Рефераты. Критика      российской действительности в пьесе А М  Горького  На дне
Критика российской действительности в пьесе А М Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе А М Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе А М Горького На дне


                     Критика российской действительности в пьесе
А.М.Горького “На дне”
        Хорошо, когда
прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся
над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало
нам.
        Со
времени  создания пьес Горького прошло
много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что  это - энциклопедия предреволюционной России,
история,
запечатленная мастерски и жизненно,  но нельзя забывать, что в них много  общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
        “Человек -
это великолепно!  Это звучит... гордо!”
Эти слова,  сказанные на заре ХХ
века,  определяли твор-
ческую  линию писателя.
Он любил людей, поэтому  его  воображение,  пронизанное  прекрасной
мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как
Данко.
        Но он же
выступал и со страстным,  горячим
протестом против всего, что принижало человека, против всех
свинцовых мерзостей жизни”.
        В пьесе “На
дне” с большой силой и непревзойденным 
художественным  мастерством
показаны те ужасные
условия  жизни,
которые  толкают на “дно” ее, в “яму”. И
тогда  человек  перестает  быть человеком.
Да разве ж
это люди  обитают в
омерзительной ночлежке Костылева ?  Они
утратили все  человеческое,
потеряли  даже  об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных
существователей.
        Конечно,
во  многом они сами  виноваты в том, что с ними  случилось: у них  не хватило твердости или уме-ния бороться с
судьбой,  желания трудиться,  преодолевать трудности. Но  виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других,
эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и
личных проблем.
        Но даже и
здесь, “на дне” жизни,  действуют  свои 
неумолимые  волчьи законы. Здесь
свои “короли” и под-
властные, 
эксплуататоры и  эксплуатируемые,
хозяева и работники.  Законы
общества  преследуют человека  от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки.
Только в последних  все  гораздо обнаженнее, а
отношения  более  дикие. И в 
этом  обвинение строю и
обществу!  Жизнь  здесь для 
нормального человека хуже
каторги. Она  толкает
людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в
страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя,
окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
        А ведь это
люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний
о будущем
Наташа,  думает о
светлых чувствах Настя, верит  в  свою мечту больной и опустившийся Актер. У
них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени!  Даже собаки имеют клички, а мы нет!” -  с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида
человека,  выброшенного за борт жизни. У
них отняли все, у  этих забытых
людей,  но  не  смогли отнять веры в
лучшее. Этим  качеством с избытком
обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
        Странник
Лука,  появляющийся в пьесе, сумел  заронить и зажечь в сердце каждого искру
надежды и мечты. Но  после его  ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников.
Люди эти так изломаны, что им уж  нечего
ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник,
а дороги не показал.
        Как  ореховая скорлупа,  раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим
его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И
читателю становится не по себе от этих слов.
        Пьеса
утверждает: так больше жить невозможно !
        Многие свои
мысли вкладывает  автор в уста Сатина.
Порой  странно слышать  такие 
высокие слова от ка-
торжника и шулера.  Мы понимаем, что в
Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что
люди достойны лучшей участи.
        Пьеса  “На дне” 
проникнута  горячим и страстным
призывом любить человека, сделать так, чтобы имя  это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный
политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего  людей
на дно”. Нет и не может  быть счастья,
пока  человек  несвободен,  пока  несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и
свободы потому уже, что он Человек !
        Сейчас,
в  эпоху,  когда  мы  вновь заговорили о гуманизме и милосердии,
когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса  Горького
обретает иное значение. Это не 
только  исторический  документ, 
не  просто выдающееся
творение человеческого ума, 
это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к
вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

Рефераты. Критика      российской действительности в пьесе А М  Горького  На дне
Рекомендуем


Рефераты. Критика      российской действительности в пьесе А М  Горького  На дне