Рефераты. Островский
Островский

Островский

Островский


                   Островский   Мир и личность
       Кризис 
патриархального  мира  и 
патриархального  сознания  оста­ется в центре авторского внимания  и в 
"Грозе". Но  в
этой  драме Остро­вский  придает       проблеме  совершенно 
иное  звучание,  рассматривает 
ее
под
принципиально новым углом.
       Классицистическая   "окаменелость"  персонажей глубоко  соответ-
ствует  всей 
системе  патриархального  мира. 
Это  его  неспособность  к изменениям,,  его   яростное  сопротивление  любому  чужеродному  эле-
менту  порабощает 
всех,  входящих  в 
круг  патриархального  мира, 
фор­мирует  души,  неспособные 
существовать  вне  его  
замкнутого  круга.
Безразлично,
нравится им эта жизнь  или нет  - в 
другой они  жить просто не  сумеют. 
Герои  пьесы  принадлежат 
к  патриархальному  миру, 
и  их кровная с ним  связь, их 
подсознательная от  него зависимость  - скрытая пружина  всего        действия  пьесы; 
пружина,  заставляющая   героев 
совер-
шать  по 
большей  части  "марионеточные"  движения,  
постоянно  подчер­кивать  свою 
несамостоятельность, 
несамодостаточность.   Образная  сис­тема  
драмы        почти   повторяет    общественную   и   семейную   модель
патриархального  мира. 
В  центр  повествования, как  и в  центр патриар­хальной   общины,  помещены   семья  
и  семейные   проблемы. 
Доминанта
этого  малого 
мирка  -  старшая 
в семье,  Марфа Игнатьевна.  Вокруг нее группируются  на 
различном  отдалении  члены 
семейства  -   дочь, 
сын, невестка  и  почти 
бесправные  обитатели  дома: Глаша 
и Феклуша.  Та же
"расстановка сил" организует и 
всю жизнь  города: в  центре Дикой  (и не упомянутые  в  пьесе 
купцы  ем уровня),  на периферии  - лица  все менее и  менее 
значительные,  не  имеющие 
денег  и  общественного  положения.
От  мира 
Калинов  отгородился  столь 
прочно,  что  вот 
уж  больше
века  не 
проникает  в  город ни 
одно веяние  живой жизни.  Посмотрите на калиновском  "прогрессиста  и  просветителя"  Кулигина!  
Этот  механик-
самоучка,  чьи любовь  к науке 
и страсть  к общественному  благу ставят
его  на 
грань юродства  в 
глазах  окружающих,  все 
пытается  изобрести
"перпету-мобиль":  он, 
бедняжка,  и  не 
слыхал,  что  в  
большом  мире давным-давно  доказана  
принципиальная  невозможность    вечном  
дви-
гателя...  Он 
вдохновенно  декламирует  строки 
Ломоносова   и  Держави­на, и даже сам пишет стихи в их
духе...  И оторопь  берет: будто  не было еще  ни  Пушкина, 
ни  Грибоедова,  ни Лермонтова,  ни Гоголя,  ни Некра­
сова!
Архаизм, живое ископаемое  - Кулигин. 
И его  призывы, ем  идеи, его
просветительские  монологи 
об  общеизвестном,  о 
давно  открытом кажутся
калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ:
     "Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему?
А? Ну, говори!
     Кулигин. Электричество.
     Дикой 
(топнув ногой).  Какое еще  там елестричество!  Ну как  же ты не  разбойник!    Гроза-то  нам 
в  наказание  посылается, чтобы  мы чувст-
вовали,  а  ты хочешь 
шестами  да  рожнами 
какими-то,  прости  господи,
обороняться.
Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин? Кулигин. Савел
Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
              Я телом в прахе истлеваю,
              Умом громам повелеваю.
     Дикой. А за эти вот слова тебя к
городничему..."
     Ни  громоотводы,  ни 
Ломоносов,  ни  вечный 
двигатель  Калинову не
нужны:  всему  этому  попросту  нет 
места в  патриархальном
мире.  А что же  происходит    за  его 
границами?  Там  бушует океан,  там разверзаются
бездны  - 
словом,  "Сатана  там 
правит  бал".  В 
отличие  от  Толстого, полагавшего  возможным  
параллельное   и    независимое   существование
двух  миров: 
патриархального,  замкнутого  на 
себе  и   неизменного,  и
современного,  постоянно   меняющегося,  Островский  видел   их 
принци-
пиальную   несовместимость,  обреченность застывшей,  не  
способной  к
обновлению   жизни.    Сопротивляясь  надвигающимся 
новшествам,   вы-
тесняющей   его  
"всей   стремительно   несущейся  
жизни",  патриархаль­ный  мир 
вообще  отказывается  эту 
жизнь  замечать,  он 
творит  вокруг себя  особое 
мифологизированное 
пространство,   в  котором  
-  единст­венном  - 
может  быть  оправдана 
его  угрюмая,  врачебная 
всему чужому замкнутость.
     Вокруг 
Калинова  творится  невообразимое:  там  с  неба 
падают  це­лые   страны,        населенные  кровожадными  народами:   например,  
Литва
"на
нас с неба упала... и где был какой бой с ней, там для памяти курганы
насыпаны".  Там  живут 
люди  "с  песьими 
головами";  там   вершат 
свой неправедный  суд  султан 
Махнут  персидский   и 
султан   Махнут  турец-
"Нечего
делать, надо покориться! А вот когда будет у 
меня миллион, тогда я поговорю". Этот  миллион даст  Кулигину на  судилище "право сноса", будет
самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона
нет,  умница  Кулигин  "покоряется".  Покоряются, 
ведя  свою тихую
обманную
игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, 
покоряется затя­нутый  уже  в 
замкнутое пространство  Калинова
Борис.  Катерина же покориться  не 
может.  Выродившаяся  в  патриархальном  сознании в
пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего личностно;
она верует и кается с пылом первых христиан, не закосте-  ! невших 
еще  в  религиозной обрядности.  И
это  личностное восприятие жизни,  Бога, 
греха,  долга  выводит Катерину  из замкнутою  круга и
противопоставляет  ее  калиновскому  миру.  В  ней 
увидели калиновцы явление  куда
более  чужеродное, чем  горожанина Бориса  или деклами­рующет 
стихи  Кулигина.  Потому Калинов  и организовался  в судилище
над Катериной.
      В блестящем этюде "А судьи кто?"
В. Турбин тонко исследует тему суда в "Грозе": "Никого не хочет
судить  Кулигин. С  усмешечкой укло­няется от роли судьи
простушка Варвара: "Что мне тебя судить? 
У меня свои грехи есть." Но не им 
противостоять охватившему 
Калинов массо­вому психозу. А психоз 
разжигают две  мельтешащих
на  сцене чудачки: странница  Феклуша 
и  барыня  с 
лакеями."  Феклушины  повествования о Махнутах и людах с песьими
головами представляются Турбину важ­нейшим элементом поэтики пьесы: "И
глядятся друг  в друга,  будто в зеркало, два мира: фантастический и
реальный. И опять мы встречаем-
ся со сборищем монстров,
кентавров. Правда, на сей раз их причудливые 
Н фигуры - только фон, на котором, по мысли
скиталицы-странницы,  С яснее выступает праведность суда, творимого
здесь, в  Калинове. Этот
суд затаился в ожидании жертвы. И
жертва является: в раскатах грома,
в сверкании молнии раздается
естественное, честное  слово взалкавшей
очищения
грешницы.  А что  было дальше,  слишком известно.  Где-то
в царстве  Махнутов  турецкого 
и  персидского  Катерину, 
может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет.
      Гонимая 
в бездну,  в пропасть  всепроникающим, всенастигающим словом  самодеятельном  суда,  грешница  уходит 
из  жизни:  "В омут лучше... Да скорей,
скорей!"'
Сочинение Островского по пьесе Гроза на тему Город Калинов и его обитатели. Реферат на тему город калинов и его обитатели по грозе островского. Островский Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев. Город Калинов и его обитатели По пьесе А Н Островского Гроза. Город Калинов и его обитатели в драме А Н Островского Гроза. Сочинение Островский Город Калинов и его обитатели Гроза. Сценарий урока по произведению островского гроза. Сочинение на тему город Калинов и его обитатели. Реферат на тему г Калинов и его обитатели. Остроский гроза характеристика Катерины. СОЧИНЕНИЯ А Н ОСТРОСКИЙ БЕСПРИДАННИЦА. Реферат А Н Островский Мир и личность. РЕФЕРАТ А Н ОСТРОСКИЙ БЕСПРИДАННИЦА. Реферат на тему островский гроза. Сочинение на тему город Калинов.

Рефераты. Островский
Рекомендуем


Рефераты. Островский