Рефераты.  Реальность или миф хлудовской псалтири
Реальность или миф хлудовской псалтири

Реальность или миф хлудовской псалтири

Реальность или миф хлудовской псалтири

Реальность или миф хлудовской псалтири

Среди древнерусских книг, содержащих изображения музыкальных инструментов, Новгородская Симоновская (Хлудовская) псалтирь - древнейшая. Выполненная в конце XIII в. по заказу монаха Юрьева монастыря Симона, она издавна привлекает внимание исследователей. На особом счету и ее "выходная" иллюстрация, озаглавленная "Давид-царь составляет Псалтирь".

Миниатюра очаровывает как своеобразная энциклопедия: здесь - сонм ликующих музыкантов, в руках у них многие из основных разновидностей средневековых европейских музыкальных инструментов. Время от времени, когда раскопки в Новгороде приносят новые сведения о древних инструментах, мы пытаемся проверить их с помощью этой энциклопедии; найденные сопель, гудок или гусли хочется увидеть нарисованными. Иногда "наложение" по контуру кажется таким удачным, что за ним невольно видится право для серьезных музыковедческих и исторических обобщений. Однако всегда ли контурное совпадение свидетельствует о конструктивном тождестве? Вопрос актуален, так как в последние годы утвердилось мнение об изображенных в Хлудовской псалтири инструментах как о бытовавших в средневековье на Руси. Между тем в XIX в. такому суждению было далеко до устойчивости. Вспомним основные заключения о рукописи и ее миниатюрах.

В 1873 г. архимандрит Амфилохий, доказавший новгородское происхождение книги, высказал мнение о том, что образцы для иллюстраций были византийскими, но живописец был русским: не зная греческого языка, он ошибался в надписях па миниатюрах. "Отсюда заключаем,- продолжает впоследствии А. С. Фаминцын,- что и инструменты, изображенные в руках играющих, быть может, были в данное время в употреблении в Росси и". Фаминцын принял инструмент в руках Давида за колесную лиру, или рылю, в отличие, между прочим, от тех, кому этот инструмент казался смычковым. В двух других изображениях он увидел "первобытную форму гуслей". Первое из этих изображений - "пяти (?) -струнный доскообразный" инструмент у музыканта в группе справа от Давида, другое -"гуслеобразный четырех (?)-струнный" инструмент в самом низу, слева.

Н. И. Привалов в исследовании, посвященном лире (колесной), считал, что Давид играет на лире или органиструме. Указывая на "византийские" одежды музыкантов, он предположительно датировал византийский оригинал, послуживший образцом для Хлудовской псалтир и, VIII-IX веками. Вместе с тем, не приведя ни одного византийского документа, он иллюстрирует западноевропейские аналогии. Определеннее рассуждал Н. Ф. Финдейзен: "Подобно всей инсценировке и костюмам, изображенным на этой великолепной миниатюре, музыкальные инструменты ее также заимствованы с западных образцов и чужды славянским". Давид, по его мнению, играет на трехструнном органиструме - прототипе будущей европейской и украинской лиры (колесной). Рядом с ним Соломон с 5-6-струнным псалтирем. Внизу, слева - юноши, играющие на "таком же" псалтире и смычковой круте, хотя очертания обоих инструментов, как ему кажется, аналогичны. В качестве иллюстраций Финдейзен приводит " Играющих на органиструме" - фрагмент Бошерппльского барельефа 1160 г. и "Царя Давида, играющего на круте" - мин иатюру кодекса св. Марциала Лпможского XI в. Другим инструментам, как и предыдущим, он стремится подобрать западные названия.

Иначе рассматривает иллюстрацию из Хлудовской псалтири Н. Н. Розов. Он склоняется к мысли о нередком в книжных миниатюрах отождествлении библейских музыкальных инструментов с национальными. Его определение инструмента Давида как смычкового, родственного древнерусскому гудку, осложнило поиск изобразительных источников для рассматриваемой иллюстрации, не способствовало ясности выводов. Подобную роль сыграло и то, что в двух инструментах в нижнем левом углу иллюстрации он усматривает не различные струпные - смычковый и щипковый, а один, но на котором якобы можно извлекать звуки и щипком, и с помощью смычка.

Статья Розова не является специально музыковедческой, он, кстати, делает оговорку, предлагая музыковедам точнее назвать инструменты, однако написанная в период . популяризации раскопанных в Новгороде сопелей, гудков и гуслей, по-видимому, именно она побудила музыковедов увидеть в Хлудовской псалтири местные инструменты. Так, В. М. Куликову в этой книге представляются "чрезвычайно интересные образцы древнерусских струнных щипковых инструментов". Новгородским археологическим гуслям с игровым окном он находит соответствие в инструменте, на котором играет Соломон. Отсюда типологические связи он направляет к одному из древних западноевропейских инструментов - лире (щипковой), нарисованной в Кентерберийской псалтири VIII в. "Для этих инструментов,-пишет Куликов,- характерен плоский корпус овальной или прямоугольной формы с вырезом в его верхней части, вертикальное положение в момент исполнения" ".

На типологических связях, касающихся инструментов с игровым окном, мы остановимся особо, а сначала уясним нашу позицию во взгляде па изображения в Хлудовской псалтири. Примеры показали, как оценка инструмента влияет на наше представление о времени и месте создания образца для Хлудовской псалтири, о большем или меньшем следовании миниатюриста этому образцу. Видна и обратная зависимость, когда в соответствия с предполагаемым источником оценивались инструменты. Каждый из исследователей так или иначе создавал предпосылки для формирования объективного восприятия интересующей нас иллюстрации. Нашей задачей остается извлечь из предшествующих рассуждений нужный материал и отчасти его дополнить.

Довод Амфилохия о написании Псалтири в Новгороде и оформлении ее русским художником в сущности остается неизменным. Спорным остался вопрос происхождения образца, а с ним не ясны и названия инструментов.

Заслуживает внимания положение, выдвинутое Н. Н. Розовым, о том, что миниатюристы могли в библейских сюжетах рисовать свои национальные инструменты (хотя в широком плане подобный взгляд, распространявшийся и на другие вещи, возник раньше); оно, на наш взгляд, должно относиться не столько к новгородскому художнику, сколько к тому предполагаемому мастеру, миниатюры которого стали исходными при оформлении Хлудовской псалтири.

Нельзя исключать и другого - стремления скопировать древний образец как канонический или же нарисовать любой экзотический инструментарий, чтобы опять-таки быть "документальным" в изображении библейской сцены, что с большей вероятностью может быть отнесено к новгородцу. Во всяком случае, в иллюстрации Давида с музыкантами процент "русского" инструментария, как выяснится, меньший по отношению к "импортному". У зарубежного художника или художников (если учитывать, что новгородец мог использовать несколько образцов, причем одновременно и византийских, и западноевропейских) было больше поводов реагировать на новшества в светской музыкальной жизни - традиции светского музицирования и поиски новых форм инструментов и в Византии, и на Западе начались раньше, чем на Руси.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://soros.novgorod.ru/



Рефераты.  Реальность или миф хлудовской псалтири
Рекомендуем


Рефераты.  Реальность или миф хлудовской псалтири