Рефераты. Проблема      истинного и ложного гуманизма по пьесе М  Горького       На дне
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе М Горького На дне

Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе М Горького На дне

Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе М Горького На дне


Проблема  истинного и ложного гуманизма по пьесе
Горького
"На
дне"
        В ряду первых рассказов М.Горький
показал ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического
строя, бесчеловечные условия буржуазной России, "свинцовые
мерзости
жизни". А пьеса "На дне" явилась наиболее сильным произведением
о "бывших людях", ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни
социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература
не знала.
В сыром подвале, "похожем на
пещеру",
в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу
условий,
царящих в обществе.
        Горький не дает биографий героев пьесы,
но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что "всю жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила". У этих несчастных
"обитателей дна" отнято все: честь, человеческое достоинство,
возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в
грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: "Работы нет... Силы
нет.Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот она
правда!"
        И даже здесь, в этом странном мире
отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные
сострадания, продолжают действовать
волчьи
капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до
отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ,
полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: "Кожу сдеру, а
вылезу", хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренно верит в
чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
        Общую мысль о свободном человеке высказывает
Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки
обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания,
умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной
лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой;
вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это-то в то время!
Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассиивно­сострадательный. Он
основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди
ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и
утешении.
"Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни
плоха",- говорит он.  Втайне он
уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем
и подходит с утешительной ложью.
        Против вредоносной лжи и философии
рабской покорности и долготерпения выступает Сатин: "Кто слаб душой... и
кто
живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие
прикрываются ей... Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного
человека".
        В монологе Сатина в полный голос звучит
требование свободы и гуманного отношения к человеку: "Надо уважать
человека! Не жалеть,... не унижать его жалостью,... уважать надо!" Он
убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а
заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя
борьбы за Человека с большой буквы!
        "Человек свободен. Человек - вот
правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же
остальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!"
        Пьеса имела огромный успех, потому что
"принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к
буре
звала".

Рефераты. Проблема      истинного и ложного гуманизма по пьесе М  Горького       На дне
Рекомендуем


Рефераты. Проблема      истинного и ложного гуманизма по пьесе М  Горького       На дне