Рефераты. Роман А Н Толстого  Петр Первый
Роман А Н Толстого Петр Первый

Роман А Н Толстого Петр Первый

Роман А Н Толстого Петр Первый


      Роман
 А.Н.Толстого  “Петр  Первый”
                                      Шемякина  Людмила
                                                  11 кл.
   Роман  А.Н.Толстого
" Петр Первый " 
А.М.Горький  назвал " первым
 в  нашей  литературе 
настоящим  историческим  романом ", " книгой -
 надолго ".
   Отразивший  одну  из 
интереснейших  эпох  в 
развитии  России -
 эпоху  коренной  ломки 
патриархальной  России  и 
борьбы  русского
 народа  за  свою 
независимость, роман 
А.Н.Толстого " Петр Первый"
 всегда  будет  привлекать 
читателей  своим патриотизмом, необыкно-
 венной  свежестью  и 
высоким  художественным  мастерством.
   Этот  роман  знакомит 
читателя  с  жизнью 
России  конца  XVII -
 начала  XVII века,
рисует  борьбу  новой  молодой  России, стремя-
 щейся  к  прогрессу, с  Россией старой, патриархальной, цепляющейся
 за  старину,
утверждает  неодолимость  нового. " Петр Первый "- это
 огромное  историческое  полотно, широчайшая  картина 
нравов, но
 прежде  всего - это,
по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о
русском
 характере.
   Личность  Петра  и 
его  эпоха  волновали 
воображение  писателей,
 художников, композиторов 
многих  поколений. От  Ломоносова 
до на-
 ших  дней  тема 
Петра  не  сходит 
со  страниц  художественной ли-
 тературы. К ней 
обращались  Пушкин, Некрасов,
Л.Толстой, Блок и др.
   Свыше  двадцати  лет 
волновала  тема  Петра 
и Алексея Толстого:
 рассказ  " День  Петра "  был  написан  в 
1917 году, последние гла-
 вы  его  исторического  романа  " Петр  Первый " - в  1945. Не сразу
 сумел  А.Н.Толстой  глубоко, правдиво  и  всесторонне нарисовать
Пет-
 ровскую  эпох, показать  характер 
петровских  преобразований.
   " На  Петра  я 
нацеливался  давно, еще  с 
начала  февральской
 революции, - писал 
А.Н.Толстой.- Я  видел все  пятна 
на  его  кам-
 золе,- но  все  же 
Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане ".
 Об  этом  свидетельствуют  и  его  рассказ " День  Петра ", и  тра-
 гедия  " На  дыбе " (1928).
   Характерно, что  к  Петровской 
эпохе  А.Н.Толстой  обратился 
в
 1917  году; в  далеком 
прошлом  пытался  он 
найти  ответы  на 
му-
 чившие  его  вопросы 
о  судьбах  родины 
и  народа. Почему  именно
 к  этой  эпохе 
обратился  писатель? Петровская  эпоха - время  пре-
 образовательных  реформ,
коренной  ломки  патриархальной  Руси- вос-
 принималась  им  как 
нечто  напоминавшее  1917 
год.
   В  рассказе  " День 
Петра "  Толстой  стремился 
показать  Петра
 Первого  своевольным  помещиком, который  хочет изменить  жизнь род-
 ной  страны. " Да,
полно,- пишет  он , хотел  ли 
добра  России царь
 Петр? Что  была  Россия 
ему, царю, хозяину, загоревшемуся 
досадой
 и  ревностью: как  это 
его  двор  и 
скот, батраки  и  все 
хозяй-
 ство  хуже, глупее  соседского? " Отрицательное  отношение 
к Петру
 и  его  преобразовательской  деятельности  связано  было, как  пола-
 гают  исследователи, с  неприятием 
и  непониманием  А.Н.Толстым 
в
 1917  году  Октябрьской 
революции.
   В  пьесе  " На 
дыбе "  дана  более 
широкая  характеристика  вре-
 мени  Петра  и 
его  окружения. Эпоха  дается 
по-прежнему  в  мрач-
 ных  тонах. Через  ряд 
эпизодов  проходит  мотив 
трагического оди-
 ночества  Петра. Он  одинок 
в  своей  огромной 
стране, ради  кото-
 рой  " живота  не 
жалел "; народ  против  преобразователя. Одинок
 Петр  и  в среде 
своих  " птенцов ":
Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
 все  лгуны  и 
воры. Одинок  Петр  и 
в  своей  семье - ему изменяет
 Екатерина. Несмотря 
на  то, что  в трагедии 
" На  дыбе " (на  ды-
 бу  поднята  Петром 
вся  Русь) Петр  нарисован 
уже  большим  го-
 сударственным 
деятелем,  он  по-прежнему 
оставался  для  Толстого
 загадкой - отсюда  и  утверждение 
писателем  бесперспективности его
 преобразовательской 
деятельности  и  изображение 
краха  всех  его
 многолетних  трудов.
Стихия  побеждает  Петра, а 
не  наоборот , как
 у  Пушкина  в 
поэме  " Медный  всадник ".
   Одним  из  лучших произведений  советской 
литературы  на  истори-
 ческую  тему  стал 
"превосходный",  по  словам 
А.М.Горького,  роман
 А.Н.Толстого 
"Петр  Первый".
   Начало  работы  над 
этим  романом  совпадает 
с  событиями,  важ-
 ными  в  жизни 
нашей  страны. 1929  год - год 
исторического  перелома.
   Именно  в  это 
время  Толстой  снова 
обращается  к  изображению
 Петровской  эпохи.  Он 
ощущает  перекличку  далекого 
Петровского,
 "когда  трещит  и 
рушится  старый  мир", 
с  нашим  временем, 
чув-
 ствует  определенное  созвучие 
между  этими  двумя 
эпохами.
               ИДЕЙНЫЙ 
ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА  "ПЕТР 
ПЕРВЫЙ"
   1. Прежде  всего  писателю 
нужно  было  определить, 
что  будет
 для  него  основным 
в  романе,  и 
с  этих  позиций  отбирать  соот-
 ветствующий  материал  в 
трудах  историков,  исторических  документах,
 мемуарах.  Этим  основным 
для  Толстого,  по 
его  словам,  явилось
 "становление 
личности  в  эпохе".  Об  этом  он 
говорил  и  в 
беседе
 с  коллективом  редакции 
журнала  "Смена":  "Становление   личности
 в  исторической  эпохе - вещь  очень  сложная. Это  одна 
из  задач
 моего  романа".
   2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях.
Весь
 ход  повествования,  вся 
система  художественных  образов 
должны
 были  подчеркнуть  прогрессивное  значение  преобразовательских  меро-
 приятий,  их  историческую  закономерность  и  необходимость.
   3. Одной  из  важнейших 
задач  было  для 
Толстого  "выявление
 двигающих  сил  эпохи" - разрешение  проблемы 
народа,  его  истори-
 ческой  роли  во 
всех  преобразованиях  страны, 
наконец,  изображение
 сложных 
взаимоотношений  Петра  и 
народа.
   Таковы  основные  задачи, 
к  разрешению  которых 
Толстой  смог
 подойти  лишь  в 
конце  20-х  годов. 
Идейный  замысел  романа 
нашел
 соответствующее 
выражение  в  композиции 
произведения,  во  всех 
ее
 компонентах.
                    КОМПОЗИЦИЯ 
И  СЮЖЕТ  РОМАНА
   "Исторический 
роман  не  может 
писаться  в  виде 
хроники,  в  виде
 истории...  Нужна  прежде 
всего,  как  и 
во  всяком  художественном
 полотне, - композиция, 
архитектоника  произведения.  Что 
это  такое -
 композиция?  Это  прежде 
всего  установление  центра, 
центра  зрения
 художника...  В  моем 
романе  центром  является 
фигура  Петра I."
   Итак,  в  центре 
повествования  Толстого - Петр,  формирование  его
 личности.  Однако  роман 
не  стал  пусть 
и  мастерски  написанной
 биографией  Петра.  Почему? 
Толстому  важно  было 
показать  не  только
 Петра  как  большого 
исторического  деятеля,  но 
и  эпоху,  которая
 способствовала 
формированию  этого  деятеля.
   Становление   
личности  Петра  и 
изображение  эпохи  в 
ее  истори-
 ческом  движении  определило 
композиционные  особенности  романа.
 Толстой  не  ограничивается  изображением  жизни  и 
деятельности
 своего  героя,  он 
создает  многоплановую  композицию, что  дает  ему
 возможность  показать  жизнь 
самых  различных  слоев 
населения России,
 жизнь  народных  масс. 
Все  классы  и 
группы  русского  общества
 представлены  в  романе: 
крестьяне,  солдаты,  стрельцы, 
ремесленники,
 дворяне,  бояре.  Россия 
показана  в  бурном 
потоке  исторических
 событий,  в  столкновении  общественных  сил.
   Поражает  широкий  охват 
событий  Петровской эпохи,  разнообразие
 созданных  персонажей.
   Действие 
переносится  из  бедной 
крестьянской  избы  Ивашки 
Бров-
 кина  на  шумные 
площади  старой  Москвы; 
из  светлицы  властной,
 хищной  царевны  Софьи - на 
Красное  крыльцо  в 
Кремле,  где  малень-
 кий  Петр  становится 
очевидцем  жестокой  расправы 
стрельцов с Мат-
 веевым;  из  покоев 
Натальи  Кириловны  в 
Преображенском  дворце -
 в  Немецкую  слободу, 
оттуда  в  выжженные 
южным  солнцем  степи,
 по  которым  медленно 
двигается  войско  Голицина; 
из Троицко-Сер-
 гиевской  лавры,  куда 
ночью  из  Преображенского  дворца  бежал
 Петр, - в 
Архангельск,  под  Азов, 
за  границу.
  Первые  главы  романа 
рисуют  ожесточенную  борьбу 
за  власть  между
 двумя  боярскими  группами - Милославскими  и 
Нарышкиными,  представляю-
 щими  старую ,  боярскую, 
допетровскую  Русь.  Ни 
ту,  ни  другую
 группу  не  интересовали  ни  интересы  госсударства,  ни  судьба народа.
 Толстой  почеркивает  это 
почти  однотипными  замечаниями,  оценивающими
 правление  одних  и 
других. " И  все  пошло 
по-старому. Ничего  не
 случилось. Над 
Москвой,  над  городами, 
над  сотнями  уездов ...
 кислые  столетние  сумерки - нищета , холопство,  безделье" ( после
 победы  Милославских );
но  вот 
победили  Нарышкины - "...стали
ду-
 мать  и  править 
по прежнему  обычаю. Перемен  особенных 
не случилось"
 Это понимает  и  сам 
народ: "Что  Василий  Голицын , 
что  Борис -
 одна  от  них 
радость".
  Толстой  показывает,
что  народ  играет решающую  роль  и 
в  тех
 событиях,  которые  разыгрываются  в  Кремле. Только  при 
поддержке
 народа  Нарышкиным  удается 
сломить  Милославских  и 
т.  д. Недовольство
 народа  своим
положением  проявляется  в 
ряде  массовых  сцен.
  Примерно  с  четвертой 
главы  первой  книги 
Толстой  показывает,
 как  все  более обостряются  отношения  между  возмужавшим 
Петром
 и  Софьей,  что 
приводит  в  дальнейшем 
к  падению  былой 
правительницы.
 Петр  станоновится  самодержавным  правителем и  со  свойственной  ему
 решительностью, 
преодолевая  сопротивление
боярства,  начинает борьбу
 с  византийской  Русью. "Упиралась  вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились
 перемен, "ненавидели 
быстроту и  жестокость  нововводимого не  только
 боярство,  но  и поместное 
дворянство,  и  духовенство, и  стрельцы:
 "Стал  не мир, а  кабак, 
все  ломают,  всех 
тревожат... Не  живут -
 торопятся... В  бездну  катимся..."  Сопротивлялся  и  народ - "мало
 было  прежней  тяготы - волокли  на  новую  непонятную работу - на
 судостроительные 
верфи  в  Воронеже". Бегство  в 
леса  дремучие,
 на  Дон - ответ  народа 
на все  тяготы  жизни 
в  период  правления
 Петра.
  Первая  книга  кончается 
жестоким  подавлением  Петром 
стрелецкого
 мятежа. Ее  финал  лучше 
прочесть  вслух:"Всю  зиму 
были  пытки  и
 казни... Ужасом  была  охвачена 
вся  страна.  Старое 
забилось по
 темным  углам.  Кончалась 
византийская  Русь.  В 
мартовском  ветре
 чудились  за  балтийскими 
побережьями  призраки  торговых 
кораблей".
  Вторая  книга,  по 
словам  самого  Толстого "более  монументальна,
 более 
психологична",  она  рассказывает о  том  как  сдвинулась 
с
 места Русь - начинается 
с  изображения
"неохотно"  пробуждающейся
 Москвы,  кончается  картиной 
строящегося  Петербурга.
  Монументальность 
романа  проявляется  не  в  изображении 
больших
 событий  крупным  планом, 
а  в  изображении 
строительства  новой
 России. Борьба 
старого  и  нового   
становится  определяющей  в
 развитии  действия  романа. 
Толстой  показывает  в 
каких  сложных
 условиях  возникает  молодая 
Россия,  какие  трудности пришлось  пре-
 одолевать  Петру  на 
пути  преобразования  Руси.
  Во  второй  книге 
по  сравнению  с 
первой  изображено  меньше
 исторических  событий,  действие 
концентрируется  вокруг  подкотовки
 к  Северной  войне, 
ее  начал  "нарвская  конфузия", 
лихорадочная
 деятельность  по  укреплению 
обороны,  строительство  заводов, 
первые
 успехи  в  войне 
со  шведами  - взятие 
Нотебурга,  выход  к 
устью
 Невы  и  основание 
города-крепости,  которую  решено 
было  назвать
 Питербурх.
  Большое  место  отведено 
в  этой  книге 
психологическим  характе-
 ристикам.  Каждый  из 
эпизодов  частной  и 
общественной  жизни  помогает
 ярче  представить  ту или 
иную  сторону  эпохи 
Петра,  его  преобра-
 зований  (  например, 
описание  жизни  семей 
Буйносовых  и  Бровкиных
 и  др.) Толстой  показывает 
как  новое  врывается 
в  быт, рушит  старые
 устои.Прогрессивный характер 
петровских  преобразований  подчеркивается
 Толстым  в  изображении 
общего оживления  страны,  в 
появлении вокруг
 Петра  новых людей  идущих 
в  ногу  со  временем  и 
понимающих
 нужды  Росии.  Среди 
них  и выходцы  из народной 
среды: Меньшиков,
 семья  Бровкиных,  Федосей 
Скляев,  Воробьев.
  "Птенцы  гнезда  Петрова",  люди  энергичные,  воспитаные 
Петром,
 противопоставлены 
старому  московскому  боярству - Буйносову,  Лыкову
 и  другим,  изображенным  Толстым  с  иронией. Боярство  внешне  смирилось,
 но продолжало 
ненавидеть  Петра  и 
его  нововведения.
  Во  второй  книге 
с  еще  большей  силой  звучит 
мотив социального
 протеста  народа.
Раздражение  звучит  и  в  разговоре 
мужиков в  кабаке
 на  Варварке,  и 
в  поведении  мухиков, 
в  их  недобрых  взглядах,
 в  выкриках,  в 
открытой  ненависти  крестьян 
к  помещикам  и боярам.
 Толстой  показывает  глухо 
бурлящий  в народе  протест, который  должен
 был  вылиться  в 
восстание  на  Дону 
под  предводительством  Булавина.
  Чтоб  жить " по  воле, 
а  не  по  указу  государеву", люди  бегут 
в
 леса.  Движение  раскольников,  хотя  и реакционое  по 
своей  сути,
 является  одной  из 
форм  протеста  против 
усилившегося гнета  в
 период  правления  Петра.
  В устье  Невы  заложен 
город-крепость.  Желанное  море 
теперь  отсюда -
 подать  рукой,  началось 
преобразование  армии  для решительной  победы
 над  шведами  и 
возвращения  исконо  русских 
земель - Юрьева  и  Нарвы.
  Третья  книга  романа 
посвящена  борьбе  за 
Юрьев  и  Нарву.
 " Третья  книга -
писал  сам  Толстой,- самая  главная  часть 
романа  о
 Петре, она  относится  к 
наиболее  интересному  периоду 
жизни  Петра.
 В  ней  будет 
показана  законодательная  деятельность  Петра, его  нова-
 торство  в  области 
изменений  уклада  русской 
жизни, поездки  царя  за
 границу, его  окружение,
общество  времени. В  третьей 
части  будут  даны
 картины  не  только 
русской  жизни, но и  Запада 
того  времени - Франции,
 Польши, Голландии. Все 
основные  задачи, которые  я 
ставил, приступая к
 роману, будут 
осуществлены  в  этой 
части."
  Третья  книга, как  и 
вторая, начинается  с  описания 
Москвы. Прошло не
 так  много  времени, но 
перед  нами  другая, обновленная Москва. Во второй
 книге  показана  неторопливая, во  многом  косная  жизнь 
в  столице, и, хо-
 тя  обитатели  ее 
чувствуют, что  назревают  большие 
события, что  жить
 становится  все  тревожнее, тем  не  менее  жизнь 
города  течет  пока 
по-
 прежнему. В  третьей  книге 
Москва  предстает  иной: крутые  перемены  про-
 изошли  в  ее 
жизни. Новое  ворвалось  в 
жизнь, изменило  привычное  ее
 теченние. Нет  больше  челяди 
у  боярских  дворов, " ворота  закрыты 
наглу-
 хо, на  широком  дворе - тихо, людишки  взяты 
на  войну, боярские  сыновья
 или  зятья  в 
полках  унтер-офицерами  либо 
усланы  за  море, 
недоросли
 отданы  в  школы." Чувствуется, что  жизнь 
уходит  в  новую 
столицу - Пе-
 тербург.
  Третья  книга - это  книга 
о  блестяще  одержанных 
победах  русскими  над
 войсками  Карла XII. В  ней 
поставлена  проблема  культурного 
развития Рос-
 сии, проблема 
формирования  новой  интеллигенции. Особенно  ярко 
показан
 образ  молодой  России, победившей  в  нелегкой  борьбе.
  Однако  и  в 
этой  книге  не 
ослабевает, а, наоборот, звучит 
с  новой  си-
 лой  социальный  конфликт - рост  противоречий  между  Петром 
и  народом.
 Книга  осталась, к  сожалению, незавершенной.
  " Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно  как 
исторический  отрезок  времени -
 можно понять  только  диалектически - в  движении, в борьбе, в 
противоречии".
 Так  он  изображает 
Петровскую  эпоху - в  движении, в 
борьбе  нового  со
 старым.
  В  тексте  нет 
указаний  на  определенные  даты, нет  ссылок  на 
числа, ме-
 сяцы, и  все-таки  движиние 
времени  ощущается  во 
всем: в  том, как  растет
 и  мужает  Петр, как 
изменяется  жизнь  страны 
в  целом  и 
Москвы  в  част-
 ности, как  новое, с  трудом 
воспринимавшееся  ранее,
прочно  входит  в  быт
 людей. Изменяется 
внешность  людей, их  характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-
 киных и  князь  Буйносов). Стремительный  бег 
времени  проявляется  в 
общем
 оживлении  жизни  страны, в 
том, как " представители 
одних  слоев  поднимают-
 ся  быстро  вверх, другие  не  в  силах 
поспеть  за  бурным 
темпом  событий
 и  оказываются  отброшенными  резко  назад".
  В  романе  Толстого, в 
каждой  строчке  его 
чувствуется  биение  пульса 
большой  страны, движение  народа, который  с  честью  выходил 
из  всех  суровых испытаний: и  в 
созидательном  труде  и  в
борьбе  добывал  славу 
своей  родине.
  А.С.Макаренко 
восхищался  бодрым  звучанием 
романа  Толстого: "
Самое  главное и  самое 
прекрасное, что есть  в  книге, - это  живое  движение  живых 
людей...-это  здоровое  и 
всегда  жизнерадостное  движение 
русского  народа".
Сочинение на тему Творчество А Н Толстого Роман петр первый Москва Россия Москве. Л Толстой описал в романе Петр Первый реформы петровского времени. Конспект урока Роман Алексея николаевича Толстого Пётр первый. Алексей Толстой и его произведение Эволюция Пертровской эпохи. А Н Толстой Роман Петр Первый Изображение петровской эпохи. Петровская эпоха в романе а н толстого пётр первый реферат. Личность и история в романе Алексея Толстого Петр Первый. Алексей толстой в х годах разнообразие тематики жанра. Характеристики романа Петра Первого Алексея Толстого. Композиция и сюжет в романе а н толстого петр первый. Интеллигенция и революция в романах алексея толстого. Тема русской жизни в романе А Толстого Петр Первый. Роман а н толстого петр первый читать в сокрощении. Толстой Алексей Петр Первый в сокращенном варианте. Петр как явление советского исторического романа.

Рефераты. Роман А Н Толстого  Петр Первый
Рекомендуем


Рефераты. Роман А Н Толстого  Петр Первый