–ефераты. √орький ћаксим
√орький ћаксим

√орький ћаксим

√орький ћаксим


√ќ–№ »…
ћаксим (наст. им€ и фам. јлексей ћаксимович ѕешков) (1868-1936), русский
писатель, публицист. Ѕольшой резонанс имел сборник Ђќчерки и рассказыї (т. 1-3,
1898-99), где носител€ми новой, Ђсвободнойї морали были изображены (не без
вли€ни€ ницшеанства) т. н. бос€ки. ¬ романе Ђћатьї (1906-1907) сочувственно
показал нарастание революционного движени€ в –оссии. ¬ы€вив разные типы
жизненного поведени€ обитателей ночлежки (пьеса ЂЌа днеї, 1902), поставил
вопрос о свободе и назначении человека. ¬ Ђокуровскомї цикле (роман Ђ∆изнь
ћатве€  ожем€кинаї, 1910-11) Ч пассивность, косность уездной русской жизни,
проникновение в нее революционных настроений. ¬ публицистической книге
ЂЌесвоевременные мыслиї (отдельное издание 1918) резко критиковал вз€тый ¬. ».
Ћениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные
последстви€. јвтобиографическа€ трилоги€: Ђƒетствої (1913-14), Ђ¬ люд€хї
(1915-16), Ђћои университетыї (1922). Ћитературные портреты, воспоминани€.
ћногообразие человеческих характеров в пьесах (Ђ≈гор Ѕулычов и другиеї, 1932),
в незавершенном романе-эпопее Ђ∆изнь  лима —амгинаї (т. 1-4, 1925-36). «а
границей и после возвращени€ в –оссию оказывал большое вли€ние на формирование
идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории
социалистического реализма).
* * *
√Шќ–№ »…
ћаксим (наст. им€ јлексей ћаксимович ѕешков) [16 (28) марта 1868, Ќижний
Ќовгород Ч 18 июн€ 1936, √орки под ћосквой], русский писатель, публицист,
общественный де€тель. ќдна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20
столетий (т. н. Ђсеребр€ного векаї) и советской литературы.
ѕроисхождение, образование, мировоззрение
ќтец,
ћаксим —авватиевич ѕешков (1840-71) Ч сын солдата, разжалованного из офицеров,
стол€р-краснодеревщик. ¬ последние годы работал управл€ющим пароходной
конторой, умер от холеры. ћать, ¬арвара ¬асильевна  аширина (1842-79) Ч из
мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. ƒетство
писател€ прошло в доме деда ¬асили€ ¬асильевича  аширина, который в молодости
бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведени€, в старости
разорилс€. ƒед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка јкулина »вановна
приобщила внука к народным песн€м и сказкам, но главное Ч заменила мать,
Ђнасытивї, по словам самого √орького, Ђкрепкой силой дл€ трудной жизниї
(Ђƒетствої).
Ќасто€щего
образовани€ √орький не получил, закончив лишь ремесленное училище. ∆ажда знаний
утол€лась самосто€тельно, он рос Ђсамоучкойї. “€жела€ работа (посудник на
пароходе, Ђмальчикї в магазине, ученик в иконописной мастерской, дес€тник на
€рмарочных постройках и др.) и ранние лишени€ преподали хорошее знание жизни и
внушили мечты о переустройстве мира. Ђћы в мир пришли, чтобы не соглашатьс€...ї
сохранившийс€ фрагмент уничтоженной поэмы молодого ѕешкова Ђѕеснь старого
дубаї.
Ќенависть к
злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. ¬ 1887 году
пыталс€ покончить с собой. ѕринимал участие в революционной пропаганде, Ђходил
в народї, странствовал по –уси, общалс€ с бос€ками. »спытал сложные философские
вли€ни€: от идей французского ѕросвещени€ и материализма ». ¬. √ете до
позитивизма ∆. ћ. √юйо, романтизма ƒж. –ескина и пессимизма ј. Ўопенгауэра. ¬
его нижегородской библиотеке р€дом с Ђ апиталомї  . ћаркса и Ђ»сторическими
письмамиї ѕ. Ћ. Ћаврова сто€ли книги Ё. √артмана, ћ. Ўтирнера и ‘. Ќицше.
√рубость и
невежество провинциального быта отравили его душу, но и Ч парадоксальным
образом Ч породили веру в „еловека и его потенциальные возможности. »з
столкновени€ противоречащих друг другу начал родилась романтическа€ философи€,
в которой „еловек (идеальна€ сущность) не совпадал с человеком (реальным
существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. √уманизм √орького нес в
себе бунтарские и богоборческие черты. Ћюбимым его чтением была библейска€
 нига »ова, где ЂЅог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о
й н о встать р€дом с Ѕогомї (письмо √орького ¬. ¬. –озанову, 1912).
–анний √орький (1892-1905)
√орький
начинал как провинциальный газетчик (печаталс€ под именем »егудиил ’ламида).
ѕсевдоним ћ. √орький (письма и документы подписывал насто€щей фамилией Ч ј.
ѕешков; обозначени€ Ђј. ћ. √орькийї и Ђјлексей ћаксимович √орькийї
контаминируют псевдоним с насто€щим именем) по€вилс€ в 1892 в тифлисской газете
Ђ авказї, где был напечатан первый рассказ Ђћакар „удраї. ¬ 1895, благодар€
помощи ¬. √.  ороленко, опубликовалс€ в попул€рнейшем журнале Ђ–усское
богатствої (рассказ Ђ„елкашї). ¬ 1898 в ѕетербурге вышла книга Ђќчерки и
рассказыї, имевша€ сенсационный успех. ¬ 1899 по€вились поэма в прозе Ђƒвадцать
шесть и однаї и перва€ больша€ повесть Ђ‘ома √ордеевї. —лава √орького росла с
неверо€тной быстротой и вскоре сравн€лась с попул€рностью ј. ѕ. „ехова и Ћ. Ќ.
“олстого.
— самого
начала обозначилось расхождение между тем, что писала о √орьком критика, и тем,
что желал видеть в нем р€довой читатель. “радиционный принцип толковани€
произведений с точки зрени€ заключенного в них социального смысла применительно
к раннему √орькому не срабатывал. „итател€ меньше всего интересовали социальные
аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. ѕо
словам критика ћ. ѕротопопова, √орький подменил проблему художественной
типизации проблемой Ђидейного лиризмаї. ≈го герои совмещали в себе типические
черты, за которыми сто€ло хорошее знание жизни и литературной традиции, и
особого рода Ђфилософиюї, которой автор надел€л героев по собственному желанию,
не всегда согласу€сь с Ђправдой жизниї.  ритики в св€зи с его текстами решали
не социальные вопросы и проблемы их литературного отражени€, а непосредственно
Ђвопрос о √орькомї и созданном им собирательном лирическом образе, который стал
восприниматьс€ как типический дл€ –оссии конца 19 Ч начала 20 вв. и который
критика сравнивала со Ђсверхчеловекомї Ќицше. ¬се это позвол€ет, вопреки традиционному
взгл€ду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
ќбщественна€
позици€ √орького была радикальной. ќн не раз подвергалс€ арестам, в 1902
Ќиколай II распор€дилс€ аннулировать его избрание почетным академиком по
разр€ду из€щной словесности (в знак протеста „ехов и  ороленко вышли из
јкадемии). ¬ 1905 вступил в р€ды –—ƒ–ѕ (большевистское крыло) и познакомилс€ с
¬. ». Ћениным. »м оказывалась серьезна€ финансова€ поддержка революции 1905-07.
Ѕыстро
про€вил себ€ √орький и как талантливый организатор литературного процесса. ¬
1901 встал во главе издательства товарищества Ђ«наниеї и вскоре стал выпускать
Ђ—борники товарищества Ђ«наниеї, где печатались ». ј. Ѕунин, Ћ. Ќ. јндреев, ј.
».  уприн, ¬. ¬. ¬ересаев, ≈. Ќ. „ириков, Ќ. ƒ. “елешов, ј. —. —ерафимович и
др.
¬ершина
раннего творчества, пьеса ЂЌа днеї, в огромной степени об€зана своей славой
постановке  . —. —таниславского в ћосковском художественном театре (1902;
играли —таниславский, ¬. ».  ачалов, ». ћ. ћосквин, ќ. Ћ.  ниппер-„ехова и др.)
¬ 1903 в берлинском Kleines Theater состо€лось представление ЂЌа днеї с
–ихардом ¬аллентином в роли —атина. ƒругие пьесы √орького Ч Ђћещанеї (1901),
Ђƒачникиї (1904), Ђƒети солнцаї, Ђ¬арварыї (обе 1905), Ђ¬рагиї (1906) Ч не
имели такого сенсационного успеха в –оссии и ≈вропе.
ћежду двух революций (1905-1917)
ѕосле
поражени€ революции 1905-07 √орький эмигрировал на остров  апри (»тали€).
Ђ априйскийї период творчества заставил пересмотреть сложившеес€ в критике
представление о Ђконце √орькогої (ƒ. ¬. ‘илософов), которое было вызвано его
увлечени€ми политической борьбой и иде€ми социализма, нашедшими отражение в
повести Ђћатьї (1906; втора€ редакци€ 1907). ќн создает повести Ђ√ородок
ќкуровї (1909), Ђƒетствої (1913-14), Ђ¬ люд€хї (1915-16), цикл рассказов Ђѕо –усиї
(1912-17). —поры в критике вызвала повесть Ђ»споведьї (1908), высоко оцененна€
ј. ј. Ѕлоком. ¬ ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое √орький
с ј. ¬. Ћуначарским и ј. ј. Ѕогдановым проповедовал в каприйской партийной
школе дл€ рабочих, что вызвало его расхождени€ с Ћениным, ненавидевшим
Ђзаигрывание с боженькойї.
ѕерва€
мирова€ война т€жело отразилась на душевном состо€нии √орького. ќна
символизировала начало исторического краха его идеи Ђколлективного разумаї, к
которой он пришел после разочаровани€ ницшевским индивидуализмом (по мнению “.
ћанна, √орький прот€нул мост от Ќицше к социализму). Ѕезгранична€ вера в
человеческий разум, прин€та€ как единственный догмат, не подтверждалась жизнью.
¬ойна стала вопиющим примером коллективного безуми€, когда „еловек был низведен
до Ђокопной вшиї, Ђпушечного м€саї, когда люди зверели на глазах и разум
человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. ¬ стихотворении
√орького 1914 года есть строки: Ђ ак же мы потом жить будем?//„то нам этот ужас
принесет?//„то теперь от ненависти к люд€м // ƒушу мою спасет?ї
√оды эмиграции (1917-28)
ќкт€брьска€
революци€ подтвердила опасени€ √орького. ¬ отличие от Ѕлока, он услышал в ней
не Ђмузыкуї, а страшный рев стомиллионной кресть€нской стихии, вырвавшейс€
через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиес€ островки культуры.
¬ ЂЌесвоевременных мысл€хї (цикл статей в газете ЂЌова€ жизньї; 1917-18; в 1918
вышли отдельным изданием) он обвинил Ћенина в захвате власти и разв€зывании
террора в стране. Ќо там же назвал русский народ органически жестоким,
Ђзверинымї и тем самым если не оправдывал, то объ€сн€л свирепое обращение
большевиков с этим народом. Ќепоследовательность позиции отразилась и в его
книге Ђќ русском кресть€нствеї (1922).
Ќесомненной
заслугой √орького была энергична€ работа по спасению научной и художественной
интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененна€
современниками (≈. ». «ам€тин, ј. ћ. –емизов, ¬. ‘. ’одасевич, ¬. Ѕ. Ўкловский
и др.) ≈два ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как
организаци€ издательства Ђ¬семирна€ литератураї, открытие Ђƒома ученыхї и Ђƒома
искусствї (коммун дл€ творческой интеллигенции, описанных в романе ќ. ƒ. ‘орш
Ђ—умасшедший корабльї и книге  . ј. ‘едина Ђ√орький среди насї). ќднако многих
писателей (в т. ч. Ѕлока, Ќ. —. √умилева) спасти не удалось, что стало одной из
основных причин окончательного разрыва √орького с большевиками.
— 1921 по
1928 √орький жил в эмиграции, куда отправилс€ после слишком настойчивых советов
Ћенина. ѕоселилс€ в —орренто (»тали€), не прерыва€ св€зей с молодой советской
литературой (Ћ. ћ. Ћеоновым, ¬. ¬. »вановым, ј. ј. ‘адеевым, ». Ё. Ѕабелем и
др.) Ќаписал цикл Ђ–ассказы 1922-24 годовї, Ђ«аметки из дневникаї (1924), роман
Ђƒело јртамоновыхї (1925), начал работать над романом-эпопеей Ђ∆изнь  лима
—амгинаї (1925-36). —овременники отмечали экспериментальный характер
произведений √орького этого времени, которые создавались с несомненной огл€дкой
на формальные искани€ русской прозы 20-х гг.
¬озвращение
¬ 1928
√орький совершил Ђпробнуюї поездку в —оветский —оюз (в св€зи с чествованием,
устроенным по поводу его 60-лети€), до этого вступив в осторожные переговоры со
сталинским руководством. јпофеоз встречи на Ѕелорусском вокзале решил дело;
√орький возвратилс€ на родину.  ак художник он целиком погрузилс€ в создание
Ђ∆изни  лима —амгинаї, панорамной картины –оссии за сорок лет.  ак политик
фактически обеспечивал —талину моральное прикрытие перед лицом мирового
сообщества. ≈го многочисленные статьи создавали апологетический образ вожд€ и
молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства Ч фактах, о которых
√орький не мог не знать. ќн встал во главе создани€ коллективной писательской
книги, воспевшей строительство заключенными Ѕеломорско-Ѕалтийского канала им.
—талина. ќрганизовал и поддерживал множество предпри€тий: издательство
Ђјcademiaї, книжные серии Ђ»стори€ фабрик и заводовї, Ђ»стори€ гражданской
войныї, журнал ЂЋитературна€ учебаї, а также Ћитературный институт, затем
названный его именем. ¬ 1934 возглавил —оюз писателей ———–, созданный по его
инициативе.
ќбсто€тельства смерти
—мерть
√орького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Ч
ћаксима ѕешкова. ќднако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не
нашли документального подтверждени€. ”рна с прахом √орького помещена в
 ремлевской стене в ћоскве.
—очинени€:
—обрание
сочинений. ћ., 1949-55. “. 1-30.
ѕолное
собрание сочинений. ’удожественные произведени€. ћ., 1968-76. “. 1-25.
ќ
литературе. ћ., 1980.
ѕереписка
ћ. √орького. ћ., 1986. “. 1-2.
Ћитература:
√руздев ».
√орький и его врем€. ћ., 1962.
Ѕаба€н Ё.
–анний √орький. ћ., 1973.
ћуратова  .
ƒ. ћ. √орький: —еминарий. ћ., 1981.
ћаксим
√орький. »з литературного наследи€: √орький и еврейский вопрос. »ерусалим,
1986.
√орький и
его эпоха. ћ., 1989. ¬ып. 1-2.
ѕримочкина
Ќ. ѕисатель и власть. ћ., 1996.
Barry P.
Scherr. Maxim Gorky. Boston, 1988.
Armin
Knigge. Maksim Gor'kij. Das literarische Werk. Munchen, 1994.
ѕ. ¬. Ѕасинский

–ефераты. √орький ћаксим
–екомендуем


–ефераты. √орький ћаксим