Рефераты. Тема родины в лирике Есенина  Блока  Рубцова
Тема родины в лирике Есенина Блока Рубцова

Тема родины в лирике Есенина Блока Рубцова

Тема родины в лирике Есенина Блока Рубцова


Реферат по литературе.
Тема родина в лирике Есенина ,Блока ,Рубцова
                                                                   ученицы 11класс «Б»
                                                          Новиковой Марии Олеговны.
 
                                                                                          
Родина - отечество , отчизна , страна , в которой человек
родился.
Тема Родины была 
излюбленной темой писателей в разную эпоху и каждый из них  видел в этой теме , что - то свое родное и
близкое . Но, чтобы  поближе узнать о
том , как  тема родины была отражена  в их произведениях  рассмотрим ее  на примере
поэзии таких известных поэтов , как Есенин , Блок и Рубцов .Как Пушкин ,
Лермонтов, Некрасов  были властителями
дум молодежи девятнадцатого века  ,так в
поэзии Блока , Рубцова , Есенина влияла на формирование поколения нового ,
двадцатого столетия .
Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими
социально-философским проблемам : история 
и революция , деревня и город , жизнь и смерть , государство и народ
,народ и отдельная личность.
Первые публикации стихов молодого , неизвестного поэта в
печати датируются 1914 годом .Затем появляются сборники его стихотворений
«Радуница» (1916 ) и «Голубень» ( 1918 ) . Этими книгами Есенин открыл читателю
очарование и волшебство  среднерусской
природы , сокровенный мир лирического героя , у которого  место 
любимой заняла Родина . В русской 
поэзии , столь богатой шедеврами пейзажной лирики (Пушкин , Баратынский
, Кольцов , Тютчев , Некрасов , Бунин , Блок ) , появился  новый певец , звонкий и чистый голос
которого далеко разнесся над печалью полей .
О Русь - малиновое поле
И синь , упавшая в реку ,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Такой динамики картин природы , как у Есенина , нет  в 
пейзажной лирике его 
предшественников и старших современников . У И. Бунина  очень силен 
элемент созерцательности 
,сосредоточенной философской медитации ; у А . Блока в пейзажной поэзии
несравненно больше движения.
Неутомимый 
интеллектуальный и нравственный поиск исторических и социальных мотивов
обогащает  поэзию Есенина . Поэта живо
интересуют событии  далекого прошлого ,
связанные  со свободолюбивыми порывами ,
народными движениями . Так  появляется баллада
о соратнике Степанеа Разина  Усе ( «Ус»
,1914 ) , поэма о новгородской вольнице ( «Марфа-Посадница» ,1913 - 1914 ) .
Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с
жизнью ( « Устал я жить в родном краю ...» , « В том краю где желтая крапива
...» и др. ) .Однако  в ту пору мотивы
стихийного бунтарства  нередко  ассоциировались с воспеванием
«ушкуйничества» , бродячей вольности  ,
странничества  . Осознанное  чувство подлинной свободы появляется  у поэта со свершение Октябрьской революции .
По словам поэта  П.Орешина , С.Есенин
принял Октябрь «с неописуемым восторгом». «Был всецело на стороне Октября»,-
писал и Есенин.
Октябрьская революция дает поэту новые темы , раскрывает
глубину и мощь не только 
лирической  , и
драматической  основы таланта Есенина.
Поэт создает в романтико - утопическом ключе 
цикл поэм -« Небесный барабанщик» , «Инония» , «Преображение» и др. Он
прославляет «вселенское  братство людей»
, новую веру  новую правду , которую
несет на  своих знаменах пролетарская
революция :
Небо - как колокол ,
Месяц -язык ,
Мать моя - родина,
Я- большевик .
Следуя традиции русской и мировой  классической поэзии , Есенин с неслыханной смелостью
разрабатывает богоборческие мотивы 
(ранее он нередко воспевал смиренных иноков , кроткую и богомольную Русь
) .
Поэт выступает в роли ниспровергателя старой церкви ,
объявляет себя новым пророком . Но вместе с тем (таковы были  реальные противоречия  тогдашней действительности ) взгляды и
чаяния обширной крестьянской массы воплощались Есениным  в религиозной оболочке «Сельского часослова»
, поэм  «Иорданская голубица» , «Октоих»
. Однако церковнославянская лексика , библейский словарь , религиозные образы
именно лишь «оболочка» чисто земных помыслов .
После революции интерес 
Есенина к переломным этапам 
русской истории (эпохе Петра ) и народно-освободительным движениям
проявляется особенно обостренно .В отличие от ранних исторических произведений
резко усиливается драматизм при воссоздании 
характеров выдающихся деятелей прошлого . Такова , например ,
стихотворная драма  «Пугачев» (1921), в
центре которой трагическая судьба предводителя крестьянско- казачьего  восстания. Потрясает глубина проникновения
поэта в чисто человеческие переживания Пугачева , сложнейший сплав  чувств этой сильной , порывистой и
противоречивой личности .
После революции Есенин обращается все чаще к темам большого
социально - философского звучания .Только неподдельной болью поэта при виде
крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить  особый интерес  его к проблемам «деревня и революция» , «деревня и город» . Индивидуальным  поэтическим отсветом озарена эта
проблематика в поэме «Сорокоуст»  (1920(
( «сорокоуст» - сорокадневная молитва по умершим ).
Противоречивое развитие цивилизации  отображено поэтом в образах паровоза и
жеребенка . Тщетно бежит за чугунным поездом красногривый  жеребенок :
Милый , милый , смешной дуралей ,
Ну куда он  , куда он
гонится ?
Не ужель он не знает , что живых коней
Победила стальная конница ?
Наступление железной , неодушевленной механической силы
передано и строфах стихотворения «Мир таинственный , мир мой древний ...»
Мир таинственный , мир мой древний ,
Ты , как ветер , затих и присел .
Вот сдавил за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Исповедальный характер поэзии Есенина , открытость его
легкоранимой души обусловили особую доверительность интонации в поэме «Черный
человек» (1923 - 1925) , где автор ведет предельно искренний , мучительно
трудный диалог  со  своим двойником . Нравственная борьба
совести  , борение темных и  светлых 
начал  , добра  и зла 
, высокого  и низкого  - вот что движет  сюжет . Не лирическая  ,
повествовательная интонация , сурово - содержания , внешне спокойная , но
внутренне напряженная , передает 
накал  драматической схватки .
Борьба  и движение , преодоление  темных 
наслоений души , того мира и того мифа , который  олицетворяет  Черный  человек  , - основа 
и  нерв  поэмы .
Несмотря  на  решительный 
жест в финале , когда разъяренный поэт 
оружие слова меняет  на  рапирный 
выпад тростью , летящий «прямо к морде его , в переносицу» ,
конфликт  нельзя  считать 
исчерпанным . Поэма  эта ,  как и 
многие  произведения  с участием 
двойника ,  отличается  «открытой» 
композицией : трость  разбивает
всего  лишь зеркало .
   На протяжении
нескольких веков в России , стране по преимуществу крестьянской , проблема
«власти земли» в все социально _ философском , этическом плане волновала не
одно поколение писателей . Особенно остро она встала после отмены крепостного
права , породила два направления в русской литературе . Одно  - сформировавшееся под влиянием идей и
взглядов Л . Н .Толстого , «толстовское» , с его духовной драмой , обусловленной
углубленными нравственно - психологическими исканиями ; другое - под влияниями
творчества Г . Успенского - социально - публицистическое .
На новом историческом рубеже , когда лицом  к власти Русь уходящая и Русь  Советская , С. Есенин в своих поисках истины
был ближе к толстовской традиции . Отсюда стремление поэта постичь новый облик
страны в сопоставлении с иной социальной культурой - капиталистическим Западом
и Америкой , углубление психологического анализа при раскрытии сложных и
противоречивых человеческих натур .
Трудные проблемы встали перед поэтом - гражданином :
как  развиваться современной
цивилизации  ; какова судьба России
;  что в будущем ждет его Родину ?
Есенину не приходилось решать вопрос о поисках своего места в новой России , но
формирование нового мироощущение происходило непросто , порой драматически .
Есенин всецело  на стороне новой жизни -
Руси Советской , однако это  не значило
, что ему не жаль чего - то дорогого и близкого в уходящей Руси . До конца дней
своих считал он себя поэтом «золотой бревенчатой избы» .
В отличие от Маяковского Есенин  не  был  склонен к категорическим выводам  Сомнения и колебания не оставили его ,  пока громада  наблюдений не переплавлялась в ясное знание , а личный опыт не
поверялся мнением народным . На этом пути к решению проблемы соотношения
гуманизма и  исторического прогресса ,
смысла истории большое значение имела длительная , почти двухлетняя поездка по
Западной Европе и Америке .
Четырехмесячное пребывание в США , жизнь в Нью - Йорке стали
предметом развернутого анализа в очерке «Железный Миргород» (1923) , страницах
которого Есенин рассказал о технических достижениях американцев . Однако
встреча с «железным Миргородом» , где по словам позта , «в страшной моде
Господин доллар» , приводит Есенина к важному итоговому заключению : «Только за
границей я понял совершенно ясно , как велика заслуга русской революции ,
спасшей мир от безнадежного мещанства».
Именно за рубежом возникает у Есенина замысел «Черного
человека» . По словам жены поэта  С .
Толстой _ Есенин , после посещения нью - йоркской биржи у Есенина сложилось
такое впечатление : «Это люди , - это пауки в банке , это какие - то черные
человеки» .
По словам Есенина , после поездки по Европе и Америке он
«влюбился в коммунистического строительство» , ибо коммунизм - это «знамя вольности
и светлого труда» ( «письмо к женщине» , 1924 ) . В «Балладе о двадцати шести «
( 1924 ) Есенин развивает это образ , отмечает то , чем особенно ему
общественная система :
Коммунизм -
Знамя всех свобод .
Венчая эту мысль , возникает эпически - монументальный , как
бы отлитый в бронзе образ «коммуной вздыбленной Руси» .
В самые интимные лирические стихи Есенина ограничено входят
строки высокого гражданского содержания ( «письмо к женщине» , «Несказанное ,
синее , нежное ..» ,»Неуютная жидкая лунность ...» и др.) . Новое , выстраданное
мировосприятие с собой силой раскрытия в стихотворении «Неуютная жидкая
лунность ...» :
Мне теперь по душе иное ...                  Я не знаю , что со мною ...
И в чахоточном свете луны                  Может , в новую жизнь не гожусь , 
 Через каменное и
стальное                  Но и все же
хочу я стальною
Вижу мощь и родной стороны .           Видеть бедную , нищую Русь .
Полевая Россия ! Довольно                  И , внимая моторному лаю 
Волочиться сохой по полям !               В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз
Нищету твою видеть больно                 Ни за что я теперь не жалею 
И березам и тополям .                           Слушать песню тележных колес .
Как  поэт Есенин
развивается стремительно . Но даже на этом фоне  совершенно удивлен взлет его поэзии в заключительной период
творчества - в 1923 - 1925 гг. . «Русь уходящая» ,  «Русь  Советская» , поэмы
«Песнь о великом походе» , «Анна Снегина» , «Черный человек» , незаконченная
драма  «Страна негодяев» , «Персидские
мотивы» -такова далеко неполный перечень созданного им за это время  .
«Анна Снегина» (1925) -лиро - эпическое произведение , поэма
итогов . Есенин  витает ее лучшей в
своем творчестве . Сюжетно - композиционную основу  поэмы образуют  две линии
. Одна - лирико - романтическая , связанная с историей любви поэта к «девушке в
белой  накидке» , - завершается
драматические :  после революции
Анна  Снегина , дочь помещика ,
оказывается на чужбине , где ждет ее горький хлеб изгнания .
Другая линия - драматическая , восходящая к дореволюционным
временам , -  воссоздает историю
мужицкого бунта , возглавленного бедным крестьянином Проном Оглобленным . У
этой сюжетной линии широкое эпическое 
завершение . Социальное расслоение русского села , сцены борьбы между
жителями богатой деревни Радово и нищими , обделенным землей  и судьбой криушанами , тонко детализированные
образы возницы , мельника , трусливого и никчемного мужичка Лабути - все это
постепенно перерастает в картину взбулгаченной революции крестьянской России .
Интересен образ  непокорного мужичка
Прона Оглобина . Сосланный в Сибирь за 
убийство сельского старосты , Оглобин после революции становится
крестьянским вожаком ,  он мечтает
устроить на деревне  коммуну .
 Эпическим развитием
сюжета поэмы обусловлено обращение поэта к образу Ленина . Есенина и ранее
волновала эта великая тема советского искусства ( «Ленинн2 - отрывок из поэмы
«Гуляй - поле» , 1942 -1925 ;  стихотворение
«Капитан земли» , 1925 ) . Воссоздавая облик вождя революции , поэт
подчеркивает  простоту и глубокую
человечность («Застенчивый , простой и милый»), волю и решительность гения ,
сумевшего «потрясть шар земной» .  В
«Анне Снегиной» ленинской образ возникает в сцене беседы поэта с крестьянами и
поворачивается новой гранью :
« Скажи ,
Кто такое Ленин ?»
Я тихо ответил :
«Он - вы».
Эпос и лирика в поэме «Анна Снегина» органично слиты . И все
- таки имя героини вынесено в заглавие поэмы потому , что лирическая тема особенно
близка поэту , складу его дарования . способу видения окружающего мира .
Кольцевое обрамление тоже определяется лирической темой . Воспоминание о сильном
юношеском увлечении в начале поэмы окрашено горечью : девушка ответила отказом
. В финале те же строфы повторяются , но звучат уже совсем иначе :
Далекие милые были!.
Тот образ во мне не угас .
Мы все  в эти годы
любили ,
Но , значит ,
Любили и нас .
Кольцевая композиция символизирует победу добрых начал .От
«девушки в белой накидке» естествен переход к светлому миру сбывшихся надежд не
только  в личном , но и в большом
социальном плане , а остается пронизанное теплотой весеннего сада ощущение
светоносности земного бытия :
Я думаю :
Как прекрасна
Земля
И на ней человек .
Эти же настроения с поразительным художественным
совершенством воплощены в цикле из пятнадцати стихотворений Персидские мотивы»
(1924 - 1925 ) - жемчужине есенинской лирик .
Надо заметить , что мировая поэзия любила обращаться к
экзотической  восточной тематике .
«Западно -Восточный диван» Гете , восточные стихи Пушкина  , « Крымские сонеты» Мицкевича - основные
вехи на этом пути . Искания европейской философской мысли облекались в форму ,
навеянную поэтические шедеврами Хафиза , Фирдоуси ,  Саади , Хайяма .
Обращаясь к традиционным мотивам роскошной природы Востока ,
чувственных наслаждений , радостей жизни , Есенин осмысляет их по - новому : он
создает идеальное царство прекрасного , поэтический эдем , в котором
молитву  красоте , вечной женственности
.
Свет вечерний шафранного края .
Тихо розы бегут по полям .
Спой мне песню , мой дорогая ,
Ту , которую пел Хаям .
Тихо розы бегут по полям .
Означает ли это погружение «в цветочные чащи» , в мир ,
«нет  ни тревог , ни потерь», бегство от
действительности , трудной и сложной жизни , которой жила страна ? Может быть ,
изящно - мелодические строки  о нежности
, розах , «лебяжьих руках» , глазах , «полыхающих голубым огнем» , слишком
контрастировали  со всех духом  драматичней шей , мятежной лирике поэта ? Но
голос поэта был полон тревоги «тогда , когда был  край ... болен» . В период создания  « Персидских мотивов» иные настроения наполняют лирику Есенина ,
о чем он и поведал  в стихотворении
«Несказанное , синее, нежное ...» :
Несказанное , синее 
нежное ...
Тих мой край после бурь, после гроз ,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз .
«Причащение» к Востоку даровало поэту то , чего так  ждала его измученная душа  , вылеченная «синими цветами Тегерана» ,
-  обретение чувства гармонии (
«Улеглась моя былая рана» ) . Знаменательно , что именно врачующая символика
синего цвета , ранее ассоциировавшегося с самым дорогим  , что связывало поэта с Россией , дарована
экзотическим растениям Востока .
Глубокое проникновение поэта в самый дух персидской поэзии
обусловлено ее только высокой поэтической культурой , но и отзывчивость музы
Есенина , ее чуткостью к общечеловеческим проблемам . Широко известны тесные
творческие контакты Есенина с поэтами Грузии 
и Азербайджана .Он посещает Среднюю Азию , Украину . Вот почему так
органично вплетаются в ладово - мелодическую основу персидского цикла инонациональные
начала . Музыкальность и напевность как родовые черты есенинской лирики
обретают новые качества . Мелодический рисунок становиться как бы сродни
бесконечной  вполне восточного орнамента
, изысканности коврового узора , трепетной воздушности .
В картинах родных мест , созданных Есениным  в последние годы жизни , почти полностью
главенствует печальный зимний пейзаж . В своем творчестве поэт как бы пребывает
в двух временах . В Персии его мечты - 
весна . а быть может , и лето , а на родине - снежная пустыня , грустное
мелколесье , мерзлые осины и застывшие березки . Какие только надрывные аккорды
не извлекает поэт из этого белого безмолвия . В который раз обращается он к
отчему дому , к любимому клену к синего 
окна :
Клен ты мой опавший , клен 
заледенелый ,
Что стоишь нагнувшись над метелью белой ?
И как пьяный сторож , выйдя на дорогу ,
Утонул в сугробе , приморозил ногу .
Сам себе казался я таким же кленом ,
Только не опавшим , а вовсю зеленым .
Свое состояние , свои чувства  лирический герой нередко отождествляет с каким - либо видением
холодного зимнего пейзажа .Картины зимней 
стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей о
сердце охладевшем , неспособном больше любить . Стихотворения «Какая ночь!..» ,
« Не гляди на меня с упреком ...» , «Может , поздно , может , слишком  рано ...» , «Кто я ? Что я ? Только  лишь мечтатель ...» , « Клен ты мой опавший
...» , « Ты меня не любишь , не жалеешь ...» и ряд других  этого же времени могли бы составить   единый цикл . Их  объединяет не только тема разочарования в любви .  Они связаны также единой тональностью ,
достигаемой метрической замедленностью 
схожестью лексики и звукозаписи . Существенно также проследить изменения
,  происходящие в выборе поэтом
красок  .
По совершенству формы , неожиданной красоте сравнений ,
музыкальности , безупречности 
вкуса  лирические стихи Есенина ,
посвященные родине ,  отчему дому ,
рассказывающие о душевной печали  ,
нисколько  не уступают   «Персидским мотивам» . Отличаются же они
прежде всего красками , колоритом , звучания слова . В стихах , которые мы
условно назовем стихами о России , происходит некое высветление красок . Любимые
цвета поэта : синий , голубой , сиреневый , реже желтый , от « медного» и до
«лунного» .
Синий цвет в сознании поэта , как мы многократно убеждались
, ассоциируется обычно с душевной умиротворенностью , пусть грустной , а все
же  успокоительной . В синем , голубом
Есенин ощущает  ласку , отвлеченность
мечты . Одно из стихотворений этого периода начинается так : «Несказанное ,
синее , нежное ...» . В другом  есть
такие стоки  : « В синий  вечер 
над прудом  прослезиться  конопляник ...» , « Синий май .Заревая
теплынь» , « Мир тебе , голубая прохлада» , « Свежий месяц . Сине и сонь» , «
Широко синеет тихая речка» , « Предрассветное . Синее. Раннее» - вот лишь
некоторые  примеры использования синих
тонов в есенинских  образах , сравнениях
, словосочетаниях . Цвет этот для поэта - один из компонентов в создании
успокоительного , умиротворяющего отношения к бремени  страстей человеческих .
И вместе с тем лирика Есенина последних лет несет в себе
мотивы , весьма  далекие от успокоения .
Певец равенства и братства людей , Есенин - поэт большой
патриотической темы . Русь , Родина , отчий край - неизменные мотивы его лирики
. Это неизбывное сыновнее чувство пронизывает и  цикл  персидских стихотворений
:
Как бы ни бал красив Шираз ,
Он не лучше рязанских раздолий .
 Лирика Есенина
носила  по преимуществу исповедальный ,
интимный характер . Однако ошибочно было бы на этом основании говорит об узости
диапазона творчества поэта или камерном содержании есенинской поэзии. Лирика
Есенина социально - насыщена , ибо и самые 
интимные его  стихотворения
освещены светом высокого гуманистического идеала .
Теперь перейдем к Блоку и рассмотрим , как он смотрел на
тему родины в свою эпоху .
«Русь моя , жизнь моя ...»
Под таким углом зрения оформляется в лирике Блока образ
России - народной России , « роковой» страны , затаившей в недрах своих великое
мятежное начало . Под роковой внешней покорности , под покровом «красоты
заплаканной и древней» таится очистительный огонь , готовый вот - вот вырваться
наружу . Очень показательно , что этот образ России начинается складываться в
творчестве Блока ( не только в стихах , но и в статьях и в пьесе «Песня Судьбы»
) именно в годы реакции , когда силы революции были подавлены и в стране воцарилось
видимое «спокойствие» .
Причем , и это очень важно , тема России возникает в лирике
Блока в те же годы , что и тема страшного мира , и как прямая антитеза ей . В
таких стихотворениях , как  «Русь» ,
«Россия» , «Осенний день» , «Русь моя , жизнь моя , вместе ль нам маяться ?
...» и других , исполненных сыновней любви к родному краю , возникает образ
страны , живущей своей  особой ,
насыщенной и неспокойной жизнью , со своей тайной судьбой .
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь ,
Дремлю - и за дремотой тайна
И в тайне ты почиешь , Русь .
Русь , опоясана реками
И дебрями окружена ,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна .
Где разноликие народы
Из края  в край , из
дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел ...
Это - из стихотворения «Русь» . А вот из другого
стихотворения :
Тихо , долгое , красное 
зарево
Каждую ночь над становьем твоим ...
Что же маячишь ты , сонное марево ?
Вольным играешься духом моим ?
Опора на традицию Некрасова здесь очевидна  . Но очевидно  и то , что Блок не ограничивается использованием традиции , он
идет дальше , он оформляет образ России , уже готовый всколыхнуться мятежом и
пожаром .
Кризисный характер рубежа 19 -20 веков для Блока как раз и
состоит в том , что происходит смена исторической эпохи.
Стихийное нарушение порядка жизни и было для Блока тем
пунктом , в котором сходились линии лирики интимной и лирики гражданской . Поэтому
он и поставил впоследствии «Двенадцать» в один ряд не только со «Снежной
маской» , но и с другим любовным циклом - «Кармен» . « В январе 1918 года , -
сказал он , - я в последний раз отдался стихии 
не менее слепо , чем в январе 1907 или в марте 1914 года . Оттого я и не
отрекаюсь от написанного тогда , что оно было писано в согласии со стихией ...»
Он понимает , что уходит в прошлое большой исторический
период , что  на  его глазах рушатся  вековые устои жизни . Он ощущает себя свидетелем  и современником большой исторической драмы .
Так оформляется в сознании Блока важнейшая для него проблема
«стихии» и «культуры» , «народа» и «интеллигенции» . Во всем Блок видит
признаки надвигающейся катастрофы . Истоки ее уходят в 19 век .
Проблема народа и интеллигенции явилась для Блока проблемой
, которая , может быть , с наибольшей наглядностью выявила черты его личности ,
то   есть отчетливо обрисовала
образ  человека во всей сложности его духовного
облика и его резкой и властной оригинальности .
Блок  создает
обобщенный образ неблагополучия ; он не исследует и не анализирует , его подход
к проблеме - романтический и лирический . Он ищет образы «всеобъемлющие» ,
грандиозные , которые были бы под стать тому неблагополучию , во власти
которого находиться страна . Она разделена , по его мнению , на два стана,
столкновение между ними неизбежно , и вот эта - то неизбежность страшит Блока .
Он видит в народе стихийную разрушительную силу , действия которой , однако ,
по конечным и отдаленным результатам несут огромный положительный заряд . Он по
- своему переосмысляет Гоголя , и Некрасова . Из Гоголя Блок заимствует образ
тройки как олицетворение народной , скрытой до времени силы , стихийно
устремившейся вперед - «прямо на нас» , то есть несущей гибель интеллигенции.
Из Некрасова Блок заимствует образ Коробейщика как воплощение народного знания
о том , куда именно следует  вести страну
. В пьесе «Песня судьбы» , которая создавалась в те же годы , именно Коробейник
«выводит» заблудившегося  в снежной
степи героя на верный путь . В годы 
реакции в России вообще обостряется 
внимание  к Некрасову , причем
как в среде «интеллигенции», так и  в
«народной» среде . После тяжелой и трагической русско - японской войны и
поражения  революции поэзия Некрасова
возрождается как выражение народного самосознания ; таким  Некрасов воспринимает и в «низах» общества ,
и в произведениях литературы.
Но Блок подчеркивает и другое - стремительность самого
процесса всеобщего обновления , в которое вступает ныне мир ,  неудержимость полета в будущее , который ,
однако , не является спокойным и бескровным . Все эти качества были для Блока
показателем характера русской истории вообще . Он сказал об этом в гениальном
стихотворном цикле «На поле Куликовом» (1908) , в котором положение России ,
разделенной на два враждебных стана , уподобляется Руси эпохи Дмитрия Донского
, вышедшей на Куликовом поле , чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем  отстоять свою национальную независимость .
О , Русь моя ! Жена моя ! До боли
  Нам ясен долгий
путь !
Наш путь - стрелой татарской древней воли
  Пронзил нам грудь .
.   .   .  
.   .   .   .   .  
.   .   .   .   .  
.   .   .   .   .  
.
И вечный бой ! Покой нам только снится
   Сквозь кровь и
пыль . . .
Летит , летит степная кобылица . . .
   И мне ковыль . . .
И нет конца ! Мелькают версты , кручи . . .
   Останови  !
Идут , идут 
испуганные тучи ,
   Закат в крови !
Закат в крови ! Из сердца 
кровь струиться !
   Плачь , сердце ,
плачь . . .
Покоя нет ! Степная кобылица
   Несется вскачь !
Цикл « На поле Куликовом» - лучшее , что дала России поэзия
рубежа двух веков . Русь , явленная в стихах цикла , и манит Блока своей исторической
стремительностью , и страшит катастрофами .
Совершенно новое  и
необычное восприятие родины продемонстрировал в этом цикле Блок .Из глухих лет
он увидел зарево пожара :
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар .
И он ощутил себя во власти России, частицей ее , ее сыном ,
ее мужем , слился с ней в стремительном полете в будущее. «Не может сердце жить
покоем», - сказал он здесь уже о себе.
И поэтому гораздо важнее здесь не та историческая аналогия,
очень субъективная, хотя и распространенная в среде символистов, которая легла
в основу поэтического «сюжета» цикла (схватка русских с татарами как прообраз
будущей схватки народа и интеллигенции, «монголов» и «Европы»). Более
существенно то, что Блок увидел народную Россию стоящей на грани глубочайших
социальных и исторических преобразований, и глубокую личную зависимость от нее
ощутил. И ощутил так сильно, что уже никогда с этим ощущением не расставался.
Блок пишет в эти годы о любви и ее неизбежно драматическом исходе, о России и
ее неблагополучии, о гибели и пустоте жизни, о своем поколении, неспособном к
действию, «изнемогающем» в «пустых мечтах»,он казнит себя за слишком светлую
веру в любовь и в жизнь, которая сопровождала выход его на поэтическую арену.
Он пишет о европейской культуре, превратившей в цивилизацию и тем самым
подписавшей себе смертный приговор (цикл «Итальянские стихи» ). В стихотворении
«На закате» ( «Она, как прежде, захотела...» ) утверждает :
Земное сердце уставало
Так много лет, так много дней...
Земное счастье запоздало
На тройке бешеной своей !
Тот же мотив повторяется в цикле «Арфы и скрипки», где
«личное» пронзительно и на высокой эмоциональной ноте вплетается в «общее».
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вот счастие мое - на тройке
В сребристый дым унесено.
Летит на тройке, потонуло
В снегу времен, в дали веков...
И только душу захлестнуло
Сребристой мглой из-под подков...
«Снег времен» и «даль веков» в сочетании с трактирной
стойкой создают обобщенный и широкий образ беды, в которую попал герой
стихотворения. И образ тройки, уже традиционный для Блока, опять вызывает в памяти
Гоголя - финал «Мертвых душ» преследует Блока, как навязчивое видение,
трансформируясь в самые разные варианты движения, полета в неизвестность, в
снежную мглу. Мотив утраченного счастья, пролетавшего мимо и скрывшегося вдали,
утерянного ощущения полны бытия, которое некогда  вдохновляло поэта, а теперь осталось лишь в виде горького воспоминания,
- едва ли не основной мотив сборника «Ночные часы», создавшегося в 1910 году.
Но в это же время возникают и оформляют и иные мотивы -
мотивы гнева и протеста, составившие другую, очень важную линию творчества
зрелого Блока. Здесь уже не простое изображение личности человека, какой она
формируется в условиях реакции и «страшного мира», а сознательное стремление
воздействовать на ее формирование, сделать искусство действенным, активно
вторгающимся в жизнь.
Преодолевая мотивы тоски и безысходности, Блок выходит на
широкую дорогу гражданского искусства. Испытав всю глубину и силу «возмездия»
за отвлеченность ранних надежд и мечтаний, пройдя через
восприятие стихии - силы губительной, и очищающей, герой Блок в 1910 - е годы
претерпевает в своем облике существенные изменения. Он дополняет чертами,
которых не было ранее. Пройдя через круг самоотречения, духовной усложненности,
снедающих душу противоречий, по-своему 
раскрывающих сущность мира, его скрытый и явный драматизм, поэт приходит
к мысли о простоте, естественности, труде, единении с природой и простыми людьми
.Здесь - то и обнаруживается исход, открывается возможность пути к возрождению.
Центральное место в сборнике «Ночные часы» занимает стихотворение «Май жестокий
с белыми ночами !...», которое, как обычно у Блока, состоит из двух частей, на
первый взгляд исключающих, а на деле дополняющих одна другую. Смысл первой
части раскрывается в поэтической декларации, имеющей характер полнейшей
безысходности :
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди !
И - вторая часть, в которой дается иная картина, намечается
новый путь как желаемое, страстно ожидаемое, хотя идеальное начало новой жизни
:
Хорошо в лугу широким кругом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести,
Раздарить цветы чужим подругам,
Страстью, грустью, счастьем изойти, -
Но достойней за тяжелым плугом,
В свежих росах поутру идти !
Этот светлый финал стихотворения звучит диссонансом в общей
концепции сборника. Но он важен нам как выражение идеальной мечты поэта, как
его представление о тех душевных качествах личности, которые могли бы вывести
ее из замкнутого круга тоски и обреченности. Подобная мечта воскреснет вновь в
дальнейшем, когда Блок приступит к работе над поэмой «Возмездие», в сложной
конструкции которой он попытается воплотить процесс созревания активного
человека в условиях русской действительности рубежа  веков.
Он обращается со страстным призывом к окружающим, к своим
современникам :
 
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне, -
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки...
В поэтическом сознании Блока произошел поворот, в его
творчестве открылись новые возможности. Он, поэт - лирик, заговорил языком гражданского
поэта - трибуна, открыто опирающегося на традиции Некрасова ,называвшего свою
музу «музой мести и печали». В стихотворении «Коршун», написанном в марте 1916
года, то есть за полтора года  до Октябрьской
революции, он изобразил общественное зло, нависшее над Россией, в виде зловещей
птицы - коршуна.
Долг писателя, его высокое назначение в этом «роковое время»
и состоит,
согласно Блоку, в том, чтобы суметь уловить то  брожение сил, которое подвело страну к
социальному взрыву. Закрывать на это глаза, уединяться,
замыкаться в кругу незначащих чувств и мелочных интересов -
значит изменять своему долгу. Жить современностью, жить общественными задачами
сегодняшнего дня и значило для Блока жить будущим. Искренность
самопожертвования - вот что считал Блок главным для всякого
художника, в этом видел он фактор подлинного творчества. Весь этот сложный
комплекс размышлений о сущности и характере исторических перемен,
о человеке и его месте в исторической жизни, о
видоизменениях личности
в специфических условиях рубежа веков, наконец, о роли и
назначении искусства Блок попытался воплотить в поэме «Возмездие», к работе над
которой приступил в1910 году. Поэма так и не была закончена, несмотря на то что
Блок работал над ней с упорством и самоотдачей до конца своих
дней (правда, с большими перерывами). Замысел Блока полного
воплощения не получил. Но сама работа над поэмой имела для него огромный положительный
смысл : она помогла ему прояснить сложившуюся к 1910 - м
годам историческую концепцию - не только увидеть личность в
связях с
породившей ее средой и эпохой, но и выявить причины именно
такой ее
эволюции, что объективно подводило Блока к другой поэме -
«Двенадцать», написанной уже после революции. Для него революция не
есть изолированное событие, касающееся жизни и истории одной
страны.
Это перелом эпох в течении всей мировой истории. В движение
пришла народная масса, носительница, согласно устоявшемуся мнению Блока,
стихийных сил, и она - то оказывается главной силой,
изменяющей лицо
мира. Она вышла на улицу - сам этот факт имел в глазах Блока
огромное значение. Улица оказывается местом действия, «сценической площадкой»,
на которой разыгрывается сюжет последней поэмы Блока
«Двенадцать»,
самого значительного его произведения. Блок воспринял
революцию как
стихийный взрыв недовольства и негодования, идущий из самых
низов
народной массы. Он даже сгущает краски, представляя героев
поэмы возможными «каторжниками» («В зубах - цигарка, примят картуз, На спину б
надо бубновый туз!»). В глазах «высших» слоев общества, буржуазной
элиты это люди отверженные, за людей даже и не признаваемые.
Народная
стихия действует в поэме Блока в согласии со стихией
природной. На
 протяжении всей
поэмы ее герои выступают, овеваемые снежной вьюгой,
на фоне пурги, бурана. Все в мире пришло в движение - и
люди, и природа:
все становится другим, и такое всеобщее изменение не может,
естественно,
протекать в «спокойной» обстановке. Вот эта всеобщая
«взвихренность»
и составляет главное в том «образе революции»,который создан
Блоком
в поэме. Этот образ не имеет ни локальных, ни
конкретно-политических
черт. Меняется лицо мира целиком. Но, будучи лишен локальных
и конкретно-политических черт, образ революции в «Двенадцати» глубоко социален.
Социальная основа эта также присутствует в поэме в самом общем
выражении, но она есть, она-то и заключает в себе идейное
содержание
поэмы. Ее герои - олицетворение «низов», поднявшихся в своем
справедливом негодовании против «верхов». Этим «низы» общества не приукрашиваются
и не «модернизируются» Блоком. Частушки, которые они распевают, угрозы, с
которыми они обращаются ко « всем буржуям», их обещание раздуть «мировой пожар
в крови» - все это свидетельствует об
очень определенной социальной окраске, с которой вошли герои
революции в сознание Блока. Они вышли на улицу и творят свое правое дело:
В очи бьется
Красный флаг...
Раздается
Мерный шаг...
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
 Напролет...         
Нужно признать: главное в революции Блока уловил и понял.
Это главное
состояло в том, что в движение пришла народная масса. Высота
в осмыслении важнейших проблем революции, широта взгляда и отсутствие предвзятости
и упрощенчества сделали «Двенадцать» произведением эпического жанра. Но,
принимая и оправдывая стихию как факт истории и возмездия, Блок уже и
отталкивается от нее, ибо хочет видеть в ней и в действиях ее носителей больше,
чем одно только разрушение.
Герои его поэмы - «голытьба» («Гуляет нынче голытьба», -
говорит там ), но ими руководит высшей смысл , заключающий в себе оправдание и
их
самих , и их действий. Это высший смысл есть для Блока
будущее , в которое они идут , сопровождаемые страстным призывом :
Революционный держите шаг !
Неугомонный не дремлет враг !
 Здесь дает о себе
знать авторское отношение и к героям ,и к тому ,что происходит в поэме ,в
центре которой очень неожиданно, на первый взгляд , поставлено убийство Катьки
, оказавшейся жертвой стихийной страсти .С развитием действия ( то есть
объективно в процессе революции) облик героев резко и заметно меняется . Путь
героев по улицам города - это путь от стихийного разгула (кульминацией которого
и является убийство Катьки ) к дисциплинированности и собранности . В них все меняется
: и внешний облик (они становятся более подтянутыми ), и отношение к старому
миру ( они уже не грозят полоснуть ножичком , не поют анархически -разбойных
частушек ,а действуют более осознанно ).
Не случайно именно в последних главах поэмы постоянно
повторяется призыв :
Вперед ,вперед ,вперед ,
Рабочий народ !
Или
Шаг держи революционный !
Близок враг неугомонный !
Это уже сознательные бойцы ,вступившие в единоборство со
старым миром . О них говорит в поэме :         
Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие ,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога...
И сам мир выступает в последних главах поэмы в более четком
выражении -гротескном образе «буржуя» ,сопровождаемого своим спутником - псом :
Стоит буржуй , как пес голодный ,
Стоит безмолвный , как вопрос !
И старый мир , как пес безродный ,
Стоит за ним , поджавши хвост .
«Павший пес», как условное обозначение всего старого мира ,
прямо противопоставлен в поэме другому , светлому образу , иносказательно обозначающему
ту «даль», в которую шествуют ее герои , - образу - символу
Иисуса Христа .
Это традиционная пара ,символизирующая соответственно темное
и светлое начало жизни , ее «добро» и ее «зло». Образы - символы «света» и
«тьмы», будущего и прошлого столкнулись в поэме Блока , но
уже на конкретном фоне социальной революции . Традиционное и отвлеченное , казалось
бы , противоборство получает в поэме конкретную социальную окраску ,благодаря
чему сама традиционность как бы растворяется , теряет свои очертания.
Пес - наследие старого мира , Христос - та условная ,но для
Блока предельно высокая норма человеческого поведения и нравственности , к
 которой движутся
естественным порядком двенадцать красногвардейцев... Вместе с тем  Христос - самый смутный символ поэмы . Ведь
с име нем  Христа люди издавна связывают
наступление новой эпохи -новой  эры
,которое обозначило конец Римской империи .И сейчас ,когда понимал Блок , также
наступает новый период в истории человечества ,для него снова выдвигается на
первый план символ Христа (хотя , конечно ,известная условность этого образа в
тексте поэмы не подлежит для нас сомнению ). «Интеллигенция и революция», в
которой Блок обратился со страстным призывом к русской интеллигенции .
Интенсивность насыщенность восприятия происходящего вокруг - в Петроград , в
России , в мире - вот главное ,что характеризует мироощущение Блока и в 1918 ,и
в 1919 годах . Мир пришел в движение ,а с ним вместе вернулся к активной жизни
поэта . Он почувствовал , что может и должен сказать людям что-то очень важное
, такое ,чего ни он ,ни кто-либо другой еще не говорили . И  он заговорил со своими современниками на
языке , к помощи которого не прибегал никогда ранее , - на языке оратора ,
трибуна , заговорил страстно ,
используя контрасты и противопоставления , такие слова и
выражения ,
которые многим казались грубыми и прежнему Блоку не
свойственными .
Правда , стихов после «Двенадцати» и «Скифов» он уже почти
не писал .
Ушла в прошлое эпоха , поэтическим выразителем которой был в
значительной степени Блок . В своем творческом развитии , стремительном и
насыщенном , он вышел далеко за пределы символической эстетики , за
пределы мистицизма и декадентства . Поэт тончайших душевных
движений , Блок стал и одним из самых значительных гражданских поэтов своего
времени ,потому что чутко уловил наступление новой эпохи - эпохи
социальных потрясений , и прочно связал свою судьбу и свое
творчество
с революционными тенденциями своего времени .
Но совсем иначе смотрел на тему Родины Николай Рубцов
Николай Рубцов - поэт долгожданный . Блок и Есенин были
последними , кто очаровывал мир поэзией 
- непридуманной , органической . Голос Рубцова , еще не нашедшего своей
, корневой , драматической  темы Родины
, России , темы жизни  и смерти ,  любви и отчаянья , тогдашний голос Рубцова
тонул  в окружающих его  голос Рубцова тонул  в окружающих его голосах . И это -
закономерность .
Творения Пушкина и Тютчева , Лермонтова и Некрасова , Фета и
Полонского , Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не
«литературными фактами» , но именно глубочайшими  воплощениями духовной жизни русского  народа  и русского
человека , - а значит , прообразами их собственной духовной жизни . Они никак
не отделяли  поэзию от  жизни  
в ее сущностной основе - и потому были свободными  от какой - 
либо литературщины .
Многие из критиков , также собратьев моих по перу ,
рассуждая  при случае  о поэтической судьбе Николая Рубцова ,
сразу  же причисляют  его чуть ли не к апологетам Есенина .
Наивная несправедливость . Преодолимая близорукостью . Рубцов  жил 
в свое время , Есенин- в свое . То , что  ощутить другой , каким бы провидцем  последний не оказался . Чувства - индивидуальны . Можно  исповедовать  одни и те же идеи : устремления мысли , но восторгаться или страдать
, возгораться и гаснуть каждый обречен 
самостоятельно . И здесь нужно четко отделить одно  понятие от другого : понятие школы и
поэтической судьбы , глубиной сути 
поэта , что всегда первозданна .
Тихая моя родина !
Ивы , река , соловья . . .
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои . . .
Эта музыка , интонация слов - выстрадана .Так писать мог
только один человек , а именно - Николай Рубцов . Это его кровные слова , его
естественное состояние души .
До конца ,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста !
Россия , Русь ! Храни себя , храни !
Смотри , опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они -
Иных времен татары и монголы .
Так писать мог только истинный поэт , живший болью своей
эпохи , патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова , потому что
мысль «храни» перерастает здесь рамки 
личного и даже - отчего . Сохраняя любовь и память к своему изначальному
, к родимой деревеньке , городу , речке детства , мы тем самым сохраняем любовь
к Отчизне и даже больше -  ко всему
живому на земле .
Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального  несет в себе мощный нравственный заряд ,
иными словами  - она , его  поэзия , способна не только воспитывать в
человеке чувства добрые , но и формировать более сложные духовные начала .
Поэзия Рубцова  - не
«тихая» , не камерная , не подходит она под определение «деревенской» поэзии .
Она просто - поэзия . Поэзия Николая Рубцова . И спасибо ему  от нас запоздалое  за красоту и пронзительность этой поэзии , спасибо ему за любовь
его земную , неопалимую . 
      
Таким образом мы рассмотрели , как  поэты разных  эпох
смотрели на тему родины , и как  эта
тема была отражена в их поэзии  .И на
основе всего написанного можно сделать вывод , что тема родины , отраженная в
особенности в стихах ,зависела  прежде
всего от душевного состояния поэта , от его мировосприятия  и от окружающей обстановки , то есть от той
эпохи в которой  жил каждый из поэтов
.     
Конспект урока человек и природа в стихах есенина прокофьева рубцова. Уроки по литературе тема родины в творчестве Есенина класс. Сочинение Россия в творчестве А Блока С Есенина Н Рубцова. Анализ стихотворения есенина синий май заревая теплынь. Литература и революция С Есенин Традиции и новаторство. Стихи о природе Пушкин Блок Есенин Бунин Баратынский. Основные темы и мотивы лирики Н Рубцова презентация. Россия в творчестве А Блока С Есенина Н Рубцова. Исповедальное начало в интимной лирике есенина. Урок Человек и природа в тихой лирике Рубцова. Традиции пушкина и кольцова в лирике есенина. Анализ стихотворения рубцова ночь на родине. Тема родины в лирике лермонтова презентация. Анализ произведения тема родины есенин блок. Природа история культура в лирике Н Рубцова.

Рефераты. Тема родины в лирике Есенина  Блока  Рубцова
Рекомендуем


Рефераты. Тема родины в лирике Есенина  Блока  Рубцова