Рефераты. Евгений Онегин
Евгений Онегин

Евгений Онегин

Евгений Онегин


 “Евгений  Онегин”
подготавливался  всем  ранним 
творчеством  Пушкина ,  и 
следы  его  явственно 
заметны  на  многих 
его  произведениях. “Евгений  Онегин” 
подготавливался  поэмой  “Руслан 
и  Людмила”, первым  опытом 
Пушкина  в  эпическом 
роде,  в  котором 
он  практически  постигнул 
все  законы  и 
возможности  свободной  поэтической 
формы.
Он  подготавливался  в  равной 
мере  и  южными  поэмами  Пушкина, 
где  он  впервые  постиг  для 
себя  тот  тип 
русского  героя,  который 
он  изобразит  столь 
живо  и  убедительно  в  Онегине. 
Многое  в  “Евгении 
Онегине”  было  подготовлено  и  ранней  лирикой 
Пушкина.  Роман в  стихах 
вобрал  в  себя 
богатый  поэтический  опыт 
Пушкина,  его  поэтические 
находки  и  достижения -  и  естественно,  что 
он  стал  одним 
из  самих  совершенных 
в  художественном  отношении 
произведений  не  только 
Пушкина,  он  стал 
одним  из  самых 
совершенных  в  художественном  отношении 
произведений  не  только 
Пушкина ,  но  и 
всей  русской  литературы.
    “Евгений  Онегин”  писался 
дольще,  чем  любое 
другое  произведение  Пушкина,- 
в  течение  более 
7  лет.  Он  писался  в 
Кишеневе  и  в 
Одессе,  в  Михайловском  и  в  Петербурге, 
и  в  Болдине -  писался  в 
разные  времена  и 
при  разных  обстаятельствах  жизни.За  7  лет , 
в  течение  которых 
он  создавался ,  многое 
менялось  и  в 
России,  и  в 
самом  Пушкине ,  и 
все  эти  перемены 
не  могли  не 
найти  своего  отражения 
в  романе.  Роман 
создавался  по  ходу 
жизни  и становился хроникой
русской жизни и своеобразнй ее 
поэтичеслой историей .
  При всем этом “Евгений Онегин” представляет собой
удивительно  цельное произведение .
В  самой пестроте и разнохарактерности  картин , в разнообразии  настоении ,
в быстрых  переходов от темы к теме  - 
цельное . Эта
цельость обуссловлена  пежде 
всего  единством  и 
цельностью  личности  автора 
в  романе .   В 
свободном романе  Пушкина  автор 
не  только  один 
из  его  героев, но  и  самый 
главный  его  герой . “ Автор неотступно  присутствует  при всех сценах романа , комментирует их,
дает свои пояснения ,
суждения  , оценки . Он присут -ствует
не только как автор , литературно существующий
во всяком романе , а именно
как персонаж , свидетель ,
отчасти даже
участник событий и историограф всего происходящего”.
   Вся первая глава , казалось бы рассказывет об Онегине ; его
детсве ,  юности   развлечениях ,  друзьях . Эпиграф аф
к этой главе : “ и жить
торопится и чувствовать ть спешит”
( Князь Вяземский) - тоже
про Онегина . Но если прочесть 
главу  повнимательней ,  мы  
увидим,  что  в 
ней  не  один,  а  два 
героя:  Онегин  и 
Пушкин. Им  не  только 
уделено  почти  равное 
количество  строф ,  мы 
узнаем  о  каждом 
из  них  очень  много-  об 
авторе  почти  столько 
же , сколько  о  герое. 
Они  во  многом  похожи ,
недаром  Пушкин  сразу 
сказал  об  Онегине :”добрый  мой  приятель “.  Но 
много  у  них 
и  разного.  Трудно,конечно,  сравать  реально  жившего 
великого  человека  с 
другим,  его  фантазией. 
И  все-таки  насколько 
же  Пушкин  ярче, 
умнее,  значительней  человека, 
которого  мы  называем 
типичным  представителем”  его 
эпохи!  Поэт  находит 
самые  точные,  самые 
убедительные  слова,  чтобы 
объяснить,  как  несчастливо 
воспитали  Евгения:  чувствовать,  страдать,  радоваться  он 
не  умеет.  Зато 
умеет “лицемерить, 
казаться,  являться”;зато,
как  многие  светские  люди  умеет 
скучать,  томиться.       
    Большая  часть  публики  
совершенно  отрицала  в 
Онегине  душу  и 
сердце,  видела  в 
нем  человека  холодного, 
сухого  и  эгоиста 
по  натуре.  Нельзя 
ошибочнее  и  кривее 
понять  человека!   Этого 
мало:  многие  добрадушно 
верили  и  верят, 
что  сам  поэт 
хотел  изобразить  Онегина 
холодным  эгоистом.  Это 
уже  значит-  имея 
глаза  ничего  не 
видеть.  Светская  жизнь 
убивала  в  Онегине 
не  чувства,  а 
только  охолодила  к 
бесплодным  страстям  и 
мелочным  развлечениям.    Онегин 
не  был  ни  холоден,  ни 
сух,ни  черств,  в 
душе  его  жила 
поэзия  и  вообще 
он  был  не  из  числа 
обыкновенных,  дюжинных  людей. 
Невольная  преданность  мечтам, 
чувствительность  и  беспечность 
при  созерцании  красот 
природы  и  при 
воспоминании  о  романах 
и  любви  прежних 
лет-  все  это 
говорит  больше  о 
чувстве  и  поэзии, 
нежели  о  холодности 
и  сухости.  Онегин 
не  любил  расплываться  в  мечтах,  больше 
чувствовал,  нежели  говорил, 
и  не  всякому 
открывался.Озлобленный  ум  есть 
тоже  признак  высшей 
натуры,  потому  что 
человек  с  озлобленным 
умом  бывает  недоволен 
не  только  людьми, 
но  и  самим  собой.  Связь 
с  Ленским,  юным 
мечтателем,  все  громче 
говорят  против  мнимого 
бездушия  Онегина.  И 
Пушкин  любит  молодого 
поэта -  нет  сомненья. 
Более  того : те  высокие 
идеалы,  которым  верит , 
которым  покланяется  Ленский, Пушкин  называет  “чудесами”.  Ленский 
наивен,  не  знает 
жизни, но  Онегину,  конечно, 
интереснее  с  ним, 
чем  с  остальными  соседями,  которые 
благоразумно”  беседуют  о 
сенокосе,  о  вине, 
о  псарне,  о 
своей  родине, - в  этом коротком  перечне - полная 
картина  их  бессмысленной,  тупой  жизни.   
  На  первый  взгляд, 
жизнь  Онегина  очень 
интересна:  развлечения  с 
утра  до  глубокой 
ночи,  и  такие 
яркие ,  богатые  развлечения:  прогулки,  беседы  с 
умными  людьми,  рестораны, 
балы. 
   Всегда, 
каждый  день,  каждый 
год,  много  летт 
подряд - одно  и  тоже. 
Пушкин  беспощадно  точно 
определяет  эту  жизнь: “ ...  однообразна  и  пестра. 
И  завтра  тоже , что 
вчера.”    
Онегин-  добрый 
малой,  но  при 
этом  недюжинный  человек. 
Он  не  годится  в  гении, 
не  лезет  в 
великие  люди,  но 
бездеятельность  и  пошлость 
жизни  душат  его, 
он  даже  не 
знает,  чего  ему 
надо, чего  ему  хочется;но  он  знает, и  очень  хорошо 
знает  чего  ему 
не  надо,  что 
ему  не  хочется  того, чем  так 
довольна, так  счастлива  самолюбивая 
посредственность.  И  за 
то-то  эта  самолюбивая 
посредственность  не  только 
провозгласила  его  “безнравственность”,  но 
и  отняла  у 
него  страсть  сердца, 
теплоту  души,доступность  всему 
доброму  и  прекрасному.  Блестящий  юноша, он  был 
увлечен  светом,  подобно 
многим;  но  скоро 
наскучил  им  и 
оставил  его, как  это 
днлают  слишком  немногие. В 
душе  его  тлелась 
искра  надежды- воскреснуть  и 
освежиться  в  тиши 
уединения,  на  лоне 
природы; но  он  скоро 
увидел, что  перемена  мест 
не  изменяет  сущности 
некоторых  неотразимых и  не от 
нашей  воли  зависящих 
обстаятельств.  Онегин-  эгоист 
поневоле; в  его  эгоизме 
должно  видеть  то, что 
древние  называли  роком.                                                
    Беда  Онегина  в том,что 
труд  упорный  ему 
был  тошен”. В  нем 
живы  ум, совесть, мечтания,
но  нет 
у  него  способности 
действовать,  быть  активным, 
которой,  наперекор  своему 
веку,  обладали  Пушкин 
и  его  друзья. 
Мы  часто  говорим  о поколении 
в  целом,  совсем 
не  учитывая  того, 
что  каждая  возрастная 
группа  людей  вовсе 
не  одинакова,  что в 
каждом  поколении  есть 
свои  борцы и  мыслители, 
герои  и  философы, 
трусы  и  подлецы, карьеристы и  стяжатели; есть свои яркие и выдающщиеся
личности - по ним-то мы чаще всего и судим 
обо всем поколении .
 О чем может мечтать человек все в жизни испробовавший,  и ничего для себя не нашедший ? Может быть ,
именно из-за этой преданности мечтам Онегин “ застрелиться , слава Богу ,
попробовать не захотел “ . Он все -таки надеялся ,
все таки верил , что есть
какая -то другая жизнь , пусть еще не доступная ему , но должна же она быть !
Эту  веру,  эту  надежду и  ценит в 
нем  Пушкин, а  к 
разочарованности  своего  героя 
поэт  относится  сочувственно, но  в  тоже  время 
с  иронией.  Онегин 
ничего  не  надо- 
и в  этом  его 
трагедия.  Вот  он 
получил  наследство  от 
отца - и  предоставил  его 
заимодавцам,” большой 
потери  в  этом не 
видя”.  Конечно, говоря об  Онегине, мы 
не  можем  не 
учитывать и  не  обвинять 
сформировавшую  его  среду, 
его  век, его  окружение- они  отняли у Онегина умение  любить  жизнь и 
наслаждаться  многими  радостями 
жизни. Не  случайно  Онегиным 
начинается  целый  длинный 
ряд  социальных  типов 
и  характеров,  порожденных 
русской  исторической  действительностью и  ярко 
запечатленных в 
послепушкинской  русской  литературе.Это и Печорин, и Обломов, и
Рудин, и некрасивый  Парин и др. Все
они  генетически  восходят к пушкинскому  Онегину. Онегиным  Пушкин  наметил  общие 
социальные и  человеческие  приметы 
родственных  характеров,
игравших  весьма  существенную  роль в  русской  исторической  жизни, и одной из 
задач  для тех  писателей, которые  пришли в  литературу  после 
Пушкина,  было  обнаружить 
их в  современной  действительности и  художественно 
воплотить  с  достаточной 
степенью  конкретизации,  неповторимо-индивидуально. Как  писал 
Герцен, “образ  Онегина  настолько 
национален,  что  встречается 
во  всех  романах и 
поэмах,  которые  получают 
какое-либо  признание  в 
России,и  не  потому,что 
хотели копировать  его, а  потому, 
что  его  постоянно 
находили  возле  себя 
или  в самом  себе”.                                                           
 Это  в   большей  
или  меньшей  степени 
относится  и к Татьяне, и к
Ольге, и к Ленскому.  Они  тоже 
социальные  типы  исторически 
значимы, и в их 
художественном 
воспроизведении  Пушкин  тоже 
был  первооткрывателем. В
них  он 
запечатлел  не  только 
определенный  род  людей, но 
и  определенный  род 
жизненного  уклада,  культуры, 
социального  сознания.
В  художественном 
отношении  все  герои в 
романе  едва  ли 
не  равноправны. Во  всяком 
случае,  их  роль 
никогда  не  бывает 
ни  второстепенной, ни  подчиненной. Они  существуют  в  художественной  системе  произведения  как 
бы  паралельно,  с 
достаточной  долей  независимости.  Конечно, Ольга 
оттеняет  Татьяну,  составляет 
для  нее  выразительный  фон, помогает  лучше  понять 
ее  духовную, идеальную  высоту. 
Но  она  значительна  и  сама 
по  себе ( в  своей 
незначительности  значительна),  она 
тоже  отражение  жизни 
и  эпохи. Конечно,  Ленский,  
с  его  романтической  восторженностью  и  трогательным  непониманием  самых  простых  вещей, 
до  некоторой  степени 
облегчает  нашу  оценку 
Онегина, но  еще  больше 
он  помогает  понять 
некоторые  существенные  стороны 
русской  жизни 20-х  годов 
19 в., помогает познакомиться с 
одним  из  самых 
интересных  типов
 людей  того  времени. Разочарованность  рядом 
с  романтической  очарованностью,  трезвостью  рядом с  восторженностью и идеальностью- все  это 
несомненные  приметы  той 
исторической  эпохи.  Герои 
пушкинского         романа  не 
просто  исторически  значимы- само  их  художественное  существование, характер  их 
художественно  воплощения  несомненно 
определялись  теми  историческими  задачами и  целями,
которые  ставил  перед 
собой  Пушкин, создавая  свой 
роман.
Его стремлением  возможно 
шире  показать  исторические  типы и через  них живую,
многообразную и многоголосную 
историческую  эпоху  обусловливается  и  наличие  в 
романе  большого  количества 
так  называемых  эпизодических  персонажей. Они  не  принимают 
условия в  основном  действии, мало  или  совсем  не 
связаны с  основными  героями 
романа, но они до 
бесконечности  раздвигают  его 
рамки - и тем
самым роман не только полнее отражает жизнь,но и сам становится, как жизнь:
таким же бурлящим, говорливым, многоликим. Каждый  из персонажей романа - не
только главные- ярко типичны и незабываемы, а вместе, в целом они образуют
большой художественный мир, в котором живая жизнь и живая история.
Со второй главы
романа читатель вместе с автором из Петербурга попадает в один из глухих и
прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидают новые впечатления,
новые незабываемые картины, знакомство с новыми человеческими типами.  
Цветы, любовь, деревня-
понятно, что всему этому можно быть преданным душой. Праздность опостылела
Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Праздность, как и деятельность, бывает
разная. Томительное безделие Онегина не имеет ничего общего с праздностью,
знакомой Пушкину,- когда одинокие прогулки или часы, проведенные в сумерках у
камина, наполненные мыслями, работой воображения, ума и сердца.
Когда душа человека пуста,
ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь такому
человеку приходит техника: магнитофон, телевизор... Но ведь все это может так
же надоесть, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски только душевная
заполненность, богатство внутренней жизни- в нее входит наслождение природой, и
роскошь человеческого общения”, и просто умение думать. Конечно, жизнь яркого
, думающего  , значительного человека
тоже не состоит из одного блаженства. Пушкин не хуже своего героя знал приступы
грусти, отчаяния, тоски. Но он умел преодолеть их, победить. Есть у человека
выход из любого, самого трагического положения. Всегда остается с нами природа,
всегда остаются друзья- если они настоящие, остается наш труд- если мы научили
себя находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...
 “ Онегин” писан был в продолжении нескольких,- и поэтому сам поэт
рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но
последние две главы  резко отделяются от
первых шести:они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного
развития поэта. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к
самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума,
остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманную.В своей
поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит
исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!
Известное определение
Белинского, назвавшего поэму “Евгении Онегин” 
энциклопедией  русской жизни”,
подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского
романа.В “Евгении Онегине” перед читателем проходит серия бытовых
явлений,нравописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.Не в том
заключено реалестическое новаторство “Евгения Онегина”, что в нем описан быт,
неоднократно  изображенный до него
русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем  отнести к реалистам, а в том,что бытовой материал  истолкован Пушкиным иначе, чем его
предшественниками. По-новому, реалистически,то есть в качестве типического,
идейно обосновывающего человека  и его
судьбу.
Русское дворянство было
сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьми и крепостными крестьянами
составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом богатства,
общественного положения и пристижа. Это, в частности, привело к тому, что
стремление увеличивать число душ доменировало над попытками повысить доходность
поместья путем рационального землеиспользования. Герои “Евгения Онегина”
довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец
Онегина “промотался”, сам герой романа, после получения наследства от дяди,
видимо, сделался богатым помещиком.Тема богатства оказывается связанной с
мотивом разорения. Слова “долги”, “залог”, “заимодовцы” встречаются уже в
первых строках романа.Предпологалось, что дворянин на полученные при закладе
деньги приобретет новые поместья или улучшит состояние старых и, повысив таким
образом свой доход, получит средства на 
 
 уплату процентов и процентов и выкуп поместья из заклада. Однако в
большенстве случаев дворяне проживали полученные суммы в банке, тратя их на
покупку или строительство домов в столице, туалеты, балы.
Поэт изображает достаточно
развернуто провинциальное  дворянство
как часть той общественной среды, где проходит жизнь Онегина. Сначала
провинциальное общество показано символически в фантастической ситуации( сон
Татьны). Сравнение мелкопоместного провинциального дворянства с фантастическими
образами  чудовищ из сна Татьяны
подтверждается отмеченным еще современниками параллелизмом в описании Пушкиным
съезжающихся на именины гостей.Не следует подыскивать каждому из гостей
параллели среди фантастических образов. Рой чудовищ, соотнесенный с толпой
гостей, нужен был автору для создония общего впечатления о дикости, праздности,
косности, жестокости, мертвенной среды, в которой оказался его герой.К
поколению незаурядных представителей дворянского общества принадлежит и
Онегин,судьба которого обрисована в следующей строфе ( “Предметом став суждений
шумных”). “Между людей благоразумных” Онегин слывет “притворным чудаком”,
потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для
многих людей,- значит притворяться. Его героя тяготит то, что составляет цель
жизни благоразумного большенства в современном ему обществе.Таким образом, в
порвых строфах главы “ Странствие” была намечена и получила развитие тема
Онегина как “лишнего” человека в дворянском обществе. Но почему он “лишний”?
Онегин предан “мечтанью”, отличается “озлобленным умом, Кипящим в действии
пустом” потому, не может жить по рецептам и канонам поведения и образа мыслей
благонамеренных обывателей. Но он не может и активно противопоставить себя
обществу, порвать с ним. К тому же он “ничем заняться не умел”.Автор не
скрывает своих симпатий и антипатий, неприятия многих сторон современных ему
нравов, выступая перед читателями как человек определенной эпохи. В романе
немало критических оценок светского общества. Автор боиться “мертвящего упоенья
света”, в котором можно “Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть”. Он
иронически замечает:” И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет
пустой”. С огорчением констатирует он распростронение эгоизма, чванства,
карьеризма ( “ Мы почитаем всех нулями...Мы все глядим в Наполеоны”), сетует на
коварство иных друзей ( “ Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас,
боже! ,на равнодушие в отношениях между родственниками) Иронически говорит
Пушкин и о двух типах светских женщин: о “ красавицах недоступных,
...непостижимых для ума”, с их “ спесью модной”; и о причудницах “ самолюбиво
равнодушных Для вздохов страстных и похвал”, расчетливо кокетливых. Автор-
противник жеманства в жизни и в литературе. С горечью Пушкин замечает :”Мы
должны Признаться: вкусу очень мало у нас и в наших именах (не говорим уж о
стихах) ; Нам просвещенье не пристало, и нам досталось от него жеманство -
больше ничего”.Нравственность в светском обществе носит чисто внешний
характер.   Автор - гармоническая натура, человек, любящий жизнь во всем богатстве ее
проявлений. Не случайно многие авторские отступления начинаются глаголом
люблю”. Не раз говорит поэт о природе. Он восхищается петербурским балатом и
несравненным  искусством прославленной
балерины Истоминой, одесской оперой, обаянием женской красоты. Он упивается “
дыханьем ночи благосклонной”, очарован “напевом Торкватовых октав”. Поэт любит
веселье светского бала.Образ автора существенно расширяет представление
читателей об изображаемой в романе жизни России в 20-е 19в., потому что Пушкин
является одним из ярчайших носителей и выразителей передового общественного
сознония своего времени, реформатором русской литературы и русского
литературного языка. Образ автора помогает глубже понять характеры Онегина и
других героев романа. Лирическое начало пронизывает все компоненты содержания и
формы “Евгения Онегина”. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его
чувства, понятия, идеалы”.                                     
 Героиня романа, влюбленная в Онегина, склонна его идеализировать.
И тогда ее сознание “ озаряется” неожиданной “ догадкой” : неужели Онегин
подражает безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с “ озлобленным
умом”? В таком случае он не настоящий человек, а всего лишь “ничтожный
призрак”, чуждый ей по духу человек ( ведь ей органически чужды “
подражательные затеи”). Затем следует новый вариант                                                                                                       
                                                                                                                             
Почему автор онегина стремится отобразить низкую природу жертвуя высоким слогом. Реферат на тему образы героев Евгений и Онегин и годы создания произведения. Евгений онегин почему роман в стихах можно назвать реалестическим. Главные и второстепенные герои в романе евгений онегин. Доклад по теме история написания романа Евгений Онегин. Презентация история создания романа Евгений Онегин. Стихотворение евгений онегин второстепенные герои. Как создавался роман в стихах Евгений Онеген. Второстепенный герои романа евгений онегин. Короткое сообщение на тему Евгений Онегин. Презентации к произведению Евгений Онегин. Реферат история создания евгений онегин. Отношение к праизведению евгений онегин. Евгений онегин персонажи второстепенные. Сколько времени писался евгений онегин.

Рефераты. Евгений Онегин
Рекомендуем


Рефераты. Евгений Онегин