–ефераты. „ехов      јнтон ѕавлович
„ехов јнтон ѕавлович

„ехов јнтон ѕавлович

„ехов јнтон ѕавлович


„≈’ќ¬ јнтон
ѕавлович (1860-1904), русский писатель, почетный академик ѕетербургской јЌ
(1900-02). Ќачинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов
(псевдоним Ч јнтоша „ехонте и др.). ќсновные темы творчества Ч идейные искани€
интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевна€
Ђсмиренностьї перед пошлостью жизни других (Ђ—кучна€ истори€ї, 1889; Ђƒуэльї,
1891; Ђƒом с мезониномї, 1896; Ђ»онычї, 1898; Ђƒама с собачкойї, 1899). ¬
рассказах ЂЅабье царствої (1894), Ђћужикиї (1897), Ђ¬ оврагеї (1900) показал
дикость и жестокость деревенской жизни. Ѕольшой силы социального и
художественного обобщени€ „ехов достиг в рассказах Ђѕалата є6ї (1892), Ђ„еловек
в футл€реї (1898). ¬ пьесах Ђ„айкаї (1896), Ђƒ€д€ ¬ан€ї (1897), Ђ“ри сестрыї
(1901), Ђ¬ишневый садї (1904), поставленных на сцене ћосковского
’удожественного “еатра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу
предчувстви€ гр€дущего. √лавный герой „ехова Ч р€довой человек со своими
каждодневными делами и заботами. “онкий психолог, мастер подтекста, своеобразно
сочетавший юмор и лиризм.
* * *
„Ш≈’ќ¬
јнтон ѕавлович [17 (29) €нвар€ 1860, “аганрог Ч 2 (15) июл€ 1904, Ѕаденвейлер,
ёжна€ √ермани€; похоронен в ћоскве на Ќоводевичьем кладбище], русский писатель.
—емь€. ”чеба. јнтоша „ехонте
–одилс€ в
многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; училс€ в
классической гимназии, одновременно помога€ отцу в торговле.   гимназическим
годам относ€тс€ первые литературные опыты „ехова Ч водевили, сцены, очерки,
анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных
юмористических журналов.
ѕосле
поступлени€ на медицинский факультет ћосковского университета (1879)
литературный труд становитс€ дл€ „ехова основным источником заработка: с этого
времени его Ђюмористические мелочиї регул€рно публикуютс€ на страницах массовых
иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (јнтоша „ехонте,
„еловек без селезенки и др.).
ѕосле
окончани€ университета (1884) „ехов, работа€ уездным врачом, продолжает
Ђмногописаниеї: основным жанром в его творчестве этого периода €вл€етс€
традиционный дл€ массовой периодики короткий рассказ Ч сценка, этюд, набросок,
основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный
или смешной случай из жизни. –ассе€нные по периодике, написанные в рамках
определенного объема и к установленному сроку, призведени€ этого времени
составили сборники Ђѕестрые рассказыї (1886) и ЂЌевинные речиї (1887).
¬хождение в Ђбольшуюї литературу
’удожественные открыти€ „ехова
Ќовый этап
в творческой биографии „ехова Ч Ђвхождение в литературуї Ч св€зан с началом его
регул€рного сотрудничества в газете ј. —. —уворина ЂЌовое врем€ї (с 1886), где
произведени€ „ехова впервые по€вились под его насто€щим именем, и выходом
сборника Ђ¬ сумеркахї (1887), выделенного критикой из общего потока массовой
беллетристики (признавалась несомненна€ талантливость писател€, его способность
немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать
поэтическое настроение). ¬ том же 1887 пьесой Ђ»вановї (поставлена на сцене
театра  орша) „ехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым
еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового
драматического искусства.
¬нимание
критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих
литераторов (ƒ. ¬. √ригоровича, ј. Ќ. ѕлещеева, ¬. √.  ороленко) были расценены
„еховым как приглашение к профессиональной литературной де€тельности, что
потребовало от него пересмотра собственного отношени€ к литературным зан€ти€м
как способу заработка или веселой забаве. ¬ повести Ђ—тепьї, опубликованной в
1888 в журнале Ђ—еверный вестникї, обозначились главные художественные открыти€
„ехова: отсутствие традиционного дл€ русской литературы геро€, выражающего
авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира,
преломленного эмоциональным человеческим воспри€тием; передача душевного
состо€ни€ персонажей через Ђслучайныеї реплики и жесты.
ѕоездка на —ахалин
¬ 1890
„ехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправл€етс€ в длительное
путешествие через —ибирь на остров —ахалин дл€ Ђизучени€ быта каторжников и
ссыльныхї. “ворческим итогом путешестви€ становитс€ книга Ђќстров —ахалинї
(1895), написанна€ в жанре Ђпутевых записокї; в ее основу легли не только
личные впечатлени€ от многочисленных встреч, но и собранные им на острове
статистические данные.
Ћитературна€ репутаци€
¬ первой
половине 1890-х гг. „ехов становитс€ одним из самых читаемых писателей –оссии Ч
его произведени€ регул€рно по€вл€ютс€ в журналах Ђ—еверный вестникї и Ђ–усска€
мысльї (с 1892), газетах ЂЌовое врем€ї (до 1893) и Ђ–усские ведомостиї; выход€т
отдельные издани€ и сборники (Ђ–ассказыї, 1888; Ђ’мурые людиї, 1890; ѕовести и
рассказыї, 1894), которые посто€нно переиздаютс€, вызыва€ широкий резонанс в
литературных кругах. Ќе отрица€ растущий талант „ехова, критика оказываетс€ по
большей части неспособной прин€ть особенности его Ђобъективнойї (как он сам
характеризовал ее) художественной манеры, обвин€ет писател€ в равнодушии к
социальным проблемам, в отсутствии пр€мых авторских оценок и мировоззрени€ в
целом, в том, что он пишет Ђс холодной кровьюї, в излишнем Ђфотографизмеї и т.
д.; в высказывани€х героев усматривает позицию писател€: так, слова старого
профессора об отсутствии у него Ђобщей идеиї (повесть Ђ—кучна€ истори€ї, 1889)
воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество
„ехова. »сключение составила повесть Ђѕалата N 6ї (1892), за которой было
признано бесспорное общественное значение. ¬ целом же за „еховым закрепилась
репутаци€ писател€, чуждающегос€ социальных проблем, Ч бытописател€ и мастера
тонкого психологического анализа.
ѕроблематика рассказов
¬
многочисленных рассказах этого времени „ехов обращаетс€ к исследованию души
современного человека, испытывающего вли€ние разнообразных социальных, научных
и философских идей: пессимизма (Ђќгниї, 1888), социального дарвинизма (Ђƒуэльї,
1891), радикального народничества (Ђ–ассказ неизвестного человекаї, 1893);
решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (Ђ“ри годаї, Ђ—упругаї,
Ђјриаднаї, все 1895), аномальных €влений психики (Ђ„ерный монахї, 1894) и др.
ќсновой сюжетов становитс€ не столкновение человека с грубой социальной средой,
но внутренний конфликт его духовного мира: герои „ехова Ч Ђхмурыеї, скучные,
живущие Ђв сумеркахї люди, оказываютс€ жизненно несосто€тельными в силу
собственной неспособности к творческой реализации, неумени€ преодолевать
душевное отчуждение от других людей; их несчасть€ не имеют фатальной
предопределенности и не обусловлены исторически Ч они страдают по причине
собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной
апатии.
Ќоваторство драматургии
ќдновременно
„ехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, Ђшуткиї,
водевили (Ђ—вадьбаї, 1890), комедию ЂЋешийї (1890). ¬ середине 1890-х гг. „ехов
вернулс€ к своим драматургическим поискам, пыта€сь перенести в пьесы основные
принципы Ђобъективнойї прозы: сюжетна€ острота смен€лась внешне спокойным
течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных
переживаний героев. ¬ фабуле ослабл€лись элементы занимательности, что
восполн€лось психологической насыщенностью действи€, напр€женность которого
поддерживалась Ђслучайнымиї репликами, приобретавшими символическую окрашенность,
а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, Ђпостороннимиї
звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый
дл€ воспри€ти€ чеховской драматургии психологический подтекст. ќднако к
адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы:
представление пьесы Ђ„айкаї на сцене јлександринского театра (1896) закончилось
провалом, и только постановка ћосковского ’удожественного театра (1898) открыла
публике искусство „ехова-драматурга. ѕостановки последующих чеховских пьес
(Ђƒ€д€ ¬ан€ї, 1899; Ђ“ри сестрыї, 1901, Ђ¬ишневый садї, 1904) осуществл€лись
только на сцене этого театра.
ѕоследний период творчества
¬ конце
1890-х Ч начале 1900-х гг. „ехов Ч признанный и попул€рный мастер: журналы ищут
его участи€, по€вление новых произведений расцениваетс€ критикой как событие
литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические
дискуссии Ч о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д.
¬ его творчестве возникают новые темы. ¬ерный принципам Ђхудожественной
объективностиї, „ехов создает мрачные картины оторванного от культуры
кресть€нского быта (Ђћо€ жизньї, 1896; Ђћужикиї, 1897; Ђ¬ оврагеї, 1900). “ема
нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее
неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимаетс€ в рассказе
Ђƒом с мезониномї (1896), Ђмаленькой трилогииї Ђ„еловек в футл€реї,
Ђ рыжовникї, Ђќ любвиї (1898). ¬ то же врем€ многие герои его последних
произведений все сильнее испытывают Ђтоску по идеалуї, переживают стремление к
новой, лучшей жизни (Ђѕо делам службыї, 1898; Ђјрхиерейї, 1902; ЂЌевестаї,
1903). „уждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному
утопизму, „ехов не прописывает рецептов нравственного совершенствовани€,
общественного переустройства или духовного преображени€, но в томлени€х и муках
своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существовани€
видит доказательства принципиальной возможности дл€ человека устроить свою
жизнь правдиво, достойно и радостно.
«начение творчества
’удожественные
открыти€ „ехова оказали огромное вли€ние на литературу и театр 20 в. ≈го
драматические произведени€, переведенные на множество €зыков, стали
неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
—очинени€:
ѕолное
собрание сочинений и писем: ¬ 30 т. “. 1-18. —очинени€. “. 1-12. ѕисьма. ћ.,
1974-1983.
Ћитература:
„ехов в
воспоминани€х современников. ћ., 1960.
—кафтымов
ј. ѕ. Ќравственные искани€ русских писателей. ћ., 1972.
„ехов ћ. ѕ.
¬округ „ехова. ћ., 1985.
„удаков ј.
ѕ. ћир „ехова: возникновение и утверждение. ћ., 1986.
√ромов ћ.
ѕ. „ехов. ћ., 1993.
ј. ј. Ќосов
–еферат личное и социальное в рассказе чехова дом с мезонином. „удаков мир чехова возникновение и утверждение читать. —очинение на тему чем мне нрав€тс€ рассказы чехова. јнтон павлович чехов о любви действующие лица. „ехов јнтон ѕавлович ёмористические рассказы. ƒом с ћезонином пероблематика произведени€. јнтон ѕавлович „ехов информаци€ о человека. Ќастроение и подтекст в драматургии „ехова. ќтзыв о рассказе чехова ƒень за городом. ќсновные темы и идеи рассказов чехова. јнтон ѕавлович „ехов –ассказ о любви. ∆анр и проблематика „ехов ќ любви. „ехов скрипка ротшильда сочинени€. Ёссе на тему что € думаю о чехове. „ехов крыжовник как создавалось.

–ефераты. „ехов      јнтон ѕавлович
–екомендуем


–ефераты. „ехов      јнтон ѕавлович