Рефераты. Чичиков       Головлев  Ионыч
Чичиков Головлев Ионыч

Чичиков Головлев Ионыч

Чичиков Головлев Ионыч


          ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ.
Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин,
А.П.Чехов
принадлежат к числу выдающихся русских писателей, изображающих жизнь
дворянства, и выделяются беспощадностью отрицания того социального зла, которое
было порождено в России господством помещиков. В своих гениальных произведениях
они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние
собственности и паразитизма на человеческий характер, показали неизбежность
нравственного и физического разрушения паразитической личности.
        Н.В.Гоголь принадлежит к числу
величайших деятелей русской
классической
литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые
души" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению
Белинского "творение, выхваченное из тайника народной жизни". В поэме
нашли свое выражение все основные особенности его таланта: глубочайший реализм,
народность, лирическое одушевление и бесконечный юмор, переходящий в грозный,
карающий смех. В "Мертвых душах" Гоголь снова обращается к одной из
основных своих тем - к теме орусском помещичьем классе, о русском дворянстве,
как господствующем сословии. Картина дикого, грубо-невежественного,
тупо-бессмысленного помещичьего царства, картина глубокого разложения
николаевской России нарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой, с
огромной полнотой и силой художественного-реалистического воплощения. Галерея
характеров, созданная Гоголем, ярко демонстрирует постепенное и все более
глубокое омертвение человека. От Манилова до Плюшкина перед нами раскрывается
пугающая картина постепенного угасания всего человеческого в человеке. Особое
место среди персонажей произведения занимает Чичиков. В нем весьма своеобразно,
однобоко, в своих отрицательных сторонах, в специфическом буржуазном
авантюризме проявились новые тенденции развития русской жизни. Недаром этого
нового героя русской действительности Гоголь называет не только
"хозяином","приобретателем", но и заклеймил его именем
"подлеца". В Чичикове тонко обрисован новый характер,
хищника-приобретателя, развившего в себе способность хитро приспосабливаться к
людям и обстоятельствам, научившегося подчинять моральные принципы материальным
интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство, Гоголь, в образе Чичикова, обличал
буржуазное
хищничество.
По "крайнему разумению и искреннему, горячему убеждению"
В.Г.Белинского, ""Мертвые души" стоят выше всего, что было и
есть в русской литературе..." "Мертвые души" были вершиной не
только творчества Гоголя, но и наиболее крупным произведением реализма первой
половиы XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую русскую
литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма.
        М.Е.Салтыков-Щедрин показал в своем
романе "Господа Головлевы" "мертвые
души" на
более поздней стадии их исторического разложения и как революционный
демократ-просветитель отрицал их с высоты более высоких общественных идеалов.
Разложение помещичьего класса Салтыков-Щедрин представил в форме истории
морального оподления и вымирания одного семейства
землевладельцев-эксплуататоров. Распад связей в области семейно-родственных
отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое
проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых
убедительных свидетельств нравственного падения и исторической обреченности
паразитического класса. Головлевщина ­это саморазложение жизни, основанной на
паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует
Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна
за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на
последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская
мокрая метель, у дороги - закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, "последнего
представителя выморочного рода". Порфирий Головлев, прозванный в семье еще
с детства Иудушкой, - главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства
развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение
было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерелно
каждого из своих сыновей ­Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В
категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную
разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения и
"кровопийственные" махинации всегда глубоко спрятаны, замаскированы
сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к
тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное
олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними,
побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение
страшной,
гнетущей силы и происходит это, потому, что оно опирается на крепостническую
мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему
возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей
деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия,
запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование "кровопивца".
Образ Иудушки Головлева - символ социального и морального распада дворянства.
Новелла А.П.Чехова "Ионыч"
продолжает и
углубляет тему внутреннего перерождения, опошления интелигентав обывательской
среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный,
образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в
его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело
направлены к достижению неизменной цели - личного обогащения. Чехов показывает,
как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в
человеке. Обстановка, которая с самого начала окружает доктора Старцева в
городе С., мало благоприятна для развития молодого человека. Беда и
одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал
внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к
окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с
красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание
денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце
новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого "жадность одолела".
Перед нами врач, утративший свое главное качество - человеколюбие. В конечном
счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, он
богат, у него "есть имение и два дома в городе", но он
одинок,"живется ему скучно, ничего его не интерисует". И самое
главное - он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая "была
его единственной радостью и, вероятно, последней". Ионыч отрекся от своей
культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами
беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться
окружающей среде и перестал быть человеком.
        Так на протяжении истории русской
литературы XIX века лучшими писателями критического реализма, чье творчество
стало классикой литературы, остро и беспощадно разоблачалось общество,
порождающее чичковых, иудушек и ионычей,
изображалось
положение класса, отжившего свой век, и вместе с тем, коварное оружие, к
которому прибегают вообще паразитические слои общества в борьбе за сохранение
своих прерогатив, за укрепление своего пошатнувшегося положения в обществе.

Рефераты. Чичиков       Головлев  Ионыч
Рекомендуем


Рефераты. Чичиков       Головлев  Ионыч