Рефераты. Грибоедов       Лермонтов  Пушкин
Грибоедов Лермонтов Пушкин

Грибоедов Лермонтов Пушкин

Грибоедов Лермонтов Пушкин


           Павел Афанасьевич Фамусов.
П.А.Ф.-
одно  из  главных действующих лиц комедии,представи-
тель
лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Моск-
ве  и служащий управляющим в казенном месте.Он
известный че-
ловек в
кругу московского барства.Об этом говорит его 
фами-
лия(фама-  с 
греческого"молва").Грибоедов 
подчеркивает,что
Ф.боится
молвы.При переводе с латыни фамилия Фамусов означа-
ет
-"известный","пользующийся славой".Он,по-видимому,принад-
лежит
к  представителям  знатных 
дворянских  семей.Его  дя-
дя,Максим  Петрович,играл  при  дворе  Екатерины II огромную
роль.Его
"домашние друзья"- князья 
Тугоуховские,преуспеваю-
щий
"не нынче-завтра генерал"Скалозуб.
  Ф.- вдовец,любит дочь,заботится о
ней,считает,что  для  ее
воспитания  сделал 
все.Он подыскивает для Софьи подходящего
жениха,хочет
выдать ее за богатого Скалозуба. 
Ф.  хвастает-
ся,что  "монашеским известен
поведеньем",однако заигрывает с
хорошенькой
служанкой Лизой и подсчитывает дни,когда 
должна
родить  докторша-вдова.Он  гордится  принадлежностью
к кругу
знатных
московских дворян,известен гостеприимством,жизнью на
широкую
ногу.
  Он поклонник старины,восхищается нравами
высшего света при
дворе  Екатерины 
II.Ф.- сторонник крепостных порядков.Обла-
дать и
распоряжаться крепостными крестьянами 
по-своему  ус-
мотрению
представляется ему законным и вполне справедливым.В
крепостных
он не видит людей,не считается с их 
человеческим
достоинством.Ругает  их,не 
стесняясь  в выражениях,называет
"ослами","чурбанами","фомками","фильками",не  считаясь,с 
их
возрастом.Лизе  он 
угрожает отправкой в деревню:"Изволька в
избу,маршь
за птицами ходить".Будучи помещиком Ф.,однако,жи-
вет в
деревне,в имении,а не в Москве и занимает видное поло-
жение
на службе.Служба для него только средство для 
получе-
ния  наград,чинов и денег.Дела по службе он
передоверил Мол-
чалину-секретарю,живущему
у него в доме которому он постоян-
но  напоминает о своих
благодеяниях("...  и будь не
я,коптел
бы в
Твери...").Служебные дела Фамусова сводятся к  подписы-
ванию  подготовленных Молчалиным бумаг.Он
самодовольно хвас-
тается:
  А у меня,что дело,что не дело,
  Обычай мой такой:
  Подписано,так с плеч долой.
На
службе Фамусов окружил себя родственниками,считая достой-
ной  похвалы такую заботу о родне.Он с гордостью
говорит,что
при нем
"служащие чужие очень редки;все больше сестрины,сво-
ячиницы
детки",один Молчалин ему не свой,а потому как "дело-
вой":
  Как станешь представлять к крестишку ли ,к
местечку,
  Ну как не порадеть родному человечьку!
Самое
важное для Ф.-чиновника- это умение обойтись 
с  выше-
стоящими  людьми,вовремя  угодить  им и таким
образом выслу-
житься.Идеалом
для него в этом отношении является 
его  дядя
Максим  Петрович- 
подхалим Екатериненского времени.Тогда,по
выражению,Чацкого,"не
на войне,а в мире  брали  лбом,стучали
об  пол,не 
жалея".Максим  Петрович был
важным вельможей,"на
золоте
едал,езжал-то вечно цугом","когда же надо  выслужить-
ся,и  он сгибался вперегиб."Таким путем он
приобрел вес,"вы-
водил в
чины" и пенсии давал".Ф. 
восхищается и Кузьмой Пет-
ровичем,который  был 
камергером "с ключом и сыну ключь умел
доставить,богат
и на богатой был женат".Таким людям Ф. стре-
мится  подражать.Их  способ  получения чинов и
денег считает
самым
верным.Ф. по-московски гостеприимен,он охотно принима-
ет  гостей,любит  поиграть  в
карты,посплетничать.В развитии
сплетни
о Чацком он принимает деятельное участие.Говорит,что
первый  догадался о сумасшествии Чацкого,считает,что
болезнь
Чацкий
унаследовал  от  матери,сходившей  с ума 8 раз.Однако
основной
причиной этого Ф.  считает
учение-науку.О книгах он
отзывается
с неприязнью:
  "Ученье-вот чума,ученость-вот причина,
  Что нынче пуще,чем когда,
  Безумных развелось людей,и дел,и
мнений."
 И заканчивает свою мысль категорическим
требованием:
  Нет!Уж коли зло пресечь:
  Забрать все книги бы да сжечь!
 Ф.подсмеивается над принятым тогда в Москве
воспитанием де-
тей в
духе французской моды,с французами-гувернерами.Он вор-
чит:А  все 
Кузнецкий  мост,и  вечные французы,оттуда мода к
нам,и
авторы,и музы:губители карманов  и  сердец!Однако  сам
следует
этой моде:
  "Мать умерла:умел я принанять
  В мадам Розье вторую мать."
 Учителей которых нанимали для обучения детей
"числом по бо-
лее,ценою
подешевле",Ф.называет "побродягами".Он считает,что
дело не
в учителях и "не в мадаме сила",детей надо  воспиты-
вать  в 
духе подражания старшим."Учились бы на старших гля-
дя",-поучает
он Чацкого.А дочери внушает:"Не 
надобно  иного
образца,когда
в глазах пример отца".
 Он ненавидит 
и  боится  людей с прогрессивным мировоззрением.С
неодобрением
он относится к  двоюродному  брату 
Скалозуба,кото-
рый"набрался
каких-то новых правил":"чин следовал ему- он службу
вдруг
оставил,уехал в деревню и занялся чтением книг.Чацкого  он
называет
"карбонари",опасным 
человеком".Причины  его
возмущения
ясны:Чацкий
высказывается против того строя,тех порядков,которые
являются
для Ф. основой всего его благополучия.
Типичные
для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы  в
образе
Ф-ова,который является антиподом Чацкого.
                  Александр Андреевич Чацкий.
Комедия
Александра Сергеевича Грибоедова была написана в го-
ды
создания тайных революционных 
организаций  декабристов.В
ней
отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным об-
ществом
дворян-крепостников,борьба нового 
мировоззрения  со
старым.Эту
борьбу идей "века нынешнего"и"века минувшего"Гри-
боедов
показал с точки  зрения  передового 
человека  своего
времени,близкого
по взглядам к декабристам.Главный герой ко-
медии-
А.А.Чацкий.В нем писатель  воплотил  многие 
качества
передового  человека своей эпохи.По своим убеждениям он
бли-
зок к
декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сы-
ном
умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и вос-
питывался
в доме Ф..Чацкий с нежностью 
вспоминает  о  детс-
тве,проведенном  вместе 
с  Софьей,в которую влюблен.Со
слов
Софьи
мы узнаем,что он покинул их 
дом,где  ему  было 
скуч-
но,редко   у 
них  бывал,затем  опять 
"прикинулся  влюблен-
ным,взыскательным  и 
огорченным",а  потом  поехал"ума   ис-
кать".Сам  Чацкий 
говорил,что "хотел объехать целый свет,но
не
объехал сотой доли".Чацкий был на военной 
службе,вероят-
но,с  русской армией за границей.Молчалин
напоминает ему,что
в
Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о свя-
зи  его с министрами и о разрыве с ними.О
настоящих занятиях
Чацкого
говорит Фамусов:
  Не служит,то есть в том он пользы не
находит,
  Но захоти-так был бы деловой.
  Жаль,очень жаль,он малый с головой,
  И славно пишет,переводит.
После
длительного путешествия он спешит в Москву,для встречи
с
любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее.Ему
хочется  верить 
во  взаимность,поэтому он не
верит в любовь
Софьи  к 
Молчалину.Он  понял,что  заблуждается,только  тог-
да,когда
стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь
поглотила
Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумас-
шествием.В
ответ  на  это  Софья  замечает:"Вот нехотя с ума
свела!".Это
определение и  послужило  толчком 
для  развития
сплетни  о 
сумасшествии  Чацкого опасного по
своим взглядам
человека.Личная
драма Чацкого,придающая движение всему сюже-
ту,углубляет
и осложняет общественную его драму,способствует
возрастающей
резкости его выпадов против дворянской Москвы.В
этой
критике  нравов  и 
взглядов фамусовского общества ясно
представляется,против  чего 
выступает   Чацкий,каковы   его
взгляды.  Он отрицательно относится к крепостному
праву,жес-
токости
помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской 
морали
косности,к
идеалам "века минувшего","невежеству".
  Чацкий провозглашает  гуманность,уважение к простому чело-
веку,службу  делу,а 
не  лицам,свободу  мысли.Он 
утверждает
прогрессивные
идеи современности,процветание науки и искусс-
тва,уважение
к национальному языку  и  культуре,к 
просвеще-
нию.Смысл
жизни он видит в служении народу,Родине.
  Убеждение героя раскрываются в его
монологах  и  спорах  с
представителями
фамусовской Москвы. Его неприятие крепостно-
го
права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о  "Нес-
торе  негодяев знатных",обменявшем своих
верных слуг на трех
борзых
собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Макси-
ме
Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые "не
в
войне,а в мире  брали  лбом,стучали  об  пол,не  жалели",о
тех,"чья
чаще гнулась шея".
  Он презирает людей,готовых
  У покровителей зевать на потолок,
  Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
Он
клеймит "век минувший":"Прямой был век покорности и стра-
ха".
Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи-
саться  в 
полк шутов".Критически относится к засилью иност-
ранцев:
  Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
  Чтоб умный,бодрый наш народ
  Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий
защищает право человека свободно выбирать себе 
заня-
тия:  путешествовать,жить в деревне,"вперить
ум" в науки или
посвятить
себя "искусствам  творческим  высоким 
и  прекрас-
ным".Стремление
Чацкого "служить",а не "прислуживаться",слу-
жить
"делу" а не "лицам",его "связь с министрами" и
дальней-
ший
полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настро-
енной
молодежи преобразовать  общество  мирным,просветитель-
ским
путем.
  Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за
это его объяви-
ли
сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко-
го
,используя клевету.Борьба  Чацкого  обличительным  словом
соответствует
тому раннему периоду движения декабристов,ког-
да они
считали,что много можно добиться словом,и ограничива-
лись  устными выступлениями.Однако борьба словом
не приводит
к
победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацко-
го,
бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого
из
Москвы нельзя воспринимать как поражение. 
Непримиримость
взглядов  между Чацким и Фамусовским обществом ставит
нашего
героя в
трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль
"страдательная":в  одно 
и  тоже  время  он и "передовой
во-
ин","застрельщик",и
при этом  он  "всегда 
жертва".  "Чацкий
сломлен  колличеством  старой  силы,нанеся ей в
свою очередь
смертельный
удар качеством силы свежей",- так определял зна-
чение
Чацкого И.А.Гончаров.
             Алексей Степанович Молчалин.
А.С.Молчалин-
секретарь  Фамусова,пользуется  его доверием в
служебных
делах.Он недворянин по происхождению,но 
стремится
сделать
карьеру.Фамилия  Молчалина оправдывается
его поведе-
нием."Вот
он на цыпочках и  небогат  словами",-говорит  Чац-
кий.Молчалин
на  вид 
скромный  молодой человек.Он
играет на
флейте,любит
сентиментальные  стишки.Софья  восхищается 
его
добротой,уступчивостью,кротостью.Она
не понимает,что все это
маска,которая
служит М-ну для достижения жизненной 
програм-
мы.Цель
жизни  М-на  блестящая карьера,чины,богатство.Высшее
счастье
он видит в том,чтобы "и награжденья брать 
и  весело
пожить".Для
этого  он выбрал самый верный
путь:лесть,угодни-
чество.Если
Если Максим Петрович -тип подхалима предшествую-
щей
эпохи,то  Молчалин-  угодник 
нового времени,действующий
более
тонко и не менее успешно."Он дойдет 
до  степеней  из-
вестных,ведь
нынче  любят бессловесных",-
говорит о нем Чац-
кий с
презрением отзываясь о его умственных способностях.
Молчалин
знает,как  ему  надо  себя  вести,и определяет свою
тактику:
  Во-первых,угождать всем людям без изъятья-
  Хозяину,где доведется жить,
  Начальнику,с кем буду я служить,
  Слуге его,который чистит платья,
  Швейцару,дворнику,для избежанья зла,
  Собаке дворника,чтоб ласкова была.
Молчалин
трепещет  перед  Фамусовым,говорит учтиво,прибавляя
"с":"с
бумагами-с".
Он
заискивает  перед влиятельной
Хлестовой.Заботливо состав-
ляет ей
партию для игры в карты,восторгаясь ее собакой:
  Ваш шпиц- прелестный шпиц,не более
наперстка,
  Я гладил все его- как шелковая шерстка.
Он
добивается цели:  Хлестова называет его
"мой дружок"и"мой
родной".
С
Софьей   он   держится 
почтительно,прикидываясь 
влюблен-
ным,ухаживает
за ней не потому,что она ему нравится,а 
пото-
му,что
она  дочь его начальника и ее
расположение может при-
годиться
в его дальнейшей карьере.Он лицемерит с Софьей и  с
циничной
откровенностью  признается Лизе,что
любит Софью "по
должности".Молчалин
говорит,что в его лета не  должно  сметь
свое
суждение иметь".И он объявляет почему:
  Ведь надобно зависеть от других,
  В чинах мы небольших.
Низкопоклонство
и угодничество  вышестоящим-  вот 
жизненный
принцип
Молчалина,уже приносящий ему известный успех.
  "С тех пор как числюсь по Архивам,
  Три награжденья получил",-говорит он
Чацкому,прибавляя,что
у него
есть два таланта:"умеренность и аккуратность".
Готовый
на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит
с той
же меркой.Думая,что расположение Лизы легко 
купить,он
обещает  подарить ей "туалет прехитрой
работы".В решительный
момент,когда
Софья прерывает его  объятья  с 
Лизой,Молчалин
начинает  униженно 
ползать  перед ней на коленях не
потому,
что
почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, 
что испу-
гался
за свою карьеру.Когда же появляется Чацкий,окончатель-
но
струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает него-
дование
Чацкого. "Молчалины блаженствуют на свете!"- воскли-
цает
Чацкий с гневом и негодованием.  И
Именно такой пустой,
ничтожный
человек  был  виновником  "мильона
терзаний" умно-
го,благородного
Чацкого,виновником трагедии Софьи.
           Печорин- герой своего времени.
Основной
темой  всего  творчества 
Лермонтова  является тема
личности
и ее отношение к обществу.Центральный 
герой  лири-
ки,поэм,драм,романа  Лермонтова- 
это гордаяя1,я0мятежная и про-
тестующая
личность,стремящаяся к действию,к борьбе.Но в 
ус-
ловиях
социальной действительности 30-х годов такая личность
не
находит сферы приложения своих сил,а потому и обречена на
одиночество.Трагедия
незаурядной личности,обреченной на без-
действие
и одиночество,и составляет основной 
идейный  смысл
романа
"Герой нашего времени".
 Вслед за Пушкинымя1 я0Лермонтов ставит перед
собой цель нарисо-
вать
типичного молодого человека своего времени."Герой Наше-
го
Времени,милостивые государия1,я0мойя1 я0точный портрет,но не  од-
ного
человека:это  портрет,составленный из
пороков всего на-
шего
поколения,в полном их развитии,"- пишет сам Лермонтов.
  Правдиво,просто,убедительно рисует Лермонтов
своего совре-
менника
Григория Александровича Печорина.
  Так кто же этот Печорин?
  Ответ дает Белинский:"Печорин- это  Онегин 
нашего  време-
ни".Несходство  их 
между  собой  "гораздо меньше расстояния
между
Онегою и Печорою.Это люди  одного  круга,представители
светского  общества.Можно  найти много общего в их биографи-
ях:оба  получили 
светское  воспитание,вначале  гоняются 
за
светскими  развлечениями,потом разочарование,попытки
занятся
наукой
и охлаждение к ней.Печорин,как  и  Онегин,"язвительно
злословил"в  присутствии 
своих  соперников.А  "когда 
хотел
уничтожить
он соперников своих",то не останавливался и перед
дуэлью.Оба  они скучают,оба отрицательно относятся к
свету и
испытывают
глубокую неудовлетворенность своей жизнью.Но,нес-
мотря
на все их сходство,это все же разные люди,с разным ду-
ховным
складом,поведением.И это различие объясняется 
време-
нем,в
котором они живут.
  Онегин- представитель 20-х годов,эпохи
общественного подъ-
ема.А
Печорин- 30-х годов,периода реакции и спада обществен-
ной
борьбы.И если Онегин "скучает",то Печорин "глубоко стра-
дает",
по словам Белинского.
  Печорин- это характер более глубокий и
трагический."Резкий
охлажденный
ум"  сочетается  у 
него,с жаждой деятельности и
борьбы
со смелостью,отвагой,силой воли.Он ощущает в себе не-
объятные
силы,но растрачивает их на мелочи,на любовные прик-
лючения,не
совершая ничего полезного Печорин делает несчаст-
ными
людей,с  ним соприкасающихся.Так он
вмешивается в жизнь
"честных
котрабандистов",мстит всем без разбору,играет судь-
бой  Бэлы,любовью Веры.Дуэль с Грушницким- этим жалким
акте-
ром,надевшим
маску  разочарованности,-  показатель 
того,как
попусту  растрачивает свои силы Печорин.Он одерживает
победу
над
Грушницким и  становится  героем 
того  общества,которое
презирает.Он-
выше окружающей  среды,умен,образован.Но
внут-
ренне  опустошен,разочарован.Скептик,живет   "из  
любопытс-
тва".Это  с 
одной  стороны, а с другой- у
него неистребимая
жажда
жизни.
  Как видим,характер  Печорина  очень  противоречив.Он гово-
рит:"Я
давно уже живу не сердцем,а 
головой".В  то  же 
вре-
мя,получив  письмо 
Веры,Печорин как безумный,мчится в Пяти-
горск,в
надежде хоть еще раз увидеть ее.
  Откуда все 
это?Печорин  сам  дает ответ,написав в дневни-
ке:"Моя
бесцветная молодость протекала в борьбе 
с  собой  и
светом,лучшие
чувства,боясь  насмешки,я  хоронил 
в  глубине
сердца:,там
они и умерли!"
  Крайний эгоизм и индивидуализм присущи
Печорину.Он "нравс-
твенный
калека".И это при всей его одаренности,богатстве ду-
ховных
сил.
  Мучительно ищет он выход,запутывается в  противоречиях,за-
думывается  о роли судьбы,ищет понимания среди людей
другого
круга.
  И не 
находит себе сферы деятельности,применения своим си-
лам в
России.Он ищет дело вне пределов отечества 
и  едет  в
Персию.
  Весь роман посвящен одному герою.Остальные
персонажи отте-
няют  определенные черты его характера.Весь роман
сосредото-
чен на
психологии,переживания главного героя.Сложные стороны
душевной  жизни героя интересуют автора.Это помогает
нам по-
нять
идейную и духовную жизнь русского общества 
30-х  -40-х
годов  прошлого столетия.В этом сказалось
мастерство Лермон-
това,создателя
первого психологического романа.
  Трагедия Печорина-  это  трагедия  многих 
его современни-
ков,схожих
с ним по образу  мыслей,по  положению 
в  общест-
ве.Это
трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян,вступивших
в жизнь
после поражения декабристов.Это 
трагедия"лишних  лю
дей","умных  ненужностей".После  Пушкина 
и  Лермонтова тема
"лишних
людей" стала в русской литературе XIX века  традици-
онной.
              Вольнолюбивая лирика Пушкина.
Пушкин!Его
лирике присуща высокое гражданственность,звучащая
в
размышлениях о судьбе отечества и народа. 
Первая четверть
XIX  века-это годы детства и юности будущего
поэта,годы фор-
мирования
его личности.Отечественная война 1812г,всколыхнула
высокое
чувство национального самосознания,гордости русского
народа.Создание  первых 
тайных  обществ  будущих 
декабрис-
тов,брожение  идей 
о  необходимости уничтожения
крепостного
права,об
ограничении самодержавия,а иногда и о 
ниспроверже-
нии
монархии,а затем события декабря 1825г.- все это опреде-
лило
гражданскую направленность поэзии П.Уже в лицейской ли-
рике  звучат 
политические  мотивы.В
стихотворении "Лицинию"
юный
поэт выступает против рабства и тирании.Изображая Древ-
ний
Рим,он подразумевает Россию."Свободой Рим возрос,а рабс-
твом
погублен",- звучало как 
грозное  предупреждение  тира-
нам.Современники
это хорошо понимали.  В 1817г П.  пишет оду
"Вольность".В
первых же строках он  определяет  цель 
своего
произведения:"Хочу  воспеть 
свободу миру,на тронах поразить
порок".
Поэт обличает "тиранов мира",попирающих естественное
право  народа 
на  свободу.Он  призывает свято соблюдать за-
кон,которому
одинаково подвластны и  народ,и  царь.Нарушение
закона,по  мнению 
поэта,гибельно для государства. 
Одним из
самых
смелых политических стихотворений П. 
является "Дерев-
ня"(1819),где  он 
гневно  осудил
крепостничество."Пустынный
уголок","приют  спокойствия,трудов  и 
вдохновения..."-такой
сначала  предстает 
перед  поэтом деревня.Но жизнь
разрушила
красивые
иллюзии.Поэт увидел не  только  красивый 
и  мирный
пейзаж.Он
поражен зрелищем рабства,беззакония и несправедли-
вости:
    Здесь барство дикое,без чувства,без
закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд,и собственность,и время
земледельца.
Это он
называет "убийственным позором".Поэт-гражданин высту-
пает  не 
только  от своего лица,но и от
имени передовых лю-
дей,жаждущих
освобождения народа. Вольнолюбие c особой силой
проявилось
в стихотворении "К Чаадаеву"(1918г).Радость жизни
и
счастье человек,по мнению поэта,может постичь в  свободном
обществе.Поэтому  в стихотворении на первый план выдвигается
мысль
об отчизне,служение  которой  становится 
потребностью
служения
души поэта.
  Пока свободою горим,          Мой друг,отчизне посвятим
  Пока 
сердца для чести живы,  Души
прекрасные порывы.
В
период южной ссылки он пишет стихотворение "Узник",в кото-
ром  сравнивает 
себя,политического  ссыльного,с
гордой пти-
цей,"вскормленной
в неволе":
  Сижу за решеткой в темнице сырой,
  Вскормленный в неволе орел молодой.
Тоска
по  воле,свободе  звучит 
в этом стихотворении.События
декабря
1825г и дальнейшая судьба друзей-декабристов потряс-
ли  поэта.В 1827г он пишет
стихотворение"Арион".Это его поэ-
тический
отклик на политические события  в  стране.Используя
прием  аллегории,Пушкин рассказывает о гибели
декабристов от
"грозы"
самовластия:"Я гимны прежние пою..." Пушкин  остался
верен  вольнолюбивым  идеалам  молодости,идеалам  своих дру-
зей-декабристов.Это
он еще раз  подтверждает  в 
стихотворе-
нии"Во
глубине сибирских руд ..."(1827). Стихотворение- дру-
жеское
послание друзьям-единомышленникам.В нем звучит глубо-
кая
вера,что "дум высокое стремленье" не пропадет:
  Оковы тяжкие падут,        Вас примет радостно  у 
входа,
  Темницы рухнут-и свобода   И братья меч вам отдадут.
В
стихотворении "Анчар"(1828г) поэт сравнивает самодержавную
власть
с древом яда-анчаром."Яд каплет сквозь его кору",неся
гибель
всему живому.  Но человека человек И
тот  послушно  в
путь
потек, Послал к анчару властным взглядом:И к утру возв-
ратился
с ядом.
   ...А царь 
тем  ядом  напитал И с ними гибель разослал
   Свои послушливые стрелы       К соседям в чуждые пределы.
В
последний  год своей жизни Пушкин пишет
стихотворение "Па-
мятник".Оно
хранит следы тяжких раздумий  о  жестокости 
ве-
ка,недостижимом  счастье свободы.Стихотворение полно гордого
презрения
к царской власти,веры  в  могущество 
поэтического
слова,безмерной  любви 
к России.В нем сознание выполненного
долга
перед народом. Что дает поэту право бессмертия? Пушкин
отвечает
так: И долго буду тем любезен я народу, Что чувсто-
ва
добрые я лирой пробуждал,  Что в мой
жестокий век воссла-
вил я
свободу И милость к падшим призывал. Эти стихи высече-
ны на
постаменте памятника Пушкину в Москве. 
Высокие  граж-
данские
мотивы поэзии П. актуальны и в наши дни.
              Трагизм судьбы Евгения Онегина.
Роман
"Евгений Онегин"-величайшее произведение П. Поэт рабо-
тал над
ним более 7лет.
Действие
романа  разворачивается  на 
широком  фоне  русской
действительности
20-х годов  XIXвека.В  центре 
внимания-быт
столичного
дворянства эпохи духовного искания передовой дво-
рянской
интеллигенции.Задуманный и начатый в годы обществен-
ного
подъема  перед  выступлением 
декабристов,роман в своих
основных
главах создавался и заканчивался после разгрома де-
кабристского
движения.Пушкин  показал движение
истории через
меняющиеся
судьбы и характеры основных героев романа.Главный
герой
по имени  которого  и назван роман,-Евгений Онегин.Это
молодой
столичный аристократ 20-х  годов  XIXвека,получивший
типичное
светское воспитание.Онегин родился в богатой,но ра-
зорившейся
дворянской семье.Его детство прошло в 
отрыве  от
народа,от
всего русского,национального.Он воспитывался фран-
цузами-гувернерами.Воспитание
и образование  носили  поверх-
ностный
характер и не подготовили его к реальной жизни.Учили
его
"всему шутя","чему-нибудь и как-нибудь".Но Онегин все же
получил
тот  минимум  знаний,который считался обязательным в
дворянской
среде.Он  знал  немного  классическую   литерату-
ру,римскую
и   греческую,историю   "от  
Ромула   до   наших
дней",имел
представление о политэкономии Адама Смита.Безуко-
ризненный
французский  язык,изящные  манеры,остроумие  и ис-
кусство
поддерживать разговор делают его в 
глазах  общества
блестящим
представителем   молодежи  своего 
времени.Молодой
Онегин
стремится полностью отвечать идеалу светского челове-
ка.Богатство,роскошь
наслаждение  жизнью,блестящий  успех 
в
свете и
у женщин-вот что привлекает главного героя романа.
 На светскую жизнь у Онегина ушло около 8
лет.Но он был умен
и стоял
значительно выше светской толпы.Неудивительно,что он
почувствовал
отвращение  к своей пустой праздной
жизни."Рез-
кий,охлажденный
ум" и пресыщение удовольствиями света,приве-
ли
к  тому,что  у  Онегина  наступило 
глубокое  разочарова-
ние,"русская
хандра им овладела".
 Томясь скукой,Онегин пробует искать смысл
жизни в какой-ли-
бо
деятельности.Первой попыткой его была литературная  рабо-
та.Но
система воспитания не научила его работать,поэтому"ни-
чего не
вышло из пера его".Онегин начинал 
читать:"читал,чи-
тал,а
все без толку".
 В деревне он делает еще одну попытку
практической  деятель-
ности:
 В своей глуши,мудрец пустынный,   И раб судьбу благословил.
 Оброком легким заменил:
Но и
эта деятельность от 
скуки,"чтоб  только  время 
прово-
дить",не
захватила Онегина.И он снова погрузился в хандру.
 Предрассудки света,закрепленные всем ходом
жизни,были проч-
ны
в  душе 
героя.Их можно было преодолеть только жизненными
испытаниями,душевными
страданиями,соприкосновением с  реаль-
ной
жизнью.Пушкин  показывает в романе
противоречия в мышле-
нии и
поведении Онегина,борьбу"старого"и"нового"в его созна-
нии,сопоставляя
с  другими  героями 
романа:Ленским  и Тать-
яной,сплетая
их судьбы.
Сложность
и  противоречивость характера Онегина
раскрывается
прежде
всего в его взаимоотношениях с Татьяной.В новом сосе-
де
она  увидела  тот  идеал,который давно
уже сложился у нее
под
влиянием книг.Благородство и смелость 
Онегина  отвечают
ее
затаенным взглядам и демократическим настроениям.
  Все лучшее,чистое,светлое,не  тронутое 
светской   моралью
проснулось
в душе Онегина:
  Мне ваша искренность мила,
  Она в волненье привела
  Давно умолкнувшие чувства.
Но
безразличие к жизни,пассивность,"желание 
покоя",равноду-
шие и внутренняя
опустошенность вступили тогда в душе Онеги-
на в
противоречие с искренними чувствами и победили,подавили
его.Он  отказался 
от любви провинциальной мечтательницы.Еще
трагичнее
столкновение "старого" и "нового" в сознании  Оне-
гина  раскрывается в его взаимоотношениях с
Ленским.Онегин и
Ленский
выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и
пренебрежительным
отношением   к  прозаическому  быту  сосе-
дей-помещиков.Однако
они были совершенно  противоположенными
натурами.Один  был 
холодным  разочарованным  скептиком,дру-
гой-восторженным
романтиком,идеалистом.

Рефераты. Грибоедов       Лермонтов  Пушкин
Рекомендуем


Рефераты. Грибоедов       Лермонтов  Пушкин