Рефераты. Схема анализа литературно художественного произведения
Схема анализа литературно художественного произведения

Схема анализа литературно художественного произведения

Схема анализа литературно художественного произведения


При анализе
художественного произведения следует различать идейное содержание и
художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
1)
тематику произведения
- выбранные писателем социально-исторические характеры  в их взаимодействии;
2)
проблематику -
наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров,
выделенные и усиленные им в художественном изображении;
3)
пафос произведения
- идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам
(героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос - высшая форма
идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве.
Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является
выражением героического пафоса,
причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и
направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой
героического в художественной литературе является героика действительности,
борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за
свободный труд людей, борьба за мир.
Когда
автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и
неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и
принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического
весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального
характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам.
Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и
значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в
«Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах
пафоса.
Большое
значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический
пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к
эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон
ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти
виды пафоса несут в себе утверждающее
начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую
категорию.
Общей
эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория
комического. Комическое - это форма
жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое
положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как
объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически.
Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет
гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в
нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое
отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и
утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни,
чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм,
ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
1)
Детали предметной
изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь
(монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и
взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и
пространстве);
2)
 Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования
и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные
эпизоды, обрамление (композиция образа
- соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
3)
 Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали
авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности
поэтической речи в целом.
Схема анализа
литературно-художественного произведения.
1.
История
создания.
2.
Тематика.
3.
Проблематика.
4.
Идейная
направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5.
Жанровое
своеобразие.
6.
Основные
художественные образы в их системе и внутренних связях.
7.
Центральные
персонажи.
8.
Сюжет
и особенности строения конфликта.
9.
Пейзаж,
портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10.
Речевой
строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения).
11.
Композиция
сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12.
Место
произведения в творчестве писателя.
13.
Место
произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
А. Место писателя в развитии
русской литературы.
Б. Место писателя в развитии
европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и
отношение к ним писателя.
     2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б)
тематики, проблематики;
в)
творческого метода и стиля;
г)
жанра;
д)
речевого стиля.
В. Оценка творчества
писателя классиками литературы, критики.
Примерный план
характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1.
Социальное
и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и
мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а)
характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б)
влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4.
Область
чувств:
а) тип
отношения к окружающим;
б)
особенности внутренних переживаний.
5.
Авторское
отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя
выявляются в произведении:
а) с
помощью портрета;
б) в
авторской характеристике;
в) через
характеристику других действующих лиц;
г) с
помощью предыстории или биографии;
д) через
цепь поступков;
е) в
речевой характеристике;
ж) через
«соседство» с другими персонажами;
з) через
окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План разбора лирического
стихотворения.
I. Дата
написания.
II. Реально-биографический
и фактический комментарий.
III. Жанровое
своеобразие.
IV. Идейное
содержание:
1.
Ведущая тема.
2. Основная
мысль.
3. Эмоциональная
окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее
впечатление и внутренняя реакция на него.
5.
Преобладание общественных или личных интонаций.
V.
Структура стихотворения:
1.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2.
Основные изобразительные средства иносказания, используемые
автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота,
ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые
особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор,
антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и
восклицание.
4. Основные
особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная,
богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная,
кольцевая), игра рифм.
6. Строфика
(двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет,
Онегинская строфа).
7. Эвфония
(благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой
инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах.
1. Автор. Даты жизни.
Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
2. Точное заглавие
произведения. Даты создания и появления в печати.
3. Время, изображенное в
произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда,
представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне,
городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4. Эпоха. Характеристика
времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и
общественно-политических интересов и стремлений современников).
5. Краткий план содержания.
Место произведения в творчестве писателя значение в мировой литературе три мушкетера. Правила работы над литературными произведениями в начальной школе первичный анализ. Анализ литературного произведения Владивосток Россия Владивостоке. Виды анализа художественного произведения на уроках литературы. Методика свободных описаний литературно художественных текстов. Схема строение литературного произведения в школе композиция. Реферат особенности синтаксической изобразительности текста. План анализ литературного произведения Москва Россия Москве. Схема анализа литературного произведения в начальной школе. Школьный литературный анализ художественного произведения. Категории художественной формы литературного произведения. Что такое анализ художественных особенностей произведения. Методика анализа художественного текста в начальной школе. Как правльно написать анализ литераурного произвеления. Схема анализа литературно художественного произведения.

Рефераты. Схема анализа литературно художественного произведения
Рекомендуем


Рефераты. Схема анализа литературно художественного произведения