Рефераты. Царь рыба       Астафьев
Царь рыба Астафьев

Царь рыба Астафьев

Царь рыба Астафьев


Человек и природа, их единство и
противоборство – стержневая тема «Повествования  в рассказах» Виктора Астафьева.
Пожалуй, никогда ещё
проблема взаимоотношений  человека и
природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно.
«Нам не привыкать к потерям, - писал 
С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет  момент потерять природу,  – 
после этого терять уже будет нечего».
В осознании этого диалектического процесса не последняя роль
принадлежит литературе. И Астафьев – чуткий художник – не мог остаться в
стороне от проблемы.
Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они
отмечены загадкой таланта, звуками Родины, - светлой и чистой, горькой и
радостной музыкой человеческой судьбы.
Вся его многообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у
читателей. Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и
многочисленные рассказы, и повести «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад»,
«Пастух и пастушка», «Последний поклон».
Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение
«Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР.
В рассказе «Царь-рыба» жизненный сюжет идёт навстречу художнику.
Главный герой рассказа «Царь-рыба» Зиновий Игнатьич, уважаемый в
посёлке Чуш человек. К чушанцам относится он снисходительно, с некой долей
превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был
внимателен, любому приходил на помощь.
Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний –
сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не
раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается
Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его «дюралька»
(моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и
белой краской, мотор не трещит, не верещит, поёт свою песню довольным, звенящим
голоском. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не
измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех,
и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь
чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой – гнильцой
самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали
чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на
родного брата,  и не просто руку –
ружьё!
Случай, описанный в рассказе «Царь-рыба» произошёл с Игнатьичем в
студёную осеннюю пору, когда тот вышел на Енисей и завис на самоловах. Пять раз
заплывал рыбак и тянул «кошку» по дну реки, времени потерял уйму, промёрз до
самых костей, но зато, лишь подцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал:
на нём крупная рыбина. По всем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму
глубин угадывался на самолове осётр, большой, но уже умаянный. Увидел его
Игнатьич и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в громадной
величине рыбы, но и в формах её тела, от мягких, безжильных, как бы червячных
усов, висящих под ровно состругнутой внизу головой до перепончатого, крылатого
хвоста – на доисторического ящера походила рыбина. Из воды, из-под костлявого
панциря в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг
тёмных зрачков. Эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной
холодностью, чего-то таил в себе. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким
чудовищем. Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он
поможет, но ведь тогда придётся делить осетра, а этого очень не хотелось
Игнатьичу. «Вот она, дрянь-то твоя и выявилась», - с презрением думал о себе
Игнатьич.
Упускать такого осетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и
то не всякому якову. Много всякой всячины наслушался Игнатьич про царь-рыбу,
хотел её богоданную, сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел. Дедушка
говаривал: «Лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить,
перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать её». Но Игнатьич решил
брать за жабры осетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед
тот же. С огромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил
её в лодку, готовый дать по выпуклому черепу осетра обухом. Но тут-то
находящаяся в столбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича
бросило в ледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащи его в глубину, а рыба
продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды. И рыба и человек
слабели, истекали кровью. Зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей
природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть.
Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича
в том, что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности. И прощения он
у неё не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся. Последние его слова,
которые он смог просипеть, не владея ртом, были: «Прости, Глаша!». Больше
Зиновий Игнатьич услыхал шум мотора «Вихрь». Это приближался к самоловам брат.
Волна от пролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу,
и она, отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну.
Удар. Рывок. Рыба перевернулась на живот, взбурлила хвостом, и лопнуло сразу
несколько крючков. Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова,
изорвав своё тело в клочья. Яростная, тяжело раненая, но не укрощенная, она
грохнулась где-то уже в невидимости, буйство охватило освободившуюся, волшебную
царь-рыбу. «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. Я про тебя никому не скажу!»
молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз,
душе – от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения.
Дочитав рассказ «Царь-рыба», понимаешь, что мир природы таит в себе дух
справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной
человеком.
«Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере, осердеченной
мыслью художника о самом личном и кровном. Прямой, честный, безбоязненный
разговор о проблемах актуальных, значимых. О них спорят учёные. Над ними думают
проектировщики. Проблемах народного масштаба: об утверждении и
совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и
целях нашей активности в «покорении» природы. Сама жизнь ставит эти проблемы.
Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное
богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природу? Как избежать, не
допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные
законы природы – колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и
нравственная.
Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не
истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.
Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот
безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя
бездушно-потребительское обращение с природой. До сильного живого образа
вырастает в повести образ браконьерства – хищнического поведения человека в
тайге, на реке.
На людях, их судьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание
автора. В повести много героев. Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных,
«работников рыбнадзора» и «браконьеров». Писатель не судит их, даже самых
закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.
Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он
остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности,
взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и
завтрашнего.
Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.                                                                       
        
Нравственные проблемы в произведениях современных писателей царь рыба В Астафьев. Чем обидел Игнатьич Глашу Кухлину в рассказе царь рыба прочитать без скачивания. Экологические проблемы современной литературы на примере Царь рыба Астафьев. Самое важное в жизни человека по В П Астафьеву это сохранить себя духовно. Реферат на тему нравственные проблемы в произведениях царь рыба астафьева. Конспект урока по литературе класс по циклу рассказов астафьева царь рыба. Экологические проблемы в современной литературе по астафьеву царь рыба. Какие проблемы в рассказе царь рыба астафьев поставил в этом рассказе. Как в повести В Астафьева Царь и рыба решается экологическая проблема. Экологические и нравственные проблемы в повести астафьева царь рыба. Реферат биография Виктора Астафьева в произведениях Царь рыба Люда. Астафьев царь рыба раздумья Игнатьича о чем сожалеет он и почему. Реферат на тему нравственные проблемы произведения В А Астафьев. Конспект урока по теме Астафьев Царь рыба Москва Россия Москве. Что сближает Царь рыбу с романом и чем она от него отличается.

Рефераты. Царь рыба       Астафьев
Рекомендуем


Рефераты. Царь рыба       Астафьев