|
Л Андреев В тумане
Л Андреев В тумане
Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство
рассказа:
1. Внутренний
мир героя
А) Он несколько раз выходил, пошатываясь,
стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми
ногами был страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода
становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он
один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему
дому.
Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти:
И все
время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек,
хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно
все им написанное, и оттого так жаль читать его. И тихая жалость к умершему человеку наполнила его
сердце; и первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на
своей постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому
формально относится герой
Далеко во все стороны расстилался мир, и был
он бесконечный и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал
Павел его неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна”
(сквозной мотив А.)
А) Вы
же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур
в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил
с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С
надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел
грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок, стены и
измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались,
посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так
темно, что он не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого
его нет, а есть только молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит
из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”,
ничего не делая сам.
II. Импрессионизм
- значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм
+ цветовая ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами,
ти хо добавил:— Я грязный...
Б) Так же
грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и
достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги животных,
что валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа
живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета
на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен,
он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось
в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна
их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно
и четко.
2. цветовая оппозиция
земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”.
3. звуки и цвета
голосов - окраска внутреннего состояния героя и индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер
густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный
и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал
другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер ответила,
и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся
шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской голос,
как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно:
Ты мне сказала: да — я
люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос,
что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в
пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны,
Катерина Эдуардовна?— повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву
отчая; ния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив
(желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку,
подошел к столу и взялся за ручку
ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми
противными ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор
отвертывался от него, точно и ему
было стыдно
III. Время
в рассказе.
1. Тема вечного
сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте
и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и
безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире
до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое - и на все
наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях
других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение
цикличности, вечности происходящего
А) И снова перед глазами
развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же порядке:
хата, большой мужик, церковь и огромная телега и так кругом комнаты.
И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и
напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно
и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”.
IV. Композиция
рассказа
1. Непреодолимая
граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая,
она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно
устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный
подоконник.
2. Композиционно
выделяются основные мотивы и образы рассказа:
Но среди идущих и едущих были женщины, и их
присутствие давало картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли
по какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные;
но Павел видел их странную и страшную
обособленность: они были чужды
всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки среди
тьмы.
3. Город в изображении
Л. Андреева.
а) Типичное
влияние города на героя- разрушение личности, утрата моральных ценностей,
несамостоятельность сознания; город действует и направляет своих
героев:
С переездом в город Павел стал особенно мрачен
и нервен, и Сергей Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить
достаточно спокойно и внушительно.
б) Город, герои
= их идеи. Герой становится я частью окружающего его мира. “Жители
города” “затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман
и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины и перед глазами болталось большое загнутое перо, какие
бывают на погребальных колесницах; ïîòîì что-то черное, гнилое, скверно пахнущее охватило
их, и качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала его.
V. Основные
мотивы рассказа
1. 3 осн. темы
рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно
и страшно, как в вымершем доме,
сквозь который прошла угрюмая чума,
убила все живое и досками
заколотила окна.
2.
Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом когда-нибудь она
отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор
и герой
1. автор знает
о герое не более чем читатель:
Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла
не узнает, не знает своего сына (возможно это - перекличка с автором)
Но радость скоро прошла, и уже через полчаса
Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий,
странно похожий на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого,
хорошо знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное
и мучительно недоумевал.
3. Двойственность
героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического
образа героя “до”)
Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и
решитель ные, с таким множеством
умных иностранных слов, что
Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой 1 и страшно
умный; тут первый трепет скептической мысли, è первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной
и не разделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и
страшный вопрос о цели и смысле бытия
и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч
ным блеском: нужно жить, чтобы любить
людей, которые так несчастны. И
ни слова о тех женщинах.
VII. Квинтэссенция
в образе героя понятий пространства, времени, образов, души, смерти,
болезни и города.
А) я ненавижу
тебя!— шептало странное, бесформенное пятно человека, охваченного
туманом и вырванного им из живого мира.— Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в тумане голос.
Бесформенное пятно человека медленно удаляется, сверкнула около
фонаря металлическая пуговица, и все растаяло, как будто никогда
и не было его, а был только мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность
рассказа конец сюжетный = началу след. действия.
... В ту
ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город.
Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в саду, опустошенном
осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.
автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ,
ист.-фил.,
предмет: Анализ худ-го текста
препод.: Есаулов
дата: 4.04.97
|
|
|