Рефераты. Сочинения для экзаменов по литературе и русскому языку
Сочинения для экзаменов по литературе и русскому языку

Сочинения для экзаменов по литературе и русскому языку

Сочинения для экзаменов по литературе и русскому языку


Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
------------------------------------
В творчестве этих двух русских писа-
телей прослеживается одна общая тема
-тема любви.Необычайная сила и ис-
кренность чувства свойственны героям
бунинских рассказов.Любовь захваты-
вает все помыслы человека,все его силы.
Чтобы любовь не выдохлась,необходимо
расстаться и навсегда,что происходит
во всех рассказах Бунина.Все его герои
живут в ожидании любви,ищут её и чаще
всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у
писателя долго не живёт-в семье,в
браке,в буднях.Короткая,ослепительная
вспышка,до дна озарившая души влюблён-
ных,приводит их к трагическому концу-
гибели,самоубийству,небутию.В творчес-
тве Куприна в каждом из героев есть
сходные черты:душевная чистота,мечта-
тельность,пылкое воображение,соединён-
+
ная с непрактичностью и безволием.И яс-
нее всего раскрываются они в любви.Все
они относятся к женщине с сыновьей чис-
тотой и благоговением.Готовность погиб-
нуть ради любимой женщины,романтическое
поклонение,рыцарское служение ей и в то
же время недооценка себя,неверие.Мужчины
в рассказах Куприна как бы меняются мес-
тами с женщинами.Это энергичная,волевая
"полесская колдуунья" Олеся и"добрый,но
только слабый"Иван Тимофеевич,умная,рас-
чётливая Шурочка Николаевна и "чистый,
милый,но слабый и жалкий" подпоручик
Ромашов.Все эти купринские герои с хруп-
кой душой,попавшие в жестокий мир. Через всё творчество этих двух русских
писателей проходит тема чистого и прек-
расного чувсва."Всякая любовь-великое
счастье,даже если она не разделена"-
эти слова из рассказа "Тёмные аллеи"
Бунина могли бы повторить все герои.# Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
----------------------------------------
В драме Островского показан сложный,тра-
гический процесс раскрепощения оживающей
души.Здесь мрак борется со светом,взлёты
сменяются падениями,здесь сказывается и
живучесть морали"тёмного царства",и шат-
кость этой морали. Глубоко трагична пер-
вая встреча Катерины с любимым. Здесь
звучит мотив народной песни -мотив неми-
нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со
полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты
пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей
погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!"
Каким же сильным должно быть её чувство,
если она во имя него идёт на верную ги-
бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает
она, отдавшись этому чувству. Так любить
может не всякий,и мы убеждаемся в необы-
чайной силе героини.А каковы первые сло-
ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель-
но:"Для меня,маменька,всё одно, что род-
ная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя лю-
бит". В отличие от жены,Тихон произносит
свои оправдания жалобно,даже,может быть,
плаксивым тоном и вместе с тем весьма
почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон,
возражая на упрёки.Но с каким достоинст-
вом, как просто и искренне говорит она!
Характерно и это обращение на"ты" (как к
равной),и стремление к ясным, доброжела-
тельным человеческим отношениям.В первом
явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и
Тихона,мы представляем себе Катерину как
покрную жертву,человека со сломанной во-
лей и растоптанной душой. "Маменька её
поедом ест, а она как тень какая ходит,
безответная. Только плачет да тает как
воск", -говорит о жене Тихон. И вот она
сама перед нами. Нет, она не жертва. Она
человек с сильным, решительным характе-
ром,с живым,вольнолюбивым сердцем.Из до-
му она убежала, чтобы проститься с Бори-
сом,не побоявшись кары за этот поступок.
Она не только не прячется, не таиться,но
+
"громко, во весь голос" зовёт любимого:
"Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю
тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует
себя рабой,напротив,она свободна,хотя бы
потому,что всё потеряла,что нечем ей бо-
льше дорожить,даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить,ну для чего?"Борис говорит о
себе:"Что обо мне-то толковать!Я вольная
птица".В сцене свидания Катерина ему за-
видует:"Ты вольный казак".Но,по сути де-
ла,кто из них двоих более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене
прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей
воле еду: дядя посылает... Не застали бы
здесь!". Борис скован страхом. Последний
монолог Катерины рисует её внутреннюю
победу над силами "тёмного царства"."Оп-
ять жить? Нет,нет, не надо... нехорошо!"
Характерно здесь слово "нехорошо": жить
под игом Кабанихи,с точки зрения Катери-
ны,безнравственно."А поймают меня,да во-
ротят домой насильно..."Как страшно зву-
чит здесь это слово -поймают,словно не о
человеке идёт речь! При мысли о насилии,
которое совершится над ней,Катерина вос-
клицает: "Ах,скорей,скорей!" Жажда осво-
бождения торжествует и над тёмными рели-
гиозными представлениями.Катерина прони-
кается убеждением в своём праве на сво-
боду чувства,на свободу выбора между
жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть
придёт,что сама...а жить нельзя!"-размы-
шляет она о самоубийстве,которое,с точки
зрения церкви, является смертным грехом.
И далее она подвергает сомнению это пре-
дставление: "Грех! Молится не будут? Кто
любит,тот будет молится..."Мысль о любви
сильнее, нежели страх перед религиозными
запретами, и предсмертные слова Катерины
обращены не к богу и выражают не раская-
ние в совершённых грехах,-они обращены к
любимому: "Друг мой!Радость моя!Прощай!"
Так свободное от предрассудков, живое и
сильное чувство победило в душе Катери-
ны, и она вырвалась из пут "тёмного цар-
ства" на волю.# "Петербург Достоевского"
(По роману Достоевского "Преступление и
наказание").
---------------------------------------- Город пышный,город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит. А.С.Пушкин
Петербург... Город, к которому в своих
произведениях обращались многие писатели
от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух
неволи",отмеченный в Петербурге ещё Пуш-
киным, наложил отпечаток на разочарован-
ных жизнью преждевременно усталых героев
Гоголя,Блока, Белого, Достоевского. Но у
последнего город во всех произведениях
многолик.
Царственный град Петра,воплощение силы и
власти, открывается мечтателю из "Белых
ночей"; Раскольникову же ближе другая,
вторая столица- сдавленное пространство
примыкающих к сенной площади кварталов,
тёмные дворы,чёрные лестницы.Герой прос-
то не замечает города, он слишком погло-
щён своими думами,мыслями,переживаниями.
Ему знаком только такой Петербург:
"...духота,толкотня,всюду извёстка,леса,
кирпич, пыль и та особая летняя вонь,
столь знакомая каждому петербуржцу."
Родион живёт в коморке, "которая походи-
ла более на шкаф,чем на квартиру".И,лёжа
там часами, в голове рождается мысль об
убийстве. Данные писателем повторяющиеся
детали: "вонь","духота",как бы нагнетают
обстановку в преддверии жуткой трагедии.
Лишь раз, как в тумане, возникает Петер-
бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым
холодом веяло на него от этой великолеп-
ной панорамы; духом немым и глухим полна
была для него эта пышная картина..."
Здесь Петербург уже как самостоятельный
персонаж,виновник разыгрывающихся драмм,
враждебная людям сила.Великолепная пано-
рама Исаакиевского собора и Зимнего дво-
рца была нема для героя, как нема она и
для живущей вблизи бедноты, потому что
всё её сознание заполнено страхом перед
будущим. Но город этот ещё и город ма-
+
ленького человека-Мармеладова,титулярно-
го советника, которого мы встречаем уже
"с отёкшим от постоянного пьянства жёл-
тым,даже зеленоватым лицом и с припухши-
ми веками". В пьянстве он пытается уто-
пить реальность жизни, хотя сам чётко
сознаёт пагубность этого занятия. Траге-
дия Мармеладова- трагедия и окружающих
его людей. Теперь о пригородах. В фанта-
стическом сне Раскольникова пригород--
большой кабак,где всегда "...орали,хохо-
тали,ругались,так безобразно и сипло пе-
ли..." Но ведь реальность ничуть не луч-
ше:Соня Мармеладова,раздавленный копыта-
ми лошади Мармеладов.
"Маленькие люди" описаны и Гоголем.В Пе-
тербурге Гоголя есть те же "серые,жёлтые
и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью.
Но описание Достоевского не так безыс-
ходно: в этом мрачном городе мелькнёт
хоть"один луч света". В душе героя и пи-
сателя мечта о городе прекрасном,создан-
ным для счастья людей. Об этом думает
Раскольников, идя на убийство: "он даже
очень было занялся мыслию об устройстве
высоких фонтанов и о том, как бы они хо-
рошо освежали воздух на всех площадях".
Так входит в роман тема города и челове-
ка,развитая в"Преступлении и наказании".
Петербург Достоевского- среда, в которой
уживаются многочисленные слои общества :
ростовщики,бедняки, студенты,интеллиген-
ция,богачи и аристократы. Для каждого из
них город видится по-разному: кому-то
празднично и весело,кому-то серо и безы-
сходно.
Достоевский писатель-гуманист,он протес-
тует против существования зла в защиту
людей.Человек и его душа,умеющая радова-
ться тому, что на мгновенье "улица вдруг
блеснёт",фантастика,контрасты-вот Петер-
бург Достоевского. P.S. П-г- город,где рождается преступ- ление.Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города- преступления?# " Униженные и оскорблённые "
--------------------------------------
Роман Ф.М.Достоевского-это "психологи-
ческий отчёт одного преступления",прес-
тупления,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников,убивший старуху-
процентщицу.Однако в романе речь идёт
о необычном уголовном преступлении.Это,
если так можно выразиться,идеологичес-
кое преступление,а исполнитель его--
преступник-мыслитель,убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя
обогащения и даже не ради того,чтобы
помочь своим близким:матери и сестре.
Это преступление явилось следствием
трагических обстоятельств окружающей
действительности,результатом долгих и
упорных размышдентй героя романа о своей
судьбе,о судьбе всех"униженных и оскор-
блённых",о социальных и нравственных за-
конах,по которым живёт человечество. Жизнь предстаёт перед нами как клубок
неразрешимых противоречий.Повсюду он ви-
дит картины нищеты,бесправия,подавления
человеческого достоинства.На каждом шагу
ему встречаются отверженные и гонимые
люди,которым некуда деться.Их примером
служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов-
на и многие другие.Да и сам Раскольников
оказался не в лучшем положении.Ему тоже,
по существу,некуда пойти.Живёт он впро-
голодь,ютится в жалкой каморке,похожей
на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на
улицу.Подо угрозой оказалась судьба его
матери и сестры.А судьба Мармеладова?
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым
в кабаке звучит мысль о том,что в нищем
(а значит и в нём) никто не подозревает
благородства чувств.А в нём это благоро-
дство есть.Он способен глубоко чувство-
вать,понимать,страдать не только за се-
бя,но и за голодных детей,оправдывать
грубое отношение к себе жены, ценить
самоотверженность Катерины Ивановны и
Сони.При всей,казалось бы,потере Мар-
меладовым человеческого облика его не-
возможно презирать.В словах Мармеладова
-боль за то,что его,однажды выгнав из
человеческой компании,уже больше никогда
в неё не допустят.Перед нами оскорблён-
ный человек,но сохранивший чувство соб-
ственного достоинства,глубоко сознающий
своё падение,но не в силах ничего изме-
нить.Осмелишься ли осудить человека,су-
дьба которого сложилась так трагически
не только по его вине? Это человек,а в
нём не хотят видеть человека. Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она
больна чахоткой,о чём говорят красные
пятна на её лице,которых так боиться
Мармеладов.Из его рассказа о жене мы
узнаём,что она из дворянской семьи,
воспитывалась в губернском дворянском
институте.Выйдя замуж без родительского
благословления,оказавшись в отчаянном
положении,с тремя детьми на руках,она
после смерти мужа вынуждена была пойти
замуж за Мармеладова."Можете судить по
тому,до какой степени её бедствия дохо-
дили,что она,образованная и воспитанная
+
и фамилии известной,за меня согласилась
пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ло-
мая,пошла!Ибо некуда было идти".Но об-
легчения не наступило и после замужес-
тва:муж выгнан со службы и пьёт,грозит
выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебе-
зятников,плачут голодные дети.Не жесто-
кость руководит ею,когда она посылает
Соню на панель,а отчаяние и безвыход-
ность.Катерина Ивановна понимает,что
Соня принесла себя в жерву близким.
Именно поэтому,когда Соня вернулась
с деньгами,она "весь вечер в ногах у
неё на коленях простояла,ноги ей цело-
вала,встать не хотела".Мармеладов даёт
жене точную характеристику,говоря,что
она "горячая,гордая,непреклонная". Но
человеческая гордость её,как и Марме-
ладова,попирается на каждом шагу,о дос-
тоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувсвия
у окружающих, "некуда идти" Катерине
Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне
и встретившейся Раскольникову девочке,
писатель не случайно останавливает вни-
мание читателей на их портретах:чистота
и беззащитность,показанные в портретах
Сони и обманутой девочки,не соответству-
ют образу жизни,который они вынуждены
вести,поэтому Раскольникову"странно и
дико было смотреть на такое явление".
Соню толкает на панель нищета и невоз-
можность честно зарабатывать на жизнь.
Её будущее безрадостно,как и будущее
обманутой девочки.Оно укладывается в
формулу:"больница...вино...кабаки и ещё
больница...года через два-три-калека,
итого житья ей 19 аль 18 лет от роду
всего-с...".Достоевский убедительно
показывает,что иные отношения,кроме
безразличия,любопытства,злорадной нас-
мешки,противоестественны в этом мире.
Люди смотрят друг на друга"враждебно и
с недоверчивостью".Все,кроме Расколь-
никова,слушают"забавника"Мармеладова,
"фыркая","улыбаясь","зевая",а в общем
равнодушно.Так же равнодушна толпа зри-
телей,хлынувших посмотреть на муки уми-
рающего Мармеладова.В сне Раскольникова,
так похожем на явь,лошадь секут"с нас-
лаждением","хохотом и остротами". Роман"Преступление и наказание"отразил
тревогу Достоевского за будущее челове-
чества.Он показывает,что такой жизнью,
которой сейчас живут"униженные и оскор-
блённые"жить дальше нельзя."Опираясь на
реальный материал действительности,
Достоевский выдвигал и освещал проблемы,
имеющие всемирное значение,проблемы
борьбы добра и зла в социальной жизни,
во внутренней природе людей,темы жизнен-
ного призвания человеческой личности,
страдания и протеста,эгоизма и самопо-
жертвования,преступления и наказания,
вопросы общественных,духовных связей
между людьми и их разъединения,спра-
ведливого устройства социального мира
и многие другие".# Сергей Александрович Есенин.
---------------------------------------- Творчество Сергея Александровича Есени-
на, неповторимо яркое и глубокое, ныне
прочно вошло в нашу литературу и пользу-
ется огромным успехом у многочисленного
советского и зарубежного читателя. Стихи
поэта полны сердечной теплоты и искрен-
ности, страстной любви к беспредельным
просторам родных полей, "неисчерпаемую
печаль" которых умел он так эмоционально
и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл
как выдающийся лирик.Именно в лирике вы-
ражено всё, что составляет душу есенин-
ского творчества. В ней полнокровная,ис-
крящаяся радость юноши, заново открыва-
ющего удивительный мир,тонко чувствующе-
го полноту земной прелести, и глубокая
трагедия человека,слишком долго оставав-
шегося в"узком промежутке"старых чувств и
воззрений.И если в лучших стихотворениях
Сергея Есенина- "половодье" самых сокро-
венных, самых интимных человеческих
чувств,они до краёв наполнены свежестью
картин родной природы, то в других его
произведениях- отчаяние,тлен,безысходная
грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец
Руси,и в его стихах, по-русски искренних
и откровенных, мы ощущаем биение беспо-
койного нежного сердца. В них "русский
дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в
себя великие традиции национальной поэ-
зии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
Даже в любовной лирике Есенина тема люб-
ви сливается с темой Родины. Автор "Пер-
сидских мотивов" убеждается в непрочнос-
ти безмятежного счастья вдали от родно-
го края. И главной героиней цикла стано-
вится далёкая Россия:"Как бы ни был кра-
сив Шираз, он не лучше рязанских раздо-
лий". С радостью и горячим сочувствием
встретил Есенин Октябрьскую революцию.
Вместе с Блоком, Маяковским он без коле-
баний встал на её сторону. Произведения,
написанные Есениным в то время("Преобра-
жение","Инония", "Небесный барабанщик"),
проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт
захвачен бурей революции, её величием и
рвётся к новому, к будущему. В одном из
произведений Есенин восклицал:"Мать моя-
родина,я-большевик!" Но Есенин, как он
сам писал,воспринял революцию по-своему,
"с крестьянским уклоном","больше стихий-
но,чем сознательно". Это наложило особый
отпечаток на творчество поэта и во мно-
гом предопределило его дальнейший путь.
Характерны были представления поэта о
цели революции,о будущем,о социализме. В
поэме"Инония"он рисует будущее как некое
+
идиллическое царство крестьянского бла-
гополучия, социализм кажется ему блажен-
ным "мужицким раем". Такие представления
сказались и в других произведениях Есе-
нина того времени: Вижу вас,злачные нивы, С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Ино-
нии,естественно,не суждено было сбыться.
Революцию возглавлял пролетариат,деревню
вёл за собой город."Ведь идёт совершенно
не тот социализм,о котором я думал",-за-
являет Есенин в одном из писем того вре-
мени.Есенин начинает проклинать"железно-
го гостя", несущего гибель патриархаль-
ному деревенскому укладу, и оплакивать
старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и
объясняется противоречивость поэзии Есе-
нина, прошедшего сложный путь от певца
патриархальной,нищей,обездоленной России
до певца России социалистической, России
ленинской. После поездки Есенина за гра-
ницу и на Кавказ в жизни и творчестве
поэта происходит перелом и обозначается
новый период.Она заставляет его крепче и
сильнее полюбить своё социалистическое
отечество и по-иному оценить всё, что в
нём происходит."...Я ещё больше влюбился
в коммунистическое строительство",-писал
Есенин по возвращении на родину в очерке
"Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь
хулигана", написанном сразу же по приез-
де из-за границы,настроения потерянности
и безысходности сменяются надеждой на
счастье,верой в любовь и будущее.Прекра-
сное стихотворение"Заметался пожар голу-
бой...", полное самоосуждения, чистой и
нежной любви, даёт ясное представление о
новых мотивах в лирике Есенина: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь-как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки.
Творчество Есенина-одна из ярких,глубоко
волнующих страниц истории советской ли-
тературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина,
но его поэзия продолжает жить, пробуждая
чувство любви к родимому краю, ко всему
близкому и разному. Нас волнует искрен-
ность и одухотворённость поэта,для кото-
рого самым дорогим на всей планете была
Русь.# Обломов и Штольц.
-------------------------------------
Обломов и Штольц-главные герои романа
Гончарова"Обломов". Они-люди одного
класса,общества,времени.Казалось бы,
что живя в одной среде,их характеры,
мировоззрение должны быть похожи.Но
читая роман,мы с удивлением находим
в Обломове и Штольце различные ком-
поненты,составляющие их личность.
Что же делает их различными? Чтобы
ответить на этот вопрос,проследим их
физическое и духовное развитие с са-
мого детства,так как это заклкдывает
основы их характеров.
Штольц.Он воспитывался в небогатой
семье.Отец его по происхождению был
немец.Мать-русская дворянка.Все дни
семьи проходили в работе.Когда Штольц
подрос,отец стал брать его в поле,на
базар,заставлял работать.В то же время
и обучал его наукам,учил немецкому язы-
ку.Дальше Штольц стал отправлять сына в
город с поручениями,"и никогда не слу-
чалось,чтобы он забыл что-нибудь,переи-
начил,недоглядел,дал промах".Мать учила
его литературе и сумела дать прекрасное
духовное воспитание сыну. Итак,Штольц
сформировался сильным,умным юношей.
Обломов.Родители его были дворянами.
Жизнь их в селе Обломовке проходила по
своим особым законам.Самое главное в их
жизни была еда.Ей посвящали много вре-
мени.Они всей семьёй решали,"какие блю-
да будут в обед или ужин".После обеда
следовал продолжительный сон.Весь дом
засыпал.Так проходили все дни:сон и еда.
Когда Обломов подрос,его отдали учиться
в гимназию.Родителей не интересовали
знания Илюши.Они мечтали получить справ-
ку,доказывающую то,что"Илья прошёл все
науки и искусства".Что касается физичес-
кого воспитания,то его даже не выпускали
на улицу.Боялись,как бы он не убился,не
заболел.Итак,Обломов вырос забитым маль-
+
чиком,без образования,но добрым в душе.
Теперь проанализируем их взгляды на
жизнь.Труд для Штольца был частью его
жизни,удовольствием.Он не гнушался даже
самой чёрной работы.Для Обломова это бы-
ло бремя.Он был барин,а это значит,что
труду он не должен уделять ни капли вре-
мени.Я не говорю даже о физическом труде.
Ему было даже лень встать с дивана,выйти
из комнаты,чтобы там убрались.О характе-
ре героев говорит и их образ жизни.Обло-
мов проводит свою жизнь в существовании
на диване.Он ничего не делает,ничем не
интересуется(он до сих пор не может
заставить себя дочитать книгу"Путешес-
твие в Африке",даже страницы этой книги
пожелтели). Штольц ведёт деятельную
жизнь.С того момента,как он ушёл из до-
ма,он живёт трудом.Благодаря труду,силе
воли,терпению он стал богатым и извест-
ным широкому кругу людей.Идеал счастья
Обломова-полное спокойствие и хорошая
еда.И он достиг этого:он спокойно спал
на диване и хорошо питался.За ним уби-
рали слуги и дома у него больших проблем
с хозяйством не было.Идеал счастья Што-
льца-жизнь в труде.Это у него есть.Он
много трудиться,жизнь его кипит дейст-
вием.Но несмотря на все имеющиеся между
ними различия,они друзья,друзья с дет-
ства.Их сближают самые хорошие части
характера:честность,доброта,порядоч-
ность.Ещё можно рассказать о любви Обло-
мова к Ольге,если это,конечно,можно наз-
вать любовью.Для достижения её любви он
стал читать,ездить по музеям,гулать.Но
это изменение только внешнее.Внутри
Илья Ильич остаётся прежним Обломовым.
Суть романа в том,что бездействие может
погубить все лучьшие чувства человека,
разъесть его душу,погубить его личность,
а труд,стремление к образованию принесёт
счастье.# Маяковский "о месте поэта в рабочем строю".
----------------------------------------
На рубеже нового периода в жизни страны
и в своём собственном творчестве у Мая-
ковского возникает необходимость заново
пересмотреть и до конца продумать свои
взгляды на сущность литературы и на по-
ложение и задачи писателя в социалисти-
ческом обществе.В стихотворении"Разговор
с фининспектором о поэзии"Маяковский ре-
шает волнующий и его и каждого писателя
вопрос "о месте поэта в рабочем строю",о
значении поэзии. По его мнению,место со-
ветского поэта "в ряду беднейших рабочих
и крестьян",потому что поэт -это "народа
водитель и одновременно народный слуга".
Маяковский стремится поднять уважение к
труду поэта и отводит поэзии важную роль
в жизни общества. Маяковский высоко под-
нимал значение поэзии.Он требовал от по-
этов ответственного отношения к своему
труду, упорной, напряжённой работы над
стихом. Борьба за высокое и совершенное
мастерство-одна из главных идей"Разгово-
ра с фининспектором о поэзии".Маяковский
всегда порицал отношение к поэзии как к
лёгкому занятию. В своих стихах он резко
осуждает поэта,который,"пользуясь чужими
словами", "строчку чужую вставит и рад".
Смысл своей творческой деятельности Мая-
+
ковский видел в том, чтобы быть рупором
партийных идей,острым оружием политичес-
кой борьбы."Я...прежде всего поставивший
своё перо в услужение сегодняшнему часу,
настоящей действительности и проводнику
её -советскому правительству и партии",-
говорил Маяковский.Он видел высокое наз-
начение советского поэта в создании ак-
тивной, политически целеустремлённой и
действенной поэзии.В творчестве Маяковс-
кого-впервые в истории поэзии-политичес-
кая и эстетическая позиции художника со-
ставили взаимообусловленное единство:
политика явилась не только идейным соде-
ржанием,но и стала творческим принципом.
Это- главная особенность,характеризующая
новый тип реалистической поэзии, создан-
ной Маяковским.
Основная идея Маяковского: поэзия- это
труд,труд сложный, напряжённый,но вместе
с тем и радостный. В обществе Маяковский
хочет поднять уважение к труду поэта,а у
поэтов усилить чувство ответственности
за своё призвание. От поэзии Маяковский
требует большой политической целеустрем-
лённости. Поэзия,как и всякое искусство-
есть отражение жизни. И, в то же время,
оружие в современной общественной борь-
бе.#
Современна ли сатира Маяковского?
--------------------------------
Жизнь меняется каждый день,зада-
вая всё новые и новые вопросы и не
давая ответов.Можно ли сейчас ска-
зать что-то справедливое в отноше-
нии творчества Маяковского? Трудно
разобраться в своём времени,а что
говорить о прошлом.Получается так,
что у каждого времени своя правда.
Какое оно время Маяковского?Удиви-
тельное время.Время трагедий,разъ-
единивших отцов и детей,время фан-
тастических прогнозов,святой и на-
ивной веры в человеческое братство,
мир во всём мере:"Хоть раз бы уви-
деть,что вот,спокойный,живёт чело-
век..." Мы тоже хотим в это верить.
Эта вера сближает поколения.Мы име-
ем право рассматривать лишь стерж-
невые вопросы творчества Маяковского,
опуская те его просчёты,заблуждения,
которые породило его время,о кото-
рых мы не можем судить,так как это
уже история.В последнем своём произ-
ведении "Во весь голос" Маяковский
сказал:"Я сам расскажу о времени и о
себе".У Владимира Высоцкого есть
такие слова"...добро всегда остаётся
добром,в прошлом,будущем и настоящем".
Для человека во все века непреложные
истины добра,справедливости,честности
были ориентиром в жизни и верой в са-
му жизнь.Смысл его творчества можно
определить первыми строками поэмы
"150000000": Идея одна у неё-сиять в настоящее завтра.
Но каким образом? В диком разгроме старое смыв, новый разгремим по миру миф.
Как сейчас по-новому читаются эти
строки.Пророчествовав одно,он,сам не
зная,предсказал другое.Мы действи-
тельно создали лишь новый миф. Гром разодрал побережий уши, и брызги взметнулись земель за тридевять, когда Иван,шаги обрушив, пошёл грозою вселенную выдивить.
Вот так и получается,что,рассказывая
о себе,он рассказал и о нас,правда,
смысл эти слова в конце века приобре-
ли другой.Невозможно "рай" будущего
возвести на"трупе"прошедшего.Интерес-
но читать сейчас заключительную главу
этой поэмы про"Октябрьскую революции
сотую годовщину".Не получилось все-
мирного торжества по этому поводу.
В первоначальном варианте эта поэма
была названа"Былина об Иване".Она,
действительно, сегодня читается,как
фантастическая сказка,но уже о прош-
лом.Что интересно,поэма"Пятый Интер-
национал"имела первоначальное назва-
ние"Тридевятый Интернацирнал".Гово-
рят,что в истории всё повторяется по
кругу.В это действительно веришь,ко-
гда читаешь такой его плакат из РОСТА: Только уголь даст хлеб. Только уголь даст одежду. Только уголь даст тепло. А угля добываем всё меньше и меньше. Как выйти из этого положения? Делайте предложение!
Не сегодняшний ли это день? Разница
лишь в том,что плакаты теперь никто
не читает,впрочем,как и самого Маяков-
ского.Победа революции внушила неоп-
равданный оптимизм насчёт дальнейших
побед.Но человечество без проблем ни-
когда,наверное,не останется.Безрабо-
тица,низкий уровень жизни,низкая за-
рабатная плата,плохие жилищные усло-
вия,бюрократические извращения в ор-
ганах власти,хотя уже и не советской
-вот вопросы,которые решаются и по
сей день,а вернее всего не решаются.
Разве эти строки не о нас: Слава,Слава,Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани.
+ Теперь поговорим о дряни.
И нечего нам сейчас добавить к его
фразе:"Дрянь пока что мало поредела".
Что ещё и о нас тоже? "Спросили раз
меня:"Вы любите НЭП?"-"Люблю,-ответил
я,-когда он не нелеп".А вот мудрое
политическое пророчество Маяковского-
экономиста: На арену! С купцами сражаться иди! Надо счётами бить учиться. Пусть "всерьёз и надолго" , но там впереди может новый Октябрь случиться.
Читай-август. А "Прозаседавшиеся"?
А"Бюрократиада"? Для сокращения шта-
тов избирается"тройка","тройка"выде-
ляет"комиссию и подкомиссию","комис-
сия"расширяет штат"сверхштатной сот-
ней",вопрос обсуждают на пленуме,
слушают,постановляют...
Только наших штатных современников
вся страна вместо работы с утра до
ночи слушает.Теперь мы, благодаря
телевидению,всей страной заседаем. Бумага взад. Бумага вперёд. По проторенному другими следу через замзава проплыла к преду. Пред в коллегию внёс вопрос...
Гротеск"Прозаседавшихся"убийственный,
обнажающий абсурдность поведения лю-
дей,убивающих всё время и энергию на
бесконечные пустые заседания,напри-
мер,на заседание по поводу "покупки
склянки чернил Губкооперативом".
Разве мало в нашей жизни аналогичных
пустопорожних заседаний?Декреты,пос-
тановления,заседания,а "воз и ныне
там". О,хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний.
Бюрократия во все времена умела быс-
тро менять своё лицо,одевать новую
маску,иными словами,приспосабливаться. Рой чиновников с недели на день аннулирует октябрьский гром и лом, и у многих даже проступают сзади пуговицы дофевральские с орлом.
Наш сегодняшний"Хулиган" всё тот же: Смотрит-кому бы заехать в ухо? Что башка не придумает дурья?! Бомба из безобразий и ухарств, дурости,пива и бескультурья.
Слова Маяковского из"Барышни и хулиг-
ана"надо сделать сегодняшним лозунгом: Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь!
В "Стихотворении о Мясницкой,о бабе
и о всероссийском масштабе" поэт
опять прав: Что бабе масштаб грандиозный наш?! Бабе грязью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху и меня, и власти крыла.
Действительно,"почему это о грязи на
Мясницкой вопрос никто не решает в
общемясницком масштабе?!"."Резолюцию"
Маяковского из стихотворения"Бюрокра-
тиада"можно считать резолюцией наших
дней: По-моему, это -с другого бочка- знаменитая сказка про белого бычка. Говорят,что каждый великий поэт дол-
жен переживать сперва непризнание,по-
том признание,потом забвение-и возвра-
щение к себе.Это о Маяковском.Маяков-
ского часто называли поэтом будущего
времени.Сейчас он понятен,как никогда.
Его будущее наступило.# " Люди холопского звания"
(по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").
----------------------------------------
Поэма"Кому на Руси жить хорошо" -вершина
творчества Некрасова. Это произведение
грандиозное по широте замысла,правдивос-
ти, яркости и многообразию типов. Сюжет
поэмы близок к народному сказу о поисках
счачтья и правды. Но двинувшиеся в путь
крестьяне-- не странники-богомольцы. Они
символ тронувшейся с места, очнувшейся
России. Все люди, с которыми встречаются
семь мужиков,разные:одни счастливые,дру-
гие нет;бедные и состоятельные;бунтари и
"рабы". О последних хочется поговорить
отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас
рабской жизни,были и такие,которые свык-
лись со своим бесправным положением, хо-
лопы по убеждению.Яков Верный-холоп при-
мерный.Обиженный жестоким помещиком,Яков
в отместку кончает жизнь самоубийством у
барина на глазах.В поэме Некрасов созда-
т и образы холопов не только по положе-
нию, но и по своей психологии. Такой и
дворовый князя Переметьева,который счас-
тлив, вылизывая тарелки и допивая из рю-
мок иностранное вино. У князя Переметьева Я был любимый раб, Жена-раба любимая...
Он молится: "Оставь мне,господи, Болезнь мою почётную, По ней я дворянин!"
Близки к холопам Клим и Ипат- люди кня-
зя Утятина. Один называет себя рабом,не-
достойным,а барина-князюшкой.Другому дал
оценку сам Некрасов: Был Клим мужик:и пьяница, И на руку нечист. Работать не работает,
+ С цыганами вожжается, Бродяга,коновал!
Среди крестьян встречаются и такие,кото-
рые за деньги способны предать своих
товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шу-
тов. За службу в полиции его избивали во
всех деревнях, где он появлялся. Выражая
общее мнение людей о шпионах, Влас, один
из влиятельных крестьян, замечает по ад-
ресу Егорки: Ай служба-должность подлая!.. Гнусь человек!-Не бить его, Так уже кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание
об освобождении восьми тысяч душ.Рассказ
о крестьянском грехе повествуется Игна-
тием вслед за легендой Ионушки "О двух
великих грешниках".Рассказ даётся в под-
тверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик,а всё не быть ему Против греха крестьянского.
Грех предательский-самый тяжёлый грех: Всё прощает бог, А Иудии грех не прощается. Ой мужик!Мужик!Ты грешнее всех, А за что тебе вечно маятся!
Для чего же Некрасов показал столько ти-
пов крестьян-холопов? Крепостное право
"калечит", делает из людей либо подхали-
мов, либо горьких пьяниц, разбойников, а
хуже всего-предателей. Реформа 1861 года
не улучшила положение народа, и недаром
крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана...
Явление"холопство", если так можно выра-
зиться, можно встретить и в наше время.
Большинство таких людей-"холопы" по пси-
хологии. "Холопство" пока неискоренено и
существует повсюду.# Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
---------------------------------------
В поэме"Кому на Руси жить хорошо" Некра-
сов словно от имени миллионов крестьян
выступил гневным обличителем обществен-
но-политического строя России и вынес
ему строгий приговор. Поэт мучительно
переживал покорность народа,его заби-
тость,темноту.На помещиков Некрасов
смотрит глазами крестьян,без всякой
идеализации и сочувствия рисуя их обра-
зы.Сатирически гневно рассказывает Не-
красов о паразитической жизни помещиков
в недавнем прошлом,когда"дышала грудь
помещичья свободно и легко".Барин,вла-
девший "крещёной собственностью", был
полновластным царьком в своей вотчине,
где всё ему "покорствовало". Ни в ком противоречия, Кого хочу-помилую, Кого хочу-казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-
дуев.В условиях полной безнаказанности
и бесконтрольного произвола складывались
и правила поведения помещиков,их привыч-
ки и взгляды: Закон-моё желание! Кулак-моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права"ударила одним
концом по барину,другим по мужику".К
условиям жизни нарастающего капитализма
барин приспособиться не может и не жела-
ет,-неизбежным становится запустение
усадеб и разорение господ. Без всякого
сожаления говорит поэт о том,как"по кир-
пичику"разбираются господские дома.Сати-
рическое отношение Некрасова к барам
сказывается и в тех фамилиях,которыми
+
он наделяет их:Оболт-Оболдуев,Утятин-
"Последыш".Особенно выразителен в поэме
образ князя Утятина-"Последыша".Это ба-
рин,который"весь век чудил,дурил".Жес-
токим деспотом-крепостником остаётся он
и после 1861года.Совершенно не зная сво-
их крестьян,"Последыш"отдаёт нелепые
распоряжения по вотчине,приказывает на
"вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо-
ва,избу поправить заново,чтобы жили в
ней,плодилися и правили тягло!" Мужики
хохотом встречают этот приказ,так как
"той вдове-под семьдесят,а жениху --
шесть лет!" Глухонемого дурака"Последыш"
назначает сторожем,пастухам приказывает
унимать стадо,чтобы коровы своим мыча-
нием не будили барина.Нелепы не только
приказы"Последыша",ещё более нелеп и
странен он сам,упорно не желающий при-
мириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик: Нос клювом,как у ястреба, Усы седые,длинные И -разные глаза: Один здоровый светится, А левый-мутный,пасмурный, Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан
и помещик Шалашников,"воинскою силою"
покорявший собственных крестьян. Ещё
более жесток управляющий немец Фогель.
При нём"настала каторга корёжскому
крестьянину-до нитки разорил!"-говорит
Савелий.Мужики и барин-непримиримые,
вечные враги."Хвали траву в стогу, а
барина в гробу",-говорит поэт. Пока
существуют господа,нет и не может быть
счастья крестьянину,-вот тот вывод, к
которому с железной последовательностью
проводит Некрасов читателя поэмы.# Путь Пьера Безухова к счастью.
---------------------------------------- Чтобы жить честно,надо рваться, путаться,биться,ошибаться,начи- нать и бросать,и опять начинать и опять бросать,и вечно бороть- ся и лишаться.А спокойствие-ду- шевная подлость. Л.Н.Толстой
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого со-
стояла из нравственных исканий.Всю жизнь
он повторял одну и ту же молитву:"Госпо-
ди! Научи меня жить!" Романы свидетель-
ствуют о бесконечной душевной борьбе пи-
сателя. Задумав писать роман о декабрис-
те,вернувшемся из ссылки,он понял,что
для раскрытия внутреннего мира героев
ему надо вернуться на несколько лет на-
зад и окунуться в общество 1812 года.Но
работа с историческими книгами и архива-
ми заставила его вернуться к 1805 году.
Главной задачей Толстого было раскрытие
внутренней жизни героев."Люди, как ре-
ки...",-говорил он,подчёркивая этим сра-
внением необъятность,сложность челове-
ческой души,изменчивость и непрерывное
развитие внутренней жизни.Духовная кра-
сота любимых героев Льва Николаевича
проявляется в непрерывной внутренней
борьбе мыслей и чувств, в неустанных по-
исках смысла жизни,в мечтах о деятельно-
сти для пользы народа. На Пьера,которого
он задумал как декабриста,Толстой потра-
тил лучшие краски души своей.Безухов
ищет ответ на вопрос, поставленный перед
ним эпохой 60-х годов:что делать? Чему
посвятить жизнь?
"Он так всеми силами души своей всегда
искал одного:быть вполне хорошим",-эти
слова Пьера,сказанные об Андрее Болкон-
ском,относятся и к самому Пьеру.Впервые
встречаясь с ним в салоне Шерер,мы чув-
ствуем,что этот неуклюжий молодой чело-
век,как инородное тело,не в своей среде,
выглядит довольно нелепо.Он слишком ис-
кренен и естественен,чтобы скрывать свои
чувства за непроницаемой маской и сдер-
живать эмоции.Он не защищён от ошибок и,
как многие молодые люди того времени,во-
схищаются Наполеоном. А защищая перед
ярыми монархистами идеи французской ре-
волюции,он заходит так далеко,что совсем
уже не вписывается в это высокомерное,
презрительно относящиеся ко всему общес-
тво,и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пье-
ра в нужные рамки.В отличии от него Ан-
дрей Болконский уже устал от всего и
стремится на войну,надеясь найти там
применение себе и совершить подвиг,до-
быть славу себе,а,следовательно,и оте-
честву.Со сдержанно презрительной улыб-
кой прохаживается он между опостылившими
ему людьми,лишь встретив Пьера,он стано-
вится немного теплее и доброжелательнее.
Чувствуя себя довольно неуютно в салоне
Анны Шерер,Пьер тратит свои силы на раз-
гул в компании Долохова и Курагина, где
"золотая молодёжь"веселится,как ей угод-
но,доходя до безрассудства.Описывая раз-
влечения молодых людей,Толстой невольно
сравнивает их с помещением,в котором они
собираются.Сначала этот зал,освещённый
богатыми люстрами,сверкает своей изыс-
канностью,белизной и богатством. Столы,
покрытые белыми,накрахмаленными скатер-
тями,ломятся под тяжестью аккуратно,
строго симметрично расставленной сереб-
ряной посуды.С иголочки одетые молодые
люди рассаживаются за столы. Но через
полчаса комната в нечто,очень похожее на
хлев.Молодые люди,отбросив все приличия,
+
пьют вино,закусывая его жирным мясом,
спорят,ставят об заклад.Сам Долохов,пос-
порив,что выпьет бутылку вина,стоя на
карнизе,уже выиграл спор и принялся за
новое развлечение.Но когда Пьер решил
испытать себя,его остановили и успокои-
ли.Этим писатель хотел подчеркнуть,что
Пьера любили и уважали...
Молодой человек мечется,ошибается,совер-
шает одну из самых страшных ошибок- свя-
зывает свою жизнь с Элен. Воспользовав-
шись его детской беспомощностью в вопро-
сах брака,его женили на холодной Элен.Но
ищет счастья в супружеской жизни и не
находит его. Поиски правды приводят его
в масонскую ложу.Пьеру кажется,что в ма-
сонстве он нашёл воплощение своих идеа-
лов.Мысль о совершенствовании мира и са-
мого себя охватывает его. Идеи братства,
равенства и любви больше всего привлека-
ют молодого человека в масонстве.Он хо-
чет действовать,приносить пользу людям.
Прежде всего он решает облегчить участь
крепостных.Но ханжество и лицемерие про-
никли и в среду масонства.Нет и личного
счастья.В жизни его наступает полоса ра-
зочарований в личном счастье,в обществе-
нных идеалах.И вновь ошибки...
Пытаясь найти своё место,он едет на Бо-
родино и волею случая оказывается на са-
мом главном и опасном редуте.Пьер рад
любой работе:таскать ящики,помогать ра-
неным.Выглядит он очень нелепо,но симпа-
тии солдат всё же обращены к нему. Вид
бойни приводит его в ужас:"Нет, теперь
они оставят это,теперь они ужаснутся
того,что они сделали!" Всем своим видом
и душевным смятением выражает Пьер всю
антигуманную сущность войны.Оставшись в
Москве,он вновь сталкивается с ужасами
войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона,
видя в этом своё предназначение.Но пони-
мает вскоре,что Наполеон недоступен и
убить его невозможно.Спасая девочку из
огня пожара,Пьер попадает в плен,где пы-
тается понять этих людей,которые привык-
ли спать в пыли,отдавать последнее,не
оставляя себе самого нужного.Духовные и
физические страдания научили Пьера це-
нить жизнь и маленькие её радости.Встре-
ча с Платоном Каратаевым,который пред-
ставляет собой обобщённый крестьянский
образ,во многом меняет отношение Пьера к
жизни.Платон изменяет сознание Пьера
своей народной мудростью,даёт ему возмо-
жность понять иное мироощущение,не осно-
ванное на злой власти и жестокости. То,
что говорит Каратаев,обобщено,как особый
дух правды и красоты.
Любовь Наташи походит на награду Пьеру
за все лишения и душевные мучения. Ната-
ша,словно ангел,входит в его жизнь, оза-
ряя её тёплым,ласковым светом. Наконец
Пьер нашёл своё счастье в семейной жиз-
ни.Но искания его ещё не кончились.Путь
к правде слишком труден.Пьера не понима-
ют, но он не отчаивается, а доказывает
правоту своих прогрессивных идей.
Между Платоном Каратаевым и Безуховым-
стена,признанная Пьером. Но в семье час-
то вспоминают этого доброго,милого чело-
века.Пьер постоянно обращается мысленно
к нему,спрашивая себя:"А как бы поступил
он?" Николай Болконский любит Пьера, мы
чувствуем,что он продолжит дело Пьера, о
чём свидетельствуют его слова в конце
романа:"Да,я сделаю то,чем бы даже он
был доволен..."Он-это Андрей Болконский,
дух которого вселился в душу мальчика,
одобряя его и Пьера.# "Отцы и дети" Тургенев.
----------------------------------------
Написание романа "Отцы и дети" совпало с
важнейшими реформами 19 века, а именно
отменой крепостного права.Век знаменовал
собой развитие промышленности и естест-
венных наук.Расширилась связь с Европой.
В России стали принимать идеи западни-
чества. "Отцы" придерживались старых
взглядов.Молодое поколение приветствова-
ло отмену крепостничества и реформы.
Базаров,нигилист,представляет "новых лю-
дей", в качестве главного противника ему
противопоставлен Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович-сын боевого генерала 1812
года.Окончил пажеский корпус.Имел пртив-
ное красивое лицо, юношескую стройность.
Аристократ,англоман,был смешлив,самоуве-
рен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата,сохранил аристократические привыч-
ки.Базаров -внук дьячка,сын уездного ле-
каря.Материалист,нигилист.Говорит он"ле-
нивым, но мужественным голосом", походка
"твёрдая и стремительно смелая". Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоз-
зрения Базарова являются его атеизм и
материализм.Он "владел особенным умением
возбуждать к себе доверие в людях низших,
хотя он никогда не потокал им и обходил-
ся с ними небрежно". Взгляды нигилиста и
Кирсанова были совершенно пртивоположны-
ми. С первой встречи они почувствовали
друг друга врагами.Павел Петрович,узнав,
что Евгений будет гостить у них,спросил:
"Этот волосатый?" А Базаров вечером за-
метил Аркадию:"А чудоковат у тебя дядя".
Между ними всегда возникали противоречия.
"У нас ещё будет схватка с этим лекарем,
я это предчувствую",-говорит Кирсанов. И
она произошла. Нигилист не обоснованно
доказывал необходимость отрицания как
образа жизни и естественно, в силу своей
низкой филосовской культуры,наталкивался
на логически верные заключения противни-
ка. Это и являлось основой неприязни ге-
роев. Молодёжь пришла разрушать и обли-
чать, а построением займётся кто-то дру-
+
гой."Вы всё отрицаете,или,выражаясь вер-
нее,вы всё разрушаете. Да ведь надобно и
строить",-говорит Евгению Кирсанов. "Это
уже не наше дело.Сперва нужно место рас-
чистить",-отвечает Базаров.Или на вопрос,
что же вы отрицаете, последовал краткий
ответ:"Всё".Они спорят о поэзии,искусст-
ве,философии. Базаров поражает и раздра-
жает Кирсанова своими хладнокровными
мыслями об отрицании личности, всего ду-
ховного. Но всё-таки,как бы правильно не
мыслил Павел Петрович,в какой-то степени
его представления устарели.Тем более,его
противник имеет приимущества:новизна мы-
слей, народу он ближе, ведь тянутся же к
нему дворовые люди.Безусловно,принципы и
идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно
наглядно это показано в сцене дуэли Кир-
санова и Евгения."Дуэль,писал Тургенев,-
введена для наглядного доказательства
пустоты элигантно-дворянского рыцарства,
выставленного преувеличенно комическим".
Но с мыслями нигилиста тоже согласиться
нельзя. Любовь к Одинцовой вызвала окон-
чательное поражение его взглядов,показа-
ла несостоятельность идей. В конце рома-
на герой умирает от заражения трупным
ядом.Природа берёт своё. После этих раз-
мышлений хочу не согласится с замечанием
И.Репина: "Из литературы два героя -как
образчики для подражания- преобладали в
студенчестве. Базаров и Рахматов." По-
моему, не всякий захотел бы взять себе в
образец такого человека,как Базаров.
Роман раскрывает жестокий и сложный про-
цесс ломки прежних социальных отношений.
Этот процесс предстал в романе, как раз-
рушительная стихия, меняющая привычное
течение жизни.Тургенев так строит роман,
что нигилист и Павел Кирсанов всё время
находятся в центре внимания.Современники
остро реагировали на появление произве-
дения. Реакционная печать обвинила писа-
теля в заискивании перед молодёжью,демо-
кратическая упрекала автора в клевете на
молодое поколение. Однако роман "Отцы и
дети" имел бешенный успех в российских
литературных кругах.# Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
----------------------------------------
Для того чтобы осознать конфликт романа
во всей его полноте, следует понять все
оттенки разногласий Евгения Базарова и
Павла Петровича Кирсанова.
"Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы
и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По
мнению Павла Петровича,нигилисты попрос-
ту ничего не признают и ничего не уважа-
ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп-
ределить,только выяснив его позицию. Во-
прос,что признавать,на чём, на каких ос-
нованиях строить свои убеждения,-чрезвы-
чайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петро-
вича Кирсанова: право на ведущее положе-
ние в обществе аристократы завоевали не
происхождением,а нравственными достоинс-
твами и делами("Аристократия дала свобо-
ду Англии и поддерживает её"),т.е. нрав-
ственные нормы,выработанные аристократа-
ми,-опора человеческой личности.Без при-
нципов могут жить лишь безнравственные
люди. Прочитав высказывания Базарова о
бесполезности громких слов,мы видим, что
"принсипы"Павла Петровича никак не соот-
носятся с его деятельностью на благо об-
щества,а Базаров принимает только то,что
полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь".
"В теперешнее время полезнее всего отри-
цание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и
государственный строй,что приводит Павла
Петровича в замешательство (он "поблед-
нел").Отношение к народу Павла Петровича
и Базарова разное. Павлу Петровичу рели-
гиозность народа,жизнь по заведённым де-
дами порядкам кажутся исконными и ценны-
ми чертами народной жизни, умиляют его.
+
Базарову же эти качества ненавистны:"На-
род полагает, что, когда гром гремит,это
Илья-пророк в колеснице по небу разъез-
жает.Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно
и то же явление и называется по-разному,
и по-разному оценивается его роль в жиз-
ни народа. Павел Петрович:"Он (народ) не
может жить без веры". Базаров:"Грубейшее
суеверие его душит".Просматриваются раз-
ногласия Базарова и Павла Петровича в
отношении к искусству, природе. С точки
зрения Базарова,"читать Пушкина-потерян-
ное время,заниматься музыкой смешно,нас-
лаждатьтся природою-нелепо".Павел Петро-
вич,напротив,любит природу,музыку.Макси-
мализм Базарова,полагающего, что можно и
нужно во всём опираться только на собст-
венный опыт и собственные ощущения, при-
водит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой
обобщение и художественное осмысление
чужого опыта. Искусство (и литература, и
живопись,и музыка)размягчает душу,отвле-
кает от дела. Всё это "романтизм","чепу-
ха". Базарову,для которого главной фигу-
рой времени был русский мужик, задавлен-
ный нищетой,"грубейшими суевериями", ка-
залось кощунственным"толковать"об искус-
стве,"бессознательном творчестве", когда
"дело идёт о хлебе несущном".
Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети"
столкнулись два сильных,ярких характера.
По своим взглядам, убеждениям Павел Пет-
рович предстал перед нами как представи-
тель "сковывающей,леденящей силы прошед-
шего",а Евгений Базаров-как часть"разру-
шительной, освобождающей силы настоя-
щего".# ВСТУПЛЕНИЕ. Знание эпохи, в которую жил писатель, его
биграфии и мировоззрения помогает понять
его творчество. Почувствовать и по досто-
инству оценить литературное произведение-
значит соотнести нарисованные картины жизни
с самой реальной действительностью. Идейное богатство, эстетические ценности
классического произведения русской литера-
туры становятся достоянием только такого че-
ловека, который подготовил себя к восприятию
содержания во всей его полноте.
Основоположник русской критики В.Г.Белинский
видел, например,величие Пушкина в том, что в
его художественном творчестве"отразилась вся
Русь,со всеми её...стихами,всё разнообразие,
вся многосторонность её национального духа."
Да и сам Пушкин считал одной из основных
черт художника его способность откликаться
на все явления жизни. То же самое можно ска-
зать и о /имя писателя/ и о его замечатель-
ном произведении /название произведения/...
+ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Произведение /название/ гуманистично."Писа-
тель, в какую бы эпоху он ни жил, является
членом общества, гражданином своей страны.
Писатель, если он только одарён творческою
силою создавать собственные образы, воспи-
тайся прежде, как человек и гражданин земли
своей, а потом уже принимайся за перо!.." -
справедливо писал Гоголь.Художественное про-
изведение, в том числе и /название/, воздей-
ствует одновременно на ум и чувства. Оно вы-
зывает радость,восторг,волнение,чувство гне-
ва,протеста,неудовлетворённоти... Сила его в
том, что оно учит образно мыслить, видеть
прекрасное и безобразное в самой реальной
жизни. Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его
творчестве-Человек,его судьба,его жизнь,свя-
занная с добром и злом, с нравственными, ду-
ховными началами. Мы благодарны писателю :
он учит нас потребности творческой деятель-
ности, бороться с тем,что мешает жить разум-
но и красиво, учит восприятию общечеловечес-
ких нравственных и эстетических ценностей и
вместе с тем неисчерпаемых национальных ду-
ховных сокровищ.
План с сочинением к рассказу рабская свобода крестьянства в поэме кому на руси жить хорошо. Сочинение на тему для чего мне необходимо изучать русский язык и зать речевую культуру. Сочинение рассуждение на тему язык лучший посредник для установления дружбы и согласия. Сочинения по русскому языку на тему роль языка в обществе и в жизни каждого человека. Как вы дкмаете почему Николенька Артеньев почувствовал себя изменившимся внутренно. Сочинение рассуждение на тему вся сознательная жизнь происходит через родной язык. Сочинение по русскому на тему образование человека прошлого настоящего будущего. Сочинение рассуждение на тему почему на русском языке говоря не только в россии. Сочинение рассуждение на тему Роль фразеологизмов в художественном тексте слов. Сочинение рассуждение на тему длявсего в русском языке есть много хороших слов. Сочинение на тему какое место на планете я с удовольствием посетил бы и почему. Сочинение на тему Русский язык живой как жизнь с примером на устаревшем слове. Соченение по русскому языку на тему функции русского языкы в современном мире. Сочинение рассуждение на тему что мы можем сделать чтобы сберечь русский язык. Краткие сочинения по русскому языку на тему в чем выражается любовь к Родине.

Рефераты. Сочинения для экзаменов по литературе и русскому языку
Рекомендуем


Рефераты. Сочинения для экзаменов по литературе и русскому языку