Необыкновенная история И А Гончаров |
|
|
|
Необыкновенная история И А Гончаров
Необыкновенная история И А Гончаров
РЕФЕРАТ
“Необыкновенная
история”
И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея
СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове 2
2) “Обыкновенная история” 3
3) Список используемой литературы 8
О И.А.Гончарове
Обыкновенная
история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,
была первым
художественным
произведением И.А.Гончарова ,
появив-
шимся
в печати.
Над
Обыкновенной историей”
писатель работал в течении
трех лет.
В
статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-
1878)
он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846
мне оставалось дописать несколько
глав “. Гончаров несколько
вечеров
сряду
читал Белинскому свою “Нобыкновенную
историю”.Белинский был
в восторге от нового таланта,
выступавшего так блистательно. До того,
как
отдать свое произведение “на суд” Белинскому,
Гончаров несколько
раз
читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем
появиться
в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.
Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова
ния когда
огромную роль в
борьбе с феодально-крепостнической реак-
цией
играла передовая русская литература, Гончаров
писал : ”Крепостное
право,телесное
наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-
ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло
на очереди
в борьбе и на что были
устремлены главные силы русской ин-
теллигенции
тридцатых и сороковых годов”.
“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере-
сам
своего времени писателем. В
произведении нашли отражение измене
ния и
сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-
1840
гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-
чизны
, Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые
могли
бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.
“Обыкновенная история”
Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-
ной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности
дворянской
интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-
новного героя романа - Александра Адуева.
Почву, на которой вырас-
тало это
явление, художник видел в дворянско - поместном , крепостни
ческом
строе жизни , в барском помещичьем воспитании .
Романтическое восприятие жизни, возвышенные
отвлеченные мечты
о
славе и подвигах , о
необыкновенном, поэтические порывы -
кто не про
ходил в
какой - то мере через все это в
молодости , в “эпоху юношеских
волнений”.
Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как
извращают и уродуют
эти юношеские мечты и иллюзии
барски - крепост
ническое воспитание .
Молодой
Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-
лен
улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви
ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную
мечтательность. Перед
нами
один из тех “романтических ленивцев”,
барчуков ,которые привыкли
беспечно
жить за счет труда других. Цель и счастье
жизни молодой Адуев
видит
не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-
вышенном
существовании”. В имении Адуевых царят
тишина.. неподвиж-
ность...
благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се
бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать
карьеру и фортуну - в Петер-
бург”.
Вся фальшь житейских понятий Адуева
начинает раскрываться в ро-
мане уже
в первых столкновениях избалованного ленью и барством
пле-
мянника - мечтателя
с практическим и умным дядюшкой,
Петром Иваны-
чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь-
ко
что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов - сентиментальнос-
ти
, карикатурного преувеличения чувства
дружбы и любви, поэзия празд
ности
, семейная и домашняя ложь
напускных, в сущности небывалых
чувств
, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и
т.д.
Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-
рых
правов с обычными погрывами иности - к высокому,великому,изящ-
ному,
к эффектам, с жаждой высказать это в
трескучей прозе, всего более
в
стихах.
Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную,
беспочвенную
мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-
ность
никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,
забудь
эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но
молодой
герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ -
отвечает
он дядюшке. Характерно , что после
первой неудачи в любви
Адуев-младший
жалуется “на скуку жизни, пустоту души”.
Страница ро-
мана,
посвященные, описанию любовных похождений
героя, - разоблаче-
ние
эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на
все романтические позы, которые принимает герой перед
избранницами
своего сердца.
Восемь лет возился с Александром дядюшка. В
конце концов племянник
его становится
деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-
ный брак
по расчету. От былых “небесных”
и “вогзвышенных” чувств и
мечтаний не осталось и следа. Эволюция
характера Александра Адуева,
показанная в “Обыкновенной истории”, являлась
обыкновенной” для час-
ти дворянской
молодежи того времени.
Осудив романтика Александра
Адуева, Гончаров
противопоставил ему в романе другое, бесспорно по
ряду
черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ива-
новича
Адуева. Писатель, не бывший сторонником
революционного преоб-
разования феодально-крепостнической России, верил в
прогресс, основан-
ный на
деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-
ко в
произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль-
косуществовавшие
в реальной действительности противоречия,которые нес
ли с собой шедшие на смену “всероссийскому
застою” буржуазно - капита-
листические отношения. Отвергая романтизм
адуевского толка, писатель
вместе
с тем чувствовал неполноценность философии и
практики буржуаз-
ного
здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность
буржуазной морали аду-
евых-старших.
Петр Иваныч умен, деловит и по-своему
порядочный чело-
век”. Но он в высшей степени “безразличен к
человеку, к его нуждам, инте-
ресам”.”Смотрят,
что у человека в кармане да в петлице
фрака, а до осталь-
ного
и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-
вета
Александровна о своем супруге :”....что было главной целью его тру-
дов? Трудился ли он для общей человеческой цели,
исполняя заданный ему
судьбою
урок, или только для мелочных причин, чтобы
приобресть между
людьми
чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его
не
гнули
в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-
говаривать
не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на-
до
дело делать”.
Александр и Петр Иваныч Адуевы
противопоставлены не только как про-
винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и
как два психоло-
гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-
гой -
ледян до ожесточения”, - говорит Лизавета
Александровна о племян-
нике
и муже.
Гончаров стремился найти идеал, то есть
нормальный тип человека не в
Адуеве-старшем
и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем,
в гармо-
нии “ума”
и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-
ты
Александровны Адуевой, несмотря на то,
что “век” ее “заел” , по спра-
ведливому
замечанию Белинского, Петр Иваныч.
К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету
Александровну,
но и Наденьку.
Дочь несколькими шагами - впереди матери.
Она без спросу полюбила
Адуева
и почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили-
чия,
считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми
ром и
самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.
Это ее
послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,
но мелко
самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.
И она приняла бы его, вышла бы
замуж - и все пошло бы обычным ходом.
Но
явиласчь фигура графа,
сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька
увидала
, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-
ре,
ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-
ких
идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-
деть
только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми
танцевала
, немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.
Она
ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только
пи-
шет
сносные стихи, но о них ни
кто не знает , да еще дуется про себя на
графа
за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-
ла на
сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской
девушки
- безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее
авторитета
матери.
Но
тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего
сознания
не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент
эпохи
был моментом неведения.
“Обыкновенная история” сразу же
поставила Гончарова в первый ряд
прогрессивных
писателей-реалистов. В “Обыкновенной
истории” в полной
мере сказался
сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма-
стера
русского реалистического романа.
Список используемой
литературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов
|
|
|