Рефераты. Лермонтов
Лермонтов

Лермонтов

Лермонтов

Композиционное своеобразие романа "Герой
нашего времени".
Композиционная
сложность   романа    неразрывна    связана    с
психологической сложностью        образа   
главного    героя.
Неоднозначность
характера   Печорина,   противоречивость  этого образа выявлялась 
не только в исследовании самого его духовного мира, но  и в соотнесении героя с остальными
персонажами. Именно поэтому Лермонтов   
не  сразу  нашел 
композиционное  решение романа,
согласно  которому читатель
постепенно  приближается  к герою.
  Композиция романа подчинена логике раскрытия
образа  главного героя. В    первой 
части  мы  видим 
Печорина  глазами Максима
Максимыча. Этот  человек искренне  привязан 
к  Печорину,   но духовно глубоко     ему  чужд.    Их 
разделяет  не только разница
социального
положения и  возраст.   Они 
-  люди  принципиально различных типов            сознания  и 
дети  разных  эпох. 
Для штабс -
капитана,
старого  кавказца,  его молодой 
приятель  -  явление чужеродное , странное и
необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин    предстает   как   человек   загадочный   , таинственный.
Максим
Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ
-
один из важнейших в романе , ибо этот человеческий тип очень характерен для России 
первой  половины  минувшего 
века.   В
условиях
вечной    войны  формировался  новый  тип  "русского кавказца" - чаще всего
это были  люди,   подобные 
Ермолову  , превыше всего
ставящие закон силы и власти ,  и их
подчиненные
-
добрые,  искренние и  нерассуждающие  воины.   Такой  тип 
и воплощен в образе Максима Максимыча.
   Кавказ называли "теплой Сибирью",
куда в действующую армию ссылали неугодных  
-  в  частности и многих декабристов. 
На Кавказ ехали и молодые люди 
в  жажде  побывать 
в  "настоящем деле"
,  туда стремились и как в экзотическую
страну чудес, в край свободы...
Эти
черты  Кавказа  так  или иначе сродни
Печорину:  в нем есть нечто от черкеса
(его безумная скачка  на  коне 
по  горам  без дороги после   первом  свидания с
Верой!); он естествен в кругу княжны Лиговской.  Единственный человек с кем 
у  Печорина  нет ничего общего,  это Максим Максимыч.  Лапши
разных поколений,
разных
эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и 
Печорин абсолютно чужды            друг  другу.  
Потому  и  запомнился 
Максиму
Максимычу
его давний подчиненный,  что так и не
смог он понять, разгадать его.   В
рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с
которым стала одним из ярчайших событий в    
его   жизни;   тогда  
как  для  Печорина 
и  сам штабс-капитан, и  история с Бэлой - лишь эпизод в  ряду 
других. Даже при   случайной  встрече,  
когда  Максим  Максимыч 
готов кинуться ему в объятия, 
Печорину не  о  чем 
с  ним  говорить: вспоминать Бэлу  -  болезненно, 
рассказать старому приятелю -
нечего...
"Мне пора Максим Максимыч." Итак, из новеллы "Бэла"
(кстати, написанной позже других)  мы
узнаем о существовании
некоего
Печорина - героя романтической истории 
с  черкешенкой. Зачем
Печорину   понадобилась  Бэла; почему,  едва добившись ее любви, он 
скучает и томится; отчего 
бросился  отбивать  ее  у
Казбича (ведь   разлюбил!);  что мучило его у постели умирающей Бэлы
и   почему  засмеялся  когда  добрейший 
Максим   Максимыч попытался
его  утешить?  Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине - 'все тайна, поведение
героя читатель волен объяснять в меру  
собственного  воображения.   В главе "Максим Максимыч" завеса
тайны   начинает  приподниматься.    Место   рассказчика
занимает давешний   слушатель  штабс-капитана,   путешествующий офицер. И 
таинственному герою "кавказской 
новеллы"  придаются какие-то
живые черты,  его воздушный и загадочный
образ начинает обретать плоть   и  кровь.  
Странствующий  офицер  не  
просто описывает Печорина  
он  дает  психологический  портрет.   Он ­человек
того же поколения и близкого, 
вероятно,  круга.   Если Максим Максимыч      ужаснулся,  услышав от
Печорина о томящей его
 скуке: "...жизнь моя становится пустее
день ото дня...", то его
 слушатель принял   эти слова без ужаса как вполне естественные:
 "Я отвечал,  что много есть людей, 
говорящих то же самое;  что
 есть, вероятно,   и такие, которые говорят правду..." И поэтому
 для офицера-рассказчика Печорин гораздо
ближе  и  понятнее;  он
 многое может объяснить в трое:  и "разврат столичной жизни",  и
 "бури душевные",  и 
"некоторую 
скрытность",   и  "нервическую
 слабость". Так,     загадочный,   ни на кого не похожий Печорин
 становится более или менее типичным человеком
своего времени, в
 его облике и поведении обнаруживаются общие
закономерности.
    И все 
же  загадка  не 
исчезает,  
"странности"  
остаются.
 Повествователь отметит  глаза Печорин "они не смеялись,  когда
 он смеялся!" В них рассказчик попытается
угадать "признак - или
 злого нрава,    или  глубокой посмеянной
грусти"; и поразится их
 блеску: "то    был  блеск,   подобный 
блеску  гладкой   стали,
 ослепительный, но   холодный"; и поежится от "проницательного и
 тяжелого" взгляда...  Именно поэтому  так  рад  путешественник,
 заполучив записки  Печорина:  "Я схватил
бумаги и поскорее унес
 их, боясь, чтоб штабс-капитан не
раскаялся." Написанное от лица
 повествователя предисловие к "Журналу
Печорина"
объясняет его интерес к этой личности. 
Он  говорит  о
 бесконечной важности изучения "истории
души человеческой", о необходимости понять истинные причины
побуждений,   поступков,
 всего характера человек "...и может
быть, они найдут оправдания
поступкам, в    которых 
до  сих  пор  обвиняли..."   Все  
это
 предисловие подтверждает   духовную 
близость  повествователя и
 кроя, их   
принадлежность  к   одному  
поколению   и   одному
 человеческому типу:      вспомните,   
например,    рассуждения
 рассказчика о   "коварной  
неискренности   истинного   друга",
 оборачивающейся "неизъяснимой   ненавистью,  сгорая,  таясь под
 личиной дружбы,  ожидает только смерти или 
несчастия  любимого
 предмета, чтоб    разразиться  над  его головою градом упреков,
 советов, насмешек  и сожалений".  Как
близки эти слова  горьким
 мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как
объясняют они его
 убеждение "я к дружбе не способен"!
   Мнение рассказчика о Печорине выражено
однозначно: "Мой ответ
 - заглавие этой книги".  Это же и объяснение  его 
напряженного
 интереса к  
герою:  перед нами не только
своеобразный человек,
 типичный для 
своей  эпохи.   Герой 
времени  -  это 
личность,
 сформированная данным веком, и ни в какой
другой эпохе подобный
 человек появиться не мог бы.  В нем сконцентрированы все черты,
 все достоинства   и  недостатки  его 
времени.  В предисловии к
 роману Лермонтов полемически заявляет:  "Герой нашего  времени,
 милостивые государи мои,  точно портрет, но не одного человека:
 это портрет, 
составленный из пороков всего нашего поколения, в
 полном их 
развитии." Но свой роман "едких истин" он создает не
 для того, 
чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало,
 чтобы люди  
увидели  себя,   взглянули- 
в  собственное  лицо,
 постарались понять себя  самих.  
Это  и  есть  главная  задача
 лермонтовского романа Как бы ни был близок
Печорин рассказчику,
 полностью понять его он  не 
может.   Для  полного,  
глубокого
 понимания Печорин должен сам сказать о себе.
И две трети романа
 составляет его исповедь.
  Мы
много  говорили  об исповедальном характере лермонтовской
лирики: это  одна из  главных 
черт  его  творчества.   Именно поэтому так
 важно, что Печорин,  ни в коей мере  не  являясь 
автопортретом Лермонтова ("Старая и нелепая шутка!" -
говорится в предисловии о подобном толковании),  все же часто бесконечно близок автору в своих  оценках, 
эмоциях,  рассуждениях.  Это создает особое ощущение общности беды и
вины автора  и 
его героя.  Как и в
"Думе",  поэт,  ощущая себя
внутри поколения,  разделяя его вину и судьбу, своим пониманием
 общей трагедии,
  яростным негодованием и всей горечью  размышлений 
выходит  из
общей массы, поднимается над ней
- на недосягаемые высоты духа.
   Композиция "Журнала Печорина" очень
своеобразна.  Это как бы "роман в
романе". Первая новелла "Тамань" - единый рассказ о
происшествии,
приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы всего "журнала":   стремление  Печорина  к 
активным
действиям;
"любопытство",      
толкающее    его    ставить "эксперименты" над собой и
окружающими, вмешиваться в
дела,  до него не касающиеся;  его безрассудная храбрость   и  романтическое  мироощущение.  И ­главное! -  стремление
понять,  что  движет  людьми;  выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
"Княжна
Мери  построена  из 
дневниковых  записей  - это почти ежедневная летопись      жизни 
Печорина.   И  
причем   он   не
интересуется
"общими  вопросами".  Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем
поведении и о поступках.
Печорин
сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в свою судьбу и жизнь
окружающих,  меняя ход вещей таким
образом,  что он привел к взрыву, к
столкновению. Так было в "Бэле", когда но круто изменил   судьбу 
девушки,   Азамата,  их отца, 
Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок.  Так было в "Тамани", 
где он вмешался    в  жизнь 
"честных 
контрабандистов",  
в"Княжне Мери"... И  он
не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит  в их судьбы свою неприютость,  свое бездомье и тягу к разрушению Дома -
символа вечной жизни,  непричастности к
общей судьбе ,  укрытия от ветров эпохи.
Вопрос предназначения , рока , единоборства 
человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью    этой 
проблеме  посвящена завершающая
глава "Фаталист", в  которой  Печорин 
пытается  создать  некоторую
"модель
судьбы". Существует ли предопределение или нет его;если но есть, то каковы
пределы самостоятельности личности - все это
не
предмет   отвлеченных  умствований 
для  Печорина  ,  но
самый насущный вопрос.  Ибо ответ на
него даст ключ к разгадке жизни
и человеческой натуры,  сможет, наконец, объяснить Печорину его
собственную душу и судьбу.
Лирический
герой Лермонтова
Главная
тема Лермонтова - личность в 
процессе  самопознания  и само воплощения, то   есть развития.  Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего
периода:  это  лирические зарисовки, отрывки из  дневника 
-  недаром  часто 
он  их
озаглавливает,
как  дневниковые  записи 
-  датой  или 
словами "отрывок", "исповедь",  "монолог". Лирика Лермонтова -
летопись становления души,    и  в 
этой ???   абсолютной
искренности
-   истинное художественное открытие
автора.События духовной ЖИЗНИ интересуют поэта В момент ИХ  свершения,  
а  не post factum   Его 
волнует  сам  механизм внутреннего движения. Лирический
герой   всего  лермонтовского 
творчества  предельно близок
автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все,   что в жизни автора не случайно,  но 
является фактом Судьбы.
Всему
внутреннему  строю  Лермонтова 
глубоко  соответствует
бунтарский,
байроновский    романтизм  - 
с  тем культом тайной избранности
личности,  высокой Судьбы,  борьбы с Роком,  тяги к миру - и отторжения от людей:  Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом   и    историзмом    как
основополагающими
художественными   принципами.   И 
творческий метод Лермонтова,  во
всяком случае до "Героя нашего 
времени", можно определить как психологический романтизм. В
романтическом ключе поэт отметает,  как
мы  уже 
говорили,   все  случайности жизни, то есть все, что в его
жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств.  Каждое же событие, 
"работающее" на 
Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак,  тщательно психологически исследуется, анализируется.
Душа и личность
интересуют Лермонтова как главные реальности
бытия. Тайна  жизни и смерти воспринимается им в
рамках  вечной
 жизни духа.    Таким  образом,   мы 
находим  ключевые  слова к
 миропониманию поэта:   оно 
строится  на  понятиях 
личности  и
 Судьбы. Эти    категории 
восприняты  Лермонтовым  во 
всей  их
 неоднозначности. И  сама  неоднозначность  понятий 
приводит  к
 внутренней конфликтности миросознания поэта.
    Его духовный   мир   и   мир   
внешний    поражают    своей
 раздробленностью, принципиальным      нарушением  взаимосвязей.
 Лермонтов погружается в исследование  сложного духовного  мира
 человека, чья    мысль  вечно  бодрствует 
в стремлении познать
 истину и достичь абсолютного
совершенств.  Эта тяга к идеалу, к
 высшему совершенству    при 
осознании  несовершенства  мира 
и
 человека есть   удивительная,  
чисто  лермонтовская  трактовка
 основного романтического   конфликта между несовершенством мира
 вообще и идеальными устремлениями  личности.  
В  этот  внешний
 конфликт романтизма   Лермонтов  привнес
глубочайший внутренний
 конфликт личности,  постоянное противоборство разнонаправленных
 сил - сил добра и зла - в душе человека.
Исследование духовного
мира
бесконечно.  И эту бесконечность открыл
русской литературе
 Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Исследуя
истоки добра и зла , Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного   закона : 
и добро и зло находятся не вне человека ,  но внутри его,  в его
душе.  Все внимание Лермонтова
сконцентрировано на духовном пути героя.
Художественное
своеобразие  и  историко-философская проблематика "Песни про  царя 
Ивана  Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца Калашникова"
  Поэма 1837 
пуда  "Песня про царя Ивана
Васильевича,  молодого
 опричника и  
удалого  купца  Калашникова"  в  контексте   всего
 творчества поэта   воспринимается  как  своеобразный  итог работы
 Лермонтова над русским фольклором.
  Интерес к 
фольклору  характерен для 30-х
годов прошлого века.
 глубокий кризис  переживала  страна  Находясь 
"на  перепутье",
 которое мрачные умы эпохи склонны были
считать тупиком, русское
 общество пыталось   найти  выход,   опираясь  
на   "внутренние
 ресурсы". Дворянская     и 
народная  культуры  в 
России  были
 разделены глубокой пропастью:  у 
нас  не  было  того  среднего
 класса, буржуазии,   который в Европе "соединял" аристократию и
 простонародье, обеспечивал     взаимопроникновение   культурных
 традиций и 
этических  принципов.   В 
30-о  годы  такую 
роль
 посредника" взяла на себя литература.
  Давайте вспомним,   каким  обостренным  интересом к народу,  его
 жизни и творчеству ознаменовался несчастный
холерный 1830  год!
 Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь,
написавший "Вечера
 на хуторе близ Диканьки",  которыми 
зачитывалась  вся  Россия;
 появляются "собиратели народных
сказаний"...
  В 30-ых годах XIX века  разгораются 
ожесточенные  философские
 споры о 
судьбах России.  Обобщенно можно
выделить два основных
 направления споров:  западники и славянофилы. 
Западники видели
 путь развития России в европеизации;
славянофилы же утверждали,
 что у России свой особый путь.
Лермонтову эти  споры 
не  были  безразличны.   Он  достаточно активно
включался   в  них,   но  не 
примкнул  ни  к  
одному направлению. Ему глубоко чуждо было стремление европеизировать
Россию. Западная
 цивилизация казалась  ему 
пораженной  духом  скепсиса,  
эпоха
 Просвещения привила европейскому обществу
вкус к  умозрительной
 философии, доминирующей   над чувствами.  Идеалы Просвещения во
 многом надуманы,  они  противоречат  человеческой  природе:   и
 проповедь Руссо,    согласно которой счастье достижимо лишь при
 абсолютной бедности,  при полном отказе от благ цивилизации;  и
 оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да
и что дало России
 просвещение без возможности применить
накопленные знания,   без
права даже   высказать 
свободно  свои  мысли?  
Путь  западной
 цивилизации представляется Лермонтову
тупиковым:
               Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то
пламенных  мечтателей  кумир, 
К могиле клонишься бесславной головою...
      Но Лермонтову   чуждо   во   многом   
и    мировоззрение
славянофилов,
идеализировавших       феодальную    Россию   
,
ориентировавших развитие страны
по "восточному" азиатскому пути.
"Песня..."
написана  в  особом  жанре .  
Лермонтов   стремился
приблизить
поэму   к  эпическим  фольклорным
сказаниям.  Гусляры тешащие "Песнью"
"боярина  и  боярыню 
его  белолицую",   играют важнейшую роль в структуре поэмы
.
Авторского голоса читатель не слышит, перед ним  как бы произведение устного народного    творчества.   Следовательно   нравственные
позиции,
с  которых оценивают  персонажи 
"Песни...", не  лично
авторские,
а   обобщенно - народные.  Это многократно усиливает
торжество
"правды   -  матушки"  в   сказании,    ибо поступок
безвестного
купца  Калашникова ,  защищавшего свою личную честь,
стал фактом народной истории.
Конспект урока по литературе в классе по теме М Ю Лермонтов Личность судьба эпоха. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М Ю ЛЕРМОНТОВА. Рецензия на эпизод из Песня про царя Ивана Васильевича М Ю Лермонтова. Психологический портрет печёрина в его исповеди максимы максимычу. Реферат на тему своеобразие художественного мира Лермонтова. Какие черты характера Печёрина выявляются в повести Тамань. Биография Лермонтова с фото зделаная как призентация. В чём своеобразие художественного мира Лермонтова. Реферат на тему судьба лермонтова и его поколения. Композиционная роль герои нашего времени бэлла. Исповедальные мотивы в творчестве лермонтова. Реферат интересные факты из жизни лермонтова. Лермонтов и его поколение бесплатный реферат. Готовый реферат на тему Лермонтов с планом. Реферат на тему герой нашего времени бэлла.

Рефераты. Лермонтов
Рекомендуем


Рефераты. Лермонтов