Рефераты.  Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара
Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Денисов Н. Г.

Весь годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом. Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется только на глас. В каждом месте, особенно там, где много грамотных певцов, существует традиция исполнения определенных стихир в праздники по крюкам. Чаще всего это славники — на "Господи воззвах", стиховне, хвалитнах, стихира по 50-м псалме. Тропари и кондаки великим праздникам в старообрядческих храмах также, как правило, поют по крюкам, а в иные дни — речитативом, допевая последние слова текстов, или просто читают. В общинах же с низкой крюковой грамотностью тропари с кондаками только читают. В южных приходах, в Вилково и Куничах, их поют на глас. В российских приходах такая традиция отсутствует.

Ирмосы великим праздникам поются по крюкам. В местах, где крюков не знают, ирмосы читают. Исполнение песнопения по крюкам в большие праздники является важным показателем профессионального уровня хора. В старообрядческих приходах не бывает спевок (в советское время они были запрещены). Поэтому хор поет на службе как бы "с листа", в чем и проявляются, соответственно, его достоинства либо недостатки. На Литургии псалмы "Благослови душе моя Господа", "Хвали душе моя Господа" исполняются на глас. Опять-таки в одних общинах, где имеются грамотные певцы, напев гласа согласно Уставу меняется в зависимости от седмицы, то есть недели. В других общинах их поют лишь на некоторые гласы или вообще на один глас. В южных приходах названные псалмы вообще принято читать. Большую часть песнопений Литургии, особенно начиная с Херувимской песни, включая Евхаристическую часть, исполняют, как правило, по крюкам.

Наконец, определенную часть годового репертуара в каждом храме поют "по напевке", "напевом", "на память", "по погласке" и т. д. Из всех старообрядческих общин только некрасовцы, живя в Турции, не знали этих терминов и лишь по возвращении на Родину сразу поняли и приняли их. Исполнение по "напевке" включает как зафиксированные, так и незафиксированные в письменных источниках песнопения. На богослужениях они звучат по устным версиям, сложившимся в общинах. Данные образцы составляют отдельный пласт певческой культуры старообрядцев.

Кроме этого, в ряде общин есть сложившиеся традиции исполнять некоторые песнопения тем или иным роспевом, на определенный глас, петь или читать его. Образцом в этом отношении можно считать Рогожскую общину, где существует стройная система исполнения песнопений (см. [16]). В целом в российских общинах 33-й псалом "Благословлю Господа на всякое время" на Литургии принято читать, а в Добрянке и южных приходах (в Новопокровском, у некрасовцев, в Вилкове, Куничах) его поют на 7-й глас. В Вилково в праздники этот псалом исполняется на 6-й глас на подобен "Ангельские силы". Песнопение "Воскресение Христово видевше" в большинстве приходов поют речитативом, а в Грачах, Вилково — на 7-й глас. Песнопение "Единородный Сын" в российских, юго-западных приходах исполняется "напевкой", а в Вилково, Новопокровском, а также, по словам верующих, в Румынии — демественным роспевом. Херувимскую песнь в Стрельниково по воскресным дням поют демественным роспевом, а в праздники — иргизским. "Отче наш" в одних местах звучит только на глас, в других — знаменным роспевом 5-го и 6-го гласов (отец Евгений Бобков считал, что на праздничном богослужении "Отче наш" должно исполняться только речитативом). В южных приходах на всенощной хвалитные стихи любят петь, а в российских их чаще читают. На ексапсалмах первые стихи "Слава в вышних Богу" в южных приходах поют, а в российских — читают. После того, как в конце 1980-х годов митрополит Алимпий стал объезжать приходы, сопровождающие его стихарные услышали пение данных стихов и эту традицию стали вводить и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Стрельникове. В Иванове, как говорилось выше, на всенощной последний антифон 4-го гласа "От юности моея" исполнялся демественным роспевом. В Стрельниково в праздник апостолов Петра и Павла на сложившийся устно в общине напев исполняют запевы к тропарям канона "Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас". В Клинцах существовала традиция целиком петь канон Преображению. Некрасовцы до сих пор исполняют кафизмы напевом новгородского распевщика XVI века Маркела Безбородого. Проживая изолированно в Турции, они сохранили эту традицию, в отличие от большинства белокриницких общин, которые на протяжении XX века забыли ее (жива она и у беспоповцев).

В целом же воспроизведение всего годового репертуара в старообрядчестве объясняется установившимися в каждом месте традициями, влиянием определенного певческого центра, а не личными вкусами и пожеланиями отдельных лиц.

Список литературы

1. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. - 1977. - Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы ХI-ХVII вв. - С. 388-394.

2. Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей ХVII-ХХ вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (По материалам археогр. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). - М., 1982.-С. 162-227.

3. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. - М.: Сов. композитор, 1978. - Вып. 2 / Ред.-сост. А. А. Банин. - С. 315-336.

4. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Дис. ... канд. иск. / Ин-т истории искусств. - М., 1976.

5. Денисов Н. Г. Воскрешение древности // Сов. музыка. - 1986. - № 2. - С. 102-104.

6. Денисов Н. Г. Некоторые методические рекомендации по изучению певческих традиций старообрядцев // Фольклор и традиционная музыка: Науч.-метод. материалы по пробл. подготовки руководителей муз. коллективов / Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры. - Улан-Удэ, 1990. - С. 16-21.

7. Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев беглопоповского согласия хутора Новопокровский Краснодарского края // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч. конф.: Мат-лы. - Новосибирск, 1992. - Ч. 3. - С. 329-342.

8. Денисов Н. Г. Певческие традиции Стрельниковского хора Костромской земли // Skupiska staroobrzedowcow w Europie, Azji i Ameryce: Ich miesce i tradycje we wspolczesnym swiecie. - Warszawa, 1994. - S. 231-236.

9. Денисов Н. Г. Певческие традиции в старообрядческой общине // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Мат-лы, 1998. - М., 1998. - С. 345-353.

10. Денисов Н. Г. Профессиональные певческие традиции Стрельниковского старообрядческого хора Костромской области // Музикални хоризонти. - София, 1989. - № 2. - С. 176-183.

11. Денисов Н. Г. Современная старообрядческая певческая культура: проблемы фиксации и изучения // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 98-100.

12. Денисов Н. Г. Сорок лет на родной земле // Муз. Академия. - 2002. - № 3. - С. 51-53.

13. Денисов Н. Г. "Старообрядческая Венеция": Певческие традиции общины г. Вилкова // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. - М., 1997. - С. 236-240.

14. Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Куничи // Периферия в культуре. - Новосибирск, 1994. - С. 75-83.

15. Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья / МГК. - М., 1992 – Вып. 2. - С. 196-211.

16. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации: Дис. ...канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. - М., 1996. - 267 с. - Ркп.

17. Денисов Н. Г. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на Дону, 2000. - С. 53-59.

18. Денисов Н. Г. Церковно-певческая культура старообрядцев казаков-некрасовцев // История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 2000-летию христианства. Екатеринбург, 22-25 нояб. 1999 г.- Екатеринбург, 1999 - С. 171-174.

19. Избранные песнопения двунадесятым праздникам: (Старопечатный текст). - СПб.: Синод. тип., 1912.

20. Кратчайшее изложение догматов и преданий чинов же и обрядов, и обычаев древлеправославно-кафолическия Ветковския Церкве // Старообрядческий церковный календарь на 1994 г. - М., 1993. - С. 75-104.

21. Круг церковного древнего знаменного пения: В 6 ч. / Изд. иждивением А. И. Морозова. - СПб.: Балашов, 1884-1885. - Ч. 1: Октай; Ч. 2: Обиход Всенощного бдения, Триодей Постной и Цветной; Ч. 3: Обиход литургии Иоанна Златоустаго; Ч. 4: Праздники двунадесятые; Ч. 5: Трезвоны; Ч. 6: Ирмологий.

22. Панкратов А. В., Крахмальников А. П. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. - М, 2002. - Т. 4. - С. 542-556.

23. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 1: Ненотированные рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Е. Б. Смилянская. - М., 2000. - 317 с. - Библиогр.: 78 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55396 28.02.2000.

24. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 2: Певческие рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Н. Г. Денисов, Е. Б. Смилянская. - МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2000. - 192 с. - Библиогр.: 27 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55397 28.02.2000.

25. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. - М., 1986.-Т. 1. Вып. 2. - 382 с.

26. Старообрядческая мысль. - Прил. (1910-1917 гг.): "Церковное пение": Журн. - М., 1910. - №3.

27. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря / Сост.: С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: "Церковь", 1996. - 316 с.

28. Шестьдесят лет восстановления древлеправославной Архиепископии. - Новозыбков, 1983. - 46с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/



Рефераты.  Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара
Рекомендуем


Рефераты.  Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара