Грибоедов Лермонтов Пушкин |
|
|
|
Грибоедов Лермонтов Пушкин
Грибоедов Лермонтов Пушкин
Павел Афанасьевич Фамусов.
П.А.Ф.-
одно из главных действующих лиц комедии,представи-
тель
лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Моск-
ве и служащий управляющим в казенном месте.Он
известный че-
ловек в
кругу московского барства.Об этом говорит его
фами-
лия(фама- с
греческого"молва").Грибоедов
подчеркивает,что
Ф.боится
молвы.При переводе с латыни фамилия Фамусов означа-
ет
-"известный","пользующийся славой".Он,по-видимому,принад-
лежит
к представителям знатных
дворянских семей.Его дя-
дя,Максим Петрович,играл при дворе Екатерины II огромную
роль.Его
"домашние друзья"- князья
Тугоуховские,преуспеваю-
щий
"не нынче-завтра генерал"Скалозуб.
Ф.- вдовец,любит дочь,заботится о
ней,считает,что для ее
воспитания сделал
все.Он подыскивает для Софьи подходящего
жениха,хочет
выдать ее за богатого Скалозуба.
Ф. хвастает-
ся,что "монашеским известен
поведеньем",однако заигрывает с
хорошенькой
служанкой Лизой и подсчитывает дни,когда
должна
родить докторша-вдова.Он гордится принадлежностью
к кругу
знатных
московских дворян,известен гостеприимством,жизнью на
широкую
ногу.
Он поклонник старины,восхищается нравами
высшего света при
дворе Екатерины
II.Ф.- сторонник крепостных порядков.Обла-
дать и
распоряжаться крепостными крестьянами
по-своему ус-
мотрению
представляется ему законным и вполне справедливым.В
крепостных
он не видит людей,не считается с их
человеческим
достоинством.Ругает их,не
стесняясь в выражениях,называет
"ослами","чурбанами","фомками","фильками",не считаясь,с
их
возрастом.Лизе он
угрожает отправкой в деревню:"Изволька в
избу,маршь
за птицами ходить".Будучи помещиком Ф.,однако,жи-
вет в
деревне,в имении,а не в Москве и занимает видное поло-
жение
на службе.Служба для него только средство для
получе-
ния наград,чинов и денег.Дела по службе он
передоверил Мол-
чалину-секретарю,живущему
у него в доме которому он постоян-
но напоминает о своих
благодеяниях("... и будь не
я,коптел
бы в
Твери...").Служебные дела Фамусова сводятся к подписы-
ванию подготовленных Молчалиным бумаг.Он
самодовольно хвас-
тается:
А у меня,что дело,что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано,так с плеч долой.
На
службе Фамусов окружил себя родственниками,считая достой-
ной похвалы такую заботу о родне.Он с гордостью
говорит,что
при нем
"служащие чужие очень редки;все больше сестрины,сво-
ячиницы
детки",один Молчалин ему не свой,а потому как "дело-
вой":
Как станешь представлять к крестишку ли ,к
местечку,
Ну как не порадеть родному человечьку!
Самое
важное для Ф.-чиновника- это умение обойтись
с выше-
стоящими людьми,вовремя угодить им и таким
образом выслу-
житься.Идеалом
для него в этом отношении является
его дядя
Максим Петрович-
подхалим Екатериненского времени.Тогда,по
выражению,Чацкого,"не
на войне,а в мире брали лбом,стучали
об пол,не
жалея".Максим Петрович был
важным вельможей,"на
золоте
едал,езжал-то вечно цугом","когда же надо выслужить-
ся,и он сгибался вперегиб."Таким путем он
приобрел вес,"вы-
водил в
чины" и пенсии давал".Ф.
восхищается и Кузьмой Пет-
ровичем,который был
камергером "с ключом и сыну ключь умел
доставить,богат
и на богатой был женат".Таким людям Ф. стре-
мится подражать.Их способ получения чинов и
денег считает
самым
верным.Ф. по-московски гостеприимен,он охотно принима-
ет гостей,любит поиграть в
карты,посплетничать.В развитии
сплетни
о Чацком он принимает деятельное участие.Говорит,что
первый догадался о сумасшествии Чацкого,считает,что
болезнь
Чацкий
унаследовал от матери,сходившей с ума 8 раз.Однако
основной
причиной этого Ф. считает
учение-науку.О книгах он
отзывается
с неприязнью:
"Ученье-вот чума,ученость-вот причина,
Что нынче пуще,чем когда,
Безумных развелось людей,и дел,и
мнений."
И заканчивает свою мысль категорическим
требованием:
Нет!Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Ф.подсмеивается над принятым тогда в Москве
воспитанием де-
тей в
духе французской моды,с французами-гувернерами.Он вор-
чит:А все
Кузнецкий мост,и вечные французы,оттуда мода к
нам,и
авторы,и музы:губители карманов и сердец!Однако сам
следует
этой моде:
"Мать умерла:умел я принанять
В мадам Розье вторую мать."
Учителей которых нанимали для обучения детей
"числом по бо-
лее,ценою
подешевле",Ф.называет "побродягами".Он считает,что
дело не
в учителях и "не в мадаме сила",детей надо воспиты-
вать в
духе подражания старшим."Учились бы на старших гля-
дя",-поучает
он Чацкого.А дочери внушает:"Не
надобно иного
образца,когда
в глазах пример отца".
Он ненавидит
и боится людей с прогрессивным мировоззрением.С
неодобрением
он относится к двоюродному брату
Скалозуба,кото-
рый"набрался
каких-то новых правил":"чин следовал ему- он службу
вдруг
оставил,уехал в деревню и занялся чтением книг.Чацкого он
называет
"карбонари",опасным
человеком".Причины его
возмущения
ясны:Чацкий
высказывается против того строя,тех порядков,которые
являются
для Ф. основой всего его благополучия.
Типичные
для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в
образе
Ф-ова,который является антиподом Чацкого.
Александр Андреевич Чацкий.
Комедия
Александра Сергеевича Грибоедова была написана в го-
ды
создания тайных революционных
организаций декабристов.В
ней
отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным об-
ществом
дворян-крепостников,борьба нового
мировоззрения со
старым.Эту
борьбу идей "века нынешнего"и"века минувшего"Гри-
боедов
показал с точки зрения передового
человека своего
времени,близкого
по взглядам к декабристам.Главный герой ко-
медии-
А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие
качества
передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он
бли-
зок к
декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сы-
ном
умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и вос-
питывался
в доме Ф..Чацкий с нежностью
вспоминает о детс-
тве,проведенном вместе
с Софьей,в которую влюблен.Со
слов
Софьи
мы узнаем,что он покинул их
дом,где ему было
скуч-
но,редко у
них бывал,затем опять
"прикинулся влюблен-
ным,взыскательным и
огорченным",а потом поехал"ума ис-
кать".Сам Чацкий
говорил,что "хотел объехать целый свет,но
не
объехал сотой доли".Чацкий был на военной
службе,вероят-
но,с русской армией за границей.Молчалин
напоминает ему,что
в
Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о свя-
зи его с министрами и о разрыве с ними.О
настоящих занятиях
Чацкого
говорит Фамусов:
Не служит,то есть в том он пользы не
находит,
Но захоти-так был бы деловой.
Жаль,очень жаль,он малый с головой,
И славно пишет,переводит.
После
длительного путешествия он спешит в Москву,для встречи
с
любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее.Ему
хочется верить
во взаимность,поэтому он не
верит в любовь
Софьи к
Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тог-
да,когда
стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь
поглотила
Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумас-
шествием.В
ответ на это Софья замечает:"Вот нехотя с ума
свела!".Это
определение и послужило толчком
для развития
сплетни о
сумасшествии Чацкого опасного по
своим взглядам
человека.Личная
драма Чацкого,придающая движение всему сюже-
ту,углубляет
и осложняет общественную его драму,способствует
возрастающей
резкости его выпадов против дворянской Москвы.В
этой
критике нравов и
взглядов фамусовского общества ясно
представляется,против чего
выступает Чацкий,каковы его
взгляды. Он отрицательно относится к крепостному
праву,жес-
токости
помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской
морали
косности,к
идеалам "века минувшего","невежеству".
Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому чело-
веку,службу делу,а
не лицам,свободу мысли.Он
утверждает
прогрессивные
идеи современности,процветание науки и искусс-
тва,уважение
к национальному языку и культуре,к
просвеще-
нию.Смысл
жизни он видит в служении народу,Родине.
Убеждение героя раскрываются в его
монологах и спорах с
представителями
фамусовской Москвы. Его неприятие крепостно-
го
права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о "Нес-
торе негодяев знатных",обменявшем своих
верных слуг на трех
борзых
собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Макси-
ме
Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые "не
в
войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели",о
тех,"чья
чаще гнулась шея".
Он презирает людей,готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
Он
клеймит "век минувший":"Прямой был век покорности и стра-
ха".
Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи-
саться в
полк шутов".Критически относится к засилью иност-
ранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий
защищает право человека свободно выбирать себе
заня-
тия: путешествовать,жить в деревне,"вперить
ум" в науки или
посвятить
себя "искусствам творческим высоким
и прекрас-
ным".Стремление
Чацкого "служить",а не "прислуживаться",слу-
жить
"делу" а не "лицам",его "связь с министрами" и
дальней-
ший
полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настро-
енной
молодежи преобразовать общество мирным,просветитель-
ским
путем.
Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за
это его объяви-
ли
сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко-
го
,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом
соответствует
тому раннему периоду движения декабристов,ког-
да они
считали,что много можно добиться словом,и ограничива-
лись устными выступлениями.Однако борьба словом
не приводит
к
победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацко-
го,
бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого
из
Москвы нельзя воспринимать как поражение.
Непримиримость
взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит
нашего
героя в
трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль
"страдательная":в одно
и тоже время он и "передовой
во-
ин","застрельщик",и
при этом он "всегда
жертва". "Чацкий
сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в
свою очередь
смертельный
удар качеством силы свежей",- так определял зна-
чение
Чацкого И.А.Гончаров.
Алексей Степанович Молчалин.
А.С.Молчалин-
секретарь Фамусова,пользуется его доверием в
служебных
делах.Он недворянин по происхождению,но
стремится
сделать
карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается
его поведе-
нием."Вот
он на цыпочках и небогат словами",-говорит Чац-
кий.Молчалин
на вид
скромный молодой человек.Он
играет на
флейте,любит
сентиментальные стишки.Софья восхищается
его
добротой,уступчивостью,кротостью.Она
не понимает,что все это
маска,которая
служит М-ну для достижения жизненной
програм-
мы.Цель
жизни М-на блестящая карьера,чины,богатство.Высшее
счастье
он видит в том,чтобы "и награжденья брать
и весело
пожить".Для
этого он выбрал самый верный
путь:лесть,угодни-
чество.Если
Если Максим Петрович -тип подхалима предшествую-
щей
эпохи,то Молчалин- угодник
нового времени,действующий
более
тонко и не менее успешно."Он дойдет
до степеней из-
вестных,ведь
нынче любят бессловесных",-
говорит о нем Чац-
кий с
презрением отзываясь о его умственных способностях.
Молчалин
знает,как ему надо себя вести,и определяет свою
тактику:
Во-первых,угождать всем людям без изъятья-
Хозяину,где доведется жить,
Начальнику,с кем буду я служить,
Слуге его,который чистит платья,
Швейцару,дворнику,для избежанья зла,
Собаке дворника,чтоб ласкова была.
Молчалин
трепещет перед Фамусовым,говорит учтиво,прибавляя
"с":"с
бумагами-с".
Он
заискивает перед влиятельной
Хлестовой.Заботливо состав-
ляет ей
партию для игры в карты,восторгаясь ее собакой:
Ваш шпиц- прелестный шпиц,не более
наперстка,
Я гладил все его- как шелковая шерстка.
Он
добивается цели: Хлестова называет его
"мой дружок"и"мой
родной".
С
Софьей он держится
почтительно,прикидываясь
влюблен-
ным,ухаживает
за ней не потому,что она ему нравится,а
пото-
му,что
она дочь его начальника и ее
расположение может при-
годиться
в его дальнейшей карьере.Он лицемерит с Софьей и с
циничной
откровенностью признается Лизе,что
любит Софью "по
должности".Молчалин
говорит,что в его лета не должно сметь
свое
суждение иметь".И он объявляет почему:
Ведь надобно зависеть от других,
В чинах мы небольших.
Низкопоклонство
и угодничество вышестоящим- вот
жизненный
принцип
Молчалина,уже приносящий ему известный успех.
"С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил",-говорит он
Чацкому,прибавляя,что
у него
есть два таланта:"умеренность и аккуратность".
Готовый
на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит
с той
же меркой.Думая,что расположение Лизы легко
купить,он
обещает подарить ей "туалет прехитрой
работы".В решительный
момент,когда
Софья прерывает его объятья с
Лизой,Молчалин
начинает униженно
ползать перед ней на коленях не
потому,
что
почувствовал свою вину перед Софьей,а потому,
что испу-
гался
за свою карьеру.Когда же появляется Чацкий,окончатель-
но
струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает него-
дование
Чацкого. "Молчалины блаженствуют на свете!"- воскли-
цает
Чацкий с гневом и негодованием. И
Именно такой пустой,
ничтожный
человек был виновником "мильона
терзаний" умно-
го,благородного
Чацкого,виновником трагедии Софьи.
Печорин- герой своего времени.
Основной
темой всего творчества
Лермонтова является тема
личности
и ее отношение к обществу.Центральный
герой лири-
ки,поэм,драм,романа Лермонтова-
это гордаяя1,я0мятежная и про-
тестующая
личность,стремящаяся к действию,к борьбе.Но в
ус-
ловиях
социальной действительности 30-х годов такая личность
не
находит сферы приложения своих сил,а потому и обречена на
одиночество.Трагедия
незаурядной личности,обреченной на без-
действие
и одиночество,и составляет основной
идейный смысл
романа
"Герой нашего времени".
Вслед за Пушкинымя1 я0Лермонтов ставит перед
собой цель нарисо-
вать
типичного молодого человека своего времени."Герой Наше-
го
Времени,милостивые государия1,я0мойя1 я0точный портрет,но не од-
ного
человека:это портрет,составленный из
пороков всего на-
шего
поколения,в полном их развитии,"- пишет сам Лермонтов.
Правдиво,просто,убедительно рисует Лермонтов
своего совре-
менника
Григория Александровича Печорина.
Так кто же этот Печорин?
Ответ дает Белинский:"Печорин- это Онегин
нашего време-
ни".Несходство их
между собой "гораздо меньше расстояния
между
Онегою и Печорою.Это люди одного круга,представители
светского общества.Можно найти много общего в их биографи-
ях:оба получили
светское воспитание,вначале гоняются
за
светскими развлечениями,потом разочарование,попытки
занятся
наукой
и охлаждение к ней.Печорин,как и Онегин,"язвительно
злословил"в присутствии
своих соперников.А "когда
хотел
уничтожить
он соперников своих",то не останавливался и перед
дуэлью.Оба они скучают,оба отрицательно относятся к
свету и
испытывают
глубокую неудовлетворенность своей жизнью.Но,нес-
мотря
на все их сходство,это все же разные люди,с разным ду-
ховным
складом,поведением.И это различие объясняется
време-
нем,в
котором они живут.
Онегин- представитель 20-х годов,эпохи
общественного подъ-
ема.А
Печорин- 30-х годов,периода реакции и спада обществен-
ной
борьбы.И если Онегин "скучает",то Печорин "глубоко стра-
дает",
по словам Белинского.
Печорин- это характер более глубокий и
трагический."Резкий
охлажденный
ум" сочетается у
него,с жаждой деятельности и
борьбы
со смелостью,отвагой,силой воли.Он ощущает в себе не-
объятные
силы,но растрачивает их на мелочи,на любовные прик-
лючения,не
совершая ничего полезного Печорин делает несчаст-
ными
людей,с ним соприкасающихся.Так он
вмешивается в жизнь
"честных
котрабандистов",мстит всем без разбору,играет судь-
бой Бэлы,любовью Веры.Дуэль с Грушницким- этим жалким
акте-
ром,надевшим
маску разочарованности,- показатель
того,как
попусту растрачивает свои силы Печорин.Он одерживает
победу
над
Грушницким и становится героем
того общества,которое
презирает.Он-
выше окружающей среды,умен,образован.Но
внут-
ренне опустошен,разочарован.Скептик,живет "из
любопытс-
тва".Это с
одной стороны, а с другой- у
него неистребимая
жажда
жизни.
Как видим,характер Печорина очень противоречив.Он гово-
рит:"Я
давно уже живу не сердцем,а
головой".В то же
вре-
мя,получив письмо
Веры,Печорин как безумный,мчится в Пяти-
горск,в
надежде хоть еще раз увидеть ее.
Откуда все
это?Печорин сам дает ответ,написав в дневни-
ке:"Моя
бесцветная молодость протекала в борьбе
с собой и
светом,лучшие
чувства,боясь насмешки,я хоронил
в глубине
сердца:,там
они и умерли!"
Крайний эгоизм и индивидуализм присущи
Печорину.Он "нравс-
твенный
калека".И это при всей его одаренности,богатстве ду-
ховных
сил.
Мучительно ищет он выход,запутывается в противоречиях,за-
думывается о роли судьбы,ищет понимания среди людей
другого
круга.
И не
находит себе сферы деятельности,применения своим си-
лам в
России.Он ищет дело вне пределов отечества
и едет в
Персию.
Весь роман посвящен одному герою.Остальные
персонажи отте-
няют определенные черты его характера.Весь роман
сосредото-
чен на
психологии,переживания главного героя.Сложные стороны
душевной жизни героя интересуют автора.Это помогает
нам по-
нять
идейную и духовную жизнь русского общества
30-х -40-х
годов прошлого столетия.В этом сказалось
мастерство Лермон-
това,создателя
первого психологического романа.
Трагедия Печорина- это трагедия многих
его современни-
ков,схожих
с ним по образу мыслей,по положению
в общест-
ве.Это
трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян,вступивших
в жизнь
после поражения декабристов.Это
трагедия"лишних лю
дей","умных ненужностей".После Пушкина
и Лермонтова тема
"лишних
людей" стала в русской литературе XIX века традици-
онной.
Вольнолюбивая лирика Пушкина.
Пушкин!Его
лирике присуща высокое гражданственность,звучащая
в
размышлениях о судьбе отечества и народа.
Первая четверть
XIX века-это годы детства и юности будущего
поэта,годы фор-
мирования
его личности.Отечественная война 1812г,всколыхнула
высокое
чувство национального самосознания,гордости русского
народа.Создание первых
тайных обществ будущих
декабрис-
тов,брожение идей
о необходимости уничтожения
крепостного
права,об
ограничении самодержавия,а иногда и о
ниспроверже-
нии
монархии,а затем события декабря 1825г.- все это опреде-
лило
гражданскую направленность поэзии П.Уже в лицейской ли-
рике звучат
политические мотивы.В
стихотворении "Лицинию"
юный
поэт выступает против рабства и тирании.Изображая Древ-
ний
Рим,он подразумевает Россию."Свободой Рим возрос,а рабс-
твом
погублен",- звучало как
грозное предупреждение тира-
нам.Современники
это хорошо понимали. В 1817г П. пишет оду
"Вольность".В
первых же строках он определяет цель
своего
произведения:"Хочу воспеть
свободу миру,на тронах поразить
порок".
Поэт обличает "тиранов мира",попирающих естественное
право народа
на свободу.Он призывает свято соблюдать за-
кон,которому
одинаково подвластны и народ,и царь.Нарушение
закона,по мнению
поэта,гибельно для государства.
Одним из
самых
смелых политических стихотворений П.
является "Дерев-
ня"(1819),где он
гневно осудил
крепостничество."Пустынный
уголок","приют спокойствия,трудов и
вдохновения..."-такой
сначала предстает
перед поэтом деревня.Но жизнь
разрушила
красивые
иллюзии.Поэт увидел не только красивый
и мирный
пейзаж.Он
поражен зрелищем рабства,беззакония и несправедли-
вости:
Здесь барство дикое,без чувства,без
закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд,и собственность,и время
земледельца.
Это он
называет "убийственным позором".Поэт-гражданин высту-
пает не
только от своего лица,но и от
имени передовых лю-
дей,жаждущих
освобождения народа. Вольнолюбие c особой силой
проявилось
в стихотворении "К Чаадаеву"(1918г).Радость жизни
и
счастье человек,по мнению поэта,может постичь в свободном
обществе.Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается
мысль
об отчизне,служение которой становится
потребностью
служения
души поэта.
Пока свободою горим, Мой друг,отчизне посвятим
Пока
сердца для чести живы, Души
прекрасные порывы.
В
период южной ссылки он пишет стихотворение "Узник",в кото-
ром сравнивает
себя,политического ссыльного,с
гордой пти-
цей,"вскормленной
в неволе":
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой.
Тоска
по воле,свободе звучит
в этом стихотворении.События
декабря
1825г и дальнейшая судьба друзей-декабристов потряс-
ли поэта.В 1827г он пишет
стихотворение"Арион".Это его поэ-
тический
отклик на политические события в стране.Используя
прием аллегории,Пушкин рассказывает о гибели
декабристов от
"грозы"
самовластия:"Я гимны прежние пою..." Пушкин остался
верен вольнолюбивым идеалам молодости,идеалам своих дру-
зей-декабристов.Это
он еще раз подтверждает в
стихотворе-
нии"Во
глубине сибирских руд ..."(1827). Стихотворение- дру-
жеское
послание друзьям-единомышленникам.В нем звучит глубо-
кая
вера,что "дум высокое стремленье" не пропадет:
Оковы тяжкие падут, Вас примет радостно у
входа,
Темницы рухнут-и свобода И братья меч вам отдадут.
В
стихотворении "Анчар"(1828г) поэт сравнивает самодержавную
власть
с древом яда-анчаром."Яд каплет сквозь его кору",неся
гибель
всему живому. Но человека человек И
тот послушно в
путь
потек, Послал к анчару властным взглядом:И к утру возв-
ратился
с ядом.
...А царь
тем ядом напитал И с ними гибель разослал
Свои послушливые стрелы К соседям в чуждые пределы.
В
последний год своей жизни Пушкин пишет
стихотворение "Па-
мятник".Оно
хранит следы тяжких раздумий о жестокости
ве-
ка,недостижимом счастье свободы.Стихотворение полно гордого
презрения
к царской власти,веры в могущество
поэтического
слова,безмерной любви
к России.В нем сознание выполненного
долга
перед народом. Что дает поэту право бессмертия? Пушкин
отвечает
так: И долго буду тем любезен я народу, Что чувсто-
ва
добрые я лирой пробуждал, Что в мой
жестокий век воссла-
вил я
свободу И милость к падшим призывал. Эти стихи высече-
ны на
постаменте памятника Пушкину в Москве.
Высокие граж-
данские
мотивы поэзии П. актуальны и в наши дни.
Трагизм судьбы Евгения Онегина.
Роман
"Евгений Онегин"-величайшее произведение П. Поэт рабо-
тал над
ним более 7лет.
Действие
романа разворачивается на
широком фоне русской
действительности
20-х годов XIXвека.В центре
внимания-быт
столичного
дворянства эпохи духовного искания передовой дво-
рянской
интеллигенции.Задуманный и начатый в годы обществен-
ного
подъема перед выступлением
декабристов,роман в своих
основных
главах создавался и заканчивался после разгрома де-
кабристского
движения.Пушкин показал движение
истории через
меняющиеся
судьбы и характеры основных героев романа.Главный
герой
по имени которого и назван роман,-Евгений Онегин.Это
молодой
столичный аристократ 20-х годов XIXвека,получивший
типичное
светское воспитание.Онегин родился в богатой,но ра-
зорившейся
дворянской семье.Его детство прошло в
отрыве от
народа,от
всего русского,национального.Он воспитывался фран-
цузами-гувернерами.Воспитание
и образование носили поверх-
ностный
характер и не подготовили его к реальной жизни.Учили
его
"всему шутя","чему-нибудь и как-нибудь".Но Онегин все же
получил
тот минимум знаний,который считался обязательным в
дворянской
среде.Он знал немного классическую литерату-
ру,римскую
и греческую,историю "от
Ромула до наших
дней",имел
представление о политэкономии Адама Смита.Безуко-
ризненный
французский язык,изящные манеры,остроумие и ис-
кусство
поддерживать разговор делают его в
глазах общества
блестящим
представителем молодежи своего
времени.Молодой
Онегин
стремится полностью отвечать идеалу светского челове-
ка.Богатство,роскошь
наслаждение жизнью,блестящий успех
в
свете и
у женщин-вот что привлекает главного героя романа.
На светскую жизнь у Онегина ушло около 8
лет.Но он был умен
и стоял
значительно выше светской толпы.Неудивительно,что он
почувствовал
отвращение к своей пустой праздной
жизни."Рез-
кий,охлажденный
ум" и пресыщение удовольствиями света,приве-
ли
к тому,что у Онегина наступило
глубокое разочарова-
ние,"русская
хандра им овладела".
Томясь скукой,Онегин пробует искать смысл
жизни в какой-ли-
бо
деятельности.Первой попыткой его была литературная рабо-
та.Но
система воспитания не научила его работать,поэтому"ни-
чего не
вышло из пера его".Онегин начинал
читать:"читал,чи-
тал,а
все без толку".
В деревне он делает еще одну попытку
практической деятель-
ности:
В своей глуши,мудрец пустынный, И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил:
Но и
эта деятельность от
скуки,"чтоб только время
прово-
дить",не
захватила Онегина.И он снова погрузился в хандру.
Предрассудки света,закрепленные всем ходом
жизни,были проч-
ны
в душе
героя.Их можно было преодолеть только жизненными
испытаниями,душевными
страданиями,соприкосновением с реаль-
ной
жизнью.Пушкин показывает в романе
противоречия в мышле-
нии и
поведении Онегина,борьбу"старого"и"нового"в его созна-
нии,сопоставляя
с другими героями
романа:Ленским и Тать-
яной,сплетая
их судьбы.
Сложность
и противоречивость характера Онегина
раскрывается
прежде
всего в его взаимоотношениях с Татьяной.В новом сосе-
де
она увидела тот идеал,который давно
уже сложился у нее
под
влиянием книг.Благородство и смелость
Онегина отвечают
ее
затаенным взглядам и демократическим настроениям.
Все лучшее,чистое,светлое,не тронутое
светской моралью
проснулось
в душе Онегина:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но
безразличие к жизни,пассивность,"желание
покоя",равноду-
шие и внутренняя
опустошенность вступили тогда в душе Онеги-
на в
противоречие с искренними чувствами и победили,подавили
его.Он отказался
от любви провинциальной мечтательницы.Еще
трагичнее
столкновение "старого" и "нового" в сознании Оне-
гина раскрывается в его взаимоотношениях с
Ленским.Онегин и
Ленский
выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и
пренебрежительным
отношением к прозаическому быту сосе-
дей-помещиков.Однако
они были совершенно противоположенными
натурами.Один был
холодным разочарованным скептиком,дру-
гой-восторженным
романтиком,идеалистом.
|
|
|