|
Лермонтов
Лермонтов
Композиционное своеобразие романа "Герой
нашего времени".
Композиционная
сложность романа неразрывна связана с
психологической сложностью образа
главного героя.
Неоднозначность
характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась
не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными
персонажами. Именно поэтому Лермонтов
не сразу нашел
композиционное решение романа,
согласно которому читатель
постепенно приближается к герою.
Композиция романа подчинена логике раскрытия
образа главного героя. В первой
части мы видим
Печорина глазами Максима
Максимыча. Этот человек искренне привязан
к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их
разделяет не только разница
социального
положения и возраст. Они
- люди принципиально различных типов сознания и
дети разных эпох.
Для штабс -
капитана,
старого кавказца, его молодой
приятель - явление чужеродное , странное и
необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный , таинственный.
Максим
Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ
-
один из важнейших в романе , ибо этот человеческий тип очень характерен для России
первой половины минувшего
века. В
условиях
вечной войны формировался новый тип "русского кавказца" - чаще всего
это были люди, подобные
Ермолову , превыше всего
ставящие закон силы и власти , и их
подчиненные
-
добрые, искренние и нерассуждающие воины. Такой тип
и воплощен в образе Максима Максимыча.
Кавказ называли "теплой Сибирью",
куда в действующую армию ссылали неугодных
- в частности и многих декабристов.
На Кавказ ехали и молодые люди
в жажде побывать
в "настоящем деле"
, туда стремились и как в экзотическую
страну чудес, в край свободы...
Эти
черты Кавказа так или иначе сродни
Печорину: в нем есть нечто от черкеса
(его безумная скачка на коне
по горам без дороги после первом свидания с
Верой!); он естествен в кругу княжны Лиговской. Единственный человек с кем
у Печорина нет ничего общего, это Максим Максимыч. Лапши
разных поколений,
разных
эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и
Печорин абсолютно чужды друг другу.
Потому и запомнился
Максиму
Максимычу
его давний подчиненный, что так и не
смог он понять, разгадать его. В
рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с
которым стала одним из ярчайших событий в
его жизни; тогда
как для Печорина
и сам штабс-капитан, и история с Бэлой - лишь эпизод в ряду
других. Даже при случайной встрече,
когда Максим Максимыч
готов кинуться ему в объятия,
Печорину не о чем
с ним говорить: вспоминать Бэлу - болезненно,
рассказать старому приятелю -
нечего...
"Мне пора Максим Максимыч." Итак, из новеллы "Бэла"
(кстати, написанной позже других) мы
узнаем о существовании
некоего
Печорина - героя романтической истории
с черкешенкой. Зачем
Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он
скучает и томится; отчего
бросился отбивать ее у
Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постели умирающей Бэлы
и почему засмеялся когда добрейший
Максим Максимыч попытался
его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине - 'все тайна, поведение
героя читатель волен объяснять в меру
собственного воображения. В главе "Максим Максимыч" завеса
тайны начинает приподниматься. Место рассказчика
занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И
таинственному герою "кавказской
новеллы" придаются какие-то
живые черты, его воздушный и загадочный
образ начинает обретать плоть и кровь.
Странствующий офицер не
просто описывает Печорина
он дает психологический портрет. Он человек
того же поколения и близкого,
вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от
Печорина о томящей его
скуке: "...жизнь моя становится пустее
день ото дня...", то его
слушатель принял эти слова без ужаса как вполне естественные:
"Я отвечал, что много есть людей,
говорящих то же самое; что
есть, вероятно, и такие, которые говорят правду..." И поэтому
для офицера-рассказчика Печорин гораздо
ближе и понятнее; он
многое может объяснить в трое: и "разврат столичной жизни", и
"бури душевные", и
"некоторую
скрытность", и "нервическую
слабость". Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин
становится более или менее типичным человеком
своего времени, в
его облике и поведении обнаруживаются общие
закономерности.
И все
же загадка не
исчезает,
"странности"
остаются.
Повествователь отметит глаза Печорин "они не смеялись, когда
он смеялся!" В них рассказчик попытается
угадать "признак - или
злого нрава, или глубокой посмеянной
грусти"; и поразится их
блеску: "то был блеск, подобный
блеску гладкой стали,
ослепительный, но холодный"; и поежится от "проницательного и
тяжелого" взгляда... Именно поэтому так рад путешественник,
заполучив записки Печорина: "Я схватил
бумаги и поскорее унес
их, боясь, чтоб штабс-капитан не
раскаялся." Написанное от лица
повествователя предисловие к "Журналу
Печорина"
объясняет его интерес к этой личности.
Он говорит о
бесконечной важности изучения "истории
души человеческой", о необходимости понять истинные причины
побуждений, поступков,
всего характера человек "...и может
быть, они найдут оправдания
поступкам, в которых
до сих пор обвиняли..." Все
это
предисловие подтверждает духовную
близость повествователя и
кроя, их
принадлежность к одному
поколению и одному
человеческому типу: вспомните,
например, рассуждения
рассказчика о "коварной
неискренности истинного друга",
оборачивающейся "неизъяснимой ненавистью, сгорая, таясь под
личиной дружбы, ожидает только смерти или
несчастия любимого
предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков,
советов, насмешек и сожалений". Как
близки эти слова горьким
мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как
объясняют они его
убеждение "я к дружбе не способен"!
Мнение рассказчика о Печорине выражено
однозначно: "Мой ответ
- заглавие этой книги". Это же и объяснение его
напряженного
интереса к
герою: перед нами не только
своеобразный человек,
типичный для
своей эпохи. Герой
времени - это
личность,
сформированная данным веком, и ни в какой
другой эпохе подобный
человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты,
все достоинства и недостатки его
времени. В предисловии к
роману Лермонтов полемически заявляет: "Герой нашего времени,
милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека:
это портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения, в
полном их
развитии." Но свой роман "едких истин" он создает не
для того,
чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало,
чтобы люди
увидели себя, взглянули-
в собственное лицо,
постарались понять себя самих.
Это и есть главная задача
лермонтовского романа Как бы ни был близок
Печорин рассказчику,
полностью понять его он не
может. Для полного,
глубокого
понимания Печорин должен сам сказать о себе.
И две трети романа
составляет его исповедь.
Мы
много говорили об исповедальном характере лермонтовской
лирики: это одна из главных
черт его творчества. Именно поэтому так
важно, что Печорин, ни в коей мере не являясь
автопортретом Лермонтова ("Старая и нелепая шутка!" -
говорится в предисловии о подобном толковании), все же часто бесконечно близок автору в своих оценках,
эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощущение общности беды и
вины автора и
его героя. Как и в
"Думе", поэт, ощущая себя
внутри поколения, разделяя его вину и судьбу, своим пониманием
общей трагедии,
яростным негодованием и всей горечью размышлений
выходит из
общей массы, поднимается над ней
- на недосягаемые высоты духа.
Композиция "Журнала Печорина" очень
своеобразна. Это как бы "роман в
романе". Первая новелла "Тамань" - единый рассказ о
происшествии,
приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы всего "журнала": стремление Печорина к
активным
действиям;
"любопытство",
толкающее его ставить "эксперименты" над собой и
окружающими, вмешиваться в
дела, до него не касающиеся; его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. И главное! - стремление
понять, что движет людьми; выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
"Княжна
Мери построена из
дневниковых записей - это почти ежедневная летопись жизни
Печорина. И
причем он не
интересуется
"общими вопросами". Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем
поведении и о поступках.
Печорин
сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в свою судьбу и жизнь
окружающих, меняя ход вещей таким
образом, что он привел к взрыву, к
столкновению. Так было в "Бэле", когда но круто изменил судьбу
девушки, Азамата, их отца,
Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок. Так было в "Тамани",
где он вмешался в жизнь
"честных
контрабандистов",
в"Княжне Мери"... И он
не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит в их судьбы свою неприютость, свое бездомье и тягу к разрушению Дома -
символа вечной жизни, непричастности к
общей судьбе , укрытия от ветров эпохи.
Вопрос предназначения , рока , единоборства
человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью этой
проблеме посвящена завершающая
глава "Фаталист", в которой Печорин
пытается создать некоторую
"модель
судьбы". Существует ли предопределение или нет его;если но есть, то каковы
пределы самостоятельности личности - все это
не
предмет отвлеченных умствований
для Печорина , но
самый насущный вопрос. Ибо ответ на
него даст ключ к разгадке жизни
и человеческой натуры, сможет, наконец, объяснить Печорину его
собственную душу и судьбу.
Лирический
герой Лермонтова
Главная
тема Лермонтова - личность в
процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего
периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника
- недаром часто
он их
озаглавливает,
как дневниковые записи
- датой или
словами "отрывок", "исповедь", "монолог". Лирика Лермонтова -
летопись становления души, и в
этой ??? абсолютной
искренности
- истинное художественное открытие
автора.События духовной ЖИЗНИ интересуют поэта В момент ИХ свершения,
а не post factum Его
волнует сам механизм внутреннего движения. Лирический
герой всего лермонтовского
творчества предельно близок
автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но
является фактом Судьбы.
Всему
внутреннему строю Лермонтова
глубоко соответствует
бунтарский,
байроновский романтизм -
с тем культом тайной избранности
личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как
основополагающими
художественными принципами. И
творческий метод Лермонтова, во
всяком случае до "Героя нашего
времени", можно определить как психологический романтизм. В
романтическом ключе поэт отметает, как
мы уже
говорили, все случайности жизни, то есть все, что в его
жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств. Каждое же событие,
"работающее" на
Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется.
Душа и личность
интересуют Лермонтова как главные реальности
бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в
рамках вечной
жизни духа. Таким образом, мы
находим ключевые слова к
миропониманию поэта: оно
строится на понятиях
личности и
Судьбы. Эти категории
восприняты Лермонтовым во
всей их
неоднозначности. И сама неоднозначность понятий
приводит к
внутренней конфликтности миросознания поэта.
Его духовный мир и мир
внешний поражают своей
раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей.
Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира
человека, чья мысль вечно бодрствует
в стремлении познать
истину и достичь абсолютного
совершенств. Эта тяга к идеалу, к
высшему совершенству при
осознании несовершенства мира
и
человека есть удивительная,
чисто лермонтовская трактовка
основного романтического конфликта между несовершенством мира
вообще и идеальными устремлениями личности.
В этот внешний
конфликт романтизма Лермонтов привнес
глубочайший внутренний
конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных
сил - сил добра и зла - в душе человека.
Исследование духовного
мира
бесконечно. И эту бесконечность открыл
русской литературе
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Исследуя
истоки добра и зла , Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона :
и добро и зло находятся не вне человека , но внутри его, в его
душе. Все внимание Лермонтова
сконцентрировано на духовном пути героя.
Художественное
своеобразие и историко-философская проблематика "Песни про царя
Ивана Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца Калашникова"
Поэма 1837
пуда "Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и
удалого купца Калашникова" в контексте всего
творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы
Лермонтова над русским фольклором.
Интерес к
фольклору характерен для 30-х
годов прошлого века.
глубокий кризис переживала страна Находясь
"на перепутье",
которое мрачные умы эпохи склонны были
считать тупиком, русское
общество пыталось найти выход, опираясь
на "внутренние
ресурсы". Дворянская и
народная культуры в
России были
разделены глубокой пропастью: у
нас не было того среднего
класса, буржуазии, который в Европе "соединял" аристократию и
простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных
традиций и
этических принципов. В
30-о годы такую
роль
посредника" взяла на себя литература.
Давайте вспомним, каким обостренным интересом к народу, его
жизни и творчеству ознаменовался несчастный
холерный 1830 год!
Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь,
написавший "Вечера
на хуторе близ Диканьки", которыми
зачитывалась вся Россия;
появляются "собиратели народных
сказаний"...
В 30-ых годах XIX века разгораются
ожесточенные философские
споры о
судьбах России. Обобщенно можно
выделить два основных
направления споров: западники и славянофилы.
Западники видели
путь развития России в европеизации;
славянофилы же утверждали,
что у России свой особый путь.
Лермонтову эти споры
не были безразличны. Он достаточно активно
включался в них, но не
примкнул ни к
одному направлению. Ему глубоко чуждо было стремление европеизировать
Россию. Западная
цивилизация казалась ему
пораженной духом скепсиса,
эпоха
Просвещения привила европейскому обществу
вкус к умозрительной
философии, доминирующей над чувствами. Идеалы Просвещения во
многом надуманы, они противоречат человеческой природе: и
проповедь Руссо, согласно которой счастье достижимо лишь при
абсолютной бедности, при полном отказе от благ цивилизации; и
оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да
и что дало России
просвещение без возможности применить
накопленные знания, без
права даже высказать
свободно свои мысли?
Путь западной
цивилизации представляется Лермонтову
тупиковым:
Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то
пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою...
Но Лермонтову чуждо во многом
и мировоззрение
славянофилов,
идеализировавших феодальную Россию
,
ориентировавших развитие страны
по "восточному" азиатскому пути.
"Песня..."
написана в особом жанре .
Лермонтов стремился
приблизить
поэму к эпическим фольклорным
сказаниям. Гусляры тешащие "Песнью"
"боярина и боярыню
его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы
.
Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно нравственные
позиции,
с которых оценивают персонажи
"Песни...", не лично
авторские,
а обобщенно - народные. Это многократно усиливает
торжество
"правды - матушки" в сказании, ибо поступок
безвестного
купца Калашникова , защищавшего свою личную честь,
стал фактом народной истории.
Конспект урока по литературе в классе по теме М Ю Лермонтов Личность судьба эпоха. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М Ю ЛЕРМОНТОВА. Рецензия на эпизод из Песня про царя Ивана Васильевича М Ю Лермонтова. Психологический портрет печёрина в его исповеди максимы максимычу. Реферат на тему своеобразие художественного мира Лермонтова. Какие черты характера Печёрина выявляются в повести Тамань. Биография Лермонтова с фото зделаная как призентация. В чём своеобразие художественного мира Лермонтова. Реферат на тему судьба лермонтова и его поколения. Композиционная роль герои нашего времени бэлла. Исповедальные мотивы в творчестве лермонтова. Реферат интересные факты из жизни лермонтова. Лермонтов и его поколение бесплатный реферат. Готовый реферат на тему Лермонтов с планом. Реферат на тему герой нашего времени бэлла.
|
|
|