|
Островский
Островский
Островский Мир и личность
Кризис
патриархального мира и
патриархального сознания остается в центре авторского внимания и в
"Грозе". Но в
этой драме Островский придает проблеме совершенно
иное звучание, рассматривает
ее
под
принципиально новым углом.
Классицистическая "окаменелость" персонажей глубоко соответ-
ствует всей
системе патриархального мира.
Это его неспособность к изменениям,, его яростное сопротивление любому чужеродному эле-
менту порабощает
всех, входящих в
круг патриархального мира,
формирует души, неспособные
существовать вне его
замкнутого круга.
Безразлично,
нравится им эта жизнь или нет - в
другой они жить просто не сумеют.
Герои пьесы принадлежат
к патриархальному миру,
и их кровная с ним связь, их
подсознательная от него зависимость - скрытая пружина всего действия пьесы;
пружина, заставляющая героев
совер-
шать по
большей части "марионеточные" движения,
постоянно подчеркивать свою
несамостоятельность,
несамодостаточность. Образная система
драмы почти повторяет общественную и семейную модель
патриархального мира.
В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья
и семейные проблемы.
Доминанта
этого малого
мирка - старшая
в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на
различном отдалении члены
семейства - дочь,
сын, невестка и почти
бесправные обитатели дома: Глаша
и Феклуша. Та же
"расстановка сил" организует и
всю жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе
купцы ем уровня), на периферии - лица все менее и менее
значительные, не имеющие
денег и общественного положения.
От мира
Калинов отгородился столь
прочно, что вот
уж больше
века не
проникает в город ни
одно веяние живой жизни. Посмотрите на калиновском "прогрессиста и просветителя" Кулигина!
Этот механик-
самоучка, чьи любовь к науке
и страсть к общественному благу ставят
его на
грань юродства в
глазах окружающих, все
пытается изобрести
"перпету-мобиль": он,
бедняжка, и не
слыхал, что в
большом мире давным-давно доказана
принципиальная невозможность вечном
дви-
гателя... Он
вдохновенно декламирует строки
Ломоносова и Державина, и даже сам пишет стихи в их
духе... И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина,
ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некра
сова!
Архаизм, живое ископаемое - Кулигин.
И его призывы, ем идеи, его
просветительские монологи
об общеизвестном, о
давно открытом кажутся
калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ:
"Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему?
А? Ну, говори!
Кулигин. Электричество.
Дикой
(топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам
в наказание посылается, чтобы мы чувст-
вовали, а ты хочешь
шестами да рожнами
какими-то, прости господи,
обороняться.
Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин? Кулигин. Савел
Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Дикой. А за эти вот слова тебя к
городничему..."
Ни громоотводы, ни
Ломоносов, ни вечный
двигатель Калинову не
нужны: всему этому попросту нет
места в патриархальном
мире. А что же происходит за его
границами? Там бушует океан, там разверзаются
бездны -
словом, "Сатана там
правит бал". В
отличие от Толстого, полагавшего возможным
параллельное и независимое существование
двух миров:
патриархального, замкнутого на
себе и неизменного, и
современного, постоянно меняющегося, Островский видел их
принци-
пиальную несовместимость, обреченность застывшей, не
способной к
обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся
новшествам, вы-
тесняющей его
"всей стремительно несущейся
жизни", патриархальный мир
вообще отказывается эту
жизнь замечать, он
творит вокруг себя особое
мифологизированное
пространство, в котором
- единственном -
может быть оправдана
его угрюмая, врачебная
всему чужому замкнутость.
Вокруг
Калинова творится невообразимое: там с неба
падают целые страны, населенные кровожадными народами: например,
Литва
"на
нас с неба упала... и где был какой бой с ней, там для памяти курганы
насыпаны". Там живут
люди "с песьими
головами"; там вершат
свой неправедный суд султан
Махнут персидский и
султан Махнут турец-
"Нечего
делать, надо покориться! А вот когда будет у
меня миллион, тогда я поговорю". Этот миллион даст Кулигину на судилище "право сноса", будет
самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона
нет, умница Кулигин "покоряется". Покоряются,
ведя свою тихую
обманную
игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш,
покоряется затянутый уже в
замкнутое пространство Калинова
Борис. Катерина же покориться не
может. Выродившаяся в патриархальном сознании в
пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего личностно;
она верует и кается с пылом первых христиан, не закосте- ! невших
еще в религиозной обрядности. И
это личностное восприятие жизни, Бога,
греха, долга выводит Катерину из замкнутою круга и
противопоставляет ее калиновскому миру. В ней
увидели калиновцы явление куда
более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующет
стихи Кулигина. Потому Калинов и организовался в судилище
над Катериной.
В блестящем этюде "А судьи кто?"
В. Турбин тонко исследует тему суда в "Грозе": "Никого не хочет
судить Кулигин. С усмешечкой уклоняется от роли судьи
простушка Варвара: "Что мне тебя судить?
У меня свои грехи есть." Но не им
противостоять охватившему
Калинов массовому психозу. А психоз
разжигают две мельтешащих
на сцене чудачки: странница Феклуша
и барыня с
лакеями." Феклушины повествования о Махнутах и людах с песьими
головами представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: "И
глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и
реальный. И опять мы встречаем-
ся со сборищем монстров,
кентавров. Правда, на сей раз их причудливые
Н фигуры - только фон, на котором, по мысли
скиталицы-странницы, С яснее выступает праведность суда, творимого
здесь, в Калинове. Этот
суд затаился в ожидании жертвы. И
жертва является: в раскатах грома,
в сверкании молнии раздается
естественное, честное слово взалкавшей
очищения
грешницы. А что было дальше, слишком известно. Где-то
в царстве Махнутов турецкого
и персидского Катерину,
может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет.
Гонимая
в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельном суда, грешница уходит
из жизни: "В омут лучше... Да скорей,
скорей!"'
Сочинение Островского по пьесе Гроза на тему Город Калинов и его обитатели. Реферат на тему город калинов и его обитатели по грозе островского. Островский Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев. Город Калинов и его обитатели По пьесе А Н Островского Гроза. Город Калинов и его обитатели в драме А Н Островского Гроза. Сочинение Островский Город Калинов и его обитатели Гроза. Сценарий урока по произведению островского гроза. Сочинение на тему город Калинов и его обитатели. Реферат на тему г Калинов и его обитатели. Остроский гроза характеристика Катерины. СОЧИНЕНИЯ А Н ОСТРОСКИЙ БЕСПРИДАННИЦА. Реферат А Н Островский Мир и личность. РЕФЕРАТ А Н ОСТРОСКИЙ БЕСПРИДАННИЦА. Реферат на тему островский гроза. Сочинение на тему город Калинов.
|
|
|