Рефераты. Лев      Толстой       Война и Мир
Лев Толстой Война и Мир

Лев Толстой Война и Мир

Лев Толстой Война и Мир


1ѕ«пeНУУФХЧШ          В  
1867  году  Лев 
Николаевич  Толстой  закончил 
работу  над  поизведением  " Война  и  мир " . Говоря  о 
своём  романе , Толстой  признавался , что  в  " Войне  и 
мире "  он  " любил  мысль  народную " . Автор  поэтизирует 
простоту , доброту , нравственность 
народа . Толстой  видит  в 
народе  источник  нравственности , необходимой  для 
всего  общества .
С
.  П . 
Бычков  писал : " По  мысли 
Толстого , чем  ближе  дворяне 
стоят  к  народу , тем  острее  и  ярче 
их  патриотические  чувства , богаче  и  содержательнее  их 
духовная  жизнь . И , напротив ,
чем  дальше  они  от  народа , тем  суше  и  черствее 
их  души , тем  непривлекательнее  их  моральные  принципы " . ***  Лев 
Николаевич  Толстой  отрицал 
возможность  активного  воздействия 
личности  на  историю , поскольку  предусмотреть  или  изменить  направление 
исторических  событий  нельзя , ибо  они   зависят  от 
всех  и  ни  от  кого 
в  отдельности . В  своих 
философско - исторических 
отступлениях  Толстой  рассматривал  исторический  процесс  как 
сумму , складывающуюся  из  " бесчисленного  количества 
людских  произволов " ,
то  есть  усилий 
каждого  человека . Совокупность  этих 
усилий 
выливается  в 
историческую  необходимость ,
отменить  которую  никто 
не  может . По  мнению 
Толстого , историю  делают  массы , и 
её  законы  не 
могут  зависеть  от 
желания  отдельного  исторического  лица . Лидия 
Дмитриевна  Опульская  писала : " Толстой  отказывается  признать  силой ,
руководящей  историческим  развитием 
человечества , какую  бы  то 
ни  было  " идею " , а  также 
желания  или  власть 
отдельных , пусть  даже  и 
" великих "  исторических  деятелей . " Есть  законы , управляющие  событиями , отчасти  неизвестные , отчасти  нащупываемые  нами , - пишет  Толстой .
- Открытие  этих  законов 
возможно  только  тогда , когда  мы  вполне  отрешимся 
от  отыскивания  причин 
в  воле  одного  человека ,
точно  так  же , как  открытие  законов 
движения  планет  стало 
возможно  только  тогда , когда  люди  отрешились  от 
представления 
утверждённости  Земли " .
Перед  историками  Толстой 
ставит  задачу  " вместо  отыскания  причин ...
отыскание  законов " . Толстой  остановился 
в  недоумении  перед 
осознанием  законов ,
которые 
определяют  " стихийно - роевую "  жизнь 
народа . Согласно  его  взгляду , участник  исторического 
события  не  может 
знать  ни  смысла 
и  значения ,
ни -
тем  более - результата  совершаемых 
действий . В  силу  этого 
никто  не  может 
разумно  руководить  историческими  событиями , а  должен  подчиняться 
стихийному , неразумному 
ходу  их , как  подчинялись 
древние  фатуму . Однако  внутренний , объективный  смысл 
изображённого  в  " Войне  и  мире "  вплотную 
подводил  к  осознанию 
этих  закономерностей . Кроме
того , в  объяснении  конкретных 
исторических  явлений  сам 
Толстой  очень  близко 
подходил  к  определению 
действительных  сил , руководивших  событиями . Так , исход  войны 
1812  года  был 
определён , с  его  точки 
зрения , не  таинственным  и 
недоступным  человеческому  пониманию 
фатумом , а  " дубиной  народной 
войны " , действовавшей  с
"
простотой "  и  " целесообразностью " . ***
Народ  у  Толстого  выступает  как 
творец  истории : миллионные  массы 
простых  людей , а  не 
герои   и  полководцы 
творят  историю , двигают  общество 
вперёд , создают  всё  ценное 
в  материальной  и 
в 
 духовной 
жизни , совершают  всё  великое 
и  героическое . И  эту 
мысль - " мысль  народную
" - Толстой  доказывает  на 
примере  войны  1812 
года .
       Лев 
Николаевич  Толстой  отрицал 
войну , горячо  спорил  с 
теми , кто  находил  " красоту  ужаса "  в  войне . При 
описании  войны  1805 
года  Толстой  выступает 
как  писатель - пацифист ,
но  при 
описании  войны  1812 
года  автор  переходит 
на  позиции  патриотизма . Война  1812 
года  предстаёт  в 
изображении  Толстого  как 
война  народная . Автор  создаёт 
множество  образов  мужиков , солдат , суждения  которых 
в  совокупности  составляют 
народное  мироощущение .
Купец  Ферапонтов  убеждён , что  французов  не  пустят 
в  Москву ,
"
не  должны " , но , узнав  о 
сдаче  Москвы , он  понимает , что  " решилась  Расея !
" . А  если  уж 
Россия  гибнет , то  нечего 
спасать  своё  добро . Он 
кричит  солдатам , чтобы  забирали 
его  товары , лишь  бы 
ничего  не  досталось 
" дьяволам " . Мужики 
Карп  и  Влас  отказались  продавать 
сено  французам , взяли  в 
руки  оружие  и 
ушли  в  партизаны . В  период  тяжких 
испытаний  для  Отечества 
" делом 
народным
" , всеобщим  становится  защита 
Родины . Все  герои  романа 
проверяются  с  этой 
стороны : одушевлены  ли  они 
всенародным  чувством ,
готовы  ли  на  подвиг, на  высокую 
жертву  и  самоотвержение.
В  любви 
к  Родине , патриотическом  чувстве 
равны  князь  Андрей 
Болконский  и  солдат 
его  полка . Но  князь 
Андрей  не  только 
одушевлён  всеобщим  чувством , а  и  умеет  сказать 
о  нём , анализировать  его , понимает  общий  ход  дел . Настроение  всего  войска  перед 
Бородинским  сражением  именно 
он  в  состоянии  оценить  и 
определить . Сами 
многочисленные  участники  величественного  события  действуют  по 
тому  же  чувству , и 
даже  не  бессознательно , - просто  они 
очень  немногословны .
"
Солдаты  в  моём  батальоне ,
поверите  ли , не  стали 
водку  пить : не  такой 
день , говорят " , - вот 
и  всё , что  слышит 
князь  Андрей  про 
солдат  от  батальонного  командира  Тимохина . Пьер  Безухов 
вполне  понимает  смысл 
" неясных "  и  тоже 
слишком  кратких  слов 
солдат : " Всем 
народом  навалиться  хотят , одно  слово  -  Москва . Один  конец  сделать  хотят " . Солдаты  выражают 
уверенность  в  победе ,
готовность  умереть 
за  Родину . В романе  " Война  и  мир "  Толстой 
описывает  войну  1812 
года  лишь  на 
территории  России , справедливую  войну . Д . С . Лихачёв  писал : " Историческая  сторона 
романа  в  её 
нравственно - победной 
части  вся  оканчивается  в  России , и  ни 
одно  событие  в 
конце  романа  не 
переходит  за  пределы 
Русской  земли . Нет  в 
"
Войне  и  мире "  ни  Лейпцигской 
битвы  народов , ни  взятия 
Парижа . Это  подчёркивается  смертью 
у  самых  границ 
Кутузова . Дальше  этот  народный 
герой  " не  нужен " . Толстой  в 
фактической  стороне  событий 
усматривает  ту  же 
народную  концепцию  оборонительной  войны ... 
Вторгающийся  враг ,
захватчик  не  может  быть  добр 
и  скромен . Поэтому
древнерусскому  историку  не 
надо  иметь  точных 
сведений  о  Батые , Биргере , Торкале  Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше ,
Тамерлане , Эдигее , Стефане 
Батории  или  о 
любом  другом  ворвавшемся 
в  Русскую  землю 
неприятеле : он , естественно , в 
силу  одного  только 
этого  своего  деяния , будет  горд , самоуверен , надменен , будет 
поизносить  громкие 
и  пустые  фразы . Образ 
вторгшегося  врага 
определяется  только  его 
деянием
- его  вторжением . Напротив ,
защитник  отечества  всегда 
будет  скромен , будет  молиться 
перед  выступлением  в 
поход , ибо  ждёт  помощи 
свыше  и  уверен 
в  своей  правоте . Правда , этическая  правда 
на  его  стороне , и  этим  определён 
его  образ " . ***
        По 
Толстому , бесполезно 
противиться  естественному  ходу 
событий , бесполезно 
пытаться  исполнять  роль 
вершителя  судеб  человечества . Во  
время  Бородинской 
битвы , от  исхода  которой 
многое  зависело  для 
русских , Кутузов  " не  делал 
никаких  распоряжений , а  только 
соглашался  или  не 
соглашался  на   то , что 
предлагали  ему " . В  этой 
кажущейся  пассивности  проявляются 
глубокий  ум  полководца , его  мудрость . Сказанное 
подтверждают  и  проницательные  суждения  Андрея  Болконского :
"
Он  всё 
выслушает , всё  запомнит ,
всё  поставит  на  своё  место , ничему  полезному  не  помешает 
и  ничего  вредного 
не  позволит .Он  понимает , что  есть что - то 
сильнее  и  значительнее  его  воли , - это  неизбежный 
ход  событий , и  он 
умеет  видеть  их ,
умеет  понимать 
их  значение  и , ввиду 
этого  значения , умеет  отрекаться 
от  участия  в 
этих  событиях , от  своей 
личной  воли , направленной  на 
другое ". Кутузов  знал ,
что  " решают  участь 
сраженья  не  распоряжения  главнокомандующего , не  место
, на  котором  стоят  войска , не  количество 
пушек  и  убитых 
людей , а  та  неуловимая 
сила , называемая  духом  войска , и 
он  следил  за 
этой  силой  и 
руководил  ею , насколько  это 
было  в  его  власти " .
Слитность  с  народом , единение  с  простыми 
людьми  делает  Кутузова  для  писателя  идеалом 
исторического  деятеля  и 
идеалом человека.
Он  всегда 
скромен  и  прост . Выигрышная поза , актёрство  ему 
чужды . Кутузов  накануне  Бородинского  сражения  читал  сентиментальный  французский  роман  мадам 
Жанлис  " Рыцари
Лебедя
" . Он  не  хотел 
казаться  великим  человеком - он  был  им . Поведение  Кутузова 
естественно , автор  постоянно  подчёркивает  его  старческую  слабость . Кутузов  в  романе -
выразитель  народной  мудрости . Сила  его  в  том , что 
он  понимает  и  
хорошо  знает  то , что 
волнует  народ , и  действует 
сообразно 
этому.
Правота  Кутузова  в 
его  споре  с 
Бенигсеном  на  совете 
в  Филях  как 
бы  подкрепляется  тем , что на  стороне  " дедушки
"  Кутузова  симпатии 
крестьянской  девочки  Малаши . С. П.  Бычков  писал :
"
Толстой , с  присущей  ему 
огромной  проницательностью  художника , правильно  угадал 
и  великолепно  запечатлел 
некоторые  черты  характера 
великого  русского  полководца 
Кутузова : его  глубокие  патриотические  чувства , его  любовь  к 
русскому  народу  и 
ненависть  к  врагу , его 
близость  к  солдату . Вопреки  лживой  легенде ,
созданной  официозной  историографией  об  Александре  I - спасителе  отечества  и  отводившей 
Кутузову  второстепенную  роль 
в  войне , Толстой  восстанавливает  историческую  истину  и 
показывает  Кутузова  как 
вождя  справедливой  народной 
войны .
Кутузов  был 
связан  с  народом 
тесными  духовными  узами , и 
в  этом  заключалась  его  сила 
как  полководца . "
Источник  необычайной  силы 
прозрения  в  смысл 
совершающихся  явлений , -
говорит  Толстой  о 
Кутузове , - лежал  в  том 
народном  чувстве , которое  он 
носил  в  себе 
во  всей 
 чистоте 
и  силе  его . Только  признание  в 
нём  этого  чувства 
заставило  народ  такими 
странными  путями  его , в 
немилости  находящегося  старика , выбрать , против  воли 
царя , в  представителя  народной 
войны
" . ***
        В 
" Войне  и  мире " 
создаются  как  бы 
два  идейных  центра : Кутузов  и  Наполеон . Мысль  о 
развенчании  Наполеона  возникла 
у  Толстого   связи 
с  окончательным  уяснением 
характера  войны  1812 
года  как  справедливой  войны   со  стороны 
русских . Образ  Наполеона  раскрывается  Толстым  с  позиции 
" мысли  народной " .
С. П.  Бычков  писал : " В 
войне  с  Россией 
Наполеон  выступал  в 
роли  захватчика ,
стремившегося  поработить  русский 
народ , он  был  косвенным 
убийцей  многих  людей , эта 
мрачная  деятельность  и 
не  давала  ему , по 
мысли  писателя , права  на 
величие . Толстой 
развенчивал  легенду  о 
Наполеоне  с  позиций 
подлинного  гуманизма .Уже  с 
первого  появления  Наполеона 
в  романе  раскрываются  глубоко 
отрицательные  черты  его 
характера . Толстой  тщательно ,
деталь  за  деталью ,
выписывает  портрет 
Наполеона , сорокалетнего ,
откормленного  и 
барски  изнеженного  человека,
надменного  и 
самовлюблённого . " Круглый 
живот " ,
"
жирные  ляжки  коротких  ног " ,
" белая  пухлая  шея ",
"
потолстевшая  короткая  фигура "  с  широкими ,
"
толстыми плечами " - вот 
характерные  черты  внешности 
Наполеона . При  описании  утреннего 
туалета  Наполеона  накануне 
Бородинского  сражения  Толстой 
усиливает  разоблачительный  характер 
первоначальной  портретной  характеристики  императора  Франции :
" Толстая  спина " , "
обросшая  жирная  грудь " , " выхоленное  тело ", " опухшее  и 
жёлтое "  лицо , "
толстые  плечи " - все  эти 
детали  рисуют  человека , далёкого  от 
трудовой  жизни , разжиревшего ,
глубоко  чуждого  основам 
народной  жизни . Наполеон  был 
эгоистически  самовлюблённым  человеком , самонадеянно  считавшим , что  вся  вселенная  повинуется 
его  воле . Люди  для 
него  не  представляли  интереса . Писатель 
с  тонкой  иронией,
иногда  переходящей 
в  сарказм , разоблачает  претензии 
Наполеона  на  мировое 
господство , его постоянное 
позирование  для  истории , его  актерство.
Наполеон  всё 
время  играл , в  его 
поведении  и  в 
его  словах 
не  было  ничего 
простого  и  естественного . Это  выразительно  показано  Толстым  в 
сцене  любования  Наполеона 
портретом  сына  на 
Бородинском  поле . Наполеон  подошёл 
к  портрету , чувствуя , "
что  то , что  он  скажет  и 
сделает  теперь , - есть  история " ; " сын  его 
в  бильбоке  играл 
земным  шаром " - в  этом 
выражалось  величие  Наполеона , но он  хотел  выказать  " самую  простую  отеческую  нежность " . Разумеется , это  было 
чистое  актерство.
Он  не 
выражал  здесь  искренних 
чувств  " отеческой  нежности " , а  именно 
позировал  для  истории , лицедействовал . Эта  сцена 
ярко  раскрывает  самонадеянность  Наполеона , полагавшего , что 
с  занятием  Москвы 
будет  покорена  Россия 
и  осуществятся  его 
планы  завоевания  мирового 
господства  . Как  игрока 
и  актёра  писатель 
изображает  Наполеона  и 
в  ряде  последующих  эпизодов .
Накануне  Бородина  Наполеон 
произносит :
"
Шахматы  поставлены , игра  начнётся 
завтра " . В  день  битвы 
после  первых  пушечных 
выстрелов  писатель  замечает : " Игра  началась " . Далее  Толстой 
показывает , что  эта  " игра "  стоила  жизни 
десяткам  тысяч 
людей . Так  раскрывался  кровавый 
характер  войн  Наполеона , стремившегося  поработить 
весь  мир . Война - не  " игра " , а  жестокая
необходимость
, думает  князь  Андрей . И 
в  этом  заключался 
принципиально  иной  подход 
к  войне , выражалась  точка 
зрения  мирного  народа , вынужденного  взяться 
за  оружие  при 
исключительных  обстоятельствах ,
когда  над  родиной  нависла  угроза 
порабощения " . ***
        На 
борьбу  с  захватчиками  поднялся  весь  русский 
народ . Лев  Николаевич  Толстой 
считал , что роль  отдельной  личности 
в  истории  незначительна , что  творят 
историю  миллионные  массы 
простых  людей . Тушин  и 
Тихон  Щербатый - типичные  представители  русского  народа ,
поднявшегося  на  борьбу 
с  врагом . Лидия  Дмитриевна 
Опульская  писала  о 
Тушине : " Толстой 
намеренно  и  много 
раз  подчёркивает  невзрачность  своего  героя :
"
Небольшой  сутуловатый  человек , офицер  Тушин , спотыкнувшись  на  хобот , выбежал  вперёд , не  замечая  генерала 
и  выглядывая  из - под 
маленькой  ручки " ; "
... закричал  он  тоненьким голоском ,
которому  он 
старался  придать  молодцеватость , не  шедшую 
к  его  фигуре . - Второе , - пропищал 
он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький  человек , с 
слабыми , неловкими  движениями
... выбегал  вперёд  и  из
- под  маленькой  ручки 
смотрел  на  французов " .
Толстой  не 
смущался  даже  тем , что 
слово 
"
маленький "  дважды  употреблено 
в  одной   фразе .
Вслед   за 
нею - его  грозный  приказ : " Круши ,
ребята
! " , хотя  выстрелы  заставляют 
его  " каждый  раз 
вздрагивать " . Потом 
ещё  будет  сказано 
про 
"
слабый , тоненький , нерешительный 
голосок " . Однако  солдаты
, " как  и  всегда 
в  батарейной  роте , на 
две  головы  выше 
своего  офицера  и 
вдвое  шире  его " ( " как  всегда " - это  Толстой 
видел  на  Кавказе 
и  в  Севастополе ) - " все , как 
дети  в  затруднительном  положении
, смотрели  на  своего  командира , и  то 
выражение , которое  было  на 
его  лице , неизменно  отражалось 
на  их  лицах " . В 
итоге  авторского  описания 
происходит 
преображение
: " Сам  он  представлялся  себе  огромного  роста , мощным  мужчиной , который 
обеими  руками  швыряет 
французам  ядра " .
Глава 
заканчивается  неожиданно , но  вполне  в  духе 
толстовского  представления  о  людях  подвига :
"
- До  свидания , голубчик , -
сказал  Тушин , - милая  душа ! прощайте , голубчик, - сказал  Тушин 
со  слезами , которые  неизвестно 
почему  вдруг  выступили  ему  на  глаза " . Андрею  Болконскому 
придётся  защищать  Тушина 
перед  начальством ,
и  его 
слова  прозвучат  уже 
торжественно : " Я  был  там  
и  нашёл  две 
трети  людей  и 
лошадей  перебитыми , два  орудия 
исковерканными  и  прикрытия 
никакого ... Успехом  дня  мы 
обязаны  более  всего 
действию  этой  батареи 
и  геройской  стойкости 
капитана  Тушина  с 
его  ротой " . Так  из 
противоречий , из  сочетания  " малого "  и 
" великого ",
скромного  и 
поистине  героического  создаётся 
образ  рядового  защитника 
Родины . Нетрудно  видеть ,
что  и 
облик  руководителя  народной 
войны - Кутузова - строится 
по  тем  же  художественным  законам ". ***
        Толстой  создаёт  яркий  образ 
неутомимого  партизана ,
мужика  Тихона  Щербатого , приставшего 
к  отряду  Денисова . Тихон  отличался 
богатырским  здоровьем , огромной  физической 
силой  и  выносливостью . В  борьбе  с  французами 
он 
проявляет  ловкость , отвагу  и  бесстрашие .
Характерен  рассказ  Тихона 
о  том , как  на 
него  набросились  четыре 
француза  " со  шпажонками " , а  он 
на  них  пошёл  с  топором . Это  перекликается  с  образом 
француза - Фехтовальщика  и  русского , орудующего  дубинкой . Тихон  и  есть  художественная  конкретизация  "
дубины  народной  войны " . Лидия  Дмитриевна 
Опульская  писала : " Тихон
- образ  вполне  ясный . Он 
как  бы  олицетворяет  собою  ту
"
дубину  народной  войны " , которая  поднялась 
и  со  страшной  силой  гвоздила 
французов  до  тех 
пор , пока  не  погибло 
всё  нашествие .  Он 
сам ,
добровольно
,попросился  в  отряд  Василия  Денисова.
В  отряде , постоянно  нападавшем  на  вражеские 
обозы , оружия  было  много . Но 
Тихону  оно  было 
не  нужно - он  действует 
иначе , и  его  поединок 
с  французами , когда  надо 
было  достать  " языка " , вполне  в 
духе  общих  рассуждений 
Толстого  о  народной 
освободительной  войне : "
Пойдём , говорю,
к  полковнику . Как  загалдит . А  их  тут 
четверо . Бросились  на  меня 
с  шпажками . Я  на 
них  таким  манером 
топором : что  вы , мол ,
Христос  с  вами , -
вскрикнул  Тихон , размахнув  и  грозно  хмурясь , выставляя  грудь " . ***
         Народному  патриотизму  Толстой  противопоставляет  лжепатриотизм 
светской  знати ,
основная  цель 
которой - ловить  " кресты ,
рубли , чины " . Патриотизм 
московских  аристократов  заключался 
в  том , что  они 
вместо  французских  блюд 
ели  русские  щи , а 
за  французские  слова 
назначали  штраф . Облик  Александра 
I   в  толстовском 
изображении  непригляден . Черты  двуличия 
и  лицемерия , которые  были 
присущи
"
высшему  свету " , проявляются  и 
в  характере  царя.
Особенно  ярко 
они  видны  в 
сцене  приезда  государя 
в  армию  после 
победы  над  врагом . Александр  заключает  Кутузова  в 
объятия , бормоча  при этом  : " Старый  комедиант " . С. П. Бычков 
писал :
"
Нет , не  Александр  I 
был  " спасителем  отечества " ,
как  это 
тщились  изобразить  казённые 
патриоты , и  не  среди 
приближённых  царя  надо 
было  искать  истинных 
организаторов  борьбы  с 
врагом . Напротив,
при  дворе , в ближайшем  окружении 
царя , существовала  группа  откровенных 
пораженцев  во 
главе  с 
великим  князем  и 
канцлером  Румянцевым ,
которая  боялась  Наполеона 
и  стояла  за 
заключение  с  ним 
мира ". ***
        Платон  Каратаев - вогплощение 
" всего  русского,
доброго  и 
круглого " , патриархальности , смирения, непротивления ,
религиозности - всех  тех  качеств , которые  так  ценил  Лев 
Николаевич  Толстой  у 
русского  крестьянства .
Лидия  Дмитриевна  Опульская 
писала : " Образ 
Платона  сложнее  и 
противоречивее,
он  чрезвычайно 
много  значит  для 
всей  историко - философской  концепции 
книги . Не  больше , впрочем,
чем  Тихон 
Щербатый . Просто  это  - 
другая  сторона
"
мысли  народной " . ***
        Патриотизм  и  близость  к 
народу  в  наибольшей 
степени  присущи  Пьеру 
Безухову , князю  Андрею  Болконскому , Наташе  Ростовой . В  народной  войне  1812 
года  была  заключена 
та   огромная  нравственная  сила , которая  очищала  и 
перерождала  любимых   героев 
Толстого , выжигала  в  их 
душе  многие  сословные 
предрассудки , себялюбивое 
чувство . В  Отечественной  войне 
судьба  князя  Андрея 
идёт  той  же 
дорогой , что  и   судьба 
народная
. Андрей  Болконский  сближается 
с  простыми  солдатами . " В  полку 
его  называли " наш  князь "
 , им 
гордились  и  его 
любили " , - писал  Толстой
. Он  начинает  видеть  главное  назначение 
человека  в  служении 
людям , народу . Ещё  до  войны 
1812  года  князь 
Андрей  понял , что  будущее 
народа  зависит  не 
от  воли  правителей , а  от  самого  народаю. Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала :
"
Уже  поняв  внутренние  пружины  войны , Андрей  Болконский ещё 
заблуждался  относительно  мира .
Его  тянуло 
в  высшие  сферы 
государственной  жизни, "
туда , где  готовилось  будущее , от  которого  зависели  судьбы 
миллионов " . Но 
судьбы  миллионов  решают 
не  Адам  Чарторыжский , не  Сперанский , не 
император  Александр , а  сами 
эти  миллионы - такова  одна 
из  главных  идей 
толстовской  философии  истории . Встреча  с  Наташей  Ростовой 
и  любовь  к 
ней  ясно  подсказывают  Болконскому , что 
преобразовательные  планы  холодного 
и  самоуверенного  Сперанского 
не  могут  сделать 
его ,
князя  Андрея , " счастливее  и 
лучше "  ( а  это 
всего  важнее  в 
жизни ! )  и  не 
имеют  никакого  отношения 
к  жизни 
его  богучаровских  мужиков . Так  впервые  народная  точка 
зрения  входит  как 
критерий  в  сознание 
Болконского " . ***
        Простые  русские  солдаты  сыграли 
также  решаю щую  роль 
в   моральном  обновлении 
Пьера  Безухова . Он  прошёл 
через  увлечение  масонством ,
благотворительностью
, и  ничто  не  дало  ему 
нравственного  удовлетворения .
Только  в  тесном  общении  с 
простыми  людьми  он 
понял , что  цель  жизни 
в  самой  жизни : " Пока  есть 
жизнь , есть  и  счастье " . Уже  на 
Бородинском  поле , ещё  до 
встречи  с  Каратаевым , у  Пьера  Безухова  зарождается 
идея  опрощения : " Солдатом  быть , просто  солдатом ! "  Встречи  с 
простыми  солдатами  произвели 
сильнейшее  действие  на 
его  душу , потрясли  его 
сознание , возбудили 
желание  переменить ,
перестроить  всю  свою 
жизнь . Лидия  Дмитриевна  Опульская 
писала : " Душевное 
спокойствие , уверенность  в  смвсле 
жизни  Пьер  обратает , пережив  героическое  время  12 - го 
года  и  страдания  плена  рядом 
с  простыми  людьми , с 
Платоном  Каратаевым . Он  испытывает 
" ощущение 
 своей 
ничтожности  и  лживости 
в  сравнении  с 
правдой , простотой  и  силой 
того  разряда  людей ,
которые  отпечатлелись  у  него  в 
душе  под  названием 
они " . " Солдатом 
быть , просто
солдатом
" , - с   восторгом  думает 
Пьер . Характкрно , что  и  солддаты , хоть  не  сразу , но  охотно 
приняли  Пьера  в 
свою  среду  и 
прозвали  " наш  барин " , как  Андрея  " наш  князь " . Пьер  не 
может  стать  " просто  солдатом " , капелькой , сливающейся  со 
всей  поверхностью  шара . Сознание  своей  личной  ответственности  за  жизнь  всего 
шара  неистребимо  в 
нём . Он  горячо  думает 
о  том ,что  люди 
должны  опомниться , понять  всю 
преступность , всю 
невозможность  войны " . ***
        Положительные  черты 
Наташи  Ростовой  с 
особенной  яркостью  раскрываются  в  тот  момент ,
когда  она , перед 
вступлением  французов  в 
Москву ,
одушевлённая  патриотическим  чувством , заставляет 
сбросить  с  подвод 
семейное  добро  и 
взять  раненых  и 
когда  она  же 
-  в  другую , счастливую 
и  радостную  минуту - русской  пляской  и  восхищением 
народной   музыкой  проявляет 
всю  силу  заключённого  в  ней 
национального  духа . От 
Наташи  исходит  энергия 
обновления , освобождения 
от  фальшивого , ложного,
привычного
, выводящая  " на  вольный 
божий  свет " .
И  здесь 
её  роль  равносильна 
тому , что  даёт  ищущим 
героям  Толстого  общение 
с  народом . Лидия  Дмитриевна 
Опульская  писала : " В  образе 
Наташи  воплощается  одна 
из  главных  идей 
романа:
красоты  и 
счастья  нет  там , где 
нет  добра , простоты  и 
правды " . ***
        В 
романе  " Война  и 
мир "  облик  каждого 
героя  неразделим  с 
его  языковой  характеристикой . Язык  дворянской 
знати - офранцуженный , выражения 
и  обороты  его , несмотря  на  изысканность ,
стали  привычными  штампами , употребляемыми  в  
светской  беседе  для 
любого  случая . Лев  Николаевич 
Толстой - знаток  и  ценитель 
великого  русского  языка. По 
речи  героев  произведения  мы  можем  судить 
об  отношении  к  
ним   автора . Толстой  не 
вкладывает  в  уста 
своих  любимых  героев 
офранцуженный  русский  язык .
        " Мысль  народная " - главная 
идея  романа
"
Война  и  мир " . Толстой  знал
, что  жизнь , простая 
жизнь  людей , с 
её  " частными "  судьбами , интересами  и 
радостями , идёт  своим  чередом , независимо  от 
встреч  Наполеона  с 
Александром ,
дипломатической  игры 
или  государственных  планов Сперанского . Лишь  те 
исторические  события ,
которые  приводят  в 
движение  народные  массы , касаются  судеб  национальных ,
способны  изменить -
пусть  драматически , но  всегда  благотворно -
отдельного  человека . Так  очищаются 
и  возвышаются  в 
бедствиях  Отечественной  войны 
его  любимые  герои : Андрей  Болконский , Пьер  Безухов
, Наташа  Ростова . Каждый  участник 
исторических  событий  для 
Толстого  не  менее 
важен , чем  Наполеон . Направление  воли 
миллионов  людей , которые ,
с  точки  зрения  Наполеона  и 
тогдашней  исторической  науки , были  бесконечно  малыми  единицами , определяет  историческое  развитие .

Рефераты. Лев      Толстой       Война и Мир
Рекомендуем


Рефераты. Лев      Толстой       Война и Мир