Рефераты. очарованный странник” Н.с. Лескова
очарованный странник” Н.с. Лескова

очарованный странник” Н.с. Лескова

очарованный странник” Н.с. Лескова


Лесков и его “Очарованный странник”
В 1866 году лесков писал:
Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с “Левшою”
под одним общим заглавием: “Молодцы”. “Очарованный странник” был любимым героем
Лескова, он ставил его рядом с “Левшой”. Создавая этот образ, Лесков не забудет
ничего – ни детской непосредственности, ни своеобразного “артистизма” и узкого
патриотизма” “воительницы”. Впервые у писателя личность так многогранна, так
свободна, так отпущена на свою волю.
Основной герой и центральная фигура
рассказа - добрый и простодушный русский богатырь. Герой Лескова совсем не
похож на героев западного толка. Этот человек с детскою душой отличается
неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях,
которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он живет сердцем
и поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве
страсти. Все его поступки, даже самые непредсказуемые, неизменно рождаются из внутренне
присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и
горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный
странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского).
Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” – Алеко,
Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести
себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того
смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но
покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник, “черноземный
Телемак”. В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл;
именно на дорогах жизни вступает “очарованный странник” в контакт с другими людьми,
нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании
которых он прежде и не подозревал.
Жизнь главного героя в повести
представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них,
являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Кем
ему только не пришлось побывать: форейтор графа К., беглый крепостной, нянька
грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра, солдат,
георгиевский кавалер – офицер в отставке, “справщик” в адресном столе, актёр в
балагане и, наконец, инок в монастыре, – и всё это на протяжении одной жизни,
ещё не завершившейся.
Рассказ об укрощении коня как будто
вовсе не связан с двумя предыдущими рассказами, но его финал – гибель
укрощённого коня – вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там
налицо насилие над свободным от природы существом. И человек и животное,
проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об
укрощении коня начинается повествование об “обширной протекшей жизненности”
Флягина, и этот эпизод не случайно “вынут” из последовательной цепи событий.
Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя.
Иван Северьяныч Флягин с первого
взгляда поражает своей внешностью: “Это был человек огромного роста, с смуглым
открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно
отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий
дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К.
Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на “чубаром”
да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как “смолой и земляникой пахнет
тёмный бор”.
У героя на протяжении рассказа
несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” –
так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько
нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина –
Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова
служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его
судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И
наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда
самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.
Путь, который проходит герой
повести, - это поиски своего места среди других людей, своего призвания,
постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и
своей судьбой. Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем,
и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны
обстоятельства, в которые он попадает. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не
занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом он
по-своему на них отвечает. По убеждению героя, его предназначение в том, что он
сын “моленый” и “обещанный”, обязан посвятить свою жизнь служению богу.
У Лескова герой обездолен жизнью,
обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат
приумножает духовное богатство, которым наделён от природы. Его
исключительность произрастает на русской народной почве и тем более
значительна, что герой на всё отвечает собственным сердцем, а не построениями
ума. Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные
испытания. Тема “хождения по мукам” развивается независимо от того, что герой
не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется
почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного
человека. “Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют”, -
говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.
Тех героев, которые наиболее близки
его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок.О “добром русском
богатыре”, о “добром простодушии”, о “доброй душе”, о “добром и строгом житии”
говорит Лесков в “Очарованном страннике”. Жизнь описываемых героев полна диких,
злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и
помышлений покоится доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не
открывается среди людей в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние
души, соприкоснувшейся с божеством.
Н. Плещунов делает следующий вывод,
рассуждая об “Очарованном страннике”: “…возникает догадка, что этот
Очарованный странник” и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа
своего избавления”. Не только герои “Очарованного странника”, но и многие
другие образы писателя были “иконами”, но не в том смысле, что они были
религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались
писателем “статически”, “традиционно”, в духе религиозных жанров, жанров
фольклора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий,
сказаний, анекдотов и сказок.
Писатель создал не только свой
особый художественный мир, но и особые средства его выражения. Обострённый
интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков
народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и
разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый – “лесковский”
способ изображения. Лесков сумел показать жизнь народа, слитую воедино с
народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю.
Лесков верил и смог рассказать, что народ способен глубоко “понимать общественную
пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым
самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение
отечества представлялось невозможным”. Глубокая вера в великую народную силу и
любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть “вдохновенность”
народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве
полнозвучно развивается тема народного героизма. Несмотря на многие
неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный
полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии,
благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом
народа-богатыря. “Очень мне за народ умереть хочется”, - говорит очарованный
странник. Глубоко переживает “черноземный Телемак” свою причастность к родной
земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об
одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не
знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или
храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”.
В названии рассказа таится отношение
автора у своему герою. Герой рассказа назван очарованным странником, - и в этом
названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и
благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в “Запечатлённом Ангеле”,
сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё она
неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание,
подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие
отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую
печаль о житейской суете.
На что бы ни посмотрел религиозный
человек из простого народа, всё приобретает для него чудесное значение. Он
видит Бога в явлениях – и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью,
которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую
дорогу, он проливает на неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что
дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова
Очарованный странник”. Подробности его поражают своей оригинальностью, и
местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с
её разнообразными, явными и тайными страстями.
Глубокое ощущение нравственной
красоты, чуждое развращающего равнодушия, “одолевает дух” лесковских
праведников. Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные
порывы, но “строгое и трезвое настроение” их “здоровой душе, жившей в здоровом
и сильном теле”.
Религиозное восприятие мира,
склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских
героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об
окружающем мире. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев
писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что
особенно значительно) смог критически отнестись к официальной религии и церкви.
Поэтому произведение “Очарованный странник” не потеряло своего глубокого
значения и по сей день.
Написание “Очарованного странника”
относится к 1873 году. Первоначально повесть называлась “Черноземный Телемак”.
В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных,
талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней
изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не
сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести
возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают
сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов. В неторопливом повествовании
лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывались
фигуры реальных людей. Поэтому “Очарованный странник” развертывает перед
читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека,
мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном
познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих
произведениях жизнь личности.
писатель любил свою страну такой,
как она есть. Он воспринимал её как старую сказку, сказку об очарованном
богатыре. Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и
праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна,
населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем
найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла
в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть
удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
Конечно, “очарованная Русь” – термин условный, литературный. Этот образ вобрал
в себя жизнь и судьбу народа, его историю и культуру и был создан автором в
своем творчестве, чтобы показать, какие силы дремлют в народе, какая великая
сила сокрыта в нем. Вот что видел писатель в своем народе. Это “старая сказка”
о нём.
Список литературы:
А. Волынский “Н.С. Лесков”;
В. Ю. Троицкий “Писатель Земли
Русской”, “Лесков – художник”;
Л. Крупчанов “Жажда света”;
Г. Гунн “Очарованная Русь Николая
Лескова”.
Б. Дыханова “Запечатленный ангел” и
Очарованный странник” Н. С. Лескова”.
Исповедь как форма выражения характера и сознания центрального героя повести очарованный с. Художественное воплощение русского национального характера в повестях и рассказах лескова. Проблема русского национального характера в рассказе левша и повести очарованный странник. Изображение русского национального характера в произведении Леского Очарованный странник. Изображение русского национального хорактера в романе лескова очарованный странник. Изображение русского национального характера в романе Леского Очарованный странник. Воплощение черт русского национального характера в творчестве леского. Изображение русского национального характера в произведениях леского. Какую проблему в рассказе очарованный странник автор хотел показать. Н С Лесков Очарованный странник тема и основная мысль произведения. Очарованный странник особенности национального русского характера. Образ русского праведника в повести лескова очарованный странник. Разработка урока по повести Лескова Н С Очарованный странник. ЛЕСКОВ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОВЕСТЬ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК. Н С Лесков ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК.

Рефераты. очарованный странник” Н.с. Лескова
Рекомендуем


Рефераты. очарованный странник” Н.с. Лескова