–ефераты. “олстой Ћев Ќиколаевич
“олстой Ћев Ќиколаевич

“олстой Ћев Ќиколаевич

“олстой Ћев Ќиколаевич


“ќЋ—“ќ… Ћев
Ќиколаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873),
почетный академик (1900) ѕетербургской јЌ. Ќачина€ с автобиографической
трилогии Ђƒетствої (1852), Ђќтрочествої (1852-54), Ђёностьї (1855-57),
исследование Ђтекучестиї внутреннего мира, моральных основ личности стало
главной темой произведений “олстого. ћучительные поиски смысла жизни,
нравственного идеала, скрытых общих закономерностей быти€, духовный и
социальный критицизм, вскрывающий Ђнеправдуї сословных отношений, проход€т
через все его творчество. ¬ повести Ђ азакиї (1863) герой, молодой двор€нин,
ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого
человека. Ёпопе€ Ђ¬ойна и мирї (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев
русского общества в ќтечественную войну 1812, патриотический порыв народа,
объединивший все сослови€ и обусловивший победу в войне с Ќаполеоном.
»сторические событи€ и личные интересы, пути духовного самоопределени€
рефлексирующей личности и стихи€ русской народной жизни с ее Ђроевымї сознанием
показаны как равноценные слагаемые природно-исторического быти€. ¬ романе Ђјнна
 аренинаї (1873-77) Ч о трагедии женщины во власти разрушительной Ђпреступнойї
страсти Ч “олстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального
уклада, разрушение семейных устоев. ¬оспри€тию мира индивидуалистическим и
рационалистичным сознанием он противопоставл€ет самоценность жизни как таковой
в ее бесконечности, неуправл€емой переменчивости и вещной конкретности
(Ђтайновидец плотиї Ч ƒ. —. ћережковский). — кон. 1870-х гг. переживавший
духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствовани€ и
Ђопрощени€ї (породившей движение Ђтолстовстваї), “олстой приходит ко все более
непримиримой критике общественного устройства Ч современных бюрократических
институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви),
цивилизации и культуры, всего жизненного уклада Ђобразованных классовї: роман
Ђ¬оскресениеї (1889-99), повесть Ђ рейцерова сонатаї (1887-89), драмы Ђ∆ивой
трупї (1900, опубликована в 1911) и Ђ¬ласть тьмыї (1887). ќдновременно
возрастает внимание к темам смерти, греха, пока€ни€ и нравственного возрождени€
(повести Ђ—мерть »вана »льичаї, 1884-86, Ђќтец —ергийї, 1890-98, опубликованы в
1912, Ђ’аджи-ћуратї, 1896-1904, опубликован в 1912). ѕублицистические сочинени€
морализаторского характера, в т. ч. Ђ»споведьї (1879-82), Ђ¬ чем мо€ вера?ї
(1884), где христианские учени€ о любви и всепрощении трансформируютс€ в
проповедь непротивлени€ злу насилием. —тремление согласовать образ мысли и
жизни приводит к уходу “олстого из ясной ѕол€ны; умер на станции јстапово.
* * *
“ќЋ—“Шќ…
Ћев Ќиколаевич [28 августа (9 сент€бр€) 1828, усадьба ясна€ ѕол€на “ульской
губернии Ч 7 (20) но€бр€ 1910, станци€ јстапово (ныне станци€ Ћев “олстой)
–€зано-”ральской ж. д.; похоронен в ясной ѕол€не], граф, русский писатель.
Ђ–адостный период детстваї
“олстой был
четвертым ребенком в большой двор€нской семье. ≈го мать, урожденна€ кн€жна
¬олконска€, умерла, когда “олстому не было еще двух лет, но по рассказам членов
семьи он хорошо представл€л себе Ђее духовный обликї: некоторые черты матери
(блест€щее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже
портретное сходство “олстой придал кн€жне ћарье Ќиколаевне Ѕолконской (Ђ¬ойна и
мирї). ќтец “олстого, участник ќтечественной войны, запомнившийс€ писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Ќикола€ –остова), тоже умер рано (1837). ¬оспитанием детей
занималась дальн€€ родственница “. ј. ≈ргольска€, имевша€ огромное вли€ние на
“олстого: Ђона научила мен€ духовному наслаждению любвиї. ƒетские воспоминани€
всегда оставались дл€ “олстого самыми радостными: семейные предани€, первые
впечатлени€ от жизни двор€нской усадьбы служили богатым материалом дл€ его
произведений, отразились в автобиографической повести Ђƒетствої.
 азанский университет
 огда
“олстому было 13 лет, семь€ переехала в  азань, в дом родственницы и опекунши
детей ѕ. ». ёшковой. ¬ 1844 “олстой поступил в  азанский университет на
отделение восточных €зыков философского факультета, затем перевелс€ на
юридический факультет, где проучилс€ неполных два года: зан€ти€ не вызывали у
него живого интереса и он со страстью предалс€ светским развлечени€м. ¬есной
1847, подав прошение об увольнении из университета Ђпо расстроенному здоровью и
домашним обсто€тельствамї, “олстой уехал в ясную ѕол€ну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
Ђпрактическую медицинуї, €зыки, сельское хоз€йство, историю, географическую
статистику, написать диссертацию и Ђдостигнуть высшей степени совершенства в
музыке и живописиї.
ЂЅурна€ жизнь юношеского периодаї
ѕосле лета
в деревне, разочарованный неудачным опытом хоз€йствовани€ на новых, выгодных
дл€ крепостных услови€х (эта попытка запечатлена в повести Ђ”тро помещикаї,
1857), осенью 1847 “олстой уехал сначала в ћоскву, затем в ѕетербург, чтобы
держать кандидатские экзамены в университете. ќбраз его жизни в этот период
часто мен€лс€: то он сутками готовилс€ и сдавал экзамены, то страстно отдавалс€
музыке, то намеревалс€ начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. –елигиозные настроени€, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. ¬ семье его считали
Ђсамым пуст€шным малымї, а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много
лет спуст€. ќднако именно эти годы окрашены напр€женным самоанализом и борьбой
с собой, что отражено в дневнике, который “олстой вел в течение всей жизни.
“огда же у него возникло серьезное желание писать и по€вились первые
незавершенные художественные наброски.
Ђ¬ойна и свободаї
¬ 1851
старший брат Ќиколай, офицер действующей армии, уговорил “олстого ехать вместе
на  авказ. ѕочти три года “олстой прожил в казачьей станице на берегу “ерека,
выезжа€ в  изл€р, “ифлис, ¬ладикавказ и участву€ в военных действи€х (сначала
добровольно, потом был прин€т на службу).  авказска€ природа и патриархальна€
простота казачьей жизни, поразивша€ “олстого по контрасту с бытом двор€нского
круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал
дл€ автобиографической повести Ђ азакиї(1852-63).  авказские впечатлени€
отразились и в рассказах ЂЌабегї (1853), Ђ–убка лесаї (1855), а также в поздней
повести Ђ’аджи-ћуратї (1896-1904, опубликована в 1912). ¬ернувшись в –оссию,
“олстой записал в дневнике, что полюбил этот Ђкрай дикий, в котором так странно
и поэтически соедин€ютс€ две самые противоположные вещи Ч война и свободаї. Ќа
 авказе “олстой написал повесть Ђƒетствої и отправил ее в журнал Ђ—овременникї,
не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Ћ. Ќ.; вместе с
позднейшими повест€ми Ђќтрочествої, 1852-54, и Ђёностьї, 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Ћитературный дебют сразу принес “олстому насто€щее
признание.
 рымска€ кампани€
¬ 1854
“олстой получил назначение в ƒунайскую армию, в Ѕухарест. —кучна€ штабна€ жизнь
вскоре заставила его перевестись в  рымскую армию, в осажденный —евастополь,
где он командовал батареей на 4-м бастионе, про€вив редкую личную храбрость
(награжден орденом св. јнны и медал€ми). ¬  рыму “олстого захватили новые
впечатлени€ и литературные планы (собиралс€ в т. ч. издавать журнал дл€
солдат), здесь он начал писать цикл Ђсевастопольских рассказовї, вскоре
напечатанных и имевших огромный успех (очерк Ђ—евастополь в декабре мес€цеї
прочитал даже јлександр II). ѕервые произведени€ “олстого поразили литературных
критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной Ђдиалектики
душиї (Ќ. √. „ернышевский). Ќекоторые замыслы, по€вившиес€ в эти годы,
позвол€ют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего
“олстого-проповедника: он мечтал об Ђосновании новой религииї Ч Ђрелигии
’риста, но очищенной от веры и таинственности, религии практическойї.
¬ кругу литераторов и за границей
¬ но€бре
1855 “олстой приехал в ѕетербург и сразу вошел в кружок Ђ—овременникаї (Ќ. ј.
Ќекрасов, ». —. “ургенев, ј. Ќ. ќстровский, ». ј. √ончаров и др.), где его
встретили как Ђвеликую надежду русской литературыї (Ќекрасов). “олстой принимал
участие в обедах и чтени€х, в учреждении Ћитературного фонда, оказалс€
вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себ€ чужим в этой
среде, о чем подробно рассказал позднее в Ђ»споведиї (1879-82): ЂЋюди эти мне
опротивели, и сам себе € опротивелї. ќсенью 1856 “олстой, выйд€ в отставку,
уехал в ясную ѕол€ну, а в начале 1857 Ч за границу. ќн побывал во ‘ранции,
»талии, Ўвейцарии, √ермании (швейцарские впечатлени€ отражены в рассказе
ЂЋюцернї), осенью вернулс€ в ћоскву, затем Ч в ясную ѕол€ну.
Ќародна€ школа
¬ 1859
“олстой открыл в деревне школу дл€ кресть€нских детей, помог устроить более 20
школ в окрестност€х ясной ѕол€ны, и это зан€тие настолько увлекло “олстого, что
в 1860 он вторично отправилс€ за границу, чтобы знакомитьс€ со школами ≈вропы.
“олстой много путешествовал, провел полтора мес€ца в Ћондоне (где часто виделс€
с ј. ». √ерценом), был в √ермании, ‘ранции, Ўвейцарии, Ѕельгии, изучал
попул€рные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писател€.
—обственные идеи “олстой изложил в специальных стать€х, доказыва€, что основой
обучени€ должна быть Ђсвобода учащегос€ї и отказ от насили€ в преподавании. ¬
1862 издавал педагогический журнал Ђясна€ ѕол€наї с книжками дл€ чтени€ в
качестве приложени€, ставшими в –оссии такими же классическими образцами
детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг.
Ђјзбукаї и ЂЌова€ јзбукаї. ¬ 1862 в отсутствие “олстого в ясной ѕол€не был
проведен обыск (искали тайную типографию).
Ђ¬ойна и мирї (1863-69)
¬ сент€бре
1862 “олстой женилс€ на восемнадцатилетней дочери врача —офье јндреевне Ѕерс и
сразу после венчани€ увез жену из ћосквы в ясную ѕол€ну, где полностью отдалс€
семейной жизни и хоз€йственным заботам. ќднако уже с осени 1863 он захвачен
новым литературным замыслом, который долгое врем€ носил название Ђ“ыс€ча
восемьсот п€тый годї. ¬рем€ создани€ романа было периодом душевного подъема,
семейного счасть€ и спокойного уединенного труда. “олстой читал воспоминани€ и
переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы “олстых и
¬олконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Ѕородинское
поле, продвига€сь в работе медленно, через множество редакций (в копировании
рукописей ему много помогала жена, опроверга€ тем самым шутки друзей, что она еще
так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в Ђ–усском
вестникеї первую часть Ђ¬ойны и мираї. –оман читалс€ взахлеб, вызвал множество
откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким
психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в
историю. √ор€чие споры спровоцировали последующие части романа, в которых
“олстой развивал фаталистическую философию истории. ѕрозвучали упреки в том,
что писатель Ђпередоверилї люд€м начала века интеллектуальные запросы своей
эпохи: замысел романа об ќтечественной войне действительно был ответом на
проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. —ам “олстой
характеризовал свой замысел как попытку Ђписать историю народаї и считал
невозможным определить его жанровую природу (Ђне подойдет ни под какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни историиї).
Ђјнна  аренинаї (1873-77)
¬ 1870-е
гг., жив€ по-прежнему в ясной ѕол€не, продолжа€ учить кресть€нских детей и
развивать в печати свои педагогические взгл€ды, “олстой работал над романом о
жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух
сюжетных линий: семейна€ драма јнны  арениной рисуетс€ по контрасту с жизнью и
домашней идиллией молодого помещика  онстантина Ћевина, близкого самому
писателю и по образу жизни, и по убеждени€м, и по психологическому рисунку.
Ќачало работы совпало с увлечением прозой ѕушкина: “олстой стремилс€ к простоте
слога, к внешней безоценочности тона, прокладыва€ себе дорогу к новому стилю
1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Ћишь тенденциозна€ критика
интерпретировала роман как любовный. —мысл существовани€ Ђобразованного
сослови€ї и глубока€ правда мужицкой жизни Ч этот круг вопросов, близкий Ћевину
и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включа€ јнну), прозвучал
остро публицистично дл€ многих современников, прежде всего дл€ ‘. ћ.
ƒостоевского, высоко оценившего Ђјнну  аренинуї в Ђƒневнике писател€ї. Ђћысль
семейна€ї (главна€ в романе, по словам “олстого) переведена в социальное русло,
беспощадные саморазоблачени€ Ћевина, его мысли о самоубийстве читаютс€ как
образна€ иллюстраци€ духовного кризиса, пережитого самим “олстым в 1880-е гг.,
но назревшего в ходе работы над романом.
ѕерелом (1880-е гг.)
’од
переворота, совершавшегос€ в сознании “олстого, нашел отражение в
художественном творчестве, прежде всего в переживани€х героев, в том духовном
прозрении, которое преломл€ет их жизнь. Ёти герои занимают центральное место в
повест€х Ђ—мерть »вана »льичаї (1884-86), Ђ рейцерова сонатаї (1887-89,
опубликована в –оссии в 1891), Ђќтец —ергийї (1890-98, опубликована в 1912),
драме Ђ∆ивой трупї (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе Ђѕосле
балаї (1903, опубликован в 1911). »споведальна€ публицистика “олстого дает
развернутое представление о его душевной драме: рису€ картины социального
неравенства и праздности образованных слоев, “олстой в заостренной форме ставил
перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике
все государственные институты, доход€ до отрицани€ науки, искусства, суда,
брака, достижений цивилизации. Ќовое миропонимание писател€ отражено в
Ђ»споведиї (опубликована в 1884 в ∆еневе, в 1906 в –оссии), в стать€х Ђќ
переписи в ћосквеї (1882), Ђ“ак что же нам делать?ї (1882-86, опубликована полностью
в 1906), Ђќ голодеї (1891, опубликована на английском €зыке в 1892, на русском
в 1954), Ђ„то такое искусство?ї (1897-98), Ђ–абство нашего времениї (1900,
полностью опубликована в –оссии в 1917), Ђќ Ўекспире и драмеї (1906), ЂЌе могу
молчатьї (1908). —оциальна€ деклараци€ “олстого опираетс€ на представление о
христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены
им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Ётот комплекс
проблем предполагал анализ ≈вангели€ и критические штудии богословских
сочинений, которым посв€щены религиозно-философские трактаты “олстого
Ђ»сследование догматического богослови€ї (1879-80), Ђ—оединение и перевод
четырех ≈вангелийї (1880-81), Ђ¬ чем мо€ вераї (1884), Ђ÷арство Ѕожие внутри васї
(1893). Ѕурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые “олстым призывы
к пр€мому и безотлагательному следованию христианским заповед€м. ¬ особенности
широко обсуждалась его проповедь непротивлени€ злу насилием, ставша€ импульсом
к созданию целого р€да художественных произведений Ч драмы Ђ¬ласть тьмы, или
 оготок ув€з, всей птичке пропастьї (1887) и народных рассказов, написанных в
намеренно упрощенной, Ђбезыскуснойї манере. Ќар€ду с близкими по духу
произведени€ми ¬. ћ. √аршина, Ќ. —. Ћескова и других писателей, эти рассказы
выпускались издательством Ђѕосредникї, основанном ¬. √. „ертковым по инициативе
и при ближайшем участии “олстого, который определ€л задачу Ђѕосредникаї как
Ђвыражение в художественных образах учени€ ’ристаї, Ђчтобы можно было прочесть
эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себ€ добрееї.
¬ рамках
нового миропонимани€ и представлений о христианстве “олстой выступал против
христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что
привело его к полному разобщению с православной церковью. ¬ 1901 последовала
реакци€ —инода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально
отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Ђ¬оскресениеї (1889-99)
ѕоследний
роман “олстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома.
√лавный герой, ƒмитрий Ќехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь
нравственного очищени€, привод€щий его к де€тельному добру. ѕовествование
построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих
неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального
мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующа€ в жизни образованных слоев
общества). ’арактерные черты позднего “олстого Ч откровенна€, выдвинута€ на
первый план Ђтенденци€ї (в эти годы “олстой Ч сторонник нарочито
тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое
начало Ч про€вились в романе со всей нагл€дностью.
”ход и смерть
√оды перелома
круто изменили личную биографию писател€, обернувшись разрывом с социальной
средой и привед€ к семейному разладу (провозглашенный “олстым отказ от владени€
частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего
жены). ѕережита€ “олстым лична€ драма нашла отражение в его дневниковых
запис€х.
ѕоздней
осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний “олстой, сопровождаемый лишь
личным врачом ƒ. ѕ. ћаковицким, покинул ясную ѕол€ну. ƒорога оказалась дл€ него
непосильной: в пути “олстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой
железнодорожной станции јстапово. «десь, в доме начальника станции он провел
последние семь дней своей жизни. «а сообщени€ми о здоровье “олстого, который к
этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как
религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вс€ –осси€. —обытием
общероссийского масштаба стали похороны “олстого в ясной ѕол€не.
—очинени€:
ѕолн. собр.
соч. ћ.; Ћ., 1928-58. “. 1-90. (ёбилейное изд.).
Ћитература:
Ѕирюков ѕ.
». Ѕиографи€ Ћьва Ќиколаевича “олстого. ћ.; ѕг., 1923. “. 1-4.
√усев Ќ. Ќ.
Ћетопись жизни и творчества Ћьва Ќиколаевича “олстого. 1828-1890. ћ., 1958. .“о
же 1891-1910. ћ., 1960.
Ёйхенбаум
Ѕ. ћ. ћолодой “олстой. ѕг.; Ѕерлин, 1922.
Ёйхенбаум
Ѕ. ћ. ќ литературе. ћ., 1987.
Ѕочаров —.
√. –оман Ћ. Ќ. “олстого Ђ¬ойна и мирї. ћ., 1963.
ќ. ≈. ћайорова
 урсова€ работа на тему кризис разрушени€ человеческой души в —евастопольских рассказах. —очинение на тему мой любимый писатель творчество лев николаевич толстой. “олстой лев николаевич изображение войны в севастопольских рассказах. Ћев николаевич толстой живой труп основные идеи и образы. “олстой и нравственного идеала в годы детства и юности. ѕочему мне понравилс€ произведение детство лев толстой. —очинение на тему отрочество повести льва толстого. –еферат на тему детство льва николаевич толстого. ”частие Ћьва “олстого в —евастопольской войне. —очинение на тему отрочество льва толстого. ѕроблематика в произведении набег толстой. Ћев “олстой пон€л угадал природу женщины.  урсова€ работа лев николаевич толстой. Ћев николаевич толстой рассказы читать. Ћев николаевич толстой рассказ детство.

–ефераты. “олстой Ћев Ќиколаевич
–екомендуем


–ефераты. “олстой Ћев Ќиколаевич