|
Лирика А А Блока
Лирика А А Блока
"Страшный
мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим
поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве
вдохновения,
и эта способность осталась у него на всю жизнь.
Через душу А.Блока прошли все потрясения
его времени. Лирический герой его
произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал.
Это был путь поэта к людям, путь к
воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.
Создав в
юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной
Даме", где все
овеяно атмосферой мистической
тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной,
искренностью чувства, о которой
поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той
высочайшей нормой, к которой, по его мнению,
должен стремиться человек.
Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока
спустится с высот одинокого счастья,
красоты. Он окажется
в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром".
Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его
жизни.
Рабочим кабинетом А.Блока станет город -
петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения
"Фабрика", которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "жолтых
окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в
тишине",
идущих
на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного
народа. Так поэт четко разделяет людей
на тех, кто работает, и тех, кто
присваивает себе их труд. Впервые в
своем творчестве Блок
так резко, недвусмысленно заявил
тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "И в жолтых
окнах засмеются, что этих нищих
провели". И от этого страдания лирического героя усугубляются.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в
стихотворении "На железной дороге".
Железная дорога здесь - это
образ-символ. Перед нами
железная дорога жизни, лишенная
доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах
вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему.
А "под насыпью, во рву некошенном", образ униженной
женщины, раздавленной колесами этой
жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в
лирике Блока,- от возвышенной Прекрасной Дамы
до существа, уничтоженного "страшным миром".
Картины этого бездуховного мира проходят
перед читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках,
пыль переулков, "сонные
лакеи", "пьяницы с глазами
кроликов"
- вот, где приходится жить лирическому
герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется
Незнакомка:
Дыша духами и
туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь
в нее, лирический герой хочет
понять, кто перед ним, он пытается
разгадать его тайну. Для него это означает
познать тайну жизни.
Незнакомка здесь - некий идеал
красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает
преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит "берег очарованный и очарованную
даль", то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается
трагично: поэт понимает всю
иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина в вине").
Эта трагедия получает свое дальнейшее
развитие в стихотворении "Я пригвожден
к трактирной стойке". Его "душа глухая...пьяным пьяна...пьяным
пьяна...". Лирический герой живет
с чувством гибели, смертельной усталости:
Я пьян давно. Мне все-равно.
Вон счастие мое - на тройке В
сребристый дым унесено...
"Страшный
мир" не только вокруг, он и в душе
лирического героя. Но
поэт найдет в себе силы, чтобы
прийти к пониманию своего
пути
в жизни. Об этом его поэма
"Соловьиный сад". Как жить?
Куда идти? "Наказанье ли
ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается решить для себя
лирический герой поэмы. Образ
соловьиного сада - это тот мир
красоты, добра, счастья,
который сохранил в своей душе
А.Блок.
Но лирический герой покидает этот мир
безоблачного счастья. Так тема дома
переходит в тему бегства из
дома. В соловьиный сад проникают звуки
окружающего мира:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Лирический
герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а
совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в
жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Но
лирический герой уже не находит своего дома,
навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья
нет там, в соловьином саду, но его нет
и
здесь.
И поэт испытывает мучительную трагедию
раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце.
А вместе с этим приходит и осознание
невозможности
счастья в этом мире.
Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес
себя в жертву долгу. А по мнению Блока,
жертва во имя жизни - это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он
сделал.
Наверное,
поэтому и финал жизни самого
Александра Блока будет трагичным, так как он,
как и его лирический герой,
принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.
А А Блок Основные темы мотивы и образы лирический герой и его эволюция. Реферат на тему А А Блока Вхожу я в темные храмы. А А Блок Темы и образы ранней лирики. Женские образы в лирике А А Блока. Реферат на тему лирика А А блока. Основные мотивы лирики А А Блока. Основные темы лирики а а блока. Основные мотивы в лирике Блока. Основные темы творчества Блока. Женская лирика Курсовая работа. А А Блок Основные темы лирики. Основные мотивы лирики блока. Лирика и основные темы Блока. Реферат по теме лирика блока. Блок основные мотивы лирики.
|
|
|