–ефераты. ‘онетика
‘онетика

‘онетика

‘онетика


1ЊЂЖЋ£©©™Ђђ≠†††††††† ¬с€кое высказывание от паузы до
паузы, независимо от его прот€женности, должно быть оформлено фонетически как
некое целое; такое оформление называют интонацией высказывани€ или предложени€
. Ќа вопрос учител€ : " ака€ буква написана на доске ?" - ученик
может ответить по-разному : "Ќа доске написана буква "а",† "Ѕуква "а"† или просто -† "а". —мыслова€ законченность каждого из этих ответов
определ€етс€ тем, что все они будут оформлены соответствующей интонацией.
†††††††† —уществует несколько мнений о том,
что такое интонаци€ и до сих пор существует проблема определени€ интонации.
”зкое определение интонации принадлежит числу иностранных фонетистов, таких как
ƒаниель ƒжонс, ќ` оннер и др.: intonation - is the variations of the pitch of
the voice. Ёти фонетисты считают, что это только мелодика высказывани€, хот€
высота основного тона голоса действительно очень важна в интонации.
†††††††† “очка зрени€ наших советских
фонетистов, таких как јртемов ¬.ј., “орсуев √.ѕ., ¬асильев ¬.ј такова:
intonation - is a complex unity of speech melody, sentence stress, tempo, rythm
and voice timbre, which enables the speaker to express his thoughts, emotions
and attitudes towards the contents of the utterance. Acoustically intonation is
a complex combination of varying fundamental frequency, intensity and duration.
Perceptually it`s a complex of speech melody, loudness, tempo and timbre.
††††† †††Ѕольшинство исследователей считают, что основной функцией
интонации €вл€етс€ передача эмоционально-модального отношени€ говор€щего к
сообщаемому. » когда говор€т, что какое нибудь предложение было произнесено "без
вс€кой интонации", это означает в первом случае, что оно было сказано с
монотонной интонацией, а во втором - что интонаци€ была недостаточно
выразительной.
†††††††† ¬.ј.јртемов полагает, что основна€
функци€ интонации заключаетс€ в выражении чувств воли, без элементов которой не
мыслима никака€ жизненна€ коммуникаци€. —интаксис почти не располагает
средствами кодировани€ модальной эмоционально-волевой функции. Ёту роль
выполн€ет лексика и интонаци€.
†††††††† јртемов делит синтаксическое значение
интонации на два типа:
1.
членение предложений на синтагмы, соответствующие его осмыслению говор€щим в
зависимости от ситуации общени€.
2.
синтаксическа€ св€зь частей предложени€ - логические планы и логическа€
модальность мысли, выраженной во фразе (интонаци€ причинно-следственной
условной св€зи, интонаци€ определенности, неопределенности, противопоставлени€,
сравнени€, вводности мысли и др.)
†††††††† Ќеопределенность в трактовке пон€ти€
"функци€" привела к по€влению разнородных по принципам и
противоречивых по содержанию систем классификации функций и интонации.
–азличные авторы выдел€ют эмоциональную и интеллектуальную, вербальную и
голосовую, логическую, эмфатическую и акцентирующую, эмоциональную,
эмфатическую и физиологическую и т.д. функции.
†††††††† «индер Ћ.–. дал трактовку термина
"€зыкова€ функци€" - функцией данного €зыкового средства следует
считать "его предназначенность дл€ передачи соответственной €зыковой
категории". ¬ соответствии с этой трактовкой можно выделить следующие
функции интонации:
1.
функци€ членени€ на синтагмы
2.
функци€ св€зи между синтагмами
3.
функци€ различени€ коммуникативных типов (ситуацией)
4.
функци€ акцентного выделени€ элементов синтагмы
5.
функци€ выражени€ эмоциональных значений
6.
функци€ передачи модальных отношений
†††††††† —истемный характер рассматриваемых
функций интонации, их относительна€ независимость и взаимосв€зь вы€вл€етс€:
1. по
их способност€м формировать особые единицы
2. по
инвентарю и количественному выражению тех фонетических средств, которые
преимущественно используютс€ при реализации данной функциональной нагрузки
интонации.
††††††† Ўироко распространено мнение (даже в
лингвистических кругах), что интонаци€ - вещь субъективна€, что у каждого
человека сво€ интонаци€. ѕри этом нередко ссылаютс€ на то, что один и тот же
текст разные артисты читают по-разному и что разница в чтении может быть очень
существенной. ‘акт несомненный, наблюдаемый очень часто. ќднако различное
чтение оказываетс€ отнюдь не безразличным дл€ осмыслени€ текста. –азличное
интонирование одного и того же текста есть следствие различного понимани€ его
разными чтецами. ќдно и то же предложение можно произнести с различной
интонацией. Ќо действительно ли оно будет оставатьс€ при этом все тем же
предложением, то есть с одним и тем же интеллектуальным и эмоциональным содержанием?
–азумеетс€ , нет. ќно каждый раз будет несколько иным.
†††††††† ѕризнание того, что интонаци€
субъективна, было бы равносильно отрицанию ее €зыковой функции, ибо
субъективное, социально не обусловленное не может иметь лингвистического
значени€. —овершенно очевидно, что отрицать €зыковое значение интонации
невозможно, так как это противоречит объективному положению вещей. ≈сли бы
мелодика была субъективной, то она была бы непон€тна. ј раз мы ее понимаем, то
есть св€зываем с ней определенный смысл, значит, она имеет объективное
лингвистическое значение.
†††††††† “еснейша€ св€зь, существующа€ между
интонацией† и смыслом предложени€,
делает ее одним из важнейших факторов коммуникации. »звестно, что дл€ понимани€
предложени€ не об€зательно узнавание всех составл€ющих его слов.  онтекст часто
помогает восстановить нерасслышанное слово, а если даже такое
"восстановление" и не происходит то понимание смысла предложени€ в
целом отнюдь не исключено. Ќе подлежит сомнению, что интонаци€ играет при этом
немаловажную роль.
††††††††† ¬ интонации следует различать два
аспекта : один, который можно назвать коммуникативным, поскольку интонаци€
сообщает, €вл€етс€ ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли
оно вопрос, ответ и т.п. ѕример, разобранный раннее, может служить иллюстрацией
этого аспекта. ƒругой, который можно было бы назвать эмоциональным, состоит в
том, что в интонации заключена определенна€ эмоци€, котора€ всегда отражает
эмоциональное состо€ние говор€щего, а иногда и намерение его (впрочем, не
всегда осознаваемое им) определенным образом воздействовать на слушающего.
ѕоследнее имеют в виду, когда говор€т об "эмфазе".
†††††††† ≈сли иметь в виду целенаправленность
интонации, то можно говорить, как это делает “рубецкой, о ее функци€х, но его
классификаци€ функций кажетс€ неубедительной. “рубецкой предлагает различать
три функции звукового выражени€ речи : экспликативную, совпадающую с тем, что
выше названо коммуникативной, аппел€тивную, служащую дл€ воздействи€ на
слушающего, и экспрессивную, дающую возможность идентифицировать личность
говор€щего, его принадлежность к той или иной общественной группе и т.п.
–ассматривать различаемые “рубецким три функции как €влени€ одного пор€дка едва
ли допустимо.  огда мы, например, понижаем голос к концу предложени€, то можно
сказать, что это делаетс€ именно дл€ того, чтобы показать, что мы его
заканчиваем.  огда мы говорим "ласково" или "сердито", то
мы хотим показать слушающему наше отношение к нему в св€зи с содержанием
высказывани€.  огда же в нашей речи содержатс€ признаки,по которым можно
определить, нормативна ли она или не нормативна, или же узнать, кто именно
говорит, то это не потому, что мы хотим сообщить это собеседникам. “аким
образом, если уж говорить не об аспектах, а о функци€х, то из экспрессивной
функции надо исключить отражение эмоционального состо€ни€ говор€щего.
†††††††† Ёмоциональный аспект интонации не
об€зательно св€зан со смысловым содержанием высказывани€. Ѕудет ли сказано
предложение ѕетров вернулс€ с радостью или с сожалением, оно останетс€
сообщением об одном и том же факте объективной действительности, иными словами
- будет иметь одно и то же денотативное значение. Ќе отразитс€ это и на
синтаксической структуре предложе-
ни€.
ѕоэтому эмоциональный аспект до недавнего времени практически исключалс€ из
€зыковедени€, а вопрос о его значении, с лингвистической точки зрени€, о его
€зыковой функции теоретически остаетс€ неисследованным и в наши дни.
†††††††† ¬месте с тем эмоци€ высказывани€,
несомненно, св€зана с его модальностью, категорией, которой в современной
лингвистике придаетс€ большое значение. » действительно, в каждом акте
коммуникации отражено не только то, о чем идет речь (денотативный аспект), но и
отношение к сообщению со стороны говор€щего (коннотативный аспект).
††††††† Ќекоторые исследовани€ свидетельствуют
о том, что формы выражени€ эмоций, име€ психо-физиологическую основу, в этом
смысле €вл€ютс€ общечеловеческими. Ќар€ду с этим существуют факты, делающие
очевидным, что интонаци€ разнитс€ от €зыка к €зыку.  огда мы слушаем ино€зычную
речь (даже при довольно хорошем знании соответствующего €зыка), от нас часто
ускользают тонкие оттенки смысла, передаваемые незнакомыми нам интонационными
средствами. ќбщеизвестно, как трудно, например, уловить на чужом €зыке шутку иили
иронию или выразить разные оттенки удивлени€, раздражени€, презрени€, довери€,
недовери€ и т.п. и т.д.,которые† в
большинстве случаев передаютс€ только интонацией. ќбщеизвестно также, что
труднее всего иностранцы усваивают именно интонацию. Ћица, безукоризненно
произнос€щие отдельные слова чужого €зыка, делают зачастую ошибки в интонации,
особенно тогда, когда дело идет о более значительных по объему отрезках речи.
ћожно сказать, что интонаци€ представл€ет наиболее характерный фонетический
признак данного €зыка.
†††††††† “аким образом, исключение эмоции из
объекта изучени€ лингвистики не может быть оправдано. ¬ последнее врем€
изучение эмоций стало привлекать внимание исследователей, главным образом в
фонетическом плане : интонации эмоций посв€щен р€д экспериментально-фонетических
работ. —ущественным тормозом дл€ таких исследований €вл€етс€ отсутствие строгой
и непротиворечивой классификации эмоций.
†††††††† ¬ своем коммуникативном аспекте
интонаци€ имеет следующие значени€ :
1.
»нтонаци€ €вл€етс€ средством членени€ речи на предложени€. Ёто особенно важно в
чтении, которое в наше врем€ благодар€ развитию радио и телевидени€ играет
огромную роль. ќтсюда вытекает, в частности, важность св€зи между знаками
препинани€ на письме и интонацией, подробно исследованной Ќиколаевой.
2.
»нтонаци€ участвует в различении коммуникативных типов предложени€, €вл€€сь
иногда единственным средством так называемого общего вопроса (ср. : ѕетр идет
домой.† ѕетр идет домой? ).† 3.“о же можно сказать и об актуальном
членении предложени€. “ак, в зависимости от выделенности логическим ударением
слова ѕетр или слова домой, соответственно то или иное из них будет обозначать
новое (рему), что сообщаетс€† о данном
(теме).—ледовательно, в первом случае предложение будет означать, что именно
ѕетр, а не кто-либо иной идет домой, а во втором - что он идет домой, а не
куда-нибудь в другое место.† 4. “олько
интонацией осуществл€етс€ деление на синтагмы, что определ€етс€ смыслом и
св€зано с выражением того или иного члена предложени€. ≈сли, например, в
предложении : я развлекал его стихами моего брата поставить границу первой
синтамы после слова -его- , то оно будет пр€мым дополнением ;если же поставить
ее после слова†††††††††††††††††
-стихами- , то пр€мым дополнением будет -моего брата- .† 5. »нтонаци€ отмечает, €вл€етс€ ли данный
отрезок речи конечной или неконечной синтагмой (ср. : ќн возвращаетс€ домой
и† ќн возвращаетс€ домой,когда наступает
вечер).
†††††††† ѕриведенных примеров достаточно,
чтобы показать разнообразные функции интонации,которые св€заны со смыслом и с
синтаксическим строением предложени€. ѕри этом следует отметить, что интонаци€
как такова€ лишь косвенным образом выражает синтаксическую роль того или иного
слова или синтагмы. “ак, в последнем примере мы по интонации узнаем только, что
первое предложение не заканчивает высказывани€, но, что оно €вл€етс€ главным,
по ней судить нельз€ : интонаци€ первой части сохранитс€ в основных чертах
неизменной, если на первом месте окажетс€ придаточное предложение.
†††††††† »з признани€ автономности интонации
следует, что в €зыках должен быть известный набор интонационных моделей или,
иными словами, интонаци€ должна быть дискретной в парадигматическом плане.
“ака€ точка зрени€ €вл€етс€ в насто€щее врем€ господствующей. ≈диного термина
дл€ обозначени€ интонационной единицы не существует так же, как и
общепризнанного определени€ ее. ≈е называют и интонационным контуром, и
интонационной конструкцией, и интонемой : у американских дескриптивистов она
называетс€ в одних случа€х фонемой тона, в других - фонемой-завершителем.
††††††††  оличество таких интонационных единиц
в разных €зыках, естественно, может не совпадать, но и дл€ одного €зыка разные
авторы устанавливают различное число их. “ак, у ѕешковского можно насчитать
более 20 таких единиц в русском €зыке. Ѕрызгунова же различает всего 7 основных
интонационных конструкций. ¬ общем можно сказать, что вопрос об интонационных
единицах остаетс€ еще теоретически не разработанным, поэтому нет и €сных
критериев их различени€.
†††††††† — автономностью интонации св€зан и
вопрос о том, €вл€ютс€ ли интонационные контуры знаками. “рубецкой, отвеча€ на
этот вопрос положительно, писал :
"...фразоразличительные
средства ... принципиально отличны ... то всех ... словоразделительных средств.
Ёто принципиальное различие состоит в том, что фонемы и словоразличительные
просодические признаки никогда сами по себе не €вл€ютс€ <€зыковыми
знаками> : они представл€ют собой лишь <часть €зыкового знака> ...
Ќаоборот, фразоразличительные средства €вл€ютс€ самосто€тельными знаками :
"предупредительна€" интонаци€ обозначает, что предложение еще не
завершено, понижение регистра обозначает, что данный отрезок речи не св€зан ни
с предыдущим, ни с последующим и т.д.
†††††††† ѕротив высказанной здесь точки зрени€
можно привести следующие соображени€. ¬о-первых, тот факт, что та или ина€
интонационна€ единица или даже все они могут оказатьс€св€занными с определенным
смыслом, сам по себе еще не €вл€етс€ доказательством ее таковой природы.
‘онема, которой “рубецкой противпоставл€ет в этом отношении интонационную
единицу, также может быть св€зана со смыслом. ўерба считал это даже признаком
фонемы. ¬ доказательство этого достаточно напомнить такие однофонемные слова,
как русские а,у,с,к, и т.п. ¬о-вторых,кажетс€, нет основаеий сомневатьс€ в том,
что одним и тем же интонационным контуром можно оформить в русском €зыке и
повествовательное предложение -ѕетр идет домой- и вопросительное - огда ѕетр
пойдет домой?-† ¬ообще, нужно сказать,
что если верен принцип† компенсации, то
из него вытекает неизбежность такой ситуации. ќднако соблюдение этого принципа
должно быть еще экспериментально проверено на р€де €зыков. “аким образом,
вопрос о том, €вл€ютс€ ли интонационные срества €зыковыми знаками,или же они
представл€ют только план выражени€ такого знака, остаетс€ нерешенным.
†††††††† »нтонаци€ складываетс€ из нескольких
компонентов : 1) частоты основного тона голоса (высотный или мелодический
компонент); 2) интенсивности (динамический компонент); 3) длительности или
темпа (временной, темпоральный компонент); 4) паузы; 5) тембра. ¬се компоненты
интонации, кроме паузы, об€зательно присутствуют в высказывании, потому что
никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, и
т.д. ѕоэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между собой. ќднако
можно, во-первых, установить некую иерархию их, во-вторых, имеютс€ данные,
свидетельствующие о некотором разделении функций между ними.
†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
ћ ≈ Ћ ќ ƒ »   ј
†††††††† ¬ комплексе просодических
средств† мелодика играет ведущую роль.
Ёто объ€сн€етс€ тем, что в нетональных €зыках признак большей или меньшей
высоты звука практически не используетс€ дл€ противопоставлени€ сегментных
единиц
-фонем-
и дл€ различени€ звуковых оболочек морфем и слов. ”ниверсальность высотного
компонента интонации про€вл€етс€ и в том, что мелодика используетс€ как
важнейшее интонационное средство в самых разных €зыках, и в том, что в пределах
одного €зыка мелодика обслуживает разные функции интонации. Ётому способствует
не только мала€ степень зан€тости мелодики на сегментном уровне, но и богатство
заключенных в этом компоненте интонации различительных возможностей.
†††††††† јртикул€ционной основой различий
звуков по высоте, которые в фонетике часто называют мелодическими, €вл€етс€
различна€ скорость колебани€ голосовых св€зок. —огласно современным теори€м
голосообразовани€ наход€щиес€ в гортани голосовые складки, или св€зки,
выступают в качестве модул€тора создаваемого легкими воздушного потока. „астота
колебаний св€зок зависит от р€да артикул€ционных параметров, важнейшие из
которых - скорость потока воздуха через голосовую щель, определ€ема€, в свою
очередь, величиной подсв€зочного давлени€; степень нат€жени€ и упругости
голосовых св€зок; масса вибрирующей части св€зок; ширина голосовой щели. »
величина подсв€зочного давлени€, и степень нат€жени€ св€зок регулируютс€
центральной нервной системой, сам же процесс периодического смыкани€ и
размыкани€ св€зок признаетс€ автоколебательным процессом. ћеханизм регулировани€
частоты колебаний голосовых св€зок, достаточно подробно изученный благодар€
современным методам исследовани€, весьма сложен. ¬ нем участвует большое
количество мышц, измен€ющих подсв€зочное давление. ƒл€ понимани€ особенностей
структуры мелодического контура высказывани€ очень важна гипотеза, котора€,
правда, раздел€етс€ не всеми исследовател€ми, об относительной независимости
механизмов, регулирующих частоту колебаний св€зок. ¬ частности, предполагаетс€,
что <акценты и терминальные тоны св€заны с действием малоинерционных
механизмов (регулировка состо€ни€ голосовой мышцы, положение
перстне-щитовидного сочленени€ или сжатие гортани), а изменение общего
высотного уровн€ обусловлено действием достаточно инерционного механизма,
например, вертикальным положением гортани или/и общим состо€нием подсв€зочного
давлени€>.
†††††††† јкустически мелодические
характеристики речи соотнос€тс€ с измен€ющейс€ во времени частотой самой низкой
составл€ющей в спектре звука - частотой основного тона. „астота основного тона
€вл€етс€ величиной, обратной периоду колебани€, и характеризует все
периодические и квазипериодические звуки. ¬ речевых звуках первый период
колебани€ соответствует полному циклу работы голосовых св€зок. «а единицу
измерени€ частоты колебаний прин€т √ерц, равный одному колебанию в секунду.
†††††††† ¬ речи частота основного тона гласных
и согласных измен€етс€ в весьма значительных пределах - от 50 √ц (низкий тон
низкого мужского голоса) до 500 √ц (высокий тон высокого женского или детского
голоса). ≈ще больше диапазон изменений частоты основного тона голоса при пении.
“ипичные средние значени€ частоты основного тона в речи,определенные на группе
говор€щих,составл€ют 132√ц дл€ мужчин, 223 √ц дл€ женщин и 264 √ц дл€ детей.
†††††††† »зменение частоты основного тона во
времени имеет сложную структуру. —оседние периоды основного тона, как правило,
отличаютс€ по величине друг от друга, и эти различи€ передают разную
информацию. ¬ попериодном графике изменени€ частоты основного тона по времени,
построенном с достаточной точностью, наблюдаютс€ посто€нные флюктуации частоты,
то есть быстрые и сравнительно небольшие по диапазону колебани€ значений
параметра на фоне более медленного и плавного его изменени€. Ёти флюктуации
определ€ют живость человеческого голоса, и отсутствие их в некоторых системах
синтеза речи считаетс€ одной из причин "механического" звучани€ такой
речи.  роме того, в определенных местах речевой цепи наблюдаютс€
кратковременные, но значительные по величине отклонени€ от измен€ющейс€ по определенному
закону кривой частоты основного тона. Ёти возмущени€, или пертурбации, св€заны
обычно с участками резких формантных переходов на границах звуков (в отличие от
флюктуаций, которые затрагивают и квазистационарные участки звуков) и в
определенной степени отражают сегментный состав отрезка речи, на котором
реализуетс€ тот или иной интонационный рисунок. “аковы, например, резкие
подскоки частоты основного тона в начале гласных после† глухих смычных согласных или значительные
колебани€ его на прот€жении дрожащего сонанта, обусловленные резкойпеременой в
соотношении подсв€зочного и надсв€зочного давлений. Ќаконец, треть€ и наиболее
важна€ дл€ интонации составл€юща€ контура частоты основного тона это - крупные
и плавные изменени€ (подъемы, падени€ и более сложные конфигурации),
реализующиес€ в пределах слогов, слов и синтагм. »менно применительно к данной
составл€ющей контура частоты основного тона можно говорить о мелодике, только
эти тональные изменени€ воспринимаютс€ как мелодические и передают
интонационную информацию.
†††††††† ’арактерна€ дл€ речи картина
изменени€ основного тона, освобожденна€ от сегментных и позиционных
вли€ний,которую будем называть мелодическим контуром, имеет сложную структуру.
—огласно последним исследовани€м, в ней могут быть выделены основна€, или
базисна€, составл€юща€,характеризующа€ речевую единицу (синтагму или
высказывание) в целом, и мелодические конфигурации, соответствующие
составл€ющим речевую единицу элементам - словам. ќсобо выдел€етс€ конфигураци€,
совпадающа€ с последним знаменательным словом (терминальный тон) и с наиболее
важным по смыслу и наиболее выделенным фонетически словом (интонационный
центр).
†††††††† ƒл€ характеристики мелодического
контура используетс€ несколько измерений, или параметров, контура и отдельных
его участков. ¬ажнейшие из них - направление, форма, интервал, диапазон,
регистр (или тональный уровень), скорость и изменчивость мелодии. — каждой из
этих характеристик мелодического контура могут быть сопоставлены определенные
интонационные значени€. “аким образом, можно говорить о функциональной нагрузке
признаков мелодического контура.
†††††††† — направлением изменени€ высоты тона
в контуре в целом или в пределах терминального тона или €дра ассоциируетс€
прежде всего противопоставление по цели высказывани€. Ќа материале разных
€зыков продемонстрировано использование восход€щего, нисход€щего,
восход€ще-нисход€щего и других тонов дл€ оформлени€ отдельных коммуникативных
тонов высказываний.
†††††††† Ќар€ду с общим направлением мелодики
в качестве различительного средства выступает и форма тонального движени€
(например, подъем может реализоватьс€ как†
выпукла€ и как вогнута€ крива€), и, что особенно важно, распределение
общего мелодического рисунка по слогам сегментной основы высказывани€. “ак, в
русском €зыке различаютс€ подъем с высоким и подъем с низким положением
ударного слога (треть€ и четверта€ интонационные конструкции (» -3, » -4) по
классификации Ѕрызгуновой, оформл€ющие, например, разные типы вопросов :
"ќн приедет?† -ƒа.†

¬ан€?".
†††††††† ѕри сходстве общего направлени€ и
формы различие может состо€ть в интервале, или величине подъема или падени€
тона. “ак, некоторые разновидности интонации незавершенности в русском €зыке
отличаютс€ от интонации вопроса только меньшим интервалом подъема тона в ударном
слоге. “ермин "»нтервал" обычно используетс€ дл€ отдельных участков
контура. √овор€т о той или иной величине интервала в слоге или между слогами.
ѕри этом определ€етс€ отношение между наиболее высокой и наиболее низкой
точками мелодической кривой на данном участке (в полутонах или в процентах).
†††††††† ƒл€ характеристики величины изменени€
тона на большом отрезке, например в пределах синтагмы, используют пон€тие
диапазона частотных изменений. –азличие диапазонов €вл€етс€ одним из признаков
разной степени важности синтагмы (например, дл€ вводных конструкций характерен
относительно узкий частотный диапазон), а также разной степени их эмоциональной
насыщенности (увеличением мелодического диапазона отличаютс€ восклицательные
предложени€).
†††††††† ”ровень или регистр, в котором
реализуетс€ мелодический рисунок, также может выступать в качестве
различительного признака. “ак, например,при описании французской интонации
выдел€ют низкую и высокую вставки. ¬ английском €зыке противопоставление
высокого и низкого подъемов реализуетс€ через различие в общем уровне и
одновременно в величине интервала.
†††††††† “а или ина€ скорость изменени€ тона
обусловливает крутизну или пологость конфигурации, создава€ дополнительные
различи€ форм. Ќапример, отличительной чертой русского общего вопроса €вл€етс€
резкое и быстрое повышение тона, реализующеес€ в пределах ударного слога
предиката вопроса: в других типах восход€щей мелодики повышение бывает более
плавным и раст€гиваетс€ на последовательность заударных слогов. Ќаконец,
различна€ степень изменчивости, или вариативности, мелодики особенно €рко
про€вл€етс€ при обращении и эмоциональному аспекту интонации.ѕри выражении
некоторых эмоций мелодический контур отличаетс€ сложностью и изменчивостью,
изрезанностью (ср.,например, ласковый тон просьбы и сухой тон приказа).
†††††††† –азличительные возможности отдельных
параметров мелодического контура €рко про€вл€ютс€ при описании интонационного
своеобрази€ высказываний разных €зыков. Ќапример, нейтральное законченное
повествовательное предложение в русском €зыке оформл€етс€ обычно простым
понижением тона. ƒл€ немецкого €зыка в этом случае характерен
восход€ще-нисход€щий тон (различие форм при сходстве общего направлени€). ¬
общем вопросе в русском €зыке ударный слог отмечен крутым и высоким подъемом
тона, в немецком же при низком положении ударного слога отмечаетс€ плавный
подъем тона на заударных слогах (различное распределение мелодического рисунка
по слогам и различна€ скорость тонального движени€).
†††††††††††††††††††††††† †††††††††††††††††††††††††††††††††ѕ ј ” « ј
†††††††† ѕауза занимает среди компонентов
интонации особое место. Ѕудучи функционально суперсегментным €влением,
физически она представл€ет собой особый, "пустой" сегмент. „аще всего
пауза определ€етс€ как перерыв в звучании или прекращение фонации на
определенное (обычно довольно длительное) врем€. “огда аккустическим коррел€том
паузы €вл€етс€ падение интенсивности до нул€, а физиологическим - остановка в
произносительной работе органов, приведение их в состо€ние поко€. ќднако пауза
как физическое €вление не совпадает с тем, что обычно понимаетс€ под паузой в
фонетических исследовани€х. — одной стороны, не вс€кий перерыв в звучании есть
пауза. ѕолное прекращение фонаций имеет место и на фазе смычки глухих согласных,
€вл€€сь их составной частью. — другой стороны, воспринимаема€ пауза не
об€зательно представл€ет собой полный перерыв в звучании: она может быть
заполненной (нейтральным гласным, сочетани€ми звуков).  ак перерыв в речи могут
восприниматьс€ и резкие изменени€ других компонентов интонации (перепады
мелодики, контраст по длительности и интенсивности). ¬се это делает весьма
сложной задачу определени€ паузы как функционального €влени€ по акустическому
сигналу и особенно задачу автоматического выделени€ пауз при членении потока
речи на минимальные интонационные единицы. —ложность отношени€ перерыва в
звучании и семантически нагруженной паузы побуждает последователей раздел€ть
наблюдаемые в св€зной речи паузы на темпоральные, характеризующиес€ отрезком
нулевой интенсивности, и нетемпоральные, логические и психологические. Ќаиболее
важным €вл€етс€ отграничение интонационных пауз от неинтонационных.
†††††††† јбсолютна€ длительность интонационных
пауз измен€етс€ в широких пределах - от величин, сопоставимых со средней
длительностью звука или слога, до величин, сопоставимых со средней
длительностью раздел€емых паузой отрезков (синтагм или фраз). ѕри этом
абсолютна€ длительность паузы зависит также от индивидуального и ситуативно
обусловленного темпа речи. —уществует старое предположение о зависимости длины
паузы от разр€да раздел€емых ею единиц. ƒействительно, паузы между фразами в
значительном числе случаев длительнее межсинтагменных пауз, а максимальной
длиной отличаютс€ паузы между объединенными по смыслу группами фраз
(фоноабзацами). ќднако это лишь тенденци€, отклонени€ от которой довольно
часты. ¬ целом паузы между абзацами и фразами по своей относительности (т.е.
независимой от темпа речи длительности) более однородны. »з задача -
сигнализировать о границах относительно самосто€тельных единиц.
†††††††† Ќаиболее вариативна и интересна с
интонационной точки зрени€ длительность пауз внутри высказывани€, поскольку
отражает не только факт членени€ потока речи на смысловые отрезки (синтагмы),
но и характер смысловой св€зи между этими отрезками. »менно на материале
внутрифразовых, или межсинтагменных, пауз ставитс€ вопрос о том, можно ли
усмотреть в варьирущей длительности этих пауз определенную дискретность. ƒанные
Ќиколаевой, полученные в результате исследовани€ интонации сложного предложени€
в слав€нских €зыках, дают основание дл€ положительного ответа на этот вопрос:
по длительности паузы могут быть разделены на минимальные (сюда вход€т и
нулева€ пауза), средние и большие. Ёто разделение подтверждаетс€ соотношением
данных типов пауз с другими компонентами интонации, в результате чего
становитс€ возможным выделение ограниченного числа неслучайных комбинаций
интонационных признаков (интонем, по терминологии Ќиколаевой), передающих
смысловую интонацию.
†††††††† ƒанные о воспри€тии пауз в
зависимости от их длительности весьма противоречивы. ќчевидно только, что
способность человека обнаруживать перерывы в звучании существенно зависит от
позиции этого перерыва в потоке речи. √лухие смычки, длительность которых в
среднем составл€ет 100 мс, не воспринимаютс€ как паузы. ѕерерыв такой же
длительности, или даже меньше, на границе между словами создает эффект паузы.
ѕо данным  аспаровой, речева€ пауза воспринимаетс€ даже начина€ с 20-25 мс,
однако только в позиции, обусловленной дл€ членени€ нормой €зыка. ѕо данным
других авторов нижний порог воспри€ти€ паузы значительно выше, пор€дка 200 мс.
Ѕезусловно, человек использует при воспри€тии пауз, в частности при делении их
на интонационные и хезитационные, интуитивное владение правилами
синтагматического членени€ в родном €зыке. ќпира€сь на эти правила, испытуемые
сравнительно легко выполн€ют задание не только фиксировать в устном тексте
место пауз, но и определ€ть относительную длительность, использу€ от 3 до 5
градаций, хот€ в подобных опытах неизбежен некоторый разброс ответов.
†††††††† —мыслова€ нагрузка интонационных пауз
весьма значительна. ќни €вл€ютс€ универсальным средством членени€ речи на
интонационно-смысловые единицы (фразы и синтагмы). —амо наличие перерывов в
определенных местах речевого потока и отсутствие их в других свидетельствуют о
разной смысловой св€зи р€дом сто€щих слов. ѕауза между словами разрывает или
существенно ослабл€ет св€зь между ними. ¬нутри смыслового единства пауза
нежелательна, а если такова€ по€вл€етс€, то она воспринимаетс€ не как
запланированна€ интонационна€ пауза, а как пауза хезитации, отражающа€ процесс
поиска и перестроек в ходе порождени€ речи. »менно в местах слабой смысловой
св€зи в хорошо организованной речи может производитьс€ вдох (хот€ далеко не
кажда€ пауза используетс€ дл€ вдоха). Ѕлагодар€ существованию разных типов пауз
(в зависимости от их длины и сочетани€ с другими интонационными средствами)
по€вл€етс€ возможность выражени€ различного характера св€зи между
интонационно-смысловыми единицами. ѕри этом интонационные средства используютс€
преимущественно дл€ выражени€ степени св€зи (слаба€, средн€€, тесна€ ), но в
сочетании с лексико-грамматической структурой высказывани€ конкретизируетс€ и
качественный характер св€зи, так что оказываетс€ возможным говорить о выражении
интонационными средствами, а среди них не в последнюю очередь и паузой,
значений противопоставлени€, сопоставлени€, важного и несущественого по€влени€.
ќчевидна семантическа€ нагрузка и так называемых "психологических"
пауз, характерных дл€ особо выразительной и эмоциональной речи, например, при
особом выделении слова путем постановки паузы перед ним или после него.
††††††††††††††††††††††††††††† ƒ Ћ » “ ≈ Ћ № Ќ
ќ — “ №† »† “ ≈ ћ ѕ
†††††††† ѕрот€женность речевых единиц (и их
составл€ющих) во времени -† необходимое
условие их существовани€. ƒл€ того, чтобы та или ина€ речева€ единица могла
быть реализована говор€щим и восприн€та слушающим, требуетс€ определенное
врем€, естественно, различное дл€ разных элементов. ƒлительность крупных,
сложных по структуре единиц (высказывани€ чаще всего членимы† на слова, слоги, звуки) определ€етс€ числом
составл€ющих их элементов : фраза, содержаща€ большее количество звуков, имеет,
как правило, большую длительность, чем фраза, имеюща€ меньшее количество
звуков, хот€ наблюдаетс€ и тенденци€ к выравниванию длительностей речевых
единиц одного ранга (ритмических групп, синтагм, высказываний). ¬месте с тем
вариативность длительности составл€ющих речевой цепи достаточно велика и
доступный в данном €зыке диапазон значений длительности звуков может
использоватьс€ дл€ передачи особой - просодической - информации. ¬ €зыках, не
имеющих фонологического противопоставлени€ звуков по долготе, больша€ или
меньша€ прот€женность звука не нарушает фонемного облика слова, или - как
лингвистически недостаточно строго говор€т - не измен€ет его значени€. ќднако
отклонение длительности в ту или иную сторону от обычной среднестатистической,
характерной дл€ данного звука в данной позиции, становитс€ информативным дл€
интонации (ср.:Ёто “ан€? (нейтральный вопрос) и Ёто “а-а-н€? (удивление)
†††††††† ¬ артикул€ционном плане можно
говорить о длительности тех или иных речевых элементов, име€ в виду
продолжительность составл€ющих эти элементы артикул€ционных движений. Ќапример,
длительность смычного согласного складываетс€ из времени, необходимого дл€
реализации смычки и взрыва. ƒлительность гласного складываетс€ из прот€женности
квазистационарного участка гласного и участков перехода между гласным и
окружающими его согласными.† –азные
звуки требуют дл€ образовани€ и воспри€ти€ различного времени. “ак, глухие
щелевые согласные почти вдвое превышают по длительности сонанты в той же
позиции; гласные высокого подъема при прочих равных услови€х имеют меньшую
длительность, чем гласные низкого подъема, причем различи€ эти наход€тс€ выше
слухового порога различени€. ¬ русском €зыке специфическа€ длительность
гласного тем меньше, чем более передней и закрытой €вл€етс€ его артикул€ци€.
 онтраст между самым долгим и самым кратким гласным, максимальный дл€ ударных,
может достигать 33%, хот€ обычно укладываетс€ в меньшие пределы. (ƒлительность
звуков, слогов, слов обычно измер€етс€ в тыс€чных дол€х секунды - миллисекундах
(мс).)
†††††††† ƒругой фактор, определ€ющий
длительность гласных, это их позици€ в слове и слоге. »з наиболее общих
закономерностей следует отметить большую длительность гласного в открытом
слоге, особенно в абсолютном исходе слова, и сокращение длительности гласного
(по сравнению со средней) перед глухими согласными. ¬ли€ние согласных,
окружающих гласный, на его длительность неодинаково : вли€ние последующего
сильнее, чем предшествующего. ќтмечаетс€ также зависимость длительности
гласного от длины слова : в русском €зыке с увеличением количества слогов в
слове длительность его ударного гласного имеет тенденцию сокращатьс€, что можно
рассматривать как про€вление общей закономерности - сокращени€ длительности
каждого элемента при увеличении их числа в речевой единице. ¬ частности,
отмечаетс€ меньша€ средн€€ длительность звуков в длинных фразах по сравнению с
таковой в коротких.
†††††††† ћожно также сказать, что слово или
синтагма, имеющие в высказывании больший смысловой вес, характеризуютс€ большей
длительностью, котора€ про€вл€етс€ в большей длительности всех или некоторых их
элементов, в числе которых, безусловно, - ударный гласный. Ёто соответствует
универсальной тенденции затрачивать больше времени на то, что важно, ново,
ценно, и меньше - на то, что менее важно, менее ценно, уже известно. Ќо можно
сказать и иначе : слово или синтагма, отличающиес€ большей важностью,
произнос€тс€ в более медленном темпе. ѕоскольку между длительностью и темпом
существует обратно прпорциональна€ зависимость (чем больше длительность
элементов речевой единицы, тем меньшее количество их укладываетс€ в единицу
времени), многие авторы ограничиваютс€ одной из этих характеристик и говор€т о
различном темпе произнесени€ отдельных слов и даже слогов. ѕредставл€етс€,
однако, что есть основани€ сохранить обе эти характеристики и говорить в одних
случа€х об интонационно обусловленных изменени€х темпа, а в других - об
относительной (т.е. независимо от сегментных, позиционных и индивидуальных
причин) длительности. ƒело в том, что при одном и том же темпе произнесени€
речевой единицы относительные длительности ее элементов могут быть различным,
передава€ семантические отношени€ между элементами этой единицы. ÷елесообразно
сохранить пон€тие темпа дл€ единиц типа синтагмы и фразы применительно к словам
и слогам, говорить об их просодической длительности. ¬ книге "¬оспри€тие
речи человеком" предлагаетс€ пон€тие "мгновенного темпа"
(величина котоого предположительно измер€етс€ и записываетс€ в оперативную
пам€ть одновременно с фонемной информацией), в отличие от среднего темпа,
определ€емого в результате анализа достаточно большого отрезка речевого
сигнала.
†††††††† Ћингвистическа€ нагрузка темпа и
длительности состоит в выражении различной важности речевого отрезка дл€
говор€щего. ’орошо известен факт убыстрени€ темпа при реализации вводных и
вставных конструкций. –оль темпа в передаче отношений между отрезками текста
показана Ќиколаевой. —уществует определенна€ св€зь между темпом произнесени€ и
коммуникативным типом предложени€ : относительно быстрый темп характерен дл€
вопроса, относительно медленный - дл€ восклицательно-оценочного предложени€.
Ќар€ду со средним темпом интонационных единиц, можно говорить и о динамике
темпа. Ќаиболее общей тенденцией €вл€етс€ некоторое замедление темпа к концу
единицы, нередко сочетающеес€ с расположением ближе к концу наиболее важных
элементов высказывани€. ќднако такое сочетание не €вл€етс€ об€зательным,
возможны иные структуры темпа, с двум€ и более сильными временными точками. ѕри
описании внутренней структуры темпа, или временной оганизации речевой единицы,
отчетливо про€вл€етс€ св€зь между темпом и длительностью : та или ина€
структура (восход€ща€, убывающа€, двухвершинна€) определ€етс€ соотношением
длительностей элементов, самосто€тельность же просодической длительности как
характеристики, отличной от темпа, нагл€дно про€вл€етс€ при разного рода
подчеркивани€х, выделени€х целых слов и даже их частей ("я не дописал,
переписал!"). ¬ эмоциональной речи увеличение длительности синтагматически
ударного гласного наблюдаетс€ при выражении ласки, нежности, просительности
("ƒедушка, миленький, да-ай, пожалуйста!), а сокращение - при выражении
гнева, презрени€, категоричности ("Ќачинайте!").
†††††††† ƒиапазон варьировани€ длительности
отдельных звуков речи, по литературным данным, - от 30 до 300 мс. ¬ русском
€зыке, например, нижний предел длительности наблюдаетс€ у безударных гласных
второй степени редукции в позиции максимального сокращени€. ¬ерхнего предела
гласные достигают под сильным фразовым ударением в позиции максимального
продлени€ (чаще всего в абсолютном конце речевой единицы перед паузой). —редн€€
длительность звука колеблетс€ в нормальном темпе от 72 до 120 мс, а в быстром -
располагаетс€ в пределах 48-61мс. “аким образом, длительность гласных
измен€етс€ весьма существенно. “ем не менее, слушающий способен оценивать различи€
по длительности с большой точностью. ’от€ данные о дифференциальном пороге по
длительности противоречивы, полагают, что человек безусловно слышит различи€ в
длительности пор€дка 10 мс или пор€дка 10-15%. —ледует отметить, что на
результаты опытов по воспри€тию длительности существенно вли€ют услови€
эксперимента и другие просодические параметры.
†††††††† ”чет пауз приобретает особенно
большое значение при сравнени субъективной и объективной оценок темпа. ¬
эксперименте по изучению темпа чтени€ св€зного текста темп определ€лс€ как без
учета пауз (так называемый артикул€ционный темп), так и с учетом (полный темп).
јудиторские оценки темпа (как нормального, медленного или быстрого) лучше
соответствовали данным полного темпа. ќднако более легко и единодушно слушающие
оценивали темп чтени€ тех дикторов, у которых ранги артикул€ционного и полного
темпа совпадали. –оль пауз при субъективной оценке темпа подтвердили
эксперименты с искусственным укорачиванием и удлинением пауз в тексте.
Ќапример, при увеличении длительности пауз в тексте, произносимом диктором с
быстрым индивидуальным темпом повышалось количество оценок его темпа как
среднего и даже по€вл€лись отдельные оценки "медленный темп".
†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† » Ќ “
≈ Ќ — » ¬ Ќ ќ — “ №
†††††††† –ассмотрение интенсивности как
отдельного компонента интонации, а тем более подробное описание этого параметра
звучащей речи, встречаетс€ в интонационных исследовани€х сравнительно редко.
ћежду тем, интенсивность €вл€етс€ таким же необходимым условием артикул€ции и
воспри€ти€ звука, как длительность и частота, а достаточно большой диапазон
варьировани€ этого параметра в речи позвол€ет ожидать использовани€ его дл€
передачи разнообразной информации. ѕричина малой попул€рности интенсивности по
сравнению с другими просодическими признаками состоит не только в малой
исследовательности ее, но и в том, что частично динамический компонент
интонации рассматриваетс€ при анализе ударени€ или акцента. “есна€ св€зь между
интенсивностью и ударением объ€сн€етс€ тем, что основна€ функци€ интенсивности
- выделение отдельных элементов речевой цепи. ќбычно это выделение
осуществл€етс€ усилением интенсивности, но, поскольку просодические
характеристики всегда относительны, не исключено и уменьшение силы звучани€ (так,
шепот на фоне обычной речи может быть столь же €рким и выразительным средством,
как и крик). ¬ыделение, или подчеркивание, одного из слогов слова прин€то
называть ударением. Ётим термином обозначают и выделение элементов в составе
фразы.
†††††††† јртикул€ционным коррел€том
интенсивности €вл€етс€ степень произносительного усили€, определ€ема€ величиной
подсв€зочного давлени€, активностью дыхательных мышц и напр€жением периферийных
произносительных органов. јкустически интенсивность звука речи определ€етс€
амплитудой колебани€ и измер€етс€ как звукова€ энерги€, проход€ща€ в единицу
времени через площадь в
1 кв.
см перпендикул€рно к направлению колебани€. ƒиапазон изменени€ интенсивности
речевых звуков чрезвычайно велик, поэтому дл€ характеристики интенсивности
используют относительные единицы, показывающие, во сколько раз интенсивность
данного звука превышает некий условный нулевой уровень. «а точку отсчета обычно
принимают порог слышимости звука при частоте 1000 √ц. »нтенсивность такого
звука прин€та за 0 децибел (дЅ). ƒиапазон интенсивности от порога ощущени€ до
верхнего, болевого порога составл€ет примерно 130 дЅ. ¬ обычной речи
интенсивность колеблетс€ приблизительно в пределах от 40 до 80 дЅ. ¬ этих
пределах человек способен слышать различи€ в интенсивности пор€дка 1 дЅ (по
разным источникам величина дифференциального порога по интенсивности составл€ет
от 0.5 до 5 дЅ и зависит от исходного уровн€ интенсивности).
†††††††† –азличи€ в интенсивности речевых
звуков воспринимаютс€ человеком как различи€ в громкости. √ромкость звука
зависит также от его длительности и высоты, поэтому существуют шкалы,
учитывающие эту особенность воспри€ти€ (шкала сонов, фонов).
†††††††† “есна€ св€зь между длительностью и
интенсивностью отражаетс€ в пон€тии суммарной энергии.
†††††††† ¬ажным фактором, определ€ющим
абсолютное значение интенсивности гласного, €вл€етс€ его качество.
”становленно, что гласные низкого подъема имеют большую интенсивность, чем
гласные высокого подъема. –азница в интенсивности может доходить до 6-7 дЅ
(Lehiste, 1970, с.120-125), что весьма существенно, если учесть общий диапазон
изменени€ интенсивности в речи. Ќа материале русского €зыка данные о
"разномощности" гласных были получены Ћ.ѕ.Ѕлохиной (1971). ƒанные о
собственной интенсивности гласных имеютс€ и дл€ других €зыков : например дл€
английского (Lehiste, Peterson, 1959, 1961).
†††††††† —равнительно менее значительно
вли€ние на интенсивность гласных качества окружающих их согласных (по крайней
мере, на максимальную, или пиковую, интенсивность).
††††††††   непросодическим факторам относ€тс€
кроме названных индивидуальна€ средн€€ интенсивность речи говор€щего (здесь
очевидна аналоги€ с индивидуальной высотой голоса и индивидуальным темпом речи)
и общий уровень речи, обусловленный ситуацией общени€ (ср. доклад перед большой
аудиторией и дружескую беседу двух лиц).
†††††††† ”дарность или безударность гласных,
как правило, существенно вли€ют на их интенсивность, хот€ последн€€ редко
бывает единственным компонентом ударени€. ѕоскольку на абсолютную интенсивность
гласного воздействуют и иные факторы, и поскольку ударность может
обеспечиватьс€ и другими фонетическими средствами (длительностью, высотой,
особенност€ми тембра), ударный гласный не об€зательно бывает интенсивнее
безударного, однако учет непросодических факторов позвол€ет увидеть роль
интенсивности в выражении различной степени выделенности элементов
высказывани€. ѕри учете непросодических факторов оказываетс€, что интенсивность
данного элемента тем больше, чем больше он выдел€етс€ на фоне других.
—уществуют данные о значительном увеличении интенсивности при выделительном,
контрастном и эмфатическом ударении в различных €зыках.
†††††††† —ведени€ об изменении интенсивности в
эмоциональной речи довольно скудны, однако основные тенденции его вполне
очевидны и легко предсказуемы. »нтенсивность возрастает с увеличением общего
эмоционального напр€жени€. ѕоложительные и активные эмоции обычно
характеризуютс€ повышением, а отрицательные и пассивные - понижением общего
уровн€ интенсивности. ¬ысокий уровень громкости отличает восклицательные и
побудительные предложени€ (среди последних - особенно приказы, команды). ƒл€
эмфатического выделени€ используетс€ резкое повышение, а изредка и
контрастирующее с фоном резкое понижение интенсивности.
†††††††††††† ††††††††††††††††††††††ѕ – ќ — ќ ƒ » „ ≈ —   » …† “ ≈ ћ Ѕ –
†††††††† ќтнесение тембра, т.е. качества
звука, определ€емого соотношением его спектральных составл€ющих, к числу
компонентов интонации нередко вызывает возражени€. Ѕудучи одним из основных
признаков звука, тембр, или спектр, обслуживает преимущественно сегментную
сторону речи. Ѕольшинство исследователей обходитс€ вообще без анализа
спектральных характеристик и ограничиваетс€ самыми общими замечани€ми о
значении тембра дл€ эмоционально окрашенной речи, ссыла€сь на неразработанность
данного вопроса. “ем не менее существует область изучени€ звучащей речи, в
которой тембральной окраске придаетс€ исключительно большое значение. Ёто
исследовани€ по сценической и публичной речи в основном второй половины 19 -
начала 20 в., которые, как правило, не учитываютс€ в современном €зыковедении.
Ёто можно объ€снить тем, что дл€ речи нейтральной в эмоциональном отношении,
котора€ до сих пор €вл€лась предметом экспериментального исследовани€,
тембральна€ окраска не €вл€етс€ решающей. –азличи€ по тембру не участвуют в
передаче основных коммуникативных функций интонации и про€вл€ютс€ лишь при
выражении отдельных конкретных эмоций (презрени€, гнева, насмешки и т.д.) и,
особенно, в общей эмоциональной окраске речи, отнесение которой к
лингвистическим функци€м интонации далеко не бесспорно.
†††††††† Ќесколько больше известно об
артикул€ционной стороне €влени€. ≈ще в старых, основанных на слуховом анализе,
работах общие тембральные особенности речи описывались как окраска на тот или
иной звук речи. ’арактерно в этом отношении предостережение актерам, которое
делает в своей книге "¬ыразительное слово" ¬олконский :
<ќстерегайтесь давать своей речи "налет" одной какой-нибудь
гласной. ” нас есть трагически-бытовой тон на "џ" : " ј ты,
бы€рин, зныешь ли..." Ётот весь в гортани. ј то есть тон элегантной
непринужденности - на "Ё" : "«дрэвствуйте, дэрогой »вэн
»вэнович..." Ётот говор весь в челюст€х. ≈сть тон барышни-жеманницы -
"Ќу чту это такуе..." Ётот весь на губах.>.
†††††††† ÷еплис приводит примерный перечень
суперсегментных тембров, описываемых через указание на активизирующиес€ части
речевого аппарата (временные доминанты тембра) : гиперлабиализованный,
характерный дл€ выражени€ нежности; делабиализованный (злость, гнев); переднеоральный
(ирони€, шутка); ларингальный (боль, страдани€) и другие.  ривнова в статье,
посв€щенной рассмотрению фонетических возможностей гортани, анализирует нар€ду
с тональными (мелодическими) характеристиками и характеристики фонационные,
определ€ющие тип и качество голоса. ѕоследние €вл€ютс€, по ее мнению, типичными
средствами выражени€ эмоций во всех €зыках. Ќа основе небольшого
эксперимента-наблюдени€ над произнесением качественных прилагательных со
значением эмоциональной оценки человека - автор этой статьи дает характеристику
некоторых экспрессивных просодем, отмеча€, в частности, что <положительные
эмоции св€заны обычно с повышением регистра, отрицательные - с понижением;
высока€ степень положительной эмоции (любовь) реализуетс€ высоким придыхательным
голосом, высока€ степень отрицательной эмоции (ненависть) - низким,
зашумленным, дрожащим; дл€ "торжественного" чувства характерен низкий
восход€щий дрожащий голос, горе символизируетс€ нисход€щим м€гким голосом >.
†††††††† “аким образом, изучение эмоциональной
речи дает богатый материал дл€ описан舆
и классификации тембров и выражаемых ими значений, а тесна€ св€зь
тембральных особенностей с такими несомненно интонационными средствами, как
мелодика (регистр, диапазон, направление, скорость изменени€ частоты основного
тона), длительность, интенсивность, паузаци€, подтверждают правомерность
отнесени€ тембра к числу комронентов интонации. ”беждение в незначимости
тембральных характеристик дл€ нейтральной в эмоциональном отношении речи
основано нена экспериментальных данных, а на общем впечатлении от тембральной
однородности достаточно специфического материала - преимущественно чтени€
изолированных фраз, отрывков текста описательного или научного характера.
ќбращение к спонтанной речи показывает разнообразие тембральной окраски и
определенную условленность разграничени€ эмоционального и неэмоционального в
речи. Ѕезусловно, дл€ некоторых функций интонации пон€тие тембра избыточно.
“ембр не участвует в организации и членении речевого потока и выражении св€зи
между интонационными единицами. Ќе используютс€ тембральные различи€ и при
выражении интонацией смысловых отношений между элементами интонационных единиц.
√алеева не обнаружила спектральных особенностей при выделении слова логическим
ударением, нейтральным в эмоцональном отношении. ќднако относительно так
называемого эмфатического ударени€ сказать это с уверенностью уже нельз€.
¬ведение эмфазы ведет к тембровым контрастам при оформлении коммуникативных
типов высказываний. “ак, нейтральный вопрос не отличаетс€ по тембру от
нейтрального сообщени€, однако вопрос, окрашенный сильным ударением, может
характеризоватьс€ не только более высоким регистром, но и специфическим
тембром. ќсобенно отчетливы тембральные отличи€ в некоторых типах
восклицательных предложений. “ак, по классификации Ѕрызгуновой, » -5 оформл€ет
восклицательно-оценочные предложени€, выражающие высокую степень как
положительного, так и отрицательного признака (ср.:  акой прекрасный голос! -
 акой ужасный голос! ). ¬ случае достаточно эмоционального произнесени€ при
сходстве общего мелодического рисунка вполне веро€тно различие их по тембру.
’арактерно, что различительный признак » -7 - конструкции €вно эмоциональной -
состоит в смычке голосовых св€зок (акустически - резкий обрыв звучани€ гласного),
т.е. €вл€етс€ признаком фонациооным, а не собственно мелодическим.
†††††††† “аким образом, имеющиес€ данные
позвол€ют включить просодический тембр в число компонентов интонации, и надо
наде€тьс€, что последующие исследовани€ позвол€т уточнить артикул€ционные и
акустические коррел€ты тембральных признаков, столь важных дл€ разнобразной в
эмоциональном отношении звучащей речи.
менные
доминанты тембра) : гиперлабиализованный, характерный дл€ выражени€ нежности;
делабиализованный (злость, гнев); перАЅw¬u‑q6n:jFg]c~_§[ќWЁSбO
[1]
[1]
[1]
[1][1]
[1][1]
бC
wM
sq
o{
k-g`co`X\eY“UбQ®(M
[1]
[1][1]
[1][1]
[1]
[1]
®( (wI)sN)oX)k])gЩ)cЭ)`Я)\)ZЃ)Vѓ)R∞)N
[1]

[1][1]
[1]
[1]
[1]
∞)Ї)wЊ)tm*pp*l+h=+dk+`p+\∆+Xѕ+Tо+Pщ+L
[1]
[1]
[1]
[1]
[1][1]
щ+^,wt,su,oҐ,k+5g55cl5_v5[w8WЖ8SЪ8O≤8K
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
≤8д8wп8tс8p
9l9h‘<d’<`ъG\юGX)KT3KQ;KM
[1][1]
[1]

[1]
[1][1][1]
;K<KwDKsEKoNKkOKg:McEM`ЩP\°PY–XUвXQзXM
[1]
[1][1]
[1][1]



зXрXwZs≠Zp™[l≥[iэ\e
]b††††† ]^][ВWВS1ВO
[1]
[1][1]
[1][1]
[1][1]
[1][1]
[1]
1В?ВwQЦsiЦoшЦkЧgЧc!Ч_aЧ[kЧW<ЬSKЬOLЬK
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
LЬPЬwcЬsnЬo•£kЃ£gъЇcыЇ_ї[їWhїSОїO їK
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
 їЁїwЃ»s≈»o»»k№»gЖЋcыЇ_ї[їWhїSОїO їK
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]
[1]А\[1]n
nъnvn°nиnZ† n`



n
nS



nV

n
<‑hИ
-nAn:n
nЖnPn»‑nђ≠nэ n
%nЦ&nж&n(n¶,nй.n‑1nй2nИ3n
<‑hИ3ƒ5n!:n•<nІ<nз<nѕ=n?n?Fn$HnЁInQnДSnSUnїVnжXnуXn1[nф\n
<‑hф\_^n/anеcnзcn-dnМjn"nnпqn1vnФ|nЦ|nў|nKВn≈Жn9Кn0СnpЧnaЫn
<‑haЫїЮnљЮn[1]Яnс£nh•n•®nЭ©n™nTђn€ђnCЃnЙ±nс≥nу≥n<іnGєnцїnёјn
<‑hёјF n~ЋnАЋnВЋnДЋnЖЋnИЋn™nTђn€ђnCЃnЙ±nс≥nу≥n<іnGєnцїnёјn
<‑hf[1]ЊAА.К™6•m#8
=–[1]8
x'ким ударением, нейтральны[1][1]Ћ[1]А‘Ћ€€€€€ии.
ќднако относительно так называемого эмфатического ударени€ сказать это с
уверенностью уже нельз€. ¬в[1]Є
P
,≠
*ќ4 ?шI††† ”T
_
j
Hu
к
ШКєХфЯh™ЮіПњЂ ичае
†Arial Cyrнейтрального сообщени€, однако
вопрос, окрашенный сильным ударением, может характеризоватьс€ не только более
вы
“екст рассуждение на вопрос в чем сходство и различие двух разделов фонетикой и орфоэпией. —очинение на тему в чем сходство и в чем различие двух разделов ‘онетика и ќрфоэпи€. —очинение рассуждение на тему в чЄм сходства и различи€ между фонетикой и орфоэпией. ƒоказательство что без знани€ фонетики нельз€ научитьс€ грамотно говорить и писать. –ассуждение на тему в чем сходство и различие двух разделов фонетика и орфоэпи€. џзшырнюкг почему важно знать законы фонетики почему важно знать законы фонетики. –ј«–јЅќ“ ј » »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ —»—“≈ћџ ј¬“ќћј“»„≈— ќ√ќ ¬џƒ≈Ћ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќќ√ќ “ќЌј –≈„». —очинение рассуждение на тему сходства и различи€ разделов ‘онетика и ќрфоэпи€. –асуждени€ на тему в чем сходства и различи€ двух разделов фонетика и орфоэпи€. ѕредложений в форме рассуждени€ в чЄм сходства и различие фонетики и орфоэпии. —очинение рассужение на тему в чЄм различие двух разделов фонетика и орфоэпи€. –ассуждение в чем сходство и в чем различие двух разделов ‘онетика и ќрфоэпи€. —очинение в чЄм сходство и в чЄм различие двух разделов фонетика и орфоэпи€. ѕримеры дл€ сочинени€ на лингвистическую тему зачем надо изучать фонетику. —в€зь со смыслом как необходимое условие членени€ теоретическа€ фонетика.

–ефераты. ‘онетика
–екомендуем


–ефераты. ‘онетика