|
Уильям Сомерсет Моэм. Бремя страстей человеческих
Уильям Сомерсет Моэм. Бремя страстей человеческих
Уильям Сомерсет Моэм. Бремя страстей человеческих
Действие
происходит в начале XX в.
Девятилетний
Филип Кэри остается сиротой, и его отправляют на воспитание к дяде-священнику в
Блэкстебл. Священник не испытывает к племяннику нежных чувств, но в его доме
Филип находит множество книг, которые помогают ему забыть об одиночестве.
В
школе, куда отдали мальчика, однокашники издеваются над ним (Филип хром от
рождения), отчего он становится болезненно робок и застенчив — ему кажется, что
страдания — удел всей его жизни. Филип молит Бога сделать его здоровым, и в
том, что чуда не происходит, винит одного себя — он думает, что ему не хватает
веры.
Он
ненавидит школу и не хочет поступать в Оксфорд. Вопреки желанию дяди, он
стремится поучиться в Германии, и ему удается настоять на своем.
В
Берлине Филип подпадает под влияние одного из своих соучеников, англичанина
Хэйуорда, который кажется ему незаурядным и талантливым, не замечая, что
нарочитая необычность того — лишь поза, за которой не стоит ничего. Но споры
Хэйуорда и его собеседников о литературе и религии оставляют огромный след в
душе Филипа: он вдруг понимает, что больше не верит в Бога, не боится ада и что
человек отвечает за свои поступки только перед собой.
Пройдя
курс в Берлине, Филип возвращается в Блэкстебл и встречает там мисс Уилкинсон,
дочь бывшего помощника мистера Кэри. Ей около тридцати, она жеманна и
кокетлива, поначалу она не нравится Филипу, но тем не менее вскоре становится
его любовницей. Филип очень горд, в письме Хэйуорду он сочиняет красивую
романтическую историю. Но когда реальная мисс Уилкинсон уезжает, чувствует
огромное облегчение и грусть оттого, что реальность так не похожа на мечты.
Дядя,
смирившись с нежеланием Филипа поступать в Оксфорд, отправляет его в Лондон
обучаться профессии присяжного бухгалтера. В Лондоне Филипу плохо: друзей нет,
а работа наводит нестерпимую тоску. И когда от Хэйуорда приходит письмо с
предложением уехать в Париж и заняться живописью, Филипу кажется, что это
желание давно зрело в душе у него самого. Проучившись лишь год, он, несмотря на
возражения дяди, уезжает в Париж.
В
Париже Филип поступил в художественную студию «Амитрино»; освоиться на новом
месте ему помогает Фанни Прайс — она очень некрасива и неопрятна, её терпеть не
могут за грубость и огромное самомнение при полном отсутствии способностей к
рисованию, но Филип все равно благодарен ей.
Жизнь
парижской богемы изменяет мировоззрение Филипа: он больше не считает этические
задачи основными для искусства, хотя смысл жизни по-прежнему видит в
христианской добродетели. Поэт Кроншоу, не согласный с такой позицией,
предлагает Филипу для постижения истинной цели человеческого существования
посмотреть на узор персидского ковра.
Когда
Фанни, узнав, что летом Филип с приятелями уезжает из Парижа, устроила
безобразную сцену, Филип понял, что она влюблена в него. А по возвращении он не
увидел Фанни в студии и, поглощенный занятиями, забыл о ней. Через несколько месяцев
от Фанни приходит письмо с просьбой зайти к ней: она три дня ничего не ела.
Придя, Филип обнаруживает, что Фанни покончила с собой. Это потрясло Филипа.
Его мучает чувство вины, но больше всего — бессмысленность подвижничества
Фанни. Он начинает сомневаться и в своих способностях к живописи и обращается с
этими сомнениями к одному из учителей. И действительно, тот советует ему начать
жизнь заново, ибо из него может получиться лишь посредственный художник.
Известие
о смерти тети заставляет Филипа поехать в Блэкстебл, и в Париж он больше не
вернется. Расставшись с живописью, он хочет изучать медицину и поступает в
институт при больнице св. Луки в Лондоне. В своих философских размышлениях
Филип приходит к выводу, что совесть — главный враг личности в борьбе за
свободу, и создает себе новое жизненное правило: надо следовать своим
естественным наклонностям, но с должной оглядкой на полицейского за углом.
Однажды
в кафе он заговорил с официанткой по имени Милдред; она отказалась поддержать
беседу, задев его самолюбие. Скоро Филип понимает, что влюблен, хотя прекрасно
видит все её недостатки: она некрасива, вульгарна, её манеры полны
отвратительного жеманства, её грубая речь говорит о скудости мысли. Тем не
менее Филип хочет получить её любой ценой, вплоть до женитьбы, хотя и осознает,
что это будет гибелью для него. Но Милдред заявляет, что выходит замуж за
другого, и Филип, понимая, что главная причина его мучений — уязвленное
тщеславие, презирает себя не меньше, чем Милдред. Но нужно жить дальше: сдавать
экзамены, встречаться с друзьями…
Знакомство
с молодой симпатичной женщиной по имени Нора Несбит — она очень мила,
остроумна, умеет легко относиться к жизненным неурядицам — возвращает ему веру
в себя и залечивает душевные раны. Еще одного друга Филип находит, заболев
гриппом: за ним заботливо ухаживает его сосед, врач Гриффитс.
Но
Милдред возвращается — узнав, что она беременна, её нареченный сознался, что
женат. Филип оставляет Нору и принимается помогать Милдред — так сильна его
любовь. Новорожденную девочку Милдред отдает на воспитание, не испытывая к
дочери никаких чувств, но зато влюбляется в Гриффитса и вступает с ним в связь.
Оскорбленный Филип тем не менее втайне надеется, что Милдред снова вернется к
нему. Теперь он часто вспоминает о Hope: она любила его, а он поступил с ней
гнусно. Он хочет вернуться к ней, но узнает, что она помолвлена. Скоро до него
доходит слух, что Гриффитс порвал с Милдред: она быстро надоела ему.
Филип
продолжает учиться и работать ассистентом в амбулатории. Общаясь со множеством
самых разных людей, видя их смех и слезы, горе и радость, счастье и отчаяние,
он понимает, что жизнь сложнее абстрактных понятий о добре и зле. В Лондон
приезжает Кроншоу, который наконец собрался издать свои стихи. Он очень болен:
перенес воспаление легких, но, не желая слушать врачей, продолжает пить, ибо
только выпив, становится самим собой. Видя бедственное положение старого друга,
Филип перевозит его к себе; тот вскоре умирает. И опять Филипа угнетает мысль о
бессмысленности его жизни, и изобретенное при аналогичных обстоятельствах
жизненное правило теперь кажется ему глупым.
Филип
сближается с одним из своих пациентов, Торпом Ательни, и очень привязывается к
нему и его семье: гостеприимной жене, здоровым веселым детям. Филипу нравится
бывать у них в доме, греться у их уютного очага. Ательни знакомит его с
картинами Эль Греко. Филип потрясен: ему открылось, что самоотречение не менее
страстно и решительно, чем покорность страстям.
Вновь
встретив Милдред, которая теперь зарабатывает на жизнь проституцией, Филип из
жалости, уже не испытывая к ней прежних чувств, предлагает ей поселиться у него
в качестве прислуги. Но она не умеет вести хозяйство и не желает искать работу.
В поисках денег Филип начинает играть на бирже, и первый опыт ему удается
настолько, что он может позволить себе и прооперировать больную ногу и поехать
с Милдред к морю.
В
Брайтоне они живут в отдельных комнатах. Милдред это злит: она хочет убедить
всех, что Филип — её муж, и по возвращении в Лондон пытается его соблазнить. Но
это ей не удается — теперь Филип испытывает к ней физическое отвращение, и она
в ярости уходит, устроив погром в его доме и забрав ребенка, к которому Филип
успел привязаться.
Все
сбережения Филипа ушли на переезд из квартиры, которая вызывает у него тяжелые
воспоминания и к тому же слишком велика для него одного. Чтобы как-то поправить
положение, он вновь пытается играть на бирже и разоряется. Дядя отказывает ему
в помощи, и Филип вынужден оставить учебу, съехать с квартиры, ночевать на
улице и голодать. Узнав о бедственном положении Филипа, Ательни устраивает его
на работу в магазин.
Весть
о смерти Хэйуорда заставляет Филипа снова задуматься о смысле человеческой
жизни. Он вспоминает слова уже умершего Кроншоу о персидском ковре. Сейчас он
толкует их так: хотя человек и плетет узор своей жизни бесцельно, но, вплетая
различные нити и создавая рисунок по своему усмотрению, он должен
удовлетворяться этим. В уникальности рисунка и состоит его смысл. Тогда же
происходит последняя встреча с Милдред. Она пишет, что больна, что её ребенок
умер; кроме того, придя к ней, Филип выясняет, что она вернулась к прежним
занятиям. После тягостной сцены он уходит навсегда — этот морок его жизни
наконец рассеивается.
Получив
наследство после смерти дяди, Филип возвращается в институт и, окончив учебу,
работает ассистентом у доктора Саута, причем настолько успешно, что тот
предлагает Филипу стать его компаньоном. Но Филип хочет отправиться
путешествовать, «дабы обрести землю обетованную и познать самого себя».
Между
тем старшая дочь Ательни, Салли, очень нравится Филипу, и однажды на сборе
хмеля он поддается своим чувствам… Салли сообщает, что беременна, и Филип
решает принести себя в жертву и жениться на ней. Потом оказывается, что Салли
ошиблась, но Филип почему-то не чувствует облегчения. Вдруг он понимает, что
брак — не самопожертвование, что отказ от выдуманных идеалов ради семейного
счастья если и является поражением, то оно лучше всех побед… Филип просит Салли
стать его женой. Она соглашается, и Филип Кэри наконец обретает ту обетованную
землю, к которой так долго стремилась его душа.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|