Критика российской действительности в пьесе А М Горького На дне |
|
|
|
Критика российской действительности в пьесе А М Горького На дне
Критика российской действительности в пьесе А М Горького На дне
Критика российской действительности в пьесе
А.М.Горького “На дне”
Хорошо, когда
прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся
над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало
нам.
Со
времени создания пьес Горького прошло
много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России,
история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек -
это великолепно! Это звучит... гордо!”
Эти слова, сказанные на заре ХХ
века, определяли твор-
ческую линию писателя.
Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной
мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как
Данко.
Но он же
выступал и со страстным, горячим
протестом против всего, что принижало человека, против всех
свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На
дне” с большой силой и непревзойденным
художественным мастерством
показаны те ужасные
условия жизни,
которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И
тогда человек перестает быть человеком.
Да разве ж
это люди обитают в
омерзительной ночлежке Костылева ? Они
утратили все человеческое,
потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных
существователей.
Конечно,
во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с
судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других,
эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и
личных проблем.
Но даже и
здесь, “на дне” жизни, действуют свои
неумолимые волчьи законы. Здесь
свои “короли” и под-
властные,
эксплуататоры и эксплуатируемые,
хозяева и работники. Законы
общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки.
Только в последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в
этом обвинение строю и
обществу! Жизнь здесь для
нормального человека хуже
каторги. Она толкает
людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в
страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя,
окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это
люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний
о будущем
Наташа, думает о
светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У
них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида
человека, выброшенного за борт жизни. У
них отняли все, у этих забытых
людей, но не смогли отнять веры в
лучшее. Этим качеством с избытком
обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник
Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру
надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников.
Люди эти так изломаны, что им уж нечего
ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник,
а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим
его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И
читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса
утверждает: так больше жить невозможно !
Многие свои
мысли вкладывает автор в уста Сатина.
Порой странно слышать такие
высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в
Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что
люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне”
проникнута горячим и страстным
призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный
политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей
на дно”. Нет и не может быть счастья,
пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и
свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас,
в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии,
когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горького
обретает иное значение. Это не
только исторический документ,
не просто выдающееся
творение человеческого ума,
это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к
вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
|
|
|