Рефераты. Методика анализа литературного произведения
Методика анализа литературного произведения

Методика анализа литературного произведения

Методика анализа литературного произведения


Методика анализа литературного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное
содержание и художественную форму.
А.
Идейное содержание
включает:
1.
тематику
произведения - выбранные писателем
социально-исторические характеры в их взаимодействии;
2.
проблематику
- наиболее существенные для автора стороны
и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в
художественном изображении;
3.
пафос
произведения - идейно-эмоциональное отношение
писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм,
сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос
- высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя,
раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или
целого коллектива является выражением
героического
пафоса, причем
действиям героя или коллектива свойственна свободная инициатива, к тому же эти
действия обычно направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов.
Предпосылкой героического в художественной литературе является героика
действительности, борьба с силами природы, за независимость и национальную
свободу, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и
неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и
принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами
трагический
пафос.
Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы.
Драматический
пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека
неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен
исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров
Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно
демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел
романтический
пафос,
с помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально
предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок
сентиментальный
пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств
героев и автора. Все эти виды пафоса несут в себе
утверждающее начало
и
реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных проявлений является
категория комического.
Комическое - это форма жизни, претендующая на
значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому
вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут
быть осознаны
сатирически
или
юмористически.
Гневное отрицание
социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса
сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере
человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.
Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое
противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в
своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический
хохот.
Б. Художественная форма
включает:
1.
Детали предметной изобразительности:
портрет, поступки
персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка,
пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков
персонажей во времени и пространстве);
2.
Композиционные детали:
порядок, способ и мотивировка,
повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения,
отступления, вставные эпизоды, обрамление (
композиция образа -
соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
3.
Стилистические детали:
изобразительно-выразительные
детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические
особенности поэтической речи в целом.
Схема анализа литературно-художественного
произведения
1.
История создания.
2.
Тематика.
3.
Проблематика.
4.
Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5.
Жанровое своеобразие.
6.
Основные художественные образы в их системе и внутренних
связях.
7.
Центральные персонажи.
8.
Сюжет и особенности строения конфликта.
9.
Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер,
обстановка действия.
10.
Речевой строй произведения (авторское описание, повествование,
отступления, рассуждения).
11.
Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая
архитектоника произведения.
12.
Место произведения в творчестве писателя.
13.
Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о
значении творчества писателя
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1.
Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного
образа-персонажа
Вступление.
Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть.
Характеристика персонажа как определенного социального
типа.
1.
Социальное и материальное положение.
2.
Внешний облик.
3.
Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных
интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4.
Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5.
Авторское отношение к персонажу.
6.
Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через “соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение.
Какая общественная проблема привела автора к созданию
данного образа.
План разбора лирического
стихотворения
I.
Дата написания.
II.
Реально-биографический и фактический комментарий.
III.
Жанровое своеобразие.
IV.
Идейное содержание:
1.
Ведущая тема.
2.
Основная мысль.
3.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их
динамике или статике.
4.
Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5.
Преобладание общественных или личных интонаций.
V.
Структура стихотворения:
1.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2.
Основные изобразительные средства иносказания, используемые
автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота,
ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3.
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:
эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос,
обращение и восклицание.
4.
Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная,
богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная,
кольцевая), игра рифм.
6.
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина,
септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7.
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс),
другие виды звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о
прочитанных книгах
1.
Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось
его мировоззрение.
2.
Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в
печати.
3.
Время, изображенное в произведении, и место происходящих
основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в
произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы,
интеллигенция, рабочие).
4.
Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение
(со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений
современников).
5.
Краткий план содержания.
Литературное произведение как художественное целое Анализ литературного произведения. Характеристика психологических особенностей героев рассказов Носова. Анализ литературного произведения категория автора и героя. Основная тематика и проблематика произведений Н Н Носова. Тематика и проблематика детских произведений годов века. Внешний и внутренний анализ литературных произведений. Принципы и виды анализа литературного произведения. Методика анализа произведении в содержания и формы. Методика анализа произведений детской литературы. Речевой портрет героя литературного произведения. Реферат пути анализа литературного произведения. Содержание анализа литературного произведения. Реферат на тему Методика литературного чтения. Методы композиции литературного произведения. Анализ композиции литературного произведения.

Рефераты. Методика анализа литературного произведения
Рекомендуем


Рефераты. Методика анализа литературного произведения