Рефераты. П Я       Чаадаев  Философская концепция
П Я Чаадаев Философская концепция

П Я Чаадаев Философская концепция

П Я Чаадаев Философская концепция


    
    
    
      ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П.Я.
     Петр Яковлевич Чаадаев является одним из
ярких представи-
телей
филосовской мысли Росии западнического направления.Он
всегда
привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее
интерес
этот вызывался больше одной стороной его творчества, -
его
скептицизмом в отношении России, как это выразилось в
единственном
из "филосифических писем" напечатанном при жизни
автора.Мировой
читатель долгое время был лишен возможности уз-
нать
развитие и суть филоствской концепции Чаадаева,так как
опубликовано
было только одно письмо при жизни.Кроме того,
сами
писема считались утерянными и найдены были только в 1935г.
несколько
писем не было опубликовано,так как в них Чаадаев по-
ложительно
отзывается о религии.
     Перейдем к изучению концепции Чаадаева.
     Чаадаев является ярко выраженным
религиозным философом,
поэтому
войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего
его
религиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаев
не
является богословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу,
не
богослов и не законник, а просто христианский философ".
     У Чаадаева была натура страстная и
сосредоточенная, нату-
ра
искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не
случайной
а всецело и до конца воодушевленной христианством.
Если
один из величайшихмистиков христианского Востока(св. Иса-
ак
Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву
можно
применить эти замечательные слова так: он глубоко чувс-
твовал
"пламень истории", ее священное течение, ее мистическую
сферу.
В теургическом восприятии и понимании истории - все
своеобразие
и особенность Чаадаева.По теургической установке,
Царство
Божие строится при живом участии людей.Основная богос-
Царства
Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-
рическом
воплощении, как Церковь.Действие христианства в исто-
рии во
многом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибо
действующая
сила христианства заключена в "таинственном его
                            - 2 -
единстве"(т.е.
в Церкви).
     Исходя из теургической оновы сыоей
концепции, Чаадаев ре-
шительно
защищает свободу человека, ответственности его за ис-
торию(хотя
исторический процесс таинствено и движется Промыс-
лом), и
поэтому решительно выражает против "суеверной идеи
повседневного
вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаа-
даев
религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-
ветственность
и свободу человека.Но здесь его философские пос-
троения
опираются на его антропологию, к краткому изложению
которой
мы сейчас и перейдем.
     "Жизнь (человека, как) духовного
существа,- писал Чаадаев
в одном
из своих "Философических писем",- обнимает собой два
мира,
из которых один только нам ведом".Одной стороной челов-
век
принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но
от
"животного" начала к "разумному не может быть эволюции".
     Высшее начало в человеке, прежде всего,
формируется бла-
годаря
социальной среде.Человек глубочаеше связан с обществом
бесчисленными
нитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния и
общения
с другими людьми мы были бы с дества лишены разумности
и не
отличались бы от животных. Из этого признания существен-
ной и
глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-
но
важные выводы.Прежде всего,"происхождение" человеческого
разума
не может быть понято иначе, как только в признании, что
социальное
общение уже заключает в себе духовное начало, -
иначе
говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в
новых
человеческих существах , но свет разумности хранится и
передается
через социальную среду.С одной стороны, индивиду-
альное
эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально
входит
в человека от общения с людьми,с существе своем исходит
от
того, что выше людей - от Бога.
     Из этой двойной зависимости человека(от
социальной среды,
от
Бога)происходит не только пробуждение разума в человеке, но
здесь
же находятся и корни его морального сознания."Все бдаго,
которое
мы совершаем, есть следствие присущей нам способности
подчиняться
неведомой силе".Этот супра-натурализм не переходит
в
окказионализм у Чаадаеваили какую-то бпредопределенность, -
наоборот,
Чаадаев всячески утверждает реальность свободы чело-
                            - 3 -
века.Однако
свобода человека несет в себе разрушительную силу
и ,
чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода)
нуждается
в постоянном воздействии свыше.
     Это учение о 2страшной" силе свободы
у Чаадаева стоит в
теснейшей
связи с учением о поврежденности человека и всей
природы,
- учением о первородном грехе.Для Чаадаева "Субъек-
тивных"
разум полон "обманчивой самонадеянности"; идеология
индивидуализма
ложна по существу, и поэтому Чаадаев без коле-
бания
заявляет: "Назначение человека - уничтожение личного бы-
тия и
замена его бытием вполне социальным или безличным".
     Гносеологические взгляды Чаадаева,
которые он выразил
лишб
попутно, определялись его критикой кантинеанства, с олной
стороны,
а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановки
на
эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть "начало
искаженное,искалеченное,изврещенное
произволом человека". Для
Чаадаева
источник знания - "столкновение сознаний",иначе гово-
ря,
взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опыт-
ного
знания, но весь чувственный материал руководствуется иде-
ями
разума.
     Если реальность "высшего
сознания" стоит над сознанием
одельного
человека, - то ключ к этому, крома самой матафизики
человека,
дан в еаличности исторического бытия, как особой фо-
рме
бытия.Чаадаев подчеркивал, что хричтианстово раскрывается
лишь в
историческом (а не личном) бытии, но он делает и обрат-
ный
вывод - само историческое бытие не может быть понято вне
христианства.
     Смысл истории осуществляется
"божественной волей, власт-
вующей
в веках и ведущей род человеческий к его конечным це-
лям".Это
есть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творит-
ся
Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть
понят
лишь в линиях проведенциализма.Но Царство Божие для него
творится
на земле, - оттого христианство и исторично по су-
ществу,
- его нельзя понимать "потусторонне".Для чаадаева
(этого
требовала логика его историософии) религиозное единство
истории
предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит
божественная
сила в историческое Бытие, то, тем самым, уста-
навливается
единство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запа-
да.
"На Западе все создано христианством".
     Высокая оценка западного христианства
определяется у
Чаадаева
всецело историсофскими, а не догматическими соображе-
ниями.
     Горячие и страстные обличения России у
Чаадаева имеют
много
корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи.
Чаадаев
не смог включить Россию в ту схему проведенциализма,
какуб
навевала история Запада.Чаадаев откровенно признает ка-
който
странный ущерб в самой идее провиденциализма: "Провиде-
ние
исключило нас из своего благодетельного действия на чело-
веческий
разум..., всецело предоставив нас самим себе".
     В развитии своего филосовского мировозрения
Чаадаев
по-разному
решал эту "загадку" России.В начале Он пришед к вы-
воду,
что Россия предназначена для того, что-бы послужить уро-
ком для
остального человечества.Именно эта позиция варажна в
первом
из "Философических писем"(которе было опубликовано).
Дальше
эти мысли у Чаадаева приобретают большую определен-
ность,
он приходит к убеждению, что очередь для России еще
выступить
на поприще исторического действия еще не наступила.
     Дальше он развивает мысль:
"Провидение сделало нас слиш-
ком
великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне ин-
тересов
национильностей и поручило наминтересы человечества".
     Вся значительность (для русской мысли)
построений Чаадае-
ва в
том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России
возвращался
к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели
сравнительно
мало сторонников.
    
    
    
    
    
    
    
    

Рефераты. П Я       Чаадаев  Философская концепция
Рекомендуем


Рефераты. П Я       Чаадаев  Философская концепция