| 
  
  |  | Чернышевский      Н ГЧернышевский      Н ГРЕФЕРАТ
 Чернышевский.
 Н. Г.
 Чернышевский, Николай Гаврилович (12(24).VII.1828, Саратов -
 17(29).Х.1889, там же) - экономист, философ, публицист, литературный критик,
 прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника. До 12 лет
 воспитывался и учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней
 образованностью, и в тесном общении с родственной семьей Пыпиных (двоюродный
 брат  Чернышевского - А. Н. Пыпин - стал
 известным историком литературы).
 По собственному признанию,
 "сделался библиофагом, пожирателем книг очень рано..." (Поли. собр.
 соч. - Т. 1.- С. 632; далее указываются том и страница). В 1812-1845 гг. Ч.
 учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру
 (сочинения Ч. хранились в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч.
 восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор
 топографических названий в Саратовской губернии татарского
 происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив
 семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского
 факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у
 профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской
 летописи"); теорией словесности - у профессора А. В. Никитенко (написал
 диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей;
 физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические
 занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону
 политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе
 1848 - 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье,
 Л. Фейербах и др.) После ареста петрашевцев в 1849 г. он отметил в дневнике,
 что "сам никогда бы не усомнился бы вмешаться в. их общество и со временем,
 конечно вмешался бы" (1, 274). В круг друзей Ч. входила М. Л. Михайлов, петрашевец
 А. В. Ханыков, И. И. Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого
 собиралась радикально .настроенная молодежь). За годы учебы в университете (1846-1850)
 были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся в 1850 г. убеждение в
 необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического
 мышления: "Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой
 революции и жажда ее, хоть я и знаю что долго, может быть, весьма долго, из
 этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся
 угнетения и т. д. - что нужды? <...> мирное, тихое развитие
 невозможно". С 1850 г. в дневнике появляются записи  свидетельствующие об атеизме. Форму борьбы
 за улучшение человеческой жизни видел Ч. и в художественной литературе,
 особенно высоко ценя Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, А. И.
 Герцена, Жорж Санд, Ч. Диккенса Он пробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и
 Гете, повесть о Жозефине, "Теория и практика" "Отрезанный
 ломоть"). Выйдя из университета
 кандидатом, Ч., после кратковременной работы репетитором во 2-м
 кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем словесности Саратовской
 гимназии (1851-1853), где говорим в классе "такие вещи, которые пахнут
 каторгой!* (1,418). К этому периоду относится его сближение с сосланным в
 Саратов историком Н. И. Костомаровым (их объединяло признание огромной роли
 народа в истории, хотя Костомаров был далек от революционных выводов). В апреле
 1853 г. Ч. женился на Ольге Сократовне Васильевой, дочери саратовского врача,
 предупредив ее о грозящей ему, вследствие его образа мыслей, опасности:
 "...у нас будет скоро бунт а если он будет, я буду непременно участвовать
 в нем" (1. 418). Чувства Ч. к невесте, его мысли о семейной жизни
 запечатлены в "Дневнике моих отношений с той, которая теперь составляет
 мое счастье. Впоследствии Ч. посвятил жене романы "Что делать?" и
 "Пролог". Вернувшись в мае 1863 г. в Петербург, Ч. преподавал во Втором
 кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень магистра и
 работая над диссертацией "Эстетические отношения искусства к
 действительности". Диспут по представленной еще осенью 1853 г. профессору
 Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 г. и явился манифестацией материалистических
 иней в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация
 была официально утверждена лишь в январе 1859 г. Параллельно шла журнальная
 работа, начатая летом 1853 г. рецензиями в журнале "Отечественные
 записки", издаваемом А; А. Краевским. Решающее значение для всей
 дальнейшей судьбы Ч. имело его знакомство осенью 1853 г. с Н. А. Некрасовым и
 окончательный выбор - весной 1855 г. - между "Современником" и
 "Отечественными записками" в пользу некрасовского журнала. С того
 времени Ч., вышедший в отставку, занимался почти исключительно журнальной
 работой для "Современника" (в 1858 г. редактировал и "Военный
 сборник").
 Сотрудничество Ч. в "Современнике" (1854- 862),
 где его роль быстро стала ведущей (Некрасов в августе 1856 г., уезжая почти на
 год 1*а' границу, передал редакторские полномочия 1.), пришлось на период
 общественного подъема. (вязанного с подготовкой крестьянской реформы. *
 революционной ситуации (1859-1861). Под руководством Ч. и Некрасова, а с 1857
 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала.
 Изменялся состав сотрудников: постепенно уходили критики и писатели
 либерально-дворянской ориентации А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков,
 Н. Толстой, А. Н. Майков, А. А. Фет, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович и др.),
 уступая место иномышленникам его руководителей (М. Л. Михайлову, Н. В.
 Шелгунову, М. А. Антоновичу, Г. 3. Елисееву и др.), по преимуществу из разночинцев.
 В тематике статей журнала возрастала роль политических, экономических вопросов:
 с июня 1858г. появляется особая рубрика "Устройство быта помещичьих
 крестьян", в 1859 г. журнал становится "литературным и
 политическим". направление и тактику "Современника" не полностью
 принимали издававшие в Лондоне газету "Колокол" Герцен и Н. П.
 Огарев, питавшие в период подготовки крестьянской реформы определенные иллюзии
 относительно политики Александра II. В июне 1859 г. Ч. ездил в Лондон
 объясняться с Герценом по поводу его статьи "Very dangeruos!!" в
 "Колоколе" (№ 44), содержащей резкие выпады в адрес
 "Современника" в связи с ироническим освещением в журнале
 "обличительной" литературы (материалы сатирического отдела
 "Свисток", статья "Литературные мелочи прошлого года" Н. А.
 Добролюбова). Следствием поездки было примирительное выступление Герцена в
 "Колоколе" (№ 49), однако полностью разногласия искоренены не были;
 надежды Герцена на правительство окончательно будут убиты лишь пореформенной
 реакцией.
 С 1854 г. Ч. вел в "Современнике" отдел критики и
 библиографии. В конце 1857 г. он передал его Добролюбову. Встреча и
 многочасовая беседа Ч. с Добролюбовым в апреле 1856 г. завершилась приглашением
 Добролюбова в постоянные сотрудники "Современника" и положила начало
 дружбе, очень много значившей для обоих. Ч. полностью полагался на Добролюбова
 как соредактора, заботился о его бытовых, денежных делах. Он очень тяжело
 пережил его раннюю смерть в ноябре 1861 г. "Я тоже полезный человек, но
 лучше бы я умер, чем он... Лучшего своего защитника потерял в нем русский народ
 писал Ч. о Добролюбове. Ч. собрал и уже в 1862 г. частично опубликовал
 "Материалы к биографии Н. А. Добролюбова", подготовил первое собрание
 его сочинений (Добролюбов Н. А. Соч.: В 4 т. -Пб., 1862).
 С приходом Добролюбова в "Современник" Ч.
 сосредоточился преимущественно на политической (в 1859-1862 гг. он вел
 ежемесячные политические обозрения), экономической, философской темах. В серии
 статей, посвященных классовой борьбе во Франции с ее революционными
 кульминациями 1830 и 1848 г.: "Кавеньяк" (Современник 1859.-№ 1, 3);
 "Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле Х" (1858.- № 8,
 9); "Франция при Людовике Наполеоне" (не пропущено цензурой, 1859);
 "Июльская монархия" (1860) и др., Ч., широко привлекая материалы
 западных историков (Ф. Гизо, Л. Блана и др.), интерпретировал события в свете
 интересов "работников". Он подчеркивал бесплодность борьбы за
 политические преобразования, если они не приводят к улучшению материальных
 условий рабочих, лицемерие либералов ("умеренных республиканцев"), в
 решительные моменты предающих интересы народа. Считая общественный строй
 Западной Европы выше русских феодально-крепостнических порядков, Ч. в то же
 время отмечал формальный характер свободы западного "работника" -
 "на факте - раба нищеты". Он подверг критике развиваемый многими
 буржуазными экономистами принцип невмешательства государства в частное
 предпринимательство, свободной конкуренции: "Тюрго" (1858.-№ 9),
 "Экономическая деятельность и законодательство" (1859.-№ 2). В
 противовес "теории капиталистов" (оправдывающей получение прибыли, в
 т. ч. земельной ренты, собственниками, не участвующими в производительном
 труде) Ч. развивает, опираясь на некоторые положения классиков английской
 политической экономии (А. Смита, Д. Рикардо), "теорию трудящихся", согласие
 которой необходимо "полное соединение качеств собственника и работника в
 одном и том же лице". При этом Ч., вслед за Фурье. Р. Оуэном, подчеркивает
 преимущества крупного производства, объединения работников -
 "товарищества" - как формы, наилучшим образом удовлетворяющей
 потребностям личности; в апелляции к потребностям и ограничении их "разумными"
 проявлялся антропологизм, просветительский рационализм Ч. ("Капитал и
 труд", 1860.-№ 1). Наиболее полно свои экономические воззрения Ч. изложил
 в примечаниях и переведенным им "Основаниям политической Экономии"
 Дж. - Ст. Милля (1860.-№ 2-4, 6- 8, 11) и в "Очерках из политической
 экономии (по Миллю)" (1861.-№ 6-10. 12). Он вскрыл тщетность усилий Милля
 сочетать интересы капиталистов и рабочих, несостоятельность учения Т. Мальтуса
 о превосходящем возможности производства росте народонаселения, обосновал
 проект социалистического общественного устройства. К. Маркс писал в послесловии
 ко второму изданию "Капитала" о книге Милля: "Это - банкротство
 "буржуазной" политической экономии, что мастерски показал уже в своих
 "Очерках политической экономии (по Миллю)" великий русский ученый и
 критик Я. Чернышевский". (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве - Т. 1.- С.
 524). Применяя разрабатываемую экономическую теорию к специфическим условиям
 России, Ч. подчеркивал важность сохранения - после отмены крепостного права -
 крестьянской общины как естественной основы "товариществ", считал
 возможным благодаря общине избежать для России мучительной капиталистической
 ступени развития. ("Критика философских предубеждений против общинного
 владения". 1858 - № 12; "Экономическая деятельность и
 законодательство". 1859 - №2; "Суеверие и права логики", 1859 -
 10). Такой взгляд, характеризующий Ч. как крестьянского, утопического
 социалиста, отличался в то же время от славянофильского преклонения перед
 общиной (для Ч. она признак отсталости страны), от антитезы молодой России и старого
 Запада: "Запад, далеко опередивший нас, далеко еще не исчерпал своих
 сил..." (7, 618). Убежденность в прогрессе, несмотря на драматизм многих
 эпох - источник исторического оптимизма Ч. ("Апология сумасшедшего";
 не пропущена цензурой, 18611 "О причинах падения Рима". 1861.-№ 5).
 Наиболее системное выражение взгляды Ч. на природу,
 общество, человека получили в его главной философской работе
 "Антропологический принцип в философии" (1860.--№ 4-5). Творчески
 развивая антропологическую теорию Фейербаха, Ч. вносит в нее классовые мотивы,
 тем самым преодолевая антропологизм и устанавливая иерархию
 "эгоизмов": "...общечеловеческий интерес стоит выше выгод
 отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгоды отдельного
 сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного" (7,
 286)., В целом статьи Ч. своей неизменно сильной стороной имеют защиту интересов
 самого "многочисленного сословия" - русских крестьян, французских
 рабочих, "простолюдинов". Он "был также революционным
 демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в
 революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры  идею крестьянской революции, идею борьбы
 масс за; свержение всех старых властей. "Крестьянскую реформу" 61-го
 года, которую либералы сначала подкрашивали, а потом даже прославляли, он
 назвал мерзостью, ибо он ясно видел ее крепостнический характер, ясно видел, что
 крестьян обдирают гг. либеральные освободители, как липку"
 Отношение Ч. к правительственной кампании по крестьянскому
 вопросу менялось по мере того, как прояснялась суть реформы. Начиная с 1857 г.
 Ч. регулярно освещал экономические и политические аспекты темы, доказывая
 необходимость освобождения крестьян с землей, без выкупа или с минимальным
 выкупом, сохранения общины, установления крестьянского местного самоуправления
 и др. ("О новых условиях сельского быта"., 1858.-№ 2-4; полемика с
 противниками крестьянской общины, выступавшими в "Экономическом
 указателе" И. В. Вернадского; ведение с июня 1857 г. рубрики
 "Устройство быта помещичьих крестьян" и др.). Убедившись же в
 грабительском характере готовящейся реформы, Ч. бойкотирует предреформенный
 ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля 1861 г. "Современник"
 прямо не отозвался на него. В "Письмах без адреса", написанных после
 реформы и адресованных фактически Александру II (опубл. , за границей в 1874
 г.), Ч. обвинил самодержавно -бюрократический режим в ограблении крестьян,
 имеющем одно положительное следствие - рост политического самосознания народа:
 "Когда люди дойдут до мысли "ни от кого другого не могу я ждать
 пользы для своих дел", они непременно и скоро сделают вывод, что им самим
 надобно взяться за ведение своих дел".
 Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг "Современника" во
 главе с Ч. в 1861 г. прибегал к нелегальным формам борьбы. Ч. написал
 революционную прокламацию "Барским крестьянам от их доброжелателей
 поклон". Вместе с воззванием "К молодому поколению" Шелгунова
 (при возможном участии Михайлова), "Русским солдатам от их доброжелателей
 поклон и "Русским солдатам" Шелгунова прокламация Ч. была
 осуществлением плана обращения к различным слоям населения. По воспоминаниям
 членов "Земли и воли" (А. А. Слепцова, Л. Ф. Пантелеева), Ч. был
 причастен к этой подпольной организации, созданной с целью руководства
 крестьянским восстанием, ожидаемым к весне 1863 г. (по окончании "временно-обязанного
 состояния крестьян", т. е. их работы на помещиков).
 В обстановке растущей пореформенной реакции (расстрел
 крестьян в с. Бездна Казанской губ., репрессии против студентов и закрытие
 Петербургского университета, арест Михайлова, В. А. Обручева и др.) внимание
 III отделения все более привлекает деятельность Ч. С осени 1861 г. за ним была
 установлена полицейская слежка (использовались и такие средства, как подкуп
 прислуги). Но Ч. был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего
 подозрительного. В июне 1862 г. было запрещено на восемь месяцев издание
 "Современника" и "Русского слова".
 7 июля 1862 г. Ч. был арестован у себя на квартире (жена с
 двумя сыновьями гостила в Саратове). Поводом для ареста послужило перехваченное
 на границе письмо Герцена и Огарева к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором
 предлагалось издавать "Современник" в Лондоне или в Женеве. В тот же
 день Ч. стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где
 пробыл до вынесения приговора - гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 г.
 на Мытнинской прощали. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам
 каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири; Александр II
 сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Ч. тянулся очень долго
 из-за отсутствия прямых улик; роковую роль в нем, как и в делах Михайлова и
 арестованного позднее Шелгунова, сыграли написанные Вс. Д. Костомаровым
 (участвовавшим в напечатании прокламаций) фальшивые бумаги. В вину Ч.
 вменялись, помимо написания "Барским крестьянам...", также его
 подцензурные статьи в "Современнике"; Ч. и его друзья тщетно боролись
 с полным отсутствием законности.
 В крепости Ч. обратился к художественному творчеству. Здесь,
 с 14 декабря 1862 г. по 4 апреля 1863 г., был написан роман "Что делать?
 Из рассказов о новых людях". За ним последовали оставшиеся незаконченными
 повесть "Алферьев" (1863) и роман "Повести в повести"
 (1863), "Мелкие рассказы" (1864). Увидел свет - по недосмотру цензуры
 - лишь роман "Что делать?" (Современник. - 1863.-ЛГо 3-5).
 20 мая 1864 г. Ч. под конвоем отправили в Е Сибирь, где он
 находился сначала на руднике Кадае Нерчинского округа (месте каторги и скорой
 смерти Михайлова), а с сентября 1865 г. - в тюрьме Александровского завода. По
 официальному разрешению в Кадаю в августе 1865 г. приезжала на несколько дней
 О. С. Чернышевская с сыном Михаилом. Круг общения Ч. на каторге составляли
 политические заключенные (С. Г. Стахевич. П. Ф. Николаев и др.), впоследствии
 вспоминавшие о читках Ч. не дошедших до нас художественных произведений, в
 особенности сожалевшие о пропаже отосланного в Петербург Пыпину романа
 "Старина", вобравшего в себя обширный автобиографический материал.
 Его продолжением был "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов"
 (написан в 1867- 1870 гг.; первая часть - "Пролог пролога" - опубл. в
 Лондоне в 1877 г.; в России роман был издан полностью в 1906 г.). Сохранились
 также пьесы "Драма без развязки", "Мастерица - варить
 кашу", повесть "История одной девушки", рассказы "Кормило
 кормчему", "Знамение на кровле" и др.; почти все они были
 задуманы как части неосуществленных полностью больших циклов.
 Каторга, срок которой истек в 1871 г., оказалась преддверием
 к худшему испытанию - поселению в Якутии, в городе (а в сущности в глухом
 поселке, где тюрьма была лучшим зданием) Вилюйске, отличавшемся губительным
 климатом. Здесь Ч. был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами
 и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специально
 задерживалась. Все же Ч. узнал в 1877 г. о смертельной болезни Некрасова и
 успел передать ему - в письме к Пыпину - слова любви и прощания (15, 86-88). Т.
 к. бумаги Ч. отбирались при обысках, он писал и сам уничтожал написанное (из
 созданного в Вилюйске сохранились две части романа "Отблески
 сияния"). Только в 1883 г., при Александре III, под давлением требований
 "Народной воли" Ч. было разрешено переселиться в Астрахань. Резкая перемена
 климата очень повредила его здоровью.
 Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к
 забвению имени и сочинений Ч.- его слава мыслителя и революционера росла,
 вдохновляя на смелые планы его освобождения (ему пытались устроить побег Г. А.
 Лопатин в 1871 г., И. Н. Мышкин в 1875 г., оба были арестованы; были и другие
 попытки). Сам Ч. никогда не просил о смягчении своей участи, в частности, летом
 1875 г. отказался от подачи прошения, к которому его пытались склонить власти.
 "А что касается лично до меня, - писал он жене в 1871 г., - я сам не умею
 разобрать, согласился ли б я вычеркнуть из моей судьбы этот переворот, который
 повергнул тебя на целые десять лет в огорчения и лишения. За тебя я жалею, что
 было так. За себя самого совершенно доволен. А думая о других, - об этих
 десятках миллионов нищих, я радуюсь тому, что без моей воли и заслуги придано
 больше прежнего силы и авторитетности моему голосу, который зазвучит же
 когда-нибудь в защиту их" (14, 504).
 По приезде в Астрахань Ч. надеялся вернуться к активной
 литературной деятельности, однако публикации его работ, хотя и под псевдонимом,
 были затруднительны. Основным источником заработка, в котором крайне нуждалась
 семья Ч., стали переводы, тяготившие Ч. тем более, что его глубоко не
 удовлетворяли субъективно - идеалистические воззрения авторов переводимых книг
 ("Энергия в природе" В. Карпентера, многотомная "Всеобщая
 история" Г. Вебера и др.). Используя приемы работы с Миллем, Ч. снабжал переводы
 вступительными статьями, послесловиями, нередко выбрасываемыми при издании. Все
 же Ч. удалась опубликовать некоторые собственные философские работы:
 "Характер человеческого знания" (Русские ведомости 1885.- М. 63-64,
 под псевдонимом Андреев), "Происхождение теории благотворности борьбы за
 жизнь" (Русская мысль. - 1886. - ЛГ 9, за подписью Старый трансформист).
 Вместе с написанным в 1888 г. предисловием к предполагаемому 3-му изданию
 "Эстетических отношений..." (состоявшемуся лишь в 1906 г.) эти работы
 Ч. заключают в себе резкую критику неокантианства, агностицизма
 ("иллюзионизма"), характерного для многих философов и естественников
 тех лет. Из художественных сочинений Ч. опубликовал "Гимн Деве неба"
 (Русская мысль. - 1885.- № 7, под псевдонимом Андреев). Писал повесть
 "Вечера у княгини Старобельской". Получив спасенные Антоновичем после
 ареста Ч. "Материалы к биографии Н. А. Добролюбова", готовил их к
 изданию и успел опубликовать первый раздел (Русская мысль. - 1889.- № 1-2).
 Первый том вышел в 1890 г., после смерти Ч.
 При всей интенсивности работы Ч. самые дорогие для него
 замыслы - в частности, создание давно задуманных популярных энциклопедий по
 разным отраслям знаний - осуществить не удалось. В июне 1889 г. .Ч. получил
 разрешение вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы несмотря на
 резко ухудшавшееся здоровье. Умер от кровоизлияния в мозг, похоронен на
 Воскресенском кладбище в Саратове.
 В разностороннем наследии Ч. важное место занимают работы по
 эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих
 областях он выступил новатором, возбуждающим по сей день споры; к Ч. применимы
 его собственные слова о Гоголе как писателе из числа тех, "любовь к
 которым требует одинакового с ним настроения души, потому что их деятельность"
 есть служение определенному направлению нравственных стремлений" (3, 21).
 Эстетическая теория Ч., изложенная в его диссертации
 "Эстетические, отношения искусства к действительности" (Спб. , 1855).
 а также в авторецензии (Современник. - 1855.- № 6) и ряде работ 1854 г. (из них
 в особенности важна статья "О поэзии. Сочинение Аристотеля" //
 Отечественные записки. - 1854.- № 9). знаменовала перелом в истории эстетики,
 разрыв с ее, идеалистической традицией. Концепции искусства как создания идеала
 в эстетике Г. В. Ф. Гегеля (и его популяризатора Ф. Фишера, часто цитируемого в
 диссертации) Ч. противопоставил материалистическую формулу прекрасного:
 "прекрасное есть жизнь", "прекрасно то существо, в котором видим
 мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот
 предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни..."
 (2, 10). Объективным критерием прекрасного выступает у Ч. превосходство
 предмета над другими в данном роде (при существенной оговорке, что не все роды
 прекрасны). В субъективном же критерии прекрасного - "наших понятиях"
 - Ч. подчеркнул социальную обусловленность эстетических вкусов (разных в
 крестьянской среде и у аристократии), отказывая многим из них в истинности
 (напр. романтическому "увлечению бледною, болезненною красотою" - 2,
 11). Так антропологическая,
 фейербаховская посылка об общечеловеческих потребностях осложняется
 указанием на социальную почву эстетического идеала. Считая, что потребности (не
 болезненно-фантастические) человека в прекрасном вполне удовлетворяются
 действительностью, Ч. пересматривает вопрос о содержании искусства, расширяя
 его границы до "общеинтересного в жизни" (2, 82). и о его задачах.
 Первая из них - воспроизведение жизни была намечена, по Ч., еще в античной
 эстетике) (Платон, Аристотель), полагавшей сущность искусства в подражании
 человеческой жизни (Ч. отмечает искажение этой мысли классицистами, говорившими
 о подражании природе в искусстве: "подражание природе чуждо истинному
 поэту, главный предмет которого - человек" (2, 278). Однако
 воспроизведение жизни, хотя и требует активности художника - "способности
 отличать существенные черты от несущественных" (2, 80), составляет лишь
 формальное начало искусства. Две другие задачи, искусства - объяснение жизни и
 вынесение приговора ее явлениям; они особенно полно могут быть осуществлены в
 литературе ("поэзии"), которая "представляет полнейшую
 возможность выразить определенную мысль. Тогда художник становится мыслителем,
 и произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение
 научное" (2, 86).
 В содержании искусства - "учебника жизни" -
 подчеркивается общее с наукой и нравственной деятельностью человека.
 Манифест материалистической эстетики Ч. не свободен от
 противоречий. Блестяще показав жизненную основу прекрасного и типического и
 призвав в то же время художников к овладению передовым мировоззрением, Ч.
 недостаточно связал субъективную сторону содержания искусства (объяснение жизни
 и вынесение приговора) с творческим, в т. ч. формотворческим, процессом и
 ограничил роль фантазии. В результате положение о том, что "жизнь не думает
 объяснять нам своих явлений", в то время как "в произведениях науки и
 искусства это сделано (2, 87), осталось в значительной мере декларативным,
 поскольку не была до конца прослежена специфика объяснения жизни на "языке
 искусства". Недооценка Ч. творческой типизации, особенно заметная на фоне
 гегелевского учения об идеализации в искусстве, отчасти была полемической
 издержкой "апологии действительности сравнительно с фантазиею" (2,
 89). Уязвимым было и отрицание закономерности трагического, сведение его к
 "ужасному в человеческой жизни" (2, 301). Впоследствии Ч. показал
 огромную роль творческой типизации, на службе у которой и состоит фантазия,
 вымысел. Так в творчестве Пушкина им подчеркнута огромная роль долго
 обдумываемого плана, предшествующего исполнению: "Прояснить в своем уме основную
 мысль романа или драмы, вникнуть в сущность характеров, которые будут ее
 проявлять своими действиями. сообразить положения лиц, развитие сцен - вот что
 1 важно..." (2, 452).
 Диссертация Ч., большинству читателей известная по
 авторецензии, вызвала острые дискуссии. Ее не приняли многие ведущие писатели и
 критики (Тургенев, Л. Толстой, Анненков, Дружинин и др.), упрекавшие автора в
 умалении искусства. Эстетика была областью, где раньше всего обнаружились
 расхождения между либералами и демократами присутствовавший на  защите диссертации Шелгунов отметил,
 что  "умственное направление
 шестидесятых годов <...> в первый раз в своем зачаточном виде  было провозглашено в 1855 г. на
 публичном  диспуте в Петербургском
 университете"
 Литературная критика Ч., опирающаяся на его эстетическую
 теорию, в то же время понималась им как публицистическая деятельность, для
 которой важны тесная связь с читателем и понимание его интересов:
 "Отвлеченные истины могут быть уместны в ученом трактате, но слова
 публициста должны прежде всего сообразоваться с живыми потребностями известного
 общества в данную минуту" (5, 648). Такими Ч. считал "слова" Г.
 Э. Лессинга, Белинского. Собственно критике, ее истории и теории, посвящены
 программные статьи: "Об искренности в критике" (1854.-№ 7); цикл
 "Очерки гоголевского периода русской литературы" (1856.-№ 12,
 1856.-№1 1-2, 4, 7, 9-12), к ним примыкает цикл "Лессинг, его время, его
 жизнь и деятельность" (1856.-№ 10-12; 1857.- № 1-4, 6). где деятельность
 немецкого просветителя осмысляется в свете сходной русской общественно-
 литературной ситуации.
 В соответствии с выдвинутыми в диссертации задачами
 искусства Ч. считает (в статье "Об искренности в критике") важнейшим
 критерием оценки произведения истинность его общей идеи, "мысли". Ее
 фальшивость оправдывает резкость тона критика, менее всего щадящего признанные
 авторитеты: "...жар нападения должен быть соразмерен степени вреда для
 вкуса публики, степени опасности, силе влияния, на которые вы нападаете"
 (2, 257). Поэтому "превосходная в художественном отношении, но
 приторная" поэма Гете "Герман и Доротея" заслуживает более
 строгого суда, чем какая-нибудь другая идиллическая поэма какого-нибудь посредственного
 писаки" (2, 257). С нелицеприятной критикой выступил сам Ч. в своих первых
 рецензиях на произведения популярных писателей: "Роман и повести М.
 Авдеева" (1854.- № 2), "Три поры жизни. Роман Евгении Тур"
 (1854.- № 5), выявляя их подражательность, пустоту содержания, ложный пафос. За
 "ошибочное направление" (2, 240) - идеализацию патриархального купеческого
 быта - он осудил пьесы "Не в свои сани не садись" и "Бедность не
 порок" А. Н. Островского: "бедность не порок. Комедия А.
 Островского" (1854.- № 5), резко разойдясь в оценках с
 "органическим" критиком А. А. Григорьевым. На примере этих не
 свободных от славянофильских мотивов пьес Ч. доказывал, что "ложные по
 своей основной мысли произведения - бывают слабы даже и в чисто художественном
 отношении" (2, 240). Последующая оценка этих пьес Добролюбовым в статье
 "Темное царство", в соответствии с принципами "реальной
 критики", будет значительно мягче.
 В "Очерках..." Ч. охарактеризовал, через их
 отношение к Гоголю и гоголевскому, до сих пор "единственному сильному и
 плодотворному направлению" (3, 6), деятельность ведущих критиков,
 журналистов 30-40 гг.: Н. А. Полевого. О. И. Сенковского, С. П. Шевырева, круга
 пушкинского "Современника", Н. И. Надеждина, Белинского (имя
 которого, по цензурным условиям, было названо лишь в пятой статье цикла).
 Подчеркнуты некоторые общие условия эффективности критики: наличие системы
 убеждений; забота о распространении своих мнений в публике (чуждая критикам
 пушкинского круга - почитателям Гоголя); эстетический вкус; умение "говорить
 о том, что нужно нашей публике в наше время" (3, 225) отличающее
 Белинского. Как "образователя" Белинского Ч. выделяет Надеждина,
 привившего русской критике начала эстетики Ф. Шеллинга: "От него узнали у
 нас, что поэзия есть воплощение идеи <...>; что красота формы состоит в
 соответствии ее с идеею" (3, 163-164). Но первое проявление самостоятельности
 русской мысли Ч. видит в Белинском и его сподвижниках, последовательно
 развивших и применивших к русской действительности диалектику Гегеля.
 Белинского Ч. считает и первым историком русской литературы, определившим
 исторические заслуги многих писателей до Пушкина (М. В. Ломоносова, Г. Р.
 Державина. Н. М. Карамзина и др.) и тем самым положившим "границы
 отрицанию" (3.193), которое у противников классицизма (Полевой) и
 романтизма (Надеждин) было абсолютным. В деятельности Белинского Ч. в
 особенности выделяет 40 гг., когда критик преодолевает идущий от гегелевской
 системы "квиетизм" и проникается передовыми стремлениями времени
 (важнейшие из них - "гуманность и забота об улучшении человеческой
 жизни" - 3, 302). Отсюда и горячая защита Белинским Гоголя,
 "натуральной школы", и полемика с апологетами "чистого
 искусства" (а по существу принципа "эпикуреизма"). Ч. подчеркнул
 возрастающую публицистичность критики Белинского, статьи которого за 1846-1848
 гг. изобилуют рассуждениями об отраженных в произведении общественных вопросах:
 "...в осьмой и девятой статьях, заключающих разбор "Онегина",
 эпизоды подобного рода занимают уже наибольшее число страниц" (3, 275).
 Акценты, расставленные Ч. в его разборе критики Белинского
 (предпочтение последнего периода, оправдание публицистических отступлений и
 др.), как и интерпретация творчества Пушкина и Гоголя, расходились с мнениями
 "эстетической" критики. Борьба между либералами и демократами в
 середине 50 гг. нередко формулировалась ее участниками как защита "пушкинского"
 или "гоголевского" направления в литературе, чему способствовали
 издания сочинений обоих писателей, осуществленные Анненковым и П. А. Кулишем.
 Наиболее развернутым ответом на "Очерки..." Ч. со стороны
 "эстетической" критики была статья Дружинина "Критика гоголевского
 периода и наши к ней отношения" (Библиотека для чтения. - 1856.-№ 11), где
 Пушкин интерпретировался как поэт "чистого искусства", противопоставляемого
 "дидактике". Ч. откликнулся на издания Пушкина - еще до
 "Очерков..." ("Сочинения А. С. Пушкина" // Там же. - 1855 -
 2-3, 7-8) и Гоголя ("Сочинения и письма Н. В. Гоголя" // Там же. -
 1857.-№ 8), подчеркивая, что при огромности заслуг Пушкина как первого русского
 поэта- художника (здесь Ч. опирался на суждения Белинского) творчество Гоголя
 гораздо больше связано с современной русской действительностью: он "первый
 научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими" (4, 665). За анализом Ч.
 трагических заблуждений Гоголя и их истоков (этой цели служила отчасти и статья
 об одном из духовных учителей Гоголя: "Сочинения В. Жуковского" //
 Там же. - 1857.- № 5) проступал идеал критика - гармония между мировоззрением и
 творчеством писателя.
 Сложность проблемы соотношения мировоззрения и творчества, в
 особенности реалистического, с которой столкнулся Ч. прежде всего при анализе
 наследия Гоголя, стимулировала эволюцию его критического метода. Предвосхищая
 обоснованные позднее Добролюбовым в статье "Темное царство" (1859)
 принципы "реальной критики", он высоко оценивает некоторые
 произведения за реализм отражения жизни, даже при уязвимости их авторской
 тенденции. Так, у А. Ф. Писемского. воззрение которого на крестьянский быт
 "не подготовлено наукой" (4, 571), Ч. находит социальное обличение,
 вытекающее из самой достоверности изображения ("Очерки из крестьянского
 быта А. Ф. Писемского".- 1857.-№ 4). Не оспаривая прямо тургеневскую мысль
 о стихийности чувства, выразившуюся в повести "Ася" ("Русский
 человек на rendez-vous" // Атеней. - 1858. - № 18), Ч. подчеркивает
 зависимость характера героя, господина М (которому свойственна эта стихийность)
 от условий его формирования: "Лучше не развиваться человеку, нежели
 развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых
 участием в них" (5, 169). Разбор любовного сюжета повести перерастает в
 суд над дворянским либерализмом, не подготовленным к "решительной
 минуте", под которой имеется в виду прежде всего освобождение крестьян.
 Важнейшим открытием Ч., сделанным также на базе "реального" метода,
 было определение особенностей таланта молодого Л. Толстого: его формы
 психологизма (изображения "диалектики души"), находящейся в прямой
 связи с пафосом писателя - "чистотой нравственного чувства"
 ("Детство и отрочестве). Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы
 Л. Н. Толстого". 1856.-№ 12). Некоторая избирательность анализа, выявляющего
 прежде всего сильные, реалистические моменты содержания, была в то же время
 продуманной тактикой Ч. по отношению к писателям либерально - дворянской ориентации.
 Однако критический метод Ч. видоизменялся в зависимости от
 свойств произведений: последовательная демократическая авторская тенденция
 всегда поддерживалась Ч. (хотя и не заменяла для него таланта: "...тенденция
 может быть хороша, а талант слаб..."- 14, 322). К анализу тенденции в
 особенности располагала лирика. Любимейшим поэтом Ч. был Некрасов; не имея
 возможности писать о поэзии соредактора "Современника", Ч. в. 1856 г.
 (когда Некрасов был. за границей) поместил в журнале (№ 11), по выходе
 "Стихотворений" Некрасова, столь выразительную подборку его
 произведений ("Поэт и гражданин". "Забытая деревня",
 "Отрывки из путевых записок графа Гаранского"), что она повлекла за
 собой цензурное предостережение журналу. Ч. предсказал долгую жизнь поэзии
 Огарева ("Стихотворения К. Огарева" // Там же. - 11850.- № 9),
 утверждающей счастье "жить для других" (3, 565) и напоминающей о
 Герцене (имя которого было под запретом), высоко ценил  А. В. Кольцева ("Стихотворения Кольцева")  и др. В прозе он приветствует
 "Губернские очерки" М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Губернские
 очерки" // Там же. - 1857 - № 6), обнаружившие в авторе более высокий, по
 сравнению с гоголевским, уровень теоретического обобщения: "Теперь,
 например, Щедрин вовсе не так инстинктивно смотрит на взяточничество - прочтите
 его рассказы "Неумелые" и "Озорники", и вы убедитесь, что
 он очень хорошо понимает, откуда возникает взяточничество, какими фактами
 оно  поддерживается, какими фактами оно
 могло бы  быть истреблено. У Гоголя вы
 не найдете ничего подобного мыслям, проникающим эти рассказы"  (4, 633). Противопоставленные "обличительной"  кампании, нападающей на отдельные
 злоупотребления (комедия В. А. Соллогуба "Чиновник" и др.).
 "Губернские очерки" подробно комментируются Ч. для доказательства наивности
 надежд  на силу нравственного примера,
 якобы способного "устранить действие закона причинности, по которому нравы
 народа сообразуются с обстановкою народной жизни" (4. 289).
 Отрадный симптом "значительной перемены в обстоятельствах"
 (7, 884) видит Ч. ("Не начало ли перемены?" - 1861.-№ 11) в рассказах
 В. Успенского, пишущего "о народе правду без всяких прикрас" (7,
 856). По Ч.. в рассказах Успенского преодолевается традиция "идеализации"
 народа ("Шинель" Гоголя, Григорович, Тургенев), которому нельзя было
 помочь ничем, кроме сострадания. В этом последнем большом критическом разборе
 Ч. чувствуется ожидание близящейся народной революции: подчеркивая силу
 "рутины", обычая в жизни массы, критик отмечает возможность
 "минут одушевления" и ставит сложную проблему руководства стихийным
 движением. Литературная критика Ч.- органичная часть его революционной
 публицистики.
 Художественное творчество Ч. не было только вынужденной в
 условиях изоляции формой работы: о склонности к беллетристике свидетельствуют и
 пробы пера в студенческие годы, и психологическая детализация в дневниках
 (1847-1853); кроме того, он имел богатый опыт литературного критика. Как
 художник Ч. более всего связан с традицией философской просветительской прозы
 (Лессинг, Д. Дидро. Вольтер, А. Н. Радищев, Герцен), выступая в то же время
 новатором, в особенности в разработке политической темы. В контексте русской
 литературы 60 гг. созданный Ч. тип "разумного эгоиста",
 просветляющего разумом стихию чувств. противостоит различным формам
 противоречивого сознания. свойственного героям Тургенева, Л. Толстого, Ф. М.
 Достоевского и др. Не свободная от просветительских иллюзий, утверждаемая Ч.
 концепция гармоничной личности, встающей на путь революционной борьбы без
 пафоса жертвенности, вырастала прежде всего на почве исторической реальности.
 Герои Ч. 'были типичны и в своем рационализме и в своем героизме, что
 обусловило огромный резонанс "Что делать?" и реализм последующих
 произведений, имеющих менее счастливую читательскую судьбу.
 В "Что делать? Из рассказов о новых людях" Ч.
 продолжил открытую Тургеневым "Отцах и детях" тему нового
 общественного деятеля. в основном из разночинцев, сменившего тип "лишнего
 человека". По отношению к тургеневскому роману произведение Ч. полемично:
 "нигилизму" Базарова противостоят позитивные взгляды "новых
 людей", его одиночеству и трагической смерти - их сплоченность и стойкость
 ("Отцы и дети" как необходимый фон восприятия подчеркнуты фамилиями
 Кирсанова и Лопухова, последняя напоминает о словах Базарова: "...а из
 меня лопух расти будет..." - Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30
 т. - М., 1981.- Т. 7.- С. 121).
 Несмотря на "эзопов язык", используемый в борьбе с
 цензурой (названия глав, акцентирующие любовно-семейный сюжет, авантюрно- интригующее
 начало, загнанный в глубь повествования сюжет об "особенном человеке"
 - революционере, система перифраз, аллегорий, цитат и пр.), мировоззрение Ч.
 нашло в романе четкое выражение, чему способствовала активность
 автора-повествователя как интерпретатора событий. Через голову
 "проницательного читателя" автор многократно обращается к части
 публики, способной стать "новыми людьми", разъясняя ей конкретную
 программу действий. Это роман художественно-публицистический.
 Действительность предстает в "Что делать?" в трех
 временных измерениях: прошлое - "старый порядок", идейно изживший
 себя, хотя и господствующий; настоящее (деятельность "новых людей");
 будущее (его абрис в духе идей утопического социализма дан в "Четвертом сне
 Веры Павловны"). Через все произведение проходит антитеза старых и
 "новых людей", поступки которых кажутся странными обывателям (Марье
 Алексеевне, "проницательному читателю"); их удивление, непонимание -
 источник комических ситуаций. Отношение к представителям прошлого
 дифференцировано: жизнь праздная (Сторешниковы. Серж) на аллегорическом языке
 романа - "фантастическая грязь"; трудовая, в заботах о куске хлеба,
 вырабатывает "злые", но дельные характеры (Марья Алексевна) - это
 "реальная грязь", из которой "родится пшеница"
 ("Второй сон Веры Павловны")-
 Романтический пафос произведения - в устремленности к
 социалистическому идеалу, будущему, когда тип "нового человека"
 станет "общею натурою всех людей" (Что делать? - С. 149; далее
 указываются стр.). Прообразом будущего выступают и личные отношения "новых
 людей", разрешающих конфликты на основе гуманной теории "расчета
 выгод" (новая мораль оттенена традиционностью сюжетного мотива любовного
 треугольника: Вера Павловна - Лопухов - Кирсанов), и их трудовая деятельность
 (организация швейных мастерских, учеба Веры Павловны на врача и др.). Эти
 подробно освещенные сферы жизни "новых людей" соотнесены с потаенным,
 "эзоповым" сюжетом, главным героем которого выступает
 профессиональный революционер Рахметов. Но он не одинок: упоминается о
 "восьми образцах этой породы", несомненно участие в нелегальной
 борьбе Лопухова - Бьюмонта после его ухода "со сцены", мужа
 "дамы в трауре" и др. Темы любви, труда, революции органично связаны
 в романе, герои которого исповедуют "разумный эгоизм", стимулирующий
 нравственное развитие личности: "О, сколько наслаждений развитому
 человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как
 удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и
 как много их у него!" (С. 233). На высшей ступени этой лестницы развития
 стоит "особенный человек" Рахметов, сын богатого помещика, ушедший в
 революцию, "ригорист", живущий только интересами "дела". В
 ссылке на "натуру", разную у "обыкновенных порядочных" и
 "особенных" людей, сказался антропологизм Ч. Реалистический принцип
 типизации последовательнее выдержан в Рахметове, суровое мужество которого
 продиктовано условиями революционной борьбы нач. 60 гг. Призыв к светлому и
 прекрасному будущему, исторический оптимизм Ч., мажорный финал сочетаются в
 романе с осознанием трагической судьбы его "новых людей":
 "...еще немного лет, быть может и не лет, а месяцев, и станут их
 проклинать, и они будут согнаны со сцены, ошиканные, страмимые" (С.49).
 Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных
 обвинений Ч. в безнравственности, отсутствии художественности и пр., остроумно
 высмеянных в сатирических стихах В. С. Курочкина в "Искре"
 ("Молодая жена! Ты "Что делать?" взяла?"; "Нет,
 положительно, роман "Что делать?" нехорош!", 1863), выделяется
 серьезностью разбора статья Н. Н. Страхова "Счастливые люди".
 (Библиотека для чтений. - 1865.- № 4). Признав жизненную основу и
 "напряжение вдохновения" автора, "органический" критик
 оспорил рационализм и оптимизм "новых людей" (скрытого трагизма романа
 он не увидел) и отсутствие между ними глубоких конфликтов. М. Е.
 Салтыков-Щедрин ("Наша общественная жизнь" // Современник. - 1864.- №
 1, 3), выразив сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее воплощении автор
 "не мог избежать некоторой произвольной регламентации
 подробностей..." (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. -М., 1968. -Т.
 6. - С. 324). Горячим пропагандистом романа стал Д. И. Писарев, выступивший с
 подробным анализом его содержания ("Новый тип" // Русское слово. -
 1865.- № 10; впоследствии 1 статья была названа "Мыслящий
 пролетариат").
 Исключительное место в русской литературе занимает "Что
 делать?" по силе воздействия на общественную жизнь: под его влиянием
 устраивались мастерские, коммуны, в частности "коммуна" В. А.
 Слепцова (см.: Чуковский К. И. История слепцовской коммуны Чуковский К. И, Люди
 и книги шестидесятых годов. - Л., 1934).. Герои Ч. и в особенности Рахметов
 повлияли на формирование характера многих деятелей освободительного движения.
 Роман стимулировал нравственные и художественные искания русских писателей: как
 последователей Ч. ("Степан Рулев" Н. Ф. Бажин?), "Андрей
 Кожухов" С. М. Степняка-Кравчинского, "На жизнь и смерть" В. В.
 Верви-Флеровского и др.), так и оспаривающих его взгляды, концепцию личности
 ("Записки из подполья", "Преступление и наказание"
 Достоевского, "Некуда" Н. С. Лескова, "Живой труп" Л.
 Толстого и др.).
 К "Что делать?" тематически близки написанные в
 крепости повесть "Алферьев", роман "Повести в повести",
 цикл "Мелкие рассказы". Здесь также противопоставлены
 "новые" и старые люди и утверждается странная в глазах обывателя - не
 своекорыстная и свободная от лицемерных условностей - новая мораль. Однако
 решение образа автора здесь иное: он скрыт за системой рассказчиков. Стремление
 к "объективным" способам изображения характерно и для последующих
 произведений ("История одной девушки", "Отблески сияния",
 пьесы и др.), включая "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов".
 В "Прологе" (предназначавшемся для публикации за
 рубежом) политическая тема непосредственно отражена в сюжете, в особенности в
 первой части ("Пролог пролога"), где воссоздана на широкой
 прототипической основе борьба демократов с либералами и консерваторами в связи
 с начатой в Петербурге предреформенной кампанией (действие происходит в 1857
 г.). Вождем демократов выступает журналист Волги", в котором узнаются
 многие черты самого Ч. Незаконченность второй части ("Из дневника
 Левицкого за 1857 год"), посвященной в основном жизни Левицкого (его
 прототип - Добролюбов) в деревне. не позволяет в полном объеме судить о
 деятельности этого героя, революционная направленность которой подчеркнута
 тщательной конспирацией. В изображении "новых людей" Ч. отходит от
 принципа группового портрета, используемого в "Что делать?" (характеристики
 Лопухова и Кирсанова). Герои существенно расходятся в понимании перспектив
 общественного развития, спорят по тактическим вопросам (политический реализм и
 "апатия" Волгина противостоят нетерпению Девиц- кого, некоторым
 либеральным иллюзиям Соколовского и в особенности Нивельзина). Оценивая в конце
 60 гг. (в условиях спада крестьянского движения, эволюции либерализма, развития
 народничества) предреформенную "весну". Ч. в гораздо большей степени,
 чем в "Что делать?", обнажает трудности, стоящие перед
 "мужицкими" демократами в связи с неподготовленностью масс к революции.
 Трезвый анализ Волгиным общественно-политической ситуации, его революционная
 тактика - не только ретроспекция Ч.. но и, вероятно, предостережение народникам
 (с которыми он тесно общался в Александровском заводе).
 В юмористическом ключе изображены .в романе либералы -
 "прогрессисты" (Рязанцев и его почитатели), в гротескно-сатирическом
 - правительственные чиновники - деятели реформы (Савелов, Чаплин). Их
 беспринципность проявляется не только в политике, но и в личных отношениях
 (история Савеловой). Своеобразной параллелью к трудностям политического руководства
 массами выступает в романе, тема помощи отдельной личности. В ошибочных первоначальных
 прогнозах Волгина относительно Савеловой. Левицкого относительно Анюты, Настеньки,
 в его тщетной попытке воздействовать на Мерк ощутима автополемика с "Что
 делать?" (история Настеньки Крюковой и др.). Однако автополемические
 мотивы "Пролога" не следствие пересмотра концепции личности и теории
 "расчета выгод"; рассуждая, извлекая уроки из заблуждений, главные
 герои проходят школу самовоспитания, учатся быть руководителями. Факты
 повседневности осмысляются как симптомы тенденций, которые нужно учитывать в
 политике (случай с Чекаловым). В целом "Пролог" свидетельствует о развитии
 революционной мысли Ч. в пореформенный период.
 Соч.: Полн. собр. соч.: В 15 т. 1 Под обш. ред. Б. Л.
 Козьмина и др.-М.. 1939-1953. Т. 16 (дополнит.): Что делать? Из рассказов о
 новых людях 1 Изд. полют. Т. И. Орнатсная и С. А. Рейсер. -Л., 1975
 |    |  |