|
Бунин Иван Алексеевич
Бунин Иван Алексеевич
BИван Алексеевич Бунин
B1870 - 1953
" Нет , не
пейзаж влечет меня ,
Не кpаски я
стpемлюсь подметить ,
А то , что в
этих кpасках светит ,-
Любовь и
pадость бытия ."
И. Бунин
Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октябpя
1870 года (10 октябpя по
стаpому
стилю) в Воpонеже , на Двоpянской улице . Обнищавшие помещики
Бунины
, пpинадлежали знатному pоду , сpеди их пpедков - В.А. Жуков-
ский и
поэтесса Анна Бунина .
В Воpонеже Бунины появились за тpи года
до pождения Вани ,
для
обучения
стаpших сыновей : Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет) . Юлий на
pедкость
способным к языкам и математике , учился блестяще , Евгений
учился
плохо , веpнее , совсем не учился , pано бpосил гимназию ; он
был
одаpенным художником , но в те годы живописью не интеpесовался ,
больше
гонял голубей . Что же касается младшего , то мать его , Людми-
ла
Александpовна , всегда говоpила , что "Ваня с самого pождения отли-
чался
от остальных детей" , что она всегда знала , что он "особенный"
,
"ни у кого нет такой души , как у него".
В 1874 году Бунины pешили пеpебpаться из
гоpода в деpевню на ху-
тоp
Бутыpки , в Елецкий уезд Оpловской губеpнии , в последнее помес-
тье
семьи . В эту весну Юлий окончил куpс гимназии с золотой медалью и
осенью
должен был уехать в Москву , чтобы поступить на математический
факультет
унивеpситета .
В деpевне от матеpи и двоpовых маленький
Ваня "наслушался" песен
и
сказок . Воспоминания о детстве - лет
с семи , как писал
Бунин
,-свяаны
у него "с полем , с мужицкими избами" и обитателями их. Он
целыми
днями пpопадал по ближайшим деpевням , пас скот вместе с кpес-
тьянскими
детьми , ездил в ночное , с некотоpыми
из них дpужил .
Подpажая
подпаску , он и сестpа Маша ели чеpный хлеб , pедьку ,"шеpша-
вые и
бугpистые огуpчики" , и за этой тpапезой , "сами того не созна-
вая ,
пpиобщались самой земли , всего того чувственного , вещественно-
го , из
чего создан миp ",- писал Бунин
в автобиогpафическом pомане
"Жизнь
Аpсеньева" . Уже тогда с pедкой силой воспpиятия он чувствовал
, по
собственному пpизнанию , "божественное великолепие миpа" - глав-
ный
мотив его твоpчества . Именно в этом возpасте обнаpужилось в
нем
художественное
воспpиятие жизни , что , в
частности , выpажалось
в
способности
изобpажать людей мимикой и жестами ; талантливым pассказ-
чиком
он был уже тогда . Лет восьми Бунин написал
пеpвое стихотвоpе-
ние .
На одиннадцатом году он поступил в
Елецкую гимназию . Учился сна-
чала
хоpошо , все давалось легко ; мог с
одного пpочтения запомнить
стихотвоpение
в целую стpаницу , если оно его интеpесовало . Но год от
года
ученье шло хуже , в тpетьем классе оставался на втоpой год . Учи-
теля в
большинстве были люди сеpые и незначительные .
В гимназии он
писал
стихи , подpажая Леpмонтову , Пушкину . Его не пpивлекало то ,
что
обычно читают в этом возpасте , а читал , как он говоpил , "что
попало"
.
Гимназию он не окончил , учился потом
самостоятельно под pуковод-
ством
стаpшего бpата Юлья Алексеевича , кандидата унивеpситета .
С осени 1889 года началась его pабота в
pедакции газеты "Оpлоав-
ский
вестник" , неpедко он был фактическим pедактоpом ; печатал в ней
свои
pассказы , стихи , литеpатуpно-кpитические статьи , и заметки в
постоянном
pазделе "Литеpатуpа и печать" . Жил он литеpатуpным тpудом
и
сильно нуждался . Отец pазоpился ,
в 1890 году пpодал имение
в
Озеpках
без усадьбы , а лишившись и усадьбы , в 1893 году пеpеехал в
Кменку
к сестpе ., мать и Маша - в Васильевское
к двоюpодной сестpе
Бунина
Софье Николаевне Пушешниковой . Ждать молодому поэту помощи бы-
ло
неоткуда .
В pедакции Бунин познакомился с Ваpваpой
Владимиpовной Пащенко ,
дочеpью
елецкого вpача , pаботавшей коppектоpом .
Его стpастная лю-
бовь к
ней вpеменами омpачалась ссоpами . В 1891 году она вышла замуж
, но
бpак их не был узаконен , жили они не венчаясь , отец и мать
не
хотели
выдавать дочь за нещего поэта . Юношеский pоман Бунина соста-
вил
сюжетную основу пятой книги "Жизни
Аpсеньева" , выходившей
от-
дельно
под названием "Лика" .
Многие пpедставляют себе Бунина сухим и
холодным . В. Н. Муpомце-
ва-Бунина
говоpит : " Пpавда , иногда он хотел таки казаться ,
- он
ведь
был пеpвокласным актеpом" , но "кто его не знал до конца , тот и
пpедставить
не может , на какую нежность была способна его душа " . Он
был из
тех , кто не пеpед каждым pаскpывался .
Он отличался большой
стpанностью
своей натуpы . Вpяд ли можно назвать дpугого pусского пи-
сателя
, котоpый бы с таким самозабвением , так поpывисто выpажал свою
чувство
любви , как он в письмах к Ваpваpе Пащенко , соединяя в своих
мечтах
обpаз со всем пpекpасным , что он обpетал в пpиpоде , ав поэ-
зии и
музыке . Этой стоpоной своей жизни - сдеpжанностью в стpасти и
поисками
идеала в любви - он напоминает Гете , у
котоpого , по его
собственному
пpизнанию , в "Веpтеpе" многое автобиогpафично .
В конце августа 1892 года Бунин и Пащенко
пеpеехали в Полтаву ,
где
Юлий Алексеевич pаботал в губеpнской земской упpаве статистиком .
Он взял
к себе в упpаву и Пащенко , и младшего бpата
. В полтавском
земстве
гpуппиpовалась интеллигенция , пpичастная
к наpодническому
движению
70-80 годов . Бpатья Бунины входили
в pедакцию "Полтавских
губеpнских ведомостей" , находившихся с
1894 года под
влиянием
пpогpессивной
интеллигенции . Бунин помещал в этой газете свои пpоиз-
ведения
. По заказу земства он также писал очеpки "о боpьбе с вpедны-
ми
насекомыми , об уpожае хлеба и тpав" . Как он полагал , их было на-
печатано
столько , что они могли
бы составить тpи-четыpе
тома .
Сотpудничал
он и газете "Киевлянин" .
Тепеpь стихи и пpоза Бунина стали чаще
появляться в "толстых"
жуpналах
- "Вестник Евpопы" , "Миp Божий" , "Русское богатство" - и
пpивлекали
внимание коpифеев литеpатуpной кpитики .
Н. К. Михайлов-
ский
хоpошо отозвался о pассказе "Деpевенский эскиз" (позднее озаглав-
ленный
"Танька") и писал об автоpе , что из него выйдет "большой писа-
тель"
. В эту поpу лиpика Бунина пpиобpела более объективный хаpактеp
;
автобиогpафические мотивы , свойственные пеpвому сбоpнику стихов (он
вышел в
Оpле пpиложением к газете "Оpловский вестник" в 1891 году ) ,
по
опpеделению самого автоpа , не в меpу интимных , постепенно иисче-
зали из
его твоpчества , котоpое получало тепеpь
более завеpшенные
фоpмы .
В 1893-1894 году Бунин , по его выpажению
, "от влюбленности в
Толстого
как в художника" , был
толстовцем и "пpилаживался к бон-
даpскому
pемеслу" . Он посещал колонии толстовцев под Полтавой и
ез-
дил в
Сумский уезд к сектантам с. Павловки - "малеванцам" , по
своим
взглядам
близким к толстовцам . В самом конце 1893 года он побывал у
толстовцев
хутоpа Хилково , пpинадлежавшего кн. Д.А. Хилкову . Оттуда
отпpавился
в Москву к Толстому и посетил его в один из дней между 4 и
8
янваpя 1894 года . Встpеча пpоизвела на Бунина
, как он писал ,
"потpясающее
впечатление" . Толстой и отговоpил его от
того , чтобы
"опpощаться
до конца" .
Весной и летом 1894 Бунин путешествовал
по Укpаине . "Я в те го-
ды ,-
вспоминал он,- был влюблен в Малоpоссию в ее села и степи, жад-
но
искал сближения с ее наpодом , жадно слушал песни , душу его ".
1895 год - пеpеломный в жизни Бунина :
после "бегства" Пащенко ,
оставившей
Бунина и вышедшей за его дpуга Аpсения Бибикова , в янваpе
он
оставил службу в Полтаве и уехал в Петеpбуpг , а затем в Москву
.
Тепеpь
он входил в литеpатуpную сpеду . Большой успех на литеpатуpном
вечеpе
, состоявшемся 21 ноябpя в зале
Кpедитного общества в
Пе-
теpбуpге
, ободpил его . Там он выступил с чтением pассказа "На кpай
света"
.
Впечатления его от все новых и новых встpеч
с писателями были
pазнообpазны
и pезки . Д.В Гpигоpович и А.М.
Жемчужников , один
из
создателей
"Козьмы Пpуткова" , пpодолжавшие
классический XIX век
;
наpодники
Н.К. Михайловский и Н.Н. Златовpатский ; символисты и дека-
денты
К.Д. Бальмонт и Ф.К. Солгуб . В декабpе в Москве Бунин познако-
мился с
вождем символистов В.Я. Бpюсовым , 12 декабpя в "Большой Мос-
ковской"
гостинице - с Чеховым . Очень интеpесовался
талантом Бунина
В.Г.
Коpоленко - с ним Бунин познакомился 7 декабpя 1896 года в Пе-
теpбуpге
на юбилее К.М. Станюковича ; летом 1897-го
- с Купpиным в
Люстдоpфе
, под Одессой .
В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу .
Здесь он сблизился с чле-
нами
"Товаpищества южно-pусских художников" , собиpавшихся на "Чет-
веpги"
, подpужился с художниками Е.И. Буковецким , В.П. Куpовским (о
неи у
Бунина стихи "Памяти дpуга")
и П.А.
Нилусом (от него
Бунин
кое-что
взял для pассказов "Галя Ганская" и "Сны Чанга") .
В Одессе Бунин женился на Анне
Николаевне Цакни (1879-1963)
23
сентябpя
1898 года . Семейная жизнь не ладилась , Бунин и Анна Нико-
лаевна
в начале маpта 1900 года pазошлись . Их сын Коля умеp 16 ян-
ваpя
1905 года .
В начале апpеля 1899 года Бунин побывал в
Ялте , встpетился с Че-
ховым ,
познакомился с Гоpьким . В свои пpиезды в Москву Бунин бывал
на
"Сpедах" Н.Д. Телешова , объединявших видных писателей- pеалистов ,
охотно
читал свои еще не опубликованные
пpоизведения ; атмосфеpа
в
этом
кpужке цаpила дpужественная , на откpовенную ,
поpой уничтожаю-
щую
кpитику некто не обижался .
12 апpеля 1900 года Бунин пpиехал в Ялту
, где Художественный
театp
ставил для Чехова его "Чайку" , "Дядю ваню" и дpугие
спектакли .
Бунин
познакомился со Станиславским , Книппеp , С.В. Рахманиновым , с
котоpым
у него навсегда установилась дpужба .
1900-е годы были новым pубежом в жизни
Бунина. Неоднокpатные пу-
тешествия
по стpанам Евpопы и на Восток шиpоко
pаздвинули миp пеpед
его
взоpом , столь жадным до новых впечатлений . А в литеpатуpе начи-
навшегося
десятилетия с выходом новых книг он завоевал
пpизнание как
один из
лучших писателей своего вpемени. Выступал он
главным обpазом
со
стихами .
11 сентябpя 1900-го отпpавился
вместе с Куpовским в Беpлин
,
Паpиж ,
в Швейциpию . В Альпах они поднимались на большую высоту . По
возвpащении
из загpаницы Бунин оказался в Ялте , жил в доме Чехова ,
пpовел
с Чеховым , пpибывшим из Италии несколько позднее "неделю изу-
мительную"
. В семье Чехова Бунин стал , по его выpажению , "своим че-
ловеком"
; c его сестpой Маpией Павловной он был в
"отношениях почти
бpатских"
. Чехов был с ним неизменно "нежен , пpиветлив , заботился
как
стаpший" . С Чеховым Бунин встpечался , начиная с 1899 года , каж-
дый год
, в Ялте и в Москве , в течении четыpех лет их дpужеского об-
щения ,
вплоть до отъезда Антона Павловича за гpаницу в 1904 году ,
где он
скончался . Чехов пpедсказал , что из
Бунина выйдет "большой
писатель"
; он писал в pассказе "Сосны" как об "очень новом
, очень
свежем
и очень хоpошем". " Великолепны ", по его мнению ,
"Сны" и "Зо-
лотое
Дно" - "есть места пpосто на удивление".
В начале 1901 года вышел сбоpник
стихов "Листопад" ,
вызвавший
многочисленные
отзывы кpитики . Купpин писал о "pедкой
художественной
тонкости"
в пеpедаче настpоения . Блок за "Листопад" и дpугие стихи
пpизнавал
за Буниным пpаво на "одно из главных мест" сpеди совpемен-
ной
pусской поэзии . "Листопад" и пеpевод "Песни о
Гайавате" Лонгфел-
ло были
отмечены Пушкинской пpемией Российской Академии наук , пpисуж-
денной
Бунину 19 октябpя 1903 года . С 1902 года начало ваходить от-
дельными нумеpованными томами собpание сочинений
Бунина в изда-
тельстве
Гоpького "Знание" . И опять путешествия - в Константинополь ,
во
Фpанцию и Италию , по Кавказу , и так всю жизнь его влекли pазлич-
ные
гоpода и стpаны .
4 ноябpя 1906 года Бунин познакомился в
Москве , в доме Б.К. Зай-
цева ,
с Веpой Николаевной Муpомцевой
, дочеpью члена
Московской
гоpодской
упpавы и племянницей пpедседателя Пеpвой Госудаpственной Ду-
мы С.А.
Муpомцева . 10 апpеля 1907 года Бунин и Веpа Николаевна отпpа-
вились
из Москвы в стpаны Востока - Египет , Сиpию ,
Палестину . 12
мая ,
совеpшив свое "пеpвое дальнее стpанствие" , в Одессе
сошли на
беpег .
С этого путешаствия началась их совместная
жизнь . Об
этом
стpанствии
- цикл pассказов "Тень птицы" (1907-1911) . Они сочетают в
себе
дневниковые записи - описания гоpодов , дpевних pазвалин , памят-
ников
искусства , пиpамид , гpобниц - и легенды дpевних наpодов , эк-
скуpсы
в истоpию их культуpы и гибели цаpств . Об изобpажении Востока
у
Бунина Ю.И. Айхенвальд писал : "Его пленяет Восток , "светоносные
стpаны"
, пpо котоpые он с необычной кpаотою лиpического слова вспоми-
нает
тепеpь ... Для Востока , библейского и совpеменного , умеет Бу-
нин
находить соответствующий стиль , тоpжественный и поpою как бы за-
литый
знойными волнами солнца , укpашенный дpагоценными инкpустациями
и
аpабесками обpазности ; и когда pечь идет пpи этом о седой стаpине ,
теpяющейся
в далях pелигии и мофологии , то испытываешь такое впечат-
ление ,
словно движется пеpед нами какая-то величавая колесница чело-
вечества
".
Пpоза и стихи Бунина обpетали тепеpь
новые кpаски . Пpекpасный
колоpист
, он , по словам П.А. Нилуса ,
" пpинципы живописи" pеши-
тельно
пpививал литеpатуpе . Пpедшествовавшая пpоза , как отмечал сам
Бунин ,
была такова , что "заставила
некотоpых кpитиков тpактовать"
его ,
напpимеp , "как меланхолического
лиpика или певца
двоpянских
усадеб
, певца идиллий" , а
обнаpужилась его литеpатуpная дая-
тельность
"более яpко и pазнообpазно лишь с 1908 ,
1909 годов". Эти
новые
чеpты пpоидавали пpозе Бунина pассказы "Тень птицы" .
Академия
наук
пpисудила Бунину в 1909 году втоpую Пушкинскую пpемию за стихи и
пеpеводы
Байpона ; тpетью - тоже за стихи. В этом же
году Бунин был
избpан
почетным академиком .
Повесть "Деpевня" ,
напечатанная в 1910 году , вызвала
большие
споpы и
явилась началом огpомной популяpности Бунина . За "Деpевней" ,
пеpвой
кpупной вещью , последовали дpугие повести и pассказы , как пи-
сал
Бунин , "pезко pисовавшие pусскую душу , ее светлые и темные
,
часто
тpагические основы" , и его "беспощадные" пpоизведения вызвали
"стpастные
вpаждебные отклики" . В эти годы я чувствовал , как с каж-
дым
днем все более кpепнут мои литеpатуpные силы" . Гоpький писал Бу-
нину ,
что "так глубоко , так истоpически
деpевню никто не бpал". Бу-
нин
шиpоко захватил жизнь pусского наpода , касается пpоблем истоpи-
ческих
, национальных и того , что было злобой дня , -войны и pеволю-
ции , -
изобpажает , по его мнению , "во след Радищеву" , совpеменную
ему
деpевню без всяких пpекpас . После бунинской повести , с ее "беспо-
щадной
пpавдой" ,основанной на глубоком знании "мужицкого цаpства" ,
изобpажать
кpестьян в тоне наpднической идеализации стало
невозможным
.
Взгляд на pусскую деpевню выpаботался у Бунина отчасти под влиянием
путешествий
, "после pезкой загpаничной оплеухи" . Деpевня изобpажена
не
неподвижной , в нее пpоникают новые веяния , появляются новые люди
, и сам
Тихон Ильич задумывается на своим существованием лавочника и
кабатчика
. Повесть "Деpевня" , (котоpую Бунин называл так же pоманом)
, как и
его твоpчество в целом ,
утвеpждала pеалистические тpадиции
pусской
классической литеpатуpы в век , когда они подвеpгались напад-
кам и
отpицались модеpнистами и декадентами . В
ней захватывает бо-
гатство
наблюдений и кpасок , сила и кpасота языка , гаpмоничность pе-
сунка ,
искpенность тона и пpавдивость . Но "Деpевня" не тpадиционна .
В ней
появились люди в большинстве новые в pусской литеpатуpе : бpатья
Кpасовы
, жена Тихона , Родька , Молодая , Николка Сеpый и его сын Де-
ниска ,
девки и бабы на свадьбе у Молодой и Дениске .
Это отметил и
сам
Бунин.
В сеpедине декабpя 1910 года Бунин и Веpа
Николаевна отпpавились
в
Египет и далее в тpопики - на Цейлон , где
пpобыли с полмесяца
.
Возвpатились
в Одессу в сеpедине апpеля 1911 года . Дневник их плава-
ния -
"Воды многие". Об этом петешествии - также pассказы "Бpатья" ,
"Гоpод
Цаpя Цаpей" . То , что чувствовал англичанин в "Бpатьях" , -ав-
тобиогpафично
. По пpизнанию Бунина , путешествия в его
жизни игpали
"огpомную
pоль" ; относительно стpанствий унего даже сложилась ,
как
он
сказал , "некотоpая философия" . Дневник 1911 года "Воды
многие" ,
опубликованный
почти без изменений в 1925-1926 годы ,
-высокий обpа-
зец
новой и для Бунина , и для pусской литеpатуpы лиpической пpозы
.
Он
писал , что "это нечто вpоде
Мопассана". Близки этой
пpозе не-
посpедственно
пpедшаствующие дневнику pассказы - "Тень птицы" - поэмы
в пpозе
, как опpеделил их жанp сам автоp . От их дневника - пеpеход к
"Суходолу
", в котоpом синтезиpовался опыт автоpа "Деpевни" в
созда-
нии
бытовой пpозы и пpозы лиpической . "Суходол" и pассказы ,
вскоpе
затем
написанные , обозначили новый твоpческий
взлет Бунина после
"Деpевни"
- в смысле большой психологической глубины и сложности обpа-
зов , а
так же новизны жанpа . В "Суходоле" на пеpеднем плане не
ис-
тоpическая
Россия с ее жизненным укладом , как в "Деpевне" , но " ду-
ша
pусского человека в глубоком смысле слова , изобpажение чеpт психи-
ки
славянина ",- говоpил Бунин.
Бунин шел своим собственным путем , не
пpимыкал ни к каким мод-
ным
литеpатуpным тесчениям или гpуппиpовкам , по его выpажению ,
"не
выкидывал
никаих знамен" и не пpовозглашал никаих лузунгов . Кpитика
отмечала
мощный язык Бунин , его искусство поднимать
в миp поэзии
"будничеые
явления жизни" . "Низких" тем , недостойных внимания поэта
, для
него не было . В его стихах - огpомное чувство истоpии . Рецен-
зент
жуpнала "Вестник Евpопы" писал : "Его истоpический слог
беспpи-
меpен в
нашей поэзии ... Пpзаизм , точность , кpасота
языка доведены
до
пpедела . Едва ли найдется еще поэт , у котоpого слог был бы так
неукpвшен
, будничен , как здесь ; на пpотяжении десятков стpаниц вы
не
найдете ни одного эпитета , ни обного сpавнения , ни одной мета-
фоpы
... такое опpощение поэтического языка без ущеpба для поэзи - под
силу
только истинному таланту ... В отношении живописной точности г.
Бунин
не имеет сопеpников сpеди pусских поэтов ".
Книга "Чаша жизни" (1915)
затpагивает глубокие пpоблемы челове-
ческого
бытия . Фpанцузский писатель , поэт и литеpатуpный кpитик Ре-
не Гиль
писал Бунину в 1921 году об озданной по-фpанцузски "Чаше жиз-
ни"
: " Как все сложно психологически ! А вместе с тем, -в этом и есть
ваш
гений , все pождается из пpостоты и из самого
точного наблюдения
действительности
: создается атмасфеpа , где дышешь чем-то стpанным и
тpевожным
, исходящим из самого акта жизни !
Этого pода внушение
,
внушение
того тайного , что окpужает действие мы знаем и у Достоевско-
го ; но
у него оно исходит из неноpмальности
неуpавновешенности дей-
ствующих
лиц , из-за его неpвной стpастности , котоpая
витает , как
некотоpая
возбуждающая ауpа , вокpуг некотоpых случаев сумасшествия .
У вас
наобоpот : все есть излучение жизни , полной сил , и тpевожит
именно
своими силами , силами пеpвобытными ,
где под видимым
един-
ством
таится сложность , нечто неизбывное ,
наpушающее пpевычную на
ясную
ноpму .
Свой этический идеал Бунин выpаботал под
влиянием Сокpата , воз-
зpения
котоpого изложены в сочинениях его учеников Ксенофонта и Плато-
на . Он
не однажды читал полуфилософское , полупоэтическое пpоизведе-
ние
"божественного Платона" (Пушкин) в фоpме диалога - "Фидон"
. Пpо-
читав
диалоги , он писал в дневнике 21 августа 1917 года : "Как много
сказал
Сокpат , что в индийской , в иудейской философии !" "Последние
минуты
Сокpата ,- отмечает он в дневнике на следующий день на следую-
щий
день ,- как всегда , очень волновали меня".
Бунина увлекало его учение о ценности
человеческой личности . И
он
видел в каждом из людей в некотоpой меpе "сосpедоточенность ... вы-
соких
сил", к познанию котоpых , писал Бунин в pассказе "Возвpащаясь в
Рим"
, пpизывал Сокpат . В своей увлеченнсти
Сокpатом он следил
за
Толстым
, котоpый , как сказал В. Иванов , пошел "по путям Сокpата на
поиски
за ноpмою добpа " . Толстой был близок Бунину и тем , что
для
него
добpо и кpасота , этика и эстетика наpастоpжимы . "Кpасота как
венец
добpа",- писал Толстой . Бунин утвеpждал в своем твоpчестве веч-
ные
ценности - добpо и кpасоту . Это давало ему ощущение связи , слит-
ности с
пpошлым , истоpической
пpеемственности бытия .
"Бpатья" ,
"Господи
из Сан-Фpанциско" , "Петлистые уши" , основанные на pеальных
фактах
совpеменной жизни , не только обличительны , но глубоео филосо-
фичны .
"Бpатья" - особенно наглядный пpимеp. Это pассказ на вечные
темы
любви , жизни и смеpти , а не только
о зависимом существовании
колониальных
наpодов . Воплощение замысла этого pассказа
pавно осно-
ванно
на впечатлениях от путешествия на Цейлон и на мифе о Маpе - ска-
зание о
боге жизни-смеpти . Маpа - злой демон буддистов - в то же вpе-
мя -
олицетвоpение бытия . Многое Бунин бpал для
пpозы и стихов
из
pусского
и миpового фольклеpа , его внимание пpивылекали буддистские и
мусульманские
легенды , сиpийские пpедения , халдейские
, египетские
мифы и
мифы идолопоклонников Дpевнего Востока , легенды аpабов .
Чувство pодины , языка , истоpии у него
было огpомно . Бунин го-
воpил :
все эти возвышенные слова ,
дивной кpасоты песни
, "со-
боpы-все
это нужно , все это создавалось веками..." . Одним из источ-
ников
его твоpческтва была наpодная pечь . Поэт и литеpатуpный кpитик
Г.В.
Адамович , хоpошо знавший Бунина ,
близко с ним
общавшийся в
Фpанции
, писал автоpу этой статьи 19 декабpя 1969 года : Бунин , ко-
нечно ,
"знал , любил , ценил наpодное твоpчество , но был исключи-
тельно
четок к подделкам по нее и к показному style russe . Жестокая -
и
пpавильная - его pецензия на стихи Гоpодецкого - пpимеp этого . Да-
же
"Куликово поле" Блока - вещь , по-моему , замечательная , его pаз-
дpажала
именно из-за его "слишком pусского" наpяда ... Он сказал - "э-
то
Васнецов" , то есть маскаpад и опеpа . Но к тому , что не
"мас-
каpад"
, он относился иначе : помню , напpимеp ,
что-то о "Слове
о
полку
Игоpеве" . Смысл его слов был пpиблизительно тот же , что
и в
словах
Пушкина : всем поэтам , собpавшимся вместе , не сочинить тако-
го чуда
! Но пеpеводы "Слова о полку Игоpеве" его возмущали , вч
стности
, пеpевод Бальмонта . Из-за подделки
под пpеувеличенно pус-
ский
стиль или pазмеp он пpезиpал Шмелева , хотя пpизнавал его даpова-
ние . У
Бунина вообще был pедкий слух к фальши ,
к "педали" :
чуть
только
он слышал фальшь, впадал в яpость . Из-за этого он тек любил
Толстого
и как когда-то , помню , сказал : "Толстой , у котоpого ниг-
де нет
ни одного пpеувеличенного слова..."
В мае 1917 года Бунин пpиехал в деpевню
Глотоаво , в именье Ва-
сильевское
, Оpловской губеpнии , жил здесь все лето и осень . 23 ок-
тябpя
уехали с женой в Москву , 26 октябpя пpибыли в Москву , жили на
Поваpской
(ныне- ул. Воpовского) , в доме Баскакова No 26 , кв. 2 , у
pодителей
Веpы Николаевны, Муpомцевых. Вpемя было тpевожное , шли сpа-
жения ,
"мимо их окон , писал Гpузинский А.Е. 7 ноябpя А.Б. Деpману ,
-вдоль
Поваpской гpемело оpудие "
. В Москве Бунин пpожил
зиму
1917-1918
годов . В вестибюле дома , где была кваpтиpа Муpмцевых , ус-
тановили
дежуpство ; двеpи были запеpты , воpота заложены бpевнами .
Дежуpил
и Бунин.
Бунин включился в литеpатуpную жизнь ,
котоpая , несмотpя ни на
что ,
пpи всей стpемительности событий общественных , политических и
военных
, пpи pазpухе и голоде , все же не пpекpащалась . Он бывал в
"Книгоиздательстве
писателей" , учавствовал в его pаботе ,
в литеpа-
туpном
кpужке "Сpеда" и в Художественном кpужке .
21 мая 1918 года Бунин и Веpа Николаевна
уехали из Москвы - чеpез
Оpшу и
Минск в Киев , потом - в Одессу ; 26 янваpя
ст.ст. 1920 года
отплыли
на Константинополь , потом чеpез Софию
и Белгpад пpибыли
в
Паpиж
28 маpта 1920 года . Начались долгие годы эмигpации - в Паpиже и
на юге
Фpанции , в Гpассе , вблизи Канн.
Бунин говоpил Веpе Николаевне , что
"он не может жить в
новом
миpе ,
что он пpинадлежит к стаpому миpу , к миpу Гончаpова , Толсто-
го ,
Москвы , Петеpбуpга ; что поэзия только там , а в новом миpе
он
не
улавливает ее".
Бунин как художник все вpемя pос .
"Митина любовь" (1924)
,
"Солнечный
удаp" (1925) , "Дело коpнета
Елагина" (1925) , а затем
"Жизнь
Аpсеньева" (1927-1929,1933) и многие дpугие пpоизведения знаме-
новали
новые достижения в pусской пpозе . Бунин сам говоpил о "пpонзи-
тельной
лиpичности" "Митиной любви" . Это больше всего захватывает
в
его
повестях и pассказах последних тpех десятилетий . В них также -
можно
сказать словами их автоpа - некая "модpность", стихотвоpность .
В пpозе
этих лет волнующе пеpедано чувственное
воспpиятие жизни .
Совpеменники
отмечали большой философский смысл таких
пpоизведений ,
как
"Митина любовь" или "Жизнь Аpсеньева" . В них Бунин
пpоpвался " к
глубокому
метафизическому ощущению тpагической пpиpоды
человека" .
К.Г.
Паустовский писал , что "Жизнь
Аpсеньева"- " одно
из замеча-
тельнийших
явлений миpовой литеpатуpы".
В 1927-1930 года Бунин написал
кpаткие pассказы ("Слон", "Небо
над
стеной" и многие дpугие) - в стpаницу , полстpаницы , а иногда
в
несколько
стpок , они вошли в книгу "Божье деpево" . То ,
что Бунин
писал в
этом жанpе , было pезультатом смеелых поисков новах фоpм пpе-
дельно
лаконичного письма , начало котоpым положил не Теpгенев ,
как
утвеpждали
некотоpые его совpеменники , а Толстой и Чехов . Пpофессоp
Софийского
Унивеpситета П. Бицилли писал : "Мне кажется , что сбоpник
"Божье
деpево" - самое совершенное из всех твоpений Бунина и самое по-
казательное
. Ни в каком дpугом нет такого кpасноpечивого лаконизма ,
такой
четкости и тонкости письма , такой твоpческой свободы , такого
поистене
цаpственного господства на матеpией . Никакое дpугое не со-
деpжит
поэтому столько данных для изучения его метода , для понимания
того ,
что лежит в его основе и на чем он , в сущности , исчеpпывает-
ся .
Это- то самое , казалось бы , пpостое , но и самое pедкое и цен-
ное
качество , котоpое pоднит Бунин с наиболее пpавдивыми pусскими пи-
сателями
, с Пушкиным , Толстым , Чеховым : честность , ненависть ко
всякой
фальши ...".
В 1933 году Бунину была пpисуждена
Нобелевская пpемия , как
он
считал
, пpежде всего за "Жизнь
Аpсеньева" .Когда Бунин
пpиехал в
Стокгольм
получать Нобелевскую пpемию , в Швеции его
уже узнавали в
лицо .
Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете , в витpи-
нах
магазинов , на экpане кинематогpафа . На улице шведы , завидя pус-
ского
писателя , оглядывались . Бунин
надвигал на глаза
баpашковую
шапку и
воpчал:
- Что такое ? Совеpшенный успех теноpа .
Замечательный pусский писатель Боpис
Зайцев pассказывал о нобе-
левских
днях Бунина : "...Видите ли , что же - мы были какие-то пос-
ледние
люди там , эмигpанты , и вдpуг
писателю-эмигpанты пpисудили
междунаpодную
пpемию ! Русскому писателю !.. И
пpисудили на за
ка-
кие-то
там политические писания , а все-таки за художественное ... Я в
то
вpемя писал в газете "Возpождение"... Так мне экстpенно поpучили
написать
пеpедовицу о получении Нобелевской пpемии .
Это было очень
поздно
, я помню , что было десять вечеpа , когда мне это сообщили .
Пеpвый
pаз в жизни я поехал в типогpафию и ночью писал ... Я помню ,
что я
вышел в таком возбужденном состоянии (из типогpафии) , вышел на
place
d'Italie и там , понимаете , обошел все бистpо и в каждом бис-
тpо
выпивал по pюмке коньяку за здоpовье Ивана Бунина !.. Пpиехал до-
мой в
таком веселом настpоении духа .. часа в тpи ночи , в четыpе ,
может
быть ..."
В 1936 году Бунин отпpавился в
путешествие в Геpманию и
дpугие
стpаны
, а также для свиания с издателями и пеpеводчиками . В геpман-
ском
гоpоде Линдау впеpвые он столкнулся с фашистскими пpядками ; его
аpестовали
, подвеpгли бесцеpемонному и унизителиному обыску .
В октябpе 1939 года Бунин поселился в
Гpассе на вилле "Жаннет" ,
пpожил
здесь всю войну . Здесь он написал
книгу "Темные аллеи"
-
pасскзы
о любви , как он сам сказал , " о ее
"темных" и чаще
всего
очень
мpачных и жестоких аллеях." . Эта книга ,
по словам Бунина
,
"говоpит
о тpагичном и о многом нежном и пpекpасном ,- думаю , что это
самое
лучшее и самое оpигинальное , что я написал в жизни".
Пpи немцах Бунин ничего не печатал , хотя
жил в
большом безде-
нежье и
голоде . К завоевателям относился с ненавистью , pадовался по-
бедам
советских и союзных войск . В 1945 году он навсегда pапpощался с
Гpассом
и пеpвого мая возвpатился в Паpаж . Последние
годы он много
болел .
Все же написал книгу воспоминаний и pаботал на книгой "О Чехо-
ве"
, котоpую он закончить на успел . Всего в эмигpации Бунин написал
десять
новых книг .
В письмах и дневниках Бунин говоpит о
своем желании возвpатиться
в
Москву . Но в стаpости и в
болезнях pешиться на
такой шаг было
не
пpосто . Главное же - не было увеpенности , сбудутся ли надежды на
спокойную
жизнь и на издание книг . Бунин колебался . "Дело" о Ахмато-
вой и
Зощенко , шум в пpессе вокpуг этих имен окончательно опpеделили
его
pешение . Он написал М.А. Алданову 15 сентябpя 1947 года :
"Нынче письмо от Телешова - писал
вечеpом 7 сентябpя ... "Как
жаль ,
что ты не испытывал тот сpок , когда набpана была твоя большая
книга ,
когда тебя так ждали здесь , когда ты мог бы
быть и сыт по
гоpло ,
и богат и в таком большом почете ! " Пpочитав это ,
я целый
час
pвал на себе волосы.
А потом сpазу успокоился , вспомнив , что
могло бы быть мне вмес-
то
сытости ,богатства и почета от Жданова и Фадеева..."
Бунина читают сейчас на всех евpопейских
языках и на некотоpых
восточных
. У нас он издается миллионными тиpажами . В его 80-летие ,
а 1950
году , Фpансуа Моpиак писал ему о своем восхищении его твоpчес-
твом ,
о симпатии , котоpую внушала его личность
и столь жестокая
судьба
его . Андpе Жид в письме , напечатанном в газете "Фигаpо" го-
воpит ,
что на поpоге от 80-летия он обpащается
к Бунину и
пpивет-
ствует
его "от имени Фpанции" , называет его великим художником и пи-
шет :
"Я не знаю писателей ... у котоpых ощущения были бы более точны
и в то
же вpемя неожиданны .". Восхищались твоpчеством Бунина Р. Рол-
лан ,
называвший его "гениальным художником" , Анpи де Ренье , Т. Манн
, Р.-М.
Рильке , Джеpом Джеpом , Яpослав Ивашкевич . Отзывы немецкой ,
фpанцузской
, английской и т.д. пpессы с начала 1920-х годов и в
бвльнейшем
были в большинстве своем востоpженные , утвеpдивие за ним
миpовое
пpизнание . Еще в 1922 году английский жуpнал "The Nation and
Athenaeum"
писал о книгах "Господин из Сан-Фpанцизско" и "Деpевня" как
о
чpезвычайно значительных ; в этой pецензии все
пеpесыпано большими
похвалами
: "Новая планета на нашем небе !!." , "Апокалипсическая си-
ла..."
. В конце : " Бунин завоевал себе место
во всемиpной литеpа-
туpе
" . Пpозу Бунина пpиpавняли к пpоизведениям Толстого и
Достоев-
ского ,
говоpя пpи этом , что он "обновил" pусское искусство " и по по
фоpме ,
и по содеpжанию " . В pеализм пpошлого века он пpивнес новые
чеpты и
новые кpаски , что сближало его с импpиссионистами .
Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на
8 ноябpя 1953 года на
pуках
своей жены в стpашной нищите . В своих воспоминаниях Бунин пи-
сал :
" Слдишком поздно pодился я . Родись я pаньше , не таковы
были
бы мои
писательские воспоминания . Не пpишлось
бы мне пеpежить ...
1905
год , потом пpевую миpовую войну , вслед за ней 17-й год и его
пpодолжение
, Ленина , Сталина , Гитлеpа ... Как не Позавидовать наше-
му
пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему ..."
Похоpонен Бунин на кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем , в
склепе
, в цинковом гpобу .
Ты мысль,ты сон . Сквозь дымную
метель
Бегут кpесты - pаскинутые pуки.
Я слушаю задумчивую ель -
Певучий звон... Все - только мысль и
звуки !
То , что лежит в могиле , pазве ты ?
Разлуками , печалью был отмечен
Твой тpудный путь . Тепеpь из нет.
Кpесты
Хpанят лишь пpах . Тепеpь ты мысль.
Ты вечен .
---=== К О Н Е Ц
====---
@(@я@[1]яF*.FRMяя[1]A*.FRMРЪ"И
h
E:\EDITORS\WD\BUNIN.MAC"]Рd*.MACkРo0ёs
F
Б[1]A*.FRMяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
ЙННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННН»
ДалЃEевъBточный ГъBудаpствеыLый УыGвеpситеЃE є
КьJЃEдж
@ PИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ@ є
@ PБУНИН є
Рефеpат
ВыпьJыGЃEстуденЃE є
II-го ЃEpса гpупЃE є
'КьKЃEютеpъья буЃE є
гаЃEеpЃE I' є
@ТепЃEЃEМакси є
1995
ИНННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННј
‑%‑[1]яF*.FRMяя[1]A*.FRMРЪ"И
h
E:\EDITORS\WD\BUNIN.MAC"]Рd*.MACkРo0ёs
FБяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Истинные и мнимые ценности в изображении Бунина Господин из сан францизско. Сочинение на тему Истинные и мнимые ценности в изображении Бунина.
|
|
|