|
Уильям Сомерсет Моэм. Луна и грош
Уильям Сомерсет Моэм. Луна и грош
Уильям Сомерсет Моэм. Луна и грош
После
смерти художник Чарлз Стрикленд был признан гением, и, как это обычно бывает,
каждый, кто видел его хотя бы раз, спешит писать мемуары и толковать его
творчество. Одни делают из Стрикленда добродушного семьянина, заботливого мужа
и отца, другие лепят портрет безнравственного чудовища, не упуская ни малейшей
подробности, что могла бы подогреть интерес публики. Автор чувствует, что
должен написать правду о Стрикленде, ибо знал его ближе, чем другие, и,
привлеченный оригинальностью личности художника, внимательно следил за его
жизнью задолго до того, как Стрикленд вошел в моду: ведь самое интересное в
искусстве — это личность творца.
Действие
романа происходит в начале XX в. Автор, молодой писатель, после своего первого
литературного успеха приглашен на завтрак к миссис Стрикленд — буржуа часто
питают слабость к людям искусства и считают лестным для себя вращаться в
артистических кругах. Ее мужа, биржевого маклера, на таких завтраках не бывает
— он слишком зауряден, скучен и непримечателен.
Но
внезапно традиция завтраков прерывается, — ко всеобщему изумлению, заурядный
Чарлз Стрикленд бросил жену и уехал в Париж. Миссис Стрикленд уверена, что муж
сбежал с певичкой — роскошные отели, дорогие рестораны… Она просит автора
поехать за ним и уговорить его вернуться к семье.
Однако
в Париже оказывается, что Стрикленд живет один, в самой дешевой комнате самого
бедного отеля. Он признает, что поступил ужасно, но судьба жены и детей его не
волнует, равно как и общественное мнение, — остаток жизни он намерен посвятить
не долгу перед семьей, а самому себе: он хочет стать художником. Стриклендом
словно бы владеет могучая, непреодолимая сила, которой невозможно
противостоять.
Миссис
Стрикленд, при всей её любви к искусству, кажется гораздо оскорбительнее то,
что муж бросил её ради живописи, она готова простить; она продолжает
поддерживать слухи о романе Стрикленда с французской танцовщицей.
Через
пять лет, вновь оказавшись в Париже, автор встречает своего приятеля Дирка
Стрева, низенького, толстенького голландца с комической внешностью, до
нелепости доброго, писавшего хорошо продающиеся сладенькие итальянские жанровые
сценки. Будучи посредственным художником, Дирк, однако, великолепно разбирается
в искусстве и верно служит ему. Дирк знает Стрикленда, видел его работы (а этим
могут похвастаться очень немногие) и считает его гениальным художником, а
потому нередко ссужает деньгами, не надеясь на возврат и не ожидая
благодарности. Стрикленд действительно часто голодает, но его не тяготит
нищета, он словно одержимый пишет свои картины, не заботясь ни о достатке, ни
об известности, ни о соблюдении правил человеческого общежития, и как только
картина закончена, он теряет к ней интерес — не выставляет, не продает и даже
просто никому не показывает.
На
глазах автора разыгрывается драма Дирка Стрева. Когда Стрикленд тяжело заболел,
Дирк спас его от смерти, перевез к себе и вдвоем с женой выхаживал до полного
выздоровления. В «благодарность» Стрикленд вступает в связь с его женой Бланш,
которую Стрев любит больше всего на свете. Бланш уходит к Стрикленду. Дирк
совершенно раздавлен.
Такие
вещи совсем в духе Стрикленда: ему неведомы нормальные человеческие чувства.
Стрикленд слишком велик для любви и в то же время её не стоит.
Через
несколько месяцев Бланш кончает жизнь самоубийством. Она любила Стрикленда, а
он не терпел притязаний женщин на то, чтобы быть его помощницами, друзьями и
товарищами. Как только ему надоело писать обнаженную Бланш (он использовал её
как бесплатную натурщицу), он оставил её. Бланш не смогла вернуться к мужу, как
ядовито заметил Стрикленд, не в силах простить ему жертв, которые он принес
(Бланш была гувернанткой, её соблазнил сын хозяина, а когда открылось, что она
беременна, её выгнали; она пыталась покончить с собой, тогда-то Стрев и женился
на ней). После смерти жены Дирк, убитый горем, навсегда уезжает на родину, в
Голландию.
Когда
наконец Стрикленд показывает автору свои картины, они производят на него
сильное и странное впечатление. В них чувствуется неимоверное усилие выразить
что-то, желание избавиться от силы, владеющей художником, — словно он познал
душу Вселенной и обязан воплотить её в своих полотнах…
Когда
судьба забрасывает автора на Таити, где Стрикленд провел последние годы своей
жизни, он расспрашивает о художнике всех, кто его знал. Ему рассказывают, как
Стрикленд, без денег, без работы, голодный, жил в ночлежном доме в Марселе; как
по поддельным документам, спасаясь от мести некоего Строптивого Билла, нанялся
на пароход, идущий в Австралию, как уже на Таити работал надсмотрщиком на
плантации… Жители острова, при жизни считавшие его бродягой и не
интересовавшиеся его «картинками», очень жалеют, что в свое время упустили
возможность за гроши купить полотна, стоящие теперь огромные деньги. Старая
таитянка, хозяйка отеля, где живет автор, поведала ему, как она нашла
Стрикленду жену — туземку Ату, свою дальнюю родственницу. Сразу после свадьбы
Стрикленд и Ата ушли в лес, где у Аты был небольшой клочок земли, и следующие
три года были самыми счастливыми в жизни художника. Ата не докучала ему, делала
все, что он велел, воспитывала их ребенка…
Стрикленд
умер от проказы. Узнав о своей болезни, он хотел уйти в лес, но Ата не пустила
его. Они жили вдвоем, не общаясь с людьми. Несмотря на слепоту (последняя
стадия проказы), Стрикленд продолжал работать, рисуя на стенах дома. Эту
настенную роспись видел только врач, который пришел навестить больного, но уже
не застал его в живых. Он был потрясен. В этой работе было нечто великое,
чувственное и страстное, словно она была создана руками человека, проникшего в
глубины природы и открывшего её пугающие и прекрасные тайны. Создав эту
роспись, Стрикленд добился того, чего хотел: он изгнал демона, долгие годы
владевшего его душой. Но, умирая, он приказал Ате после его смерти сжечь дом, и
она не посмела нарушить его последнюю волю.
Вернувшись
в Лондон, автор вновь встречается с миссис Стрикленд. После смерти сестры она
получила наследство и живет очень благополучно. В её уютной гостиной висят
репродукции работ Стрикленда, и она ведет себя так, словно с мужем у нее были
прекрасные отношения.
Слушая
миссис Стрикленд, автор почему-то вспоминает сына Стрикленда и Аты, словно
воочию увидев его на рыбацкой шхуне. А над ним — густую синеву небес, звезды и,
насколько хватает глаза, водную пустыню Тихого океана.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|