–ефераты. ѕушкин јлександр —ергеевич
ѕушкин јлександр —ергеевич

ѕушкин јлександр —ергеевич

ѕушкин јлександр —ергеевич


ѕ”Ў »Ќ јлександр
—ергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы,
создатель современного русского литературного €зыка. ¬ юношеских стихах Ч поэт
лицейского братства, Ђпоклонник дружеской свободы, весель€, граций и умаї, в
ранних поэмах Ч певец €рких и вольных страстей: Ђ–услан и Ћюдмилаї (1820),
романтические Ђюжныеї поэмы Ђ авказский пленникї (1820-21), ЂЅахчисарайский
фонтанї (1821-23) и др. ¬ольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики,
независимость личного поведени€ послужили причиной ссылок: южной (1820-24,
≈катеринослав,  авказ,  рым,  ишинев, ќдесса) и в с. ћихайловское (1824-26).
Ёстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального,
социально-исторического, бытового) соедин€лось у ѕушкина с живым воспри€тием
разнородных европейских вли€ний, даром проникновени€ в другие культуры и эпохи.
ћногообразие разработанных жанров и стилей (в т. ч. Ђнеукрашенна€ї проза
Ђѕовестей Ѕелкинаї, 1830, повесть Ђѕикова€ дамаї, 1833, и другие произведени€,
предвосхитившие развитие реалистического письма), легкость, из€щество и
точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), Ђпросвещенный
гуманизмї, универсальность поэтического мышлени€ и самой личности ѕушкина
предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: ѕушкин
подн€л ее на уровень мировой. –оман в стихах Ђ≈вгений ќнегинї (1823-31)
воссоздает образ жизни и духовный состав Ђтипическогої, преодолевающего
байронизм геро€ и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального
двор€нства; в романе и во многих других сочинени€х ѕушкин обращаетс€ к
проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в Ђ÷ыганахї (1824).
»м были впервые определены (в поэмах, драматургии, в прозе) многие ведущие
проблемы русской литературы 19 в., нередко в их трагическом противосто€нии и
неразрешимости Ч народ и власть, государство и личность, роль личности и народа
в истории: трагеди€ ЂЅорис √одуновї (1824-25, опубликована в 1831), поэмы
Ђѕолтаваї (1828), Ђћедный всадникї (1833, опубликована в 1837), роман
Ђ апитанска€ дочкаї (1836). ¬ философской лирике 30-х гг., Ђмаленьких
трагеди€хї, созданных в 1830 (Ђћоцарт и —альериї, Ђ аменный гостьї,
опубликованы в 1839, Ђ—купой рыцарьї, опубликован в 1836, и др.), посто€нные
дл€ пушкинской поэзии темы Ђдружестваї, любви, поэзии жизни, творческого
призвани€ и воспоминаний дополн€ютс€ обостренной постановкой коренных вопросов:
смысла и оправдани€ быти€, смерти и бессмерти€, душевного спасени€,
нравственного очищени€ и Ђмилостиї. ”мер от раны, полученной на дуэли с ∆.
ƒантесом, французским подданным на русской военной службе.
* * *
ѕШ”Ў »Ќ
јлександр —ергеевич [26 ма€ (6 июн€) 1799, ћосква Ч 29 €нвар€ (10 феврал€)
1837, —анкт-ѕетербург; похоронен в —в€тогорском монастыре, ныне Ч ѕсковска€
область], русский поэт.
–од, словесность, братство
— детства дл€
ѕушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный
родоначальник –адша Ч сподвижник јлександра Ќевского; прадед по матери Ч ј. ѕ.
√аннибал, Ђарап ѕетра ¬еликогої) и Ђдомашнееї отношение к словесности (среди
посетителей родительского дома Ч Ќ. ћ.  арамзин; д€д€ ¬. Ћ. ѕушкин Ч даровитый
поэт). ƒомашнее воспитание свелось к блест€щему овладению французским €зыком;
вкус к €зыку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери Ч ћ. ј.
√аннибал, урожденной ѕушкиной.
¬ августе 1811
ѕушкин зачислен в ÷арскосельский лицей, новое привилегированное учебное
заведение, наход€щеес€ под патронажем императора. —ильнейшее впечатление
лицейских лет Ч ќтечественна€ война 1812. Ћицей, не дав систематического
образовани€, научил товариществу и осталс€ дл€ ѕушкина символом братства
(близкие друзь€ Ч начинающие поэты ј. ј. ƒельвиг и ¬.  .  юхельбекер, будущий
декабрист ». ». ѕущин).
”же первые
сохранившиес€ стихотворени€ (1813; перва€ публикаци€ Ч Ђ  другу стихотворцуї,
журнал Ђ¬естник ≈вропыї, 1814, є 13) свидетельствуют о мастерстве ѕушкина. ќн
ориентируетс€ по преимуществу на французскую легкую поэзию,  . Ќ. Ѕатюшкова и
¬. ј. ∆уковского, но учитывает и другие образцы (на экзамене в €нваре 1815 восторг
√. –. ƒержавина вызвали Ђ¬оспоминани€ в ÷арском —елеї, синтезирующие манеры
ƒержавина и Ѕатюшкова); следит за литературной борьбой Ђшишковистовї и
Ђкарамзинистовї, чувству€ себ€ бойцом новой школы, вожди которой пригл€дываютс€
к поэту-Ђплем€нникуї (в 1815 ѕушкина в лицее посещают Ѕатюшков и ∆уковский, в
1816 Ч  арамзин и ѕ. ј. ¬€земский; ѕушкин общаетс€ с  арамзиным, поселившимс€
летом 1816 в ÷арском —еле, знакомство с ∆уковским и ¬€земским перерастает в
дружбу).   окончанию лице€ (июнь 1817) у ѕушкина репутаци€ надежды
отечественной словесности.
ѕетербург
ѕетербургский
период (лето 1817 Ч весна 1820) проходит бурно: формально числ€сь по  оллегии
иностранных дел, ѕушкин не обременен службой, предпочита€ ей театр, дружеские
пирушки, светскую жизнь, короткие Ђроманыї и частые дуэли, резкие стихи,
остроты и эпиграммы. ѕо убеждению, раздел€емому как  арамзиным, так и людьми
декабристского склада, ѕушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего
даровани€. ¬ то же врем€ продолжаетс€ дружба ѕушкина с ѕ. я. „аадаевым, он
общаетс€ с убежденным противником крепостничества Ќ. ». “ургеневым (воздействие
его взгл€дов ощутимо в стихотворении Ђƒеревн€ї, 1819), пишет стихи в высокой
гражданственной традиции (Ђ¬ольностьї, 1818), отказываетс€ (не без вли€ни€ ѕ.
ј.  атенина) от безогл€дного карамзинизма и отдает должное искани€м
поэтов-архаистов; через ƒельвига знакомитс€ с ≈. ј. Ѕаратынским и ѕ. ј.
ѕлетневым. ћолодой словесностью ѕушкин осознаетс€ как признанный лидер. »тогом
этих лет стала поэма Ђ–услан и Ћюдмилаї (отдельным изданием опубликована в
начале августа 1820), €вивша€с€ исполнением поэтического заказа эпохи, над
которым тщетно бились ∆уковский и Ѕатюшков. ¬ поэме непринужденно сочетаютс€
историческа€ героика, элегическа€ меланхоли€, фривольность, национальный колорит,
фантази€ и юмор; Ђмелочьї карамзинистов обретает масштабы эпоса, а
Ђпротеическийї дар позвол€ет вести рассказ с немыслимой стилистической
свободой. ∆уковский сразу по прочтении поэмы признает в ѕушкине
Ђпобедител€-ученикаї, а прозвучавшие позднее упреки не отмен€ют огромного
успеха.
ќкончание работы
над Ђ–усланом и Ћюдмилойї совпало с резким недовольством императора поведением
и возмутительными стихами ѕушкина: речь пошла о —ибири или пока€нии в
—оловецком монастыре. ѕушкин был вызван к военному губернатору ѕетербурга графу
ћ. ј. ћилорадовичу и, сознавшись в том, что загод€ уничтожил крамольные стихи,
заполнил ими целую тетрадь (не найдена). “ронутый рыцарским жестом, ћилорадович
обещал царское прощение; обращалс€ к јлександру I, по-видимому, и  арамзин,
обычно к ходатайствам не склонный. ѕушкин был откомандирован в распор€жение
наместника Ѕессарабии генерал-лейтенанта ». Ќ. »нзова.
—сылочный невольник
¬стретившись в
≈катеринославе с новым начальником и совершив с его разрешени€ путешествие по
 авказу и  рыму, ѕушкин прибывает в  ишинев (сент€брь 1820). ¬ести о
европейских революци€х и греческом восстании, бессарабска€ Ђсмесь одежд и лиц,
племен, наречий, состо€нийї, контакты с членами тайных обществ (ћ. ‘. ќрлов, ¬.
‘. –аевский, ѕ. ». ѕестель и др.) способствовали как росту политического
радикализма (высказывани€, зафиксированные современниками; перед высылкой
ѕушкин обещал  арамзину не писать Ђпротив правительстваї два года и слово
сдержал), так и творческому увлечению ƒж. Ѕайроном. ѕоэтизаци€ индивидуализма,
сложно св€занного со свободолюбием, могучей страсти или разочаровани€, внимание
к экзотическому колориту (природа, чуждые цивилизации нравы и обычаи), усиление
суггестивности приметны в новых элеги€х (Ђѕогасло дневное светилої, 1820),
балладах (Ђ„ерна€ шальї, 1820; Ђ”зникї, 1822), философско-политической лирике
(ЂЌаполеонї, 1821) и особенно в ориентированных на Ђвосточные повестиї Ѕайрона
поэмах (Ђ авказский пленникї, 1820; ЂЅрать€ разбойникиї, 1822-23;
ЂЅахчисарайский фонтанї, 1821-23).
«ан€в вакансию
Ђпервого романтического поэтаї, ѕушкин в кишиневско-одесский период (с июл€
1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе ћ. —. ¬оронцове)
далек от подчинени€ эстетике Ѕайрона. ќн работает в разных
жанрово-стилистических традици€х (напоминающа€ о ¬ольтере и ѕарни поэма
Ђ√авриилиадаї, 1821; Ђвысокоеї дружеское послание Ђ„аадаевуї, 1821,
антологическое стихотворение Ђћузаї, 1821; Ђѕеснь о вещем ќлегеї, 1821,
развивающа€ мотив боговдохновенности свободного творчества в духе √ете и
Ўиллера, и пр.). ¬  ишиневе был начат Ђ≈вгений ќнегинї Ч Ђроман в стихахї,
рассчитанный на долгие годы писани€, свободный и не бо€щийс€ противоречий
рассказ не только о современных геро€х, но и о духовно-интеллектуальной
эволюции автора.
—ложности
личного плана (запутанные отношени€ с графиней ≈.  . ¬оронцовой и ј. Ќ.
–аевским), конфликты с ¬оронцовым, мрачность европейских политических
перспектив (поражение революций) и реакци€ в –оссии, изучение Ђчистого афеизмаї
привели ѕушкина к кризису 1823-24; мотивы разочаровани€, близкого отча€нию,
охватывают не только сферу политики (Ђ—вободы се€тель пустынный...ї), но
получает и метафизическое обоснование (Ђƒемонї; оба 1823). ¬ конце июл€ 1824
неудовольстви€ ¬оронцова и правительства, которому из перлюстрированного письма
стало известно об интересе ѕушкина к атеизму, привело к его исключению из
службы и ссылке в родительское имение ћихайловское ѕсковской губернии.
Ќа осень 1824
приходитс€ т€жела€ ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом.
ƒуховную поддержку ѕушкин получает от владелицы соседнего имени€ “ригорское ѕ.
ј. ќсиповой, ее семейства и своей н€ни јрины –одионовны яковлевой. ¬
ћихайловском ѕушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в
стихотворени€х Ђ  морюї и Ђ–азговор книгопродавца с поэтомї, поэме Ђ÷ыганыї
(все 1824); завершена 3-€, сочинена 4-€ и начата 5-€ главы Ђ≈вгени€ ќнегинаї;
главным делом мыслитс€ трагеди€ ЂЅорис √одуновї (окончена в но€бре 1825),
основанна€ на изучении летописей, Ђ»стории государства –оссийскогої  арамзина и
драматических принципов Ўекспира. —клон€€сь к примирению с действительностью,
наде€сь на монаршее прощение, ѕушкин в то же врем€ строил планы бегства за
границу. ¬нимание к истории и фольклору (Ђ∆енихї, 1825; Ђѕесни о —теньке
–азинеї, 1826), далеким культурам (Ђѕодражани€  орануї, 1824), новое открытие
ценностей любви [Ђ ***ї (Ђя помню чудное мгновенье...ї), 1825], дружества (Ђ19
окт€бр€ї, 1825), простого и грустного быти€ (Ђ«имний вечерї, 1825),
убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта (Ђјндрей
Ўеньеї, 1825; Ђѕророкї, 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ
от политизации поэзии и своеволи€ в политике (переписка с  . ‘. –ылеевым и ј.
ј. Ѕестужевым) позволили ѕушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую
катастрофу.
¬ надежде славы и добра
¬ суматохе
междуцарстви€ ѕушкин намеревалс€ нелегально прибыть в ѕетербург, но в последний
момент переменил планы. 13-14 декабр€ 1825 написан Ђ√раф Ќулинї, иронична€
поэма на бытовом материале, посв€щенна€, по Ђстранному сближениюї, проблемам
исторической случайности. »звести€ о восстании, арестах и следствии вызвали у
ѕушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соедин€лось с
признанием сложившейс€ ситуации, надежды на освобождение (ѕушкин не был членом
тайных обществ и не полагал себ€ ответственным за их де€тельность) перемежались
с опасени€ми (его Ђвозмутительныеї стихи знала вс€ грамотна€ –осси€ и они
естественно встраивались в Ђдекабристскийї контекст).
8 сент€бр€ 1826
ѕушкин был доставлен в ћоскву на аудиенцию к Ќиколаю I, результатом которой
стало взаимное признание; император вз€л на себ€ цензуру пушкинских сочинений.
ѕушкин, отдава€ должное преобразовани€м Ќикола€ (Ђ—тансыї, 1826), сохранил
верность друзь€м (Ђ¬о глубине сибирских руд...ї, 1827). Ёто было не
двурушничество, но стремление зан€ть государственную позицию: свободные
доверительные отношени€ с царем давали возможность творить добро, в частности,
боротьс€ за амнистию декабристов. √осударственничество (неотделимое от верности
двор€нской чести) предполагало огл€дку на державинскую традицию (Ђƒрузь€мї,
Ђћордвиновуї, оба 1827); по-державински ѕушкин указывает на человечность как
неотъемлемое свойство идеального монарха (эта лини€ ведет от Ђ—тансовї и
Ђƒрузь€мї к Ђ√ероюї, 1830). Ћюбимым героем (и примером дл€ императора)
становитс€ ѕетр I, изображенный Ђдомашним образомї в неоконченном романе Ђјрап
ѕетра ¬еликогої (1827-28) и апологетически в Ђѕолтавеї (1828), котора€
начинаетс€ как романтическа€ поэма, а заканчиваетс€ как эпос (ср. мощную
одическую окраску в эпизоде бо€).
—вободно зан€в
Ђгосударственническуюї позицию, ѕушкин не желал ставить свой дар на какую-либо
службу, что вело к внешне парадоксальному соседству стихов гражданских и
отстаивающих абсолютную свободу творчества ((Ђѕоэт и толпаї, 1828; Ђѕоэтуї,
1830).
ќправдание
действительности не гарантировало от внешних конфликтов. ќтношени€ с
императором (обычным посредником выступал шеф тайной полиции граф ј. ’.
Ѕенкендорф) были далеки от намеченной идеальной модели (ЂЅорис √одуновї не
получил высочайшего одобрени€; ответом на поданную по монаршей воле записку Ђќ
народном воспитанииї стал вежливый выговор). —ложности были и в Ђреспублике
словесностиї: ѕушкин и его давние союзники (¬€земский, ƒельвиг) не вполне
сошлись с московскими любомудрами, отношени€ с Ќ. ј. ѕолевым и Ќ. ». Ќадеждиным
колебались от отчужденных до враждебных; в 1829-30 €рым противником ѕушкина и
его круга стал редактор попул€рной газеты Ђ—еверна€ пчелаї ‘. ¬. Ѕулгарин,
известный своим сотрудничеством с тайной полицией, сочетавший вражду к
аристократии, эпигонское просветительство, торговую хватку, чудовищное хамство
и умение доходчиво толковать с публикой. —тремление к твердому общественному
статусу оказалось трудно реализуемым Ч отсюда Ђохота к перемене местї (планы
заграничного путешестви€; поездка в 1829 на театр военных действий, описанна€ в
Ђѕутешествии в јрзрумї, 1835); отсюда мотивы одиночества, бессмысленности
существовани€, беззащитности человека перед лицом Ђравнодушной природыї,
судьбы, деспотизма (Ђƒар напрасный, дар случайныйї, Ђјнчарї, оба 1828;
Ђƒорожные жалобыї, ЂЅрожу ли € вдоль улиц шумныхї, оба 1829); отсюда же мотивы
расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь (Ђ¬оспоминаниеї,
Ђѕредчувствиеї, оба 1828; ЂЌа холмах √рузии лежит ночна€ мглаї, Ђ∆ил на свете
рыцарь бедныйї, Ђя вас любил: любовь еще, быть можетї, все 1829).
Ѕолдинска€ осень
¬ 1830 ѕушкин,
давно мечтавший о женитьбе и Ђсвоем домеї, добиваетс€ руки Ќ. Ќ. √ончаровой,
юной московской красавицы-бесприданницы. ќтправившись вступать во владение
имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказалс€ на
три мес€ца заключенным в селе Ѕолдино (Ќижегородска€ губерни€). ЂЅолдинска€
осеньї открылась стихотворени€ми ЂЅесыї и ЂЁлеги€ї Ч ужасом заблудившегос€ и
надеждой на будущее, трудное, но дар€щее радости творчества и любви. “ри мес€ца
были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом ѕушкин полагал
тридцатилетие) и поискам новых путей. Ѕыл завершен Ђ≈вгений ќнегинї, написаны
Ђпропастьї стихотворений и статей, Ђѕовести Ѕелкинаї, открывающие поэзию и
принципиальную сложность Ђобыкновеннойї жизни, Ђћаленькие трагедииї, где
историко-психологическа€ конкретность характеров и конфликтов, принима€
символические формы, подводила к Ђпоследнимї экзистенциальным вопросам (эта
лини€ получит развитие в повести Ђѕикова€ дамаї и поэме Ђћедный всадникї, обе
1833; Ђ—ценах из рыцарских временї, 1835).
—амосто€нье человека
ѕервое лето
после свадьбы (18 феврал€ 1831) ѕушкины провод€т в ÷арском —еле. ≈вропейские
революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны Ч предмет
его посто€нных размышлений, отразившихс€ в эпистол€рии и обусловивших по€вление
имперских по духу стихотворений Ђ леветникам –оссииї и ЂЅородинска€ годовщинаї.
ќбщение с ∆уковским и Ќ. ¬. √оголем, зан€тым Ђ¬ечерами на хуторе близ
ƒиканькиї, взаимно стимулировало обращение к фольклору (Ђ—казка о царе
—алтане...ї). ¬опрос о сложных, чреватых катастрофой отношени€х между властью,
двор€нством и народом становитс€ дл€ ѕушкина важнейшим (Ђƒубровскийї, 1832-33;
Ђ»стори€ ѕугачеваї, 1833; Ђ апитанска€ дочкаї, 1836). ”сложн€етс€ отношение к
ѕетру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскани€ дл€ Ђ»стории ѕетраї);
Ђобъективизмї смен€етс€ трагическим воспри€тием истории (Ђћедный всадникї);
Ђмилостьї, неотделима€ от человеческого взаимопонимани€ и корен€ща€с€ в
религиозном чувстве, мыслитс€ выше объективной, но ограниченной
Ђсправедливостиї (Ђјнджелої, 1833; Ђ апитанска€ дочкаї; Ђѕир ѕетра ѕервогої,
1835). Ѕольшинство оставшихс€ нереализованными замыслов, планов, отрывков
обычно Ђэпичныї по форме (обращени€ к самым разным эпохам на основе разных
историко-документальных и литературных источников) и Ђлиричныї по сути. ¬
собственно лирике Ч при редких и значимых исключени€х (Ђ„ем чаще празднует
лицейї, 1831; Ђќсеньї, ЂЌе дай мне, Ѕог, сойти с умаї, оба 1833; Ђ“учаї,
Ђѕолководецї, Ђ... ¬новь € посетилї, все 1835) Ч доминируют переводы
(Ђ—транникї, 1835), стилизации, подражани€, Ђвариации на темуї (Ђя пам€тник
себе воздвиг нерукотворный...ї, 1836) или Ђквазиподражани€ї (Ђ»з ѕиндемонтиї, 1836)
Ђсвоеї подаетс€ как Ђчужоеї или утаиваетс€ от публики.
ѕоединок
—емейна€ жизнь
радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношени€ми с двором и
светским обществом (в конце 1833 ѕушкину был пожалован придворный чин
камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было вз€то назад, т.
к. грозило отлучением от государственных архивов). ѕетербургска€ жизнь вводила
в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации.
ќриентированный на культурную элиту журнал Ђ—овременникї (1836; четыре тома;
среди авторов ∆уковский, √оголь, ‘. ». “ютчев), как и Ђ»стори€ ѕугачеваї,
успехом у публики не пользовалс€. ƒуховна€ независимость ѕушкина, его
культурно-государственна€ стратеги€, установка на особые отношени€ с государем,
лична€ честь и презрение к бюрократическо-аристократической черни обусловили
вражду со Ђсвинским ѕетербургомї (от сервильных литераторов и светских шалопаев
до министра народного просвещени€ —. —. ”варова). ѕолучив 4 но€бр€ 1836
анонимный пасквиль, ѕушкин посылает вызов ∆. ƒантесу, публично ухаживавшему за
женой поэта. ƒуэль была расстроена, ƒантес вынужден женитьс€ на ≈. Ќ.
√ончаровой, сво€ченице ѕушкина, однако его поведение после свадьбы и светска€
реакци€ на Ђисториюї показали, что кризис не разрешилс€. 25 €нвар€ 1837 ѕушкин
отправл€ет приемному отцу ƒантеса, нидерландскому посланнику Ћ. √еккерну,
письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 €нвар€ около 5
вечера ѕушкин был смертельно ранен. ѕосле двух неполных суток физических мук,
благословив близких, простившись с друзь€ми, получив от императора обещание
вз€ть жену и детей Ђна свое попечениеї (было исполнено), исповедовавшись и
причастившись, ѕушкин умер.
»звестие о дуэли
и кончине ѕушкина вызвало сильное волнение в ѕетербурге (см. Ђ—мерть поэтаї ћ.
ё. Ћермонтова; позднее на смерть ѕушкина откликнулись стихами ∆уковский,
“ютчев, ј. ¬.  ольцов); у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50
тыс€ч человек.
—очинени€:
ѕолное собрание
сочинений. ћ.; Ћ., 1937-59. “. 1-17.
ѕолное собрание
сочинений. 4-е изд. Ћ., 1977-79. “. 1-10.
Ћитература:
јнненков ѕ. ¬.
ћатериалы дл€ биографии ј. —. ѕушкина. —ѕб., 1855; “о же (репринт). ћ., 1985.
“омашевский Ѕ.
ѕушкин: ¬ 2 т. 2-е изд. ћ., 1990.
Ћетопись жизни и
творчества ј. —. ѕушкина. 1799-1826 / —ост. ћ. ј. ÷€вловский. 2-е изд., испр. и
доп. Ћ., 1991.
Ћотман ё. ћ.
ѕушкин. —ѕб., 1995.
ј. —. Ќемзер
ѕушкин создатель современного русского литературного €зыка реферат. –еферат на тему јлександр —ергеевич ѕушкин гениальный русский поэт. »спользование старослав€низмов в поэме пушкина руслан и людмила. ѕроблема индивидуализма в творчестве пушкина маленькие трагедии. –еферат творческа€ работа јлександра —ергеевича ѕушкина. —таро€лав€низмы вв вступлении к поэму руслан и людмила. ƒержавинска€ традици€ в творчестве ј — ѕушкина реферат. —тарослав€низмы в поэме ј — пушкина –услан и Ћюдмила. —очинение на тему  абинет ј — ѕушкина в ћихайловском. —тарослав€низмы в повести ѕушкина  апитанска€ дочка. јлександр сергеевич пушкин гениальный русский поэт. Ќравственные идеалы в повести  апитанска€ дочка. јлександр сеергеевич пушкин повесть белкина. —очинение про јлександр —еергеевича пушкина. –еферат на тему јлександр —ергеевич ѕушкин.

–ефераты. ѕушкин јлександр —ергеевич
–екомендуем


–ефераты. ѕушкин јлександр —ергеевич