|
Андрей Белый
Андрей Белый
Время в мире
Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
Михаил
Чехов.
Мне Вечность -
родственна.
Андрей
Белый.
Андрей
Белый - Борис Николаевич Бугаев
(14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской
интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского университета
Николая Васильевича Бугаева.Летние
месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог
приобщиться к миру поместно-деревенской
России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди
этой природы людьми.
Уже учась в
университете Белый ежедневно посещал
семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей
своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый
дом Соловьевых, где бывали,
старший брат Михаила Сергеевича философ
Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей
Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович
Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно
здесь , в семье Соловьевых , были
поддержаны первые литературные
опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним
"Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,
представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году
Бугаев окончательно решает стать
писателем.В этом году
создана первая из четырех его
"симфоний" - "Северная" или "Героическая".
Писатель
впоследствии признавался, что называя
свои первые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. "Симфонии"
Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого
своего рода символом.
Тема
"вечного возвращения" -одна
из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной
технике ведения повествования. То есть
выделение в произведении одной, двух и
более главных тем, к которым повествователь
возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй
"симфонии" с темой "вечного возврата" борется тема
жизнеутверждения.
Во второй
"симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий "глаз", уставивщийся на
землю и проливающий на нее
потоки "металлической
раскаленности". Первый поэтический
сборник Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет почти что языческого поклонения
:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение
"Солнце" посвящено К.Бальмонту
- автору книги "Будем как
Солнце". Также в этом
сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого
руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует
древнегреческий миф в символическое
иносказание о жизненных целях своего
поколения - поколения рубежа столетия .
Нацеленность в
будущее пронизывает все стихотворения раздела "Золото в
лазури". В будущее , которое
- согласно логике "возврата"
- уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
- "прежнего
счастья"
-
"старины" :
Старина, в
пламенеющий час
обуявшая нас мировым , старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"
- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и
теперь" ) : Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно плафоны,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во
время этого периода Белый влюбляется
в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом
1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник
достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на
десять месяцев, чтобы все обдумать и
принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о
самоубийстве. В сентябре
происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый,Белый оказывается
на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период
исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на
1907-1908 годы.
В эти годы
Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова
посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908) Стихотворения
сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В
него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)
Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим
Белым :
"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама
смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем".Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сборника называется "Просветы").
Пространство "Пепла" - это
система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения
к "центру" . Первый "круг" самый большой, -
почти что безграничные,"пустые","страшные", голодные пространства
России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и
пьянством народ :
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна
вагона"
Тема хаоса - сквозная тема сборника -
особенно акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу
с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство выражено в образах :
- "неизвестности"
- "оторопи" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье"
- смерти :
Над
страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на Руси"
От голода, холода тут
И
мерли, и мрут миллионы...
Там
Смерть протрубила вдали
В
леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" -
"Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый "красный язык" висельника, и стаи
то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной
рукоятки" символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве
смерти :
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее :
Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перенесена в
"Городе" с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир :
...Здесь
хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
"Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не
видят ничего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один
поэт-арлекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не
только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца:
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :
- венок из "колючей крапивы" :
Над простором плету,неподвижен,
Из колючей крапивы венок ...
"В полях"
-
приложенный к "челу пучок колючего чертополоха"
-
бегущая с чела кровавая струя :
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится ...
"Успокоение"
Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы" :
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел"
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.
Следующий его
сборник -"Урна"(1909). Этот
сборник посвящен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический
характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что
дневниковые записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду,сокрытый мглой ночной,
В
ночное ,в ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора"
"Урна"
- последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 -
1908 гг. )
В 1910
Андрей Белый женится
на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию
Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из
всех им написанных.В марте 1912
года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая
в Россию.
В
сентябре 1916 Белый возвращается на
родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое
время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это
написанное в августе 1917 года самое
знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта
к свержению царизма.
В Духов день
20 июня 1921 года он начинает
писать поэму "Первое
свидание" - реквием по сгоревшему
в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
В
сентябре 1925 года был завершен первый
том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то
новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми
видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался
Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо
его человеческой и писательской
натуры.
Последние годы
жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все новые формы,
жанры, стили, писатель сочетает
работу над "Москвой" с путевыми заметками
"Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению,
философскими этюдами и
культурологическими опытами, обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой
эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих,
способствовала появлению так называемой
"орнаментальной прозы".
Литература :
Андрей Белый.Сочинения.
Андрей Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.
В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".
|
|
|