Рефераты. Русская риторика
Русская риторика

Русская риторика

Русская риторика


(С) Пупышев Алексей Валерьевич
(alex_p@gmx.net) В рамках проекта
"Работай головой!"
РУССКАЯ РИТОРИКА
ПЛАН 1. Введение. 2. Из истории русской
риторики. 3. Риторика на Руси
до 17 века. 4. Заключение. 5. Список литературы. Повышение речевой
эрудиции - один из основных путей
формирования
хорошего лектора. Им невозможно стать, не овла-
дев
основами риторики - науки об убедительной и оптимальной
речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой
бесполезно
рассчитывать на успех, тем более в
таком сложном
деле
как ораторское и искусство. До недавнего времени
нам были более или менее известны
труды
античных риторов - основоположников теории красноречия
Аристотеля,
Цицерона, Квинтилиана. Важность
изучения риторики становиться в наши дни все
более
очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеоб-
щий
интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторско-
му
мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется
сейчас, и
быть не могло: все эпохи социальных обновлений
всегда
влекут за собой
преобразования в теории риторики,
поскольку
новая общественно - речевая практика требует обоб-
щения,
научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых. Если
рассматривать историю русской риторики, то
эта
связь
революционно - общественных преобразований с теориями
- 2 -
публичного красноречия можно увидеть
на всех этапах нашей
государственной
истории. После сложного для Руси Сметного
времени, эпохи междуцарствования в начале 17
века, избрания
нового
царя (Михаила Федоровича
Романова в 1613 году) и
возвращения
к мирной жизни естественным было требование раз-
вивать
словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь по-
сылается грамота с побуждением к
поиску монахов, которые
"грамматику
и риторию умеют", и, видимо,
именно в это время
создается
первая русская риторика. Эпоха петровских
преобразований вызывает к жизни
серию
блестящих
руководств по ораторскому искусству - наиболее по-
пулярные
из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, ос-
нователя и преподавателя Славяно-греко-латинской
академии в
1698
году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Нау-
ка проповедей" Андрея Белобоцкого
начала 18 века и др. Эти
учебники
риторики переписывались и сохранились сейчас в на-
ших
архивах во множестве списках, являясь образцами школьно-
го
преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор не из-
даны и
мало изучены. Кроме риторик на
русском языке, которые
расходились в
большом
количестве списков, существовали также латинские ри-
торики, поскольку традиционным языком
преподавания наук был
латинский. Каждый учитель риторики в духовной
академии дол-
жен был
знать свой курс, рукописью которого могли бы пользо-
ваться ученики, поэтому отделы рукописей в Москве, Киеве,
Ленинграде
хранят множество рукописных учебников. Ученики же
тренировались в составлении поздравительных речей
(ораций),
писали
проповеди. Вот, например, какие темы
предлагались
ученикам в
Славяно-греко-латинской
академии: "О принятии
- 3 -
учения",
"В похвалу философии", "О добродетели", "О разуме и
чувствах"
и т.д. До Ломоносова все
учебники и материалы по риторике были
рукописными, и его "Краткое руководство к
красноречию" 1747
года
стала и первым печатным учебником,
и первым фундамен-
тальным
научным трудом, переработавшим
предшествующие сочи-
нения и
предложившим стиль риторических описаний в России не
только
18 веку, но векам последующим. Временем расцвета
русской риторики следует считать 1
половину 19 века, и особенно период после войны 1812 года,
кода
подъем общественных и патриотических настроений побуж-
дал к
развитию словесных наук, и прежде
всего риторики, ко-
торая
как описывала общие правила создания сочинений (общая
риторика), так и представляла правила отдельных
видов и ро-
дов
словесности (частная риторика). Вторую половину 19 века можно назвать временем посте-
пенного
упадка риторики как науки о прозе (деловой, научной,
ораторской).
Русская филологическая мысль все больше повора-
чивалась
в сторону изучения художественной литературы и поэ-
тических
форм речи. Эволюция курсов теории словесности начи-
ная с
1850 до 1917 года заключается в
постепенном изгнании
из
школы всего связанного с прозаически деловыми, научными,
ораторскими
видами речи и в обращении к поэтическим и
эсте-
тическим видам речи, когда при изучении языку и литературе
используются
только художественные тексты. К 20 годам нашего
столетия
этот процесс завершился вполне, и
даже несмотря на
революционное
переустройство общества, в
школе по-прежнему
проходили
язык "литературных героев" и "узнавали жизнь в ро-
мане".
- 4 - Плоды такого
образования мы пожинаем доселе,
когда ви-
дим,
что наши школьники (а вследствие этого и взрослые) сла-
бо подготовлены в бытовой
речи, не знают правил речевого
этикета, не владеют правилами документации, основами ора-
торского искусства, не могут
выступить на собрании и т.д.
(между
тем на каждом уроке они занимаются "рассказом", "диа-
логом",
"убеждением" учителя в своих знаниях), зато их сразу
пытаются
обучать толковать об образах, идеях, эстетике худо-
жественного
произведения, на воображаемом
материале научить
говорить
о предметах серьезных и жизненно необходимых. Между тем именно в послеоктябрьский период ясно
наблю-
даются
попытки возродить риторику, как
учение о прозе, тео-
рию
ораторского искусства. И это закономерно: социальные из-
менения
рождают новые формы речи - так,
Октябрьская револю-
ция увеличила объем совещательной речи
(классический термин
риторики
для обозначения дискуссионной речи в
собрании, на
форуме
с целью решения государственных вопросов), а с разви-
тием
средств массовой информации и пропаганды
потребовалось
дать конкретные рекомендации к введению речи в этих сферах
общения. Это и было понятно многим филологам,
разработавшим
проблемы
речи, публичного выступления. Сравним: что
характерно для времен так называемого
об-
щественного застоя? Прежде всего отсутствие подлинной пуб-
личной
речи и интереса к ее разработке.
Она оказывается как
бы и
ненужна, и общество продолжает
пользоваться теми выра-
ботанными
в эпохи "подъема" рекомендациями, которые зафикси-
рованы
в наиболее авторитетных учебниках риторики, нормали-
зующих
прозаическую речь. Правда, многие
положительные идеи
прошлого, воспринятые догматически, могут не
только не реа-
- 5 -
лизоваться, но и прямо искажаться. Сказанное -
только общая
схема,
а жизнь куда богаче всяких схем. Но не ее ли реализа-
цией
является тот факт, что весь длительный
период царство-
вания
"тишайшего царя Алексея Михайловича" на Руси пользуют-
ся
"Риторикой" 1620 года?
Что после петровского расцвета
русских рукописных риторик (1690-1710 гг.)
наступает период
подражания
стилю речи, созданному этими руководствами? После
"Риторики"
М.В. Ломоносова период если не риторического зас-
тоя, то риторического равновесия (вся 2
половина 18 века).
То же самое повторяется и во 2 половине 19
века с ее перио-
дами
реакции и попыток затормозить развитие общественной
мысли, результатом чего было и падение интереса к риторике
как
искусству прозаической ораторской речи. Наконец,
приходится
констатировать, что активизация
сталинских
репрессий в 30-е годы не могла не повлечь за со-
бой свертывание общественно-публичных
форм речи и, как
следствие
этого, отсутствие разработок риторической речи.
Хотя в
1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов
писал о
необходимости изучения принципов построения, на ко-
торых основано языковое внушение, убеждение слушателя (как
бы в
соответствии с "общей риторикой" начала 19 века). В настоящее время приходится констатировать факт в
на-
шей
отсталости в развитии риторики по
сравнению с другими
цивилизованными
странами, например, США, Японией,
Францией,
где
разработка проблем речевого убеждения, словесной культу-
ры,
"языкового существования", нормализации прозаической ре-
чи
оказалась прямо связанной с дальнейшим общественным и
экономическим
прогрессом. Очевиден сейчас и большой
интерес
к
вопросам риторики и ораторского мастерства, о чем говорит
- 6 -
не
только рост числа публикаций, но и
последовательно веду-
щиеся в
наиболее крупных научных организациях разработки по
проблемам риторического мастерства и
культуры речи (отдел
культуры
речи в Институте русского
языка под руководством
профессора
Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им. Ломо-
носова
- группа ученых под руководством профессора Рождест-
венского, комиссия по лекторскому мастерству
Всероссийского
общества
"Знание" и др.). Добавим
сюда регулярно проводимые
конференции, занятия по риторике с руководителями
предприя-
тий и
министерств с
лекторами-пропагандистами
в областных
организациях
общества "Знание", курса
риторики МГУ, МГИМО,
МВТУ и
т.д., наконец, возросший интерес средств массовой ин-
формации
к проблемам риторики, языкового
мастерства, норма-
лизации
речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется,
будет
достаточно внушительной. И тем не менее мы
находимся только в начале пути, веду-
щего к возрождению риторической традиции и
построению новой
российской
риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фун-
даментальных исследований по истории русской риторики. А,
естественно,
чтобы не "изобретать велосипед", мы должны вни-
мательно
проработать то, что сделано нашими предшественника-
ми, которые поражают нас не только
богатством мыслей, вели-
колепием
и своеобразием стиля, - мы чувствуем с ними кровную
историческую
связь, даже не зная их, можно не
сомневаться в
том, что в нас заложен этот риторический
"ген", а незнание
своего
родства было бы постыдным.
РИТОРИКА НА РУСИ ДО 17 ВЕКА
- 7 - Слово
"риторика" ассоциируется с понятиями "многоречи-
вость",
"пустословие", "краснобайство", попытками при помощи
красивой
речи увести аудиторию от правильного освещения
действительности. В тоже время у каждого ученого,
педагога,
пропагандиста,
просто учителя не может быть затаенной симпа-
тии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно
средствами
хорошей и правильной речи люди добиваются успеха,
вовремя найденным и умело сказанным словом
разрешаются жиз-
ненные
проблемы и противоречия,
начинаются и сопровождаются
все
хорошие дела. Значит, чтобы не быть
битым, чтобы не попасть в беду,
требуется владение речевым искусством как орудием защиты и
достижения
определенных интересов. Античные риторы
(античное знание было не только основой
средневекового
знания в Древней Руси, но продолжает оста-
ваться историческим фундаментом для
современной науки) ясно
понимали
эту двойственную природу речи. Уже
Платон доказы-
вал,
что риторику как искусство речи часто используют в лож-
ных
целях, когда риторы "вместо
истины больше предпочитают
правдоподобное... силою своего слова
они заставляют малое
казаться
большим, большое малым... по любому поводу у них
наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи". Но
это не
только не должно останавливать, а
наоборот - побуж-
дать к
занятиям риторикой: 1. Чтобы уметь
опровергнуть, если кто-либо пользуется
доказательствами
несогласно с истиной; 2. Поскольку с
помощью одной и той же особенности мы
познаем истину и подобие истины,
необходимо учиться тому,
чтобы
речь служила истине, благу и справедливости;
- 8 - 3. Едва ли кто из современных ораторов
отказался ты от
того, чтобы иметь "наготове
то сжатые, то беспредельно
пространные
речи. Представление о
риторике на Руси имеют, конечно,
исто-
рическим источником греко-латино-византийскую культуру. И
дело не
просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что
сущность
предмета риторики как научной и педагогической дис-
циплины
перешла в средневековые руководства от античных фи-
лософов,
риторов и педагогов. Сведения о риторике
на Руси до 17 века очень скудны, по
крайней
мере нет данных о наличии учебников по риторике. Там
не
менее можно говорить о существовании практической ритори-
ки как искусства владения убеждающим и действенным словом.
Эту
практическую риторику приходится реконструировать исходя
из
анализа тех сочинений, которые
дошли до нас как наиболее
авторитетные.
Через анализ ораторики Древней Руси можно уви-
деть богатство приемов,
которыми пользовались
говорящие.
Многие
сочинения, касающиеся
практического бытового поведе-
ния,
относятся к правилам речи и показывают общую стилистику
общения
и стиль обращения со словом, характерные
для наших
предков. Впрочем, отсутствие
учебников риторики еще не говорит о
незнании самой науки - скорее напротив, начиная с 11 века
встречаются
слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство,
глаголание, и это показывает, что вопросы правил
построения
речи и
обучения ритории не могли не ставиться, что существо-
вал
определенный стиль преклонения перед могуществом и силой
слова. Стиль этот во многом связан с
проникновением на Русь
христианства
и его книжной культуры. -
9 - Риторические знания
входили на Русь вместе с сочинения-
ми
христианско-византийской учености. Риторика в Древней
Руси рассматривалась как высшая нау-
ка, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знания
грамматического, но и риторического художества. Ораторская
практика в
Древней Руси показывает прекрасную риторическую
подготовку, сведения о которой пока крайне
скудны. Один из
способов сбора этих сведения - реконструкция
риторико-педа-
гогичекской
теории обучения речи из риторической практики
произнесения
речей и писания сочинений. Так,
"Слово в новую
неделю
после пасхи" К. Туровского построена по строгим зако-
нам
красноречия, которые выводятся из
анализа произведения.
Прежде
всего весь материал "Слова" построен на сквозном
сравнении радующейся "церкви Христовой"
с окружающей приро-
дой, которая пробуждается весной подобно
миру, обновленному
и
преображенному Христом. Современному
исследователю и читателю может
показаться
чрезмерно сложной метафорика и нагромождение словесных фи-
гур, но с восприятием такого плетения
слов хочется, чтобы
современный читатель осознал те функции, которые предлага-
лись
учителю и ученику, те правила жизненного поведения, ко-
торым должно было
следовать в соответствии с христианс-
ко-этической
нормой жизни. Правила бытового поведения фиксируются и записываюся в
различных
пословицах и поговорках,
изречениях и афоризмах,
знакомясь с
которыми человек формирует образ своей речи.
Чтобы
ответить на вопрос: "Каков же
был образ речи древне-
русского человека?" - пришлось бы, видимо, обращаться ко
множеству
сочинений, поэтому мы ограничим
нашу задачу пока-
- 10 -
зом фрагмента решения этой проблемы и реконструкции правил
речевого
поведения и отношения к слову. Сборники под названием "ПЧЕЛА" содержали
множество из-
речений
о житейской мудрости и добродетели - почти половина
из них могла бы быть отнесена к правилам
практической рито-
рики,
т.е. нормам речевого поведения, записанным в наставле-
ниях
античных и христианских писателей. Например, из кратких
офоризмов, рассказов и наставлений выводятся
следующие пра-
вила: - предпочтение
говорения слушанию ("Апостол рече:
будь
всяк человек скор на
послушание,а ленив на глодание...");
совершенство
человека связано с уместностью и
правильностью
его речевых поступков ("И ели кто словом не согрешает, то
свершен
есть"); - правильный выбор
аудитории или собеседника, запрет на
ведение
диалога с глупыми людьми ("Саломон рече: во уши бе-
зумного
ничего же не глаголи, егда похулит
твои мудрые сло-
веса"); - осторожность в
обращении со словом, слово должно
со-
ответствовать
делу - дело должно быть сопровождаемо скромны-
ми
словами, слово должно быть правильно; - запрет на праздные
и пустые слова; - учить должно не столько словом,
сколько личностью учителя и
примером
"доброго жития",
соответствием мудрых слов хорошим
делам
("Уча учи нравам, а не словом; кто словом мудр, а дела
его
несовершенны, тот хром есть..."); - человек выявляется
и просвещается его речью ("Фотий :
Слово
подобно зерцалу, как тем образ телесный и личный явля-
ется,
такоже и беседою душевный образ выражается...");
- 11 - - речь может
содержать опасность для человека,
поэтому
надо
правильно осуществлять выбор собеседника ("Менандр: Уши
свои не
ко всем преклоняй словам, ибо злое
слово злому делу
наставник
есть..."); - но слово же может
быть благом при правильном обраще-
нии с ним ("Слово как благим житьем
одевает душу образом...
Ласточки
тишину проповедуют весеннюю, а
мудрые слова - бес-
печалие"); - именно словом
человек отличен от прочих животных ("То
его
знаменье, то же его град, то же
его сила, то же оружье,
то же и
стена..."). Любопытно, что очень многие
рассуждения христианских
писателей,
переведенные на древнерусский язык, рекомендовали
определенный
образ оратора, тип речевого поведения,
общения
с
аудиторией (собеседниками).
Конечно, за такой риторикой
стоит
определенная философия,в частности, философия "смирен-
номудрия", которой, как известно, придерживался
Андрей Руб-
лев. Вот каковы рекомендации (их вполне
можно назвать рито-
рическими)
Василия Великого к достижению "смиренномудрия": "Да не будет у тебя
софистических прикрас о слове...
речей
горделивых и решительных, но во
всем отсекай велича-
вость. Будь добр с другом, кроток со слугою,
непамятозлобив
на
дерзких, человеколюбив к
смиренным, утешай злощастных,
посещай
болезнующих, совершенно никого не презирай, приветс-
твуй с
приятностью, отвечай со светлым
лицом, ко всем будь
благосклонен, доступен, не пускайся в похвалу самому себе,
не вынуждай
и других говорить о тебе, прикрывай,
сколько
можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не
жди
обличения от других. Не будь тяжел
в выговорах, обличай
- 12 -
не
скоро и не со страстным движением,
ибо это - признак вы-
сокомерия; не осуждай за маловажное, как будто сам
ты стро-
гий
праведник...". Это, как сказали бы
мы сегодня, программа речевого по-
ведения
и одновременно речевого воспитания,
ибо рекомендуе-
мые
действия имеют отношение или к речи,
или к созданию об-
раза
говорящего, поскольку называют качества человека, такие
как
доброта, краткость, не
памятозлобивость, человеколюбие,
предпологающие
определенный тип речи. Правила речевого
поведения в быту также регламентирова-
лись:
можно не сомневаться в их похожести на современные со-
веты в
научно-популярных книгах о вежливости,
правилах эти-
кета и
т.д. Вот каковы советы женам
относительно их поведе-
ния: - в гости приходить и
к себе звать, общаться с кем ве- лит муж; - беседовать о рукоделии и
домашнем строении (как порядок навести
и какое
рукоделие как делать). "Или у себя во дворе, у какой гостьи, услышав
добрую пословице:
как
добрые жены живут, и как порядок
наводят, и как дома
свои
устраивают, и как детей и слуг
учат, и как мужей своих
слушают, и как с ними советуются, и как повинуются им во
всем -
всему тому прилежно внимать; а
чего хорошего не зна-
ют, об этом спрашивать вежливо. С такими то добрыми женами
пригоже сходиться: не ради еды и пития,
а для доброй ради
беседы
и для науки; да внимать впрок
себе, а не пересмеи-
ваться
и ни о ком не переговаривать; а
спросят, о чем, про
кого и
когда и начнут ум испытывать, то
отвечать: "не ведаю
я
ничего того, и не слыхала, и не
знаю; и сама о ненадобном
- 13 -
не
спрашиваю, ни о княжнах, ни о боярынях, ни о соседях не
пересужаю". Какой риторический
урок можно вывести из "Домостроя"? В
нем
записана норма бытовой риторики,
речевого этикета Древ-
ней
Руси. Как ни далеко шагнула
мировая и отечественная ци-
вилизация, но изначальные
формы общения в семье и в
быту
сохранились
- и приходится сказать что именно подобных пра-
вил и рекомендаций подчас не хватает современному
человеку.
Кстати,
письма на радио в ответ на передачи о риторике пока-
зывают, что современный речедеятель подчас ждет
той же рег-
ламентации,
тех же советов. Показанные правила
обращения с речью явились фактически
общей и
частной риторикой Древней Руси (общей - когда мы го-
ворим о
правилах, относящихся ко всем
видам речи, и частной
- когда
исследуем правила отдельных видов словесности: ора-
торской,
ученой, церковной, бытовой и т.д. прозы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Надо честно признать,
что история отечественной ритори-
ки
только начинает нам открываться. Попробуем же хотя бы пе-
речислить возможные направления
исследований, рукописные и
печатные
учебники, которые, хотелось бы, чтобы опубликовали. 1. Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой
работе
первой русской "Риторикой".
Мы почти не затронули
преподавание
риторики в Киевской духовной академии,
в укра-
инских
и белорусских братских школах. Между тем известно ог-
ромное количество латинских учебников
риторики, по которым
учились
здесь в 17-18 веках.
- 14 - 2. К сожалению, до нас дошло мало работ петровского
времени. Но некоторые из них дошли:
старообрядческая "Рито-
рика", "Риторика" Михаила Усачева,
"О силе риторичестей"
Софрония
Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афо-
ноиверского, "Наука проповедей"
и "Книга сия философская"
Андрея
Белобоцкого и другие. Огромный интерес
представляет анализ "методики" ритори-
ческого
обучения в духовных академиях и старообрядческих об-
щинах -
в наших отделах рукописей хранится множество сборни-
ков с
риторическими статьями и школьными, приветственными
речами. 3. Ломоносовский
период в истории риторики по-настояще-
му не
оценен. Между тем многие идеи М.В.
Ломоносова свежи и
дают
много пищи для размышлений любому
человеку, желающему
учиться
риторике. Несколько замечательных работ конца 18 ве-
ка (в
частности, "Правила высшего
красноречия М.М. Сперанс-
кого)
также ждут своего исследования. 4. Первая половина 19
века дала невиданный взлет рито-
рической
мысли. В выдающихся трудах И.И. Рижского, Я.В. Тол-
мачева, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, К.П.
Зеленетского
разрабатываются
философские и логические основания риторики,
вместе
с тем дан анализ конкретной общественной
языковой
практики
своего времени. 5. Возвращаясь к
ленинским нормам жизни, нам важно соот-
нести опыт нормирования
общественной речи и
риторической
учебы 20-х
годов с современными проблемами обучения лекторс-
кому
мастерству. Думается, работы А.В. Миртова, В. Гофмана и
других
теоретиков ораторского искусства,
риторико-педагоги-
ческий опыт Института живого слова давно ждут
своего глубо- -
15 -
кого
осмысления, выдержав проверку временем. Все эти труды требуют
внимательного прочтения, переиз-
дания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет

должен) научиться правильно и убедительно говорить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.И. Аннушкин, Первая
русская
"риторика",Зна- ние,М.:1989. 2. В.И. Андреев,
Деловая риторика,Народное образование,М.:1995.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.В.
Дудников, Методичка изучения грамматики,
Просвещение,
М.:1988. 2. Л.П. Федоренко,
Принципы обучения русскому языку, М.:1973. 3. А.К. Федоров,
Трудные вопросы русского языка, М.:1972.

Рефераты. Русская риторика
Рекомендуем


Рефераты. Русская риторика