Маяковский о назначении поэта и поэзии |
|
|
|
Маяковский о назначении поэта и поэзии
Маяковский о назначении поэта и поэзии
Маяковский, о назначении
поэта и поэзии
Нет, пожалуй,
в мире ни одного поэта, который
бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критичес-
кими статьями - все
равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось
еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями,
выступлениями, главное, стихами. Он
считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи
пишутся по “социальному заказу”.
Маяковский
всегда был там, где “нужно”. “Грозный смех” - так назвал он
впоследствии книгу избранных
текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был
грозный.
А в годы нэпа
поэт, засучив рукава, очищает
страну от “разной дряни и ерунды”.
Грубые, резкие, уничто-
жающие насмешливые
строки Маяковского били без
промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки”, - с гор-
достью скажет он себе потом.
Молодой
Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да,
такого реклам-
щика страна не
видела и вряд ли когда увидит. Когда за
дело берется гений, оживает и реклама
(“Нигде, кроме
как в Моссельпроме”,
Заходите, покупайте хорошие
соски. Лучше не
было и нет. Готов сосать до
старости лет”. Может быть, еще что потребуется ? Не стесняйтесь, все будет. А вот “Курить
бросим - яд в папиросе”).
Маяковский с
полным правом скажет потом: “Я
себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Но
поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи - это
по-настоящему искренний и теплый
разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме
разговора.
В статье “Как делать стихи” Владимир
Владимирович писал о том, что
только разница в качестве отделки
стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает
Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небреж-
ность в стиле,
хотя с самими поэтами был
связан теплыми товарищескими
отношениями. “Первый, купивший
книжку о рыжем
Мотеле, - я”, - говорил он и
считал эту стихотворную “Повесть о рыжем
Мотеле” Иосифа
Уткина
талантливой вещью. Это
не мешало ему
поругивать Уткина, и в статье
Как делать стихи” Уткин,
кажется, тоже упомянут.
Очень сложным
было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался правоверным
футу-
ристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными.
Он принимал участие в составлении мани-феста футуристов, однако уже в
дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.
Литературоведы стараются
очистить поэта от
грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не
стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”,
посвященное А.С.Пушкину, делает это лучше всех:
Я
люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы,
по-моему,
при жизни,
думаю,
тоже бушевали.
Африканец !
Александр Сергеевич,
да не слушайте ж вы их !
Может,
я
один
действительно
жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Маяковский
считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Не повторять того, что уже сделано, быть новым, неожиданным. В “Послании пролетарским
поэтам” он тревожится, как бы
не остыл творческий поиск, как
бы не почили лирики на лаврах.
Он не строгий
папаша, он товарищ, он понимает, что поэзия - дело тяжелое.
|
|
|