Рефераты.
"мотив искушения" в творчестве Ф.м. Достоевского (“преступление и наказание”, “идиот”, “бесы”, “братья Карамазовы”)

"мотив искушения" в творчестве Ф.м. Достоевского (“преступление и наказание”, “идиот”, “бесы”, “братья Карамазовы”)

"мотив искушения" в творчестве Ф.м. Достоевского (“преступление и наказание”, “идиот”, “бесы”, “братья Карамазовы”)


"Мотив искушения" в творчестве Ф.М. Достоевского
(“Преступление
и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”)
Мотив искушения в житиях святых и романах Ф.М. Достоевского будет рассмотрен
нами в связи со следующим семантическим комплексом: соблазн, прельщение,
обольщение, обаяние, волшебство, наваждение, смущение, внушение.
Интересующий нас мотив, актуализируя тему борьбы Божьего и бесовского начал,
связан как с образом святого, так и с образом грешника в житиях.
Например, в “Житии Бориса и Глеба”
мотив соблазна, прежде всего, помогает раскрытию образа Святополка и связан со
значимыми событиями его жизни (рождение, борьба за власть, смерть). Через
рассматриваемый мотив противопоставляются образы святых и грешника, выбравшего
неправый” и “немирный” путь.
Однако после убийства Бориса у Святополка ещё остаётся возможность спастись.
Но герой не чувствует раскаяния, более того, он не верит, что Бог может
простить его. Святополк считает, что уже грех его матери “
не очистится


Так уж пусть я буду изглажен в книге живота

1
. Благодаря
интересующему нас мотиву создаётся ситуация сознательного выбора героем
подданства у беса — тогда и “
вошёл в его сердце сатана
.
Примечательно, что слуги Святополка ещё чувствуют душевное сотрясение во
время убийства Бориса. К Глебу же они подступают с омрачёнными лицами, уже как
бы и не чувствуя ничего. Не случайно именно с этого момента в житии слуги
начинают сравниваться с бесами.
Мотив соблазна, отчасти, подготавливает и ситуацию страшной смерти
Святополка, на которого “напал бес”, наказывающий и убивающий нераскаявшегося
грешника.
В романе “Бесы” рассматриваемый мотив также подготавливает момент
окончательного подчинения Николая Ставрогина бесовскому началу.
Мотив соблазна связан с событиями преступной жизни героя, дающего волю своим
сладострастным желаниям, доходящим в нём до “
до совершенного огня
. Иван
Шатов считает, что Ставрогин женился на Лебядкиной, прежде всего, по “
сладострастию
нравственному
(он вступает в брак после растления Матрёши). В исповеди
Ставрогин признаётся, что хотел как-нибудь искалечить свою жизнь, поэтому и
женился на Хромоножке. После нескольких лет “угловой” Петербургской жизни он
отправляется в губернию к матери, где, совершив несколько гнусных поступков,
заболевает белой горячкой. В болезни, явившейся следствием “
нервного надрыва
,
герой ведёт себя как одержимый. Однако он не умирает и не сходит окончательно с
ума: для Ставрогина остаётся возможность изменить свою жизнь. Не случайно позже
герой ищет для себя исход в исповеди (при этом в главе “У Тихона” он отвергает
единственный путь спасения — многолетнее тайное послушничество). Но Ставрогин
множеством нитей связан с бесовским миром: в галлюцинациях героя пугает
бесёнок, наяву сеть вокруг него плетёт Верховенский.
Последнего тянет к Ставрогину его демоническая сущность. В борьбе за
окончательное отлучение героя от Бога Верховенский прибегает к третьему
дьяволову искушению. В то же время он предлагает Ставрогину исправить
искалеченную браком с Хромоножкой жизнь — убить Лебядкиных. Причём, их смерть
связана с соблазнением Лизы Тушиной, прельстившейся выдуманным Верховенским
образом Ставрогина. Интересующий нас мотив предопределяет нежелание Лизы
воскресать” вместе с героем.

Кровопийца
Ставрогин оказывается “
инертной массой
, как и
члены “пятёрки”, чувствующие, что “
попали в паутину к огромному пауку
.
Герой, отказываясь от подвижничества, “бросается” в новое преступление,
обрекая себя на гибель. Ставрогин нужен Верховенскому для реализации “
обаятельной
идейки
разрушения. Однако “
политический обольститель
вовсе не
нуждается в живом Ставрогине — ему нужен Иван Филиппович бог Саваоф, “
в
колеснице на небо
вознёсшийся. Не случайно Верховенский несколько раз угрожает
повесить Ставрогина. Рассматриваемый мотив подготавливает ситуацию смерти
героя, попавшего под власть “паука” – Верховенского, торжествующего в
обезбоженном пространстве романа”.
В романе “Бесы” мотив соблазна способствует решению образа Ставрогина как
нераскаявшегося грешника. Однако рассматриваемый мотив может быть связан и с
образом святого, имеющего опыт греховной жизни. Так, в романе “Братья
Карамазовы” привлекает внимание образ старца Зосимы. Его житие по характеру
разработки интересующего нас мотива сближается, например, с “Житием Марии
Египетской”.
Подвижница признаётся иноку Зосиме, что много лет “
всегда была одержима
желанием ещё более погрязнуть в тине блуда: ¼ видела жизнь в постоянном
бесчестии

2
. Стремление героини к греху долгое время закрывает
для неё ту грань, где человек может встретиться с высшим духовным началом.
Интересно, что рассматриваемый мотив обуславливает и отъезд Марии в
Иерусалим на праздник Воздвижения Честного Креста Господня. И именно в
Иерусалиме, в церковном притворе, Мария осознаёт всю преступность своей жизни.
Лишь отказавшись от блудных помыслов, она может войти в церковь. Марии
открывается как бы новое жизненное пространство, связанное с подвижничеством и
крестной мукой.
Через интересующий нас мотив в житии создаются ситуации, в которых
испытывается приверженность героини Богу. Святая уже не может уступить
смущавшим её желаниям на пути духовного самосовершенствования, когда меняется
её ценностная позиция в мире. По существу, во многом необходимость подвига Марии
возникает благодаря мотиву соблазна.
Так, и для старца Зосимы в романе “Братья Карамазовы” после того, как герой
преодолел “
соблазны ¼ развратной жизни
, значимым становится
совершение подвига. Отъезд старца из дома связан с его выходом к “пространству”
греха и искушений. С “новым воспитанием” он принимает ложные идеи и мнения.
Зосима под действием соблазна совершает всё новые и новые преступления (“
запылав
отмщением
, он ввергает человека в “
великий и смертный грех
, со “
зверскою
жестокостью
бьёт Афанасия). Преображение старца начинается после
совершения им самого худшего его поступка — пощёчины денщику. Переменив свой
взгляд на мирскую жизнь, Зосима становится монахом. Он выводит свою душу “
на
подвиг братолюбивого общения
из “тьмы” — человеческого обособления и
уединения.
В житии Зосимы, как и в житии Марии Египетской, интересующий нас мотив
помогает выражению идеи отказа героев от мирской жизни ради жизни в Боге.
Однако, в житиях рассматриваемый мотив может организовывать ситуацию падения
героя, уже начавшего подвижническую жизнь.
Например, в “Житии Никиты затворника” герой, уже приняв иночество, не
избавляется от преувеличенного понимания своей личности. Не случайно, вопреки
желанию игумена, он уходит в затвор (тема затворничества в житии связывается с
мотивом соблазна). Интересующий на с мотив представляет внутренний мир Никиты
как мир без Бога; герой не готов к совершению иноческого подвига. Не случайно в
пещере он прельщается скорыми плодами своих трудов. Услышав голос, молящийся
вместе с ним, он посчитал себя достойным Божественных откровений. Когда бес
повелел герою больше не молиться, затворник “
ещё больше прельстился¼
.
Никита вместо того, чтобы творить молитвы, по совету беса, начинает читать
еврейские книги и Ветхий завет. Благодаря интересующему нас мотиву создаётся
представление о герое как о “
премудром и пророке
, но тогда же он и
теряет свою волю (бесовский мир глумится над затворником). “
Придя в себя
молитвами святых отцов

3
, Никита покаялся и начал проводить “
чистое
и смиренное житие
. Лишь после того как “
искушён он был
, подвижник
смиряет свою гордыню и оказывается достойным “
венца вечной жизни
.
Как и в “Житии Никиты затворника”, в романе “Преступление и наказание” мотив
соблазна обуславливает значимую подмену представлений о человеческом подвиге.
Так, следователь Порфирий Петрович почитает Раскольникова за мученика.
Однако герой увлекается “
соблазнительной дерзостью
мечты о деянии
необыкновенного человека. Раскольников не сразу обретает Бога в своей душе, не
случайно Соня Мармеладова назвала героя богохульником. Через рассматриваемый
мотив связывается идея Раскольникова с особым нравственным состоянием — его “
помрачением
,
стеснённостью его ума и души.
Однако, ещё до убийства, герой осознаёт всё безобразие своей теории, он
выдерживает муку борьбы с самим собой. Но даже после сна о кляче герой не может
совершенно отказаться от проклятой мечты. После встречи с Лизаветой
Раскольников теряет свободу воли. Его, попавшего во власть чёрта, “съедает”
идея.
Бес прилепляется к Раскольникову с того момента, когда герой поддался греховному
помыслу. Ещё сердцу своей покойной невесты он сообщил многое из того, что потом
так позорно сбылось. Толчком к развитию идеи героя становится знакомство со
старухой – “
ведьмой
, которую Раскольников сравнивает с пауком. Мотив
соблазна помогает раскрытию истинной сущности деяния героя. Именно процентщица,
прежде всего, искушает Раскольникова, сближаясь в этом с Лужиным и
Свидригайловым, соблазнявшими Дуню Раскольникову.
Свидригайлов понимает, что птичка сама лежит “в сетку”, когда героиня
решается на подвиг самопожертвования. Причём, спасение погибающего человека
едва не обернулось для неё падением. В то же время она готова продать себя
Лужину, на чьи деньги польстилась. А мысль о героине “
соблазнительно
занозила
сердце её жениха.
Близость образов Раскольникова и его сестры обуславливает понимание поступка
героя как грязного преступления, а не как подвига. Причём, отступившись от
Бога, Раскольников становится жертвой бесовского мира.
Именно старуха глумится над героем в его сне (непрерывный хохот процентщицы
корреспондирует с насмешкой чёрта). А Свидригайлов со сладострастным
наслаждением мучает героя рассказом о своих гнусных поступках. С особой
тщательностью он раскрывает сущность его отношений с Дуней Раскольниковой. И
оговор Лужиным Сони Мармеладовой опять же больно отзывается в душе
Раскольникова.
Вообще близость героини к бесовскому миру искажает её облик. Так, после
первой встречи с нею в памяти Раскольникова отразился образ “
совсем другого
лица
, ведь Соня Мармеладова появилась в наряде проститутки. Позже герой
поймёт, что разврат, “
одурманивающий ум и окаменяющий сердце
, коснулся
героиню “
чисто механически
. В то же время Лужин обвиняет её в воровстве
(соблазне деньгами), указывая на её “
общественное положение
.
Мотив соблазна связан с ситуацией испытания Сониного смирения и
подготавливает вопрос Раскольникова о Лужине и Катерине Ивановне. Во многом
осознание собственной греховности ограждает Соню Мармеладову от преувеличенного
понимания человеческой личности, поэтому она и говорит Раскольникову о том, что
человек не имеет права решать, кому жить, а кому умереть. Однако для героя её
бессилие перед Лужиным является как бы свидетельством верности его идеи.
Поэтому Раскольникову лишь остаётся обвинять себя в малодушии. А Лужин, мучая
Соню, глумится и над героем, в душе которого с особой силой возникла
потребность исповедать свой грех.
Интересующий нас мотив обуславливает и неприятие Раскольниковым
необходимости явиться с повинной. Не случайно рассматриваемый мотив связан с
истязаниями героя у следователя Порфирия Петровича. В этом смысле значимы,
прежде всего, сцены разговора Раскольникова с Заметовым и посещение героем
квартиры старухи, уже после её убийства. Благодаря мотиву соблазна в сознании
Раскольникова соединяются образы следователя и процентщицы. Не случайно герою
трудно принять совет Порфирия Петровича — явиться с повинной.
Рассматриваемый мотив создаёт ощущение безвыходности положения
Раскольникова. Оскорбившись насмешкой чёрта, он приходит к Соне Мармеладовой и
не принимает её слов. Встреча со Свидригайловым рождает в его душе отвращение к
бесовскому миру. Раскольников едва не решается на самоубийство, однако всё же
находит в себе силы для явки с повинной. Значимо, что мотив соблазна объединяет
образы Раскольникова и маляра Миколки. Миколка объясняет убийство процентщицы “
омрачением

и соглашается искупить чужой грех страданием. Так, рассматриваемый мотив,
отчасти, подготавливает и тот момент, когда Раскольников “
Бога и веру найдёт
.
Если в романе “Преступление и наказание” рассматриваемый мотив связан с
ситуацией падения героя, то в романе “Братья Карамазовы” — с ситуацией едва не
состоявшегося падения Алёши Карамазова — кризисной минутой в жизни героя.
Сюжетная линия послушника сближается, например, с сложной линией святого
Феодора в “Житии Феодора и Василия”.
Интересующий нас мотив вносит диссонанс в жизнь подвижника, которого
одолевает бес как инициатор проделок с сокровищем. Соблазнившись, Феодор
пожалел о розданном нищим при поступлении в монастырь богатстве. Однако герой
сумел преодолеть смущение (он раскаялся после рассказа святого Василия о
сребролюбце).
В то же время мотив соблазна связан и с дальнейшей подвижнической жизнью
Феодора. Бес вновь влагает в его душу помысел о сокровище, более того, чёрт
является подвижнику в образе Василия, умело скрывая свою истинную сущность под
чужим обликом. Феодор доверяется бесу, обещавшему ему обольстительный вариант
жизни “
в другой стране
. Герой едва не покинул монастырь с сокровищем,
данным ему чёртом. От “
рва погибели
инока спасает новое вмешательство
Василия, распознавшего бесовские козни.
С тех пор Феодор научился побеждать соблазны бесов, а искушавших его демонов
он заставляет работать на братию. Благодаря Василию святой преодолевает
кризисные минуты в своей жизни, и не только не гибнет, но и достигает духовного
совершенства.
Алёше Карамазову, как и святому Феодору, предстоит осознанная борьба с
губительными страстями и помыслами. Более того, выбор героем подвижнического
пути делает эту борьбу необходимой, ибо послушнику предстоит преодолеть “
смущение
и мрак
, которые он найдёт “в миру” и в монастыре.
Герой понимает, что он и “
сам Карамазов
, сын неблагочестивого отца.
Иван Карамазов считает, что старик “
встал на сладострастии как на камне
.
По мысли Ракитина, и Алёша содержит в себе сладострастника. Не случайно
послушник смущается при упоминании о Груше.
Однако герой чувствует смущение и тогда, когда ждёт, что Иван захочет
познакомиться с ним поближе. Брат Алёши в романе, по существу, проповедует
безбожие, хоть и говорит, что только “мира Божьего” не принимает. Причём, и
послушник в разговоре с Лизой признаёт, что, может, в Бога и не верует.
Не случайно брат стремится занять место в сердце послушника, предлагая ему
свою теорию взамен учения старца. Однако само появление этой теории связано с
мотивом соблазна: Иван выбирает лишь примеры дисгармоничных человеческих
отношений. Не случайно герой принимает “
бесовский хаос
за Божий мир.
Интересно, что в момент своего “
минутного кризиса
Алёша Карамазов
тоже отказывается принимать “
мир Божий
. Не случайно с этой минутой в
жизни героя связан интересующий нас мотив: Алёша смущается тлением тела старца.
Прилепившийся к послушнику Ракитин понимает, что в жизни героя “
такая
минутка вышла
и увлекает его к Груше. Томящийся “
инфернальными изгибами
,
Митя Карамазов связывает “
гибель и мрак
со “
смрадным переулком и
инфернальницей
. Так, и возроптавшему на Бога послушнику нужна “
душа
злая
блудница Груша.
Героиня и сама понимает, что зависит от бесовского мира (её с Самсоновым “
сатана¼
венчал
). Желая обольстить Алёшу, она обещает Ракитину плату за позор
послушника. А Ракитин стремится погубить героя, тем самым решив исход его
кризиса.
Однако Алёша оказывается способным преодолеть и теорию Ивана, и страх
женщины. Он становится на всю жизнь крепким бойцом. И, после посмертного
явления старца, послушника больше не мучает вопрос, почему Зосима посылает его
в мир”. Не только потому, что от соблазна Алёша не смог уберечься и в
монастыре, но и потому, что герой признал правоту учения старца о мире и человеке.
Не случайно Алёша отправляется из монастыря на великое послушание “в миру” уже
после того, как нашёл в себе силы для борьбы с соблазном.
Князь Мышкин в романе “Идиот” тоже приходит “к людям”, чтобы исполнить своё
дело. Встретив Настасью Филипповну и узнав её грустную историю, он “
набрасывается
на деятельность
. Ему кажется, что героиню можно спасти. Однако благодаря
интересующему нас мотиву создаётся ощущение иллюзорности идеи спасения Настасьи
Филипповны. Князь, уверяя героиню в своей любви и своём уважении, “
был
ослеплён
её “
демоническою красотою
, “
соблазнительным образом
.
Примечательно, что и “обольститель” Тоцкий, решив продать Настасью
Филипповну Гане Иволгину, говорит с героиней об обновлении её жизни.
Кроме того, Настасья Филипповна понимает, что обольстила Мышкина. Не
случайно свой отказ от брака с ним она объясняет тем, что не хочет уподобится
Тоцкому.
Именно Тоцкий вовлекает героиню в “пространство” греха. Но благодаря мотиву
соблазна в романе создаётся ситуация, когда Настасья Филипповна получает власть
над закоренелым сластолюбцем.
Интересно, что через рассматриваемый мотив князь заключает с героиней
своеобразную сделку в день её именин. А после она напоминает Мышкину об его
обещании жениться на ней, разрушает брак князя с Аглаей. Причём, Настасья
Филипповна увлекает Мышкина в бездну: князь готов отдать душу и жизнь за
героиню. Не случайно канцелярист, увидев Настасью Филипповну в подвенечном
уборе, кричит, что готов за неё “
душу продать
. Однако, по мысли
Лебедева, Бог спас Мышкина от окончательной гибели.
Примечательно, что и Настасья Филипповна временами невыносимо страдает от
разговоров с князем: он доводит её до того, что она иногда опять “
видела
кругом себя свет
. Именно приближение к “свету” как бы опаляет героиню,
впадающую в такие мгновения в неимоверную гордыню. Значимо, что она бежит с
Рогожиным из-под венца, умаляя героя спасти её и увезти от Мышкина.
Но помимо всего к Рогожину Настасью Филипповну влечёт соблазн самоубийства –
гибели. В этом смысле героиня, отчасти, сближается с Ипполитом Терентьевым. Она
понимает, что в Рогожине много “
больной страсти
, влекущей его к
совершению греха, преступления.
Об этом же догадывается и князь, хотя он и не хочет верить в то, что Рогожин

неспособен к свету
.
Причём, именно благодаря интересующему нас мотиву не может осуществиться
мечта о примирении Мышкина и его крестового брата. Смущаемый мыслью о Рогожине,
князь отправляется к дому Филисовой. Тем самым он, отчасти, провоцирует
нападение на него крестового брата. Однако Мышкин лишь на время подчиняется
ужасному демону, не имеющему над ним абсолютной власти. Не случайно Рогожин так
и не смог убить Мышкина в гостиничном коридоре.
Мотив соблазна делает тщётными все попытки князя привести к “свету” Рогожина
и Настасью Филипповну. Интересно, что проповедь рая на земле никого не
преображает и в великосветском обществе. При этом, особо отмечается, что Мышкин
находился под “
обаянием прелести
своего первого впечатления о высшем свете.
Отказываясь верить в свои предчувствия, герой соблазняется.
Хотя Бог и спасает Мышкина от окончательной гибели, рассматриваемый мотив
способствует дискредитации слов и поступков князя.
В рассмотренных произведениях Ф.М. Достоевского интересующий нас мотив
связан с той стороной жизни некоторых героев, которая обращена к миру зла. При
этом мотив соблазна отражает различную степень зависимости героев от бесовского
начала. Интересующий нас мотив помогает созданию образа нераскаявшегося
грешника (Ставрогин в романе “Бесы”); грешника, исповедовавшего грех свой и
впоследствии достигшего святости / избравшего идею очищающего страдания (Зосима
в романе “Братья Карамазовы”; Раскольников в романе “Преступление и
наказание”); подвижника, пережившего кризисную минуту в своей жизни (Алёша
Карамазов в романе “Братья Карамазовы”; Мышкин в романе “Идиот”). Не случайно
рассматриваемый мотив отмечает ряд значимых ситуаций в романах (ситуация
падения несостоявшегося воскресения, “минутного кризиса”).
В то же время мотив соблазна способствует сопротивопоставлению вариантов
греховной жизни (в миру и в монастыре) и жизни подвижнической. Этим, в
частности, обуславливается противопоставление христианской и антихристианской
идей в романах Ф.М. Достоевского.
Примечания
1 — Избранные жития русских святых X-XV вв., М., 1992, с. 33.
2 — Жития святых святителя Димитрия Ростовского, М., 1906, с. 13.
3 — Киево-Печерский патерик, М., 1996, с. 214.

Рефераты.
Рекомендуем


Рефераты.