Рефераты. Стилистический анализ стихотворения в прозе И С  Тургенева  Собака
Стилистический анализ стихотворения в прозе И С Тургенева Собака

Стилистический анализ стихотворения в прозе И С Тургенева Собака

Стилистический анализ стихотворения в прозе И С Тургенева Собака


Собака.
Нас
двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака
сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я
тоже гляжу ей в глаза.
Она
словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не
понимает - но я ее понимаю.
Я
понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что
между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и
светится тот же трепетный огонек.
Смерть
налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И
конец!
Кто
потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет!
это не животное и не человек меняются взглядами…
Это
две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в
каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо
к другой.
Февраль, 1878.
Стилистический
анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева
«Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений в
прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора
максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские
размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности,
рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество,
размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.
Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек»
(в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие
микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.  
Данный текст является
примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В
частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная,
неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая».
Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно
описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет».
Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого
использует прилагательное-эпитет «трепетный».
Интересны также стилистические
средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в
образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек
жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как
отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется
пугливо к другой» (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в
глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых
глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется
как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между
человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы.
Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае
это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания
«нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются
плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы
подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для
выявления данной   тождественности в тексте несколько раз
повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь).  
Выбор автором слов также
служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно
тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».
По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление
человеку».
Для выражения основной идеи
произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи.
Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется
эпифора. «Это две пары одинаковых
глаз устремлены друг на друга. И каждой
и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к
другой.»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются
нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим
холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она
также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данном
произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она
сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления
напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
«И конец!»-
подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный
знак используется для усиления отрицания.
 Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной
лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас
горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения
ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается
впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при
помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей
человека.
Тургенев прибегает к приемам
звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается
впечатление беззащитности жизни перед смертью.
Стилистический Анализ
Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева
«Собака»
Константинова
И.А.
Группа 208
Прочитайте стихотворение тургенева русский язык выделите эпитеты и определите их функцию. Контрольная тема стихотворение впрозе Тургенева своеобразие жанра тематические циклы. Стихотворение в прозе И С Тургенева Щи Художественное своеобразие и идеальный смысл. Стихотворение в прозе И С Тургенева Щи художественное своеобразие и идейный смысл. Художественное своеобразие и идейный смысл стихотворения в прозе Щи Тургенева. Стихотворение в прозе Тургенева Основные темы и художественные своеобразия. Тургенев голуби какие мысли и чувства вызывают у вас это стихотворение. И С Тургенев Стихотворение в прозе Художественный анализ произведения. Цикл стихотворений в прозе И С Тургенева как художественное единство. Какова роль эпитетов в стихотворении в прозе русский язык тургенева. Художественное своеобразие и идейный смысл стихотворения в прозе Щи. Тургенев стихотворения в прозе художественный анализ произведений. И В тургенев Щи Художественное своеобразие и идейный смысл. Как тургеньев написал стихотворение в прозе Русский язык. Отзыв о стихотворении в прозе Тургенева Деревня.

Рефераты. Стилистический анализ стихотворения в прозе И С  Тургенева  Собака
Рекомендуем


Рефераты. Стилистический анализ стихотворения в прозе И С  Тургенева  Собака