Рефераты. Образы            Горя от ума
Образы Горя от ума

Образы Горя от ума

Образы Горя от ума


Елецкий
государственный педагогический институт
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Образы “Горя от ума”
Выполнил:
студент гр. Л-53
Скиперских А.В.
Научный
руководитель:
Харлампиди О.Д.
Елец,
1998
УСПЕХ
«Горя от ума», появившегося накануне  восстания декабристов,
был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству 
конца  нет», - так
охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки,
которой окружили комедию и ее автора передовые  русские люди двадцатых годов.
По словам
Пушкина, комедии «произвела
неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду
с первыми нашими поэтами». В мировой литературе
не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в
короткий срок снискали бы столь  несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали  социально-политическую актуальность комедии, воспринимая  ее как злободневное
произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей
главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала
национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными
средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический  конфликт бурного столкновения умного, благородного  и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой
реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым 
конфликт был жизненно правдив,
исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия
 крепостничества, живя интересами этих
людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно
наблюдать самое важное, характерное и волнующее
явление общественного быта своего времени -
борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.
После
Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного
движения дворянских
революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и
развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим
движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения
между молодыми глашатаями "свободной жизни» и
воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов
в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной
ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в
основу «Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и
этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим,
его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем
он немножко повыше прочих».
И далее
Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более
обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого
с фамусовским обществом, как это
общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса,
- Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном,
карбонарием, человеком, покушающимся на «законный»
государственный и  общественный
строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную
сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это
порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка
перебирает странности прежних знакомых, 
что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки
не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад,
кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой,
он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто
не поверил и все повторяют, голос общего 
недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той  девушки, для которой единственно он явился в
Москву, ему совершенно  объясняется, он
ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей
комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но
какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов
как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского
общества своей  эпохи - с раздиравшими
это общество противоречиями, кипением страстей,  враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической
картины  столкновения героя со средой
Грибоедов вместил громадную 
общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему
рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда -
необыкновенное богатство идейного  содержания комедии. В той
или иной форме
и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»  множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали 
и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное,
самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа,
придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших
судьбах России, русской государственности и русской
культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом
и гражданском долге, о новом понимании
личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах,
путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся
гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого  негодования на
зло и неправду, что комедия не могла не произвести
самого глубокого и разительного впечатления как в
передовых кругах русского общества,
так и в лагере реакционеров.
Комедия с
могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников.
Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с
них маску внешнего благолепия и благоприличия
и представить их на
суд людской разоблаченными от
всех  и всяческих
украшающих покровов. Грибоедов с
блеском выполнил эту дачу. Он
запечатлел  в
«Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием,
чванством и лакействам, мракобесием и нравственным
растлением.
Здесь, в этом
обществе, действовали
«знатные негодяи» 
и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и 
«зловещие старухи», ханжи и доносчики, объединенные,  как круговой порукой, непримиримой
враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к
малейшему проявлению независимой мысли и свободного
чувства. В этом мире без тени
смущения меняли крепостных рабов на
борзых собак, явным
грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в
мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных
вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира
жили по заветам и преданьям  «минувшего века» - «века покорности и
страха». «Мораль» их была основана на
пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении
слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, 
достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству
и шутовству в царском дворце.
Типичнейший
представитель этого мира - сам Фамусов,  воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий  своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову  все его родственники, приятели и гости.
В образе
полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного  «героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной
муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами,
орденами и богатой  невестой, воплощает
в себе дух реакционного «пруссачества»,  которое искусственно насаждалось
царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего
передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции  (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб
сам говорит о себе: «Я - школы
Фридриха...»).
Резкими,
типическими чертами очерчены и все остальные 
персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная
барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини
Хрюмины, княжеское семейство  Тугоуховских, Загорецкий -
светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической
полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут,
сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы
не отстать  от моды, в круг каких-то псевдолиберальных
болтунов,  Платон Михайловича
Горич - в прошлом приятель  Чацкого, человек опустившийся, инертный,
внутренне  примирившийся с Фамусовским миром.
Как свой принят
в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал
исключительно выразительный обобщенный
образ подлеца  и циника,
«низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако,
дойти до "степеней известных». Вся лакейская
«философия жизни" этого чинуши и подхалима, не
смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его
знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых
угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где
доведется жить,
 Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его,
который чистит платья,
Швейцару,
дворнику, для избежанья зла,
 Собаке дворника, чтоб ласкова
была.
Галерея
типических образов стародворянской, барской  Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии
непосредственно не действует, но только упоминается в
беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе
такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и
крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная
старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик
из Бордо», и клубные друзья Репетилова,
и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного  мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается
комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее,
имеют весьма важное значение для раскрытия содержания
 «Горя от ума», -
и это составляют одну из новаторских черт комедии.
Социальная
критика Грибоедова, развернутая в
"Горе от ума», по самой широте своей
и конкретности была явлением исключительным в литературе начала
XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы,  писавшие в
традициях классицизма, следовали
условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и
осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или
отвлеченную моральную категорию (к примеру,
только лихоимство, только невежество, только скупость, только
ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и
разоблачил  в духе социально-политических
идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической
России.
Злободневный
смысл грибоедовской критики сейчас,
конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он
ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время
комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно.
И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях»,  и вопрос о «ланкартачных
взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и
реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской  общественной жизни в период после наполеоновских  войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, -
все это имело самое актуальное значение, в  частности в декабристской среде, именно в те
годы, когда Грибоедов писал свою комедию. 
 Богатство и конкретность социального содержания,
вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х
годов, изображенной во всей ее исторической точности
и достоверности.
В  свое время (в 1865 году)
на это значение комедии обратил внимание Д.
И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни
дошел до той крайней границы, дальше которой
поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого
исследователя». И в этой связи Писарев совершенно 
справедливо заметил, что для того, чтобы
писатель,  поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным  наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным  мыслителем; надо из
окружающей вас пестроты лиц,  мыслей,
слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи,
что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что
втискивает  в свои рамки и видоизменяет
своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую
громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .
«Натура всяких
событий» - таков был, говоря словами Грибоедова, тот
жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он
не распылил  свою исследовательскою
наблюдательность по необозримому множеству
"всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, 
в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое
существо основного общественно-исторического 
конфликта эпохи. Будучи
действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями
века, он выбрал из  безграничного и
пестрого материала окружавшей его 
реальной жизни именно то, в
чем сосредоточился смысл  его эпохи: борьбу, которая с небывалым
ожесточением разгорелась между мертвящим
«духом рабства», проникавшим все и вся в
аракчеевско-фамусовском 
мире, и живительным «духом
времени», воодушевлявшим  молодое поколение патриотов и свободолюбцев.
Продолжив обличительную антикрепостническую
традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской
общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все
содержание которого  -
свидетельствовало
о  его социально-политической
направленности.
Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же
по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской
литературе «комедию политическую». Сближая  ее в этом смысле с комедией
Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам  в предреволюционной Франции, критика указывала, что
«Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры  вывели на сцену политические понятия и
привычки  обществ, в которых они жили,
меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'.
А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал
'
«Библиотека
для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А.
И. Герцен, говоря о
социально-историческом значении «Горя от ума», вспомнил в этой связи
о комедии Бомарше, имевшей, по
словам Герцена, значение "государственного переворота".
комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением
русской литературы XIX века» '.
Для подобной
оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что
«Горе от ума» является одним из самых замечательных памятников  русской и мировой обличительно-сатирической
литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое
 позитивное,
положительное  содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же
сильное  общественно-политическое
звучание, как и гневное разоблачение  крепостнического мира.
«Горе от ума»,
конечно, остается одним из шедевров карающей социальной
сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней,
потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых
идейно-художественных  позициях, всегда
обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного   идеала - общественного, политического,
морального.  Также и Грибоедов в «Горе
от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный  идеал, исполненный глубокого общественно-политического  смысла. Этот идеал нашел художественное
воплощение  в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.
Как писатель
национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но
непременно должен был отразить  в своей исторической картине и другую сторону
действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных  сил, подрывающих твердыни
самодержавно-крепостнического строя. 
Эта задача также
была блистательно выполнена Грибоедовым.
Идейное содержание «Горя от ума», конечно, 
не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана
действительно  широкая и во всех деталях
верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и
светлых ее сторон. Комедия отразила
не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по
ветхозаветным преданиям «времен Очаковских
и 
'
В. Ключевский. Курс
русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.
покоренья
Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось  движение декабристов, складывалась в России
революционная идеология.
Фамусовщина - это
реакция, косность, рутина, цинизм, 
устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают
все новое, тре­вожное, не укладывающееся в норму и
ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии,
посвященные фамусовскому миру, где
«Молчалины  блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно
разряду освежительной грозы, врывается Чацкий 
с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий
возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных;
им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу
усердно замалчивалось, - о 
вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую  речь подхватила вся передовая русская
литература XIX века.
Изображая
Чацкого человеком умным и благородным, 
человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем
«свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов
решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания
образа положительного  героя. Задачи
гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в
понимании  писателем декабристского
направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов
крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного
общественно-политического  воспитания,
возбуждать любовь к «общественному 
благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки,  но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов
ответил на оба эти требования, выдвинутые  самой жизнью и ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной
мысли Д. И. Писарева 
о том, что в «Горе от ума»
дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской
эпохи, следует
для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не
как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт.
Изучая   действительность как пытливей аналитик, он
отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал  свою точную и достоверную картину, пользуясь
приемами,  средствами и красками художественного  изображения. 
Он воплотил смысл подмеченного и изученного им
в художественных образах. И от этого нарисованная им
картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась  гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог
бы сделать это даже самый внимательный
ученый-исследователь. 
Когда правда
жизни становится содержанием искусства, 
сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще
более увеличивается. В том-то и состоит «тайна»
искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо  известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное,  даже примелькавшееся, будучи  преображенным великой обобщающей силой искусства  зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает  в своем значении,
раскрывается перед современниками  с
такой полнотой, которая раньше была им недоступна. 
«Горе от ума»,
конечно, одно из самых тенденциозных  произведений русской  мировой литературы. Грибоедов  поставил перед собою совершенно
определенную нравственно-воспитательную цель и был
озабочен тем, чтобы цель эта стала
ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума»,
что6ы высмеять и заклеймить  крепостнический мир, вместе с тем не менее важной  задачей было для Грибоедова раскрыть перед
читателем  и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства,
свои моральные и общественные идеи. 
Грибоедов не
отступил в "Горе от ума» перед открытой 
тенденциозностью, и она не нанесла
никакого ущерба  его созданию, ибо
никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит
искусству, если она будет художественно претворена,  если она будет  логично и естественно вытекать из существа и  содержания положенного в основу произведения конфликта,  из столкновения
страстей, мнений, характеров.
В «Горе от ума»
воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми
острыми, самыми злободневными  темами и
вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным
тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах,  в композиции, в сюжете в
речевых характеристиках,  короче говоря
- в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.
С этим связан
важный вопрос о том, как Грибоедов
решил основную проблему «формировавшегося художественного  реализма - проблему типичности.
Задача создания
типического характера в типических обстоятельствах, которую
ставит перед собой реалистическое  искусство, предусматривает вскрытие
смысла того явления социально-исторической действительности,
на котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума»
типична сама общественно-историческая ситуация,  поскольку она верно н глубоко отражает
конфликт, вполне характерный для данной
эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные
Грибоедовым.  В этой связи нужно
остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо
выражено существо той  новой, прогрессивной общественной силы, которая в  грибоедовское время вышла
на историческую сцену  с тем, чтобы вступить в решительную
борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе.
Художник-реалист зорко разглядел в
окружавшей  его действительности эту тогда еще только назревавщую 
силу и понял, что ей принадлежит
будущее.
Во времена
Грибоедова дело освободительной борьбы  осуществляли немногие «лучшие люди из дворян» (по
характеристике В.И. Ленина), далекие
от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело
не пропало,  потому что, как сказал Ленин, они
«...помогли разбудить  народ»',  потому что они подготовили дальнейший подъем  революционного движения в России.
' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений,
т. 23, стр. 398.
Пусть во времена
Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась
прочной основой  общественного
быта в самодержавно-крепостническом 
государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины,  Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но
как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была
обречена на умирание.  Чацких было еще
очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено
развиваться  и которая поэтому была
неодолима.
Поняв
закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных
образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду  жизни, создал типический образ «нового
человека»- общественного протестанта и борца - в типических
обстоятельствах  его исторического
времени.
Столь же типичны
и исторически характерны
представители  другого общественного
лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова,
Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня
Тугоуховская,  графиня
Хрюмина и все прочие
персонажи старобарской  Москвы, каждый по-своему, в
своем индивидуальном  художественном
воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той
социальной силы, которая стояла на
страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического
мира. 
Смело,
по-новаторски решив в «Горе от ума»
проблему  типичности. Грибоедов
тем самым с полной ясностью,  не
допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой
мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял  в своем лице растущую и
развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими  чертами. 
Грибоедов тем самым решил и политическую  проблему. В этом в первую очередь и
сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в
этом и проявилась с наибольшей  убедительностью идейная направленность его творчества.
 
Система художественных образов в комедии грибоедова горе от ума. Художественный образ горе от ума грибаедова. Система образов в произведении Горе от ума. Самый яркий эпизод в повести горе от ума. Характеристика героев Горе от ума. Тема и основная мысль горе от ума. Система образов в горе от ума. Горе от ума образы нравы идеи. Развернутый план Горе от ума. Женские образы в горе от ума. Горе от ума система образов. Реферат на тему горе от ума. Система оброзов горе от ума. Образы героев в горе от ума. Основные образы горе от ума.

Рефераты. Образы            Горя от ума
Рекомендуем


Рефераты. Образы            Горя от ума