Рефераты. Россия      в творчестве С  Есенина
Россия в творчестве С Есенина

Россия в творчестве С Есенина

Россия в творчестве С Есенина


Россия
в твоpчестве С. Есенина.
"Моя   лиpика 
жива   одной лишь   любовью 
-  любовью к  pодине. 
Чyвство  pодины
основное
в моем твоpчестве." С. Есенин.
     Россия была не только самой сильной, может
быть,  единственно  сильной любовью Есенина, Россия была тем
цементирующим раствором, на 
котором  Есе­нин
"замесил" свою эстетику. Вне России не было ничего: ни стихов,
ни  жиз­ни, ни любви, ни славы. В ней
все, без нее - ничего.  Женщины,  дети, 
дом, друзья - все это можно было "отдать другому". Всеми
обычными  человеческими привязанностями
поступиться, от всего отказаться. Только не о т нее -  тог­да начнется хаос.
     За эту великую любовь к родине его нередко
обвиняли и в  национализме, и в узости,
в глухоте ко всему, что не свое, русское, - обвиняли несправед­ливо. Между тем,
уверенность, что Есенин хорошо писал 
лишь  о  своем  -  о "российском" не является
аксиомой. Во всяком случае, он 
дерзко  вплетал  в словесные свои орнаменты кипарисы -
олеандры, причем не только  в  "персид­ские мотивы", но и в
рязанские узоры. Взять, к примеру, золотую и бревенча­тую избу и кирпичное ее
"сердце" - русскую печь. У 
Есенина  ей  ничего 
не стоит обернуться "верблюдом кирпичным", которому долгими
зимними рязански­ми ночами снятся совсем не рязанские и совсем не зимние сны:
                   Видно видел он дальние
страны,
                   Сон другой и цветущей поры,
                   Золотые песни Афганистана
                   И стеклянную хмарь Бухары.
     Словом, вне России Есенин не мыслил себя
никогда, но  сначала  чувство родины было почти неосознанным,
детским и безмятежным, счастливым 
врожден­ной причастностью к ее корням и истокам - к ее природе. Оно было
почти  жи­вотным в своей
"неизреченности":
                   Там где капустные грядки
Красной водой
поливает восход,
                   Кленочек маленький матке
                   Зеленое вымя сосет.
     Кленовый шатер кажется его лирическому
герою самой  надежной  защитой, под его раскидистой кроной он
чувствует себя в безопастности, ничего 
вкус­ней кленового молока не знает. Но вот он раздвинул стены
"зеленой  избы"  и шагнул. Не шагнул - побежал, подставляя
лицо черемуховому снегу, яблоневой вьюге:
                   Сыпь ты, черемуха, снегом,
                   Пойте вы, птахи, в лесу.
                   По полю зыбистым бегом
                   Пеной я цвет разнесу.
И
пошел, и повел нас по изумительной в своей простоте  земле,  и  открылась ширь у земли, а в есенинской
поэзии появился пейзаж.
     Типичный пейзаж у раннего Есенина словно
подернут дымкой.  Его  трудно представить без "охлопьев синих
рес". Краски приглушены, смягчены. На полы­хающие зори мы смотрим сквозь
курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим 
и "красные крылья заката". Есенин вообще любит восходы и
закаты, наверное, за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на
рыбалку: либо на рас­свете, либо ранним вечером - в "сутемень", когда
и "синь, и полымя  воздуш­ней, и
легкодымней пелена."
     Но писал Есенин, конечно, не одни лишь
пейзажи, отражающие,  как  зер­кальце, цветы и переливы неба и земли.
Были у  него  и  жанровые,  сельские картинки:
                   Балаганы, пни и колья,
                   Карусельный пересвист.
                   От вихместого приволья
                   Гнутся
травы, мнется лист...
     За
неполные два года 
"творческого 
неугомона" 
(1917-1919гг.)  Сергей Есенин,
почти перестав писать лирику, создал цикл революционных поэм:  "Пе­вущий зов",
"Отгарь", "Октоих", "Пришествие",
"Преображение", Сельский  ча­сослов",
"Иорданская голубка", "Пантократор". Это книга из отдельных
поэм ­создание небывалое, дерзкое: и Новый завет новой мужицкой эры, и  театрали­зированные игрища в честь Руси, и
"орнаментическая эпопея", где тщательней­шим образом отреставрированы
собранные по крохам народные представления и о назначении человека, и об исходе
мира:
                   Не губить пришли мы в мире
                   А
любить и верить.
     И в
то же время эти поэмы - произведения остро злободневные,  отражаю­щие отношение Есенина к
революционным событиям - отливы и приливы его 
оча­рований и разочарований, с 
незапрограммированной 
точностью  дневника.  Во всем цикле чувствуется какой-то
определенный конфликт, который является от­ражением конфликта личного - той
внутренней борьбы,  которая  происходит 
в душе самого Есенина, жаждующего принять и "обожить"
новорожденный мир и  не умеющего
совместить идеальные представления о революционном его  преображе­нии с реальной действительностью.
Учусь постигнуть в каждом миге
                   Коммуной
вздыбленную Русь.
     Перестав
понимать, "куда несет нас рок 
событий",  а  непонимание 
для Есенина, с его здравым крестьянским смыслом, с его проницательным
умом, бы­ло мучительным, столь мучительным, что он, как за спасательный  круг 
ухва­тился за "начала", за ту крепь, над которой ещё так  недавно 
иронизировал, за те кровные узы, какими был связан - и с русской
деревней,  и  с  русским "равнинным
мужиком". Не с мифологическим Отгарем, а с  реальным,  пропахшим
самогонкой мужиком, озлобленным поборами и 
схватившимся  за  нож 
и  обрез ("Мужик если гневен
не вслух, То завтра придет с ножом."). А вот  то  един­ственное
стихотворение-манифест, какое он все-таки написал, несмотря на ду­шевную смуту,
в переломном 1920 году:
                   Я последний поэт деревни,
                   Скромен в песнях дощатый
мост.
                   За прощальной стою обедней
                   Кадящих
листвою берез.
     Но
это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ Про­щания и с
вымирающей деревянной деревней, и с 
ее  древней  земледельческой кустарной культурой, и с ее
последним поэтом - еще  живым,  но 
уже  почув­стствовашим, что время
его - миновало:
                   Не живые - чужие ладони,
                   Этим песням при вас не жить!
                   Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать
их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро-скоро часы деревянные
Прохрипит
мой двенадцатый час!
1994 год. Иван
Александров. AKA Merlin.

Рефераты. Россия      в творчестве С  Есенина
Рекомендуем


Рефераты. Россия      в творчестве С  Есенина