|
Некрасов
Некрасов
Поиск положительного героя в творчестве
Некрасова
Лирический герой Некрасова почти всегда
человек надломленный, раздираемый
внутренними противоречиями,
мучимый своим несовершенством.
Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно
исповедовался читателю, заставлял его искать
среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать
высокий образ "рыцаря без страха и
упрека".
То, что мы привыкли определять как "образ положительного
героя',
и в
малой степени не
передает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный то в собирательном образе
Гражданина, призывающего Поэта:
"на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего
"любить - ненавидя '...
Образ
ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно
меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот ГЕРОЙ
в пореформенную эпоху,
в некрасовском творчестве 6О-х годов.
Прошло
совсем немного времени
после проведения
демократических реформ - и стало ясно:
общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе,
возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне
звучит нечто новое: надлом, разочарование. И не только
в возможности все разом изменить:
переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя
кого жил и боролся, - в самом НАРОДЕ:
Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не
воплощение вечных человеческих добродетелей -
он меняется. в
зависимости от требований
эпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя
народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ увиделся
Некрасову не только страдающим, но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное
рабство?!
Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел
к
пониманию всей противоречивой
глубины народного характера. Ведь 60-е годы - время особой увлеченности народной
темой: в народе искали ответы на все
вопросы, в нем видели исток
и надежду, полагая, что все
- и духовное, и социальное сосредоточено
в этом совершенно непознанном субъекте,
в terra incognita - в демосе.
В лирике
Некрасова в то
время призывы к
освобождению народа от
крепостной зависимости стоят
рядом с размышлениями о том, что даст
народу эта свобода,
как он ее примет, как осознает. Посмотрите: его персонажи
сейчас - подчеркнуто безответные,
забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы и строители железной дороги ("Железная дорога", 1864 г.),
которые, подобно древним
рабам Египта, отдали здоровье,
силы, а многие
и жизнь на
строительстве, а потом легко
позволили себя обмануть
управляющему; и ходоки
("Размышления у парадного
подъезда", 1858 г,):
шли
в столицу
за правдой и легко
уходят, непущенные даже
на порог "роскошных палат..."
Автор не только и не столько
жалеет их, сколько
пишется понять, в
чем причина их долготерпения,
где его предел и есть ли он:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон
бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, Создал
песню, подобную стону,
И
духовно навеки почил?.
("Размышления
у парадного подъезда", 1858г'.)
Одним из
главных духовных ориентиров
Некрасова был
Лермонтов.
Вспомните горестную лермонтовскую "благодарность": "За жар
души, растраченный в пустыне";
вспомните его Пророка осмеянного, побиваемого каменьями за то,
что посмел провозглашать
"любви и правды
чистые ученья '. Та же мука
впустую
растраченного душевного жара,
то же неизбывное
страдание
пророка, не услышанного своим
народом, не узнанного им, звучат в
каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.
Художественное своеобразие поэмы
"Кому на
Руси
жить хорошо?"
Поэма "Кому на Руси жить
хорошо?" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она
стала своеобразным
художественным
итогом более чем тридцатилетней работы
автора.
Все
мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;
заново осмыслены все волновавшие его
проблемы; использованы высшие
его
художественные
достижения.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав
писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы
1862 года, поэму об освобождающемся,
возрождающемся народе, Некрасов
бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски "счастливцев" на
Руси увели его
из современности к
истокам:
поэт стремится осознать не только результаты
отмены крепостного права,
но и
саму философскую природу понятий
СЧАСТЬЕ,
СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления
невозможно понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра
объясняет фрагментарность поэмы,
построенной из внутренне открытых глав.
Объединенная образом-символом дороги,
поэма распадается на истории,
судьбы десятков людей. Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его
исторический путь от рабства к
свободе. Именно поэтому лишь в
последней главе появляется образ "народного заступника"
Гриши
Добросклонова
- того, кто поведет людей на волю.
Лишь к
этому моменту сам
автор полностью увидел
композиционное
и художественное решение своей поэмы и,
умирая, сожалел, что не успевает
воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, - говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на
Руси..." Теперь я вижу, что это
такая вещь, которая только целиком
будет иметь свое значение."
Авторская задача определила не только.жанровое
новаторство,
но и
все своеобразие поэтики
произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о
народной жизни он
целиком строит на
фольклорной
основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить хорошо?" в той
или иной степени "задействованы" все основные
жанры
фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в
поэме? У фольклора свои особые
идеи, стиль, приемы, своя образная система,
свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от
художественной литературы -
отсутствие в нем авторства: народ
слагает, народ рассказывает, народ слушает. В фольклоре авторскую пози
Художественное
своеобразие поэмы "Кому на Руси
жить хорошо?"
Поэма "Кому на Руси жить
хорошо?" занимает центральное место в творчестве
Некрасова. Она стала своеобразным
художественным
итогом более чем тридцатилетней работы
автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все
волновавшие его проблемы;
использованы высшие его
художественные
достижения.
Некрасов не только
создал особый жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав
писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы
1862 года, поэму об освобождающемся,
возрождающемся народе, Некрасов
бесконечно расширил
первоначальный замысел. Поиски "счастливцев" на
Руси увели его
из современности к истокам: поэт
стремится осознать не только
результаты отмены крепостного
права, но и саму философскую
природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ,
ибо вне этого философского
осмысления
невозможно понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра
объясняет фрагментарность поэмы,
построенной из внутренне открытых глав.
Объединенная образом-символом дороги,
поэма распадается на истории,
судьбы десятков людей. Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его
исторический путь от рабства к
свободе. Именно поэтому лишь в
последней главе появляется
образ "народного заступника" Гриши
Добросклонова
- того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только.жанровое новаторство, но и
все своеобразие поэтики
произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о
народной жизни он
целиком строит на
фольклорной
основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить хорошо?" в той
или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора:
сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в
поэме? У фольклора свои особые
идеи, стиль, приемы, своя образная
система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от
художественной литературы - отсутствие в нем
авторства: народ слагает,
народ рассказывает, народ слушает. В фольклоре
авторскую позицию заменяет
нечто принципиально иное
- общенародная мораль.
Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой природе
устного народного творчества.
Авторская литература обращается
к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда
само произведение обращено не только к интеллигенции (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти
задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить
хорошо?"
И еще
один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустное творчество не знает
понятия
"канонический
текст": каждый слушатель становится соавтором произведения,
посвоему пересказывая его. К
такому активному сотворчеству
автора и читателя и стремился Некрасов.
Именно поэтому его поэма написана
"свободным языком, максимально приближенным к простонародной речи. "Стих поэмы исследователи называют
"гениальной находкой" Некрасова.
Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от
рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив
всю его меткость,
афористичность и особые
поговорочные обороты;
органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания,
элементы народной сказки (волшебная
скатерть-самобранка
потчует странников); искусно
воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные
монологи крестьянских ораторов, и
вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,
Красочные народные сцены,
полные жизни и движения,
множество
характерных лиц и фигур... -
все это создает
неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы, в
которой как бы исчезает голос самого автора,
а вместо него слышны голоса и
речи
бесчисленных его персонажей" .
|
|
|