Рефераты. Г Белинский        критик и теоретик детской литературы
Г Белинский критик и теоретик детской литературы

Г Белинский критик и теоретик детской литературы

Г Белинский критик и теоретик детской литературы


Г . Белинский
- критик и теоретик детской литературы .
1 Роль детской литературы в
воспитании детей
      « Книга есть жизнь нашего
времени .  В ней все нуждаются ... и
дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что
читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать .
»
        Детские книги - сокровища духовного
богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем
выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая
часть общей литературы , но она специфична . Детская литература является
средством воспитания, формирования личности ребенка .
       « Книги , которые пишутся собственно
для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон
. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как  учебными , так и литературными детскими
книгами »
         Начальные педагогические требования
Белинского - уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он
отстаивает идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать
возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности ,
формировать нравственные , патриотические чувства .
        « Воспитание - великое дело ; им
решается участь человека . Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу
человека , на его отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово
еще не есть дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не
осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только слово ,
пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте
чистую , а не корыстную любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого
добра , а не из - за награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души
примерами самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью …
В детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из
первейших элементов человечности … развивайте также в них и эстетическое чувство
, которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что человек
лишенный эстетического чувства стоит на степени животного … »
           «
Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную книгу .
»
            
Книги для детей должны быть источником высоко - художественного,
эстетического , нравственного воспитания .
           «
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом
, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного  направления , сколько развитие данных им от
природы элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть
обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию
.… Детские книжки должны показать им , что мир и жизнь прекрасны , т. к. они
суть .… Кто не почувствовал истины , тот и не понял и не узнал ее .…
           
Преимущественное развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию
жизни .… Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как
другую сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода ,… как
необходимое состояние духа .…И все это детские книжки должны передавать своим
маленьким читателям … в повествованиях и картинах , полных жизни и движения ,
проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким
, свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они могут
служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для
воспитания . »
        « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека .
»
2 Познавательное значение детских книг .
Тематика научно - познавательной литературы                                                                   
                                                                                                                                                                                           для
детей .
         В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от
увлечения идеалистическими  системами в
первый период своей деятельности к материализму и революционному демократизму .
В соответствии с этим меняется , получает новое , более глубокое содержание и
его идеал воспитания человека .
         Выяснив народность произведений великих русских писателей
Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал
идею народности воспитания . 
         « Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у
нас из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об
исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о
сокровищах своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 .» Он указывает
, что детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо
знакомить с этим через родные и национальные явления .
         Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить
в план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших
вопросов о значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской
книги . В 60 годы был представлен список книг рекомендованный для детского
чтения такими известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин ,
Крылов , Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял
книгам научно - познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно
научного , всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как
наука о жизни ».
          «… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей ,
только изложенные сообразно с их понятиями 
, а в этом - то и заключается одна из важнейших сторон этого дела .
Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких действий представителей
человечества … »
           « … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими
горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса физической
природы , потом явления растительного и , наконец , животного царства , и при
этих картинках был бы объяснительный текст простой , толковый , без фраз и
восклицаний , как прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были
изложены не только в порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не
упоминалось бы ни о каких системах … »
3 Расширение круга детского чтения .
Выделение основных читательско - возрастных групп .
          
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому ,
Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких
современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать им
тот уровень , на котором они должны работать для детей .
           По
сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы . Деятельность
этих критиков способствовала формированию нового русского читателя .
         
Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству для
маленького читателя - непосредственное восприятие .
        «… На детские книги обычно обращают еще менее внимания ,
чем на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все
нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети -
так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать
дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .
          
Что же можно читать детям  ? Из
сочинений , писанных для всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в
которых даже практические , житейские мысли облачены в такие пленительные
поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа ;
давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько душевной
теплоты , столько патриотического чувства 
, который так прост , так наивен , так чужд
возмущающих душу картин , так доступен детскому воображению и чувству ; давайте
« Овсяный кисель » , эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые
из народных сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при
высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности ,
доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею
. Не давая детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм
Пушкина , как , например , в « Кавказском пленнике » изображение черкесских
нравов , в
 « Руслане и
Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о богатырской
голове ; в « Полтаве » описание битвы , появление Петра Великого ; наконец
некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , «
Жених » , « Пир Петра Великого » , « Зимний вечер » ,
 « Бесы » ,
некоторые из песен западных славян , а для более взрослых « Бородинскую
годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но именно и
старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше чувствовали .
Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца преисполняются
чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и музыка - прямо
через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое время , свой черед .
         
Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план
воспитания , как одна из важнейшых его сторон .
         
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь
делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления ,
сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , - развитие
чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких
книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими
сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , « Щелкун
Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки Иринея » … Какое
богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод немецкой книги , автор ее
Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной способности в детях через
постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям , изложенным в
сообразной с ними форме . Цель эта достигается благодаря хорошему составлению
книги . »
        
Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения : связь
с жизнью , непременная художественность ,
« глубокость » и гуманность идей , целомудренность
содержания , простота и , наконец , « истинная народность » .     
4 Требования Белинского к
детским писателям.
     
« … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут требуется не только
талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для
образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая
, спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд
на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая
поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных
образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,
особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для
воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека .
        …
Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других
необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по
средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть
преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и
вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов ,
доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и
звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы
. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как
жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это
показывает ? - потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые
находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном ,
отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами
, надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь
фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми , надо
знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении этого
слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди ,
которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором , и
даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих
людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною
доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси ,
говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских праздников » нужно и
для детской литературы. Да - много , очень много условий ! Такие писатели ,
подобно поэтам , родятся , а не делаются . »
        
Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику » ,
современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по « единому
типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины
нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела » ,
выявляться в                         
« художественной жизни образов » , представляться не
в сухих рассказах , а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения ,
проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .
            «
Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно склеенным рассказом ,
пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей
, искажая действительность .
            …
Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с удовольствием
прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы своего
младенчества .
            
Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства :
их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга
, а не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не
поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений ,
страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее .
          … Но пока он еще дитя , дадим ему вполне
насладиться первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого
полного жизнею чистотой младенческой радости , источник ,  который есть простодушное и целомудренное
единство с рпиродою и действительностью .
           …
Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут
мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать ,
а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви , благодати
; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего , духовного
созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой организации , и
развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы .
       
Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания ,
как одна из важнейших его сторон …
      
5 Понимание Белинским
специфики детской литературы .
1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя
.
       «
Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые ,
и деловые и ничего не делающие ; дети - также . Все дело в выборе книг для них
, и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и
вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное , второе - только
отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет , должно
развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .
          Нет
ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное
развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым человеком
. Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения будет
преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность , отвращение от
бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в
жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .
Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .
         Для
детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с
их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души ,
дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности , ему
нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно
самым необходимым и могущественным помощником при учении …
       …
Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст
, лишь бы только он объяснил им содержание картинки …
       …
Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются
чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . » 
2) Борьба против
антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства
в детской литературе . 
        « Чем
обыкновенно отличаются , например , повести для детей ? - Дурно склеенным
рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких повестей -
обманывать детей , искажая в их глазах действительность .  Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы
убить в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют
необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться дать им
хорошее направление и сообщить характер доброты , откровенности . Потом
стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом
, сделать их благоразумными резонерами , которые годятся только для
классической комедии или трагедии , а не думают о том , что все дело во
внутреннем источнике духа .Потом стараются уверять детей , что всякий поступок
наказывается и всякое хорошее действие награждается …»
       Такая
антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на читателя
. Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и художественность ,
воспитательное значение книги и ее отношение к « истине » жизни. По словам
Белинского , главная задача писателя - воспитание нравственных качеств ,
пробуждение человечности . Цель же нравоучительной дворянской литературы -
обманывать бедных детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны
Белинскому те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и
отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное
подчинение авторитету - родителей , наставников .
          «
Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то сочинение
для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское
сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех … »
3) Особенности языка детских книг .
           
Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень
низкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные
замечания об их безграничности , жаргоне .
           
Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью
« быть цветущим в самой простоте » .
          «
Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и правильностью
языка …
           
Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво
напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых …
            
Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей ,
хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе , обличающей
память , переданы с живостью и увлекательностью …
             
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь
делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления ,
сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа - развитие
чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких
книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство
предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и не узнал
ее . » 
             
К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .
От двух до пяти .
1 О особенности детской речи
.
· Подражание и творчество .
        
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты .
Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов ,
при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть
своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями
его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под
непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших
чудес детской психической жизни .
       
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные
богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .
        У
двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими слова
отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны
, естественны :
« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами
, « всехный » - всеобщий .
       
Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже
есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) .
Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались
народом в течении многих веков (  « льзя
» - можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )
Чудесно овладевает детский ум методами , приемами ,
формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет
. Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .
Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок
называет лошадку -
« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и
может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » ,
одуванчик - « одуван » .
·
Когда
трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в испуге :
- Мама , мама , какой ползук
!
 
·
Неосознанное мастерство .  
       
Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и
остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » -
солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) .
         Такое неосознанное словесное творчество -
один из самых изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он
направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное
многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не
редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи ,
свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации
знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии со словами с суффиксом - ник -
; пожарник , сапожник , печник ) .
        
Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует
взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому ,
чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое
богатство .
       С двух лет всякий ребенок становиться на
короткое время гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту
гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью
овладел основными принципами родного языка .  
       Когда
мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой
гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных
качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое
ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .
·
Народная этимология .
       В
большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее
скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу «
взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та
виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они
заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :
    *  Буся метко обозвал бормашину зубного врача -
больмашиной .
·
Леля
называет сухарик - кусариком .
* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .
   
Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .
 
·
Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к
сугубой бессмыслице .
·
Царь
дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».
·
Властелин
души моей - « Пластилин души моей » .
·
Терпи
, казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .
     Путем
минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок ,
незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются
существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета ,
которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не
последнее место .
·
Действенность .
       
Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со
стороны действия .
·
«
строганок » - то , чем строгают
·
«
копатка » - то , чем копают
·
«
лизык » - то , что лижет
·
«
колоток » - то , чем колотят
        Всюду
выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все исправления
, вносимые ребенком в нашу      «
взрослую » речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место
динамику .
·
Завоевание грамматики .
За - вы -
на - рас - об
        
Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает
глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои
собственные .
·
-
часы  часикают
·
-
я намакаронился
·
-
видишь , как я хорошо приудобился
·
-
погоди , я еще не отсонился
  В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову
именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок
поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые
смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки
общенациональных языковых традиций .
   Разве не изумительно ,
что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным
арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .
·
Мама
, отпачкай мне рубашку !
Льзя -
нельзя
       
Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с
корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .
·
-
Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
·
-
Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
·
-
Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
Он и она
        
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу
речь .
·
-
Я не черепаха , я черепах .
·
-
Синица - синиц .
·
-
Русалка - русал .
Прилагательные
         
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но
даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье
языка .
·
-
Червячее яблоко
·
-
Клевачий петух
·
-
Махучий хвост
Скрещивание
слов
·
-
Моя чашка такая блистенькая
        В
этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и
чистенькая сразу ) .
        Дети
по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную форму .
Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало
ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того
материала , который предлагают им взрослые .
·
-
Начальная школа - это где начальники учатся ?
Типичные
ошибки детей
       Среди
детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .
·
-
Этажерка - эта жерка , та жерка
·
-
Табуретка - та буретка и эта буретка
      
Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых
глаголов .
·
-
Папа воевает
·
-
Мы сплим
·
-
Лампа зажгита
Анализ
языкового наследия взрослых
        Дети
вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой
и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .
·
-
Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести
)
·
-
Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .
        Тут
все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а
маленькие дети - вещами , предметами      
предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными
образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и
метафор .
        
Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного
слова есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы
вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против
фонетики данного слова .
        
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но
и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :
   1 .
Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши
слова и заменил их другими .
   2 .
Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .
          И в
том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми
речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых
наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .
·
-
Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .
Ложное
истолкование слов
       
Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их
разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто
он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне
уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он
решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими
ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь
самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать
к самым фантастическим выдумкам .
·
-
Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
Слово
отождествляется с вещью
     Слово
часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та вещь ,
которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы
, буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него ,
что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .
Фонетика
      Ребенок
добирается до правильного произношения слов столь же сложным , извилистым путем
, каким он приходит к их нормативной конструкции .
·
Кооператив
:
· пиф
· пиф - пиф
· апиф
·
капиф
·
каапиф
·
патиф
·
копатиф
·
кооператив
·
Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
        О
необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М .
Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
        « Вы
говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь
литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем
правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком
ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми
другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или
умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно
) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону
ребенка преждевременно » .
        
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок
бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии
и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез ,
придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это
продукты фантазии .
       Сказка
делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире ,
обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным
участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и ,
когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего
возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не
лакомство , а насущный и очень питательный 
хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую
пищу .
       
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче
пережить этот полезнейший для его психического развития период .
       
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить ,
укрепить , обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике
. Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
·
Основное воспитательное
значение сказки .
·
Цель сказочников.
        
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует
, обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку
ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с
теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В
этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям
литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .
        Цель сказочников заключается в том ,
чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную
способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями
другого , переживать чужую судьбу , как свою .
         Наша
задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить
в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать ,
сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .
         Только эта способность , привитая с
самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня ,
создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых ,
Чеховых , Горьких …
  
·
Специфика детского словотворчества .
·
Роль игровых стихов в
творчестве ребенка
        
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем
мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в
интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской
среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы
можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим
миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .
·
жабы
по небу летают
·
 рыбы по полю гуляют
·
 мыши кошку изловили …
      
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не
верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и
признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта
забава нередко принимает характер игры в обмолвку :
·
Полтора
молока чистого кувшина .
·
Гладь
, из - под собаки лают ворота .
·
Мужик
схватил собаку и давай бить палку
      
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но
эти стишки - перевертыши и сами  по себе
есть игра , игра мыслительная , игра ума .
·
Будем
кушать на диване , а спать на столе .
·
 Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову
.
·
 Возьмем дверь и откроем ключ .
       
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к
миру .
       
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом
шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на
определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не
юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало
общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным
количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .
·
Педагогическая ценность
перевертышей .
       
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный
опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности
.
       
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так » ребенок
живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в
норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как
бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что
значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте ,
столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то
не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне моря я
не стану искать землянику . »
        В этом проверочном испытании , в этом
сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .
      
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
   1 .
Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого : -
комарище упавший с дуба )
   2 .
Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качества горячего и
наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )
    3
. Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )
    4
. Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову )
    5
. Перевертыши явлений природы ( - море горит )
    6
. Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
    7
. Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )
    8
. Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота )
       
Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба
его интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у
самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем
вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .
       
Перевертыши есть такое же порождение игр .
       
Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда
ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и
поставит его высоко над мелочами и дрязгами .
      
 У ребенка вообще есть великая
потребность смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения
этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания .
·
Как дети слагают стихи .
      
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается
общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .
      
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих
слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое -
нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое
связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки :
·
Вчера
была сырая погода
·
 А разве сегодня вареная ?
     
·
Это
вода стоячая
·
А
где же лежачая ?
       
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу
, но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия ,
параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :
·
Расскажи
начало , а кончала не надо .
·
Две
открытки и одна закрытка
·
Желток
- белток
       
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь
ребенка .
       
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к
одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по
контрасту , либо по сходству .
·
Генералы
- сухопутные ,
·
Адмиралы
- воднопутные
       
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она
случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :
·
Вот
туда , где вода ,
·
Вот
туда , где вода .
·
Это
разве ложка ?
·
Это
просто кошка .
        
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям
от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия
:
·
Галюнчик
, малюнчик .
·
Галюха
, малюха .
         
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой
неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно
полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .
        
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление
такого же порядка , как кувыркание или махание руками .
·
Я
не танк волоку ,
·
Я
в галопию скаку !
        
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун
одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной
деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .
        
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят
от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
·
Лежит
рядочком с брюквой
·
И
кажется , вот - вот
·
От
счастья громко хрюкнет
·
И
хвостиком махнет .
        
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их
чувств и мыслей .
       2 Заповеди для детских поэтов .
·
Основополагающие принципы ,
положенные в основу
заповедей .
   1
. Учиться у народа . Учиться у детей .
       
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет
более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак
равенства между детьми и народом .
       
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по
дикции .
       
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным
совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что
русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .
       
Это детские стихотворения Некрасова , детские книги             Л . Толстого , Ушинского ,
насквозь пропитанные нашим фольклором .
       
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей -
не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа
должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы
малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .
 
2 . Образность и действенность
·
1 заповедь - графичность .
       
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и
в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших
детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
   А
за ними кот задом наперед .
   А
за ним комарики на воздушном шарике . »
·
2 заповедь - наивысшая смена образов .
       
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей
эффективности .
« Муха криком кричит ,
  
Надрывается ,
    А
злодей молчит ,
   
Ухмыляется . »
·
3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
        
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом -
певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему
нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .
 «  И сел на кита Айболит
     И
одно только слово твердит :
    
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
·
4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
       
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры
стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
  
Распахнула злую пасть .
   Вы
к акуле Каракуле
   Не
хотите ли попасть
   
Прямо в пасть ? »
         
    
3 . Музыка
·
5 заповедь - повышенная музыкальность .
       
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть
звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
    Ах
, какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов .
·
6 заповедь
     
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком
расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .
«  И
сейчас же к нему из - за елки
   
Выбегают мохнатые волки :
    «
Садись , Айболит , верхом ,
    
Мы живо тебя довезем ! »» 
·
7 заповедь
       
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть
главными носителями смысла всей фразы .
« 
Таня - Ваня задрожали -
    
Бармалея увидали .
    
Он по Африке идет ,
    
На всю Африку поет : … »
·
8 заповедь
        
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и
составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
   И
за тучку забежало .
  
Глянул заинька в окно ,
  
Стало заиньке темно . »
 5
. Отказ от эпитетов . Ритмика .
·
9 заповедь
        
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему
волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .
« У меня зазвонил телефон .
- Кто говорит ?
- Слон .
- Откуда ?
- От верблюда .
- Что вам надо ?
- Шоколада . » 
·
10 заповедь
        
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .
« Дон , дон , дон , дон !
  
Загорелся кошкин дом … »
6 . Игровые стихи
·
11 заповедь
        
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних
дошкольников выливается в форму игры . Тот, 
кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов
. Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
   И
вдруг , увидела Котауси .
   У
Котауси злые глазауси
   И
злые - презлые зубауси . » 
·
12 заповедь
       
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
·
13 заповедь
       
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку ,
сколько приспособлять его к себе , к своим                     « взрослым » ощущениям и мыслям .
      
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -  помалу нарушать многие из вышеуказанных
заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к
восприятию великих поэтов » .
3 Анализ сказки К . И .
Чуковского «Айболит »
       В
основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой любви
к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной
профессии - доктор  ( врач лечащий людей
и животных ) .
      Доктор
Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости ,
сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим
все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок
Чуковского .
      Идеей
сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в далекой
Африке добрым доктором Айболитом .
     
Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал
своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна ,
доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает
большое воспитательное значение .
      
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1 . Соблюдена графичность и образность .
      « Но
вот перед ним море -
        
Бушует , шумит на просторе .
         А в
море высокая ходит волна ,
        
Сейчас Айболита проглотит она …
                            Но тут выплывает кит :
                            « Садись на меня , Айболит ,
                             И , как большой пароход ,
                             Тебя повезу я вперед ! » »
2. Наивысшая смена образов
       « Мы
живем на Занзибаре ,
          В
Калахари и Сахаре ,
          На
горе Фернандо - По ,
          Где
гуляет Гиппо - попо
          По
широкой Лимпопо » .
3 .  Живопись
лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения .
       « И
пришла к Айболиту лиса …
          И
пришел к Айболиту барбос …
          И
прибежала зайчиха
          И
закричала : « Ай , ай !
          Мой
зайчик попал под трамвай !
                                Он бежал по дорожке ,
                                 И ему перерезало ножки ,
                                И теперь он больной и хромой ,
                                Маленький заинька мой ! »
       Вместе
с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь
.  
4 . Подвижность и переменчивость ритма .
          «
Но вот , поглядите , какая - то птица
            
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
            
На птице , глядите , сидит Айболит
             
И шляпою машет и громко кричит :
             
« Да здравствует милая Африка ! » »
5 . Музыкальность поэтической речи .
            «
Вот и Гиппо , вот и Попо ,
              
Гиппо - попо, Гиппо - попо !
              
Вот идет Гиппопотам .
              
Он идет от Занзибара ,
              
Он идет к Килиманджаро -
              
И кричит он , и поет он :
              
« Слава , слава Айболиту !
               
Слава добрым докторам ! » »
       Песня
гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
             
« И акула Каракула
                
Правым глазом подмигнула
                
И хохочет , и хохочет ,
                
Будто кто ее щекочет .
                
А малютки бегемотики
                
Ухватились за животики
                
И смеются , заливаются -
                
Так , что дубы сотрясаются . »
7 . Каждая строка живет собственной жизнью .
              
« Добрый доктор Айболит !
                 
Он под деревом сидит .
                 
Приходи к нему лечиться
                 
И корова , и волчица ,
                 
И жучок , и червячок ,
                 
И медведица !
                                        Всех излечит , исцелит
                                        Добрый доктор Айболит ! »
  8 .
Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
          « «
Что такое ? Неужели
               
Ваши дети заболели ? » -
             
« Да - да - да ! У них ангина ,
                
Скарлатина , холерина ,
                
Дифтерит , аппендицит ,
                
Малярия и бронхит !
                             Приходите же скорее ,
                             Добрый доктор Айболит ! » »
     Рифмы
слов являются главными носителями смысла фразы .
9 . Стихи не загромождены прилагательными .
            «
Ладно , ладно , побегу ,
              
Вашим детям помогу .
              
Только где же вы живете ?
               
На горе или в болоте ? »
10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .
            «
И встал Айболит , побежал Айболит ,
              
По полям , по лесам , по лугам он бежит .
              
И одно только слово твердит Айболит :
               
« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »
11 . Присутствует игра .
            «
И бежит Айболит к бегемотикам ,
                И хлопает их по животикам ,
               
И всем по порядку
               
Дает шоколадку ,
               
И ставит и ставит им градусники !
                          И к полосатым
                          Бежит он тигрятам ,
                          И к бедным горбатым
                          Больным верблюжатам ,
                          И каждого гоголем ,
                          Каждого моголем ,
                          Гоголем - моголем ,
                          Гоголем - моголем ,
                          Гоголем - моголем потчует . »
12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .
            
« Десять ночей Айболит
               
Не ест , не пьет и не спит ,
               
Десять ночей подряд
               
Он лечит несчастных зверят
               
И ставит и ставит им градусники . »
13 . Частые повторы придают большую эмоциональность
сказке .
            
« И тут же страусята
               
Визжат , как поросята ,
               
Ах , жалко , жалко , жалко
               
Бедных страусят !
                                 И корь и дифтерит у них ,           
                                 И оспа и бронхит у них ,
                                   И голова болит у
них ,
                                  И горлышко болит . »
         Мы
видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке «
Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети , и после будут любить и
читать ее вновь и вновь . Это все благодаря высокому мастерству и таланту
великого поэта .

Рефераты. Г Белинский        критик и теоретик детской литературы
Рекомендуем


Рефераты. Г Белинский        критик и теоретик детской литературы