Рефераты. Некрасов
Некрасов

Некрасов

Некрасов


  Поиск положительного героя в творчестве
Некрасова
      Лирический герой    Некрасова    почти   всегда  
человек надломленный, раздираемый 
внутренними противоречиями, 
мучимый своим несовершенством.  
Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно
исповедовался читателю, заставлял его искать  
среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать
высокий образ "рыцаря без страха и 
упрека".
То, что  мы привыкли определять как "образ положительного
героя',
и   в 
малой  степени  не 
передает  возвышенный  идеал некрасовской лирики,    воплощенный  то  в собирательном образе
Гражданина, призывающего  Поэта:
"на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего
"любить - ненавидя '...
      Образ
ГЕРОЯ в творчестве  Некрасова  постоянно 
меняется: ведь меняется   время,   меняется Россия,  меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот  ГЕРОЙ 
в  пореформенную  эпоху,  
в некрасовском творчестве 6О-х годов.
      Прошло
совсем    немного    времени   
после   проведения
демократических реформ - и стало ясно: 
общество  обмануто.   И Некрасов, так  поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе,
возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако  теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне
звучит нечто новое:  надлом,  разочарование.   И  не  только 
в возможности все   разом  изменить: 
переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя
кого жил и боролся, -   в самом НАРОДЕ:
     Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не
воплощение вечных человеческих добродетелей - 
он  меняется.   в 
зависимости  от требований
эпохи,    в  зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя
народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ   увиделся 
Некрасову  не  только страдающим,  но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное
рабство?!
Некрасов первый  из русских литераторов так близко подошел
к
пониманию всей противоречивой 
глубины  народного  характера. Ведь 60-е   годы - время особой увлеченности народной
темой:  в народе искали ответы на все
вопросы,   в  нем  видели  исток 
и надежду, полагая,     что  все 
-  и  духовное,  и социальное ­сосредоточено
в этом совершенно непознанном субъекте, 
в  terra incognita - в демосе.
В   лирике  
Некрасова   в   то  
время   призывы   к  
освобождению  народа от  
крепостной   зависимости   стоят  
рядом   с   размышлениями   о   том,  что даст 
народу  эта  свобода, 
как  он  ее  примет,  как осознает.  Посмотрите: его персонажи  
сейчас   -   подчеркнуто   безответные,  
забитые   люди,   безропотно   принимающие   любые    унижения.   Таковы    и   строители    железной   дороги   ("Железная   дорога",   1864   г.),  
которые,   подобно   древним  
рабам Египта,  отдали  здоровье,  
силы,  а   многие 
и   жизнь  на  
строительстве,  а потом   легко  
позволили   себя   обмануть  
управляющему;   и   ходоки  
("Размышления  у  парадного 
подъезда",  1858  г,): 
шли 
в   столицу 
за   правдой  и легко 
уходят,   непущенные  даже  
на  порог   "роскошных  палат..."  
Автор  не только  и  не  столько 
жалеет  их,  сколько 
пишется   понять,  в  
чем  причина их долготерпения,
где его предел и есть ли он:
        Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон
бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, ­Создал
песню, подобную стону,
        И
духовно навеки почил?.
                                 ("Размышления
у парадного подъезда", 1858г'.)
     Одним из  
главных   духовных   ориентиров 
Некрасова  был
Лермонтов.
Вспомните  горестную лермонтовскую  "благодарность": "За жар
души,  растраченный в пустыне";
вспомните его Пророка ­осмеянного, побиваемого    каменьями   за   то,   
что   посмел провозглашать
"любви             и  правды 
чистые  ученья '.  Та же мука
впустую
растраченного  душевного  жара,  
то   же   неизбывное
страдание
пророка,  не услышанного своим
народом,  не узнанного им, звучат в
каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.
             Художественное своеобразие поэмы
"Кому  на
Руси
жить хорошо?"
     Поэма "Кому  на  Руси  жить 
хорошо?" занимает центральное место в   творчестве         Некрасова.    Она  
стала   своеобразным
художественным
итогом  более чем тридцатилетней работы
автора.
Все
мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; 
заново  осмыслены все волновавшие  его  
проблемы;   использованы  высшие 
его
художественные
достижения.
     Некрасов не   только      создал      особый      жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав 
писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы
1862   года,  поэму об освобождающемся, 
возрождающемся народе, Некрасов 
бесконечно расширил  первоначальный  замысел. Поиски "счастливцев"        на 
Руси  увели  его 
из современности к
истокам:
поэт  стремится осознать не только  результаты 
отмены крепостного права,            
но  и 
саму  философскую  природу понятий
СЧАСТЬЕ,
СВОБОДА,  ЧЕСТЬ,  ПОКОЙ,  ибо вне этого  философского
осмысления
невозможно  понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
     Принципиальная новизна   жанра 
объясняет  фрагментарность поэмы,
построенной  из внутренне открытых  глав.  
Объединенная образом-символом дороги, 
поэма распадается на истории, 
судьбы десятков людей.  Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,  легенды или романа.  Все вместе, в единстве своем, они  составляют судьбу русского народа, его
исторический путь от   рабства  к 
свободе.  Именно поэтому лишь в
последней главе появляется      образ   "народного    заступника"   
Гриши
Добросклонова
- того, кто поведет людей на волю.
     Лишь к 
этому  моменту   сам  
автор   полностью   увидел
композиционное
и художественное решение своей поэмы и, 
умирая, сожалел, что  не успевает
воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, -  говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на
Руси..." Теперь я вижу,  что это
такая  вещь,   которая  только целиком
будет иметь свое значение."
     Авторская задача   определила     не     только.жанровое
новаторство,
но    и 
все  своеобразие  поэтики 
произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму        о 
народной  жизни  он 
целиком  строит  на
фольклорной
основе.  Обратите внимание:  в "Кому на  Руси  жить хорошо?" в     той 
или иной степени "задействованы" все основные
жанры
фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
     Каково же место и значение фольклора в
поэме?  У фольклора свои особые
идеи,  стиль,  приемы,  своя образная система,
свои законы и   свои  художественные  средства.   Самое  же основное отличие фольклора от
художественной литературы - 
отсутствие  в нем авторства:    народ 
слагает,   народ  рассказывает,  народ слушает. В фольклоре авторскую пози
Художественное
своеобразие поэмы "Кому  на Руси
жить хорошо?"
     Поэма "Кому  на  Руси  жить 
хорошо?" занимает центральное место в   творчестве  
Некрасова.    Она           стала   своеобразным
художественным
итогом   более чем тридцатилетней работы
автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;  заново  осмыслены все
волновавшие    его   проблемы;  
использованы  высшие  его
художественные
достижения.
     Некрасов не      только     
создал      особый      жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав 
писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы
1862   года,  поэму об освобождающемся, 
возрождающемся народе, Некрасов 
бесконечно расширил 
первоначальный  замысел. Поиски "счастливцев"   на 
Руси  увели  его 
из современности к истокам: поэт 
стремится осознать не только 
результаты  отмены крепостного
права,    но  и  саму  философскую 
природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,  ЧЕСТЬ,  ПОКОЙ, 
ибо вне этого  философского
осмысления
невозможно  понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
     Принципиальная новизна   жанра 
объясняет  фрагментарность поэмы,
построенной  из внутренне открытых  глав.  
Объединенная образом-символом дороги, 
поэма распадается на истории, 
судьбы десятков людей.  Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,  легенды или романа.  Все вместе, в единстве своем, они  составляют судьбу русского народа, его
исторический путь от   рабства  к 
свободе.  Именно поэтому лишь в
последней главе появляется            
образ   "народного  заступника"    Гриши
Добросклонова
- того, кто поведет людей на волю.
     Авторская задача     определила     не     только.жанровое новаторство, но   и 
все  своеобразие  поэтики 
произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму              о 
народной  жизни  он 
целиком  строит  на
фольклорной
основе.  Обратите внимание:  в "Кому на  Руси  жить хорошо?" в   той 
или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора:
сказка, песня, былина, сказание.
     Каково же место и значение фольклора в
поэме?  У фольклора свои особые
идеи,  стиль,  приемы,  своя образная
система, свои законы и   свои  художественные  средства.   Самое  же основное отличие фольклора от
художественной литературы -  отсутствие  в нем
авторства:    народ  слагает,  
народ  рассказывает,  народ слушает. В    фольклоре 
авторскую   позицию   заменяет  
нечто принципиально иное   
-  общенародная  мораль.  
Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой  природе 
устного  народного творчества.
     Авторская литература  обращается  
к   фольклору,    когда необходимо глубже  проникнуть в суть общенародной морали; когда
само произведение обращено не только к интеллигенции  (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти
задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить
хорошо?"
     И еще 
один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора.      Изустное   творчество    не   знает  
понятия
"канонический
текст":    каждый  слушатель становится соавтором произведения,
посвоему  пересказывая его.  К 
такому  активному сотворчеству
автора   и  читателя и стремился Некрасов. 
Именно поэтому его  поэма  написана 
"свободным  языком,   максимально приближенным к  простонародной речи.  "Стих поэмы исследователи называют
"гениальной находкой" Некрасова. 
Свободный  и  гибкий стихотворный размер, независимость от
рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка,  сохранив 
всю  его меткость,
афористичность      и  особые 
поговорочные  обороты;
органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания,
элементы          народной           сказки    (волшебная
скатерть-самобранка
потчует странников); искусно 
воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные
монологи крестьянских    ораторов,    и  
вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,
     Красочные народные  сцены,  
полные  жизни и   движения,
множество
характерных  лиц  и  фигур...  - 
все  это  создает
неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы,  в
которой как бы исчезает голос           самого  автора, 
а вместо него слышны голоса и
речи
бесчисленных его персонажей"       .

Рефераты. Некрасов
Рекомендуем


Рефераты. Некрасов