|
Томас Манн. Доктор Фаустус
Томас Манн. Доктор Фаустус
Томас Манн. Доктор Фаустус
Рассказ
ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он
оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится
преподавателем классических языков и обзаводится семьей.
Адриан
Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском
поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое
детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.
В
Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В
городе он живет в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных
инструментов. Несмотря на блестящие успехи в учебе, мальчик отличается
несколько высокомерным и скрытным нравом и не по годам любит одиночество.
В
четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по
совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на
сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории
музыки и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.
По
окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города
Галле, куда перебирается и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных
людей: так, преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам
теорию о реальном присутствии магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая
Адриана в обществе сверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности
его натуры.
Леверкюн
продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают в
консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии и
теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар
считает, что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его
таланта может оказаться губительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо
харчевни приводят в публичный дом. К чуждому распутства юноше подходит девушка
с миндалевидными глазами и пытается погладить по щеке; он бросается прочь. С
тех пор её образ не покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша
решается её найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан
наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не
менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет
занятия, но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение
до конца, врач внезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также
оканчивается безуспешно: врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.
Он
увлеченно сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится
цикл песен на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит
знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить
оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».
В
1910 г. Кречмар получает пост главного дирижера Любекского театра, а Леверкюн
переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и
двух её взрослых дочерей — Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются
званые вечера, и среди новых знакомых Леверкюна много артистической публики, в
частности талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет
дружбы Адриана и даже просит написать для него скрипичный концерт. Вскоре в
Мюнхен переезжает и Шильдкнап.
Нигде
не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоем с Шильдкнапом. Жаркое
лето они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги
Цейтблом. Адриан много работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в
высшей степени удивительной и новаторской.
Здесь
с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже
обнаруживает в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и
объявляет о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к
его судьбе. Сатана прочит Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль
провозвестника новой эры, названной им «эрой новейшего варварства». Дьявол
заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку
с силами зла, с тех пор для него идет отсчет времени, и через двадцать четыре
года сатана призовет его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда
отказаться от любви.
Осенью
1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье
Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих
загородных прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда
к нему начинают наведываться мюнхенские друзья и знакомые.
Закончив
оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего
новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во
многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет
симфонию «Чудеса Вселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не
затрагивает, он продолжает жить в доме Швейгештилей и по-прежнему много
работает.
Инеса
Родде Тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя
сгорает от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору.
Вскоре она вступает в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием
неизбежности разрыва. Её сестра Кларисса тоже покидает родной дом, дабы
безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде перебирается в
Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже Принимается
за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает своей демонической музыкой показать
человечеству ту черту, к которой оно Приближается.
Весной
1922 г. в Пфейферийг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий
крах и крушение надежд на личное счастье, она кончает счеты с жизнью, выпивая
яд.
Леверкюн
наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет
шумный успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф
знакомятся с театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она
приезжает в Мюнхен, а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его
посватать. Тот нехотя соглашается и признается, что и сам немного влюблен. Через
два дня все уже знают о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в
Париже, где у скрипача новый контракт. Но по дороге с прощального концерта в
Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности
стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии наконец публично
исполняется «Апокалипсис». Концерт проходит с сенсационным успехом, но автор в
силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор
продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты
«Плач доктора Фаустуса».
Летом
1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника,
пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к
обаятельному и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую
светлую полосу в его жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом
и в считанные дни в муках умирает. Врачи оказываются бессильны.
Следующие
два года становятся для Леверкюна годами напряженной творческой активности: он
пишет свою кантату. В мае 1930 г. он Приглашает друзей и знакомых прослушать
его новое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит
исповедь, в которой признается, что все созданное им на протяжении последних
двадцати четырех лет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет
дьявола на любовь (дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь
к невинному ребенку) приводят к гибели всех, на кого направлена его
привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей.
Шокированные, многие уходят.
Леверкюн
начинает было играть на рояле свое творение, но вдруг Падает на пол, а когда
приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трех месяцев
лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней
ухаживает за ним, как за, малым ребенком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает
поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а ещё через пять лет
гениальный композитор умирает.
Повествование
перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными
драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о
неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает
власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|