Рефераты. Сатира и утопия в романе Ф Рабле
Сатира и утопия в романе Ф Рабле

Сатира и утопия в романе Ф Рабле

Сатира и утопия в романе Ф Рабле


МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Иностранных Языков
РЕФЕРАТ
студента 101ой группы Кузьмина
Андрея
на тему: САТИРА И УТОПИЯ В РОМАНЕ Ф.РАБЛЕ
ГАРГАНТЮА
И ПАНТАГРЮЭЛЬ
МОСКВА, 1999г.
Введение                                                                                                                   3
Основная часть                                                                                                   3
Корни романа                                                                                                        3
Проблемы романа                                                                                              4
Педагогика                                                                                                               4
Феодализм. Утопическое общество                                                             5
3 книга                                                                                                                       6
Схватка со схоластами                                                                                 7
«Значительные» герои романа                                                                   8
Идеал монарха                                                                                                      9
Заключение                                                                                                          10
Список используемой литературы                                                      11
Введение
Крупнейшим
представителем французского гуманизма и одним из величайших французских
писателей всех времен является  Франсуа
Рабле (1494 – 1553). У этого писателя необычная биография. Он родился в Шиноне,
в семье зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы он поступил во
Францисканский монастырь и до 1525г. пробыл монахом в Фонте-Леконт, но вместо
богословских трудов изучал древних писателей и юридические трактаты. Рабле
получил сан священника, но служебных обязанностей не исполнял. С самого начала
Франсуа Рабле больше привлекали науки, нежели духовные подвиги. Он изучал
латынь, греческий, читал Платона, вступил в переписку с главою
французских гуманистов Гильемом Бюде. После конфликта с монахами, он покинул
монастырь и занялся изучением медицины, а в 1532г. получил должность врача
лионского госпиталя. Кроме того, Ф.Рабле изучал в Риме римские древности и
лекарственные травы. После этого он состоял на службе у Франциска I,
практиковал как врач, путешествуя по Франции, и получил степень доктора
медицины, затем  снова вернулся в
монастырь. Умер Рабле в 1553г. в Париже.
Основная часть
Корни
романа
Однажды, во
время работы в Лионе, в руки к Рабле попала лубочная книга «Великие и
неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа», в основе которой
лежала старинная французская  народная
сказка о великане Гаргантюа, хорошо известная еще в конце XV
столетия. Это и послужило толчком, побудившим Рабле написать свой роман.
Сюжет французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает королю
Артуру спастись от гогов и магогов, Рабле использовал как основу для своего
сюжета. Он заимствовал из народной книги имена героев и ряд эпизодов, а так же
некоторые приемы, например, гротескный перечень всевозможных предметов или
похищение Гаргантюа колоколов собора Парижской богоматери. Однако читателей
привлекала не только фольклорная основа романа, а главным образом содержащаяся
в нем явная сатира на фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов
и глубокое философское содержание. Это изогнутое зеркало, в котором причудливо
отобразилось буйное жизнелюбие «старой веселой Франции», пробужденной к новой
жизни в эпоху Возрождения. Под маской шуток, анекдотов и острот спрятано
особенное идейное содержание. Сам Рабле в предисловии к первой книги  «Гаргантюа и Пантагрюэля» сравнивает свое
творение с ларцом, на котором сверху нарисованы «смешные и забавные фигурки», а
внутри хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую пользу. «Положим
даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально, вещи,
вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы пенья сирен, а
лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно
показаться, автор сказал спроста».
Проблемы
романа
Педагогика
Взять хотя бы воспитание Гаргантюа. Король Грангузье поручил решение
этого вопроса схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры
и старой науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка», в результате
которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет
и 3 месяца. Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и на смену учителям-схоластам
пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень яркой форме раскрывает свои идеалы.
Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль. Ведь
Ренессанс – это время научного подхода и открытий, пришедших на место слепой
вере, это время воспитания нового человека с новым образом мыслей. В трудах
Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана целая система
новой педагогики, была основана школа в Мантуе, которую называли «домом
радости». Воспитание по Рабле – это не только умственное, но и физическое образование,
чередование различных дисциплин и отдыха, а так же не насильственное
«вдалбливание» дисциплин, а свободное обучение, воспринимаемое учеником с
радостью.
Схоласты, будучи представителями старого мира, душили на корню новые
идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на посмешище
их умственную немощь, издеваясь над их человеческими слабостями.
Феодализм. Утопическое общество.
Не менее важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле – это не
удовлетворяющая политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Гранузье и
Пикрохоля. Поводом для нападения войска Пикрохоля на утопийцев стали не
поделенные плюшки. Война в романе – это возможность показать не только
отрицательные черты существующего строя, но главным образом изобразить тип правителя.  Что представляет собой Пикрохоль?  Это король-феодал, король в старом стиле,
далекий от гуманизма и других передовых идей, это варвар, который принимает
только идею грубой силы. Ему противопоставлен Грангузье – полная
противоположность: добрый король, который заботится о славе и о благе своих
подданных. Оба портрета - сатира, крайность, но отдельные черты обоих королей
можно найти в любом из правителей европейских государств. Из чего ясно, что
Рабле, не отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной
системы правления ни в одном из реально существующих государств.
На примере Телемского аббатства (телема в переводе с греческого -
желание) Ф. Рабле показывает свои идеалы устройства общества.
Грангузье хочет наградить за подвиги брата Жана, храбро сражавшегося в
войне, и способствует в реализации его мечты – строительства удивительного
монастыря, не похожего на другие: «… вам надлежит ввести воспрещающее женщинам
избегать мужского общества, а мужчинам – общества женского, … как мужчины, так
и женщины, поступившие к вам, вольны будут уйти от вас, когда захотят,… каждый
в праве сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться свободой». Что
хотел сказать Рабле этой утопической картиной?
Феодальному средневековью было незнакомо понятие свободы. Это время
свирепствования жесткого принуждения и насилия. Гуманизм отвергал такие
общественные категории и боролся за свободу и уважение человека, утверждая, что
самое совершенное, что есть на свете – это личность. Отставляя в сторону нравы
средневековья, Рабле рисует свою картину устройства общества – Телемское
аббатство, на дверях которого написан единственный принцип жизни телемитов:
«Делай, что хочешь». Эта картина утопична, но признать ее абсолютно
неприемлемой тоже нельзя. Скорее, это база, начальная информация для построения
нового общества – общества свободных людей.
3 книга
Дальнейшая работа над романом затормозилась вследствие реакции новой
политики Франциска I.  Она
выразилась в беспощадном преследовании гугенотов и всех инакомыслящих.
Подстрекаемый католической партией, Франциск I
вступил на путь жестоких репрессий. Запылали костры. Многие просвещенные,
талантливые люди гибнут от рук инквизиции. Самого Рабле обвиняют в безверии,
кальвинизме и всех смертных грехах. Рабле пришлось замолчать. Он исчез из Лиона и уехал
в Италию с кардиналом Жаном дю Белле.
Теперь Рабле жил в Риме и мог наблюдать за жизнью католического центра
и нашел там много интересного для себя.
В таких условиях этому 
остроумному писателю и борцу молчать было невозможно, и он снова
принялся за свои дела. С 1534г. он создает продолжение романа и перепечатывает
старые две книги «Гаргантюа», потом «Пантагрюэль» на новый лад – им убраны
места с особо острой критикой.
В 1546г. вышла «Третья книга», довольно мягкая по сравнению с
предыдущими. Главный герой этой книги – плут и транжира Панург, который « …
знал 63 способа добывания денег, из которых самым честным и самым обычным
являлась незаметная  кража, и был он
озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париже немного. А в сущности,
чудеснейший из смертных». Перед Панургом встает вопрос: жениться ему или не
жениться, ибо он очень боится остаться «рогатым». Многим представителям
«учености» задает он этот вопрос, и каждый дает ему мудрые советы, которые на
самом деле нелепы и глупы до невозможности. Таким образом, Рабле разворачивает
целую галерею комических личностей. Среди них богослов, врач, философ и юрист,
а еще раньше были поэт и астролог. Но после четырех консультаций Панург вместе
с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к оракулу Божественной Бутылки. 
Эта книга, как и две предыдущих, была осуждена Сорбонной. По-прежнему
продолжались казни уважаемых Рабле людей. На костре инквизиции был сожжен друг
и соратник Рабле Этьен Доле. Вновь опасность нависла над самим Рабле, и он
вынужден был бежать за границу. Затем последовала смена на французском и
папском престолах. Это дало возможность Рабле вернуться в Париж. Будучи
священником, Рабле получил два прихода. Теперь у него было достаточно времени
на написание  «четвертой книги», которая
начата была еще раньше, за границей. Рабле окончил книгу, и в 1552г. Она вышла
в свет.
Схватка
со схоластами
Сюжетом «четвертой книги» стало путешествие Панурга и Пантагрюэля через
океан в Китай к оракулу Божественной Бутылки. По дороге они останавливаются в
разных удивительных странах, населенных невероятными существами и претерпевают
ряд приключений.
В первой части описываются два ярких эпизода. Первый – это «панургово
стадо», Мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку проделал
герой его поэмы «Бальдус». Этот эпизод полон иронии и тонко характеризует
психологию Панурга. Второй – описание 
бури и поведения во время нее пассажиров корабля: Пантегрюэля, Панурга, Брата
Жана, Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы этих
героев.
С каждой главой  усиливаются
сатирические аллегории, направленные на уклад католической церкви. Вот остров,
где царствует враждебный всему естественному Пост, который приводит на память
притчу о Физисе и Антифизисе. Антифизис (Противоестество) плодит детей, ходящих
вверх ногами, а так же монахов, христопродавцев, «святош», «неуемных
кальвинистов, женевских обманщиков», бесноватых «путербеев» и «прочих чудищ,
уродливых, безобразных и противоестественных. А с самого Поста Рабле нарисовал
портрет типичного религиозного фанатика.
Далее следовали острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е.
кальвинистов) и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но однажды их
угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на их остров и
разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они покланяются папским
Декреталиям. Как известно, сборник папских постановлений, носящий это название,
односторонним решением пап был объявлен источником канонического права, и
именно Декреталии санкционировали всякого рода вымогательства курии; Благодаря
их «златекучей энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста
тысяч дукатов. На этом заканчивается четвертая книга.
Вскоре после ее окончания король заключил мир с папой, и Рабле,
предчувствовавший это, перед самым окончанием книги поспешил скрыться. Книга
эта, как и три предыдущие, была осуждена, а Рабле вернулся в Париж  и умер там во второй половине 1553г.
*            *            *
В 1562г. появилась в печати 
«пятая книга» под названием «Остров звонкий». Скорее всего, перу Ф.Рабле
принадлежат лишь наброски, весь текст написан, возможно, каким-нибудь его
другом или последователем. В художественном плане эта книга уступает четырем
книгам Рабле, в ней слишком уж много аллегорий и резких нападок на церковь.
Впрочем, когда она издавалась, было сравнительно безопасное время. Верх взяли
войны гугенотов, и проблемы Декреталий и Острова Звонкого отошли на второй
план.
Рабле – ученый и гуманист. Он  и
филолог и естествовед, а кроме того, он представитель словесности, как
необходимого орудия для овладения материальным миром и для пропаганды.
Проза Рабле рассчитана на массового, демократического писателя, и
завоевать его Рабле хотел именно смехом. «Поэтому смех его особенный. Так
смеяться, как он не умел никто. Это оглушительный, раскатистый смех во все
горло, который понятен каждому, и потому обладает огромной заразительностью, от
которого рушится все, над чем он разражается, смех здоровый, освежающий и
очищающий атмосферу. Так смеялся у Чосера Мельник, у Пульчи – Морганте. Так
будет смеяться Санчо Панса. Так смеются люди из народа. И Рабле знает, чем
можно вызвать такой смех у народа». (вступ ст. А.Дживелегова М.:Правда).
«Значительные»
герои романа
Рабле, обладая особым чувством слова и яркой сатирой, описал массу
замечательных персонажей, живых, неувядающих образов. Все он – достойные плоды
пера Рабле, но все-таки из этой славной компании выделяются два самых ярких –
Панург и брат Жан.
Панург – типичный городской житель, порождение улиц ренессансного
города. Он  не глуп, дерзок, упрям, в
нем силен дух авантюризма и озорства, а кроме того, он студент-недоучка и
голова его завалена кучей разнообразных знаний. О его добродетельности и
честности говорит тот факт, что он знал 
массу способов добывания денег, из которых самым честным было воровство.
Настоящей, крепкой устойчивости в его натуре нет. Он может в критическую
минуту  пасть духом и превратиться в
жалкого труса, который только и способен восклицать: «О! Горе мне, горе», как
это было в эпизоде о разыгравшейся буре. Панург задолго до встречи с
Пантагрюэлем отбросил в сторону этические принципы и общественную мораль, в нем
прочно сложился характер плута и эгоиста. Он пародия на среднестатистического
городского бродяжку, каких полным-полно бродило по свету. Но в то же время он
не лишен какого-то большого обаяния, которым сам зачастую любуется и на которое
надеется в критических ситуациях. Но самое главное, что он предчувствует  лучшее будущее, в котором такие, как он
будут иметь место под солнцем.
Панург нужен не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Великому
писателю нужен его острый язык, его дерзость, его умение выставлять в смешном
виде все то, с чем боролись гуманисты.
Другой яркий образ в романе – брат Жан, приятель Гаргантюа. Это тоже
человек из народа, веселый и обходительный. У него мозолистые руки,
изворотливый ум, масса энергии. Он привык к труду, никогда не тратит время в
пустую. Даже в то время, когда, стоя на клиросе, он поет за панихидой или
заутреней, он мастерит тетиву для арбалета, оттачивает стрелы, плетет сети и
силки для кроликов. По поводу соблюдения поста и целомудренности у брата Жана
свои соображения: «Из всех рыб, не считая линя,… лучше всего крылышко куропатки
или же окорочек монашки». Когда враги вторглись в утопию, Жан превратился в
богатыря и разнес «в пух и прах» неприятеля, проявив чудеса храбрости. По
поводу основного своего занятия, монашества, то тут брат Жан не питает особых
идей. Рясу он носит по привычке, а спится ему лучше всего на проповеди или
молитве. Во французской литературе эпохи возражения не найти другого такого
яркого и привлекательного изображения простолюдина, любящего жизнь и способного
на подвиг.
Идеал
монарха
Общий друг Панурга и брата Жана – Пантагрюэль. С первого появления он в
центре рассказа, хотя иногда и уступает передние планы другим. Уравновешенный,
мудрый, ученый, гуманный, он обо всем успел подумать и составить мнение. Его
спокойное, веское слово всегда вносит умиротворение в самые горячие споры,
осаживает пылкие порывы брата Жана и хитроумные планы Панурга. В нем Рабле
выразил свой идеал монарха, а, быть может, и человека. Пантагрюэль не похож ни
на одного из реально существующих монархов. И Франциска и Генриха II он
далеко превосходит по своим качествам. Пантагрюэль великан и по росту и по своим
достоинствам.
Заключение
Роман Рабле – крупнейший памятник французского Ренессанса. Великое
произведение этого борца за новое общество, художника и мыслителя, имеет полное
право считаться национальным и мировым шедевром. Роман создан в эпоху Возрождения
время, когда мир закончил свое политическое объединение и создавал новую,
весьма отличную от старой, культуру. Роман писался на стыке эпох, во время
перемен и потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в
жизни.
В мировой литературе роман по праву занимает одно из самых почетных
мест. Многие крупнейшие писатели восторгались им, шли за ним, учились у него и
реализму и сатире, учились смеяться, ведь смех Рабле вселяет веру в конечное
торжество личности и разума. В его смехе всегда звучат победные нотки.
Список используемой литературы
Рабле
Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль». – М.: Правда, 1981.
Зарубежная
литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пуришев. Москва, «Просвещение» 1976.
Б.И.Пуришев.
Литература эпохи Возрождение. Курс лекций. Москва «Высшая школа» 1996.
История
зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение под общей ред.
В.М.Жирмунского. Учпедгиз Москва 1959.
Энциклопедический
словарь юного литературоведа. М., «Педагогика» 1987.

Рефераты. Сатира и утопия в романе Ф Рабле
Рекомендуем


Рефераты. Сатира и утопия в романе Ф Рабле