Рефераты. Жизнь      и время в творчестве Трифонова
Жизнь и время в творчестве Трифонова

Жизнь и время в творчестве Трифонова

Жизнь и время в творчестве Трифонова


Вступление
                          «Что вы  считаете самым  главным
событием вашей  творческой  жизни ?» - такой вопрос  был 
задан  Трифонову  в интервью , опубликованном  в марте  
за несколько дней  до  трагичной 
развязки . Подразумевалось : самое  главное 
событие  творческой
биографии  для писателя - это ,
конечно ,  и
главнейшие  из событий  всей 
жизни .
                          Чуть поразмыслив ,
Трифонов ответил : « Появление 
в газете « Московский  комсомолец
»  моего первого  рассказика . Это случилось  в 1947 году .»
Почему
же  один рассказик   - и столько  чести ?
Да потому , что  именно
такие  рассказики  зарождают 
в этих  молоденьких
студентах  , каким был   в то время 
Трифонов , 
желание  писать  и покорять. И как  у многих  до него  и многих 
после  него ,  с этого начинается  творческая  жизнь .  Будущую известность писателя  определяет 
безызвестный  рассказик .
Тяжела  и не легка  дорога 
к успеху и, особенно  , если
ты сын  врага народа . В этом и состоит
страстный  интерес   к прозе 
и  творчеству писателя  , Юрию Трифонову.  
«НАЧАЛО»
Что сказать о начале? Может быть, просто вспомнить...Какое-то
самомучительство, глухота, немота,
неверие, подозрительность. Неверие в свои силы, подозрительность к себе. А
вдруг я не тот, за кого сам себя выдаю? Ведь я твержу себе днем и ночью, вижу
во сне, будто я - ну, не гений, скажем, но одаренная личность...
Без тайного фанфаронства начала не бывает.
Со стороны не видно, никто не догадывается. Но я то знаю, что думаю о
себе. И - ужасаюсь своим мыслям. Ничего ведь еще не сделано, не напечатано да и
не написано даже, и тем не менее где-то внутри неиссякаемо бьет фонтанчик «Я!
Я! Я! Я!» Ну, а что, собственно, я? Какое, к шутам, я? Несколько рассказиков,
не принятых ни в одном журнале, да четыре главы неоконченной повести, которая
не понятно что? Каму нужно? Кто будет печатать? Кто будет читать? Совершенно
ничтожная мура. Ниже нуля. Порвать и никому не показывать. Литературу делают
волы, как сказал Ренар. Дело не в том, чтобы написать одну гениальную страницу,
а в том, чтобы написать триста. Разве ты похож на вола? Разве способен триста?
Да никогда в жизни!
И, однако, фонтанчик бьет - я! я! я!..
Только в начале бывает такое гнетущее ощущение собственной бездарности
и такое сказочное упоение собственным творчеством. Есть рассказ про композитора
Гуно: «в двадцать лет я говорил: «Гуно!», в тридцать: «Гуно и Моцарт!», в сорок
- «Моцарт и Гуно!», в пятьдесят я говорю - «Моцарт!». Я помню, как мне очень
нравилась в юности одна девушка, и, когда меня с ней познакомили и сказали, что
я «пишу», она сказала: «О, я что-то читала, помню Вашу фамилию!» В то время не
было напечатано ни одной моей строчки, и, однако, я мгновенно поверил в то, что
она читала и помнит. То есть поверил , разумеется, на долю секунды, на что
распространялась сила моего тайного фанфаронства: ведь в глубине сознания я
ощущал себя писателем. И к тому же - известным. В следующую секунду окатило
холодом другое чувство: я бездарность, и никто никогда меня не узнает. Но тот
первый рефлекс поразителен!
У Олеши где-то есть замечание о том, что  все писатели мира, нынешние и древние - это как - бы один
писатель. Речь не только о писателях, разумеется, о художниках вообще. О
самоощущениях художников. Оно всегда полно, тотально. Поэтому мне кажется -
начинающих художников не существует. В течение долгих лет мы приобретаем лишь
сумму приемом и опыт жизни, но самоощущение - какое в начале, такое до конца
дней.
И это самоощущение сплав горького отчаяния и величайшей веры в себя.
Должен ли художник верить в себя как в бога! Да. Должен ли постоянно угрызаться
и сомневаться в своих возможностях? Да. И спрашивать себя: кому нужна чепуха,
которой я занимаюсь? Да! Да! Да!
Поэтому все равны. Начинающие, маститые, неудачники, мировые
знаменитости.
Начало лучше всего обрубать. В искусстве тоже. Раскачку - к черту!
Когда - то я написал рассказ, который был напечатан в спортивной газете. В
одном номере рассказ не поместился, разбили на два. Помню, Арбузов, прочитав
второй отрывок и не поняв, что это продолжение, бурно меня хвалил. «Так и надо,
Юра:  начало немного странное,
неожиданное даже несколько не понятное - говорил он, - зато все достоверно. И
не нужно ничего объяснять. Вы молодец!» Я не чувствовал себя молодцом, но
отчетливо понял, что начало - то, отчего следует отделываться как можно скорей.
Не топчитесь слишком долго в прихожей, врывайтесь в комнату. Не
засиживайтесь в начинающих, которых не существует. Но имейте в виду: дальше
легче не станет!
И таково начало Трифонова. (Из одноименной статьи Трифонова «Начало»).
Крупный ,немного сутулый , с тяжелым бледным
лицом  и усталым взглядом обведенных
темнотой глаз, Юрий Валентинович Трофимов казался  вялым, потому что  держался подчеркнуто спокойно   и вроде бы 
равнодушно. Спокойно и медленно он и говорил. Аудитория слушала его  внимательно . О литературе он говорил точно, веско,
постепенно  увлекаясь своей мыслью ;  это был человек , который о ней
постоянно  и напряженно  думал ,  жил ею . Трифонов был писателем - и никем другим его представить
было невозможно . За внешней  рыхлостью  и флегматичностью скрывалась внутренняя сила
. От петеропливой повадки и продуманной речи 
шло  ощущение  убежденности и независимости .
Печататься он
начал  рано , рано стал профессиональным
писателем ; но по-настоящему читатель открыл Трифонова  с начала70-ых годов . Открыл  и принял , потому что  узнал себя -и был задет  за живое .  
Трифонов создал в прозе свой мир , который был настолько
близок миру города  ,  в котором мы живем ,  что порой  читатели и
критики  забывали  о 
том  что это литература , а не
реальная действительность , и относились к его
героям  как к своим непосредственным
современникам.        
 Отсюда -ревность  .
n - Это черт знает  что - какие -то кухонные склоки  , квартирные сплетни ,
коридорные страсти , где же живой 
образ нашего современника , активной  личности? -
негодовали одни
n -  Трифонов  клеймит
современное городское  мещанство ,
полуинтеллигнтов , обличает безнравственных пошляков! -  возражали другие .
n - Он искажает облик нашей
интеллигенции! Она  гораздо чище и лучше
, чем  предстает  в его изображении ! Это  шарж какой-то  он не ценит интеллигенцию! - возмущались третьи .
n - этот писатель просто не
любит людей . Он не добр , не  любит людей 
с детства , с момента , который  лишил его 
привычного образа жизни ,  - анализировали четвертые .
n Мир Трифонова
герметичен!  В нем нечем  дышать! - констатировали любители
переделкинских прогулок и убежденные поклонники
n   свежего воздуха .                                                                      
Все эти  «голоса»  не выдуманы 
. Они звучали настойчиво- со страниц газет  и журналов , в частных беседах .
                   И только много позже  можно 
понять  , что это были голоса героев
книг.
                   « Когда-то казалось  что не 
хватает  сюжетов , -
писал он  в статье «Нескончаемое начало»
. - О чем писать ? У других - события , приключения опыт  жизни , множество встреч , а у
меня  ничего нет . Кроме того , мучил
недостаток  воображения » .
                       Трифонов
ничего  не  выдумывал.
Студент о « Студентах»
Юрий  Трифонов родился  в Москве , 28 августа 1925 . Его отец ,
Валентин Андреевич   Трифонов ,
профессиональный  революционер,
прошедший царскую каторгу  и ссылку  , во время войны  был членом коллегии Наркомвоена ,   членом 
Реввоенсовета ряда фронтов . Семья Трифонова жила  в «доме на набережной » , на
Берсеневской набережной -Доме Правительства , как его называли . Судьба
отца  трагична - его жизнь
оборвалась  в 1938 году .
               Юрию Трифонову  было 
пятнадцать лет  ,  когда началась  Великая Отечественная 
Война ;  одно время
он жил  в эвакуации  в Средней Азии затем - работал  на авиационном заводе  в Москве 
. Летом 1944 года  Юрий
Трифонов  подает  документы в Литературный институт . Первая его
повесть , «Студенты» , была дипломной работой .
 В 
этом произведении  мы
встречаем  положительного  героя , студента литературного  факультета 
Вадима  Белого ,
который  рассуждает  о литературе  . Например , так : « Это
Достоевский , которого народ 
не понимал  и не поймет никогда »
. Уже  в «Студентах» среди действующих
лиц  мы обнаруживаем  начинающего писателя - Сергея Палавина .
 Он 
выступает  перед студентами   с чтением 
своей повести « Высокий накал ». Излагается  ее содержание :
               «
Токарь  Толокин полюбил секретаршу
заводоупарвления  Полю . Поля  принимает решение  перейти  работать   в цех , но Толокин  против . Он не верит , что
она  сможет  работать 
по-настоящему  ...» Трифонов
дает  на «пробу»  и стилистику  повести  Палавина : «А в
широкие  фрамуги  врывалось ослепительное  весеннее солнце ...»  Повесть 
слушатели  не принимают , при
обсуждении  горячо говорят  о ее схематизме . И - последняя деталь  главы , в которой  рассказано 
о чтении повести  
конъюнктурщиком  Палавиным : «
Яркая большая  афиша палавинского  вечера  
болталась  на гвозде .  Потом 
кто-то  из танцующих задел ее , она
свалилась на пол ,  и еще  кто-то 
мимоходом  отбросил ее под рояль
» . Не  слабее « ослепительного
весеннего солнца » , которое « врывалось » ! Но молодой   писатель 
Трифонов  этого не чувствовал .
Не чувствовал  он и того  , что  в принципе 
его  вещь родственна ,
близка  по схематизму ,
конъюнктурности  палавинской  повести . Только  у Палавина  из  фрамуги 
« врывалось ослепительное весеннее солнце » , а у творца ,
Трифонова ,ïîâåñòü
начинается тем,что        солнце  плавит  укатанный
уличный  асфальт ... Окна
...ослепительно  пылают »; а
кончается - « ...солнце пылает в стекле распахнутых окон » , то
есть одна и та же « творческая манера » ! 
Рукопись Палавина  ,
разгромленная  , как близнец ,
оказывается  похожа по стилю  на повесть  
Трифонова ...
               То , что Палавин - начинающий
писатель ,  не чувствовалось
ни в его словах , ни в его мыслях , ни в его поступках.
               Здесь ,в « Студентах » ,
Трифонов  изображал поверхность ,
результат . И так как  с самого
начала  повести  ясно , что от Палавина ничего
хорошего  ждать не следует ,
ничего  заранее  не ждешь  и от его  повести . С той
же предопределенностью 
изображается   в «Студентах»   и заводской литературный  кружок , который ведет  Вадим Белов - главный  герой 
и оппонент Палавина . Обсуждаются , например ,  графоманские стихи  слесаря Батулина : 
Здесь
электрические дрели
Поют  лирические трели  ,
И
пневмотолот
Вечно
молод ,
Весь
день грохочет  и стучит ...
                   Вадим ,
мобилизовав весь  свой  подразумеваемый  педагогический дар , говорит на обсуждении : « В
поэзии все  должно быть точно . И
главное  в ней - это не звонкая рифма , а  интересная , глубокая мысль» . Не  очень свежее  умозаключение , не так ли ?  Больше всего 
в повести говорят именно о литературе - факультет-то литературный !
           На вопрос  о своем 
писательском пути Ю. Трифонов 
отвечал  так  : « Этот вопрос касается не только моего
собственного  развития как писателя .
Оно  обусловлено временем  ,  в которое я жил . Ведь 
это время очень изменилось . Роман « Студенты» был  написан 
в 1949-50 годах ...  Теперь мы
уже , слава богу ,  вступили  в 80-е годы
.  Я уже  в течение  почти тридцати  лет профессиональный писатель .  И жизнь нашей страны колоссально изменилась
за эти  тридцать лет . Если  вспомнить , что было  тридцать лет назад , что было  в разных 
сферах нашей жизни , то  мы даже 
сегодня задним  числом  можем удивляться тому , что
такие  колоссальные изменения стали  возможны 
и что они произошли  ,  потому что , когда живешь  в этом времени ,  почти не замечаешь  всех
изменений . Значит , нужно оглядываться назад . С изменением жизни ,
условий жизни изменилось  и мое  отношение к этой жизни . И кроме того ,  я стал 
более опытным ,  более зрелым  писателем .
Я хотел найти новый ключ  к пониманию
действительности ,  новую
стилистику . поэтому  я стремился уйти
от студентов». Некоторые критики высказали 
в мой адрес довольно наивные 
упреки : что это значит ?  В « Студентах»  вы писали
так , изображали студенческую жизнь того времени так , а в «
Доме на набережной» совсем иначе ? Некоторые считали, что «
такая  литература не безвредна ,в
особенности  будучи  обращенной 
к молодежи . Фальшь есть фальшь, хотя бы даже  невольная . И на неокрепшее   юношеское понимание  она способна оказывать отнюдь  не благотворное  воздействие ... В оправдание 
автора «Студентов»  можно  сказать лишь , что самому Юрию Трифонову
было тогда 25 лет».Такая постановка 
вопроса кажется мне догматической ... Изменился не я ,
невероятно изменилось время . Время 
научило меня смотреть другими глазами на знакомые события».
Жажда  справедливости
 
               Роман «Утоление жажды»  трудно появлялся на свет . Писался  он по договору  с журналом «Знамя» ,  закончен был  к концу
1962  года ,  но  по представленной  рукописи 
журнал отказался его печатать . Трифонов показал  роман  
в « Новый мир» , но  и там получал скоропалительный  отказ . 
В конце концов роман  все-таки
был напечатан  в « Знамени».
               В романе  две сюжетные  линии :  линия ,
рассказывающая  о  строителях  
Каракумского канала , и линия  судьбы 
самого  рассказчика ,  Петра Корышева .  Впервые Впервые на 
страницах  трифоновской прозы  появляется герой  писатель ( если не считать раннего  опыта  с Сергеем Палавинын
- но там «писательство»  не было  той внутренней проблемой   которой оно  является  в « Утолении
жажды» ) . Жанровая  форма  романа 
,  к которой Трифонов  обращается впервые , открывает  ему новые 
возможности - увидеть 
человека  в его  сложных 
взаимосвязях  с обществом .                    Роман  был 
актуален  не столько  по «географии» ,  сколько  по  изображенному времени  конца 50-ых 
, когда  у людей  возникла 
«жажда не менее сильная , чем жажда воды ...
жажда  справедливости» , -
времени ХХ съезда  партии ,  восстановившегося историческую  справедливость  в отношении тех ,  к которым относился  и
коммунист Валентин Андреевич Трифонов . 
, отец писателя ... На страницах романа ведется спор :
«- Вы знаете , как
туркмены утоляют жажду ?Вот послушайте : сначала  утоляют «малую жажду» , две
-три пиалки , а потом , после  ужина , - «большую  жажду» , когда поспеет  большой 
чайник . А человеку , который  пришел  
из  пустыни ,  никогда не 
дают много воды . дают 
понемногу.
- Иначе  ему 
будет  плохо , сказал
Платон Кирьянович .
     - Да не будет никому плохо ! Чепуха это! Не верю! -
говорит  Тамара возбужденно . -Как может
быть  чересчур много правды ? Или
чересчур много  справедливости ?»
                   Притча  об
«утолении жажды» определяет  главную
внутреннюю тему  нового романа
Трифонова  , особенно  явно звучащую  в истории  журналиста  Петра 
Корышева , от лица  
которого ведется  повествование
.  С многозначительного  мотива 
жажды  и духоты  и начинается  роман  , в
котором экзотика  пустыни  снижена , «заземлена» буквально  с первых строк   : «Ехать 
было  мучительно , мы
сидели  в трусах  и  в
майках  на мокрых  от пота 
матрасах  и обмахивались
казенными вафельными полотенцами ... Я ехал  
В пустыню потому , что у меня не было  выхода . 
И я не любил  ее ,  и не думал о ней , не вспоминал  о ней . Я 
вспоминал о другом . И , кроме того , меня
мучила жажда»
                   Герои романа 
находятся  в состояние
перманентного спора .  Спорят  их жизненные позиции ,
уклад  и образ  жизни -спорят  ,так
сказать, не только  слова .  Спор 
идет о самом  главном - о
времени  : « Люди спорили  о крутизне откосов , дамбах  о фразах , о мелочах , но на
самом  деле это были  споры о времени  и судьбе » .
                    Эти споры
о времени разворачиваются на разных 
уровнях  романа . Петр Корышев ,
человек молодой  , но уже
много  испытавший (отец его был
репрессирован  и посмертно
реабилитирован ) , ощущает себя надломленным ( «Проклятая
неуверенность . Она сидит во мне , как бацилла» ) . Его
положение  в жизни ( начало романа)
Крайне не устойчиво , нестабильно : нет  еще не работы  не твердой  почвы под  ногами . Но единственное , что у
него действительно  есть ,- это  жизненный 
опыт .
                   Вопрос  о
восстановлении справедливости был самым 
актуальным вопросом  в
общественном  сознании конца 50-ых
-начала 60-ых годов.
 Стало набирать силу ,  развивалось общественное мнение . А результатом
этого развития  явился горячий  и естественный  интерес  к гражданственной
проблематике ,  
актуализация  общественных наук
(особенно социологии) , искусства и литературы .
литература  ощутила внутреннюю  потребность 
в прямом злободневном  отклике на
нравственное  событие всенародной
значимости . И в позе , и в поэзии  , и  в критике зазвучал открытый 
гражданственный голос ;  поэзия вышла на трибуну , названную  в последствие  эстрадой ; проза - впрямую обратилась
к сложному , переломному сознанию общества ,  апеллируя 
к самосознанию  каждого  гражданина ; критика активно
участвовала  в формировании
социально-нравственного мироощущения советского человека . Жажда справедливости
была общественной жаждой .
НЕТ, НЕ О БЫТЕ  - О ЖИЗНИ!
В русском языке нет, пожалуй, более загадочного многомерного и
непонятного слова. Ну что такое быт! То ли это - какие - то будни какая - то
домашняя повседневность, какая - то колготня у плиты, по магазинам, по
прачечным. Химчистки, парикмахерские... Да, это называется бытом. Но и семейная
жизнь - тоже быт. Отношения мужа и жены, родителей и детей, родственников
дальних и близких друг другу - и это. И рождение человека, и смерть стариков, и
болезни, и свадьбы - тоже быт. И взаимоотношения друзей, товарищей по работе,
любовь, ссоры, ревность, зависть - все это тоже быт, но ведь из этого и состоит
жизнь!
Скажут: «Трифонов наводит тень на ясный день, защищает бытовизм...» А я
прошу одного: объясните, что это значит. (Из одноименной статьи Трифонова).
Повести «Обмен», Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая
жизнь», «Дом на набережной» принесли писателю широкую известность среди
читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что
в его новых произведениях не было крупных личностей, что конфликты строились на
бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.
Как бы отвечая на эту критику Юрий Трифонов один за другим создавал
произведения на исторические, точнее, историко - революционные темы. («Отблеск
костра», «Нетерпение», «Старик»). Где он вновь сопрягал высокое и обыденное,
искал связь между революционной непримиримостью и жестокостью наших дней.
Трифонов долго хранил веру в революционные идеалы, видел в них высшие
проявления человеческого духа. Однако его не могла не волновать проблема
соотношения благородной цели слежения историческому прогрессу и средств такого
служения, поднятая когда - то Ф. Достоевским в «Бесах» (Ю. Трифонов высоко
ценил этот роман). Впервые она зазвучала в «Отблеске костра».
«Отблеск костра» - не исторический очерк, не воспоминание об отце, не
биография его, не некролог. Это и не повесть о его жизни. Все это возникло
после чтения бумаг, которые нашлись в сундуке, в них гнездился факт, они пахли
историей, но от того, что бумаги были случайные, хранились беспорядочно, и
жизнь человека проглядывала в них обрывочно, кусками, иногда отсутствовало
главное, а незначительное вылезало наружу: оттого и в том, что написано ниже,
нет стройного рассказа, нет подлинного рассказа, нет подлинного охвата событий
и перечисления важных имен, необходимых для исторического повествования, и нет
последовательности, нужной для биографии, - все могло быть изложено гораздо
короче и в то же время шире. Я шел за документом. Меня заворожил запах времени,
который сохранился в старых телеграммах, протоколах, газетах, листовках,
письмах. Они все были окрашены красным светом, отблеском того громадного,
гудящего костра, в огне которого горела прежняя российская жизнь - так
отзывался Трифонов о своей документальной повести.   
Зрелый талант Ю. Трифонова проявился в «московский повестях». Здесь нет
острейших общественно-идеологических столкновений , как  в « Студентах » , нет эпических описаний , как в
« Утолении жажды» .
Действие  в повестях Ю.
Трифонова происходит в обычных московских квартирах  и заурядных дачных владениях . писатель стремился , в его
персонажах - инженерах, научных сотрудников ,  преподователях , даже писателях  , актрисах , ученых - читатель  безошибочно 
угадывал себя.  Моя проза ,
утверждал  он , « не про каких-то мещан , а про
нас  с вами» , про рядовых  горожан .
« История присутствует  в
каждом  сегодняшнем дне , в
каждой судьбе , - утверждал 
художник .-Она громоздиться могучими невидимыми  пластами - впрочем , иногда видимыми  ,  даже
отчетливо - во всем том , что формирует  настоящее» .
Трифонова  интересуют  совершенно иные герои  : ищущие ,
эволюционирующие  ,
по-своему тонкие . с ними  связаны
проблемы , всегда 
стоящие перед русской литературой 
и особенно проявившееся  в наши
дни : нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств .
В « московских повестях» В качестве таких обстоятельств выступают
мелочи  быта , что как не трудно  заметить 
роднить Ю. Трифонов  с любимым
писателем А. Чеховым . Чеховский сюжет 
незаметной деградации личности 
получает  в героях  Ю. Трифонова  во многом  иное звучание .
Чеховский  Иванов в ответ на
сочувственное  замечание одного  из собеседников  о том , что его , Иванова , «
Среда заела» , гневно отвечает , что среда здесь не при
чем  , и берет на себя  все ответственность  за бесцельно  истраченные годы . Трифоновские герои  , напротив , рады объяснить свои
нравственные  предательства  и компромиссы  обстоятельствами , средой .      
Прозу
Трифонова отличает внутреннее единство . Тема 
с вариациями . Например , тема  обмена проходит через все вещи Трифонова ,
вплоть  до « Старика» .                     В
романе «Время  и место»  законспектирована вся проза - от «Студентов»
до обмена , «Долгого прощания», « Предварительных итогов»
и  « Дома на  набережной « ;  там можно  найти все
трифоновские мотивы .  « Повторность тем
- развитие задачи,  рост ее» , -
замечала  Марина Цветаева .  Так 
у Трифонова - тема все углублялась, шла кругами , возвращаясь
,  но уже  на другом 
уровне . « Меня  интересуют не
горизонтали прозы ,  а ее  вертикали» , - замечал Трифонов  в одном 
из последних рассказов .
Итак  единство .
               К какому бы материалу  он ни обращался , будь то современность , время
гражданской войны , 30-ые годы нашего века  или 70-е прошлого , перед ним стояла прежде
всего проблема взаимоотношений личности 
и общества ,   а значит - их  взаимной
ответственности . Трифонов был моралистом - но не  в примитивном смысле этого слова;    не
ханжой  или догматиком , нет , - он
полагал ,  что  человек несет ответственность   за свои поступки , из которых складывается
история  народа ,  страны ; а общество ,  коллектив не может, не имеет права  пренебрегать судьбой отдельного   человека . Трифонов  воспринимал 
современную  действительность как
эпоху  и настойчиво  искал 
причину  изменения  общественного  сознания ,  протягивая  нить 
все  дальше  и дальше - 
в глубь времени . Трифонову было свойственно историческое  мышление 
;   каждое конкретное  социальное 
явление он подвергал анализу , относясь к
действительности  как  свидетель 
и историк нашего времени и человек , кровно  вросший 
в русскую  историю ,  неотделимый 
от нее. В то время как « деревенская» проза  искала свои корни  и
истоки , Трифонов тоже искал свою «почву» . « Моя почва - это все , чем Россия перестрадала!»
-под этими словами своего героя мог подписаться  и сам Трифонов . Действительно , это была его почва ,  в судьбе и страданиях страны  складывалась  его  судьба . Более того : эта
почва стала питать корневую систему его книг . 
Поиски  исторической памяти
объединяют Трифонова  со многими
современными советскими писателями . При этом память была  и его « домашней» , семейной памятью- чисто
московская черта , - не отделимой 
от памяти страны . Вот как он описывает 
последнюю встречу  лирического
героя « Дома на набережной»  с  одним 
из мальчиков -друзей  детства ,  с Антоном : « Он сказал , что
через дня эвакуируется с матерью 
на  Урал ,  и советовался , что  с 
собой взять :  дневники ,  научно-фантастический  роман или 
альбомы  с  рисунками? Его заботы  казались 
мне пустяками . О  каких  альбомах , каких романах можно  было думать ,  когда немцы на 
пороге  Москвы . Антон
рисовал  и писал  каждый день . Из  кармана его курточки 
торчала согнутая  вдвое  общая 
тетрадка . Он сказал : « Я и эту  встречу 
в булочной запишу . И весь наш разговор .  Потому что  все важно  для истории» 
Трифонов во времени
               На Трифонова ,
как  и на других писателей ,
как  и на весь литературный процесс  в целом , конечно  же 
влияло  время . Но он  в своем творчестве не просто  честно и правдиво  отражал  те или иные  факты 
нашего  времени ,  нашей 
действительности ,  а стремился 
докопаться  до причин этих  фактов . Социальный  историзм есть принципиальное  качество его  прозы :  я полагаю , что
повесть « Дом на  набережной»  не 
менее исторична  ,
чем  роман  « Нетерпение» , написанный  на историческом  материале .
               В то же  время  интерес
Трифонова  к прошлому  носил 
особенный , 
индивидуальный  характер .
Этот  интерес не являлся  просто 
выражением  исторической  эмоциональности - черты ,
кстати  сказать ,  äîâîëüíî
ðàñïðîñòðàíåííîé
  . 
Трифонов останавливался  только
на тех  эпохах и тех  исторических  фактах , которые предопределили  судьбу его 
поколения .  Так он « вышел»  на время гражданской войны  и так 
далее - на народовольцев. Революционный террор - вот чему посвящено  последнее эссе Трифонова « Загадка и
провидение Достоевского» . Трифонов , который  пытался 
в самом начале  своего пути  предложить очень противоречивому  и сложному времени ( конец 40-ых  годов ) более  чем благоприятный - парадный  портрет   так сказать ,
мифологизировать время , путем ошибок  и проб 
приходит  к исследовательскому
реализму  с его  жестким антиромантизмом,  приходит 
к демологизации , делегендаризации
современности  и истории . И при
этом  безыллюзорном  характере его прозы она ,
бесспорно , поэтична . Трифонов для того чтобы понять себя ,
понадобилось  пойти вспять , грести
назад  во времени , к
началу , это было поиском  корней  или сердцевины  явления  , ýòî áûëî ïîиском себя ,
работой самосознания .
Трифонов и Москва
               Так , поэтична  и дорога его сердцу  Москва . « Мы стояли  с Антоном 
на крыше возле 
металлической  ,  из тонких 
прутьев  оградки  и смотрели на черный  ночной город . Ни проблеска ,  ни огонька внизу , все непроглядно  и глухо , только две  розовые 
шевелящиеся раны  в этой  черноте -пожары  в Замоскворечье  .
Город  был  бесконечно  велик .
Трудно  защитить  безмерность . И еще река  ее 
не  скроешь .  Она 
светилась , отражая 
звезды , ее изгибы обозначали районы .  Мы думали 
о городе как о  живом  существе 
, которое нуждалось   в помощи» .
Военная  и мирная , довоенная  и современная Москва : с
Тверским  бульваром ,  Беговой , стадионом «Динамо» ,
Серебряным  бором .Он писал  Москву 
зимнюю , снежную , освещенную теплыми  московскими 
фонарями; Москву задымленную ,  «горящую» - лета 1972 года ; писал  москворецкие  пляжи напротив  Троице-
Лыкова  , цвет речной воды , Нескучный
сад  с желтеющей 
наверху  Первой  Градской больницей . Передвижения его
героев  по Москве отличает  точность , достоверность  топографии . более того - он укрупнил  детали московского  пейзажа ,  увидел - сквозь дома  и
улицы - судьбу города .
  Так , нельзя не вспомнить
прозу  Трифонова , когда
проезжаешь мимо серого дома  на
Берсеневской набережной - благодаря Трифонову он  стал памятником  эпохи. 
               Все  возрастающий  интерес  к книгам Трифонова  часто  сочетался  с поверхностными  отзывами ,   свидетельствовавшими  о нежелании 
разобраться  в его  мыслях по 
существу . Трифонов  бывал
глубоко  задет не пониманием ,
критическим  своеволием ,
намерением  утвердится за его счет. В
опубликованной  посмертно его
беседе  с критиком  Л . Аининским  явственно  звучит
накопившаяся  за много  лет обида 
писателя   c  которым 
разговаривают  совсем  не о том , что его волнует . Какая
экология! Какие «проблемы природы»  и
взаимоотношений  с   ней 
человека !... Это для него , социального  писателя ,  звучало  «не по адресу».
Он не давал себя увлечь проблемами  НТР , ни
экологией , ни другими 
модными  темами . Он полагал, что
все это уводит  литературу от главного -
от анализа  социальных отношений .
Заключение
               «Мы делаем одно общее дело .
Советская литература - это громадная 
стройка , в которой 
участвуют разные  и непохожие
друг  на друга  писатели .  Из наших  усилий создается  целое . Между тем 
критика  подчас  требует такой цельности  , такой  универсальности  от каждого произведения , будто  каждое произведение  должно 
быть  энциклопедией . неким  универсалом , где  достать все .  « Почему здесь нет  этого ?
Почему  не отражено то-то ?» Но , во-первых ,  это невозможно .  Во -вторых -не нужно . Пусть критики научаться  видеть то , что  есть ,  а не то , чего нет . Есть люди ,  обладающие каким- то особым  ,   я бы сказал  ,
сверхъестественным зрением  :  они видят 
то , чего нет  ,
гораздо более  ясно  и отчетливо 
, чем то , что  есть .»
( Ю. Трифонов )
                Судьбу прозы Трифонова можно назвать счастливой . Ее читает страна
, где книги Трифонова собрали за тридцать лет  миллионные тиражи; его переводят и издают
Восток  и Запад , Латинская Америка и Африка
. Благодаря глубокой  социальной
специфики изображенного им человека 
и  узловых  моментов 
русской  и советской истории он
стал  интересен   читателем 
всего мира .
               Трифонов скончался 28 марта 1981
года . Уже после его смерти были опубликованы цикл рассказов «Опубликованный
дом»  и роман «Время и место» , над
которым он работал  до последних дней .
Трифонов все больше  и больше  усложнял свои задачи ;
замысел его  последнего романа ,
пожалуй ,  носит
пожалуй настолько крупный характер ,  что об  окончательном
варианте говорить не приходиться .
                Трифонов работал честно  и
писал правду ;  он создал
свой  мир  и поэтому  стал  необходим литературе ,  поэтому 
мы почувствовали такую пустоту после его  смерти .  Ораторы говорили
, что произведение Трифонова « пробудили в нас совесть» , что
он  умел  видеть «отблеск истории на лице каждого  человека» , что он «был добр» ,  что он создавал  бы еще  очень  крупные, « может быть ,
великие произведения» ( на похоронах Трифонова)
                  
    
           
Список использованной 
литературы:
1. И.Д. Громова , Т. А. Смолянская   Юрий Трифонов ( собрание сочинений  в 4-х томах)
2. Н. Иванова  Проза Юрия Трифонова
3. Ю. Оклянский   Юрий Трифонов
 
План
1.Вступление
2. Главная часть
    а) « Начало»
    б) Студент о «Студентах»
     в) Жажда справедливости
     г) « Нет не о быте -о Жизни» 
     д)Трифонов  во времени
     е) Москва  и Трифонов
3. Заключение
Работа по литературе
ученицы 11 а класса
школы № 540
Прудских Алины
РЕФЕРАТ
Жизнь  и время 
в творчестве Трифонова
1999 г.

Рефераты. Жизнь      и время в творчестве Трифонова
Рекомендуем


Рефераты. Жизнь      и время в творчестве Трифонова