагоприятного влияния антро-
погенной деятельности на окружающую среду и население,а также
сохранения и рационального использования природных ресурсов сто-
личного региона.



Рефераты.  Человек в мегаполисе
Рекомендуем


Рефераты.  Человек в мегаполисе