Рефераты. Лирика       Андрей Белый
Лирика Андрей Белый

Лирика Андрей Белый

Лирика Андрей Белый


Время в мире
Белого было не тем,что у  нас. Он мыслил
эпохами.
                                     Михаил
Чехов.
Мне Вечность
- родственна.
                                     Андрей
Белый.
     Андрей Белый  -  Борис  Николаевич 
Бугаев  (14.10.1880  ­8.1.1934 ) 
родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого
математика, профессора Московского универси­тета Николая  Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья
Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру
поместно-деревенской  России , где как
бы воедино слились красота русского пейзажа 
и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
     Уже учась в университете Белый  ежедневно 
посещал  семью Михаила
Сергеевича  и  Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга
Сергея."Не чайный стол - заседание 
Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал  Белый 
дом Соловьевых, где  бывали,
старший брат Михаила Сергеевича философ 
Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер­гей
Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович 
Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...   Именно 
здесь , в семье Соловьевых , были 
поддержаны  первые литературные
опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним
"Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,
представляющий  собою  гармоническое  сочетание  всех  цветов ­любимый цвет Владимира Соловьева ).
     В 1900 году Бугаев окончательно решает
стать  писателем.В этом году  создана 
первая из четырех его "симфоний" - "Север­ная" или
"Героическая".
     Писатель впоследствии  признавался, что называя свои пер­вые
прозаические опыты "симфониями", он и сам толком  не знал, что это такое. "Симфонии"
Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого
своего рода символом.
     Тема "вечного  возвращения" -одна из центральных
жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.  Белый часто об­ращался к лейтмотивной
технике ведения повествования.  То есть
выделение  в произведении одной, двух и
более  главных  тем, к которым повествователь 
возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй
"симфонии" с темой "вечного возв­рата" борется тема
жизнеутверждения.
     Во второй "симфонии" на первой же
странице возникает  об­раз солнца -
зловещий "глаз", уставивщийся 
на  землю и проли­вающий  на 
нее  потоки  "металлической
раскаленности".  Первый поэтический
сборник  Белого  "Золото  в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет  почти  что  языческого поклонения
:
             Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к
вечному стремительность.
             Солнце - вечное окно
             в золотую ослепительность.
                            "Солнце"
     Стихотворение "Солнце"  посвящено 
К.Бальмонту  -  автору книги "Будем как Солнце".
Также в этом  сборнике  Белый 
отож­дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле
"Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в  симво­лическое иносказание  о жизненных целях своего поколения - по­коления
рубежа столетия .
     Нацеленность в будущее пронизывает все
стихотворения раз­дела "Золото в лазури".  В будущее , которое - 
согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может
выступать в масках :
- "прежнего
счастья"
    - "старины" :
             Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас
мировым , ­старина, окружившая нас ,
водопадом летит
голубым. "Вечный зов"
- образов прошлой
культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) : Блестящие ходят персоны ,
повсюду фаянс и фарфор , расписаны нежно
плафоны , музыка приветствует с хор.
"Опала"
     1905 год - начало нового периода  жизнетворчества  Андрея Белого. Во 
время  этого периода Белый
влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.  Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого,
зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих
роковой треугольник достиг­ли крайнего 
напряжения.  Любовь Дмитриевна
расстается с Белым на десять месяцев, 
чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко
посещают мысли о самоубийстве. В сентябре 
происходит  решительное  объяснение. Резко и  безжа­лостно отвергнутый,Белый оказывается
на грани умопомешательст­ва.Из Петербурга он сразу уезжает за  границу, где  начинается период 
исцеления  от  перенесенного  удара, растянувшийся  на
1907-1908 годы.
     В эти годы Белый начинают видеть Россию
сквозь призму ли­рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво­рений
"Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и
расположены в очень продуманном порядке. 
В  него  не  вошли многие из  стихотворений, написанных одновременно  со 
стихами "Пепла",- из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909)
Идея "Пепла" точнее всего
сформулирована самим Белым :
"Пепел"-книга
самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая
горизонты  дальнего, чтоб найти их в
ближ­нем".Сборник  выстроен по
линии все большего  и большего прос­ветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сбор­ника  называется "Просветы").
     Пространство "Пепла" - это
система вписанных друг в друга кругов сжимающихся  по мере приближения 
к  "центру" .  Первый "круг" самый большой, -
почти что безграничные,"пустые","стра­шные", голодные
пространства России, в которых обречен на рас­сеяние измученный болезнями,
голодом и пьянством народ :
             Туда - где смертей и болезней
             Лихая прошла колея...
                            "Отчаяние"
             Пожирают их болезни
             Иссушает глаз...
              "Деревня"
Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи
избенок, Там - убогие стаи людей...
"Из
окна вагона"
     Тема хаоса - сквозная тема сборника -
особенно акцентиро­вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу
с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство  вы­ражено в образах :
    - "неизвестности"
    - "оторопи" :
             Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким
кустом... "Отчаянье"
    - 
смерти :
             Над страной своей родной
Встала Смерть.
              "Веселье
на Руси" От голода, холода тут
             И мерли, и мрут миллионы...
             Там Смерть протрубила вдали
             В леса, города и деревни...
"Русь"
     Пространство следующего "круга" -
"Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно  уже  не  пусто, а насыщено предметами под­черкнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы­сунутый  "красный язык" висельника, и стаи
то черных, то изум­рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной
рукоятки" ­символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос­транстве
смерти :
             Красною струею прыснул
             Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
             В грудь, в живот и в бок.
                            "Убийство"
     Пространство следующего  раздела "Город" еще конкретнее :
Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене­сена в
"Городе" с открытых пространств России в замкнутый  ми­рок квартир :
     ...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол
железной злостью
             Там косы сухая трость,-
             Входит гостья,щелкнет костью,
             Взвеет саван : гостья смерть.
                            "Маскарад"
В
этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ни­чего вокруг
себя.Среди участников "пиров" только один поэт-ар­лекин знает о том
что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но
и в облике страстотерпца :
Вы мечи
             На меня обнажали.
             Палачи,
             Вы меня затерзали.
                            "Прохождение"
     Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :
    - венок из "колючей крапивы" :
             Над простором плету, неподвижен,
             Из колючей крапивы венок ...
                            "В полях"
- приложенный к "челу пучок колючего
чертополоха" - бегущая с чела кровавая струя :
             С чела, с кровавого плеча
             Кровавая струя струится ...
                            "Успокоение"
Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит  в последнем стихотворении раздела  - "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы" :
             Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день
безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел" является самым
трагическим стихотворным сборником
Андрея
Белого.
     Следующий его сборник
-"Урна"(1909).  Этот сборник
посвя­щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий характер,
хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые
записи о пережитой драме :
             Год минул встрече роковой,
             Как
мы, любовь лелея, млели...
             И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле, ­Уйду,сокрытый
мглой ночной,
             В
ночное ,в ледяное поле...
             Сложу в могиле снеговой
             Любви неразделенной муки...
"Ссора"
     "Урна" - последнее ,что создал
Андрей Белый в драматичес­кое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )
     В 1910 
Андрей  Белый  женится 
на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по
Северной  Африке.Вернув­шись из  этого путешествия весной 1911 году в Россию
Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из
всех  им написанных.В марте  1912 
года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая
в Россию.
     В сентябре 
1916 Белый возвращается на родину.Россия ожи­дает его.С Россией Белый
переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
             В столбах громового огня !
             Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня !..
Россия, Россия, Россия, ­Мессия грядущего дня !
"Родине"
     Это написанное  в  августе  1917 года самое знаменитое из стихотворений
Белого точнее всего передает отношение 
поэта  к свержению царизма.
     В Духов день 20 июня 1921 года он
начинает  писать  поэму "Первое свидание"  - реквием по сгоревшему в буревой стихи ми­ру,
по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
     "Первое свидание" - вершина
поэзии Андрея Белого 20-х го­дов. Дальше начинается "путь
нисхождения".
     В сентябре 
1925 года был завершен первый том из задуман­ной Белым эпопеи
"Москва".
     "Мне всю жизнь грезились какие-то
новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми
видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",­признавался
Белый, и действительно,  поиск,  непокой, движение образуют самое  существо 
его  человеческой и писательской
на­туры.
     Последние годы жизни Белого не составляют
исключения,ско­рее даже наоборот : 
пробуются все новые  формы,  жанры,стили, писатель сочетает  работу 
над  "Москвой" с
путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами
по стиховедению,фило­софскими этюдами  и
культурологическими опытами,  обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
     Смерть
писателя  в 1934 году была осознана
современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что создан­ная
Белым  проза  оставила  глубокий след в
творчестве многих, способствовала появлению так называемой  "орнаментальной  про­зы".
                  Литература :
                     Андрей Белый.Сочинения.
Андрей Белый.Стихотворения и
поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.
                     В.
Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".
Сочинение А Белого путешествие за золотым руном. Андрей Белый АНАЛИЗ стихотворения в вагоне. Андрей белый анализ стихотворения солнце. Андрей Белый АНАЛИЗ стихотворения Любовь. Белый Андрей тема любви в произведениях. Тема петербурга в лирике Андрея Белого. Андрей белый о его творчестве работа. Стихотворение Андрея Белого Отчаяние. О стихотворении в полях андрей белый. Тема прошлого в лирике андрея белого. Основные мотивы лирики Андрея белого. Особенности творчества андрея белого. Тема Родины в лирике андрея белого. Тема родины в лирики андрея белого. Тема любви в лирики Андрея Белого.

Рефераты. Лирика       Андрей Белый
Рекомендуем


Рефераты. Лирика       Андрей Белый