Рефераты. Журнально публистическая      деятельность М Б Салтыкова Щедрина
Журнально публистическая деятельность М Б Салтыкова Щедрина

Журнально публистическая деятельность М Б Салтыкова Щедрина

Журнально публистическая деятельность М Б Салтыкова Щедрина


Воронежский государственный
университет
Факультет журналистики
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Журнально-публицистическая деятельность
        М.Б. Салтыкова-Щедрина
Подготовил:
студент 3-его курса  ОЗО
Тюрин Р.Ю.
Публицистическая и
редакторская деятельность М.Е. Салтыкова 
Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы,
которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик
работал 16 лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой
книжке и во многом определяли характер и на 
правление журнала.
Начиная свое сотрудничество
в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла:
«Признаки времени» и «Письма о провинции». И в том и в другом произведении
Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому 
после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России
после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем  60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи
революционного движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных
записок» и их читателей.
Салтыков-Щедрин увидел
причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было
«движение  реформаторов», как он условно
называл движение 60-х годов.
Хотя крепостное  право юридически было  отменено, пережитки феодализма оказались
настолько живучими, что сатирик имел полное право признать: крепостное право
живет во всем — «в нашем темпера  менте,
в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках.   Все, на что бы мы ни обратили наши взоры,
все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
Оценивая другие реформы 60-х
годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно 
раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин верно
раскрыл классовую природу земств, антинародный характер многих их начинаний.
Никогда не выступая против земств как органов местного самоуправления, он был
лишь против засевших в них крепостников-помещиков, которые прилагали все силы к
сохранению своих привилегий.
Признаки времени с
господствующим капиталистическим устремлением 
к наживе -  «хищничеством»  —  и
политической пассивностью народа, задавленного нуждой, не могут ободрять
писателя. Он сокрушается, что среди «легковесных» нет места идеалам 40—60-х
годов, однако не теряет веры в лучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, но
около него ютится жизнь» (т. 7, с. 94).
В 1872—1876 гг.
Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных  записок» два новых публицистических произведения: «Дневник
провинциала  в Петербурге» (1872) и  «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти
цикла посвящены  преимущественно
дальнейшему  развитию капитализма в
России и отражению этого процесса в политической жизни страны.
Писатель одним из первых в
русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии
70—80-х годов и ее идеологов — либералов. Разоблачение либерализма становится
одной из главных тем его литературной деятельности.
На фоне  торжества буржуазного предпринимательства
становится отчетливо виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает
политическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы  царского правительства, судебную в
частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к
нуждам капиталистического развития.
Особое место в цикле
занимает рассказ о Дерунове, содержащий беспощадную  характеристику «опоры» современного общества
 «Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он не столп относительно
собственности, ибо признает священною толь ко лично ему принадлежащую
собственность.
Рассматривая общественную
жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин типичным явлением русской
действительности называет «молчалинство». Безразличие к насущным вопросам
современности, стремление к личному благополучию господствует в либеральном
обществе. Молчалины  всюду. Их
угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивную
роль. Все они — люди беспринципные, готовые  снести любое оскорбление, если оно будет оплачено. Цинизм,
моральная и политическая нечистоплотность, продажность являются неотъемлемым качеством преуспевающих  адвокатов, журналистов и литераторов. Но именно эти качества и
определяют их будущее поражение.
Салтыков-Щедрин, верно
понимая характер русского капитализма как  явления, обусловленного историческим
развитием, не признавал капиталистические отношения вечными и неизменными.
После поездки по Европе
Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных 
записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой,
революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он беспощадно
разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и
страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол мнимой
революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в
прессе и парламенте  капиталистические
порядки.
В очерках «За рубежом»
писатель признал милитаризм важнейшей чертой в политике и
настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в 1870—1871 гг.,
Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе. Салтыков-Щедрин
высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской военщины.
 «Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно
переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между «мальчиком  без штанов» и «мальчиком в штанах»  — сатирик ставит вопрос о характере
дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так же как многие
европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. Но русский
народ, не опутанный мещанским филистерством, еще не пропитанный буржуазной
законностью, как это случилось с немецким «мальчиком  в штанах», сумеет свести счеты с Колупаевым  и добиться освобождения от всякой
эксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских общественных
отношений даны в очерках под углом зрения перспектив революционного развития
России.
«Письма к тетеньке»
(1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) 
и публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных записок»,
рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции,
наступившей вслед за разгромом движения 
народников.
Яркой сатирой на царский суд
и расправу является сценка «Злополучный пискарь, или Драма в Кашинском
окружном  суде». В наиболее обобщенном  виде тупость и реакционность царской
бюрократии была воплощена  писателем в образе
ретивого начальника, который решил закрыть Америку.
Не менее злую сатиру на
либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-х годов к
монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности». Прототипом
газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился
Суворин, издатель газеты «Новое время».
Сатирик вводит читателей во
все тайны редакционной кухни и пародийно раскрывает сущность основных жанров
буржуазной газеты: передовой статьи, фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и только
одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой
фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к
начальству! Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочно
укрепилось за газетой Суворина «Новое время».
Позднее, в условиях реакции
80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не раз обращается к
характеристикам буржуазной и монархической прессы в России. Редактор «Красы
Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван Иванович Очищенный  («Современная идиллия»), сам признается, что он не имеет никакого
влияния на газету. Все зависит от издателей — содержателей увеселительных
заведений. Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия — вот
основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы. 
Публицистика
Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов -  это
подлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России.
Резкость и непримиримость сатиры  были  отражением убежденности писателя в том, что
необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин был и
остается непревзойденным мастером публицистической сатиры, замечательным
художником слова. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию,
гиперболе, иронии, фантастике.
 Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике,
политике, литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в на чале
70-х годов, создать яркие, типические образы.
Огромная сила сатирического
обобщения, типизации— яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина.
Он мог схватывать явления в их становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для
изображения не установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым
способность сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.
Салтыков-Щедрин был
мастером  эзоповского языка. Немного
найдется писателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусстве
обходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще пользовался
в подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова Герцена,
назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».
Несмотря на многочисленные
иносказания, на условность употребления ряда слов и оборотов речи, читатель, по
свидетельству самого сатирика, хорошо понимал его.
Неистощимо
языкотворчество  Салтыкова-Щедрина. Он
был  очень чуток, внимателен к структуре
родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на либерально-буржуазных
газетчиков, коверкавших речь в угоду своим невзыскательным читателям. У него
чрезвычайно сильно развито чувство слова, огромен словарный запас, поразительно
умение использовать многозначность слов. Как никто, писатель умел выявить
нужный смысловой  оттенок в слове и с
его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного
человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так
называемого образованного общества — язык чиновников, адвокатов, либеральных
писателей и журналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в своих
произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык русских
летописей.
Для характеристики различных
сторон русской жизни 70—80-х годов Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои
произведения литературные персонажи: Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова,
Ноздрева и многих других — и заставлял их действовать. Это избавляло его от
необходимости подробно характеризовать прошлое «героев» своего времени. Сохраняя
первоначальный портрет, литературные персонажи жили в произведениях
Салтыкова-Щедрина второй жизнью. В изменившихся исторических условиях их
характеры и поведение раскрывались с новых сторон, а литературное прошлое
помогало уяснить классовую сущность и общественную роль живых представителей
различных сословий в 70—80-е годы.
Писатель постоянно стремился
сделать своих противников смешными, ибо смех — великая сила.
В подцензурных же условиях
этот способ борьбы оставался подчас единственно возможным, ибо кто мог
позволить себе в легальной прессе патетический гнев или прямое осуждение
позорящего Россию самодержавия?! Смех сатирика, злой и безжалостный, был
направлен на расшатывание основ существующего строя, что прямо соответствовало
тогда интересам народа.

Рефераты. Журнально публистическая      деятельность М Б Салтыкова Щедрина
Рекомендуем


Рефераты. Журнально публистическая      деятельность М Б Салтыкова Щедрина