Рефераты. Андрей Белый
Андрей Белый

Андрей Белый

Андрей Белый


Время в мире
Белого было не тем,         что у  нас. Он мыслил эпохами.
                                     Михаил
Чехов.
Мне Вечность -
родственна.
                                     Андрей
Белый.
     Андрей
Белый  -  Борис  Николаевич  Бугаев 
(14.10.1880  ­8.1.1934 )  родился и вырос в среде московской
интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского универси­тета
Николая  Васильевича Бугаева.Летние
месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог
приобщиться к миру поместно-деревенской 
России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа  и величие культуры, творимой жившими среди
этой природы людьми.
     Уже учась в
университете Белый  ежедневно  посещал 
семью Михаила Сергеевича  и  Ольги Михайловны Соловьевых - родителей
своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание  Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал  Белый 
дом Соловьевых, где  бывали,
старший брат Михаила Сергеевича философ 
Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер­гей
Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович 
Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...   Именно 
здесь , в семье Соловьевых , были 
поддержаны  первые литературные
опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним
"Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,
представляющий  собою  гармоническое  сочетание  всех  цветов ­любимый цвет Владимира Соловьева ).
     В 1900 году
Бугаев окончательно решает стать 
писателем.В этом году 
создана  первая из четырех его
"симфоний" - "Север­ная" или "Героическая".
     Писатель
впоследствии  признавался, что называя
свои пер­вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком  не знал, что это такое. "Симфонии"
Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого
своего рода символом.
     Тема
"вечного  возвращения" -одна
из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.  Белый часто об­ращался к лейтмотивной
технике ведения повествования.  То есть
выделение  в произведении одной, двух и
более  главных  тем, к которым повествователь 
возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй
"симфонии" с темой "вечного возв­рата" борется тема
жизнеутверждения.
     Во второй
"симфонии" на первой же странице возникает  об­раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся  на 
землю и проли­вающий  на  нее 
потоки  "металлической
раскаленности".  Первый поэтический
сборник  Белого  "Золото  в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет  почти  что  языческого поклонения
:
                  Солнцем сердце зажжено.
           Солнце - к вечному стремительность.
                  Солнце - вечное окно
  в золотую ослепительность.
                            "Солнце"
     Стихотворение
"Солнце"  посвящено  К.Бальмонту 
-  автору книги "Будем как
Солнце". Также в этом 
сборнике  Белый  отож­дествляет солнце с образом Золотого
руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует
древнегреческий миф в  симво­лическое
иносказание  о жизненных целях своего
поколения - по­коления рубежа столетия .
     Нацеленность в
будущее пронизывает все стихотворения раз­дела "Золото в
лазури".  В будущее , которое
-  согласно логике "возврата"
- уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
- "прежнего
счастья"
    -
"старины" :
                Старина, в
пламенеющий час
                обуявшая нас мировым ,                                         ­                старина, окружившая нас,                                    
               
водопадом летит голубым.
                            "Вечный зов"
           
- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и
теперь" ) : Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно плафоны,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
          1905 год - начало нового периода  жизнетворчества  Андрея Белого. Во 
время  этого периода Белый влюбляется
в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.  Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом
1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник
достиг­ли крайнего  напряжения.  Любовь Дмитриевна расстается с Белым на
десять месяцев,  чтобы все обдумать и
принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о
самоубийстве. В сентябре 
происходит  решительное  объяснение. Резко и  безжа­лостно отвергнутый,Белый оказывается
на грани умопомешательст­ва.Из Петербурга он сразу уезжает за  границу, где  начинается период 
исцеления  от  перенесенного  удара, растянувшийся  на
1907-1908 годы.
     В эти годы
Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли­рики Некрасова. Памяти Некрасова
посвящается сборник стихотво­рений "Пепел" (1908) Стихотворения
сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке.  В 
него  не  вошли многие из  стихотворений, написанных одновременно  со  стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)
Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим
Белым :
"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама
смерть есть только завеса, закрывающая горизонты  дальнего, чтоб найти их в ближ­нем".Сборник  выстроен по линии все большего  и большего прос­ветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сбор­ника  называется "Просветы").
     Пространство "Пепла" - это
система вписанных друг в друга кругов сжимающихся  по мере приближения 
к  "центру" .  Первый "круг" самый большой, -
почти что безграничные,"пустые","стра­шные", голодные пространства
России, в которых обречен на рас­сеяние измученный болезнями, голодом и
пьянством народ :
             Туда - где смертей и болезней
             Лихая прошла колея...
                            "Отчаяние"
             Пожирают их болезни
             Иссушает глаз...
              "Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
                           "Из окна
вагона"
     Тема хаоса - сквозная тема сборника -
особенно акцентиро­вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу
с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство  вы­ражено в образах :
    - "неизвестности"
    - "оторопи" :
              
Где по полю оторопь рыщет,
              
Восстав сухоруким кустом...
                           "Отчаянье"
     -  смерти :
              Над
страной своей родной
              
Встала Смерть.        
"Веселье на Руси"
 От голода, холода тут
              И
мерли, и мрут миллионы...
              Там
Смерть протрубила вдали
              В
леса, города и деревни...
                           "Русь"
     Пространство следующего "круга" -
"Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно  уже  не  пусто, а насыщено предметами под­черкнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы­сунутый  "красный язык" висельника, и стаи
то черных, то изум­рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной
рукоятки" ­символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос­транстве
смерти :
             Красною струею прыснул
             Красной крови ток.
              Ножик хряснул, ножик свистнул,-
             В грудь, в живот и в бок.
                            "Убийство"
     Пространство следующего  раздела "Город" еще конкретнее :
Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене­сена в
"Городе" с открытых пространств России в замкнутый  ми­рок квартир :
               ...Здесь
хозяин гостье рад.
               Звякнет в пол железной злостью
              Там косы сухая трость,-
              Входит гостья,щелкнет костью,
              Взвеет саван : гостья смерть.
                                 "Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не
видят ни­чего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один
поэт-ар­лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не
только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца:
Вы мечи
             На меня обнажали.
             Палачи,
             Вы меня затерзали.
                   "Прохождение"
     Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :
    - венок из "колючей крапивы" :
              Над простором плету,неподвижен,
             
Из колючей крапивы венок ...
                            "В полях"
-
приложенный к "челу пучок колючего чертополоха"
-
бегущая с чела кровавая струя :
             С чела, с кровавого плеча
             Кровавая струя струится ...
                            "Успокоение"
Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит  в последнем стихотворении раздела  - "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы" :
            
              Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти ?
                     
"Жизнь"
    "Пепел"
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.
     Следующий его
сборник -"Урна"(1909).  Этот
сборник посвя­щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий
характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что
дневниковые записи о пережитой драме :
             Год минул встрече роковой,
             Как мы, любовь лелея, млели...
             И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
­Уйду,сокрытый мглой ночной,
             В
ночное ,в ледяное поле...
             Сложу в могиле снеговой
             Любви неразделенной муки...
                     
"Ссора"
     "Урна"
- последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес­кое четырехлетие ( 1905 -
1908 гг. )
     В 1910 
Андрей  Белый  женится 
на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной  Африке.Вернув­шись из  этого путешествия весной 1911 году в Россию
Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из
всех  им написанных.В марте  1912 
года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая
в Россию.
     В
сентябре  1916 Белый возвращается на
родину.Россия ожи­дает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое
время:
Рыдай, буревая стихия,
             В столбах громового огня!
             Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
­Мессия грядущего дня !
"Родине"
     Это
написанное  в  августе  1917 года самое
знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение  поэта 
к свержению царизма.
     В Духов день
20 июня 1921 года он начинает 
писать  поэму "Первое
свидание"  - реквием по сгоревшему
в буревой стихи ми­ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
     "Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го­дов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
     В
сентябре  1925 года был завершен первый
том из задуман­ной Белым эпопеи "Москва".
     "Мне всю жизнь грезились какие-то
новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми
видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",­признавался
Белый, и действительно,  поиск,  непокой, движение образуют самое  существо 
его  человеческой и писательской
на­туры.
     Последние годы
жизни Белого не составляют исключения,ско­рее даже наоборот :  пробуются все новые  формы, 
жанры, стили, писатель сочетает 
работу  над  "Москвой" с путевыми заметками
"Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению,
фило­софскими этюдами  и
культурологическими опытами,  обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
     Смерть писателя  в 1934 году была осознана современниками как завершение целой
эпохи.Но им же было очевидно, что создан­ная Белым  проза  оставила  глубокий след в творчестве многих,
способствовала появлению так называемой 
"орнаментальной  про­зы".
            
     Литература :
     Андрей Белый.Сочинения.
     Андрей Белый.Стихотворения и поэмы.                          Андрей Белый.О себе как о писателе.
В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".

Рефераты. Андрей Белый
Рекомендуем


Рефераты. Андрей Белый